Введение / Introduction
Важными направлениями инновационного развития системы образования являются расширение сети дошкольных образовательных организаций различных форм, типов и видов, разработка альтернативных подходов к обновлению содержания дошкольного образования, обеспечение его доступности и вариативности, усиление практико-ориентированного характера профессиональной подготовки студентов, повышение роли педагогических вузов в научно-методическом и кадровом обеспечении дошкольного и дополнительного образования детей, содействие реализации принципов национальной системы профессионального и учительского роста педагогических работников через программы наставничества студентов.
Своевременным является создание таких организационных структур и форм, которые одновременно решали бы данные задачи комплексно. В соответствии с Планом мероприятий Года семьи в вузах [1] Минобрнауки России в феврале 2024 года на площадках университетов стали создаваться детские комнаты, комнаты матери и ребенка по присмотру за детьми без осуществления обучения, воспитания и развития, в ряде вузов России работают детские сады для детей студентов и преподавателей.
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева как пространство инноваций обладает высоким научно-образовательным и кадровым потенциалом, позволяющим активно внедрять новые технологии и методики в образовательный процесс. В вузе более десяти лет функционирует образовательный центр «Пеликан» (до сентября 2023 года – Центр продленного дня), который является структурным подразделением вуза, оказывающим дополнительные образовательные услуги по развитию, обучению, воспитанию дошкольников с использованием достижений в области науки и практики, материально-технических и кадровых возможностей университета. Работа центра во главу угла ставит цели обеспечения высокого качества предшкольного и дополнительного образования детей, а также обеспечения практико-ориентированной подготовки студентов. Одним из важных условий реализации обозначенной цели является наличие современного пространства для обучения и развития.
Предметно-пространственная среда на ступени дошкольного образования должна активизировать интерес к познанию, креативность мышления, стремление к коммуникации и сотрудничеству и обеспечивать комфортное эмоциональное самочувствие детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указано, что она должна быть безопасной и способствовать развитию необходимых навыков и способностей личности [2].
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН) устанавливают определенные требования к данной среде в условиях детских садов, центров детского творчества и развития, развивающих детских центров и включают в себя требования к кабинетам, мебельным группам и оснащению, обеспечению безопасности, организации образовательных и творческих зон [3].
В связи с этим проектирование и обогащение предметно-пространственной среды является ключевой задачей дошкольных организаций, организаций, осуществляющих предшкольное и дополнительное образование, в том числе на базе педагогического вуза.
В рамках исследования будет описана специфика предметно-пространственной среды образовательного центра «Пеликан» при МГПУ им. М. Е. Евсевьева, охарактеризованы особенности эффективного использования всех ее компонентов. Исследование нацелено также на характеристику ключевых теоретических положений, которые необходимо учитывать при построении предметно-пространственной среды образовательных центров для детей на площадках университетов.
Полученные результаты имеют значимость при устранении дефицитов в теоретическом и прикладном понимании при создании детских садов и детских центров для дошкольников в вузах Российской Федерации. Практическая ценность статьи видится в возможности использования опыта МГПУ им. М. Е. Евсевьева в практике работы университетов и организаций дошкольного и дополнительного образования в кластерах «детский сад – вуз», «детский центр – вуз».
Обзор литературы / Literature review
С нормативной точки зрения ФГОС ДО определяет предметно-пространственную среду как специально организованное пространство, в котором осуществляется деятельность детей дошкольного возраста. Она включает в себя различные образовательные области и зоны, специально оборудованные для проведения разнообразных видов деятельности, способствующих разностороннему развитию детей [4].
Базовые основания, касающиеся создания и функционирования предметно-пространственной среды, необходимой для развития ребенка дошкольного возраста, раскрыты в исследованиях зарубежных и отечественных ученых.
В трудах Я. А. Коменского хотя и не было прямого упоминания о понятии «предметно-пространственная среда» в его современном понимании, тем не менее среда учебного заведения рассматривалась с точки зрения ее привлекательности для ребенка, включая чистоту, уют, наличие наглядности. Я. А. Коменский признавал, что визуальные и тактильные материалы способствуют лучшему усвоению знаний и развитию умственных способностей [5]. В концепции «подготовленной среды» М. Монтессори, как пишет Э. Куэвас, речь идет о специально организованном пространстве, в котором каждый элемент и предмет имеет свою цель и предназначение для развития конкретных навыков у ребенка в процессе самостоятельной деятельности [6]. М. Монтессори указывала на важность порядка, чистоты и красоты в предметном мире, что содействует улучшению концентрации внимания, спокойствию и воспитанию самодисциплины у детей. Она также подчеркивала необходимость сенсорной образовательной среды, где ключевое значение придается разнообразным сенсорным материалам, позволяющим исследовать окружающий мир через зрение, слух, осязание, обоняние и другие чувства. «Существенную роль в построении предметно-пространственной среды, с точки зрения ученого, играет ее адаптированность к потребностям и возможностям ребенка», – пишет Д. Кан [7].
Л. С. Выготский говорил о важности данной среды для развития ребенка, формирования психических процессов. Как отмечает З. А. Хусейнова, ученый поддерживал идею о том, что предметы в окружающей среде являются инструментами, с помощью которых дети осваивают необходимые знания и навыки, служат средством развития мышления, воображения и творческого развития, активного вовлечения детей в процесс обучения. Кроме того, ученый считал, что предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка [8]. Д. Б. Эльконин выступал за идею стимулирования активного взаимодействия ребенка с окружающим миром посредством предметно-пространственной среды, которая должна быть развивающей. Ученый рассматривал данное взаимодействие как процесс ее создания или преобразования и освоения с использованием возможностей игры и творческой деятельности, взаимодействия с игрушками, предметами, различными материалами [9]. В трудах А. Н. Леонтьева раскрывается идея о «психическом отражении», которое предполагает взаимодействие человека с окружающим миром через предметы и объекты. В теории деятельности А. Н. Леонтьева предметно-пространственная среда отвечает за формирование психических процессов и отдельных операций деятельности [10].
Авторы современных зарубежных исследований [11] отмечают, что продуманная предметно-пространственная среда дошкольной организации, несомненно, создает благоприятные условия для сохранения психического, психологического и физического здоровья. Р. Берфенштам, И. Сёдерквист пишут о важности влияния пространства детского сада для развития коммуникативных умений, навыков социального взаимодействия [12]. Как отмечает Э. Ф. Алиева, весьма значимо в европейских странах, в частности в Германии, создание безопасной образовательной среды для детей [13]. Так, в статье [14] указывается на проблемы травматизма в детских садах, нарушений в психическом и психологическом здоровье, в связи с чем авторы предлагают гармонизировать предметно-пространственную среду посредством усиления мер безопасности поведения педагога и воспитанников.
Р. A. Бегетто, Дж. К. Кауфман в образовательном пространстве выделяют учебную среду, способствующую творческому становлению и развитию креативности и критичности мышления как основы творческого потенциала личности [15]. Данная среда, по мнению С. Зонненшайн, M. Л. Стайтс, должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, включая развитие мышления, памяти, воображения, музыкального слуха и вкуса, каллиграфических навыков и др. [16]
Ж.-М. Буркхардт, T. Любарт отмечают, что образовательная среда, обогащенная технологиями и современным оборудованием, несомненно, позволит усовершенствовать методику обучения детей решению творческих задач и жизненных задач [17]. Однако, как отмечают В. Ло, Х. Хэ, М. Гао и Хуэй Ли, акцент должен быть сделан на обеспечении безопасности дошкольников при включении в образовательную программу систем искусственного интеллекта и технических новинок [18].
Солидарны с данной точкой зрения M. Фридберг, A. Редфорс, изучившие возможности использования дополненной реальности в обучении дошкольников. В своей статье авторы отмечают возрастание познавательного интереса к занятиям с использованием новых технологий, в то же время поднимают вопрос о дидактической целесообразности их использования, их грамотном сочетании с традиционными видами деятельности дошкольников [19].
И. В. Феттер, Н. С. Макарова, Э. Р. Диких, рассматривая модель образовательной среды образовательной организации, отмечают, что ее компоненты должны обеспечивать реализацию персонифицированного подхода к обучению, развитию и воспитанию ребенка [20]. В статье А. Н. Невзоровой предметно-пространственная среда является частью образовательной среды неформального образования, позволяющего личности самореализоваться, приобрести новые знания и опыт, универсальные компетенции [21]. С точки зрения С. Л. Новоселовой, развивающая предметная среда понимается как единство материальных объектов, которые ребенок использует в деятельности и которые позволяют ему развиваться морально и физически [22].
В. А. Петровский рассматривает данную среду с позиции пространственно-временного влияния на жизнедеятельность, воздействия на культурное и социальное развитие личности. Предметно-развивающая среда должна создать условия для становления личности дошкольника в социально-культурном плане, мотивационно-потребностной сферы, зон актуального и ближайшего развития [23].
В исследованиях В. А. Ясвина предметно-пространственная среда – это важнейшая часть образовательной среды, и это не только набор кабинетов, мебельных групп, компьютеров и дидактических пособий, а, несомненно, и направления и пути их использования в работе воспитателя и педагога дополнительного образования [24]. Современные ученые продолжают поиски единых подходов к ее проектированию. Так, О. В. Дыбина отмечает, что уровень активности детей дошкольного возраста обусловлен несоответствием предметно-пространственной среды особенностям становления собственной позиции ребенка. В связи с этим автор предлагает моделировать ее с использованием модульных конструкторов для обеспечения целостности, многофункциональности и трансформируемости, безопасности и зонирования данной среды [25].
Для нашего исследования интересным является проект среды дошкольного отделения Вальдорфской школы, выполненный Н. Д. Дембич с учетом деления помещения на несколько центров (игровой, творческой, физкультурно-оздоровительной строительно-конструктивной деятельности) и использования мобильных и трансформируемых элементов предметной среды. Универсальность пространства позволяет педагогам создавать ее различные варианты с учетом задач, обозначенных на занятиях, и характера образовательного процесса [26].
В работах Д. Добревой предметно-пространственная среда детского сада рассматривается с различных позиций: в качестве средства и условий эстетического воспитания и развития ребенка при продуманном использовании цветовой гаммы, эргономики, безопасности и уместности организации, выполнении мебельных групп и систем хранения из натуральных материалов [27]. С точки зрения автора, предметы среды должны уместно вписываться в пространство детского сада [28].
Для нашего исследования определенное значение имеют работы, посвященные изучению практики использования площадок университетов для осуществления дошкольного и дополнительного образования детей, в целях практико-ориентированной подготовки студентов и формирования кадрового резерва региона. В статье [29] справедливо отмечается, что подготовка будущих педагогов должна осуществляться в среде, позволяющей сочетать когнитивные и метакогнитивные методы, что обеспечит активное вовлечение студентов в образовательный процесс, запустит субъектную и рефлексивную позиции обучающихся.
Наиболее распространенным и эффективным в последние годы стал кластерный подход, предполагающий создание смешанных кластеров, включающих различные образовательные организации и обеспечивающих прямое взаимодействие потребителей и производителей образовательных услуг. В частности, А. А. Шумейко, Л. В. Блинов видят решение обозначенной задачи в создании педагогических кластеров, интегрирующих усилия различных образовательных организаций региона: вузов, школ, детских садов, учреждений дополнительного образования – в целях обеспечения преемственности, практико-ориентированности, непрерывности и эффективности образования [30]. В работе О. Н. Борисовой в модели развивающего образовательного пространства «детский сад – школа – вуз» для одаренных детей выделены характеристики целостности, непрерывности, преемственности, интегративности, субъект-субъектности [31].
T. M. Олссон и соавт. [32], исследуя вопрос создания здоровой среды для обучения студентов, выделяют ее ключевую характеристику – наличие комфортных условий для их адаптации к будущей практической деятельности, что возможно в условиях указанных выше моделей и кластеров. В данных кластерах у каждого обучающегося – будущего педагога появляется возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, отработать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в рамках практики.
Таким образом, анализ источников показывает, что исследования, посвященные созданию и развитию предметно-пространственной среды детского сада, образовательного центра для дошкольников на площадке педагогического вуза, единичны и затрагивают лишь некоторые аспекты проблемы.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Методологической основой исследования являются подходы, которые направлены на изучение, анализ и повышение эффективности проектирования и функционирования предметно-пространственной среды для развития дошкольников, а также для осуществления практико-ориентированной подготовки студентов.
Пространство образовательного центра должно быть экологичным, что, по мнению Е. А. Алисова, предусматривает аккумулирование и оптимизацию различных условий (психолого-педагогические, природные, социальные) во взаимодействии детей с предметным миром в образовательном процессе с опорой на психолого-возрастные особенности, состояние здоровья, требования нормативных позиций к пространству и материалам [33]. Кроме того, В. Н. Белкина и Е. В. Шакирова обосновали необходимость применения современных дизайнерских решений при оформлении пространства детского сада, открывающих новые возможности для развития креативности и критичности мышления, коммуникативных умений и навыков командной работы, сохранения психического, психологического и физического здоровья [34].
Антропологический подход использован при проектировании основных функциональных зон среды с учетом данных из области возрастной анатомии и физиологии, возрастной психологии, педагогики, гигиены и других наук, изучающих жизнедеятельность человека. О. Е. Дрень [35], Т. С. Купавцев [36] справедливо отмечают, что данный методологический подход необходимо учитывать при разработке образовательных программ, при проектировании образовательной среды как факторе личностного развития.
При проектировании пространства образовательного центра, функциональных зон, учебных кабинетов, спортивного и музыкального залов, сенсорной комнаты обязателен учет личностно ориентированного подхода, наличие мест для уединения и одиночной игры, наличие условий для индивидуальной работы и разностороннего развития всех сфер личности ребенка в гармоничном единстве, как отмечает О. Р. Радионова [37].
Системный подход предполагает анализ и учет всех компонентов среды образовательного центра, таких как оборудование, зоны деятельности, оснащение, цветовые решения и прочее, их взаимодействие между собой, учет потребностей и целей педагога и воспитанников. Комплексный подход, с точки зрения Н. А. Шмыревой, Г. Ю. Лопаткина, нацелен на создание функциональной, «внешней» целостности объектов образовательного центра для дошкольников, приемов и методов для достижения запланированного результата – гармонического развития ребенка [38].
Деятельностный подход использован при проектировании функциональных зон, организуемых для различных видов деятельности и активностей. Так, с точки зрения А. Г. Гогоберидзе, все виды оборудования, наглядности в дошкольной образовательной организации должны быть не только рационально продуманными и комфортабельными, но и нацеленными на вовлечение всех воспитанников в активную деятельность [39]. В работе Т. И. Шукшиной, Т. Ю. Грошевой справедливо отмечается, что образовательная среда должна содействовать развитию познавательной самостоятельности [40]. В связи с этим зонирование и наполнение пространства центра осуществлялось в зависимости от характера и содержания организуемого с дошкольниками вида деятельности по ФГОС ДО, а также востребованных личностью направлений дополнительного образования.
Предметно-пространственная среда образовательного центра на площадке педагогического вуза формируется с учетом средового подхода, который предполагает, как пишет Н. В. Ходякова, опору на конкретную ситуацию обучения, развития личности, создание благоприятной комфортной обстановки, индивидуализацию, разнообразие методов и технологий для стимулирования детских инициатив и раскрытия личностного потенциала, сотрудничества [41]. Данный подход реализуется через использование материально-технического оснащения МГПУ имени М. Е. Евсевьева, в том числе кластеров, нацеленных на усиление практико-ориентированной составляющей подготовки студентов, в частности пространства Технопарка универсальных педагогических компетенций МГПУ имени М. Е. Евсевьева. Так, Н. Г. Семенова, М. А. Якунчев, А. А. Кемешева в рамках средового подхода обосновали и апробировали технологию формирования экспериментальных умений в детском технопарке [42].
В вузе и образовательном центре акцент ставится на использовании обогащенной образовательной среды, где внимание сосредоточено на создании благоприятной, интеллектуально стимулирующей и эстетически привлекательной обстановки, которая способствует активному вовлечению воспитанников в образовательный процесс с учетом индивидуальных потребностей и интересов, взаимодействию, сотрудничеству и сотворчеству. Особое внимание уделяется мультисенсорному опыту, а именно использованию в образовательной среде различных сенсорных текстур, материалов, цветов и форм в целях развития чувственной сферы.
Результаты исследования / Research results
Предметно-пространственная среда образовательного центра «Пеликан» выстраивается на основе модели, нацеленной на достижение результатов разностороннего развития личности ребенка-дошкольника, повышение уровня профессиональной компетентности студентов и мастерства педагогов-наставников. Мы видим работу центра как единство кластеров: Пеликан:ДоШкола, Пеликан:Семья и Пеликан:Проф – при условии актуального программно-методического и кадрового обеспечения, современного содержательного наполнения, информационного сопровождения и проведения мониторинга качества образования (рис. 1).
Рис. 1. Модель образовательного центра
Предметно-пространственная среда центра включает содержательный (содержание реализуемой деятельности в соответствии с программой и тематическим планированием), материальный (материально-техническое оснащение), организационный компоненты (пространственные параметры среды) и создана с учетом направлений:
1) комплексно-тематическое направление в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по комплексному развитию ребенка по областям, обозначенным в ФГОС дошкольного образования (программы «Умница», «Хочу все знать», «Учимся, играя»); подготовке к школе (программы «Скоро в школу», «Экспресс-подготовка к школе»); дополнительному образованию (английский язык, ПервоЛого, ментальная арифметика, ритмика, изобразительное искусство, вокал и др.), организации коррекционно-развивающей работы, включающей коррекцию речевого развития, познавательной, эмоциональной, волевой, поведенческой сфер (программы «Нейрогимнастика», «Сенсорика», «Игротерапия», «Азбука речи»);
2) деятельностное. За основу берется деятельность по нескольким профилям: гуманитарный, stem-образование, спортивно-оздоровительный, художественно-эстетический, социально-экономический, что в полной мере отвечает требованиям стандарта дошкольного образования, задачам разностороннего развития, выявления и развития способностей, интересов к различным областям знаний в рамках дополнительного образования.
Предметно-пространственная среда центра включает в себя фойе, учебные кабинеты, музыкальный и спортивный залы, сенсорную комнату, компьютерный класс, лего-класс, кабинет логопеда, кабинет психолога, которые образуют несколько функциональных зон, созданных:
- для игровой деятельности в целях освоения социальных ролей, знакомства с миром профессий;
- драматизации и театрализованной деятельности;
- интеллектуальной деятельности;
- естественно-научной деятельности в рамках stem-образования (эксперименты, опыты, лего-конструирование, робототехника, наблюдения и пр.);
- конструкторской деятельности, продуктивной художественно-эстетической деятельности;
- физкультурно-оздоровительной деятельности;
- настольно-печатных и развивающих игр;
- проектно-исследовательской деятельности;
- самостоятельного творчества дошкольников;
- отдыха, межличностного общения и уединения;
- интегрированных видов деятельности (игра-эксперимент, игра-моделирование, игра-конструирование, игра-концерт и пр.);
- консультирования родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей;
- проведения индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми;
- проведения мастер-классов для студентов и преподавателей университета.
Развитие центра и повышение качества образования возможно благодаря наличию современной предметно-пространственной среды в вузе, в том числе высокотехнологичных площадок университета, где с детьми проводятся занятия по stem‑образованию, физической культуре, увлекательному краеведению, знакомству с мордовским языком и культурой и др. В МГПУ имени М. Е. Евсевьева успешно работают научно-практические центры и лаборатории, Технопарк универсальных педагогических компетенций, Кванториум, которые являются базой практической подготовки для студентов и обеспечивают участие в педагогическом процессе представителей всех подразделений вуза и высокий качественный уровень реализации задач центра. Взаимодействие различных структурных подразделений вуза и постоянная модернизация учебной, научной, инновационной инфраструктуры университета позволяют находить новые возможности использования предметно-пространственной среды центра, построения индивидуальной образовательной траектории детей дошкольного возраста и студентов.
К числу требований к предметно-пространственной среде образовательного центра для дошкольников на площадке вуза можно отнести: насыщенность, вариативность и трансформируемость, доступность, безопасность и полифункциональность.
Так, насыщенная среда характеризуется широким спектром материалов, стимулирующих развитие способностей и навыков у дошкольников. В предметно-пространственной среде образовательного центра «Пеликан» имеется разнообразие игрушек и материалов для различных видов деятельности: развивающих игр, творческих материалов, конструкторов, книг, спортивного оборудования и обучающих пособий; разнообразие цветов, форм и текстур в интерьере помещений, что необходимо для развития чувственного восприятия и воображения детей; наличие специально оборудованных зон (игровые зоны, творческие уголки, спортивный зал, лего-класс, сенсорная комната и др.), способствующих разностороннему развитию детей; также осуществляется систематическое обновление и обогащение материалов и игрушек в соответствии с интересами и потребностями детей.
Работа центра обеспечивается широким перечнем оборудования и дидактических материалов по всем направлениям работы: логические кубики Никитина, счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, дидактические материалы М. Монтессори, развивающие игры В. Воскобовича, геометрический материал, наглядные пособия, лото и мозаики, настольные игры, набор Пертра, сенсорные панели, комплекты для сенсорного развития, оборудование для песочной терапии, столы для экспериментирования «Песок – вода», прозрачные мольберты для рисования, наборы «Лего», мягкие модули и спортивное оборудование, оборудование для детского театра, музыкальные инструменты, компьютеры и интерактивные доски и др.
Важным аспектом является использование данного оборудования и пособий в целях практической подготовки студентов при проведении учебных занятий, мастер-классов, в рамках педагогических практик, выполнения совместных проектов и проведении мероприятий по обмену опытом на площадке центра и вуза.
Вариативность предметно-пространственной среды образовательного центра «Пеликан» предполагает возможность выбора материалов и видов деятельности в соответствии с интересами и предпочтениями детей, трансформации и обновления оборудования в зависимости от программы, потребностей воспитанников и задач занятия в целях поддержки мотивации и активности детей. Среда является адаптивной к различным группам по возрасту, уровню развития личности, предоставляет возможности для проведения самостоятельных исследований мира посредством наблюдений, изучения игрушек, предметов; интерактивный характер среды предполагает возможность взаимодействия детей в совместной игре, творчестве, обучении. Это пространства для индивидуальной, парной и групповой игровой деятельности, конструирования и экспериментирования и пр. В центре обеспечивается физическая доступность (материалы, игрушки, книги находятся в зоне доступа в системах хранения), безопасность при использовании оборудования, инклюзивный характер среды.
В образовательном центре «Пеликан» предметно-пространственная среда параллельно или последовательно реализует целый ряд функций (полифункциональность), предполагающих вариативное применение имеющегося материально-технического оснащения и локаций в образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционно-развивающих целях, интегрируя различные сферы, включая когнитивное, эмоциональное, физическое, творческое, коммуникативное, социальное и другое развитие дошкольника. Среда центра реализует также функционал обучающей среды для студенчества. В рамках выполнения заданий по проектированию и апробации различных форм работы с детьми дошкольного возраста будущие педагоги учатся использовать потенциал имеющегося пространства, оборудования для решения традиционных и инновационных задач развития дошкольников.
Важнейшим требованием является безопасность предметно-пространственной среды, предполагающая защиту детей от потенциальных опасностей, травм в образовательной среде, минимизацию рисков. Данное требование проявляется в правильной эргономике и размещении мебели, соответствии оборудования и материалов требованиям СанПин и безопасности, наличии достаточной площади для организации игр, отдыха, обучения и развития, соблюдении санитарной чистоты и гигиены помещений, норм противопожарной безопасности.
Пространство группы центра является универсальным и трансформируется в зависимости от проводимых занятий, имеет рабочие зоны, зоны отдыха и активности. Работа лабораторий обучения грамоте, математики, окружающего мира в образовательном центре «Пеликан» проводится в закрепленных за группами кабинетах, где в соответствии с расписанием готовится необходимое оборудование. Отдельным пространством являются кабинет информатики, музыкальный и физкультурный залы, лего-класс, арт-лаборатория, в ближайшей перспективе – лаборатории stem‑образования, профориентации и финансовой грамотности. Это зоны выбора и самоопределения. В пространстве центра предусмотрены зоны, которые могут трансформироваться в площадку для проведения мастер-классов для студентов и педагогов.
Актуальным на сегодняшний день является функционирование центра коррекционной работы для исправления недостатков психоэмоционального, социально-коммуникативного, речевого, интеллектуального развития. В образовательном центре «Пеликан» работают лаборатории «Азбука речи», игротерапии, сенсорная комната. Педагогами, логопедом и психологом осуществляется нейропсихологическая коррекция, коррекция нарушений в социально-коммуникативной сфере, профилактика и коррекция синдрома дефицита внимания, коррекция двигательных нарушений, психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) с использованием современных инструментов и технологий, которыми овладевают будущие логопеды и психологи в процессе профессиональной подготовки в вузе и практики на площадке центра.
Заключение / Conclusion
Таким образом, предметно-пространственная среда образовательного центра «Пеликан» представляет собой систему условий для обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализуемую посредством организации образовательного и предметно-развивающего пространства. Она отвечает требованиям мобильности и легкости трансформации, соответствия возрастным особенностям дошкольников, задачам их развития, возможностям осуществления практико-ориентированной подготовки обучающихся университета и работников системы образования.
Функционирование предметно-пространственной среды образовательного центра «Пеликан» предполагает изменения в различных подсистемах: в подсистеме развития ребенка – удовлетворение потребностей и интересов детей, содействие разностороннему развитию, обеспечению комфорта и эмоционального благополучия, безопасности; в подсистеме организации (образовательного центра и вуза) через расширение возможностей использования материально-технического оснащения университета, расширение спектра форм взаимодействия преподавателей вуза и студентов с детьми дошкольного возраста и их родителями (законными представителями), актуализацию и усовершенствование имеющего ресурсного обеспечения, создание новых пространств и локаций в целях повышения качества образования; в подсистеме личностно-профессионального становления – совершенствование профессионального мастерства преподавателей, налаживание практики наставничества и профессиональных проб студентов; в подсистеме содержательно-организационной структуры образовательного процесса – усиление практико-ориентированной составляющей профессиональной подготовки студентов, разработка и апробация нового инструментария и методик обучения, воспитания и развития детей.
Создание и развитие предметно-пространственной среды образовательного центра для детей дошкольного возраста в условиях педагогического вуза позволит решить следующие задачи современного образования:
‒ повышение качества и доступности предшкольного образования;
‒ повышение эффективности дополнительного образования детей дошкольного возраста;
‒ оптимизация образовательного процесса в условиях образовательного центра в педагогическом вузе;
‒ обеспечение практико-ориентированного характера высшего образования студентов педагогического вуза.
Опыт создания и организации функционирования предметно-пространственной среды образовательного центра для дошкольников при вузе позволит также более эффективно реализовать методические рекомендации по открытию групп кратковременного пребывания детей и/или комнат матери и ребенка для студенческих семей в образовательных организациях высшего образования.