Введение / Introduction
В последние годы наблюдается стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ), которые находят применение в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Как отмечают Б. Ло, Р. Ю. Лау, К. Ли, Ю.-В. Си, что такие технологии, как например, чат-боты с ИИ, уже являются неотъемлемой составляющей современных технологий [1]. Преимущественно люди сейчас потребляют мультимедийный контент, особенно молодежь, которая является основным пользователем гаджетов и новейших технологий. Значительное количество компаний, согласно В. И. Юрченкову, Д. Курганову, подстраивается под современного пользователя, создавая различные онлайн-платформы, сервисы, внедряет в них ИИ для формирования более личностного подхода к клиентам, что также находит отражение и в сфере образования [2].
В настоящее время спектр применения ИИ постоянно расширяется, появляются новые программы и системы, направленные на оптимизацию разнообразных процессов. При этом, как отмечает Ф. Шелли, технологии в значительной мере подстраиваются под пользователей, что также способствует их внедрению в нашу повседневную жизнь [3]. Б. Лугрин, К. Пелашо, Д. Траум отмечают, что широкое распространение ИИ связано с тем, что они удобны в использовании не только из-за функциональных возможностей, но и потому, что могут имитировать социальное и разумное поведение, выполнять роль собеседника [4].
В условиях глобальной цифровизации образовательных процессов внедрение ИИ в учебный процесс становится важным элементом образовательной деятельности и ее организации. Как отмечает З. Али, использование таких технологий может оказать положительное влияние на качество обучения и академической успеваемости студентов [5]. Дж. К. М. Али, М. А. А. Шамсан, Т. А. Хезам, А. А. Мохаммед в исследовании о влиянии одного из наиболее популярных чат-ботов с генеративным ИИ ChatGPT на мотивацию учащихся выделяют, что использование технологий ИИ в качестве образовательных инструментов при обучении может способствовать развитию у студентов навыков самостоятельного поиска информации, а также повысить мотивацию студентов к обучению [6].
В образовании, как отмечает И. М. Ахтямова, внедрение технологий ИИ может значительно изменить подход к обучению и его организации [7]. Согласно А. А. Пасковой, использование ИИ позволяет создавать персонализированные образовательные траектории [8]. Опираясь на исследования Н. А. Шобонова, М. Н. Булаевой, С. А. Зиновьевой, можно заключить, что применение технологий ИИ в образовании также способствует обеспечению индивидуального подхода к обучающимся и образовательному процессу, профориентации студентов [9]. Е. В. Ширинкина также подчеркивает, что системы и программы с ИИ могут быть направлены на решение рутинных задач, автоматизацию различных процессов, тем самым уменьшая нагрузку на сотрудников и преподавателей, давая возможность сконцентрироваться на других, более творческих задачах [10]. Дж. Эпштейн, В. Д. Клинкенберг, исследуя возможности применения цифровых технологий, выделили, что они могут также быть применены для сбора и аккумулирования информации, проведения более быстрой оценки [11]. Соответственно, использование технологий ИИ может оказать положительное воздействие на организацию учебного процесса.
Технологии ИИ могут позволить значительно улучшить качество обучения и результаты студентов. Поэтому исследование влияния ИИ на академическую успеваемость студентов является актуальной задачей современной педагогики и образовательных технологий.
Цель настоящей статьи – изучение роли ИИ в повышении академической успеваемости студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести анализ текущего состояния использования ИИ в образовательном процессе.
- Оценить степень влияния ИИ на академическую успеваемость студентов различных курсов и направлений.
- Определить основные направления и перспективы интеграции ИИ в образовательный процесс с учетом предложений респондентов.
Обзор литературы / Literature review
Вопросы использования ИИ в образовании активно изучаются в последние годы. Существуют многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей в данной области. У. Холмс, Дж. Перссон, И.-А. Чунта, Б. Уоссон, В. Димитрова утверждают, что применение ИИ определяет развитие современной педагогики и образовательных технологий на всех уровнях образования [12]. С. Даггэн рассматривает возможное применение ИИ в образовательной деятельности для учащихся, преподавателей, родителей, административного персонала учебных заведений, тем самым показывая высокую популярность и разноплановость использования этих технологий [13].
Т. Т. Х. Нгуен на примере обучения второму иностранному языку демонстрирует, что ИИ может значительно улучшить качество обучения [14]. Кроме того, как отмечает Д. Кониам, эти технологии позволяют сделать образовательный процесс более современным, отвечающим потребностям общества [15]. С. Бибау, Т. Франсуа, П. Десме приходят к аналогичному выводу, при этом подчеркивают, что основным преимуществом ИИ, применимым к обучению, является их реализация в форме диалогового общения с пользователем [16]. Д.-Э. Хан среди особенностей применения ИИ в учебной деятельности выделяет возможность многократного повторения информации, их доступности вне зависимости от времени и места нахождения человека [17]. Так, процесс обучения и усвоения новых знаний может быть непрерывным, не только в рамках академических часов.
Соответственно, как отмечают У. Холмс, М. Бялик, Ч. Фейдл, ИИ-технологии подстраиваются под пользователей, помогают быстрее и эффективнее решать поставленные задачи, находить ответы на вопросы [18]. Р. Дарбинян также подчеркивает, что контент в них адаптируется под индивидуальные особенности и личностные характеристики человека, работающего с этими программами и системами [19]. В процессе обучения технологии ИИ имеют ряд преимуществ, позитивно влияющих на образовательный процесс и качество образования. Так, например, в исследовании Е. В. Комаровой отмечается, что адаптивные обучающие системы, основанные на ИИ, способствуют улучшению понимания и усвоения учебного материала студентами [20]. А в работе П. В. Сысоева, Е. М. Филатова демонстрируется положительное влияние технологий ИИ на обучение и академическую успеваемость, а также мотивированность обучающихся [21].
В экспериментальном исследовании Л. К. Фрайер подтверждается, что использование технологий ИИ повышает заинтересованность обучающихся в выполнении учебных заданий, их мотивацию к обучению [22]. Р. Лакин, У. Холмс, М. Гриффитс, Л. Б. Форсье отмечают, что этому способствует и применение ИИ в качестве постоянной информационной поддержки, элемента аутентичной виртуальной образовательной среды [23].
Однако технологии ИИ могут быть применимы в образовательной деятельности не только с точки зрения самостоятельной подготовки студентов, но и в рамках академической деятельности. Так, например, К. Гольштейн, Б. М. Макларен, В. Алевен рассматривают возможности использования VR-технологий с внедренным ИИ в учебных классах, в условиях взаимодействия обучающихся и преподавателей, при этом подчеркивают эффективность их применения не только для увеличения мотивации студентов, но и измерения вовлеченности, проведения оценки, сбора данных [24].
Кроме того, технологии ИИ могут эффективно использоваться преподавателями, например, для автоматизации оценки работ студентов. В работе Е. А. Друговой, И. И. Журавлевой, У. С. Захаровой, В. Е. Сотниковой, К. И. Яковлевой подчеркивается, что это позволяет сократить время на проверку работ обучающихся, уменьшить нагрузку на преподавателей [25]. Согласно Н. Ю. Куликовой, О. А. Масловой,
Ю. С. Пономаревой, ИИ также позволяет значительно повысить объективность оценки за счет минимизации человеческого фактора [26]. Исследование, проведенное Ки-Ман Чуа, M. Кабиланом, включавшее опрос преподавателей, продемонстрировало положительное отношение к внедрению технологий ИИ в образовательную деятельность, их возрастающую популярность [27].
Тем не менее при включении программ и систем с ИИ в образовательный процесс, выстраивании соответствующих образовательных траекторий необходимо учитывать индивидуальные потребности студентов, степень их подготовленности к работе с ними, техническим возможностям образовательных организаций. С. В. Титова подчеркивает, что современные технологии ИИ формулируют новые требования к педагогической деятельности, организации учебного процесса, компетенциям как преподавателей, так и обучающихся [28]. Успешное применение ИИ в образовании позволяет не только улучшить качество обучения, но и подготовить квалифицированные кадры, отвечающие запросам современного рынка труда.
Вместе с тем М. Н. Лысачев, А. Н. Прохоров подчеркивают необходимость дальнейшего изучения и разработки методов интеграции ИИ в образовательный процесс [29].
И. А. Донина, С. Н. Воднева, М. Н. Михайлова выражают схожую позицию, при этом выделяя такие проблемы, как нехватка методических рекомендаций, недостаточная разработанность темы с точки зрения методологии [30]. Как отмечает И. О. Котлярова, в настоящее время практика использования ИИ в образовательной деятельности достаточно ограничена [31], необходима ее систематизация и формализация.
Анализ иностранного и отечественного опыта внедрения систем и программ ИИ в учебный процесс показывает, что большинство исследований сконцентрировано на применении этих технологий для организации образовательного процесса и обучения преимущественного естественным языкам (как родному, так и первому и второму иностранным). Исследованиям, где рассматривается интеграция ИИ в обучение другим дисциплинам, уделяется меньше внимания, в недостаточной степени рассматривается влияние ИИ на академическую успеваемость студентов разных годов и направлений обучения.
Настоящая статья направлена на дополнение существующих исследований путем анализа данных опроса, проведенного среди участников образовательного процесса.
Таким образом, анализ влияния ИИ на академическую успеваемость студентов, а также определение возможных путей его дальнейшей интеграции в образовательный процесс являются важными и актуальными задачами, требующими тщательного изучения и обсуждения.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Исследование влияния ИИ на академическую успеваемость студентов было проведено с использованием анкетного опроса (https://forms.yandex.ru/u/66978a4290fa7b293f6db77c/). Целевой аудиторией исследования стали студенты различных курсов и направлений обучения ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». В анкетировании участвовало 200 студентов.
Выборка исследования включала представителей различных годов обучения и направлений подготовки, что позволило получить разнообразные данные о применении ИИ в различных образовательных контекстах. Опрос состоял из нескольких блоков вопросов, которые включали следующее:
- Общие сведения о респонденте (курс обучения, факультет/институт). В этот блок входили преимущественно вопросы общего характера для установления контакта с респондентом, а также получения представления об уровне образования и научной сфере участника опроса, что будет способствовать проведению более детального анализа последующих результатов анкетирования.
- Использование ИИ для решения академических и рабочих задач. Блок включал вопросы как открытого, так и закрытого типа. Респонденту предлагалось сначала ответить о факте личного использования ИИ, а затем в открытом вопросе, если до этого был положительный ответ, рассказать о своем опыте применения ИИ более подробно, оценить по 10-балльной шкале (где 10 баллов – наивысшая оценка) эффективность использования ИИ для решения каких-либо задач.
- Оценка влияния ИИ на академическую успеваемость. Вопросы были преимущественно закрытого типа, что позволило более точно провести оценку влияния использования ИИ на академическую успеваемость обучающихся, исходя из их собственной позиции и данных об их академической успеваемости.
- Предложения по внедрению ИИ в образовательный процесс. В данном блоке респонденты оценивали необходимость и эффективность перспективных возможностей использования ИИ в образовании, предложенных авторами исследования. Кроме того, они могли описать собственные идеи по применению ИИ в образовательном процессе.
Анкетирование проводилось в онлайн-формате, что обеспечило удобство участия для респондентов и оперативность сбора данных. Время заполнения анкеты не превышало 15 минут, что способствовало высокому отклику и участию в исследовании.
Для анализа собранных данных были использованы методы количественного и качественного анализа. Количественный анализ включал такие этапы:
- Описание выборки: проведен анализ распределения респондентов по статусу (студенты, выпускники, аспиранты, сотрудники), факультетам/институтам и другим демографическим характеристикам.
- Статистический анализ: вычислены частотные распределения ответов на вопросы анкеты. Проведен анализ связи между использованием ИИ и академической успеваемостью, а также различий в оценках влияния ИИ среди различных групп респондентов. Для проверки гипотез использовались статистические методы, такие как t-тест и анализ вариаций (ANOVA).
Качественный анализ состоял из следующих элементов:
- Анализ открытых вопросов: проведен содержательный анализ ответов на открытые вопросы анкеты, которые касаются предложений по внедрению технологий ИИ в образовательный процесс. Использовались методы тематического анализа для выявления наиболее популярных, ключевых идей и направлений предложений респондентов.
- Классификация предложений: все предложения были классифицированы по категориям (автоматизация оценок, адаптивное обучение, виртуальные помощники и др.), что позволило структурировать информацию, а также выделить основные направления для дальнейшего обсуждения.
Результаты количественного и качественного анализа были использованы для формирования выводов и рекомендаций по внедрению ИИ в образовательный процесс, что позволило сделать обоснованные заключения о его роли в повышении академической успеваемости студентов и возможностях применения в образовании.
Результаты исследования / Research results
Анализ данных, полученных в результате проведенного опроса, показывает, что большинство студентов активно используют ИИ для решения различных академических задач. Так, из 200 опрошенных студентов 176 (88%) подтвердили, что они с разной периодичностью используют ИИ в своей учебной деятельности. Это свидетельствует о высокой степени интеграции ИИ в образовательный процесс и широком признании его полезности среди студентов.
Использование технологий ИИ, а также программ и систем, в которые он включен, студентами варьируется в зависимости от конкретных академических задач. На основании ответов респондентов можно выделить несколько основных направлений применения ИИ (см. рис. 1).
- Подготовка к экзаменам. Около 75% студентов отметили, что используют ИИ для подготовки к экзаменам, что включает следующее:
‒ решение типовых задач и тестов: студенты используют ИИ для решения различных задач и тестов, что позволяет им проверить свои знания и подготовиться к экзаменам;
‒ генерация учебных материалов: ИИ-системы помогают создавать конспекты, карточки для запоминания и другие учебные материалы.
- Выполнение домашних заданий. Практически 68% студентов используют программы и системы с ИИ для выполнения домашних заданий. Основные отмеченные респондентами направления применения технологий:
‒ помощь в решении сложных задач: ИИ-системы предоставляют пошаговые решения и объяснения к сложным заданиям;
‒ автоматическая проверка заданий: студенты могут использовать ИИ для предварительной проверки своих работ, что помогает им выявить и исправить ошибки до сдачи задания.
- Написание и редактирование текстов. Более 62% студентов используют ИИ для помощи в написании и редактировании текстов. Это включает:
‒ автоматическое исправление грамматических и стилистических ошибок: ИИ‑системы помогают улучшить качество письменных работ студентов;
‒ генерация текста: в некоторых случаях ИИ используется для создания черновиков или предложений по структуре и содержанию текстов.
- Исследовательская работа. Около 55% студентов отметили использование ИИ в своей исследовательской деятельности. Они выделили следующие варианты применения ИИ-систем:
‒ анализ данных: ИИ помогает студентам в обработке больших объемов данных, их анализе и визуализации результатов;
‒ поиск информации: ИИ-системы используются для эффективного поиска и анализа научных статей, публикаций и других источников информации.
- Организация учебного процесса. Примерно 48% студентов используют ИИ для организации своего учебного процесса. Основные направления включают:
‒ управление временем: ИИ-системы помогают студентам планировать свое время, напоминать о сроках сдачи работ и управлять учебным расписанием;
‒ персонализированные рекомендации: ИИ предоставляет студентам рекомендации по выбору учебных материалов и стратегий обучения, основываясь на их прогрессе и потребностях.
Рис. 1. Основные типы задач, для решения которых студенты используют ИИ
Таким образом, ИИ активно используется студентами для решения широкого спектра академических задач, что подтверждает его значительную роль в образовательном процессе. Данные о типах задач, для которых студенты применяют ИИ, указывают на разнообразие и многофункциональность этих технологий в учебной деятельности.
Для установления корреляции между использованием ИИ и академической успеваемостью студентов был проведен статистический анализ данных, полученных из анкетного опроса. В качестве показателей академической успеваемости рассматривались средние баллы (GPA) студентов. Анализ выявил положительную корреляцию (r = 0,68, p < 0,01) между частотой использования технологий ИИ и академическими результатами студентов. Таким образом, целесообразно предположить, что студенты, которые более активно используют ИИ в учебном процессе, имеют более высокие средние баллы по сравнению с теми, кто использует ИИ реже или не использует вовсе.
Анализ данных также позволил выявить ключевые факторы, способствующие успешному использованию ИИ для повышения академической успеваемости. Среди них могут были выделены следующие.
- Регулярность использования: студенты, которые регулярно используют ИИ, показывают более высокие академические результаты. Регулярное применение ИИ позволяет лучше усваивать материал и более эффективно готовиться к экзаменам.
- Целенаправленное использование: использование ИИ для конкретных академических задач (например, подготовка к экзаменам, выполнение домашних заданий) способствует улучшению успеваемости. Студенты, использующие ИИ для целенаправленного решения задач, достигают лучших результатов.
- Комбинированный подход: студенты, использующие ИИ в сочетании с традиционными методами обучения (например, участие в лекциях, работа с преподавателями), демонстрируют более высокие академические результаты. Комбинированный подход позволяет максимально эффективно использовать возможности ИИ.
Для более детального анализа влияния ИИ на академическую успеваемость было проведено сравнение использования ИИ и академических результатов среди различных групп студентов, разделенных по курсам и направлениям обучения.
1. Сравнение по курсам (см. рис. 2):
‒ Первокурсники: 78% используют ИИ, средний балл 4,2.
‒ Второкурсники: 82% используют ИИ, средний балл 4,3.
‒ Третьекурсники: 85% используют ИИ, средний балл 4,5.
‒ Четверокурсники: 88% используют ИИ, средний балл 4,6.
На рисунке ниже средний балл указывается в процентах, где за 100% принимается балл, равный 5,0.
Рис. 2. Сравнение количества студентов, использующих ИИ, по курсам и академической успеваемости
Анализ показывает, что с увеличением курса увеличивается как процент студентов, использующих ИИ, так и их средний балл. Соответственно, применение технологий ИИ также имеет влияние на академическую успеваемость обучающихся.
2. Сравнение по направлениям обучения (см. рис. 3):
‒ Гуманитарные науки: 80% используют ИИ, средний балл 4,3.
‒ Естественные науки: 83% используют ИИ, средний балл 4,4.
‒ Технические науки: 86% используют ИИ, средний балл 4,5.
‒ Экономические и социальные науки: 84% используют ИИ, средний балл 4,4.
На рисунке ниже средний балл отмечен в процентах, где за 100% принимается балл, равный 5,0.
Рис. 3. Сравнение количества студентов, использующих ИИ,
по направлениям обучения и академической успеваемости
Результаты показывают, что использование ИИ наиболее распространено среди студентов, обучающихся по направлениям технических (86% респондентов) наук, где средний балл также выше (4,5). В рамках данного исследования возможно предположить, что применение технологий ИИ также достаточно популярно среди студентов, обучающихся по направлениям естественных и экономических и социальных наук (83% и 84% соответственно), где средние баллы совпадают (4,4).
Таким образом, результаты исследования подтверждают, что использование ИИ положительно влияет на академическую успеваемость студентов. Регулярное и целенаправленное использование ИИ, а также его комбинация с традиционными методами обучения способствуют улучшению академических результатов. Сравнительный анализ различных групп студентов также показывает положительную динамику в зависимости от курса и направления обучения, что подчеркивает важность интеграции ИИ в образовательный процесс.
Анализ открытых вопросов анкеты, посвященных предложениям студентов по улучшению использования ИИ в образовательном процессе, позволил выявить несколько ключевых направлений. Студенты предложили следующие основные меры:
- Интеграция ИИ в учебные программы: включение курсов по ИИ и его применению в различные учебные дисциплины.
- Разработка адаптивных обучающих систем: создание систем, которые могут адаптироваться под индивидуальные потребности и уровень знаний каждого студента.
- Использование ИИ для автоматизации оценки: внедрение ИИ для проверки и оценки студенческих работ, что позволит повысить объективность и снизить нагрузку на преподавателей.
- Создание виртуальных помощников: разработка ИИ-ассистентов, которые смогут помогать студентам в решении учебных задач, предоставлять справочную информацию и консультировать по различным вопросам.
- Улучшение инфраструктуры: обеспечение доступности необходимых технических средств и программного обеспечения для эффективного использования ИИ.
В онлайн-опросе также предлагалось отметить положительные стороны применения ИИ в учебных целях. Студенты выделили несколько ключевых преимуществ использования ИИ в образовательном процессе, а именно:
- Ускорение процесса обучения: ИИ помогает значительно ускорить процесс усвоения нового материала благодаря автоматизации рутинных задач и предоставлению быстрого доступа к информации.
- Персонализация учебных материалов: адаптивные системы на базе ИИ могут подстраиваться под индивидуальные потребности каждого студента, предоставляя персонализированные учебные материалы и рекомендации.
- Объективная оценка знаний: ИИ обеспечивает более объективную и быструю оценку знаний студентов, что позволяет сократить временные затраты на проверку работ и повысить справедливость оценивания.
- Поддержка исследовательской деятельности: ИИ помогает студентам в анализе больших объемов данных, поиске релевантной информации и формировании научных выводов.
- Улучшение качества образования: внедрение ИИ способствует повышению качества образования за счет использования передовых технологий и инновационных методов обучения.
Несмотря на многочисленные преимущества, студенты также отметили ряд проблем и барьеров, с которыми они сталкиваются при использовании ИИ:
1) недостаток знаний и навыков: многие студенты испытывают трудности с использованием ИИ из-за недостатка знаний и навыков работы с соответствующими технологиями. Это требует дополнительных образовательных инициатив и курсов по обучению использованию ИИ;
2) технические проблемы: некоторые студенты сталкиваются с техническими проблемами, такими как несовместимость программного обеспечения, недостаточная мощность компьютерной техники и отсутствие доступа к необходимым ресурсам;
3) этические аспекты: студенты выразили озабоченность по поводу этических аспектов использования ИИ, включая вопросы конфиденциальности данных, возможной предвзятости ИИ-систем и влияния ИИ на личную ответственность за выполнение учебных заданий;
4) неравномерный доступ: проблема неравномерного доступа к ИИ‑технологиям среди студентов из разных регионов и с разными финансовыми возможностями также была отмечена как значимый барьер для широкого внедрения ИИ в образование.
Таким образом, качественный анализ предложений студентов подчеркивает необходимость комплексного подхода к интеграции ИИ в образовательный процесс, включающего не только техническое обеспечение и разработку адаптивных систем, но и образовательные инициативы по обучению студентов работе с ИИ, а также внимательное отношение к этическим и социальным аспектам использования новых технологий.
Успешные модели использования ИИ в образовательном процессе включают ряд подходов и стратегий, направленных на повышение академической успеваемости студентов. Эти модели основываются на интеграции ИИ-технологий в учебные программы и процессы, что позволяет создать более эффективные и персонализированные образовательные среды. Ключевые модели включают:
1) персонализированное обучение: использование ИИ для создания индивидуальных учебных траекторий, адаптированных к потребностям и уровню подготовки каждого студента;
2) адаптивные образовательные платформы: платформы, использующие ИИ для анализа учебного прогресса студентов и автоматической настройки учебного контента в соответствии с их потребностями;
3) автоматизацию оценки и обратной связи: применение ИИ для автоматической проверки заданий и предоставления объективной обратной связи, что способствует быстрому выявлению и устранению ошибок;
4) виртуальных помощников и тьюторов: ИИ-системы, которые могут отвечать на вопросы студентов, помогать им в решении учебных задач и предоставлять консультации по различным вопросам;
5) аналитику и прогнозирование: использование ИИ для анализа больших объемов данных и прогнозирования учебных результатов, что позволяет преподавателям своевременно принимать меры для поддержки студентов.
Для эффективного использования ИИ в образовательном процессе студентам и преподавателям рекомендуется следующее.
Для студентов будут актуальны такие советы и рекомендации:
‒ активно использовать ИИ-инструменты: регулярно применять ИИ для подготовки к занятиям, выполнения домашних заданий и исследований;
‒ развивать цифровые навыки: изучать принципы работы ИИ и осваивать новые технологии, чтобы максимально эффективно использовать их в учебе;
‒ искать персонализированные ресурсы: использовать платформы и приложения, которые предлагают адаптивные и индивидуальные учебные траектории.
Преподавателям могут быть даны следующие рекомендации по включению ИИ в образование:
‒ интегрировать ИИ в учебные программы: включать ИИ-инструменты в учебные планы и использовать их для поддержки и улучшения учебного процесса;
‒ обучать студентов: проводить занятия и семинары по использованию ИИ в учебной деятельности, помогая студентам осваивать новые технологии;
‒ использовать аналитику данных: применять ИИ для анализа успеваемости студентов и разработки стратегий для улучшения образовательных результатов.
Эти рекомендации помогут максимально эффективно использовать возможности ИИ для повышения академической успеваемости и создания более персонализированного и эффективного образовательного процесса.
Заключение / Conclusion
В исследовании подтверждается, что технологии ИИ имеют широкий спектр применения и интегрируются в различные сферы деятельности общества. Они крайне популярны и в образовательной деятельности. Проведенный онлайн-опрос показал, что студенты преимущественно применяют ИИ в таких областях, как подготовка к экзаменам, выполнение домашних заданий, написание и редактирование текстов, исследовательская работа, организация ученого процесса. С помощью таких программ и систем 75% респондентов, подтвердивших использование ИИ, занимаются решением типовых задач, тестов, генерируют учебные материалы. Таким образом, студенты выстраивают собственные образовательные траектории, структурируют самостоятельную работу.
Анализ корреляции использования ИИ обучающимися разных направлений и курсов и академической успеваемостью показал, что студенты, которые часто используют технологии ИИ в учебном процессе, имеют более высокие средние баллы, чем те, кто реже применяет ИИ. Среди факторов, которые способствуют успешному применению технологий ИИ для повышения успеваемости, были выделены следующие: регулярность и целенаправленность использования, а также комбинирование ИИ с традиционными методами обучения. При этом качественный анализ предложений обучающихся по интеграции технологий ИИ в образовательный процесс также отмечает необходимость комплексного подхода, который включает как техническое обеспечение, разработку адаптивных систем, так и образовательные инициативы по обучению студентов работе с программами и системами с ИИ.
При сравнении использования ИИ и академической успеваемости по курсам было определено, что с увеличением курса увеличивается не только процент студентов, применяющих ИИ, но и их средний балл. А при анализе по направлениям можно отметить, что обучающиеся по направлениям технических наук чаще всего применяют технологии ИИ. Средний балл у них также выше по сравнению с другими респондентами.
Дальнейшие исследования по данной теме могут быть проведены в следующих сферах: интеграция технологий ИИ в учебные программы; разработка различных адаптивных обучающих систем с применением ИИ; создание ИИ-ассистентов, виртуальных помощников, предоставляющих, например, справочную информацию; программы и системы с ИИ для автоматизации оценивания работ; улучшение инфраструктуры для обеспечения успешного использования технологий ИИ в образовательных целях; расширение методологии исследования, например использование методов статистической обработки результатов.
Практическая значимость проведенного исследования для студентов, преподавателей и образовательных учреждений состоит в следующем:
1) для студентов активное применение ИИ в образовательном процессе позволяет не только приобрести и улучшить цифровые навыки, но и сделать свое обучение наиболее эффективным, что в результате положительно повлияет на академическую успеваемость;
2) для преподавателей технологии ИИ позволяют сделать учебные программы более интересными и современными, еще больше обеспечить индивидуальный подход к обучающимся; автоматизировать и объективизировать процесс оценивания работ студентов; разрабатывать эффективные стратегии улучшения образовательных результатов;
3) для образовательных учреждений ИИ дает возможность адаптировать образовательные программы под условия современного рынка труда; улучшить взаимодействия между структурами организации.
Таким образом, интеграция технологий ИИ в образовательную деятельность может обеспечить повышение академической успеваемости студентов, сделать их более конкурентоспособными на рынке труда, а программы – более современными и эффективными.