Full text

Введение / Introduction

 

Согласно данным Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), к 2019 году в международных программах студенческой мобильности по всему миру приняли участие более 5 миллионов человек [1]. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, к 2025 году число студентов-мигрантов по всему миру достигнет 8 миллионов [2], что свидетельствует о тенденции увеличения международной образовательной миграции.

Россия – одна из стран на международной образовательной арене, которая ежегодно принимает сотни тысяч иностранных студентов в стенах своих вузов. Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, в российских вузах на 2024/2025 учебный год обучаются 378 тысяч иностранных студентов [3]. В 2023 году правительство РФ увеличило квоты для граждан зарубежных стран, приезжающих на обучение в Россию. По сравнению с 2020 годом их количество выросло в два раза – с 15 до 30 тысяч [4]. Согласно прогнозируемым данным, общее количество иностранных студентов, которые смогут обучаться в российских вузах, достигнет к 2030 году 435 тысяч человек [5]. Безусловно, столь масштабное привлечение иностранных студентов в вузы России накладывает ответственность на принимающую сторону и требует ее готовности на организационном уровне продуктивно управлять процессом адаптации данного специфического контингента студентов.

О необходимости привлечения талантливых иностранных студентов президент РФ В. В. Путин неоднократно упоминал в своих выступлениях: «Создать максимально удобные и привлекательные условия для того, чтобы талантливая молодежь из других стран приехала учиться в российские университеты, а лучшие иностранные выпускники наших вузов оставались здесь работать» [6].

Несмотря на масштабную кампанию по привлечению иностранных студентов в российские университеты, существует ряд проблем, требующих серьезного рассмотрения как со стороны Министерства науки, так и со стороны учреждений высшего образования РФ.

Н. С. Тимченко отмечает, что успешность обучения и перспективы профессиональной востребованности специалиста напрямую зависят от наличия условий, в которых процесс адаптации пройдет менее болезненно. Это становится важным для студента при выборе им того или иного образовательного учреждения [7]. Однако, как утверждается в независимом издании «Медиа-миг», освещающем вопросы миграционной политики, не все вузы готовы к такой большой волне прибывающих из зарубежья студентов: «Бесконтрольное и мало интересующее ректораты положение иностранных студентов, пренебрежение обеспечением их досуга и социокультурной адаптацией открывает широкие возможности для провокаций, создает угрозу жизни граждан России и разрушает репутацию российских университетов» [8].

Помимо этого события прошлых лет, связанные с глобальной пандемией, внесли свои изменения в процесс адаптации вновь прибывающих студентов. Во время COVID-19 иностранные студенты оказались в весьма сложном положении. Дж. Симпсон и Л. Бейли отмечают, что переход в другой формат обучения, в частности онлайн, а также знакомство с новыми культурными нормами и функционирование в них создали новую волну стресса для студентов. при изучении новых систем образования иностранцам приходилось самостоятельно адаптироваться к незнакомому культурному пространству [9].

Особые сложности испытывала отдельная категория иностранных студентов, которая по причине закрытых границ не имела возможности въехать в страну обучения, в частности на территорию России. Особенность положения таких обучающихся, как подчеркивает Ф. Мэнлинь, заключается в том, что, находясь на территории своей страны, они не испытывают культурный шок, но при этом «проблема изучения культуры и менталитета страны, в которой они проходят обучение, становится затруднительной для них и остается открытым вопрос гармоничного взаимодействия и построения коммуникаций» [10]. По словам Б. С. Грут, М. Винк, А. Хавман и других, после пандемии студенты, которым было неудобно выезжать за границу, продолжали принимать участие в онлайн-обучении [11]. Следует отметить, что трудности, связанные с въездом в Россию, возникают у иностранных студентов и на сегодняшний день. Эти трудности обусловлены в основном объективными причинами, например невыдачей визы, закрытыми границами между странами. Однако даже в таких условиях студенты продолжают обучение в онлайн-режиме.

События предыдущих лет наглядно продемонстрировали, что существует постоянный риск возникновения аналогичных ситуаций. В связи с этим крайне важно осознавать необходимость предварительной подготовки и поиска эффективных стратегий взаимодействия между иностранцами и принимающей стороной.

Вместе с тем изучаемый вопрос обусловлен цифровизацией образовательного процесса. Как отмечает Г. В. Гришина, за последние годы методические средства обучения и воспитания в высшей школе претерпели существенные изменения: появилось множество научных работ, исследований в области техники и технологий, а также электронных обучающих курсов, что лишний раз подтверждает популярность цифровых образовательных систем в университетах [12].

Эти и другие актуальные аспекты вопроса социальной адаптации требуют более детального исследования возможностей и особенностей внедрения цифровых инструментов в адаптационный процесс иностранных студентов, что позволило сформулировать нам цель данной статьи – определение особенностей социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации. Обозначенная в статье цель достигалась посредством решения следующих задач: выявить факторы, препятствующие социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации; сформулировать возможные пути их решения с применением дистанционных средств; определить приоритетные задачи социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Вопросы социальной адаптации иностранных студентов в ее традиционном понимании изучались как отечественными, так и зарубежными учеными.

Существует также ряд стратегических программ, проектов и нормативных документов (Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [13], национальный проект «Образование» [14], приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [15], Программа «5-100» и т. д.), в которых обозначены приоритеты, цели, принципы, основные направления государственной национальной политики в вопросах экспорта образовательных услуг, обеспечения поддержки студентов, прибывающих в Россию с целью обучения и т. д.

В последние годы ряды научных трудов в зарубежном и отечественном научном пространстве пополнили исследования, посвященные изучению влияния пандемии и перехода на дистанционный формат обучения на адаптационные процессы иностранных студентов. Тем самым появились новые аспекты в изучении вопросов социальной адаптации.

Так, отечественные ученые С. А. Литвинова и Е. Ю. Золочевская утверждают, что успешность социокультурной адаптации иностранных студентов в условиях дистанционного обучения во многом зависит от развития цифрового этикета у студентов [16]. О. В. Николаева, исследуя вопрос влияния дистанционного обучения на адаптацию студентов, выдвигает задачи, необходимые для организации дистанционных образовательных технологий в процессе взаимодействия с иностранными студентами [17]. Х. М. Оухейш Таха, изучая тот же самый вопрос, выделяет аспекты адаптационных процессов в условиях онлайн-обучения, связанных с технологическим и программным обеспечением, подбором формы организации образовательного процесса, с перестройкой режима дня, с привыканием к общению на чужом языке в сети, с необходимостью повышения уровня самоконтроля [18]. А. А. Белоглазов, Л. Б. Белоглазова, Н. А. Антонова и другие вносят значительный вклад в изучение возможностей применения цифровых технологий в адаптационных процессах иностранных студентов в условиях дистанционного обучения и полагают, что «при грамотном подходе к организации работы над преодолением трудностей, возникающих в ходе социокультурной адаптации иностранных студентов, руководство вуза и преподавательское сообщество смогут помочь инофону в нивелировании социокультурных различий между этно- и иносредой, что значительно облегчит процесс его интеграции»  [19].

Исследованием возможностей применения цифровых средств во время обучения и проживания в новой социокультурной реальности занимались также зарубежные ученые. Дж. Хофхейс, К. Ханке и Т. Руттен отмечают положительное влияние применения социальных сетей на социокультурную адаптацию иностранных студентов, преимущественно в качестве вспомогательного инструмента для дополнительной социальной поддержки [20]. П. Шэлдон изучает вопрос результативного применения университетами своих ресурсов для организации работы с иностранными студентами в сложные времена, в частности такие, как пандемия COVID-19, и дает методические рекомендации [21]. Т. Эллис, К. Джола и А. Кэмерон, проводя исследование влияния пандемии на адаптацию иностранных студентов, обозначают преимущественно важные факторы, которые помогли студентам из зарубежья наиболее комфортно чувствовать себя в инокультурной виртуальной среде, активно участвовать в учебе и налаживать социальные связи. К ним они отнесли владение языком и коммуникативными навыками и готовность к переменам [22]. По мере того как проведение обучения в дистанционном режиме набирает обороты в академических кругах, крайне важно, чтобы использование языковых и культурных возможностей не было утрачено в переходный период. В связи с этим учебным заведениям было бы важно задуматься о том, как использовать местные языковые и культурные особенности в рамках синхронных и асинхронных педагогических взаимодействий.

Л. Гайтан-Агилар и соавт., проводя изучение роли социальных сетей в адаптационных процессах студентов, отмечают следующую особенность: эффективность применения социальных сетей в процессе аккультурации может зависеть от состава групп, на которые нацелены эти виртуальные каналы взаимодействия [23].

Согласно данным годового отчета АНО «Университет национальной технологической инициативы 2035» за 2022 год, в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в 122 российских вузах была запущена 151 акселерационная программа для развития и поддержки университетских стартапов. В числе акселерационных программ, реализуемых в российских университетах, были предложены программы, направленные на адаптацию иностранных студентов к российской образовательной среде [24]. Наиболее интересными показались идеи по разработке приложения для помощи иностранным студентам; цифрового ассистента для адаптации иностранных студентов в системе вузовского образования; мобильного приложения для адаптации иностранных студентов посредством предоставления ИТ-услуг; приложения для визово-миграционного сопровождения иностранных студентов, разработанного НИУ ВШЭ и т. д. Таким образом, опыт зарубежной и отечественной практики показывает, что попытки трансформировать адаптационные процессы в виртуальную реальность были предприняты, однако примеры реализации комплексного сопровождения студентов в условиях виртуальной реальности отсутствуют.

Часто в работах ученых анализируются барьеры, с которыми студенты столкнулись в условиях дистанционного режима обучения, что позволяет определить проблемные зоны и недостатки в онлайн-взаимодействии со студентами и возможные пути их решения. Так, М. В. Пашков и В. М. Пашкова выявили, что иностранные студенты, которые обучаются в вузах посредством дистанционных технологий, физически не находясь в стране получения образования, оценивают уровень своих образовательных результатов ниже, нежели те, кто проживает и учится (даже в онлайн-режиме) в обновленных социокультурных условиях [25]. Такая оценка связана с невозможностью накопления обучающимися социального и культурного опыта, что также оказывает влияние на уровень освоенных академических знаний.

Т. Мэдден-Дент, Д. Вуд и К. Роскина раскрыли проблему, связанную с качеством информационной поддержки студентов в изменившихся обстоятельствах [26]. Н. М. Мартиросян, Р. Бустамант и Д. П. Саксон также исследовали данный аспект в изучении вопроса социальной адаптации, подчеркивая значимость своевременного обеспечения студентов необходимой информацией [27]. Подобная идея прослеживается в результатах проекта «Мониторинг экономики образования», проводимого Высшей школой экономики. Она заключается в том, что отсутствие в полной мере нужной информации и неполномерное взаимодействие с участниками образовательного процесса в силу обстоятельств вызывали у студентов эффект оторванности от образовательной среды: «Существенно большие доли испытывающих повышенный уровень стресса были зафиксированы среди тех, кто отмечал недостаточность предоставляемой вузом информации» [28]. Л. Ф. Крапивник, Е. В. Крапивник в своем исследовании выделили следующие трудности, актуальные для дистанционно обучающихся иностранцев: сложности использования дистанционных образовательных технологий (ограниченность доступа к сети Интернет в стране нахождения, плохое качество связи, неустойчивость интернет-соединения, недостаточный уровень цифровой компетентности, отсутствие навыков владения компьютерными технологиями и достаточного опыта самостоятельного освоения электронных образовательных платформ и средств коммуникации); отсутствие языковой среды и минимизация общения в условиях естественной языковой среды за счет сокращения времени контактного учебного общения (с сотрудниками, преподавателями вуза, сокурсниками, русскоязычными студентами и др.) и активных бытовых контактов с носителями русского языка (в общежитии, городе и т. п.) и др. [29]

Кроме того, практика показала: инфраструктура и опыт работы с цифровыми технологиями в ряде вузов оказались недостаточными для эффективного перехода во время пандемии в удаленный формат работы. Об этом говорится в аналитическом докладе Министерства науки и высшего образования РФ [30]. Это свидетельствует о том, что прослеживается некоторое отставание части вузов от современных требований в области организации образовательного процесса, что требует более глубокого изучения возможностей цифровых инструментов в качестве механизмов в организации адаптационной работы с иностранными студентами.

Таким образом, проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что существует некий потенциал цифровых средств в решении адаптационных задач с целью создания поддерживающей адаптивной среды для студентов-иностранцев с применением цифровых средств. Однако данный вопрос остается не до конца изученным: на сегодняшний день модели комплексного сопровождения студентов в онлайн-режиме нет.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной адаптации иностранных студентов. Ведущим подходом к исследованию выступил интегративный подход, предполагающий сочетание в себе различных аспектов и теорий для более полного представления о процессе социальной адаптации в условиях цифровизации. Ведущими методами исследования выступили теоретические методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, директивных документов позволили обосновать актуальность изучаемой проблемы и заложили основу для понимания сущности адаптационных процессов в условиях цифровизации; обобщение и систематизация информации из научных источников помогли выявить ранее не исследованные аспекты изучаемого вопроса; причинно-следственный анализ способствовал определению факторов, препятствующих социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации, выдвижению возможных путей их решения с применением дистанционных средств и определению приоритетных задач социальной адаптации иностранных студентов.

 

Результаты исследования / Research results

 

                I.     Факторы, препятствующие социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации

Социальная адаптация является серьезной проблемой для иностранных студентов, обучающихся в новой академической и культурной среде. Они сталкиваются с рядом трудностей, которые могут повлиять на их учебу и личностное становление. Факторы социальной адаптации обусловлены социокультурными, языковыми, коммуникативными, личностно-психологическими, академическими и другими барьерами. Понимание этих факторов и поиск эффективных путей по их решению могут помочь иностранным студентам повысить уровень адаптационной готовности к условиям обучения в вузе.

1. Отсутствие или недостаточность накопленного социального и культурного опыта

Культурный разрыв – одно из самых серьезных препятствий, с которым сталкиваются иностранные студенты, приезжая в страну обучения. Новая культура может быть трудной для понимания, в результате чего студент чувствует себя отчужденным и одиноким. В особом внимании нуждается категория студентов, находящихся на территории своей страны, так как в силу оторванности от образовательной среды изучение культуры и менталитета страны становится для них затруднительным. В связи с этим важно разрабатывать и реализовывать в онлайн-режиме культурные и социальные программы, которые будут направлены на подготовку студентов к интеграции в новую социокультурную реальность по приезде в страну обучения.

2. Оторванность от образовательной среды

Физическая изоляция, вызванная переходом обучения в удаленный формат, и недостаток взаимодействия ограничивают возможности студентов в общении с преподавателями и сокурсниками, отсутствие поддержки академического, психологического характера может стать причиной возникновения у студентов чувства одиночества, снижения учебно-профессиональной мотивации и академической успеваемости. В условиях адаптации к новой системе образования должно быть предусмотрено непрерывное академическое руководство и комплексные системы поддержки, реализуемые в онлайн-режиме или смешанном формате. Кроме того, на фоне недостаточного взаимодействия с участниками образовательного процесса у студентов могут возникнуть трудности с общением. И поскольку язык играет фундаментальную роль в адаптации к условиям новой академической среды, крайне важно обеспечить иностранным студентам своевременный доступ к образовательным программам в онлайн-формате, которые помогут им изучать язык и развивать навыки владения им.

3. Цифровая неосведомленность и технические проблемы

Объективными сложностями в организации взаимодействия со студентами в онлайн-режиме могут стать технические проблемы: перебои в работе Интернета, несоответствие имеющейся техники функциональным требованиям цифровых технологий, отсутствие личного компьютера или доступа к Интернету. Для таких случаев необходимы справочные ресурсы в виде отдельного чата, группы в соцсетях или веб-страницы с простой для пользования и исчерпывающей справочной информацией. Важно осуществлять онлайн-коммуникацию с каждым студентом для индивидуальных консультаций, дать рекомендации по использованию различных ресурсов и помочь в устранении трудностей, возникающих при применении того или иного информационного ресурса.

4. Трудности, связанные с самодисциплиной и мотивацией у студентов

При дистанционном обучении мотивация и самодисциплина студентов могут пойти на спад, поскольку нет постоянного контроля со стороны вуза, нет необходимости посещения образовательного учреждения, подготовки к занятиям и т. д. Независимо от того, какого характера взаимодействие осуществляет иностранный студент с образовательной системой вуза, ответственность за качество образования по большей части лежит на нем. При отсутствии мотивации к учебной деятельности и самоорганизации адаптация иностранных студентов, обучающихся в онлайн-режиме, может протекать в более сложной форме и создать предпосылки для возникновения проблем в направлениях культурной, коммуникативной, психологической, академической адаптации.

              II.    Возможные пути решения препятствующих факторов социальной адаптации с применением дистанционных средств

1. Использование цифровых технологий в создании интеграционных онлайн-платформ и форумов для общения студентов, где они могут задавать вопросы, делиться опытом и находить поддержку.

2. Разработка приложений, чат-ботов, цифровых ассистентов, которые позволят иностранным студентам в любое время найти ответ на интересующий вопрос и получить несколько вариантов решений возникающей проблемы.

3. Внедрение специальных интерактивных онлайн-курсов с базовыми знаниями истории России, ее культуры и традиций, особенностей менталитета, искусства и литературы.

4. Проведение вебинаров, посвященных вопросам цифровой этики, использования различных информационных технологий, получения доступа к онлайн-платформам, а также вопросам технической настройки электронных устройств при необходимости. 

5. Разработка специальных рекомендаций и видеоинструкций для использования конкретных приложений, социальных сетей, видеотрансляций и других сервисов.

6. Организация студенческих мероприятий в онлайн-формате, например совместное обсуждение образовательных и повседневных вопросов, чтение художественной литературы, совместный просмотр фильмов, проведение мастер-классов.

7. Усиление роли преподавателей, кураторов, тьюторов. Преподаватель должен быть готов осуществлять онлайн-взаимодействие со студентами. Введение тьюторского и кураторского сопровождения может благоприятно влиять на адаптацию обучающихся. Это позволит иностранным студентам компенсировать отсутствие личного общения, обеспечит поддержку со стороны педагогического коллектива и образовательной структуры.

8. Участие в локальных онлайн-сообществах, что будет способствовать знакомству с местной культурой и актуальными событиями в новой среде.

9. Обратная связь и мониторинг, регулярное проведение опросов среди иностранных студентов для выявления проблем и потребностей, а также корректировка программ поддержки на основе их отзывов.

Реализация предложенных форм работы со студентами позволит комплексно подойти к решению вопроса адаптации студентов и может составить содержательную основу разрабатываемой процессной модели социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств.

III. Приоритетные задачи социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств

Исходя из анализа часто встречающихся препятствий и трудностей адаптации студентов в условиях удаленного формата обучения, автор рассматривает приоритетной реализацию задач, направленных на формирование у иностранных студентов:

‒     мотивационно-ценностной составляющей, выражающейся в осознании студентом личной ответственности и готовности к активному участию на протяжении всего адаптационного периода;

‒     коммуникативной составляющей, предполагающей овладение студентом коммуникативными нормами и образцами, принятыми в новой среде;

‒     культурной составляющей, характеризующейся знакомством и усвоением студентом основных норм, правил поведения, ценностей и традиций новой социокультурной действительности; 

‒     информационной составляющей, обусловленной накоплением студентом базовых знаний и сведений, необходимых для дальнейшего взаимодействия в условиях вузовского обучения;

‒     операционно-деятельностной составляющей, подразумевающей овладение студентом умениями и навыками применения цифровых технологий для успешного функционирования в виртуальной реальности.

 

Заключение / Conclusion

 

Проблема социальной адаптации широко раскрыта в педагогической науке. Однако реализация государством такого плана важных стратегических решений и выведение высшего образования на более качественный уровень в контексте интернационализации образования неизбежно упираются в вопросы разработки цифровых платформ для взаимодействия с иностранными студентами в условиях обучения в российском вузе. Несмотря на наличие возможностей применения цифровых ресурсов в адаптационном процессе иностранных студентов, на сегодняшний день нет единой комплексной системы, позволившей бы осуществлять в онлайн-режиме сопровождение студентов, которое, как и в традиционном подходе, требует осуществления комплексной деятельности и участия структурных подразделений университетов, специальных отделов, курирующих иностранных граждан, преподавателей, тьюторов, менторов и местных сообществ. Согласно цели исследования, мы предприняли попытку определить особенности социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации. В ходе исследования были выявлены факторы, препятствующие социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации, и, исходя из них, предложены возможные пути их решения с применением дистанционных средств. Автором также были обозначены приоритетные задачи социальной адаптации иностранных студентов с использованием дистанционных средств. Полученные результаты станут в дальнейшем основой для разработки модели комплексного сопровождения социальной адаптации иностранных студентов с применением дистанционных технологий образования.