Введение / Introduction
Способность и готовность современного педагога к самосовершенствованию, устойчивая потребность в саморазвитии является одной из главных составляющих его профессиональной компетентности, воспитанием которой необходимо заниматься с самого начала обучения в педагогическом вузе. Такой подход имеет особое значение в связи с тем, что все более увеличивается поток информации, объем необходимых знаний, происходят быстрые изменения, и педагогу необходимо своевременно, адекватно реагировать на указанные события, воспитывать, обучать и развивать молодежь в соответствии с современными требованиями.
Следовательно, необходимо развивать творческий потенциал будущего педагога, с готовностью развивать творческие возможности у учащихся уже в процессе своей педагогической деятельности и воспитывать у них потребность в саморазвитии, что является ключевым условием непрерывности самосовершенствования и будет способствовать повышению качества образования молодежи, воспитанию личности.
В. И. Андреев отмечает, что именно творческий потенциал личности, способность к самообразованию, саморазвитию в условиях стремительных перемен, неопределенности становится одним из главных слагаемых компонентов качества жизни современного человека [1].
В процессе развития творческого потенциала личности в условиях ее активной творческой деятельности происходит формирование потребности в саморазвитии, что является базовой составляющей профессиональной деятельности педагога, в процессе которого осуществляется также формирование и развитие профессиональной мобильности, креативности, рациональности, адаптивности.
В процессе системного развития творческого потенциала личности формируются и эффективно развиваются личностно профессионально значимые качества современного педагога, воспитывается такое важное интегративное качество личности, как бережливость, которая в современном мире становится особенно востребованной практически во всех сферах человеческой деятельности.
Обзор литературы / Literature review
В документе «Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (от 7 мая 2024 года), направленного на обеспечение устойчивого развития страны, одной из приоритетных целей становится реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов [2].
Реализация обозначенной цели позволит обеспечить вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований.
Творчество, творческий потенциал личности в современных условиях становятся одними из главных резервов инновационных процессов, соответственно, и сфера образования, особенно процесс подготовки педагогических кадров, призванных быть в авангарде общественного развития, духовно-нравственного становления молодежи, ответственных за настоящее и будущее страны, должны ориентироваться на инновационное развитие. Сама система образования, по мнению В. В. Утёмова, М. М. Зиновкиной, П. М. Горева, должна быть пронизана инновациями, направленными на развитие творческого потенциала обучающихся, при этом особо подчеркивается, что именно творчество, творческий потенциал личности в современной ситуации становятся главными ресурсами инновационного развития [3]. Р. Х. Исхаков, Э. Р. Гайнеев пишут, что творческий потенциал является базовой основой формирования мобильности, что становится актуальным в современной ситуации, когда человеку приходится не раз менять профессию, специальность [4]. Так, по данным масштабного исследования белорусских ученых И. В. Зубрилиной и соавт., прогнозируется исчезновение к 2030 году до 60 профессий, специальностей и появление более ста новых [5]. Такие прогнозы актуализируют проблему творчества, творческо-конструкторской деятельности, процесса воспитания потребности в развитии творческого потенциала личности, способности к оперативной адаптации в меняющихся условиях, требованиях, компетенциях.
Вопросам творчества, творческо-конструкторской и проектно-творческой деятельности учащихся, развития творческого потенциала личности, саморазвития посвящены труды многих философов и социологов, педагогов и психологов.
Опубликованы научные статьи, посвященные проблеме формирования творческого потенциала человеческого капитала как основы инновационного развития. Так, анализируя проблему влияния человеческого капитала на инновационное развитие экономики, О. А. Беленкова отмечает, что для такого развития прежде всего необходима подготовка специалистов, обладающих творческим потенциалом, реализация которого определяется уровнем развития материальной и духовной культуры общества [6]. Подготовка таких специалистов, как считают Н. А. Бурова, Е. Г. Пишкун, должна начинаться с самого раннего, дошкольного возраста, под руководством креативно мыслящего и способного к самосовершенствованию воспитателя [7]. Именно в дошкольном возрасте, который является самым продуктивным, открываются широкие возможности в развитии творческого потенциала, раскрываются творческие способности детей.
С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева творческий потенциал педагога рассматривают как условие реализации синергетического подхода в образовании в новом этапе развития педагогики [8]; О. И. Ваганова, М. Р. Желтухина, Л. А. Донскова – как интегративное средство формирования межкультурного диалога в условиях творческой, проектно-исследовательской деятельности обучающихся [9]; В. Н. Кузьменкова, В. Н. Наумова, В. Г. Иванов – как одно из важных профессионально значимых условий непрерывности профессионального развития учителя [10]. Однако непрерывность саморазвития педагога зависит прежде всего от сформированности устойчивой потребности, когда саморазвитие, системное повышение личного творческого потенциала для учителя становится личностной и профессиональной необходимостью. А для этого, как считает С. А. Новоселов, необходимо воспитание культуры творчества будущего педагога [11], что требует создания в педагогическом вузе особой, развивающей, творческой среды, организации активной творческой деятельности студентов, наставничества в целях передачи наработанного творческого педагогического опыта новому поколению будущих учителей. Н. К. Бакланова, К. В. Бакланова, анализируя процесс профессионального становления педагога, приходят к выводу, что профессиональное мастерство педагога неразрывно связано с творчеством, развивается в синтезе профессионализма и творчества [12]. А. Ю. Белогуров, исследуя особенности профессиональной компетентности педагога, рассматривает педагогическое мастерство как синтез профессионализма и творчества в процессе от усвоения теории к реализации инновационных технологий [13]. Зарубежные исследователи С. Айасра, М. Обейдат, К. Кататбе, А. Альджарра, М. Аль-Ахрас, проводившие экспериментальное исследование со студентами Иорданского университета науки и технологий, также отмечают прямую взаимосвязь творческого мышления с достижениями обучающихся [14]. С. Лемметти, K. Коллин, В. П. Главяну, П. Форсман творческие возможности личности, креативность и процесс обучения рассматривают как социокультурные и взаимосвязанные феномены, определяющие качество усвоения знаний, подчеркивая, что обучение и творчество являются одними из наиболее значимых явлений в стремительно меняющемся мире [15].
Новые возможности в развитии инноваций в педагогическом образовании, творческого развития студентов открываются, как считают Л. Д. Червякова и Е. Б. Пономаренко [16], с бурным развитием информационных технологий. Использование таких технологий способствует значительному повышению производительности труда преподавателя и студента в поиске, обработке и передаче информации, общении, освоении инновационных педагогических методик, открывает новые возможности в развитии творчества и реализации собственных творческих идей. В то же время информационные технологии имеют и свои негативные составляющие.
Е. Н. Князевой проводилось исследование, посвященное креативным практикам, и определены такие три подхода креативного обучения, как энактивизм, концепции мультиверса и теории сложных чисел [17]. В работе Н. В. Мартишиной, Н. В. Гречушкиной, посвященной технологиям креативного образования, анализируются особенности креативного подхода в обучении, раскрывается влияние творческого образования на результаты обучения [18], что относится к числу наиболее перспективных форм и методов развития творческих способностей учащихся и студентов, используемых в практике подготовки педагогов любого профиля и способствующих развитию творческих способностей обучаемых. В монографии Р. М. Шерайзиной, К. Р. Хачатуровой, И. А. Дониной особое внимание обращается на необходимость учета возрастных особенностей развития и индивидуальных особенностей каждого учащегося [19]. Отметим, что дифференцированный, личностно ориентированный, индивидуальный подходы в обучении давно известны и достаточно успешно реализуются в практике образовательных организаций.
В последнее время ученые встревожены постепенным, стабильным снижением креативности у молодежи. Так, согласно данным, полученным американским ученым K. Х. Ким, в результате масштабного исследования с использованием тестов креативности Э. П. Торренса воображение американской молодежи стабильно снижалась, в то время как показатель IQ постепенно повышался [20].
Рассматривая особенности развития творческо-конструкторского потенциала в системе среднего профессионального образования, Э. Р. Гайнеев указывает на необходимость взаимодействия учебных заведений с профильными организациями [21]. В данном случае значительна роль наставника-новатора производства, его творческих умений, способностей к передаче творческого, новаторского опыта студентам‑практикантам. При этом в творчестве студентов колледжей, техникумов значительна доля деятельности рационализаторской, конструкторской, в процессе которой, как отмечает Г. С. Альтшуллер, человеку не приходится преодолевать противоречия [22]. Задача конструктора – найти оптимальное, рациональное, компромиссное решение между эргономическими, экономическими, эстетическими и другими требованиями.
В статье И. В. Милаевой, С. Д. Чернявских, М. С. Царьковой показана необходимость эффективного социального партнерства, взаимодействия школы и вуза в совместном формировании исследовательских умений учащихся, проведении экспериментов в процессе совместной проектной деятельности [23].
Метод проектов, как считают Е. И. Григорьева и М. В. Сахарова [24], становится одним из самых популярных в активизации учебно-познавательной деятельности и развитии творческого потенциала обучающихся в условиях компетентностного подхода в обучении, когда проект в основном разрабатывается самостоятельно.
И. А. Скоробренко при анализе развития творческого потенциала личности будущего учителя обращает внимание на дидактические возможности использования коллективных, групповых форм организации творческих занятий студентов при совместном выполнении различных творческих заданий, при организации и проведении самостоятельных ярких театрализованных постановок [25].
Особый интерес представляет монография А. В. Тутолмина, в которой рассматриваются особенности педагогического творчества и условия реализации творческой профессионализации студента педагогического вуза [26].
Л. К. Веретенникова в своем монографическом исследовании отмечает, что проблема развития творческого потенциала учащихся относится к одной из самых актуальных, и рассматривает особенности творческого развития на детей на разных возрастных этапах, разных уровнях развития креативности [27].
A. Р. Масалимова, M. Р. Желтухина, O. В. Сергеева в работе, посвященной инновациям в преподавании и изучении наук в странах БРИКС, показывают, что все они направлены на совершенствование исследовательской, интегрированной с технологиями практической педагогики и повышение квалификации учителей [28].
В последнее время появляется достаточно много интересных методов, авторских разработок по формированию и развитию творческого потенциала обучающихся, способствующих воспитанию потребности в самосовершенствовании. Так, в процессе исследования, которое проводили П. M. Горев и A. M. Калимуллин, была разработана и успешно апробирована методика проведения творческого урока математики [29]. L. В. Кохан разработала авторскую методику использования конспектов-алгоритмов и представления их в виде структурно-логических схем [30]. Такая методика помогает учащимся развивать интуицию, мотивирует к творческой деятельности, позволяет раскрыть свой собственный творческий потенциал.
Ю. Ю. Орехова, Л. K. Гребенкина, Н. В. Мартишина, M. В. Баделина разработали, на основе интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса, модель профессионального и личностного развития обучающихся [31].
В. С. Безрукова указывает на то, что на уроках, в целях развития креативности учащихся, еще недостаточно используются значительные возможности комического, что способствует развитию у детей остроумия, самоиронии [32].
Основными понятиями нашего исследования являются такие, как «потребность» и «творческий потенциал личности».
Потребность, по А. Н. Леонтьеву, понимается как «испытываемая человеком нужда в том, что способно эту потребность удовлетворить» [33]. С. И. Петрова, рассматривая понятие «потребность», отмечает, что в философии потребности зачастую связывают с саморазвитием человека [34]. Потребность является побудительной силой любого вида деятельности, в том числе и деятельности творческой, требующей большого напряжения сил и высокого уровня мотивации. А эффективность профессионального становления личности, как считают И. В. Алещанова, Н. A. Фролова, M. Р. Желтухина, зависит от мотивации [35].
А. С. Некрасов, анализируя различные подходы к определению понятия «потенциал» применительно к творческой деятельности, приходит к выводу, что творческий потенциал – это проявление сущностных сил человека и возможность его реализации в деятельности, в общении, в познании [36].
Обзор научных источников позволил уточнить рассматриваемые понятия в контексте нашего исследования и вывести определение: творческий потенциал студента педагогического вуза представляет собой профессионально значимое, интегративное качество личности, способствующее формированию устойчивой потребности в саморазвитии как ключевого фактора непрерывности образования и саморазвития, основы повышения педагогического мастерства.
Понятие «потребность», применительно к творчеству понимается как духовная потребность педагога, направленная на самосовершенствование, стимулирующая мотивацию педагога и побуждающую его к активной творческой деятельности в целях саморазвития в процессе развития творческого потенциала.
Анализ научно-методической литературы показывает, что вопросу творческого саморазвития личности посвящены труды многих ученых, однако еще недостаточно изучена проблема воспитания потребности в саморазвитии у студента педагогического вуза в процессе его творческой деятельности в условиях системного, комплексного, интегративного развития творческого потенциала.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды, посвященные вопросам творческого саморазвития личности [37]; основные положения системно-синергетической педагогической теории [38]; теории проблемно-развивающего обучения [39]. В работе использовались такие методы, как анализ отечественной и зарубежной литературы, опыт преподавателей вузов, техникумов, колледжей, учителей школ, гимназий, лицеев, опрос преподавателей высших учебных заведений. Применялись эмпирические методы: педагогическое наблюдение, опрос, беседа; синтез, сравнение, обобщение полученных данных.
Определенные нами подходы к решению проблемы исследования основаны на принципах природосообразности, развития самостоятельности личности, мотивации учения к профессиональной деятельности; идеях самоактуализации и приоритета личностного развития в условиях личностно ориентированного подхода. Такой подход задает иное, в отличие от традиционного, видение целей развития творческого потенциала и обеспечивает воспитание потребности в саморазвитии студента педагогического вуза, что позволяет выпускнику самосовершенствоваться также и в процессе последующей профессиональной деятельности.
Результаты исследования / Research results
Творческий потенциал личности становится одним из ключевых условий эффективного развития, саморазвития личности, общества, государства и является одной из главных задач системы образования, решение которой зависит, прежде всего, от педагога, от уровня его личного творческого потенциала, креативности, адаптивности, рациональности, профессиональной мобильности.
Формирование указанных профессионально значимых качеств педагога в значительной степени зависит от уровня развития его творческого потенциала: креативность – как способность нестандартно мыслить, генерировать новые идеи; адаптивность – способность действовать в условиях внезапно возникающих проблем; рациональность – как способность педагога совершенствовать учебный процесс, оптимально организовывать свою деятельность. Особое место в труде педагога занимает такое качество, как мобильность, определяемое как интегративное профессионально значимое качество сотрудника, с готовностью и способностью к инновационным преобразованиям в современных условиях, развиваемое в процессе его творческой деятельности.
Современному педагогу, высокая миссия которого заключается в глубоком и объективном понимании прошлого, формировании настоящего и будущего государства, необходимо постоянно учиться, развиваться, совершенствоваться, его труд осуществляется в сложных условиях необходимости оперативного разрешения постоянно возникающих проблемных ситуаций, в условиях «ситуации нового вида» (по С. А. Новоселову).
Однако творческий потенциал педагога не является сопутствующим продуктом обучения, не развивается сам по себе и требует соответствующих условий уже в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.
В исследовании были определены следующие дидактические условия: реализация дифференцированного, индивидуального, личностно ориентированного подходов; непрерывность образования, личностного развития; создание в учебном заведении развивающей, творческой среды; обеспечение комплексного педагогического воздействия с целью воспитания потребности в саморазвитии; повышение мотивации студентов к творческой деятельности; эффективное социальное партнерство заинтересованных сторон и др.
Формы обучения: индивидуальные (подготовка творческих проектов; исследовательская деятельность; подготовка рефератов; конструирование и др.); групповые (кружки творчества; публичная защита творческих проектов; интерактивные экскурсии и др.); коллективные (студенческие научно-практические конференции, форумы, семинары; конкурсы, викторины, народные праздники и др.).
Методы:проблемное изложение знаний; анализ и разрешение проблемных ситуаций; решение ситуационных проблем; эвристические беседы, игры, дебаты; деловые игры, дискуссии; психологические тренинг-методы; сюжетно-ролевые игры; самоанализ, самооценка и др.
Средства: художественная, научная; научно-популярная и справочная литература; учебно-наглядные пособия; презентации, глобальная сеть Интернет и др.
В рамках данной статьи нами рассмотрены лишь отдельные наиболее популярные и перспективные, по нашему мнению, средства и методы развития творческого потенциала педагога в целях воспитания потребности в саморазвитии.
Одним из условий, которое имеет значительные возможности в развитии творческого потенциала, но еще недостаточно используется в образовательной среде, является применение на занятиях элементов комического, юмора, остроумия.
Комическое, по мнению ученых, помогает вскрывать противоречия, обнаруживать нестандартные способы их разрешения. Так, педагог с развитым чувством юмора, с готовностью и способностью к восприятию комического может проводить неожиданные, нетривиальные сопоставления, т. е. мыслить творчески и мотивировать обучающихся к собственной активной творческой деятельности.
Необходимым условием эффективной реализации потребности в самосовершенствовании, развитии творческого потенциала в процессе деятельности, особенно в деятельности творческой, является высокий уровень мотивации.
Усилению мотивации к развитию творческого потенциала будущего педагога служат олимпиады, чемпионаты, конкурсы, турниры, викторины, фестивали, выставки, проектная и проектно-исследовательская деятельность студентов.
Развитию творческих возможностей служат также используемые на занятиях сюжетно-ролевые игры, дебаты, тренинг-методы, технология проблемного обучения, решение проблемных задач, проблемных ситуаций, технологии ТРИЗ.
Указанные виды деятельности позволяют подготовить будущих педагогов к быстро меняющимся условиям, способствуют развитию креативности и решению различных возникающих проблемных ситуаций нестандартными способами.
К успешным методам развития творческого потенциала можно отнести и практически апробированные, успешно применяемые в практике педагогов психологические тренинг-методы личностного роста, способствующие активизации творческой деятельности и саморазвития педагога. Такие данные были получены в процессе опроса педагогов, в котором приняло участие более 130 преподавателей вузов.
В процессе исследования, проведения бесед респондентам были заданы вопросы: необходимо ли современному педагогу самообразование, творческое саморазвитие, развитие творческого потенциала или можно ограничиться лишь регулярными курсами повышения квалификации? Какие из предлагаемых психологических тренингов считаете наиболее полезными и эффективными?
Показательно, что все респонденты (100% опрашиваемых) сказали о необходимости постоянного самообразования, творческого саморазвития, отметив, что окружающий мир настолько быстро меняется, что для поддержания высокого уровня педагогической компетентности курсов повышения квалификации недостаточно.
Опрос показал, что более половины респондентов – до 62% – указали на необходимость, полезность тренингов профессионально-личностного роста и в перечне тренингов указали на четыре самых популярных (см. таблицу).
Результаты опроса преподавателей вузов
по применению в своей практике тренинг-методов (%)
№ п/п |
Тренинг |
Опрос (результаты) |
1 |
Психологический тренинг: формирование стрессоустойчивости, освоение методов обучения навыкам поведения педагога в проблемных, критических ситуациях; оперативная реакция на возникающие проблемные ситуации; преодоление возрастающего синдрома эмоционального выгорания педагога, повышение уровня душевного комфорта и др. |
75 |
2 |
Тренинг командного взаимодействия и коммуникативной компетентности:формирование опыта коллективной работы педагогов в учебном заведении, умений позитивно разрешать возникающие в работе конфликтные ситуации, воспитание чувства товарищества; оптимальный выбор приоритетов, развитие критического мышления, самокритики и др. |
74 |
3 |
Тренинг педагогических умений, навыков: формирование и развитие психолого-педагогических способностей; наставнических компетенций; воспитание устойчивой потребности в саморазвитии, освоении новых знаний, практического опыта творческой деятельности; освоение форм, средств и методов развития творческого потенциала обучающихся и др. |
56 |
4 |
Тренинг личностного роста: повышение мотивации профессионально-личностного роста; воспитание потребности в непрерывном саморазвитии; получение нового личностного и профессионального педагогического опыта; активизация творческого потенциала личности, его познавательной деятельности, углубление самопознания, развитие рефлексии и др. |
62 |
Важное место в саморазвитии педагога занимает репетиторство, которое в настоящее время благодаря бурному развитию информационных технологий, новым возможностям дистанционного общения становится все более популярным.
Полезной представляется также работа студентов старших курсов в качестве учителей школ с неполной нагрузкой (0,5, 0,25 ставки), руководителей кружков творчества, организованных, как правило, вечером, во внеурочное время, а также в качестве репетиторов по профилю осваиваемой педагогической специальности.
Репетиторство нацелено прежде всего на конкретный высокий результат, что стимулирует педагога на поиск наиболее эффективных технологий, обучения, разработку собственных авторских педагогических методик, приемов и др.
Опыт показывает, что студенты педагогического вуза, подрабатывающие в свободное время в школах, кружках системы дополнительного образования, занимающиеся репетиторством, более осознанно и успешно осваивают педагогические специальности и имеют более высокие профессиональные показатели.
Заключение / Conclusion
В современных условиях стремительных перемен значительно повышается роль творчески работающего педагога со сформированной еще в студенческие годы потребностью в системном саморазвитии, которое, как показывает обзор научно-методической литературы и практики педагогов, происходит в процессе учебной и внеурочной, внеаудиторной творческой деятельности будущих педагогов.
Важно то, что сформированная потребность в саморазвитии в процессе творческой деятельности способствует преодолению одной из наиболее негативных составляющих педагогической профессии – синдрома эмоционального выгорания.
Творческий потенциал личности в настоящее время становится одним из ключевых условий развития, саморазвития личности, общества, государства и является одной из главных задач системы образования, решение которых которой зависит, прежде всего, от педагога, от уровня его личного творческого потенциала, креативности, адаптивности, рациональности, профессиональной мобильности.
Исследование также позволило уточнить, в контексте рассматриваемой проблемы, понятия «потребность в саморазвитии» и «творческий потенциал педагога» и вывести следующие определения:
‒ творческий потенциал студента педагогического вуза представляет собой профессионально значимое, интегративное качество личности, способствующее формированию устойчивой потребности в саморазвитии как ключевого фактора непрерывности образования и саморазвития;
‒ потребность в саморазвитии – это духовная потребность педагога, направленная на самосовершенствование, стимулирующая мотивацию педагога и побуждающая его к активной творческой деятельности в целях саморазвития в процессе развития творческого потенциала.
Перспективами дальнейших научных поисков может быть разработка авторских методик развития творческого потенциала в условиях внеурочной деятельности; выявление механизмов, стимулирующих саморазвитие педагогов; определение условий, способствующих формированию потребности в саморазвитии; использование информационных технологий для творческого саморазвития обучающихся и др.