Введение / Introduction
В современных условиях проблема формирования гражданской идентичности обучающихся является важной темой в области педагогических исследований. Влияние международных событий, информационной и политической борьбы идеологий подчеркивает необходимость изучения обозначенной проблемы. Ключевым аспектом этого процесса является формирование базовых ценностей обучающихся в образовательных учреждениях. Прежде всего, очень важно развитие гражданской идентичности. Содержание человеческого блока играет важную роль в формировании гражданской идентичности. В цифровом мире, где границы стран и нации размыты, разработка подходов к формированию гражданской идентичности обучающихся становится сущностной задачей педагогической науки.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» подчеркивается важность «формирования у детей высокого уровня духовно-нравственного развития и приверженности историко-культурному наследию русского народа» [1]. Она также отмечает значение «уважения к русскому языку как государственному языку, играющему ключевую роль в гражданской идентичности и самоопределении нации» [2]. Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего образования «устанавливают личностные результаты для развития учащихся на всех уровнях образования, включая формирование гражданской идентичности» [3].
С учетом обозначенных выше задач разработка теоретических подходов к формированию гражданской идентичности в процессе изучения гуманитарных дисциплин становится важным аспектом образовательного процесса.
Все вышеперечисленное определяет цель данного исследования: выявление потенциала гуманитарных дисциплин в формировании гражданской идентичности обучающихся в вузе.
Обзор литературы / Literature review
В рамках проводимого исследования понятие «идентичность» было определено как междисциплинарное понятие. Аспекты формирования гражданской идентичности рассмотрены в разрезе различных дисциплин. И. А. Попп в своем исследовании трактует гражданскую идентичность как исторический феномен. Становление понятия происходило на протяжении длительного времени и претерпевало изменения под воздействием определенных социокультурных процессов [4]. А. В. Селезнева и В. Е. Зиненко подходят к понятию гражданской идентичности с политико-психологической перспективы, обращая внимание на связь между индивидуальными психологическими особенностями и активностью граждан в политической жизни [5]. Л. М. Дробижева разобрала смысл гражданской идентичности с точки зрения социологической науки. Этот подход помогает понять, какие ценности и убеждения объединяют граждан и формируют характерные для россиян черты [6]. В исследовании Л. В. Андриченко внимание сфокусировано на рассмотрении идентичности в контексте времени – прошлого, настоящего и будущего. Это позволяет проследить эволюцию гражданской идентичности на протяжении исторических эпох и предположить тенденции в будущем [7]. Одним из интересных исследований в данной области является работа С. В. Фролова, в которой идентичность рассматривается в контексте психологической сущности личности [8]. В представленном исследовании анализируются психологические модели формирования гражданской идентичности личности.
Актуальность исследования осознается как на уровне профессионального сообщества, так и на уровне обыденного представления. При этом анализ современных публикаций показал сложность и неоднозначность трактовки понятия «гражданская идентичность». В словаре социальная идентичность определяется «с точки зрения принадлежности к какой-либо социальной группе (общности), то есть возникает в результате идентификации индивидом себя в определенной группе, позиционирования себя по отношению к другим» [9]. В. Н. Ефименко представил свое определение идентичности как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта», а также «тождественность личности статусу гражданина, личную оценку своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства» [10].
Е. И. Белянкова отмечает, что формирование гражданской идентичности начинается с формирования уважения к своей малой родине, ее прошлому и современности. У обучающихся должен сформироваться «положительный образ власти, уверенность в возможности оказывать влияние на политические решения и эффективности сотрудничества с ней в решении различных вопросов, в том числе и социального характера» [11]. А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марцинковская и другие обращают внимание на две ипостаси гражданской идентичности: во-первых, «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл», и, во-вторых, «феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующий ее как коллективного субъекта» [12]. В англоязычной научной литературе, представленной в базе данных «Скопус», к понятию “civicidentity” обращено более чем 200 млн работ. Одно из комплексных и емких определений дает М. Джонсон, который определяет «гражданскую идентичность личности как идентичность, связанную с комплексом знаний, установками, ценностями и действиями в отношении гражданской активности» [13].
Анализ подходов к определению понятия идентичности дает возможность говорить об идентичности как сложном социокультурном понятии. Контекстный анализ позволяет определить идентичность как «чувство ответственности за общее благо», как «действия, направленные на решение проблем сообщества и повышение благосостояния его членов», а также как «компетенцию, необходимую для участия в гражданской жизни». На основе анализа результатов научных исследований можно определить ключевые компоненты гражданской идентичности: когнитивный, включающий знания о принадлежности к социальной российской общности, ценностно-смысловой, включающий отношение к этому сообществу (позитивное, негативное или амбивалентное), эмоциональный, понимаемый как принятие либо непринятие, и деятельностный, понимаемый как организованная гражданская активность (участвует либо не участвует в социально значимой деятельности). При этом ключевым фактором, определяющим гражданскую идентичность, является ценностный компонент, так как именно этот компонент может преобладать над когнитивным компонентом гражданской идентичности и влиять на него.
Вопросы формирования гражданской идентичности, ее диагностики являются немаловажными в научных публикациях. Т. Г. Целуйкина отмечает, что «формирование гражданской идентичности в многовекторной ситуации может приобретать разные направления: как конструктивные для благополучия и процветания страны, так и деструктивные, деформированные» [14].
Вопрос диагностики уровней сформированности гражданской идентичности является дискуссионным, так как сложно измерить новообразования, связанные с личностным развитием. Однако рассмотрим основные подходы. В зарубежных исследованиях ученые прибегают к следующим методикам диагностики: «Шкала гражданской активности» А. Дулиттла и А. Фола [15], шкала гражданских аттитюдов» Дж. Мабри [16], «Шкала гражданской ответственности» А. Астина и Л. Сакса [17], «Шкала гражданской активности» Б. Моэли [18], «Шкала гражданской идентичности» Е. Бомонта [19], «Шкала статуса гражданской идентичности» З. Ницца, М. Зупанчич [20].
В целом можно отметить, что представленные методики ориентированы на замер психометрик с учетом специфики страны и измеряют конкретные навыки, при этом для российского общества они не подходят в силу отличий российского и западного обществ. В российской практике находим следующие методики диагностики: опросник «Выявление уровней гражданской идентичности учащейся молодежи» Е. А. Курганова [21], «Профиль гражданской идентичности личности» Е. В. Беловола [22]. В отечественных исследованиях представленные диагностики не отвечают критерию комплексности. В работе за основу была взята методика Е. А. Курганова [23]. Именно этот опросник и был использован для эмпирического изучения сформированности гражданской идентичности обучающихся.
Интерес при анализе научных публикаций представляли и механизмы, методы, приемы формирования гражданской идентичности у обучающихся. Так, О. В. Глушкова считает, что формировать гражданскую идентичность необходимо через изучение родного языка. Особый интерес представляет мысль о необходимости «эмоционального включения обучающихся в изучение предмета, нестандартного решения поставленных задач» [24]. Д. Григорьев также обращает внимание на то, что при формировании «ощущения, сознания и опыта гражданственности (в делах класса, школьного сообщества, в социальных инициативах школы) у юного человека может созреть устойчивое понимание и видение себя как гражданина страны» [25].
Ю. Б. Берлянд предлагает при формировании ценностных ориентаций активно программировать воспитательную среду [26].
Р. З. Юлбаев в исследовании останавливается на необходимости «развития у обучающихся чувства гражданской ответственности перед собственным сообществом как предшественника гражданского поведения, а также стратегий, направленных на поощрение гражданской и политической активности молодежи, которые должны включать как традиционные подходы, так и новую философию политических инноваций. Отношения взаимной обусловленности прямых и обратных связей формируют “естественную” систему гражданской активности молодежи» [27].
В статье Е. А. Ивановой, М. С. Жилинской формирование гражданской идентичности предлагается через такие формы, как лекции, конференции [28]. Отмечается, что важную роль в формировании гражданской идентичности обучающихся играют дисциплины гуманитарного блока.
М. В. Паничкина обращает внимание на включение обучающихся в мероприятия в рамках урочной и внеурочной деятельности по «противодействию искажениям истории России, по повышению информированности детей вынужденных переселенцев в области культуры, традиций России; по развитию эмоционально-нравственной отзывчивости на происходящие события; мероприятия, формирующие готовность к полноценной самореализации обучающегося в качестве гражданина России, и др.» [29]. Особый интерес представляют выводы С. Моралес-Гальвес и Д. Четра, обративших внимание на такие факторы, как «влияние личностных характеристик людей и организация жизни в многокультурном обществе» [30].
Д. Б. Санджая с коллегами описывает опыт формирования гражданской идентичности в учебном процессе через содержание дисциплин «с целью развития гражданской идентичности и укрепления характера у обучающихся» [31].
В. Г. Феклин с коллегами обращают внимание на необходимость «учитывать и компоненты поликультурной среды вуза, такие как компонент образовательной интеграции, ценностно-ориентированный и коммуникативно-толерантный компоненты» [32].
На основе проведенного анализа была определена стратегия формирования гражданской идентичности. Формирование гражданской идентичности обучающихся представляется как включение студентов в диалог, в деятельность через создание ситуаций выбора, решение задач на гуманитарных дисциплинах. При изучении содержания философии, социологии, психологии и других дисциплин у молодежи закладывается прочный фундамент знаний о стране, человеческом обществе, культуре, истории и мировоззрении, в том числе и религии, этике и т. д. В контексте формирования гражданской идентичности занятия должны способствовать развитию ключевых качеств и навыков, таких как эмпатия и сочувствие, критическое мышление, культурное понимание, социальная ответственность, диалог и взаимопонимание. Обучающиеся, изучая различные культуры, социальные группы и исторические контексты, должны расширять кругозор и научиться видеть мир с разных перспектив. При этом формирование гражданской идентичности должно проходить ненавязчиво, а через содержание дисциплин.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методология исследования основана на системно-деятельностном и личностно ориентированном подходах. Достижение поставленной цели осуществлялось через применение теоретических и практических методов научного исследования, таких как теоретический анализ, синтез, метод анкетирования и педагогический эксперимент. В основу исследования были положены подходы, сформулированные в научных трудах ученых в области формирования гражданской идентичности.
Экспериментальной базой исследования выступило ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». В исследовании приняли участие 120 студентов первого курса. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2023 года и включала три этапа.
Первый этап подразумевал изучение и анализ научной, психолого-педагогической литературы, определение теоретического и практического уровней разработанности проблемы. В исследовании были использованы несколько социологических инструментов для сбора данных о сформированности гражданских знаниях, отношениях и вовлеченности студентов в формирование гражданской идентичности:
1) анкетирование обучающихся с целью сбора контекстной информации, а также определения аспектов, связанных с отношением и вовлеченностью студентов в процессы формирования гражданской идентичности;
2) когнитивный тест для оценки знаний и понимания обучающимися концептов гражданского права и гражданственности, а также способность анализировать гражданские проблемы, интерпретировать политическую информацию и применять демократические принципы к реальным социальным сценариям;
3) онлайн-опрос преподавателей с целью анализа практических подходов к гражданскому образованию.
Кроме того, на первом этапе было проведено исследование уровня сформированности гражданской идентичности у студентов первых курсов (в первом семестре).
Второй этап был связан с внедрением в содержание гуманитарных дисциплин (история, философия, право) содержательного и деятельностного механизмов формирования гражданской идентичности.
Третий этап позволил провести контрольное исследование уровня сформированности гражданской идентичности у студентов, обработать полученные результаты, подвергнуть их критическому анализу, сформулировать пути дальнейшей деятельности, подвести итоги.
Основные методы исследования: анализ научной литературы; изучение передового педагогического опыта; наблюдение (в рамках проведения ряда мероприятий и учебных занятий); социологический опрос; тестирование; эксперимент; интерпретация полученных результатов.
Результаты исследования / Research results
Для обобщения подходов и практик формирования гражданской идентичности был организован онлайн-опрос, в котором приняли участие 105 педагогов школ, колледжей и вузов. Результаты опроса показали, что для 78% педагогов основной целью обучения является знание дисциплины. Вопросы воспитания относят к вторичным. На вопрос «Какие методы и приемы применяются Вами для формирования гражданской идентичности?» 37% затруднились ответить, среди ответивших можно выделить следующие приемы: встреча с ветеранами боевых действий, проведение мероприятий ко Дню Победы, редким исключением называли привлечение обучающихся к волонтерской деятельности. Таким образом, анализ результата онлайн-опроса преподавателей показал недостаточное понимание ими механизмов формирования гражданской идентичности. Это объясняется: 1) отсутствием системно выстроенной работы в образовательных организациях по формированию гражданской идентичности; 2) недостаточным применением материала, имеющего воспитывающий потенциал; 3) низкой включенностью обучающихся в социально активные виды деятельности; 4) превалированием когнитивного компонента над ценностным.
С целью определения основных направлений, приемов формирования гражданской идентичности был проведен анализ статей за последние три года в системе https://elibrary.ru. Результаты анализа позволили сделать вывод, что формирование гражданской идентичности у обучающихся – это важная педагогическая задача, решение которой подразумевает приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, являющимся мотивами гражданского поведения.
На основании теоретического осмысления можно определить следующие педагогические условия формирования гражданской идентичности у обучающихся в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока:
‒ отбор содержания дисциплин, позволяющих получить и усвоить знания и факты о своей стране (история, традиции, ценности, язык и т. д.);
‒ разработка заданий, позволяющих включить обучающихся в активную волонтерскую, общественную, политическую деятельность;
‒ создание условий для самореализации личности как субъекта общественной организации.
В педагогических статьях отмечены следующие формы формирования гражданской идентичности:
‒ учебная деятельность (занятие, экскурсии, учебные конференции, лекции, семинары и др.);
‒ внеучебная деятельность (классный час, факультативы, разнообразные формы кружковой деятельности, клубная работа и деятельность общественных организаций/объединений, студенческие объединения и т. д.).
При этом стоит отметить, что в научных исследованиях недостаточно рассмотрен потенциал дисциплин гуманитарного блока. Философия, история, основы российской государственности, социология, психология, литература и искусство обеспечивают обучающихся фундаментальными знаниями о культуре народов, истории, включая страны в целом и регионы в частности, и мировоззрении. В контексте формирования гражданской идентичности гуманитарные дисциплины стимулируют интерес к рассмотрению этических, социальных, философских, политических и других аспектов жизни общества и поощряют обучающихся к познавательной и активной деятельности. Так, студенты получают представления о разнообразных аспектах человеческой деятельности, социокультурных особенностях и исторических контекстах, что является основой гражданской идентичности. Кроме того, содержание дисциплин позволяет включить обучающихся в социально значимую деятельность через выполнение проектов, заданий на практических занятиях, курсовое проектирование.
В рамках формирования гражданской идентичности были проанализированы рабочие программы гуманитарных дисциплин (история, основы российской государственности, социология, право) с целью определения воспитательного потенциала. Анализ содержания дисциплин показал достаточно высокий воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в формировании гражданской идентичности в вузе (табл. 1).
Таблица 1
Воспитательный потенциал дисциплин гуманитарного блока
Дисциплина |
Воспитательный потенциал |
История, основы российской государственности |
Знание истории своей страны, региона, населенного пункта, семьи, особенностей нации, культуры позволяет обучающимся увидеть свою причастность к определенным ценностям, традициям и достижениям. Содержание дисциплины позволяет обучающимся почувствовать гордость за свое наследие |
Право (основы права) |
Знание законов и институтов права, права как системы оказывает влияние на понимание обучающимися прав и обязанностей, помогает осознать свою причастность к определенной государственной общности. Обучающиеся должны осознать, что соблюдение законов и участие в правовой системе могут сформировать уважительное отношение к правопорядку |
Социология |
Социология помогает понять структуру общества, роль гражданина и человека в нем и его место в социальных группах. Анализ социокультурных факторов, таких как язык, религия, обычаи и традиции, может способствовать формированию понимания мультикультурности мира. Изучение социологических процессов позволяет людям понять свое место в обществе и способы взаимодействия с другими гражданами |
Таким образом, объединение всех этих аспектов позволяет обучающимся сформировать свое представление о себе как о части определенной культурной, исторической и социальной среды. Гражданская идентичность становится основой для осознанного участия в жизни общества, защиты прав и свобод, а также развития гражданской ответственности и гражданственности. В итоге темы истории, права и социологии совместно способствуют формированию сильной и устойчивой гражданской идентичности, которая становится основой для построения гармоничного общества.
Основными проблемами в формировании гражданской идентичности являются недостаточная интеграция дисциплин между собой, акцентирование на прочное усвоение знаний и умений по дисциплине.
В рамках формирующего эксперимента была сделана попытка интеграции содержания дисциплин, которые изучаются на I курсе (история, право, основы российской государственности).
Педагогам были предложены следующие рекомендации:
1. Интеграция знаний, лежащих в основе формирования гражданской идентичности. На занятиях по истории, основам российской государственности, права необходимо акцентировать внимание обучающихся на гражданских ценностях, таких как толерантность, уважение к правам и свободам других людей, ответственность и активное участие в общественной жизни. На практических занятиях надо привлекать тексты (исторические, правовые), характеризующиеся дискуссионностью, позволяющие вывести обучающихся на обсуждение и анализ с точки зрения гражданских ценностей.
2. В рамках дисциплин привлечение материала из средств массовой коммуникации. Данная практика позволит применить теоретические знания к реальным ситуациям. Обсуждение актуальных проблем, конфликтов и вызовов, с которыми сталкивается общество сегодня, позволит обучающимся лучше понять свою роль как граждан и то, какой вклад они могут внести в улучшение общества.
3. Включение заданий, направленных на проектирование. Реализация проектов, направленных на решение конкретных социальных или общественных проблем, позволит обучающимся развивать навыки гражданской активности. Участвуя в проектах, связанных с защитой окружающей среды, борьбой с дискриминацией, помощью нуждающимся и т. д., обучающиеся смогут осознать важность вовлеченности и действий в рамках общества.
4. Применение интерактивных технологий обучения. Организация ролевых игр и дискуссий на занятиях позволит обучающимся вжиться в роль общественных лидеров, политиков или активистов и принять на себя ответственность за принятие важных решений. Такие упражнения помогут обучающимся понять сложности общественной жизни и важность активного участия в формировании общего будущего.
В целом формирование гражданской идентичности на занятиях по гуманитарным дисциплинам требует комплексного подхода, включающего разнообразные методы и формы работы, а также активного участия педагога как образца и ментора для обучающихся. Создание благоприятной образовательной среды, где стимулируется участие обучающихся в волонтерской, общественной, политической жизни, способствует формированию у них глубокого понимания и уважения к своей гражданской идентичности.
На третьем этапе был проведен анализ сформированности гражданской идентичности у студентов первого курса после завершения курсов. Для определения степени выраженности когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов гражданской идентичности применялась модифицированная методика «Выявление уровней гражданской идентичности учащейся молодежи» по Е. А. Курганову.
Таблица 2
Результаты исследования уровня сформированности
гражданской идентичности
Критерий |
Констатирующий этап (%) |
Контрольный этап (%) |
||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Когнитивный |
10 |
34 |
56 |
22 |
50 |
28 |
Мотивационный |
7 |
25 |
68 |
24 |
32 |
44 |
Поведенческий (деятельностный) |
7 |
18 |
75 |
20 |
23 |
57 |
Результаты эксперимента показали положительную динамику. Изменения произошли на мотивационном, когнитивном и деятельностном уровнях (табл. 2). Считаем, что в большей степени это связано с изменением акцентов в преподавании дисциплин, интеграцией содержания. Однако полученные результаты не показывают только внешнее проявление. Обучающиеся не обладают достаточными навыками и необходимым уровнем знаний для активного включения в создаваемые условия. К тому же педагогам сложно перейти к новым форматам обучения.
Наше исследование ограничено использованием метода в преподавании дисциплин гуманитарного цикла, что само по себе ценно, но при этом не учитывается специфика иных дисциплин, выходящих за пределы данного учебного блока. Вероятно, их изучение так же может повлиять на качество преподавания, как и формирование системы гражданской идентичности обучающихся, что станет, на наш взгляд, исследовательской задачей в будущем.
Заключение / Conclusion
В условиях международных событий внимание государства и общества направлено на решение проблемы формирования гражданской идентичности граждан. Гражданская идентичность рассматривается как социокультурный феномен, характеризующийся чувством ответственности за общее благо, действиями, направленными на решение проблем сообщества и повышение благосостояния его членов, а также формирование компетенций, необходимых для участия в гражданской жизни.
Формированию гражданской идентичности обучающихся содействует реализация следующих педагогических условий:
‒ создание образовательного пространства, включающего в себя возможность для предметной, духовно-нравственной, деятельностной активности;
‒ привлечение к формированию гражданской идентичности всех субъектов, задействованных в этом процессе (обучающихся, родителей, общественных и детских организаций, образовательных организаций и т. д.);
‒ применение разнообразных активных форм, методов, способов, педагогических приемов, средств;
‒ насыщение содержания гуманитарных дисциплин заданиями, направленными на удовлетворение потребностей обучающихся в социально значимой деятельности.
Формирование гражданской идентичности обучающихся возможно только при внедрении эффективных стратегий образования на дисциплинах гуманитарного блока. Поставленная задача должна стать одним из приоритетов современного образования. Использование инновационных методов обучения, активное вовлечение студентов в социальные и общественные инициативы, а также поддержка преподавателей в их педагогической деятельности – всё это способствует развитию гражданских качеств и ценностей у обучающихся.