Введение / Introduction
Современный мир требует от людей постоянного роста и обновления знаний. Жизнь в обществе становится все более сложной, поэтому каждому необходимо постоянно учиться, развивать свои навыки и способности, чтобы успевать за происходящими изменениями. Основой самообразования, развития личностного потенциала становятся знания, являющиеся «фундаментальным ядром», и умения работать с информацией, критическое мышление, уровень коммуникативной культуры, толерантности, т. е. исследовательские умения, овладение которыми позволит реализовать себя, стать мобильным, успешным, утверждает Д. Т. Рудакова [1].
Образовательная политика государства предъявляет все больше требований к психолого-педагогическим условиям образовательного процесса. По закону диалектики со временем условия меняются и назревает необходимость обновления, совершенствования условий того или иного процесса, как отмечает М. Д. Олесова [2]. По мнению А. П. Гладковой, развитие исследовательских умений у обучающихся нужно начинать с решения практических задач в период с первого по четвертый класс. Однако для успешного формирования таких умений важно соблюдать определенные педагогические условия, без которых достигнуть желаемого результата будет сложно [3]. В своем исследовании Н. А. Карпова подчеркивает, что формирование исследовательских умений у младших школьников – это важная задача, которая может быть успешно решена с помощью средств педагогического потенциала этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции представляют богатый ресурс для развития исследовательских умений младших школьников, потому что они обладают ценным образовательным потенциалом [4]. Следовательно, обоснование и разработка педагогических условий средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций являются актуальными и соответствующими ключевым направлениям современного образования.
Целью данного исследования стало изучение педагогических условий формирования исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций, которые представляют собой источник знаний, навыков и ценностей.
В ходе исследования решаются следующие задачи: выявить и описать педагогические условия, способствующие эффективному развитию исследовательских умений у младших школьников; определить средства педагогического потенциала этнокультурных традиций для формирования исследовательских умений; провести экспериментальное исследование для оценки эффективности применения этнокультурных традиций в образовательном процессе.
Обзор литературы / Literature review
Педагогические условия представляют собой комплекс мер педагогического воздействия, а также материально-пространственные ресурсы, которые служат связующим звеном в построении педагогической системы. Они обеспечивают эффективное совершенствование образовательного процесса и достоверность результатов исследовательской деятельности. К числу таких условий относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, наличие мотивации к исследовательской работе, роль личности педагога, создание им творческой образовательной среды и благоприятной психологической атмосферы, а также целенаправленность и систематичность в организации исследовательской деятельности [5].
Так, в своем исследовании Н. Н. Сандалова подчеркивает важность педагогических условий, способствующих формированию исследовательских навыков обучающихся. Она акцентирует внимание на организации самостоятельной работы учеников с применением эвристических подходов к познанию. Кроме того, она подчеркивает необходимость учета организационных, поисковых, информационных, оценочных и презентационных компонентов [6]. С другой стороны, для Н. А. Семеновой ключевую роль в развитии исследовательских способностей обучающихся начальной школы играет использование методики проблемного исследования в учебном процессе [7]. В исследованиях А. И. Савенкова акцентируется значимость формирования ряда ключевых умений, среди которых: идентификация проблемных ситуаций, постановка вопросов, выдвижение гипотез, классификация данных, проведение экспериментальной и наблюдательной работы, обобщение полученной информации, аргументация собственных выводов, а также анализ текстовых источников и структурирование материала. Кроме того, в работах Александра Ильича подчеркивается, что интеграция творческой деятельности в образовательный процесс является важным фактором, способствующим как развитию исследовательских умений, так и формированию творческого потенциала обучающихся [8].
У зарубежных исследователей исследовательские умения рассматриваются как ключевой элемент развития детей в быстро меняющемся мире. Джо Боулер делает акцент на важности ошибок и творческого подхода в формировании исследовательских умений – «когда мы поощряем обучающихся исследовать, ошибаться и мыслить творчески, мы помогаем им развивать навыки, необходимые для становления независимыми исследователями» [9]. Сегодня, когда ценятся самостоятельность и творческий подход, особенно важной становится задача формирования исследовательских умений у младших школьников, чтобы они могли выявлять проблемы и находить оригинальные решения; «в мире, где ценятся креативность и критическое мышление, мы должны снабдить детей способностью задавать вопросы, исследовать и решать проблемы с малых лет», считает А. Шляйхер [10]. В своей книге Р. Кумар подчеркивает, что «исследовательские навыки формируются через практику: постановку вопросов, поиск информации, анализ данных и формулирование выводов: «Критическое мышление – основа исследования, важно любопытство, настойчивость и готовность учиться на ошибках» [11]. В статье Д. Санте, И. Дуглас, Д. Крис, Э. Мустафа и Ч. Субрата исследуют, как обучение управлению проектами способствует развитию исследовательских навыков. Они подчеркивают роль критического мышления в этом процессе [12]. Статья С. Мариэла, У. Нэнси, Сальгуэро, Х. К. Уильям демонстрирует, что культура, искусство и дизайн могут быть мощными инструментами для развития творческого мышления, которое, в свою очередь, способствует формированию исследовательских умений у детей с малых лет [13]. Однако острую проблему влияния цифровых устройств на развитие творческого познания у современных детей в своей статье поднимают Л. Синьи, Л. Ядан, В. Сюэвэй, Х. Вэйпин [14]. Статья Э. Ангваомаодоко акцентирует внимание на необходимости развития критического мышления для успешного формирования исследовательских навыков и предлагает практические рекомендации для педагогов по созданию соответствующей образовательной среды [15]. В своем исследовании Э. Рамос, А. Роберто предлагают пересмотреть педагогическую реализацию школьных мероприятий как способа развития творческого мышления и формирования исследовательских навыков у детей. Авторы обращают внимание на включение генеративного искусственного интеллекта в качестве основополагающего инструмента, который будет способствовать повышению творческого развития в образовательной среде [16].
В статье «Зарубежный опыт формирования ученических научных обществ» авторы Н. А. Киселева, К. А. Михайлов и другие показывают, что «успешное формирование исследовательских умений возможно только при условии создания специальной образовательной среды, которая бы способствовала развитию критического мышления, творчества и навыков самообучения. Опыт стран, таких как Финляндия, Сингапур и Канада, демонстрирует, что развитие исследовательских умений у школьников может быть эффективным только при условии тесного сотрудничества между учителями, родителями и обществом, а также при использовании современных технологий и методов обучения» [17].
Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников с использованием педагогического потенциала этнокультурных традиций должны учитывать как общие принципы формирования педагогических условий, так и специфику исследовательской деятельности младших школьников, а также возможности интеграции этнокультурных традиций в образовательный процесс.
Этнокультурное образование регулируется законами Российской Федерации «Об образовании» [18], «О языках народов Российской Федерации» [19], «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и рядом других нормативно-правовых актов [20].
Формирование этнокультуры рассматривалось в научных трудах многих исследователей. А. Ю. Белогуров понимал этнокультурную компетентность как ключевой компонент в образовательном процессе, подчеркивая необходимость формирования у учащихся уважения к культуре, традициям и ценностям различных народов [21]. А. Н. Джуринский акцентировал внимание на поликультурном образовании, рассматривая его как средство преодоления культурных барьеров, формирования толерантности и развития личности в условиях многообразия культур [22]. Т. Е. Комарова внесла вклад в разработку методик и подходов к формированию этнокультурных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, подчеркивая роль художественной деятельности и народных традиций в этом процессе [23]. Г. Д. Дмитриев акцентировал внимание на этнокультурном компоненте в содержании образования, разрабатывая модели и концепции, направленные на включение знаний о культуре, истории и языке различных народов в учебные программы. Он анализирует влияние исторических событий и социальных изменений на этнокультурные процессы, подчеркивая, что понимание собственной истории является важным фактором в формировании этнокультурной идентичности [24].
Проблеме использования потенциала этнокультуры и этнопедагогики народа саха в образовательном процессе посвящены исследования многих ученых Якутии. В. Ф. Афанасьев в своих трудах акцентировал внимание на традиционных ценностях и воспитательных практиках саха, определяя их как основу этнокультурного образования [25]. Д. А. Данилов изучал вопросы организационно-педагогического обеспечения образования в сложных условиях республики. Разработанная им концепция регионализации опирается на использование в образовательном процессе передовых традиций народного воспитания, его методов, приемов и средств [26]. А. В. Иванова исследовала проблемы регионализации образования, разрабатывая методические рекомендации по использованию этнокультурного компонента в обучении [27]. Н. Д. Неустроев исследовал роль традиционных видов деятельности саха (оленеводство, коневодство, рыболовство) в этнокультурном образовании, определяя их как средство формирования трудолюбия, уважения к природе и традициям предков. Он утверждал, что в этнокультуре заложен эталон и образец идеальной совершенной личности, владеющий нормами поведения, отражающими восприятие окружающего мира [28]. Е. А. Барахсанова исследует влияние этнокультурных факторов на мотивацию и успешность учебной деятельности. Она подчеркивает необходимость учета национальных особенностей и культурных установок в современном образовательном и воспитательном процессе [29].
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами выявлены ключевые педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений младших школьников. Важным аспектом является использование средств педагогического потенциала этнокультурных традиций, которое обогащает образовательный процесс, делая его более разнообразным и увлекательным для детей.
Первым условием является интеграция принципов культурной идентичности в учебный процесс, что способствует формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности. Истории родного края, традиции и обычаи служат источником вдохновения для исследований, способствуя развитию критического мышления и творческих способностей.
Вторым условием является активное использование интерактивных методов обучения. Такие методы, как проектная деятельность, групповое обсуждение и экскурсии, а также применение национальных игр и народного творчества, создают платформу для практического применения теоретических знаний и формируют у детей навыки самостоятельного поиска информации.
Третьим условием является вовлечение родителей и общества в образовательный процесс. Создание совместных проектов, где дети могут сотрудничать с членами своей семьи и культурными организациями, усиливает связь между обучающимися, их семьями и школой. Это не только предоставляет дополнительные ресурсы для исследования, но и устанавливает преемственность между поколениями.
Четвертым условием является использование цифровых технологий и медиаплатформ, которые могут обогатить исследовательскую деятельность детей. Возможности онлайн-ресурсов позволяют им получать доступ к обширной информации и вести исследования по темам, связанным с этнокультурными традициями. Это формирует у младших школьников навыки работы с информацией и критического анализа источников.
Таким образом, средства педагогического потенциала этнокультурных традиций в учебном процессе позволяют:
‒ приобщить обучающихся к истокам родной культуры, народным традициям. Дети обогащаются практико-ориентированными знаниями о самобытности своего народа, национальных особенностях и традициях семьи;
‒ ставить ученика в позицию активного участника. Для этого применяются разнообразные методы и приемы, например моделирование, наблюдения, дидактические игры, инсценировки, сочинение загадок и сказок;
‒ подводить к самостоятельному выбору ценностей в поликультурном, многонациональном обществе, что способствует достойному самоопределению в мире культуры и творческой самореализации, пишут Р. С. Гайсина, Е. В. Головнева, Д. А. Гребенникова [30].
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Выявленные на основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений младших школьников средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций, явились основанием для организации и проведения опытно-экспериментальной работы (далее – ОЭР) на базе МБОУ «Сыланская средняя общеобразовательная школа имени профессора Г. П. Башарина» МР «Чурапчинский улус» Республики Саха (Якутия).
Проверка эффективности педагогических условий проводилась в процессе трех этапов ОЭР: констатирующего, формирующего и контрольного.
– Констатирующий этап (сентябрь 2021 года) предполагает определение базы исследования и участников эксперимента, выбор оценочно-диагностического инструментария, проведение эксперимента для выявления уровня сформированности исследовательских умений (первичная диагностика).
‒ Формирующий этап (2021–2022 годы) подразумевает реализацию педагогических условий средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций для обучающихся.
‒ Контрольный этап (2023 год) предполагает вторичную диагностику уровней сформированности исследовательских умений обучающихся. Методом сравнения уровней выявлена динамика изменений уровней исследовательских умений в начале (первичная диагностика) и конце эксперимента (вторичная диагностика) с обоснованием результативности процесса формирования исследовательских умений обучающихся.
Констатирующий этап исследования проводился в сентябре 2021 года. Участниками эксперимента стали 48 обучающихся начальных классов. Возраст обучающихся – участников экспериментальной группы составил от 8 до 10 лет.
На основе изучения критериев и показателей, структурных компонентов и различных методик изучения исследовательских умений нами выбран комплекс оценочно-диагностического инструментария: тест М. В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы младших школьников к исследовательской деятельности» [31], опросник «Оценка практической готовности учащихся к исследовательской деятельности» по методике Н. Н. Сандаловой, определяющий основные исследовательские умения [32].
Результаты исследования / Research results
Для определения мотивации к исследовательской деятельности на констатирующем этапе проведена диагностика по методике М. В. Матюхиной. Цель методики – определение уровня и видов мотивации младших школьников к исследовательской деятельности, а также выявление влияния личностных и педагогических факторов на степень их исследовательского интереса. Диагностика по данной методике предусматривала комплексный подход к выявлению мотивации к исследовательской деятельности, включающий несколько этапов: анкетирование, интервью, наблюдение. В анкете содержались вопросы, касающиеся интереса к исследованиям, мотивации к изучению новых знаний, вклада в коллективные проекты и т. д. В ходе интервью обсуждались успехи и трудности в исследовательской деятельности, их интересы и желания в этой сфере. Во время проведения диагностики учителя наблюдали за младшими школьниками, оценивая их активность, творческие инициативы и степень вовлеченности в исследовательский процесс.
Выявление уровня мотивации обучающихся по отношению к исследовательской деятельности показало, что у 5 (10,4%) обучающихся высокий уровень, у 27 детей (56,3%) – средний уровень, у 16 детей (33,3%) – низкий уровень. Данные результаты говорят о том, что более половины обучающихся находились на среднем уровне мотивации, что указывало на необходимость работы по повышению исследовательского интереса у этой группы детей. В то же время значительной части обучающихся требовалось дополнительное внимание и меры по укреплению их мотивации к участию в исследовательской деятельности.
Методика оценки практической готовности к исследовательской деятельности младших школьников, разработанная Н. Н. Сандаловой, направлена на определение уровня развития исследовательских умений и навыков учащихся младших классов. Эта методика включала в себя опросник, который состоял из 36 вопросов, направленных на оценку различных аспектов исследовательской деятельности. В соответствии с инструкцией опрос проводился по ответам педагогов.
Результаты оценки практической готовности младших школьников к исследовательской деятельности по методике Н. Н. Сандаловой показали следующую динамику: 20 (41,6%) обучающихся демонстрировали исходный уровень готовности, 18 (37,5%) – начальный уровень, 8 (16,6%) – продуктивный уровень и у 2 (4%) обучающихся – креативный уровень. Эти данные указывали на то, что большинство младших школьников (41,6% + 37,5% = 79,1%) находятся на начальном этапе развития своих исследовательских умений, что предполагало необходимость дальнейшего развития и совершенствования их способностей в этой области. Продуктивный и креативный уровни, демонстрируемые меньшей частью обучающихся, свидетельствовали о наличии потенциала для углубленной исследовательской деятельности.
Формирующий эксперимент, реализующий научно обоснованные педагогические условия формирования исследовательских умений средствами педагогического потенциала этнокультурных традиций, проводился с октября 2021 по ноябрь 2022 года.
Приступим к описанию примеров по апробации обоснованных педагогических условий.
Интеграция принципов культурной идентичности в учебный процесс
Культурная идентичность включает в себя множество аспектов: язык, традиции, обычаи, ценности и историю. Важно, чтобы обучающиеся осознавали свою принадлежность к определенной культуре и уважали культуру других народов. Это понимание формирует их личность и влияет на их восприятие мира.
Интеграция принципов культурной идентичности в учебный процесс играет ключевую роль в формировании исследовательских умений младших школьников. С помощью этнокультурных традиций учителя погружали детей в исследование культуры, истории своего народа, что способствовало формированию связи с культурной идентичностью. Например, изучение народных промыслов и фольклора было основой для проектной деятельности, где школьники проводили исследования, анализировали и представляли результаты своей работы. Такой подход развивал не только аналитические навыки, но и креативность, позволяя детям толковать традиции через призму современности. Кроме того, изучение истории своего края способствовало созданию образовательной среды, в которой каждый ученик ощущал свою значимость.
Для реализации интеграции использовались следующие подходы: компетентностный, этнокультурологический и аксиологический. Они позволяют спроектировать информационно-образовательное пространство школы через интеграцию учебной и воспитательной деятельности.
В ходе исследования учителя использовали в своей работе интерактивные методы обучения, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, проектная деятельность, мозговой штурм, кейс-метод, что способствовало активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс, развивало коммуникативные навыки и творческое мышление.
Активное использование интерактивных методов обучения в сочетании с этнокультурными традициями создавало благоприятную среду для формирования исследовательских умений младших школьников, способствуя их всестороннему развитию и укреплению связи с культурным наследием.
Использование этнокультурного материала позволяло создавать эмоционально насыщенную среду образавательного процесса, повышало мотивацию обучающихся.
Вовлечение родителей и общества в образовательный процесс происходило через интеграцию интерактивных методов и этнокультурных традиций:
а) проект «Саха-сатабыл» («Мастеренок»): младшие школьники в группах со своими родителями исследовали различные виды традиционных ремесел; проводили интервью с мастерами; создавали презентации, организовывали мини-выставки;
б) проект «Семейная игра “Народный праздник”»: семьи изучали традиции и обычаи, связанные с определенным праздником; распределяли роли и воссоздавали праздничный обряд; затем всем классом анализировали значение каждого элемента праздника;
в) кейс-метод «Народные праздники»: обучающимся предлагалась ситуация, связанная с народными праздниками; они исследовали традиции, суеверия праздников; рассказывали о своих семейных праздниках и обсуждали их в группе.
Преимущества данного подхода: повышение мотивации к обучению; развитие критического мышления; формирование навыков работы в команде; укрепление связи с культурными корнями; развитие творческого потенциала. Оценка эффективности: наблюдение за активностью обучающихся; анализ качества выполненных проектов и исследований; мониторинг развития исследовательских умений; опросы обучающихся и педагогов.
Использование цифровых технологий и медиаплатформ.Практика использования ИКТ дает возможность утверждать, что учебная деятельность с использованием информационных технологий не только расширяет и закрепляет полученные знания, но и значительно повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Многообразие способов применения средств ИКТ создает условия для формирования исследовательских умений младших школьников.
Проект «Волшебный мир книг» способствовал сохранению и передаче наследия и культуры созданием аудиокниг в семье. Младшие школьники со своими семьями читали и анализировали народные сказки, легенды или песни, выявляли их мораль и культурные особенности, затем создавали аудиокниги. Проект помог сохранить и передать традиции и ценности, которые являются частью нашего культурного наследия. Прослушивание аудиокниг стало не только развлечением, но и важным инструментом для семейного образования и развития.
Проведение этнографических исследований осуществлялось через медиапроект «Чөмчүүк» («Исток»). Обучающиеся проводили интервью с членами своей семьи или местными жителями, собирали информацию о традициях, праздниках и обычаях, что развивало навыки общения и анализа. Выпускали телепередачи о своих близких родственниках, бабушках и дедушках. Такой проект не только содействовал развитию навыков общения и исследовательского творчества у детей, но также укреплял связь между поколениями и помог сохранить историю семей.
На контрольном этапе эксперимента мы провели повторное обследование обучающихся с помощью тех же методик, которые использовали на констатирующем этапе. Результаты диагностики на выявление уровня мотивации обучающихся по отношению к исследовательской деятельности показали, что уровень мотивации вырос, а именно: у 8 (16,6%) обучающихся высокий уровень, что на 6% выше, чем на констатирующем этапе, у 30 (62,5%) – средний уровень, у 10 (20,8%) – низкий уровень, что на 13% ниже, чем на констатирующем этапе (рис. 1).
Рис. 1. Диагностические показатели по методике М. В. Матюхиной
«Изучение мотивационной сферы младших школьников к исследовательской деятельности»
На контрольном этапе по итогам опроса отмечается улучшение показателей. Так, у 22,9% исходный уровень ниже на 15%, у 47,9,5% – начальный уровень, у 20,8% – продуктивный, у 8,3% – креативный уровень, что на 6% выше, чем на констатирующем этапе (рис. 2).
Рис. 2. Результаты диагностики по методике Н. Н. Сандаловой «Опрос оценки практической готовности младших школьников к исследовательской деятельности»
Следовательно, результат диагностики показывает сохранение среднего уровня, а также уменьшение низкого и увеличение высокого уровней.
Заключение / Conclusion
В результате проведенного исследования, целью которого было изучение педагогических условий формирования исследовательских умений младших школьников средствами этнокультурных традиций, подтвердилась гипотеза о положительном влиянии интеграции этнокультурных традиций в образовательный процесс на развитие данных умений. Диагностика показала не только сохранение среднего уровня исследовательских умений, но и повышение количества обучающихся с высоким уровнем, а также снижение числа учащихся с низким уровнем. Это свидетельствует об эффективности выявленных и апробированных педагогических условий, основанных на использовании педагогического потенциала этнокультурных традиций.
Формирование исследовательских умений у младших школьников – задача, требующая комплексного подхода, включающего создание благоприятных педагогических условий. Для того чтобы младшие школьники успешно осваивали исследовательские умения, необходима целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на использовании средств педагогического потенциала этнокультурных традиций в образовательном процессе. Важно создать условия, при которых дети будут мотивированы исследовать, анализировать и уважать культурное наследие, что приведет к более глубокому пониманию мира и своего места в нем.

Augustina V. Ivanova