Введение
В настоящее время в практической психологии, в психологии личности, в социальной психологии, в медицинской психологии и т. д. наибольшую популярность приобретает когнитивный подход, являющийся относительно современным методом исследования человеческого поведения. Именно этот факт и актуализирует обращение исследователей к вопросу о личностных убеждениях. Д. В. Меркурьев считает, что убеждения формируют понимание человеком мира, выступают своеобразным стимулом в ситуациях принятия/непринятия решений, определяют отношение человека к определенным событиям и составляют основу для выбора способов поведения [1]. На современном этапе изучения проблемы психологии убеждений в большей степени исследователей привлекают базисные убеждения человека. Базисные убеждения, как утверждают М. А. Падун и Н. В. Тарабрина, трактуются как неизменные и устоявшиеся представления человека об окружающем мире, о себе самом, которые влияют на мыслительные процессы, эмоциональное состояние и поведение человека [2].
В «Большом психологическом словаре» под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко убеждения определяются как «представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности; компоненты мировоззрения личности» [3]. Такая трактовка данного понятия уже включает в себя движущую функцию убеждений, которая указывает на связь с потребностями и мотивами личности, вторую функцию убеждения можно назвать мировоззренческой, отражающей отношение человека к окружающей действительности.
По мнению С. Л. Рубинштейна, убеждения, равно как и интересы, и склонности человека, включаются в структуру направленности личности [4]. Совокупность убеждений человека формируется в процессе жизни и развития личности и обретения опыта взаимодействия с окружающей средой. В качестве предпосылок становления системы убеждений выступают в первую очередь типологические характеристики личности, эмоционально-волевые свойства, а также особенности мотивационно-потребностной сферы.
Рассматривая убеждения как личностные образования, Б. Э. Чудновский утверждает, что они имеют двухкомпонентную структуру. Эта структура включает в себя логический анализ определенных знаний, суждений и мнений (когнитивный компонент), а также переживание своего отношения к этим знаниям (эмоционально-личностный компонент). При этом, по мнению ученого, убеждения представляют собой динамическую структуру, а их содержание и ценность для человека могут меняться. Во многом это зависит от того, каким способом человек впитал знания об окружающем мире, его личностных качеств и самосознания [5].
Значительный вклад в изучение вопросов убеждений личности внес Г. Е. Залесский. На основе анализа научных трудов своих предшественников и современников по проблематике формирования убеждений и мировоззрения автор предпринял попытку отнести убеждения к набору личностных характеристик, описать их различия, определить их роль и функцию в жизни человека. По мнению Г. Е. Залесского, убеждение является не только единицей мировоззрения человека, но и основой выбора мотивов, поступков и ценностей [6]. Таким образом, убеждение выполняет следующие функции: мотивирующую, как побуждение для отбора знаний и способов их применения на практике, и когнитивную, как основа для выбора определенной системы правил, норм и ценностей в качестве жизненных ориентиров.
Концепция базисных убеждений, созданная Р. Янофф-Бульманом, является своеобразной попыткой объяснить влияние психологической травмы на человека. В структуре базисных убеждений личности автор выделил убеждения о доброжелательности/враждебности окружающего мира, о справедливости, о ценности и значимости собственного Я [7]. В исследовании Н. П. Благенковой установлено, что на протяжении всей жизни убеждения человека достаточно стабильны, однако они сильно подвержены изменениям под влиянием психической травмы [8].
Анализ отдельных исследований личностных качеств и системы убеждений студенческой молодежи, в частности Г. С. Кожухарь и А. В. Шаталовой, позволяют констатировать, что в процессе формирования убеждений важную роль играют индивидуально-типологические особенности и личностные качества студентов, а также опыт взаимодействия с окружающим миром [9]. Они оказывают влияние и на поведение, и на деятельность человека, составляя основу его мировоззрения.
В период обучения в вузе жизнь студентов часто наполнена различными событиями. Изменения, происходящие в студенческом возрасте, характеризуются тем, что молодые люди обретают самостоятельность, формируют собственное мировоззрение, ориентированы на будущее и осознание высших ценностей, стремятся к самореализации и развитию в учебно-профессиональной и межличностной сферах. При этом стремление к самоутверждению может способствовать появлению перфекционистских тенденций. Перфекционизм представляет собой устойчивый стиль личности, для которого, по мнению Е. А. Соколович, характерны чрезмерно высокие требования, направленные на себя и окружающих, и нетерпимость к ошибкам [10].
Степень выраженности перфекционизма может сильно варьироваться в зависимости от базисных убеждений человека. Именно они становятся стимулами поведения человека и определяют его отношение ко всем сферам жизни и деятельности. В картине мира студентов эти убеждения реализуются с целью ухода от ответственности за результаты учебной деятельности, снятия психического напряжения в процессе обучения и поддержания оптимального уровня самооценки.
Методология и результаты исследования
Проведенный обзор научных работ и эмпирических исследований проблемы базисных убеждений актуализирует целесообразность эмпирического исследования взаимосвязи базисных убеждений и уровня перфекционизма у студентов. Мы предположили, что студенты с высоким уровнем перфекционизма сильнее убеждены во враждебности окружающего мира и в собственной незначимости, чем студенты с менее выраженным перфекционизмом.
Цель нашей статьи – выявить особенности базисных убеждений студентов с разным уровнем перфекционизма.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
– установить уровень базисных убеждений студентов;
– определить выраженность перфекционизма у студентов;
– выявить различия в базисных убеждениях студентов с различной выраженностью перфекционизма;
– охарактеризовать взаимосвязь базисных убеждений и перфекционизма у студентов.
В качестве респондентов нашего исследования выступили студенты-психологи Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в возрасте 18–21 года (n = 61). В эмпирической части исследования использовались следующие методики: шкала базисных убеждений личности (WAS) Р. Янофф-Бульман в адаптации М. А. Падун и А. В. Котельниковой (позволяет измерять глубинные представления личности об окружающем мире и о собственном «Я»); трехфакторный опросник перфекционизма Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогоровой (предназначен для выявления общего уровня перфекционизма и оценки его структурных компонентов); краткий дифференциальный тест перфекционизма (КДТП) А. Золотаревой (предназначен для оценки уровней нормального перфекционизма и патологического перфекционизма).
Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics v. 23 с применением описательных статистик и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Для получения обобщенной информации о данных эмпирического исследования, распределении и однородности данных был проведен первичный описательный анализ результатов всей выборки (см. табл. 1).
В первую очередь были определены показатели базисных убеждений студентов. Анализ средних значений базисных убеждений студентов (см. рис. 1) свидетельствует, что наиболее выраженными оказались убеждения в удаче и позитивном образе «Я», наименее выражены убеждения в справедливости. Студенты зачастую полагаются более на удачу, не веря в справедливость, хотя это несколько диссонирует с убежденностью в позитивном образе «Я». Студенты считают мир скорее недоброжелательным, что согласуется с выводами В. С. Шаповаловой [11].
Таблица 1
Описательные статистики показателей по выборке
Показатели |
Min |
Max |
Mean |
SD |
Возраст |
18 |
21 |
18,75 |
0,809 |
Перфекционизм |
7 |
64 |
36,05 |
12,976 |
Озабоченность оценками |
0 |
26 |
13,34 |
7,434 |
Высокие стандарты |
1 |
20 |
11,54 |
4,735 |
Негативное селектирование |
1 |
21 |
11,16 |
5,168 |
Доброжелательность мира |
1 |
10 |
5,84 |
2,471 |
Справедливость |
1 |
10 |
4,36 |
2,415 |
Образ «Я» |
1 |
10 |
6,90 |
2,885 |
Удача |
1 |
10 |
7,74 |
2,601 |
Убеждение о контроле |
1 |
10 |
6,43 |
2,305 |
Нормальный перфекционизм |
11 |
49 |
34,57 |
7,219 |
Патологический перфекционизм |
11 |
44 |
27,90 |
7,890 |
Рис. 1. Средние значения шкал базисных убеждений студентов
При анализе выраженности перфекционизма установлено, что почти у половины респондентов (44,2%) отмечен средний уровень перфекционизма, удельный вес высокого и низкого уровней перфекционизма составил по 27,9%.
Выявлены статистически значимые различия между студентами с различным уровнем перфекционизма в выраженности убеждения в позитивном образе «Я» (р = 0,001) и убеждения о возможности контроля (р = 0,023) (рис. 2).
Это обусловлено защитной функцией перфекционизма. Неуверенный в себе студент имплицитно находит решение в абсолютно идеальном выполнении всего, чтобы слабость не смогла помешать.
Рис. 2. Средние значения шкал базисных убеждений при различных уровнях перфекционизма
В группах студентов с различным уровнем нормального перфекционизма (рис. 3) выявлено значимое различие в убеждении о контроле (р = 0,036).
Рис. 3. Средние значения шкал базисных убеждений
при различных уровнях нормального перфекционизма
Студентов с чрезмерным проявлением нормального перфекционизма отличает устойчивая уверенность в собственных возможностях контроля ситуации, так как такие люди устанавливают себе высокие, но достижимые стандарты.
У студентов с различной выраженностью патологического перфекционизма достоверно отличаются средние значения убежденности во враждебности окружающего мира (р = 0,023) (рис. 4).
Рис. 4. Средние значения шкал базисных убеждений
при различных уровнях патологического перфекционизма
Для студентов с высоким уровнем патологического перфекционизма характерно сильное убеждение во враждебности мира, который, по их субъективному мнению, может причинить вред.
Таким образом, у студентов наиболее выражено убеждение об удаче и наименее – о справедливости. В целом студенты обладают средним уровнем перфекционизма, его проявление можно считать здоровым. Выявлены статистически значимые различия между студентами с различным уровнем перфекционизма в выраженности убеждения в позитивном образе «Я» (р = 0,001) и убеждения о контроле (р = 0,023), т. е. студенты-перфекционисты достоверно сильнее убеждены в собственной незначимости и возможности контролировать происходящее, чем студенты с менее выраженным перфекционизмом.
В ходе корреляционного анализа рассчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты корреляции Спирмена
между шкалами базисных убеждений и перфекционизма по выборке в целом (N = 61)
Шкалы |
Доброжела-тельность мира |
Справед- ливость |
Образ «Я» |
Удача |
Убеждение о контроле |
Перфекционизм |
–0,264* |
–0,003 |
–0,349** |
–0,124 |
–0,339** |
Озабоченность оценками |
–0,134 |
0,033 |
–0,402** |
–0,124 |
–0,374** |
Высокие стандарты |
–0,147 |
–0,002 |
0,163 |
0,044 |
0,043 |
Негативное селектирование |
–0,203 |
0,050 |
–0,366** |
–0,125 |
–0,333** |
Нормальный перфекционизм |
–0,078 |
0,098 |
0,226 |
0,246 |
0,355** |
Патологический перфекционизм |
–0,342** |
–0,132 |
–0,331** |
–0,177 |
–0,036 |
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Выявлены статистически значимые обратные связи перфекционизма и убеждения в доброжелательности мира (ρ = –0,264 при р ≤ 0,05), а также убеждения о ценности собственного «Я» (ρ = –0,349 при р ≤ 0,01). Студенты-перфекционисты, стремясь к совершенству как способу защиты от враждебно настроенного к ним мира, существенно недооценивают собственную значимость и собственную возможность контроля над происходящим. Перфекционизм не позволяет трансформировать имеющиеся базисные убеждения, а придает им чувство определенности и стабильности. Даже неуверенные в себе и собственных возможностях студенты компенсируют свою неуверенность, смещая фокус внимания на убежденность в собственной правоте о своей незначимости и бессилии контролировать насущную ситуацию и справляться с ней. Эти студенты подсознательно находят решение в идеальном выполнении деятельности и поддержании иллюзии контроля над жизненными событиями.
Зафиксирована значимая обратная взаимосвязь озабоченности оценками с позитивным восприятием образа «Я» (ρ = –0,402 при р ≤ 0,01) и убеждением о контроле (ρ = –0,374 при р ≤ 0,01). Студенты, озабоченные оценками, имеют более негативное понятие о своем «Я» и его ценности. Они теряют веру в способность предотвратить несчастья на фоне озабоченности мнениями окружающих.
Негативное селектирование имеет значимую умеренную обратную взаимосвязь с убеждениями о позитивном образе «Я» (ρ = –0,366 при р ≤ 0,01) и убеждением о контроле (ρ = –0,333 при р ≤ 0,01). Студенты склонны акцентировать внимание только на негативных аспектах ситуации: занижать ценность собственного «Я», а также свою способность контролировать жизнь.
И если нормальный перфекционизм напрямую связан с базисным убеждением о контроле (ρ = 0,355 при р ≤ 0,01), позволяя студентам здраво оценивать то, что они объективно могут контролировать, а что неподвластно их контролю; то с патологическим перфекционизмом достоверно обратно связаны убеждения о доброжелательности мира (ρ = –0,342 при р ≤ 0,01) и о позитивном образе «Я» (ρ = –0,331 при р ≤ 0,01). Такие студенты стремятся к нездоровой идеальности во всем, однако их взгляды о доброжелательности мира и собственном образе скорее нереалистичны.
При анализе связей между шкалами трехфакторного опросника перфекционизма и краткого дифференциального теста перфекционизма получены следующие данные (табл. 3).
Таблица 3
Коэффициенты корреляции Спирмена между шкалами перфекционизма
по опросникам ТОП и ДТП по выборке в целом (N = 61)
Шкалы |
Нормальный перфекционизм |
Патологический перфекционизм |
Перфекционизм |
–0,283* |
0,449** |
Озабоченность оценками |
–0,359** |
0,439** |
Высокие стандарты |
0,117 |
–0,006 |
Негативное селектирование |
0,291* |
0,431** |
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Шкала «Перфекционизм» имеет значимую слабую обратную взаимосвязь со шкалой «Нормальный перфекционизм» (ρ = –0,283 при р ≤ 0,05), а также умеренную прямую взаимосвязь со шкалой «Патологический перфекционизм» (ρ = 0,449 при р ≤ 0,01). Это свидетельствует о том, что чем выше общий уровень перфекционизма, тем выше вероятность его патологического характера.
Шкала «Озабоченность оценками» обратно связана со шкалой «Нормальный перфекционизм» (ρ = –0,359 при р ≤ 0,01) и прямо связана со шкалой «Патологический перфекционизм» (ρ = 0,439 при р ≤ 0,01). Студенты, обладающие нормальным уровнем перфекционизма, скорее действуют исходя из собственных взглядов, не задумываясь о мнении окружающих, тогда как при патологическом проявлении перфекционизма студенты не могут полноценно функционировать из-за концентрации на интересах других.
По шкале «Негативное селектирование» выявлены значимые прямые взаимосвязи со шкалами «Нормальный перфекционизм» (ρ = 0,291 при р ≤ 0,05) и «Патологический перфекционизм» (ρ = 0,431 при р ≤ 0,01). Из этого следует, что студенты-перфекционисты, независимо от фиксируемого типа перфекционизма, склонны автоматически искажать реальную ситуацию в худшую сторону.
Таким образом, студенты-перфекционисты достоверно сильнее убеждены во враждебности окружающего мира (ρ = –0,264 при р ≤ 0,05) и в собственной незначимости (ρ = –0,349 при р ≤ 0,01), чем студенты с менее выраженным перфекционизмом.
Заключение
В целом базисные убеждения личности устойчивы, однако под воздействием определенных стрессоров они могут претерпевать изменения, которые происходят долго и болезненно. Поэтому индивидом могут использоваться неосознанные способы защиты своих убеждений.
Для обеспечения безопасного существования в мире индивид выстраивает представление об окружающем мире и о себе, т. е. создает базисные убеждения. В картине мира студентов последние имеют цель ухода от ответственности за результаты учебной деятельности (убеждение о доброжелательности мира), снятия психического напряжения (убеждение о контроле и удаче) и поддержания оптимального уровня самооценки (убеждение о ценности собственного «Я»). Высокие уровни перфекционизма можно рассматривать как психологическую защиту от враждебности мира и угрозы собственному позитивному образу индивида, сохраняющего тем самым субъективное ощущение контроля за происходящим.
Установлено, что у студентов наиболее выражены базисные убеждения об удаче и позитивном образе «Я», а наименее – о справедливости. Большинство студентов обладают средним уровнем перфекционизма, его проявление можно считать здоровым. Выявлены статистически значимые различия между студентами в разрезе уровня перфекционизма в выраженности убеждения в позитивном образе «Я» (р = 0,001) и убеждения о контроле (р = 0,023). Студенты с высоким уровнем перфекционизма отличаются существенной недооценкой собственной значимости и возможности контроля происходящего, т. е. перфекционизм выполняет защитную функцию базисных убеждений.
Студенты-перфекционисты достоверно сильнее убеждены во враждебности окружающего мира (ρ = –0,264 при р ≤ 0,05) и в собственной незначимости
(ρ = –0,349 при р ≤ 0,01), чем студенты с менее выраженным перфекционизмом. Помимо этого студенты-перфекционисты сильнее убеждены в способности контролировать происходящее вокруг, но в случае патологического перфекционизма отмечается нереалистичность и необоснованность критериев в понимании доброжелательности мира и собственной ценности.