Full text

Введение / Introduction

 

В ответ на вызовы современной социально-политической и социокультурной ситуации возрастает потребность в актуализации воспитательного потенциала обучения и образования в целом. Сегодня особенно остро встают вопросы укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранения культуры и исторической памяти, воспитания истинных патриотов России. Об этом свидетельствуют следующие документы:

-         Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года [1];

-         Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [2];

-         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [3].

В связи с этим поиск и разработка новых средств и методов обучения, отвечающих запросам времени, – это актуальная задача для общеобразовательных учреждений разных типов, среди которых своей уникальностью выделяется кадетское училище.

В данном общеобразовательном учреждении особое внимание уделяется интеллектуальному развитию и физической подготовке воспитанников, формированию патриотического самосознания. Образовательный процесс в кадетском училище основывается на традициях российской военной культуры, осуществляется в условиях военизированной строго регламентированной социокультурной среды учреждения с круглосуточным пребыванием, нацелен на раннее профессиональное ориентирование обучающихся.

В силу того что кадету – будущему офицеру Вооруженных сил России предстоит эффективно выполнять сложные задачи во благо Отечества, проявляя при этом высоконравственные качества (патриотизм, чувство долга, готовность бескорыстного служения Родине), необходимо целенаправленно формировать у обучающихся навыки смыслопоисковой деятельности и смыслообразования. Соответственно, главными социально востребованными образовательными результатами обучения в условиях кадетского училища являются воспитанность, гуманистические ценностные ориентиры, нравственная культура, способность к творческой созидательной деятельности. По В. И. Загвязинскому, знания и навыки выступают фундаментом для воспитания личности обучающегося [4].

Однако анализ педагогического опыта общеобразовательных учреждений разных типов и кадетского училища в частности позволяет выявить существующее противоречие между необходимостью воспитания активной ответственной личности, готовой к нравственному социально значимому поступку, и недостаточной разработанностью способов и средств актуализации воспитательного потенциала обучения школьников, в результате чего деятельность педагога сводится, как правило, к упрощенной трансляции знаний, дополненной морализаторством и информированием обучающихся о способах нравственного поведения.

Требуется конструктивное переосмысление подходов к обучению школьников в условиях кадетского училища, актуализация воспитательного потенциала процесса обучения с позиций духовно-нравственных ценностей для обеспечения интегративного развития интеллектуальных и личностных социально значимых качеств обучающихся, формирования активной гражданской позиции.

В связи с этим цель статьи состоит в обосновании содержания, методов и организационных форм эффективной реализации воспитывающего обучения школьников в условиях кадетского училища (рассмотрим на примере преподавания языковых дисциплин).

Для достижения поставленной цели сформулирован ряд задач:

1) раскрыть современное понимание многоаспектного феномена «воспитывающее обучение» с опорой на исследования отечественных и зарубежных ученых;

2) определить педагогические условия и средства реализации воспитывающего обучения школьников в условиях кадетского училища с позиций герменевтического подхода;

3) проверить в опытной работе на примере преподавания языковых дисциплин в условиях кадетского училища возможности применения содержания, методов и организационных форм эффективной реализации герменевтического подхода в процессе воспитывающего обучения школьников.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Феномен «воспитывающее обучение» раскрывается через ретроспективное осмысление традиционно развивавшейся в зарубежной и отечественной педагогической науке идеи о связи воспитания, обучения и образования, а также через понимание стратегии реализации сформулированного на основе этой идеи принципа развивающего и воспитывающего обучения, согласно которому обучение всегда выполняет воспитывающую функцию посредством содержания, форм и методов.

Опираясь на концептуальные положения В. И. Загвязинского и И. Н. Емельяновой, воспитывающее обучение в условиях кадетского училища мы рассматриваем как процесс субъектного взаимодействия, направленного «на выработку определенных личностных качеств» и способствующего становлению личности обучающегося [5].

Вслед за А. В. Бездуховым и Ю. В. Лопуховой считаем, что «воспитание есть приобщение человека к ценностям», обеспечивающее его восхождение к культуре [6]. При этом в условиях кадетского училища воспитывающее обучение языковым и смежным им дисциплинам («Иностранный язык», «Военное страноведение на иностранном языке», «Русский язык») нацелено на интегративное развитие коммуникативной компетенции и личностных социально значимых качеств обучающихся. Достижение этого возможно только при условии акцентирования внимания на проблеме понимания, результирующего смыслопоисковую деятельность школьников.

Исключительно важными для раскрытия сущности воспитывающего обучения в рамках данного исследования считаем теоретические положения В. В. Серикова о воспитании как влиянии на сферу смыслов и ценностей, как процессе развития культуры осмысливания школьником своих переживаний. Воспитывающее обучение обращено к личности обучающегося, касается тонких граней его духовности, актуализирует глубинные процессы смыслообразования, которые, однако, сами по себе не происходят – для этого требуется целенаправленно организованная внутренняя смыслопоисковая деятельность, выступающая в качестве компонента содержания образования и процесса обучения [7].

Теоретическое обоснование феноменов «интерпретация», «понимание», «смыслопоисковая деятельность» и «смыслообразование» как обязательных компонентов воспитывающего обучения и как ключевых категорий педагогической герменевтики достаточно широко представлено в опыте отечественных и зарубежных коллег. В частности, в работах ученых Венского и Лейпцигского университетов И. Шриттэссер, Ю. Кёлер, М. Гольцмейера подчеркивается активная природа смыслообразования, отмечается, что знания не передаются через язык, они конструируются не в пассивном восприятии, а в индивидуальном построении понятий и значений. Авторы рассматривают процесс познания как хрупкий диалог с действительностью, наполненный открытиями и заблуждениями [8].

По мнению Б. Цейнпфенниг, процесс смыслообразования – это превращение «чужого в свое», поэтому человек всегда имеет дело с прочтением, переводом, толкованием, интерпретацией, пониманием, то есть с основными инструментами герменевтики. Толкование действительного есть в то же время самораскрытие человека.В определении автора интерпретация – это улавливание духа, присутствующего в тексте, посредством слов, транслирующих смысл [9].

По справедливому замечанию А. Шютте, результатом диалога-познания является понимание, и любое нарушение коммуникации подлежит истолкованию [10]. Подчеркивая диалогическую природу познания, В. М. Гребенникова, Л. В. Миронов, Л. М. Шер [11] отмечают, что понимание по своей природе непрерывно и безгранично. В связи с этим, на наш взгляд, герменевтический подход как искусство рефлексивного и упорядоченного понимания текста с последующим переносом механизмов смыслообразования в понимание и интерпретацию действительности и поведения является ведущим в процессе воспитывающего обучения.

По утверждению Е. О. Ивановой, смыслообразование соотносимо с одним из видов личностных универсальных учебных действий, на основе которых формируется индивидуальная ценностно-смысловая позиция школьника, определяющая всю его деятельность [12]. Поэтому главная задача педагога заключается в том, чтобы целенаправленно актуализировать в сознании обучающихся процессы рефлексивного ценностного осмысления изучаемых явлений.

Д. Накар, Ю. Килиан и Й. Ландграф считают, что, с одной стороны, важно научить школьников обнаруживать смыслы Другого, с другой стороны, необходимо целенаправленно формировать герменевтические навыки, включающие навыки не только прочтения и интерпретации текста, но и его всестороннего осмысления [13]. На наш взгляд, это утверждение является весьма продуктивным, поскольку оно расширяет методологические представления педагога об организации процесса воспитывающего обучения школьников. Воспитательный потенциал обучения языковым и смежным им дисциплинам с позиций герменевтического подхода раскрывается в том, что обучающиеся:

1) с одной стороны, осваивают язык как инструмент познания, развивают коммуникативные умения и навыки, с другой – открывают для себя новые смыслы и ценности иной лингвокультуры;

2) учатся идентифицировать, анализировать и сопоставлять ценности разных языковых культур, выстраивая при этом личностную систему ценностей и смыслов в контексте общих;

3) учатся работать с разными семиотическими системами и одновременно развивают вербальную креативность, овладевают языком как средством самовыражения;

4) развивают герменевтические навыки (применения разных стратегий чтения, перевода, истолкования, интерпретации и др.), включая способы всестороннего осмысления текста и выработку персонифицированного социально значимого знания;

5) учатся в ситуации пересечения множества смыслов находить возможности сближения разных точек зрения участников интеракции и приходить к пониманию, проявляя при этом социальную сензитивность.

Интересно, что Г. Мандл и Г. Райнманн-Ротмайер предлагают моделировать процесс воспитывающего обучения школьников исходя из следующих положений о том, что обучение:

– всегда происходит в контексте социокультурной ситуации и представляет собой интерактивное событие;

– должно способствовать пониманию концептов и принципов изучаемого предмета, углублять, а не только расширять познание;

– основывается на работе с аутентичными проблемами;

– предполагает постановку задач и рассмотрение проблем с различных предметных перспектив;

– включает разнообразные социокультурные практики: познавательной деятельности, смыслопоисковой деятельности, совместной деятельности, общения [14].

И. Кайпке подчеркивает, что обязательным элементом процесса воспитывающего обучения являются письменные нарративы и сторителлинг, которые выступают в качестве пускового механизма для процессов осмысления и рефлексии, обеспечивающих формирование мыслеобразов и структурирование знаний [15].

Опираясь на теоретическое изучение проблемы и практический опыт, считаем, что следует дополнить и уточнить перечень педагогических условий реализации воспитательного потенциала обучения школьников в условиях кадетского училища:

– активность и самостоятельность обучающегося, проявление его потребности в самовоспитании, стремление к созидательной активности (в соответствии с утверждением Д. В. Вилькеева, воспитание обусловлено внутренними реакциями воспитанника на внешние воздействия, значит, идет изнутри [16]);

– целенаправленный отбор содержания, форм и методов в соответствии с актуальными задачами воспитания (цели воспитания трансформируются в соответствии с изменениями в социокультурной и политической жизни общества, однако неизменными остаются общечеловеческие ценности, по М. С. Глотовой [17]);

– ситуационность обучения: целенаправленное моделирование воспитывающих личностно-развивающих ситуаций («смыслообразующий контекст», «возможность выбора и принятия решения»,решение «задачи на смысл», по Е. Г. Евдокимовой [18]);

– рефлексивность и диалогичность педагогического взаимодействия (в соответствии с теоретическими положениями полисубъектного подхода в обучении и воспитании М. М. Бахтина [19] и В. С. Библера [20]);

– комплексная оценка образовательных результатов в контексте идей воспитывающего обучения;

– личностный потенциал педагога.

Концептуальные положения педагогической герменевтики, разработанные А. Ф. Закировой, раскрывают закономерности развития смыслообразования на основе интерпретации и истолкования культурного текста [21]. Применение герменевтического подхода в процессе воспитывающего обучения школьников предполагает стимулирование смыслообразования с опорой на текст как предмет объяснения и понимания, ориентирует на сочетание рационально-логического и художественно-образного, когнитивно-инструментального и аксиологического подходов в обучении. Как отмечают А. Ф. Закирова и Е. Н. Володина, в качестве потенциальных текстов для творческого прочтения, истолкования и интерпретации выступают проблемная ситуация, человеческий поступок, личностное отношение [22]. О. А. Жеглова, А. Ф. Закирова и Л. В. Шилова подчеркивают, что получаемая обучающимися информация трансформируется в «личностное знание» посредством рефлексии ее ценностно-смысловой составляющей [23]. На наш взгляд, герменевтический подход в реализации идей воспитывающего обучения школьников в условиях кадетского училища является ключевым, так как он существенно расширяет и качественно обогащает арсенал методов, способов и организационных форм обучения, которые позволяют обращаться к сознанию обучающегося, способствуют формированию ценностных установок, ценностных ориентиров, актуализируют ценностное поведение.

Как показывает аналитический обзор исследований И. Ф. Асламова, Г. Я. Гревцевой, М. В. Заикина, М. Э. Паатовой, И. Я. Мурзиной, И. С. Петронюк и других, основными в содержании воспитывающего обучения школьников в условиях кадетского училища являются социальные ценности:

патриотизм (как универсальная форма ответственности и тем самым – критерий личностного развития, по В. В. Серикову [24]; как личностное качество, отражающее положительное отношение к Отечеству посредством активной созидательной деятельности, по Г. Я. Гревцевой [25]);

гражданственность (как определенный уровень сформированности духовной культуры человека, по Г. Я. Гревцевой [26]; в единстве личных и гражданских целей, когда сливаются смысл жизни, личное счастье и гражданский долг, проявляется духовность человека, по В. В. Серикову [27]);

– бескорыстное служение Отечеству и ответственность за его судьбу, по М. Э. Паатовой, И. Ф. Асламову [28];

честь и долг (сочетание любви, чести и долга перед Отечеством – это одна из форм проявления патриотизма, по И. С. Петронюк [29]);

историческая память о героическом прошлом русского народа (уважительное отношение к героическому прошлому формирует гражданскую идентичность и мотивацию к выбору военной профессии, по И. Я. Мурзиной [30]);

единение, товарищество и кадетское братство (сплоченность и готовность к командному взаимодействию – это смысловой стержень профессиональной деятельности офицера, по М. В. Заикину [31]).

Методологически обоснованный, методически и инструментально оснащенный герменевтический подход в процессе воспитывающего обучения языковым дисциплинам в условиях кадетского училища обеспечивает освоение школьниками социально-нравственных гуманистических ценностей.

Потенциал гуманитарных дисциплин в воспитании патриота-гражданина неоспорим и может быть реализован в процессе рефлексивного ценностно-смыслового восприятия и освоения обучающимися содержания изучаемого предмета посредством конструирования системы личностных отношений через призму внутреннего диалога с позиций «Я – Другой/Другие» в контексте выстраивания будущими защитниками Родины жизненных и профессиональных планов. С этой целью в процессе воспитывающего обучения языковым дисциплинам (урочная и внеурочная деятельность) в условиях кадетского училища наряду с традиционными методами обучения предлагается применять специальные методы герменевтики (составление встречного текста, диалог с автором текста, этимологический анализ понятий, рефлексивное осмысление допущенной ошибки/непонимания, интроспективный анализ, диалог с собой и др.), гуманитарные исследовательские практики, методы анализа конкретных ситуаций, методы рефлексивно-диалогического общения, методы проблемных и воспитывающих ситуаций.

Таким образом, многочисленные исследования свидетельствуют о том, что герменевтический подход как перспективное направление педагогической науки представляет интерес как для ученых-исследователей, так и для педагогов-практиков и требует дальнейшей теоретико-эмпирической проработки.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Исследование основывается на взаимодополняющих друг друга концептуальных положениях личностно-деятельностного (К. А. Абульханова-Славская, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская), полисубъектного (М. М. Бахтин, В. С. Библер), ценностно-смыслового (В. П. Бездухов, Е. Г. Белякова, Б. С. Братусь, О. К. Позднякова) подходов к обучению и воспитанию, их эффективным инструментом реализации выступает герменевтический подход (А. Ф. Закирова), в рамках которого раскрываются идеи воспитывающего обучения (И. Ф. Гербарт, Е. В. Бондаревская, Е. Б. Плотникова и др.).

В ходе исследования используется комплекс общенаучных исследовательских методов, включающий теоретические методы:анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, систематизацию; эмпирические методы: наблюдение, описание и интерпретацию педагогического опыта, экспертную оценку и опытную работу; а также интерпретационные техники.

 

Результаты исследования / Research results

 

Исследование проводилось с 2019 по 2023 год на базе ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище» (г. Тюмень) на учебных занятиях и во внеурочной деятельности по предметам «Иностранный язык», «Военное страноведение на иностранном языке» с участием 120 обучающихся 5–11-х классов и 6 преподавателей иностранного языка. Отметим, что в кадетском училище особое внимание уделяется качественной языковой подготовке воспитанников, поэтому рефлексивно-диалогическое взаимодействие педагога и обучающихся осуществляется, как правило, на иностранном языке. Однако это не исключает обращения к родному языку, так как общеизвестно, что именно он обусловливает протекание процессов осмысления и понимания.

Проведение педагогически оправданного отбора содержания обучения школьников в условиях кадетского училища осуществляется в предметном и процессуальном аспектах. Предметный аспект включает социально значимые знания, формирующие представления обучающихся о сущности изучаемого предмета, актуализирующие их рефлексивный поиск личностных смыслов, позволяющие привлечь внимание к проблемам современной действительности: мир в мире, экология, защита гуманистических ценностей, подлинный и ложный гуманизм, истинный патриотизм. Особое значение при этом имеет обращение к ценностям, нормам, образцам военной культуры. Процессуальный аспект содержания обучения объединяет коммуникативные компетенции, опыт решения проблемных задач, опыт творческой созидательной деятельности, умения и навыки ценностно-смысловой рефлексии. Качественный отбор содержания обучения призван обеспечить развитие у обучающихся, с одной стороны, интеллектуально-творческого потенциала (когнитивной гибкости, тактико-стратегических навыков, готовности к командному взаимодействию, коммуникативных навыков), а с другой – социально значимых личностных качеств (ответственности, принципиальности, честности, дисциплинированности, волевых качеств, чувства долга).

В процессе рефлексивно-диалогического взаимодействия, имеющего нелинейный и открытый характер, школьники развивают специальные умения и навыки по выявлению культурно-нравственной значимости своей учебной деятельности: визуализации и осмысления проблемной ситуации; образного моделирования решения проблемы в соизмерении личностных и общественных ценностей; интерпретации анализируемой ситуации как текста; комбинирования терминологического и метафорического способов истолкования; прогнозирования нравственных рисков решений; рефлексии собственной деятельности и ее результатов во временно́м аспекте (с позиций «было – есть – будет»).

Предусмотрено обогащение содержания обучения за счет привлечения в качестве дидактических материалов: словарных статей о терминологии (изучаются такие понятия, как «ценность», «нравственность», «Родина», «патриотизм», «гражданин», «честь», «долг», «подвиг», «дружба», «верность» и другие); научно-популярных текстов по актуальным проблемам современности; военных мемуаров, художественных и публицистических материалов, содержащих примеры нравственного выбора людей, образцы подлинно патриотического поведения (тексты из серии «Жизнь замечательных людей»); комплексов логических, исследовательских, творческих задач; усложняющихся головоломок (загадок, ребусов, шарад, анаграмм, тавтограмм, палиндромов, кроссвордов, лабиринтов и т. д.); рефлексивных тест-карт, интроспективных дневников.

Обязательным условием воспитывающего обучения школьников с позиций герменевтического подхода является вербальное оформление продуктов смыслопоисковой деятельности в устной и письменной речи. С одной стороны, этосвидетельствует об актуализации процессов смыслообразования на основе рефлексивно-диалогического взаимодействия педагога и обучающегося. С другой стороны, позволяет педагогу выявить динамику ценностно-смысловых отношений обучающегося к изучаемому явлению, к собственной деятельности, к самому себе и к миру.

В процессе воспитывающего обучения целесообразно сочетать интерактивные, кооперативные и самостоятельные формы обучения с погружением в культурно-ориентированные языковые исследовательские практики.

На уроках иностранного языка особое внимание уделяется формированию бережного и ответственного отношения к слову, развитию навыков работы с понятиями. Целенаправленное формирование понятийного аппарата обучающихся, с одной стороны, значительно углубляет их представления об изучаемом явлении, расширяет активный словарный запас. С другой стороны, интериоризация нравственных понятий является обязательным условием развития когнитивной (смысловой) составляющей нравственных качеств обучающихся.

Так, в качестве учебного задания к уроку немецкого языка по теме «Was bedeutet Heimat für dich?/Что для тебя Родина?» обучающимся 7-го класса предлагается на основе метода «Смысловая воронка» дать определение слову «Heimat/Родина». Кадеты работают по алгоритму: 1) дать свое определение понятию; 2) найти определение в толковом словаре на русском и немецком языках; 3) найти определение в этимологическом словаре на русском и немецком языках; 4) найти, как раскрывается это понятие в художественной литературе, записать цитаты из прозаических или поэтических произведений/пословицы, поговорки, афоризмы; 5) внимательно прочитать собранную информацию, выделить ключевые слова; 6) дать свое расширенное определение понятию. Результаты своих мини-исследований обучающиеся оформляют в виде интеллект-карт (рис. 1) и представляют к обсуждению в классе.

Творческое исследование текстов, содержащих разнообразные характеристики исследуемого понятия, с позиций герменевтического подхода значительно расширяет рамки учебного познания, дополняя его новыми фактами и смыслами. С одной стороны, кадеты учатся осуществлять поиск, отбор и анализ информации, вырабатывать персонифицированное знание в процессе смыслопоисковой деятельности. С другой стороны, в процессе совместного обсуждения того, что вызвало интерес и удивление, значительно углубляют и расширяют представления об изучаемых явлениях, формируют ценностно-смысловое отношение.

 

 

 

Рис. 1. «Смысловая воронка» понятия «Родина». Выполнил кадет 7-го класса

 

Так, при сопоставительном анализе понятия «Родина» в русском и “Heimat“ в немецком языках обучающиеся делают вывод: на первый взгляд эти понятия очень близки по значению, однако едва уловимый при этимологическом анализе семантический оттенок указывает на различающееся по смыслу восприятие этого феномена представителями разных языковых культур. В русском языке «родина» – это род, семья, и потому «Родина – мать, умей за нее постоять». В немецком языке “Heimat“ – это место, где тебе хорошо.

С целью интегративного развития языковых навыков и ценностных установок применяются усложняющиеся головоломки, которые обучающиеся с удовольствием самостоятельно и совместно выполняют. Обогащенные ценностно-смысловым содержанием разного рода игры со словами используются на уроке и во внеурочной деятельности. Это способствует актуализации эмоциональной (аффективной) составляющей нравственных качеств обучающихся.

Например, в игре «Лестница слов» (разновидности: «Смысловые цепочки», «Снежный ком», «Совместная история», «Лексические крестики-нолики» и др.) педагог предлагает обучающимся составить тематические цепочки слов. Первое слово дано («Heimat/Родина», «verteidigen/защищать», «Freundschaft/дружба», «Offizier/офицер» и др.), задача игрока – за определенное время составить и записать лесенкой слова, тематически подходящие к заданному слову, так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего. Затем педагог предлагает обучающимся объединиться в пары и составить с придуманными цепочками слов предложения так, чтобы получился относительно связный текст (рис. 2). Результаты игры обсуждаются совместно в классе.

 

 

 

Рис. 2. «Лестница слов» по теме “Heimat“с переводом на русский язык.
Составили кадеты 9-го класса

 

Можно усложнить задание, предложив записывать в цепочки слова одной части речи, например только имя существительное или, наоборот, все слова разных частей речи. Можно выявить победителя: у кого самая длинная цепочка слов, у кого самый связный текст, какая пара работала слаженнее и т. д.

Воспитательная ценность подобных заданий заключается в том, что, во-первых, они позволяют держать обучающихся в когнитивном тонусе, учат мыслить метапредметно. Во-вторых, парная и совместная работа способствует развитию навыков сотрудничества и умений договариваться. В-третьих, самостоятельная творческая деятельность обучающихся по созданию ценностно насыщенного текста обладает мощным воспитательным потенциалом, так как «идет изнутри».

В качестве учебного материала на уроках применяются разножанровые тексты, анализ которых позволяет, с одной стороны, привлечь внимание обучающихся к рассмотрению примеров достойного поведения и героических поступков людей в ситуации ответственного выбора, с другой – через моделирование воспитывающих ситуаций обеспечить усвоение алгоритмов принятия нравственно обоснованных решений. Это позволяет актуализировать мотивационно-деятельностную (конативную) составляющую нравственных качеств обучающихся.

Обучающиеся анализируют такие проблемные ситуации, как «Патриотизм и псевдопатриотизм: в чем отличие?», «Сам погибай, а товарища выручай?», «Война памяти: как не допустить переписывание истории?», «Правила сохранения мира» и др.; ситуации морально-нравственного выбора: «Подвиг советского солдата (Иван Середа, Николай Гастелло, Александр Матросов и другие)», «Героическая служба женщин-медиков в зоне проведения специальной военной операции», «Герои современности (Д. Юсупов, М. Нурбагандов, А. Прохоренко и др.)», «И один в поле воин, если он по-русски скроен (подвиг А. Мальцева и других героев СВО)», «Подвиг экипажа легендарного танка “Алеша”» и др.

Анализируя учебный материал, содержащий нравственный компонент, обучающиеся осмысливают реальные факты проявления гражданственности и подлинного патриотизма при осуществлении выбора, учатся понимать нравственный смысл принимаемых решений.

Для осмысления анализируемых текстов применяются такие методы, приемы и техники:

«Шкала ценностей»/Werteskala: обучающиеся оценивают поступки человека в момент принятия решения по шкале ценностей, затем комментируют свое мнение, обосновывая по критериям: 1) намерения, 2) ситуация, 3) мотивы, 4) цели. Пример представлен на рис. 3.

 

 

Рис. 3. Шкала ценностей

 

«Алфавит»/ABC-Methode: обучающиеся записывают/называют относящиеся к интересующей теме аспекты в алфавитном порядке, например, качества современного военного: А – aktiv/активный, B – brav/бравый, C – charmant/обаятельный, D – diszipliniert/дисциплинированный, E – ehrlich/честный и т. д. С одной стороны, это помогает концентрировать фокус внимания на изучаемом явлении, с другой – выполняет анкерную функцию, фиксирует в сознании обучающихся ценностно-смысловые части целого образа.

«Пучок вопросов»/W-Fragen-Methode: задавая различные вопросы по содержанию текста, обучающиеся не только устанавливают интересующие факты, но и создают смысловое пространство, которое раскрывает возможности для обогащения личностных смыслов.

Табличные методы/Tabellarische Methoden: метод «Аргументы за и против»/Für-gegen-Methode, метод ПМИ (плюс-минус интересные идеи)/PMI-Methode, метод «Проблема – причины – следствие – решение»/BUWA-Methode и другие. Данные методы позволяют упорядочивать и наглядно представлять информацию, а также развивают навыки объемного ви́дения проблемы.

«Концентрические круги»/Konzentrische Kreisе: при помощи этого приема обучающиеся собирают необходимую информацию по определенной теме, а также оценивают значимость решаемой проблемы в личностной перспективе. Кадеты приходят к пониманию, что осуществлять нравственный выбор в соответствии с «золотым правилом нравственности» значит перенаправлять фокус рефлексии со «значимое для меня» на «значимое для Другого как меня» (по В. П. Бездухову, О. К. Поздняковой, [32]). Пример использования приема по теме «Höflichkeit. Wozu?/Вежливость. Зачем?» представлен на рис. 4.

 

 

 

Рис. 4. Прием «Концентрические круги»

 

Метод расширения текста «Смена автора»/«Fahrerwechsel»: обучающийся, выступая в роли соавтора, творчески дополняет текст, например описывает эмоциональное состояние героя, его мысли и чувства в момент принятия решения. Применение данного метода, с одной стороны, способствует развитию языковых умений и навыков, с другой стороны, благоприятствует формированию эмпатичной личности, способной поставить себя на место другого человека и понять его чувства, мысли. «Примеряя» на себя роль офицера, проявившего высоконравственные качества в ситуации морального выбора, обучающийся проецирует и сохраняет этот образ в своем сознании, формируя при этом своего рода «ценностно-смысловой магнит», который в дальнейшем будет «притягивать» рефлексивный импульс, направленный на оценку собственного поведения.

Применение данных методов, комплексов учебных задач, проблемных диалогов, творческих заданий помогает педагогу целенаправленно моделировать личностно развивающие воспитывающие ситуации, которые обеспечивают школьнику возможность «переживать» ситуацию открытия знания, рефлексировать свою деятельность в личностном и социальном аспектах, моделировать образ желаемого будущего. Важно отметить, что рефлексия на уроке имеет сквозной характер и рефлексивно-диалогическое взаимодействие пронизывает все этапы учебного занятия, соединяя их в связный текст, подлежащий осмыслению и истолкованию.

Особую воспитательную ценность в процессе обучения языковым дисциплинам в условиях кадетского училища имеют разрабатываемые обучающимися под руководством педагога индивидуальные и совместные исследовательские проекты. В процессе учебно-исследовательской деятельности кадеты, с одной стороны, овладевают в пробно-практических действиях исследовательскими операциями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, выдвижение гипотезы, сопоставление), адаптированными методами научного творчества. С другой стороны, они развивают способности критического и творческого мышления, готовность к командному взаимодействию, коммуникативные умения в совокупности с навыками рефлексивной и смыслопоисковой деятельности.

 

Заключение / Conclusion

 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что воспитывающее обучение школьников в условиях кадетского училища – это сложный многоаспектный феномен, который характеризуется какпроцесс субъектного взаимодействия педагога и обучающихся, направленный одновременно на управляемое познание явлений окружающего мира, на освоение способов деятельности, а также на выработку личностных социально значимых качеств обучающихся.

С позиций герменевтического подхода актуализация воспитывающего обучения школьников возможна через целенаправленную активизацию процессов внутренней смыслопоисковой деятельности и смыслообразования, которые способствуют формированию всех компонентов духовно-нравственной культуры обучающихся: когнитивного (знания об общечеловеческих ценностях), аффективного (эмоционально-позитивное отношение к общечеловеческим ценностям, готовность следовать ценностным ориентирам), мотивационно-деятельностного (потребность в социально значимой созидательной деятельности). В соответствии с идеями педагогической герменевтики процесс обучения языковым дисциплинам сопровождается интерпретацией, истолкованием ситуации коммуникативного взаимодействия как текста и предполагает вербализацию смыслов во внешней речи.

В ходе исследования установлено, что интегративное взаимодополнение в процессе обучения школьников рационально-логического и художественно-образного, когнитивно-инструментального и аксиологического компонентов учебной деятельности, выстраивание системы ценностных и нравственных фильтров в процессе овладения знаниями, коммуникативными умениями и навыками создают благоприятную воспитывающую среду для развития социально значимых личностных качеств обучающихся. Воспитание в условиях кадетского училища истинных патриотов, будущих защитников Отечества предполагает качественное обогащение содержания обучения ценностями и образцами военной культуры, содержащими примеры духовно-нравственного поведения человека в ситуации морального выбора.