Full text

Введение

Актуальной проблемой современности является здоровье молодежи и его сохранение в период обучения в вузе. Сегодня на рынке труда требуются конкурентоспособные специалисты, обладающие профессиональными знаниями и компетенциями, а также имеющие достаточный уровень психофизической подготовленности, обладающие стрессовой устойчивостью и способные быстро адаптироваться к производственным условиям.

Студенческий период является процессом профессионального становления молодых людей и завершающим этапом формирования психофизического здоровья.

В работах С. А. Марчук и В. А. Марчук показано, что в процессе обучения создаются факторы и условия, неблагоприятные для здоровья [1], как показывает статистика, к окончанию вуза увеличивается количество студентов, имеющих хронические заболевания [2].

К основным причинам, оказывающим негативное воздействие на состояние организма молодых людей, относятся чрезмерное напряжение нервной системы, хроническое утомление, нерациональное распределение учебной нагрузки, отсутствие регулярных профилактических мероприятий. Данные факторы, в свою очередь, способны вызывать повышение уровня тревожности, ухудшение состояния психофизиологических функций, снижение адаптационного потенциала.

Изучение психологических показателей студентов позволяет осуществлять поиск эффективных способов, предупреждающих развитие негативно влияющих факторов на организм в процессе учебной деятельности.

Считаем, что важным направлением в здоровьесбережении молодежи должно стать приобретение специальных знаний и навыков самостоятельной профилактики развития нервных расстройств и борьбы со стрессовыми факторами.

В связи с предложенной проблемой определены цель и задачи исследования.

Цель работы: оценить выраженность тревоги и депрессии у студентов транспортного вуза в условиях учебной деятельности, сформировать рекомендации по сохранению здоровья.

Задачи исследования:

1. Проанализировать актуальность предложенной проблемы.

2. Провести анализ показателей тревоги и депрессии у студентов в межсессионный период учебной деятельности.

3. Предложить профилактические рекомендации по сохранению здоровья.

 

Методология и результаты исследования

 

В современной психологии тревога понимается как психологическое состояние реагирования на ситуацию, которую личность рассматривает как угрожающую вне зависимости от ее содержания.

Тревога как психическое состояние может проявляться на разных уровнях: на эмоциональном уровне (чувство беспокойства, неуверенности, разочарования, раздражительности и др.); на физиологическом уровне (учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, одышка, утомляемость, нарушение сна, головные боли и др.); на поведенческом (грызение ногтей, теребление волос, качание на стуле и др.).

По мнению Р. Йеркса и Д. Додсона, тревога влияет на когнитивные процессы: легкая степень оказывает положительное стимулирующее воздействие, а высокая – отрицательное [3].

Высокий уровень тревоги, продолжающийся длительное время, может вызывать нежелательные психологические состояния (депрессию, тревожные расстройства и др.), лишающие человека способности к нормальной жизни и адекватной деятельности.

Депрессия – это психическое состояние, характеризующееся соматическими особенностями: низкой самооценкой, нарушением сна, потерей аппетита, наличием высокой утомляемости, ухудшением состояния здоровья (исходя из шкалы А. Бека).

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется склонностью испытывать частое состояние тревоги с низким порогом его возникновения (психологический словарь).

Тревожность рассматривается в двух видах: ситуативная тревожность (свойство человека, при котором возникает чувство беспокойства, тревоги, вызванное конкретной ситуацией) и личностная тревожность (индивидуальная характеристика человека, предрасположенного воспринимать многие ситуации как угрожающие).

Для достижения поставленной цели использованы методы исследования: анализ, наблюдение, анкетирование, метод А. Бека, вопросник Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина, описание.

Шкала Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина позволяет дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство и как состояние, связанное с конкретной ситуацией.

Для выявления тревожности Ч. Д. Спилбергер предлагает шкалу, состоящую из двух подшкал: подшкалы «реактивная тревожность (РТ)», оценивающей силу воздействия стресс-фактора на организм человека, и подшкалы «личностная тревожность» (ЛТ), определяющей склонность субъекта к тревожному состоянию. Оптимальный уровень тревожности (полезная тревожность) является естественным условием развития личности. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют внимания, высокий уровень ЛТ прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Результаты по шкале Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина позволяют оценить значимость стрессовой ситуации для каждого человека индивидуально, определить выраженность тревожных переживаний.

Для выявления тревоги и депрессивных настроений А. Бек предложил тесты, включающие 21 вопрос (вопросы, связанные с соматическими признаками, и вопросы, связанные с интеллектуальной и эмоциональной активностью личности). Результаты тестирования определяются путем вычисления суммы баллов, набранных в ответ на каждое утверждение. Наиболее высокие баллы указывают на наличие более выраженных симптомов тревоги и депрессии, что требует проведения своевременных профилактических мер.

Организация исследований психологических состояний студентов проводилась на базе кафедры физического воспитания в Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС). Участие приняли студенты-добровольцы (n = 110), из них девушки (n = 56) и юноши (n = 54), возраст 18–21 год. Респондентам было предложено заполнить анкету, включающую следующие данные: пол, курс обучения, наличие работы, место проживания, группа здоровья.

Все процедуры проводились с помощью автоматизированной программы, сбор эмпирических данных осуществлялся посредством онлайн-платформы Blackboard Learn (BB). Анкетирование и тестирование проведено с соблюдением этических норм.

Тестирование на выявление тревоги и депрессии с использованием метода А. Бека и диагностика самооценки уровня тревожности по шкале Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина проводились в межсессионный учебный период за две недели до экзаменационной сессии. При расчете баллов, полученных в результате тестирования, определялись уровни тревожности и депрессии у студентов.

В результате исследования определено, что учебная деятельность является сложным процессом, требующим от студентов самоорганизации, самодисциплины, работоспособности, внимания, трудолюбия и проявления других жизненно важных качеств. Молодым людям необходимо мобилизоваться и как можно быстрее адаптироваться к новым условиям учебы, общения, студенческой жизни. Все это вызывает эмоциональную напряженность, чрезмерное волнение, повышенную тревогу, что негативно отражается на психическом здоровье студентов.

В исследованиях С. А. Марчук, посвященных проблеме здоровья студенческой молодежи, установлено, что за период обучения в вузе происходит рост заболеваемости разной этиологии среди студентов, отмечается, что основным фактором, вызывающим ухудшение показателей физического состояния, является стресс-экзамен [4].

В работе Т. Н. Черевой приводятся данные невротизирующего влияния учебного процесса на студентов, показано, что более 40% имеют психологические проблемы, отмечается увеличение количества учащихся с невротическими расстройствами [5].

О наличии проблем, связанных со здоровьем студентов, также свидетельствуют исследования А. С. Копылова, указывающего на такие факторы развития функциональных нарушений, как стрессовые учебные ситуации, наличие вредных привычек [6]; М. В. Красникова, отмечающего, что психологическое состояние ухудшается под воздействием перенапряжения, вызванного большим потоком информации при отсутствии рационального отдыха [7]; А. Н. Панфилова и Г. М. Льдокова утверждают, что самыми критическими учебными периодами считаются экзамены, вызывающие сильный стресс [8].

Проведенный анализ собственных исследований показал, что более 30% студентов, обучающихся в УрГУПС, имеют патологические заболевания и вынуждены по состоянию здоровья заниматься физической культурой в специальном отделении, из них 10% рекомендована лечебная физическая культура. Наряду с отклонениями в состоянии физического здоровья также выявлены психологические расстройства.

Как показывают педагогические наблюдения и опрос, вся студенческая деятельность наполнена волнениями, переживаниями, тревогой, напряжением на протяжении всех учебных периодов, начиная с поступления в вуз и заканчивая получением диплома.

Необходимо отметить, что молодые люди, имеющие низкий уровень стрессоустойчивости и быстро реагирующие, порой неадекватно, на любой стресс-фактор, особенно в период экзаменов, имеют дополнительные когнитивные проблемы, отражающиеся на академической успеваемости, что способствует большему развитию тревожных расстройств.

Развитие стрессовых состояний у большинства студентов происходит из-за сложностей адаптации к учебным условиям, наличия проблемных ситуаций, переработки информации при дефиците времени, особенно во время экзаменов.

Анализ учебной деятельности и опрос студентов позволили выделить факторы, способные вызывать повышенную тревожность:

‒         отсутствие полноценного сна, особенно у студентов, проживающих в общежитии;

‒         учебные задолженности по сдаче зачетных требований, контрольных заданий;

‒      большое количество пропусков занятий по различным причинам (низкая мотивация, слабое здоровье, устройство на работу и др.);

‒      недостаточные знания по изучаемой дисциплине;

‒      плохая успеваемость по отдельным учебным предметам;

‒      несоответствие рабочего места санитарно-гигиеническим нормам (особенно в общежитии).

Кроме того, следует обратить внимание на такую ситуацию, когда студенты сталкиваются с расхождением ожиданий от процесса обучения с реальностью (к примеру, не складываются отношения с одногруппниками или возник конфликт с преподавателем), в этом случае они испытывают достаточно сильное психическое напряжение и беспокойство.

Перечисленные факторы могут вызывать проявление симптомов эмоционального выгорания, выражающихся в состоянии апатии, нарушении сна (бессонница) и внимания, хронической усталости, снижении самооценки и учебной продуктивности, отсутствии учебно-профессиональной мотивации, наличии психосоматических расстройств и др. Г. С. Корытова считает, что эмоциональное выгорание является механизмом психологической защиты как результат неудачно разрешенного стресса [9].

Считаем, что изучение психоэмоционального состояния в период обучения в вузе очень важно, так как оно влияет на успешность учебной деятельности, самочувствие и психофизическое здоровье студентов.

Для исследования состояния студентов проведено тестирование для выявления симптомов тревожности и депрессии. В тестировании приняли участие девушки первого (n = 18), второго (n = 18), третьего курсов (n = 20) и юноши с первого по третий курс, по 18 человек в каждой группе.

Исследование показателей с применением шкалы А. Бека дало следующие результаты. Анализ показал, что у 29 студентов (26,4%) проявления тревоги не выявлены (2–9 б.), у 69 человек (62,7%) значения находятся в диапазоне 10–19 б. – выраженность не значительная; у 12 человек (10,9%) выявлен средний уровень тревоги (22–24 б.). Респонденты чаще всего отмечали симптомы, связанные с неспособностью расслабиться, учащенное сердцебиение, нервозность, усиление потоотделения, дискомфорт в эпигастрии, головокружение, приливы крови к лицу, нехватку дыхания и др. У девушек состояние тревоги отмечается более высокое в сравнении с юношами.

Оценивая состояние респондентов с помощью когнитивно-аффективной субшкалы и субшкалы соматических проявлений депрессии, получили следующие данные: у 38 человек (34,5%) симптомы депрессии не выявлены; у 72 человек (65,5%) отмечаются симптомы с разной степенью выраженности; признаки тяжелой степени не выявлены. В большей степени респонденты указывали на такие симптомы: плохое настроение, неопределенность будущего, повышенная раздражительность, неуверенность, утомляемость, разочарование, нарушение сна, беспокойство о здоровье и др., некоторые девушки отмечали плаксивость и неудовлетворенность своей внешностью.

Сравнительный анализ показал, что у юношей второго курса (44,4%) и у девушек третьего курса (55%) симптомы депрессии более выражены в сравнении с другими студентами.

Для полной картины психоэмоционального состояния студентов проведен дополнительный тест, определяющий уровень ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) (вопросник Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина) (рис. 1, 2).

Анализ данных показал, что на момент прохождения теста средние показатели тревожности у юношей второго курса оказались более высокие СТ (46,64±2,40) и ЛТ (48,46±1,40), в сравнении со студентами других курсов. По данным анкеты, большинство респондентов в данной группе проживают в общежитии (77,8%); работающие студенты – 50%; имеют хронические заболевания 16,6%. На I и III курсах проживают в общежитии 55,6%, работающие – 11,1% и 55,5% соответственно, имеют хронические заболевания 22,2% и 16,6%.

 

 

           

Рис. 1. Исследование тревожности у юношей

Рис. 2. Исследование тревожности у девушек

 

При анализе данных СТ у большинства девушек I–III курсов показатели находятся в зоне умеренной тревожности (38,84±2,15), у 10,6% указывают на высокий уровень (46,34±2,34). При этом ЛТ у студенток I–II курсов находится в пограничной зоне (44,16±2,12), на III курсе показатели повышаются до высокого уровня (47,68±2,31). По данным анкеты, среди девушек в данной группе проживают в общежитии 46%, работающие студенты – 42%, имеют хронические заболевания 26%. На I и II курсах проживают в общежитии 30%, работающие студенты – 10%, имеют хронические заболевания 22%.

Сравнивая данные опроса по шкале А. Бека и Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина, видим, что у студентов второго курса (юноши) и третьего курса (девушки) уровни симптомов тревожности и депрессии более высокие в сравнении с другими студентами.

Дополнительные беседы со студентами выявили, что в группе студентов второго курса (n = 18) восемь человек имеют академические задолженности, что может существенно отразиться на их эмоциональном состоянии. Девушки третьего курса (70%) указали на высокую учебную нагрузку, чувство усталости, наличие повышенного беспокойства приближающейся сессии, что, возможно, отразилось на их состоянии и вызвало более выраженные симптомы тревожности и депрессии.

Полученные результаты позволяют предположить, что на психоэмоциональное состояние студентов может влиять не только учебная нагрузка и успеваемость, но и дополнительные факторы: место проживания, гендерная принадлежность, личностные переживания, состояние здоровья и другие, что требует дальнейших исследований.

Представленные данные указывают на серьезность проблемы, связанной с психоэмоциональным состоянием студентов, что может отрицательно сказываться на профессиональной подготовленности будущих специалистов.

Чтобы справиться с неблагоприятными бытовыми, социальными и учебными проблемами, необходимо своевременно предпринимать профилактические меры, предупреждающие или исключающие развитие стрессовых расстройств.

В современных источниках предлагаются различные средства и методы, позволяющие влиять на психическое и эмоциональное состояние человека. Мощным регулятором эмоций может являться физическая культура и спорт. Несмотря на то что традиционно они рассматриваются в первую очередь как средство физического развития человека, однако имеются исследования Н. А. Фомина [10], И. П. Шергиной и М. А. Чугина [11], Л. А. Титовой [12], А. С. Стратовича и А. Г. Сметанина [13], доказывающие, что направленная физическая нагрузка способна влиять на психические свойства и состояние человека и корректировать их.

Изучая проблему тревожных расстройств и их профилактику, необходимо отметить положительное влияние физических упражнений общей направленности на расширение границ адаптационных ресурсов организма, положительное влияние физических методов (аэробика, йога, стретчинг, дыхательная гимнастика и др.) на предупреждение психических расстройств (раздражительность, потеря интереса, депрессия, страх, чрезмерная тревога, нарушение сна и др.); значение спортивных занятий для улучшения настроения, формирования уверенности в себе, повышения стрессоустойчивости к негативным факторам, эмоционального контроля, повышения выработки серотонина, способствующего противостоять депрессии.

Важно отметить: прежде чем приступить к профилактике, необходимо осознать ее необходимость для сохранения здоровья, всю серьезность негативных последствий стрессовых состояний.

Изучение факторов, влияющих на изменение психофизиологического состояния студентов, позволило выделить ряд профилактических мер, предупреждающих развитие тревожности и стресса по основным направлениям (физическое и психологическое), связанным с причинами и последствиями негативного эмоционального состояния.

Профилактические мероприятия, рекомендуемые студентам в процессе учебной деятельности:

‒      рациональное планирование учебной нагрузки и активного отдыха. Регулярно применять малые и большие формы физкультурных занятий в процессе кратковременного и длительного (каникулярного) отдыха между учебными занятиями. Занятия физкультурой и спортом на протяжении всего периода обучения способствуют организации ЗОЖ, своевременно предупреждению переутомления, сохранению работоспособности;

‒      соблюдение правил здорового режима сна и питания, отказ от вредных привычек. Необходимо помнить, что вредные привычки увеличивают вероятность развития состояния эмоционального выгорания и депрессии;

‒      правильное использование электронных ресурсов в течение дня. Установить регламент времяпрепровождения с телефоном. Необходимо знать, что неконтролируемое использование гаджетов вызывает зависимость и, как следствие, нарушение зрительных функций и кровообращения шейного отдела, нарушение сна, повышенную нервозность, ухудшение внимания и др.;

‒      планирование рабочего дня с учетом своих возможностей (составлять список дел, разделив их на важные и срочные дела; важные, но не срочные; дополнительные);

‒      комфортная организация рабочего места, ничего лишнего, что может отвлекать от учебной деятельности;

‒      выбор правильного хобби с учетом личных предпочтений, позволяющего отвлечься от работы, переключиться с одного вида деятельности на другой, тем самым улучшить свое эмоциональное состояние и снять утомление;

‒      поиск рациональной стратегии решения конфликтных ситуаций. Наиболее конструктивный способ решения конфликта – это компромисс.

 

Заключение

 

Исследования показывают, что большинство студентов в той или иной мере испытывают тревожные состояния на протяжении всего периода обучения в вузе.

Наличие стрессовых расстройств отрицательно влияет на психофизиологическое состояние, поведение и успеваемость студентов. Своевременное применение профилактических мер будет способствовать снижению отрицательного воздействия стресса на интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.

Достижение психологического комфорта способствует большей эффективности обучения, поможет более быстро адаптироваться к учебе и сохранить физическое и психическое здоровье.