Full text

Введение / Introduction

 

Одной из приоритетных задач современной системы образования является обеспечение психологической безопасности субъектов образования в условиях интенсивной информатизации и цифровизации образовательного процесса, в том числе в период дошкольного детства. В дошкольных образовательных организациях и детских образовательных и развивающих центрах цифровизация затронула все структурные компоненты образовательного пространства: создаются цифровые детские сады, формируется внутренняя цифровая среда руководителя и внешняя виртуальная среда образовательной организации (официальный сайт, группы в социальных сетях и др.), осуществляется предоставление услуг в электронном виде и пр. Одним из направлений цифровизации является наполнение предметно-пространственной среды специализированным оборудованием и использование цифровых образовательных ресурсов и технологий при реализации образовательной программы дошкольного и дополнительного образования. Несомненно, это повышает эффективность образовательного процесса, оказывает положительное влияние на индивидуализацию и персонализацию развития воспитанников дошкольных организаций, как отмечает Р. Н. Токсонбаев [1]. Цифровые инструменты также используются при организации диагностической, развивающей, профилактической, коррекционно-развивающей деятельности. В работе педагога-психолога успешно реализуются технологии арт-терапии в цифровом формате (мульттерапия, сказкотерапия, библиотерапия и др.), констатирует В. Е. Шегеря [2].

В то же время Е. С. Белова пишет, что цифровые ресурсы и технологии, являясь важными факторами психического развития и цифровой социализации ребенка-дошкольника нового поколения, могут нести серьезные риски и угрозы психологической безопасности [3], что может проявляться в негативных психологических воздействиях, приводящих к нарушениям в целостности психики личности, появлению различных форм дезадаптации, рассеянности, фобий, агрессивности, тревожности и пр. Особенно это актуально, по мнению Е. В. Коротаевой, при воспитании современных детей, многие из которых имеют диагноз синдрома дефицита внимания, склонны к быстрой, «глотающей» технике переработки информации без ее осмысления, не умеют общаться и даже играть [4]. Проблемным вопросом применения цифровых технологий является избирательность, качественный анализ содержания образовательного контента с точки зрения его влияния на развитие личности дошкольника.

Цель исследования – изучение специфических особенностей процесса обеспечения психологической безопасности личности дошкольника в условиях цифровизации дошкольного образования на примере работы образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева.

Полученные результаты имеют теоретическое и практическое значение для проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста посредством цифрового образовательного контента.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Сегодня перед системой дошкольного образования поставлена задача информатизации, предполагающая активное использование информационных технологий как эффективного средства совершенствования и развития предметно-пространственной среды детского сада (письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года № 753/23-16 «Об информатизации системы дошкольного образования») [5]. В исследовании Е. С. Беловой утверждается мысль о том, что дошкольное учреждение/школа будет играть ключевую роль в формировании способов безопасного и развивающего использования цифровых технологий подрастающими поколениями [6].

Вопросам использования цифровых сервисов и ресурсов при работе с дошкольниками посвящено достаточное количество работ. Е. А. Чичинина [7] пишет, что сегодня дети, начиная с дошкольного возраста, начинают пользоваться планшетами, смартфонами, компьютером, в связи с чем важно оценивать целесообразность использования ЦОР в работе с детьми. Эффективное использование цифровых технологий в образовательном процессе детского сада является нормативным требованием, способствует развитию когнитивных ресурсов личности и позволяет реализовывать процесс обучения и развития в увлекательном игровом формате, отмечает Е. С. Багинская [8].

Т. В. Кривцовой подчеркивается значимость цифровизации обучения в плане формирования осознанной детской активности и продуктивности детского творчества [9]. К. С. Шалагинова отмечает важность ЦОР в развитии памяти современных детей [10]. О. В. Пустовойтова, Н. А. Шепилова, Л. А. Яковлева, Д. П. Курникова акцентируют внимание на том, что цифровые технологии в ДОО не призваны обучать дошкольников основам информатики, их научно обоснованная задача – расширение возможностей познания окружающей действительности и развитие способностей ребенка [11].

Т. И. Ростковой выделены и описаны основные задачи цифровизации дошкольного образования: изучение и анализ психологической готовности родителей к цифровой социализации дошкольников и определение уровня мотивации субъектов образования к взаимодействию в сфере цифровой социализации дошкольников, выявление и предупреждение психологических проблем, вызванных данной социализацией [12]. О. В. Пустовойтова, Н. А. Ведешкина создали и апробировали модель сотрудничества детского сада и семьи с помощью цифрового контента [13].

Значительное число работ посвящено использованию различных цифровых ресурсов и технологий в работе с дошкольниками, как то:

-     игровые задания, выполняемые дошкольниками на индивидуальных планшетах, обеспечивающие формирование мотивации обучения, развитие познавательных процессов и личностных компетенций дошкольников, – опыт Н. А. Колесовой [14];

-     приложение Learning Apps, позволяющее разработать цифровой портфель, содержащий игры и упражнения по развивающим областям: память, внимание, мышление, восприятие, речь, социально-эмоциональная сфера, – практика Л. И. Куликовой [15]. Подобный цифровой портфель активно используется в работе педагогов‑психологов, логопедов, дефектологов дошкольных образовательных организаций;

-     квест-игры в детском саду посредством использования мобильных приложений (видеоинструкций, аудиоподсказок и других интерактивных обучающих активностей) – исследование О. В. Мазуренко, В. А. Ляпиной [16];

-     мультимедийные презентации и обучающие программы – отмечает М. В. Лежнина [17];

-     анимационная студия – мнение Ю. Д. Гакаме, В. В. Головащенко  [18];

-     интерактивные песочницы – работа педагогов-психологов Е. Н. Бехтеревой, И. И. Пичугиной [19];

-     программа «ПервоЛого» в работе с дошкольниками – опыт Е. И. Яковлевой [20].

Т. А. Прохорова подчеркивает, что применение цифрового образовательного контента в процессе обучения и психолого-педагогического сопровождения личности должно осуществляться при соблюдении информационной гигиены и информационной безопасности [21]. Е. Ю. Протасова отмечает, что электронный способ подачи материала позитивно влияет на процесс слушания, чтения и рисования, но в то же время автор подчеркивает, что при чрезмерном использовании новых медиа у дошкольников ухудшается качество внимания и речевого взаимодействия [22]. И, несмотря на позитивный потенциал, цифровые образовательные продукты могут вызывать беспокойство, нести в себе угрозы и риски, пишет Г. У. Солдатова [23]. Ю. В. Батенова, А. К. Сафонова, О. Г. Филиппова [24], исследуя характер социального взаимодействия дошкольников в условиях цифровизации, говорят о негативном влиянии бесконтрольного использования информационно-коммуникационных технологий на общее и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста. Рассматривая специфику превентивной работы с дошкольниками, имеющими различные страхи, В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, Д. Л. Абдыраманова констатируют, что на появление данных отклонений в сознании и поведении ребенка-дошкольника активное влияние оказывает технологизация, цифровизация и агрессивная среда Интернета [25].

П. Чжэн, Ц. Сун констатируют снижение уровня эмоционального благополучия, развития крупной и мелкой моторики, глубокой осведомленности о явлениях и процессах окружающей действительности у детей дошкольного возраста, использующих цифровые устройства [26].

Анализ публикаций по заявленной теме показывает, что задача обеспечения психологической безопасности дошкольников в условиях цифровизации не теряет своей актуальности и требует дальнейшего решения.

Е. В. Барышникова считает, что создание психологически безопасной образовательной среды позитивно отражается на благополучии дошкольников [27]. Автор описывает следующие ее характеристики: отсутствие агрессивности, жестокости, страха, неуверенности, беспокойства [28]. В первую очередь речь идет об эмоциональном благополучии и эмоциональном интеллекте ребенка, которые проявляются в удовлетворении потребности в безопасности, в доброжелательном общении, позитивной оценке личности ребенка окружающими, отмечает М. Д. Кукушкина [29]. М. И. Баишева утверждает, что развитие психологической безопасности осуществляется посредством снижения страхов и формирования ценностных представлений [30].

M. Аленези в своей статье поднимает вопрос о необходимости формирования цифровой зрелости личности начиная с детского возраста, что обеспечит сохранение ее психического и психологического здоровья [31].

Ли Ен Тай с соавт. сделали вывод о превышении времени использования цифровых сервисов и инструментов дошкольниками в целях чисто развлекательных, в связи с чем ученые также подчеркивают значимость педагогически обоснованного вмешательства в процесс формирования цифровой грамотности ребенка [32].

О необходимости учета воспитателями опыта домашнего обучения детей цифровому поведению пишут Г. Озтюрк, С. Охи, приводя в качестве аргументов результаты исследования семей турецких дошкольников [33]. Ф. Л. Скотт также считает важной организацию сотрудничества с семьями дошкольников по формированию у них цифровой грамотности [34].

Интерес представляет исследование [35], включающее изучение влияния цифровых технологий, видеоконтента на развитие дошкольника в Турции, авторами сформулированы условия эффективного использования данных ресурсов для гармонизации развития личности в условиях цифровой трансформации, в том числе для обеспечения безопасности и сохранения здоровья (родительский и педагогический контроль, цифровая гигиена, дидактическая целесообразность контента и др.).

Ключевыми показателями психологической безопасности личности, по мнению  К. М. Хмелевской, являются развитый эмоциональный интеллект, низкий уровень тревожности и позитивное эмоциональное состояние (радость, удовольствие, оптимизм) [36]. Эмоциональный интеллект проявляется в умении определить свои эмоции и эмоциональное состояние другого человека, их причину, последствия эмоциональных реакций, способность управлять эмоциями, отмечает А. В. Северин [37].

Л. Д. Деминой определен функционал эмоционального интеллекта в аспекте обеспечения психологической безопасности личности: оценка и понимание сущности и особенностей эмоциональных переживаний людей через внешнюю речь, действия; стремление понять эмоции другого человека через вербальные и невербальные каналы; управление эмоциями и регулирование их силы; мотивация в получении позитивных и преодолении негативных эмоций путем участия в интересной деятельности; рефлексивное оценивание поведения, эмоционального состояния [38]. Данные показатели свидетельствуют о более высоком уровне адаптивности личности к постоянно меняющимся условиям, в связи с чем необходимо добиваться указанного функционального значения эмоционального интеллекта при использовании ЦОР в обучении, воспитании и развитии дошкольников.

Анализ исследований по теме статьи свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы, широком освещении проблем цифровизации в условиях современного образования в России и мире. При безусловном позитивном влиянии цифровых инструментов и технологий на эффективность обучения и развития ребенка-дошкольника отмечаются негативные тенденции в эмоциональном благополучии, психологической безопасности ребенка, что обусловливает необходимость выявления особенностей использования цифровых ресурсов в работе с дошкольниками в данном аспекте.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Анализ различных точек зрения на процесс внедрения цифровых технологий и ресурсов в дошкольное образование привел нас к выводу о необходимости применения нескольких методологических подходов и принципов: личностно ориентированного, деятельностного подходов, принципов целесообразности, полимодальности, адаптивности.

Применение личностно ориентированного подхода предполагает использование потенциала цифровых ресурсов и технологий с опорой на потребности, интересы и психолого-возрастные возможности детей поколения альфа, нацеленность на гармоничное развитие различных сфер личности, эмоционального интеллекта, формирование информационной грамотности и умений решать различные жизненные задачи в постоянно меняющихся условиях, раскрытие творческого потенциала. Ребенку предоставляется возможность свободного выбора пространства, видов деятельности, способа действия и цифровых инструментов, выражения отношения и эмоций к выполняемым заданиям и наглядным объектам. Данный подход также актуален с позиции необходимости создания комфортных условий для самопознания и самореализации личности, интерактивности и увлекательности деятельности в цифровой среде как условия стимулирования познавательной активности.

Деятельностный подход значим для приобретения социального и эмоционального опыта при организации обучающей, развивающей, воспитательной и коррекционной работы с дошкольниками с использованием цифровых инструментов, когда каждый ребенок становится активным субъектом игровой, исследовательской, экспериментальной, конструкторской, физкультурно-оздоровительной, художественно‑эстетической деятельности. Указанные виды деятельности стимулируют появление позитивных эмоциональных состояний, мотивации активности и успеха.

Использование цифровых возможностей образовательной среды, несомненно, должно иметь четко выраженную целесообразность, обоснованность применения в рамках образовательного процесса с учетом требований ФГОС ДО, СанПин, образовательной программы, режима проведения занятий, тематического планирования, быть нацеленным на развитие практических навыков, креативности, логического мышления, приобретения дополнительного опыта и возможностей для изучения различных предметов и объектов, явлений, формирования информационной культуры как основы для будущей жизнедеятельности в цифровую эпоху. Целесообразность проявляется также в умелом балансе между традиционными и цифровыми инструментами, четком контроле времени их использования.

Полимодальность в исследовании выполняет роль регулятора и интегратора различных модальностей (звуковой, тактильной, слуховой и др.) при использовании цифрового контента для организации обучения детей воспринимать информацию через различные каналы. В работе мы придерживаемся мнения о необходимости формирования мультисенсорного опыта с помощью мультимедийных приложений, посредством интерактивности и разнообразия цифрового инструментария и контента (изображения, аудио, видео, анимация, игры, тренажеры и др.).

Принцип гибкости и адаптивности дает возможность использовать современные цифровые ресурсы и инструменты в различных вариантах организации пространства, форм обучения, воспитания и развития дошкольников в сочетании с классическими моделями и методиками работы. 

Экспериментальной базой исследования является образовательный центр развития «Пеликан» МГПУ им. М. Е. Евсевьева. В экспериментальном исследовании приняло участие 200 дошкольников возраста 5–7 лет. Методами исследования стали: методики, нацеленные на изучение уровня тревожности личности «Выбери нужное лицо» В. Амена и др. [39]; методика «Паровозик» [40] для определения степени позитивного и негативного психического состояния детей дошкольного возраста С. В. Велиевой, проективная методика «Три желания» Я. Л. Коломинского [41]; эксперимент по проектированию и апробации цифровых технологий, направленных одновременно на обучение, воспитание, развитие и обеспечение психологической безопасности дошкольников.

 

Результаты исследования / Research results

 

Понимание психологической безопасности личности как определенного состояния психики, проявляющегося в целостности, устойчивости развития, адаптивности и гибкости человека в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в стрессовых и конфликтных ситуациях, гармоничности развития при взаимодействии с социальной и природной средой, удовлетворенности собой, процессом и результатами деятельности, умении владеть собой, приводит нас к мысли о том, что психологическая безопасность возможна лишь в психологически комфортной образовательной среде, создающей чувство защищенности, заботы и любви, а также при условии выработки и реализации требований к использованию цифрового инструментария в работе с детьми дошкольного возраста:

-         учет возрастных и индивидуальных особенностей детей поколения альфа (информационная и технологическая грамотность, способность к быстрой обработке информации и переключению с одной задачи на другую, развитость визуального и аудиовизуального восприятия, активное использование онлайн-платформ для игр и обучения и др.). Данное условие предполагает использование в работе педагога понятных и интересных детям наглядных средств, современных цифровых инструментов и сервисов, чередование видов деятельности с дозированным использованием технических средств (слушание, продуктивная деятельность, просмотр учебного контента, упражнение, говорение, игра и пр.), включение в игровое занятие интерактивных компьютерных заданий по развитию креативных способностей, критического мышления, умений коммуницировать и взаимодействовать с компьютерной техникой и людьми. Для гармоничного развития всех видов восприятия также необходимо чередование в использовании аудиального и аудиовизуального контентов;

-         учет динамики работоспособности детей дошкольного возраста. Ее уровень поддерживается при использовании цифровых ресурсов в утренние часы, когда концентрация внимания очень высока; после коротких перерывов в виде игры и отдыха выполнение учебной задачи становится более успешным; чередование различных видов активности (просмотр и прослушивание учебного контента, выполнение интерактивных упражнений и заданий на компьютерных тренажерах) усиливает сосредоточенность при восприятии и переработке информации. Эффективность работы детей поддерживается за счет соблюдения временного интервала при использовании ЦОР (для детей 5 лет – не более 10 минут, для детей 6–7 лет – не более 15 минут). Обязательным является применение здоровьесберегающих технологий (гимнастика для глаз, релаксация, дыхательная гимнастика, подвижные игры и динамические паузы, точечный массаж и пр.);

-         обоснование необходимости использования универсальных и специфических цифровых продуктов для формирования конкретных компетенций дошкольников на разных этапах занятия и в различных видах деятельности. На этапе организации и мотивации детей, основном этапе занятия целесообразно использовать обучающие видео с платформы RUTUBE в соответствии с тематикой занятия («Уроки Тетушки Совы», «Смешарики», «Фиксики» и др.), позволяющие в ярком и доступном формате ввести ребенка в мир нового. Компьютерные тренажеры, предполагающие совместно-распределенное выполнение заданий, содействуют отработке коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Для формирования компетенций модели 4К (креативность и критичность мышления, коммуникация, кооперация) весьма эффективными являются программные продукты «ПервоЛого», среды программирования Scratch, LEGO WeDo Education и др. Отработка навыков чтения по слогам, счета и прочего эффективна при использовании тренажеров «Читаем по слогам», «Учимся считать» и др. Параллельно цифровые инструменты решают целый спектр задач в обучении, развитии и воспитании ребенка;

-         содействие личностному развитию (познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие, эмоциональное благополучие и эмоциональный интеллект дошкольника, морально-нравственное становление);

-         соблюдение требований информационной безопасности и культуры психогигиены, экологичности педагогического процесса, что предполагает отсутствие кричащих цветовых оттенков, иллюстраций, демонстрирующих агрессию, резких и слишком громких звуков, какофонии, шума и стука. Кроме того, цифровой контент должен быть нацелен на формирование психологически благоприятного климата в детском коллективе, организацию взаимодействия детей на принципах взаимоуважения, доброжелательности, взаимопомощи.

В соответствии с данными требованиями в содержательный раздел дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ образовательного центра «Пеликан» «Хочу все знать» (5–6 лет), «Учимся, играя» (5–6 лет), «Скоро в школу»
(6–7 лет) внесены изменения и дополнения в части организации развития, обучения и воспитания с использованием медиаконтента и цифровых ресурсов.

Технологической базой для использования цифрового контента в обучении и развитии дошкольников являются цифровые образовательные ресурсы и программные продукты, разработанные с помощью оптических, телекоммуникационных, сетевых (интернет-ресурсы, LMS), гипермедиатехнологий, что обеспечивает логику и взаимосвязь используемых объектов информации, планирование и структурирование содержания обучения дошкольников на основе принципов наглядности, систематичности и доступности. В целях обеспечения информатизации дошкольного образования создан структурированный цифровой образовательный контент, включающий базу данных для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых на площадке образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева. В содержании данного контента включены различные программные и цифровые продукты, подобранные в соответствии с предметными областями дошкольного образования и актуальными направлениями дополнительного образования детей:

-         познавательное развитие (программные продукты для работы с интерактивной доской, аудиокниги, онлайн-квесты, упражнения на платформе Learning.Apps.org по различным тематикам, тренажеры, дидактические и развивающие игры, онлайн-викторины на платформах Logozavr, Zoogalaktika, «Играемся» и пр.);

-         художественно-эстетическое развитие (аудиобаза музыкального материала для дошкольников, коллекция виртуальных экскурсий по музеям и галереям и пр.);

-         физическое развитие и спортивно-оздоровительная направленность (комплекс физкультминуток и динамических пауз, обучающих видео для проведения гимнастики, сказочного фитнеса и пр.);

-         социально-коммуникативное и речевое развитие (речевые игры и задания на сайтах «IQша», «Шкатулка логопеда», «Повторюша», мультипликационные и документальные фильмы, рекомендованные Минпросвещения РФ и др.);

-         эмоциональное развитие (задания и упражнения, игры по курсам «Игротерапия», «Изучаем эмоции»);

-         развитие естественно-научного мышления и технического творчества (программы «ПервоЛого», среды программирования Scratch, LEGO WeDo Education) и др.

В образовательную деятельность на регулярной основе с учетом требований СанПин включаются общедоступные цифровые ресурсы, которые дозированно и целесообразно теме и форме проведения занятия используются педагогами, психологом и логопедом. Современные ресурсы позволяют педагогу в течение дня отслеживать эмоциональное состояние ребенка и обсуждать, как и в зависимости от чего оно менялось. Яркие образы и звуки, анимация, онлайн-симуляторы и групповые интерактивные задания, изначально вызывающие у ребенка высокий интерес, способствуют развитию эмоциональной сферы, формированию навыков реагирования в различных ситуациях, взаимодействия и сотрудничества, разрешения спорных вопросов, следовательно, содействуют сохранению психологической безопасности личности.

Программы по раннему математическому развитию обеспечены игровыми дидактическими игровыми заданиями, сопровождающимися привлекательной графикой, сказочными персонажами, позволяющими превратить обучение математике в обучение с увлечением. В расписание центра включены занятия по программе «ПервоЛого», нацеленной на развитие логики, различных видов мышления (конкретно‑образного, наглядно-действенного, абстрактного, алгоритмического), креативности и художественно-эстетических способностей, крупной и мелкой моторики, обучение основам алгоритмизации и программирования в процессе создания и преобразования различных графических объектов. Дошкольники овладевают навыками работы с различными инструментами программы (линейка, лейка, заливка и др.). Формирование самостоятельности осуществляется в процессе выполнения различных заданий в компьютерной программе под присмотром педагога. Несомненным достоинством работы в интегрированной среде «ПервоЛого» является ее многофункциональность и междисциплинарность: программирование и информационные навыки отрабатываются параллельно с математическими представлениями и умениями ориентации в пространстве и на листе бумаги, универсальными действиями постановки целей и задач, планирования деятельности, оценки результатов работы. Кроме того, на занятиях «ПервоЛого» дошкольники обучаются основам проектной деятельности с использованием программных средств.

В перечень программ центра включены программы инженерно-технического и естественно-научного направления «Робототехника», «3D-моделирование», «Лаборатория экспериментов», предполагающие активное использование цифровых сервисов и технологии геймификации, позволяющей активизировать познавательные и мыслительные процессы, включать дошкольников в проектно-исследовательскую деятельность. 

В программе инновационной деятельности центра в соответствии с актуальными направлениями дополнительного образования проводятся яркие события, нацеленные на формирование универсальных и цифровых компетенций детей и раннюю профориентацию с использованием технологии, разработанной доктором педагогических наук, профессором РАО, ректором МГПУ имени М. Е. Евсевьева М. В. Антоновой. На площадке межфакультетского Технопарка универсальных педагогических компетенций, педагогического технопарка «Кванториум» им. Д. Т. Надькина и образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева воспитанники центра приняли участие в онлайн-квесте «Путешествие в страну науки» Всероссийского фестиваля «Наука 0+». В лабораториях физики, химии и биологии дошкольники знакомились с различными научными областями и профессиями, обсуждали роль науки в жизни человека, проводили физические и химические эксперименты, учились работать с цифровыми микроскопами. Воспитанники образовательного центра стали активными участниками мастер-класса «Открываем будущее вместе: на пути к выбору профессии», включенного в программу Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени». В медиастудии вуза воспитанники центра принимают участие в съемках короткометражных фильмов, профессиональных пробах, работают в команде, выступают в роли фотографа, оператора, осваивают цифровое оборудование.

В июне 2024 года на площадке образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева проведена летняя образовательная смена «Пеликан: территория лета» для дошкольников и младших школьников. План-сетка смены был сформирован таким образом, что цифровые образовательные ресурсы и технологии были органично вплетены в содержание каждого дня с учетом психолого-возрастных и физиологических особенностей детей, сочетались с интеллектуальной деятельностью. На высокотехнологичных площадках Технопарка универсальных педагогических компетенций, «Кванториума» им. Д. Т. Надькина преподавателями и студентами вуза проведено более 50 мастер-классов по увлекательной химии, волшебной физике, биологии и экологии, робототехнике, 3D-моделированию. Вместе с наставниками – студентами университета ребята создавали 3D-модели сказочных персонажей, участвовали в киберспортивном турнире «Битва роботов», узнали о принципах работы электрической цепи.

В рамках смены детьми совместно с вожатыми созданы цифровые продукты «У лукоморья дуб зеленый…» (видеофильм ко дню памяти А. С. Пушкина), мультипликационный пластилиновый фильм «Веселый праздник в лесу», героями которого стали животные из сказочного леса. Участники летней смены стали настоящими создателями мультфильма, начиная с сюжета и заканчивая озвучкой (https://www.mordgpi.ru/news/3474/88337/?sphrase_id=177107). Студенты факультета педагогического и художественного образования МГПУ имени М. Е. Евсевьева стали наставниками в профессиональных пробах детей в роли художников-мультипликаторов, аниматоров, сценаристов и режиссеров.

В организационный раздел образовательных программ, реализуемых в образовательном центре «Пеликан», включены позиции, отвечающие за использование смешанного формата взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями) с использованием мессенджеров и социальных сетей. Перспективным направлением работы педагогов в дошкольной образовательной организации является реализация цифрового контента при оказании адресной психолого-педагогической помощи родителям по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка.

В рамках исследования в начале и конце 2023/2024 учебного года были изучены: уровень тревожности дошкольников, развитости эмоционального интеллекта и общее эмоциональное состояние детей.

Результаты исследования динамики тревожности представлены на рис. 1.

Согласно анализу полученных результатов, на 18,5% снизилось количество дошкольников с высоким уровнем тревожности, на 13% увеличилось количество со средним уровнем, с низким уровнем увеличилось на 6%.

Таким образом, применение цифровых ресурсов и технологий в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на площадке образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева с учетом выделенных нами требований способствовало снижению общего уровня тревожности, обогащению положительного эмоционального опыта дошкольника.  В процессе реализации программ дошкольники преодолели страхи темноты, одиночества, уколов, сказочных персонажей, движущегося транспорта и др.

 

Рис. 1. Динамика уровня тревожности дошкольников

 

Результаты исследования динамики эмоционального состояния представлены на рис. 2.

 

 

 

Рис. 2. Динамика эмоционального состояния дошкольников

 

Согласно анализу полученных результатов, на 20,5% увеличилось количество дошкольников с позитивным состоянием, на 4% уменьшилось количество дошкольников с негативным психическим состоянием низкой степени, средней степени – на 7%, высокой степени – на 9,5%. В целом повысился уровень позитивного эмоционального состояния детей, оно стало более разнообразным, сформировались стратегии положительного эмоционального реагирования в процессе обучения и развития, в общении со взрослым и сверстниками, значительно снизились реакции раздражимости, плаксивости, психоэмоционального напряжения, негативных эмоциональных реакций в общении.

Результаты исследования динамики эмоционального интеллекта представлены на рис. 3.

 

 

 

Рис. 3. Динамика развития эмоционального интеллекта дошкольников

 

Согласно анализу полученных результатов, на 8% увеличилось количество дошкольников с высоким уровнем эмоционального интеллекта, на 12,5% – со средним уровнем, на 20,5% уменьшилось количество дошкольников с низким уровнем эмоционального интеллекта. В процессе изучения программ центра у дошкольников значительно повысился уровень развития эмоционального интеллекта: они не только изучили виды эмоций, чувств, но и сформировали способность конструктивно их выражать, проявлять эмпатию, контролировать негативные проявления в поведении и эмоциях. Полученные результаты свидетельствуют о том, что удалось обеспечить психологическую безопасность детей дошкольного возраста при активном использовании цифровых ресурсов и технологий.

 

Заключение / Conclusion

 

В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

-     цифровизация является значимым фактором познавательного, социально-коммуникативного, речевого развития детей дошкольного возраста, формирования у них актуальных навыков поведения в цифровой среде. Цифровые образовательные ресурсы и технологии позволяют повысить эффективность деятельности педагогов, психологов и логопедов, превратить традиционные занятия в увлекательное путешествие с учетом интересов, потребностей, возможностей ребенка;

-     вместе с тем, при безусловном позитивном влиянии цифровых инструментов и технологий на эффективность обучения и развития ребенка-дошкольника, отмечаются негативные тенденции в эмоциональном благополучии, психологической безопасности ребенка, которое понимается как определенное состояние психики, проявляющееся в целостности, устойчивости развития, адаптивности и гибкости человека в различных сферах жизнедеятельности, гармоничности развития при взаимодействии с социальной и природной средой, удовлетворенности собой, процессом и результатами деятельности, умении владеть собой и др.;

-     в ходе исследования выявлены специфические особенности применения электронного контента в обучении, воспитании и развитии дошкольников в аспекте обеспечения их психологической безопасности на примере работы образовательного центра «Пеликан» МГПУ им. М. Е. Евсевьева, к числу которых относятся: создание психологически комфортной образовательной среды и реализация требований к использованию цифрового инструментария в работе с детьми дошкольного возраста;

-     применение цифровых ресурсов и технологий в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на площадке образовательного центра «Пеликан» МГПУ имени М. Е. Евсевьева с учетом выделенных нами требований способствовало снижению общего уровня тревожности, обогащению положительного эмоционального опыта дошкольника. В целом повысился уровень позитивного эмоционального состояния детей, оно стало более разнообразным, сформировались стратегии положительного эмоционального реагирования в процессе обучения и развития, в общении со взрослым и сверстниками, значительно снизились реакции раздражимости, плаксивости, психоэмоционального напряжения, негативных эмоциональных реакций в общении. Полученные результаты свидетельствуют о том, что удалось обеспечить психологическую безопасность детей дошкольного возраста при активном использовании цифровых ресурсов и технологий.

Материалы статьи могут быть полезны для воспитателей, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов дошкольных образовательных организаций для более эффективного решения задач цифровизации процесса обучения и воспитания, создания психологически комфортных и безопасных условий для личностного развития дошкольников и повышения качества дошкольного образования.