Введение / Introduction
Развитие науки и техники, интеграция передовых цифровых компонентов в жизнь общества и государства обусловливают постановку концептуально новых вызовов перед отечественной образовательной системой. Применительно к сфере права, которая призвана обеспечивать неукоснительное соблюдение основных конституционно-правовых гарантий, необходимость в насыщении рынка труда высококвалифицированными специалистами является одним из приоритетных направлений современной государственно-правовой политики в сфере просвещения и высшего образования.
Динамично развивающиеся форматы социально-экономической коммуникации, «технотизация» преступного мира, устойчивый рост количественных и качественных показателей национальной преступности – все это предполагает не только пересмотр прикладных, с позиции юридических наук, компонентов курса уголовно-правовой политики, но и выработку фундаментальных мер, направленных на оптимизацию образовательного процесса.
В связи с этим аксиология темы исследования вызвана потребностью общества и государства в самосовершенствовании посредством вливания в профессиональный и трудовой сегмент современных специалистов, способных выполнять возложенные на них задачи в кратчайшие сроки и с максимальной результативностью.
В рамках настоящего исследования автором проведен комплексный анализ положений отечественной и зарубежной доктрины. Изучены труды известных представителей педагогико-правовой доктрины, обозначены знаковые компоненты, способные оказать положительное воздействие на конструкцию национального образовательного процесса с учетом текущих социально-экономических и духовно-нравственных устоев.
Обзор литературы / Literature review
Анализируя положения современной педагогической доктрины, можно сделать вывод об относительном множестве научных подходов к определению понятия образовательного процесса в образовательных организациях и учреждениях. Известные отечественные исследователи, среди которых – А. А. Киселева, В. А. Стародубцева и другие, предлагают рассматривать вышеупомянутую дефиницию в широком и узком смыслах слова [1].
К числу основных свойств и содержательных элементов образовательного процесса, по мнению З. Т. Рахимова и Н. А. Муслимова, следует отнести комплексную деятельность по созданию, разработке, модернизации и утверждению учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин и практик, а также основных образовательных программ и программ государственной итоговой аттестации, включая программы выпускной квалификационной работы и программы воспитания [2]. Их содержанием, как правило, является совокупность общих учебно-методических рекомендаций к образовательной деятельности соответствующей организации и учреждения, исходя из сложившейся образовательной конструкции в ней. Аналогичной позиции придерживается известный отечественный специалист в области педагогических наук З. Т. Рахимов, отмечая в своих трудах особые аксиологические свойства содержательных параметров вышеназванного явления [3].
Таким образом, образовательный процесс в значительной степени олицетворяет сущностное наполнение профессиональной педагогической деятельности основных субъектов преподавания, среди которых – преподаватели и педагоги. Немаловажным здесь является в том числе и деятельность административных структур и подразделений образовательных организаций и учреждений, направленная на выполнение сопутствующих и вспомогательных функций в образовательной деятельности.
О. Ш. Базаров отмечает, что образовательный процесс представляет собой некую совокупность самостоятельных, но взаимосвязанных этапов и стадий, основным назначением которых в конечном счете является получение обучающимися соответствующих знаний, умений и навыков, олицетворяющих их итоговую квалификацию [4].
В положениях педагогической доктрины существуют и иные подходы к определению вышеупомянутой дефиниции; так, например, некоторые авторы обозначают образовательный процесс как форму социальной коммуникации и взаимодействия, имеющих место быть между преподавателем (педагогом) и обучающимися в рамках названного процесса.
В контексте данного мнения образовательный процесс тождественен педагогическим отношениям, которые возникают в обозначенных рамках образовательного процесса и регулируются положениями отечественного законодательства и внутренними (локальными) правовыми документами.
Автор публикации разделяет позиции исследователей, которые используют детализированный подход к определению образовательного процесса, поскольку комплексное указание его характеристик (атрибутивных и содержательных свойств) в самом определении позволяет уяснить его смысловое содержание, отличить от смежных категорий. Таким образом, образовательный процесс следует рассматривать в качестве совокупности и системы мер по планированию и организации образовательной деятельности преподавателей (педагогов) и обучающихся по получению соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков последними с последующим присвоением им квалификации.
В ходе настоящего исследования отмечалось, что образовательный процесс представляет собой определенную совокупность стадий и этапов, каждый из которых характеризуется относительной самостоятельностью, специфическими промежуточными целями и задачами, а также инерционной взаимосвязанностью.
К числу основных стадий и этапов образовательного процесса, по мнению З. У. Шоназарова [5], следует отнести:
‒ подачу документов и поступление в образовательную организацию и/или учреждение;
‒ участие обучающегося в образовательном процессе посредством посещения им различных типов занятий (лекционные, семинарские, практические и лабораторные);
‒ участие в основных заданиях, составляющих блок промежуточной и итоговой форм контроля, и их выполнение;
‒ прохождение государственной итоговой аттестации (сдача соответствующего экзамена и подготовка научно-исследовательской работы).
Подобная классификация стадий и этапов реализации образовательного процесса также получила свое доктринальное закрепление в трудах известного отечественного исследователя З. Т. Рахимова [6].
Фундаментом современного образовательного процесса является совокупность основных руководящих начал и идей, именуемых в положениях педагогической доктрины системой принципов. Их сущностное содержание, проникая в материю образовательного процесса, служит социально полезным ориентиром в конструкции образовательного процесса, а также вектором его развития в обозримой перспективе.
К числу основных принципов образовательного процесса в положениях педагогической доктрины принято относить следующие принципы:
‒ коллективной деятельности и сотрудничества;
‒ психолого-педагогического сопровождения ОП;
‒ социализации обучающихся;
‒ разноуровневости содержания;
‒ интенсификации ОП;
‒ гибкости ОП;
‒ деятельностного подхода;
‒ успешности для обучающихся.
Безусловно, представленная модель системы принципов образовательного процесса является олицетворением традиционного подхода, сформированного в положениях педагогической доктрины. Так, при детальном рассмотрении отдельных исследований можно выделить и иные алгоритмы конструирования системы принципов образовательного процесса, которые, как правило, детерминированы субъективным восприятием основных атрибутов и компонентов образовательного процесса конкретным автором.
Общие законодательные требования к конструкции образовательного процесса сформулированы в положениях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [7]. В положениях статьи 15 вышеупомянутого закона содержится общий перечень нормативно-правовых источников, которые определяют содержание и структуру образовательного процесса применительно к конкретной специализации и образовательной программе – без учета точечных моментов, которые детализируются положениями федеральных государственных образовательных стандартов, установленных положениями:
‒ Приказа Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» [8];
‒ Приказа Минобрнауки России от 31.08.2020 № 1138 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности» [9];
‒ Приказа Минобрнауки России от 31.08.2020 № 1136 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза» [10];
‒ Приказа Минобрнауки России от 25.11.2020 № 1451 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция» [11].
Следует согласиться с мнением З. Т. Рахимова о специфических свойствах федеральных государственных образовательных стандартов, являющихся олицетворением образовательного процесса применительно к каждой из сфер высшего образования (имеется в виду конкретная специализация или образовательная программа) [12]. Положениями вышеупомянутых документов определяется концептуальное содержание:
‒ учебного плана;
‒ графика учебного процесса;
‒ программы воспитания;
‒ государственной итоговой аттестации;
‒ рабочих программ учебных дисциплин и практики и др.
Основными субъектами образовательного процесса, складывающегося в сфере преподавания юридических дисциплин, являются преподаватель (педагог) и обучающийся. Обучающийся – основной получатель образовательных услуг. Уместно суждение, согласно которому результативность образовательного процесса находится в особой коррелирующей связи с его адекватностью и осознанностью.
Образовательный процесс с развитием науки и техники претерпел немало изменений, среди которых – интеграция бесконтактной формы взаимодействия и коммуникации преподавателя (педагога) и обучающегося, причем это проявляется не только в выполнении последним самостоятельных работ по темам, предусмотренным учебными программами дисциплин, но и в самостоятельном использовании цифровой инфраструктуры образовательной организации и/или учреждения для поиска соответствующей информации в открытых источниках при подготовке простейших научно-исследовательских работ. Несмотря на это нивелировать аксиологические основы взаимодействия и коммуникации обучающегося и преподавателя (педагога) было бы неуместным, поскольку от качественных показателей «такого сотрудничества» напрямую зависит общий результат образовательной деятельности.
Потребность общества и государства в квалифицированных специалистах продиктована существенным множеством социально-экономических и духовно-нравственных трансформаций, которые, в свою очередь, обусловили перемену профессиональных компетенций и квалификации работников в различных сферах.
Аналогичная ситуация складывается и в сфере подготовки специалистов в области права. Так, повсеместная интеграция цифровых электронно-вычислительных средств, «технотизация» отдельных аспектов жизнедеятельности общества и государства, устойчивый рост количественных и качественных показателей национальной преступности предопределяют потребность государства и общества в выработке «ответных» и эффективных мер ассимиляции общественной жизни в соответствии с новейшими укладами.
Подобной позиции придерживаются такие авторы, как Н. В. Гончарова, К. А. Аксенов и другие, отмечая, что потребностью современного работодателя в сфере права является подготовка квалифицированных специалистов, способных работать в режиме многозадачности, в условиях нестандартных (нетиповых) ситуаций с использованием творческих подходов к решению профессиональных целей и задач. В связи с этим использование передовых цифровых ресурсов в образовательной деятельности является непременным условием выполнения «профессионального заказа» основных работодателей в государственном и частном секторах. Приведенный тезис получил свое фундаментальное выражение в трудах известных отечественных исследователей, среди которых –К. А. Аксенов [13].
А. Г. Бермус [14] в своих исследованиях также отмечает особые аксиологические основы цифровых образовательных технологий, обусловливающих количественные и качественные показатели «образовательного результата» и его относимость к потребностям рынка труда.
Несмотря на сложившийся стандартизированный подход к организации образовательного процесса посредством установления нормативного императива в положениях законодательных актов, траектория образовательного процесса в различных образовательных организациях и/или учреждениях дифференцируется. Как правило, такое положение дел связано с имеющимися материально-техническими возможностями конкретного образовательного учреждения и/или организации, наличием квалифицированных преподавателей и педагогов, степенью коррумпированности образовательного учреждения и/или организации.
Негативной тенденцией, по мнению автора публикационной работы, является постановка образовательной деятельности в исключительные рамки рыночной экономики, где качество и уровень образования отходят на второй план, основной задачей образовательной организации и/или учреждения здесь является систематическое извлечение прибыли за счет привлечения большего числа обучающихся и использования упрощенных механизмов реализации образовательного процесса, характеризующихся повышенной автоматизацией промежуточных и итоговых форм контроля, внедрением механизмов рейтинговой системы оценивания успеваемости и пр.
В противовес вышеизложенному следует согласиться с мнением Е. М. Богатова [15], который поддерживает в своих научно-исследовательских трудах жесткую стандартизацию образовательного процесса, вплоть до нормативного урегулирования степени оснащенности образовательной организации и учреждения.
Известный отечественный исследователь В. А. Сластенин [16] справедливо отмечает, что стандартизация и типологизация образовательного процесса посредством создания жестких нормативно-правовых рамок позволяет в обозримой перспективе выстроить единообразную образовательную систему, способную удовлетворить потребности профессионального сектора.
В связи с этим следует согласиться и с мнением В. С. Аванесова [17], подчеркивающего особые аксиологические свойства вышеназванных явлений и процессов, лежащих в плоскости образовательной деятельности, поскольку стандартизация и типологизация позволяет нивелировать «искусственное» и «необоснованное» разветвление комплекса образовательных программ в рамках конкретного направления подготовки.
Рассматривая специфику организации образовательного процесса в образовательных учреждениях и/или организациях юридического профиля, необходимо пересмотреть вопрос о количественных и качественных свойствах образовательного продукта. Так, в условиях научно-технического прогресса и повсеместного внедрения цифровых технологий в жизнь общества и государства некоторые форматы занятий с обучающимися не являются перспективными с позиции усваиваемости основных знаний, умений и навыков. В значительной степени это касается особенностей и порядка проведения занятий лекционного типа, где получение информации по теме возможно иными – альтернативными – путями, например, при работе с программными продуктами в информационно-телекоммуникационной среде Интернет – электронными библиотечными системами и пр.
Конечно, отказываться от занятий лекционного типа при преподавании права не следует, однако существующую конструкцию образовательного процесса целесообразно насытить использованием инфографического материала и средств мультимедиа.
Отдельного внимания в вопросах совершенствования образовательного процесса заслуживают результаты исследования известных зарубежных авторов, среди которых – Чанг Мэй [18], отмечающий в своих исследованиях особую роль в образовательном процессе личного профессионализма и образовательных (педагогических) качеств преподавателя. Стефан Ле Менек [19] говорит о том, что положительный «образовательный результат», соответствующий требованиям современного рынка труда, находится во взаимосвязи с отдельными компонентами и параметрами образовательной деятельности, составными элементами которого являются личный профессионализм и педагогические качества преподавателя (педагога).
По их мнению, приведенные свойства находятся в устойчивой коррелирующей связи с желанием обучающихся осваивать преподаваемые дисциплины, также способствуют возникновению у последних желания в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность с полученной специальностью в образовательной организации и/или учреждении.
К числу основных атрибутов, способствующих оптимизации образовательного процесса, по мнению Джоанны Хармон, следует относить [20]:
‒ сокращение количественных и качественных показателей бюрократических проволочек;
‒ наличие дополнительного времени у преподавателя (педагога), которое им может быть использовано для самосовершенствования.
Неукоснительную интеграцию «цифрового» инструментария в образовательный процесс поддерживают известные зарубежные исследователи, в частности Азия Мбвебве Рубеба [21]; так, по ее мнению, проведение практических, лекционных и семинарских занятий необходимо насытить использованием цифрового инструментария, а именно ресурсами систем управления обучения, средствами мультимедиа, различными электронными программными продуктами, визуализирующими изучаемую тему и пр.
Представленный перечень не является исчерпывающим, поскольку механизмы и способы реализации практических и семинарских занятий дифференцируются в зависимости от преподаваемой учебной дисциплины; так, известный зарубежный исследователь Л. Ингварсон [22] полагает, что образовательный процесс необходимо насытить использованием специфических электронных учебных средств, предполагающих решение обучающимися различных заданий с использованием электронно-вычислительных средств на базе информационно-образовательной среды образовательной организации.
Ф. Дж. Посуэлос Эстрада [23] отмечает особые аксиологические основы использования инфографических материалов при решении ситуационных и аналитических заданий, поскольку это обусловит «лучшее» восприятие обучающимися заданной проблемы.
При всем многообразии предложенных мер по совершенствованию отечественной модели образовательного процесса, представленных извне, автор полагает необходимым отметить, что сплошная интеграция зарубежного опыта в отечественную образовательную среду способна привнести деструкцию в устоявшийся образовательный уклад. Безусловно, интеграция такого опыта должна производиться в ручном режиме, позволяя его внедрять в условиях адаптации под нынешние реалии, с учетом сложившихся социально-экономических и духовно-нравственных устоев.
Приведенной позиции относительно интеграции зарубежного опыта в точечном режиме придерживались известные отечественные исследователи, в том числе Т. Е. Демидова [24], поддерживающая точечную и фрагментарную интеграцию зарубежных образовательных технологий в отечественную образовательную действительность.
Э. А. Ярных [25] в своих трудах полагает, что сплошная и лишенная адаптации под национальные реалии интеграция зарубежного опыта способна привнести деструкцию, поскольку образовательные системы различных государств дифференцируются в зависимости от господствующих в обществе и государстве социально-экономических и духовно-нравственных устоев.
Б. М. Лямина [26] отмечает, что интеграция зарубежного опыта может быть весьма полезна лишь в точечном режиме, состоящем в адаптивном заимствовании успешных методик реализации образовательной деятельности.
Вышеприведенного подхода придерживается известный отечественный исследователь в области педагогических наук В. А. Мальцев [27], который отмечает, что образовательная деятельность, включающая в себя широкий спектр компонентов, нуждается в постоянном совершенствовании, поскольку подготовка квалифицированных специалистов в области права является непременным последствием возникновения новейших форм социального взаимодействия (общественных отношений). Иными словами, развитие общества и государства предопределяет потребность насыщения рынка труда квалифицированными специалистами.
Тождественной в некотором смысле позиции придерживается Е. Л. Федотова [28], которая в своих трудах отмечает наличие коррелирующей связи между образовательным результатом, состоящим в подготовке квалифицированных специалистов, и решением основных задач национальной и экономической безопасности государства.
В завершение аналитической части настоящего исследования уместно привести мнение В. В. Черниковой [29], согласно которому непрерывное совершенствование содержательного наполнения образовательного процесса в образовательных организациях и/или учреждениях является непременным условием подготовки и насыщения рынка труда квалифицированными специалистами, чьи знания, умения и навыки способны обеспечить разрешение ключевых задач экономической и национальной безопасности государства.
Разделяет обозначенную позицию в своих исследованиях М. Баймолдина [30], которая отмечает наличие устойчивой коррелирующей связи между процессом разрешения фундаментальных государственно-правовых задач и необходимостью совершенствования образовательной деятельности, обусловливающей подготовку квалифицированных специалистов в области права.
В свете изложенного зарубежная модель образовательного процесса нуждается в применении адаптивных технологий, позволяющих взять из нее наиболее положительные компоненты и внедрить в отечественную образовательную действительность с учетом вектора социально-экономических и духовно-нравственных устоев.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В ходе подготовки настоящего исследования автором был использован весьма широкий круг методов научного исследования, среди которых – общенаучные, частнонаучные и специальные. Способствовало достижению положительных результатов использование современных методов кибернетического исследования, предполагающих применение электронно-вычислительных мощностей при работе с объемными массивами данных.
Традиционными для широкого спектра доктринальных исследований явились методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и др.
Использование современных методов кибернетического исследования в работе с большими данными (Big Data) позволило автору получить обоснованные выводы относительно количественных и качественных параметров современной образовательной инфраструктуры при оценке существующих методик преподавания правовых дисциплин.
В аналитической части настоящего исследования использование методов сравнительного исследования позволило констатировать положительные и отрицательные стороны концепции непрерывной и «сплошной» интеграции зарубежного опыта построения образовательной системы.
Вместе с тем использование метатеоретического подхода к изучению заявленной проблематики способствовало получению уникальных результатов, подкрепленных тезисами и аргументами мультидисциплинарного характера, находящихся на стыке юридических и педагогических наук.
Результаты исследования / Research results
На основании проведенного исследования автором публикации были сделаны следующие научно-исследовательские выводы.
Во-первых, необходимо совершенствовать материально-технический блок образовательных организаций и/или учреждений. Особенно это важно в части преподавания прикладных правовых дисциплин, среди которых – криминалистика, криминалистическая методика расследования преступлений, криминалистическая тактика, следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия и др. Значимость «технотизации» образовательного процесса в этой части детерминирована необходимостью интеграции современных образовательных технологий в условиях реализации практико-ориентированного подхода. Безусловно, использование электронных наглядных средств, информационных стендов, макетов помещений и сооружений, технико-криминалистических средств и иного лабораторного оборудования позволит обеспечить надлежащий уровень и климат формирования основных образовательных компетенций у обучающихся.
Заявленная проблематика, по мнению автора исследовательской работы, затрагивает образовательные учреждения и/или организации, относящиеся к таковым в периферии рейтинга образовательных учреждений и/или организаций. Как правило, несовершенство материально-технической базы вызвано недостаточным уровнем финансирования, отсутствием прямого интереса у руководства образовательной организации и/или учреждения к переоснащению материального блока, а также повышенным уровнем коррумпированности.
Во-вторых, целесообразно рассмотреть вопрос о планомерной замене существующих концептуальных моделей образовательного процесса на сопряженные с использованием электронных систем управления обучения и электронно-информационных платформ. Так, использование цифрового инструментария позволит оптимизировать множество вспомогательных процессов, что в значительной степени снизит показатели бюрократической нагрузки не только для обучающихся, но и для преподавателей (педагогов).
В-третьих, весьма остро стоит вопрос с процессом организационного и ведомственного контроля за образовательным процессом в части проведения занятий лекционного, семинарского и практического типа, включая лабораторные. Эмпирический опыт автора показывает, что несовершенство внутривузовских механизмов контроля за профессиональной деятельностью преподавателя и педагога влечет за собой излишнюю самостоятельность последних, которая вносит определенную деструкцию в образовательный процесс, утверждая «околокоррупционные моменты». Предлагается выработка учебно-методического блока таким образом, чтобы его содержание было соотносимо с реальным образовательным процессом, а не являлось «очередным отчетным документом».
Заключение / Conclusion
В завершение настоящего исследования отметим, что проблематика совершенствования образовательного процесса (особенно в сфере права) коррелирует с дискуссионными вопросами о необходимости насыщении рынка труда высококвалицированными специалистами. Безусловно, приведенная связь обусловлена, по мнению автора публикации, следующими объективными причинами.
Во-первых, сфера права, выступая динамично развивающейся категорией, содержательные и атрибутивные характеристики которой находятся во взаимосвязи с передовыми достижениями науки и техники, за последние десятилетия пополнилась множеством явлений и процессов, их понимание требует от практикующего специалиста широких познаний, в том числе и в междисциплинарном смысле.
Во-вторых, право, олицетворяя фундамент категорий законности и правопорядка в государстве, требует в своем субъектном составе специалистов, обладающих соответствующими компетенциями в области правоохранительной и правоприменительной деятельности. Иными словами, уровень и качество образования сегодня коррелируют с состоянием правовой защищенности в будущем, поскольку именно от таких специалистов, насытивших рынок труда, будут зависеть общие метрические показатели отечественного правосудия в широком смысле слова.
В-третьих, совершенствование образовательного процесса, по мнению автора, является требованием, соблюдение которого олицетворяет возможности государства в вопросах подготовки квалифицированных специалистов в области права. В связи с этим уместно констатировать необходимость дальнейших доктринальных разработок по заявленной тематике, особенно с учетом зарубежного опыта деятельности коммерческих образовательных организаций и/или учреждений.
Таким образом, автор подчеркивает «особые» аксиологические основы вопросов совершенствования образовательной деятельности сейчас и в обозримой перспективе.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что достижению цели по совершенствованию образовательной деятельности в Российской Федерации будет способствовать принятие комплекса мер, предполагающего использование передовых цифровых образовательных технологий и электронного инструментария, позволяющего насытить традиционные формы реализации образовательной деятельности многофункциональными и гибридными методиками преподавания правовых дисциплин, которые были рассмотрены автором в аналитической части настоящего исследования.

Aleksei V. Azarhin