Full text

Введение / Introduction

 

Здоровье обучающихся является одним из ключевых факторов, определяющих будущее любой страны. В условиях стремительных изменений в социальной и экономической сферах, а также увеличения информационной и технологической нагрузки на детей и подростков проблема сохранения и укрепления здоровья молодежи становится особенно актуальной.

На данный момент государство прилагает много усилий для актуализации и популяризации здорового образа жизни среди молодежи: проведение массовых спортивных мероприятий («Кросс нации», «Лыжня России», Всероссийский спортивный марафон «Сила России»), активация большого количества информационных ресурсов о здоровье и его сохранении (проект «Здоровое питание» [1], «Лига безопасного Интернета» [2]). Но, как утверждают А. Н. Дудус и Ю. Л. Рысев [3], актуальность проблемы деформации образа жизни школьников не уменьшается. Множатся проблемы, связанные не только с физическим здоровьем, но и с социальным, а также духовным. О. Н. Коломеец подчеркивает, что около 25–35% российских учеников имеют хронические заболевания или находятся в промежуточном между «здоровьем» и «нездоровьем» состоянии, известном как «третье состояние» [4]. За последние 10 лет сильно возросло распространение химических аддикций среди молодого поколения. Увеличивается не только количество детей с наркоманией и токсикоманией, но и происходит «омоложение» этих зависимостей. Исходя из проанализированных данных издания «Парламентская газета», можно говрить о том, что смертность среди подростков от наркотиков с 2017 года увеличилась в 2,5 раза [5]. При этом средний возраст приобщения к психотропным веществам снизился до 9–13 лет (зафиксированы даже случаи употребления психоактивных средств в 6–7 лет) – следует из статистики Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков на портале информационного агентства «Волга-Каспий» [6]. Подобная проблема наблюдается не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Согласно данным из доклада Международного комитета по контролю над наркотиками за 2024 год, в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, а также Западной Европы возросло производство и употребление наркотиков (преимущественно синтетического происхождения) [7].

Здоровье уносят и другие барьеры здорового образа жизни. Главный внештатный детский эндокринолог Центрального федерального округа Е. Е. Петряйкина в материалах информационного агентства «РИА Новости» утверждает, что у 6% российских детей имеется диагноз «ожирение», а избыточный вес имеют 20% [8]. По всему миру количество детей с нездорово высоким ИМТ (индексом массы тела) составляет около 1 млрд, хотя проблема находится под контролем межгосударственных структур.

Наряду с этим имеют место и другие проблемы, связанные с образом жизни молодежи: популяризация электронных систем доставки никотина (вейпов), тонизирующих (энергетических) напитков, рост алкогольных зависимостей, распространение интернет-аддиктивного поведения. Довольно тревожные тенденции намечаются относительно проблем не только физического здоровья, но и психосоциального. В социальных сетях как в России, так и за рубежом активно распространяются тренды романтизации психических заболеваний, а также их «приписывания» (самодиагностики) без вмешательства специалистов. Д. Ахуджа, П. А. Фичадия говорят о том, что романтизация психических заболеваний может быть особенно опасной на платформах социальных сетей, так как многие из них поощряют создание так называемых “echo chambers” (эхокамеры). Эхокамеры – это закрытые сообщества, в которых сторонники того или иного психического расстройства негативно подкрепляют убеждения, идеи и изолируют их от опровержения [9]. По мнению А. Д. Коноваловой, «в романтизированном облике представляются явления, которые не должны рассматриваться в таком контексте». Человек с психическим расстройством рассматривается не как больной, а как «не такой как все», «болезненно привлекательным» [10]. Как отмечают Иссака Б. и соавторы, такие тренды стигматизации людей, нуждающихся в помощи, искажают представление о болезнях разных спектров, а также порождают несерьезное отношение к заболеваниям в обществе [11].

Их наличие в современном обществе свидетельствует о недостаточности профилактических мер со стороны государства.

Цель исследования заключается в анализе значимости формирования валеологической культуры для здоровья обучающихся как фактора устойчивого развития российского общества и выявления эффективных методов формирования культуры здоровья в системе школьного образования.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу, освещающую проблему недостаточно эффективного формирования валеологической культуры обучающихся.
  2. Экспериментально выявить актуальный уровень образа жизни обучающихся 6–9-х классов как индикатора проблемы.
  3. Определить результативную систему превентивных мер, направленную на формирование валеологической культуры обучающихся.

 

Обзор литературы / Literature review

 

И отечественные, и зарубежные исследователи отмечают, что такие проблемы, как детское ожирение, сахарный диабет, гипертония и сердечно-сосудистые заболевания, являются следствием неправильного, негативно влияющего образа жизни обучающихся. Р. Шарма утверждает, что такой образ жизни, а также сопутствующие ему паттерны поведения формируются в детстве [12]. А. К. К. Леунг с соавторами подчеркивают, что с возрастом эти заболевания приобретают хронический характер и снижают уровень удовлетворенности жизнью, а также нередко являются первопричиной высокой заболеваемости, смертности [13]. Появляется множество серьезных сопутствующих заболеваний, требующих эффективных методов лечения. По мнению Ц. Чжан, С. Ян и других исследователей, молодые люди с высоким уровнем хронических заболеваний чаще сталкиваются с проблемами психического здоровья [14]. Систематический обзор лонгитюдных исследований Н. Цинь с участием детей и подростков показал, что увеличение общей продолжительности сидячего образа жизни связано с повышенным риском ухудшения психического здоровья [15].

Перспективным направлением в решении перечисленных проблем является применение превентивных мер еще на этапе становления образа жизни детей, то есть в период дошкольной и школьной жизни. Дети проводят большую часть своего времени в школе, поэтому внедрение здорового образа жизни в школах кажется логичным. Е. А. Захаренко, А. С. Захаренко говорят о том, что интеграция валеологических знаний и пропаганда здорового образа жизни в образовательном процессе позволяет не только повысить уровень осведомленности учащихся о здоровье, но и развить у них способности, необходимые для принятия осознанных решений относительно своего здоровья в различных жизненных ситуациях [16]. Аналогичной точки зрения придерживаются М. Е. Фарис, Ф. Аль-Гарайбех, М. Р. Ислам и другие зарубежные исследователи, которые дополняют мысль тем, что необходимо разрабатывать инновационные инициативы, ориентированные на детей и подростков, и обеспечивать их участие, учитывая мнение обучающихся при рассмотрении вопросов образа жизни и здоровья [17]. А. К. К. Леунг, А. Х. С. Вонг, К. Л. Хон считают, что формирование культуры здоровья на этапе школьного образования способствует физическому и психическому благополучию учащихся, а также закладывает основы для ответственного отношения к собственному здоровью в будущем [18].

Комплексы таких мер существуют по всему миру. Однако они не показывают высоких результатов, проблемы продолжают множиться. Например, П. Чаттерджи, А. Ниргьюде в своем исследовании упоминают «Инициативу по созданию школ, дружественных к питанию» (NFSI), созданную в 2006 году Всемирной организацией здравоохранения, чтобы решить двойную проблему: недоедания и ожирения [19]. Позже были запущены и другие программы. Так, уже на протяжении тридцати лет (с 1990 года) реализуется программа «Здоровые люди», направленная борьбу с детским ожирением и другими проблемами здоровья детей и взрослых. Однако Р. Л. Феррис, исследуя эффективность программы в лечении опухолевых заболеваний, отмечает, что цели программы «Здоровые люди» по основным факторам риска развития рака, таким как избыточная масса тела, употребление алкоголя и курение, до сих пор не достигнуты [20]. «Несмотря на усилия, предпринятые в рамках программы “Здоровые люди 2010” по пропаганде контроля веса и физической активности, наблюдается стремительный рост числа случаев ожирения среди населения школьного возраста… Европейские страны тратят на борьбу с ожирением 2–8% своего бюджета на здравоохранение, что составляет 0,6% их валового внутреннего продукта», – утверждают Ф. Антви, Н. Фазылова [21]. К. А. Гомес в соавторстве с Д. В. Кляйнман, Н. Пронк и другими говорит о том, что вышеупомянутый проект обнажил проблемы социального и несправедливости в сфере здравоохранения [22].

В монографии «Социальное здоровье: методология, теория и практика» авторы отмечают, что в США, Англии и Германии существуют негосударственные структуры, так называемые «Школы содействия здоровью», где особое внимание при составлении образовательных программ уделяется развитию навыков, знаний и умений в области сохранения собственного здоровья [23]. О низкой эффективности программ развития культуры здоровья заявляют и У. Х. Биттлингмайер, Г. Окку, которые в своем исследовании поднимают важную проблему, заявляя о том, что в современных образовательных организациях преобладают краткосрочные просветительские мероприятия по укреплению здоровья, которые не дают высоких положительных результатов [24].

В отечественной педагогической практике на протяжении последних двадцати лет существует здоровьесберегающий (валеологический) подход. Считается, что он является «пережитком», всем, что осталось от некогда существовавшей полноценной науки о здоровье – валеологии (valeo – здоровье, быть здоровым; logos – наука), основы которой заложил И. И. Брехман в 1980 году. Э. Н. Вайнер отмечает, что педагогическая валеология как одно из приоритетных и динамично развивающихся направлений ставила перед собой задачи, связанные с воспитанием и обучением граждан с ценностно-смысловой установкой на сохранение и сбережение собственного здоровья [25]. Однако с упразднением валеологии на заре XXI века ее педагогическое направление трансформировалось в валеологический подход в образовании, который позже, с введением ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов), [26] стал здоровьесберегающим.

На протяжении этого времени не обновлялись методические базы, не появлялись новые эффективные подходы к организации процесса здоровьесбережения. Это вкупе с достаточно нестабильной социально-экономической ситуацией в стране (дефолт в 1997 году, стагнация экономики 2008–2009 годов, санкционное давление 2013–2024 годов) привело к нынешней ситуации. На данный момент, несмотря на наличие теоретико-методологических основ и законодательных инициатив в области здоровьесбережения, практическая реализация валеологического подхода остается на низком уровне. А. В. Исаев говорит, что «в современной идеологии здоровьесбережения отсутствует смысловой механизм, который смог бы перенести заявляемые нормативные установки в практическую плоскость» [27].

Актуальной остается и проблема расхождения взглядов на приоритетную роль в формировании компетенций в области ведения здорового образа жизни. Р. М. Файзуллина, В. В. Викторов, Р. Р. Гафурова, Е. А. Богомолова, А. А. Габделхакова указывали на приоритетную роль в становлении образа жизни детей. Их статистические исследования продемонстрировали тот факт, что образ жизни родителей оказывает детерминирующее влияние на возникновение мотивации к сохранению и укреплению здоровья у детей [28]. Аналогичной точки зрения придерживается и Е. Н. Новоселова [29], которая определяет важность детско-родительских отношений в формировании здорового образа жизни. Автор утверждает, что семья – это приоритетный социальный институт для детей и подростков, в котором формируется облик человека, его ценностно-смысловая система, культура.

Тождественные взгляды на роль семьи высказывают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Важную деталь становления подметили Р. И. Валиев,
О. Р. Радченко, сказав, что формирование здорового образа как поведенческой модели происходит последовательно от «семьи» к «школе» [30]. В. Фустер, Дж. Фрейзер, М. Снэйр [31] и другие утверждают, что на формируемые привычки детей в первую очередь влияет обстановка в семье. Однако большинство изменений в привычных паттернах происходит при поступлении в школу, где дети проводят большую часть времени вдали от дома.

Р. В. Смирнова, О. М. Коробкова, Т. Н. Симонова обращают внимание на то, что образовательным учреждениям отводится ключевая роль в проведении методической и педагогической работы по валеологизации процесса воспитания учащихся [32]. Этих же взглядов придерживается и А. Н. Петкевич, утверждающая, что большое количество проблем и актуальных задач, связанных со здоровьем обучающихся, решается в ходе практической деятельности и является частью профессиональных обязанностей педагогов [33]. Именно поэтому В. Ю. Смольянинова определяет школу, а также осуществляемый в ней учебный процесс как территорию не только получения предметных знаний, но и обучения навыкам сохранения и укрепления собственного здоровья [34]. Поэтому далее мы сделали акцент на том, что формирование валеологической культуры в контексте воспитания и образования представляет собой системный комплексный процесс, реализация которого требует участия как семьи ребенка, так и образовательных учреждений. Такая работа может базироваться на следующих принципах:

  1. Полноценная интеграция валеологических знаний в учебный процесс с разработкой и включением системы валеологических заданий в различные дисциплины.
  2. Создание валеологической здоровьесберегающей среды. Обеспечение условий, способствующих физическому и эмоциональному комфорту учеников: сбалансированное питание в столовых, рекреационные зоны для правильного чередования труда и отдыха, правильное обустройство кабинетов в соответствии с требованиями СанПиН и др.
  3. Проведение регулярной профилактической деятельности: зарядки, бесед на темы здоровья, питания, психологии и физической активности и т. п.

Определяющим необходимость превентивной помощи как в семье, так и в образовательном учреждении является качественный мониторинг состояния здоровья и образа жизни детей. Как отмечает А. В. Минаев, регулярный сбор информации о здоровье и образе жизни детей позволяет создать целостную картину и наметить необходимые шаги в оказании помощи обучающимся [35]. Важно, чтобы такая работа базировалась на взаимодействии образовательного учреждения с внешкольным окружением ребенка. Необходимо отметить, что вовлечение всех заинтересованных сторон: родителей, учителей, медицинских работников – в воспитательный процесс значительно повышает эффективность профилактических мер.

Таким образом, проблема несформированности навыков ведения здорового образа жизни обучающихся остается актуальной. Проблема усугубляется тем, что ни в российском, ни в зарубежном образовательном пространстве на данный момент не существует универсальных, единых механизмов здоровьесбережения, позволяющих осуществлять просветительскую и пропагандистскую деятельность в отношении здоровья и здорового образа жизни. Имеющиеся программы носят временный характер и не дают долгосрочных результатов.

Перспективным направлением является применение превентивных мер на этапе становления образа жизни детей – формирование валеологической культуры, культуры здоровья. Под ней понимаются такие формы осознанной деятельности человека, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, а также знание принципов, средств и методов ведения здорового образа жизни. Комплексная, всесторонняя, регулярная работа в рамках валеологического подхода должна быть направлена прежде всего на недопущение состояния детского нездоровья путем их приобщения к здоровому образу жизни, а не на реабилитационную деятельность, когда появляются хронические заболевания.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Исследование образа жизни обучающихся для определения важности введения, модернизации и соблюдения валеологического подхода в образовательных учреждениях проходило в период 9–13 сентября 2024 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69» Приволжского района г. Казани Республики Татарстан. Репрезентативную выборку составили 96 обучающихся школы. Из каждого класса были отобраны по 24 человека в возрасте от 12 до 15 лет. Исключение из выборки детей младшего школьного возраста было обусловлено спецификой исследования. Особенностью подросткового возраста является то, что в этом возрасте дети начинают обособляться от взрослых, принимая все больше самостоятельных решений в отношении собственного образа жизни. Эти решения в большинстве своем не являются наказом родителей или проекцией рабочих указаний по здоровьесбережению от учителей. Выбор подростков чаще определяется их социальным окружением, ценностно-смысловыми установками и убеждениями. Однако эти решения являются показателем результативности реализации внутришкольных здоровьесберегающих программ и необходимости введения дополнительных превентивных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В данном исследовании была использована анкета «Образ жизни учащихся
6–9-х классов» (Л. Ф. Игнатова, В. В. Стан, Х. Х. Хамидулина) [36]. Особенность данной методики заключается в учете возрастных особенностей подростков, которые часто коррелируют с их образом жизни. Данную методику представляют две анкеты для младшего подросткового возраста (6–7-е классы) и для детей подросткового возраста (8-9-е классы). При этом тридцать вопросов поделены на пять блоков (в каждом по шесть вопросов), которые соответствуют основным компонентам образа жизни: «питание», «суточная двигательная активность», «личная гигиена», «режим дня», «привычки».

На каждый вопрос предлагалось три варианта ответа, каждый из которых соответствовал набранным баллам (первый вариант ответ – 1 балл; второй вариант ответа – 2 балла; третий вариант ответа – 3 балла). Далее баллы суммировались и определялся образ жизни в соответствии с авторской классификацией (табл. 1).

Таблица 1

Классификация образа жизни в соответствии с набранными баллами
по методике Л. Ф. Игнатовой, В. В. Стан, Х. Х. Хамидулиной

 

Классификация образа жизни

Оценка жизнедеятельности

Варианты

Сумма баллов

Здоровый образ жизни

Полное соответствие ЗОЖ

I

30–34

Образ жизни приближен к здоровому

Приближена к ЗОЖ при отсутствии вредных привычек

II

35–44

Образ жизни с риском для здоровья

Не соответствует ЗОЖ по 1 или 2 компонентам при отсутствии вредных привычек

III

45–59

Образ жизни

тревожный

Не соответствует ЗОЖ по 3 или 4 компонентам при наличии первых проб табакокурения и алкоголя

IV

60–74

Образ жизни

крайне тревожный

Не соответствует ЗОЖ по 1 и более компонентам при наличии опасности формирования вредных привычек

V

75–84

Образ жизни опасный для здоровья

Не соответствует ЗОЖ по 1 и более компонентам при наличии сформировавшейся вредной привычки

VI

85–90

 

Важным критерием при оценке образа жизни является наличие вредных привычек. Согласно данной методике, наличие пагубных привычек, аддиктивного поведения является одним из ключевых моментов, определяющих качество образа жизни.

 

Результаты исследования / Research results

 

Для интерпретации и сравнительного анализа результатов мы посчитали средние значения суммарно набранных баллов по классам (6–7-е, 8–9-е), а также сопоставили их с одним из представленных вариантов образа жизни. Для оценки компонентов образа жизни подростков далее мы определили сумму набранных баллов в каждом из блоков. Для наглядности была составлена табл. 2.

Таблица 2

Критерии сравнения результатов исследования

 

Класс

Сумма набранных баллов в классе по блокам

Средний суммарный балл

Питание

Суточная двигательная активность

Личная гигиена

Режим дня

Вредные привычки

6-й

291

258

235

241

200

51

7-й

270

281

247

245

190

51,4

8-й

277

292

292

271

216

56,2

9-й

279

283

269

273

214

54,9

 

В параллели шестых классов средний суммарный балл по классу составил 51 человек (56,7%), что соответствует третьему варианту образа жизни – образ жизни с риском для здоровья. Согласно классификации авторов исследования, образ жизни школьников не соответствует здоровому по 1 или 2 компонентам при отсутствии вредных привычек. Так, наименьшее количество баллов было набрано в блоке «привычки» – 200, «личная гигиена» – 235 баллов в общей сумме. Наибольшее количество баллов было набрано в блоке «питание», «суточная двигательная активность» – данные компоненты образа жизни можно определить как проблемные, причем 7 из 24 (29,2%) респондентов отметили, что не завтракают перед походом в школу, а 13 (54,2%) человек делают это нечасто. У 12 человек (50%) в недельном рационе 1–2 раза появляются продукты быстрого приготовления (сухарики, чипсы, лапша б/п) и фастфуд (картофель фри, пицца, роллы). Из всех 24 респондентов 6-го класса 20 (83,3%) обучающихся употребляют сладкие газированные напитки от 2 до 4 раз в неделю.

Суточная двигательная активность для многих учеников также является проблемой. Обучающиеся часто пренебрегают утренней гимнастикой, это 11 (45,8%) человек, а у 13 подростков (54,2%) средняя суточная активность была недостаточной (менее 2,5 часа без учета школьного времени). Интересно и то, что наименьшая суточная активность наблюдается у учеников, которые имеют проблемы с режимом дня и склонны к появлению интернет-аддиктивного поведения. Такие обучающиеся проводят за компьютером и иными гаджетами от 2–4 и более часов. Из всего экранного времени на образовательные цели 12 (50%) обучающихся тратят по 2–3 часа в сутки; 5 (20,8%) респондентов по 4 и более часа (занятия с репетиторами и выполнение домашнего задания); 11 (45,8%) готовы потратить на компьютерные игры 2–3 часа, а 3 (12,5%) могут отвести на игры до 6 часов своего времени.

В параллели седьмых классов средний суммарный балл 51 (56%) – образ жизни с риском для здоровья. Как и в исследовании обучающихся 6-х классов, у школьников проблемными компонентами оказались: «питание» – 270 общий суммарный балл по блоку – и «суточная двигательная активность» – 281 балл. Важно отметить, что сокращение суточной двигательной активности обусловлено сокращением кружковой деятельности – 13 (54,2%) респондентов уделяют ей по 2–3 часа в неделю, а 4 (16,7%) не занимаются ею вовсе. Из 24 респондентов всего 15 (62,5%) уделяют время дополнительной физической подготовке (занятия в секциях, семейные походы, участие в марафонах).

Блок «вредные привычки» остался с наименьшим количеством – 190 суммарных баллов, что все же оказалось на 10 баллов меньше, чем у 6-х классов. Но для того, чтобы сделать выводы относительно образа жизни семиклассников, мы рассмотрели распределение баллов по ответам. Так, за компьютером от 2–3 и более часов проводят всего 11 (45,8) человек в сравнении с 17 (70,8%) в 6-х классах. При этом фоне уменьшения количества экранного времени у подростков появляются первые пробы табачной продукции. Из 24 обучающихся никотинсодержащие продукты уже успели попробовать 3 (12,5%) респондента. Возраст первой пробы – 13 лет.

Блоки «личная гигиена» и «режим дня» в двух классах по результатам были практически идентичны и находились в районе 240 баллов с погрешностью в пять баллов. Среди обучающихся наблюдается негативное отношение к закаливающим процедурам и несоблюдение подбора одежды в соответствии с погодными условиями.

В параллели восьмых классовситуация с поддержанием здорового образа жизни становится иной. Стремление подростков этого возраста (13–14 лет) отделиться от взрослых становится ярко выраженным. Они хотят не только сепарироваться, но и показать, что стали достаточно взрослыми: появляется гиперболизированное «чувство взрослости», которое выражается в особом пристрастии к ненормотипичным поступкам, выделяющим подростка из круга своих сверстников. Так, появляются пристрастия к вредным привычкам (курение, распитие алкоголя) и др.

Все показатели нездорового образа жизни у данной группы респондентов увеличились. Средний суммарный балл среди опрошенных был 56,2 (62,5%). Наиболее проблемными компонентами образа жизни являлись «суточная двигательная активность», «личная гигиена», «питание». Так, 11 (45,8%) респондентов указали, что они редко проводят свободное время активно отдыхая (велосипед, ролики, коньки, лыжи и др.), а 10 (41,7%) и вовсе предпочли бы активному отдыху встречу с друзьями, просмотр сериалов, общение в социальных сетях. По сравнению с 7-м классом в 8-м у подростков снижается посещаемость спортивных секций – 6 (25%) человек не считают нужным их посещать, а также отмечаются регулярные прогулы уроков физкультуры.

Из 24 респондентов треть – 7 (29,2%) – предпочитает следовать модным тенденциям в одежде, которая не соответствует погодным условиям. Также 13 (54,2%) иногда забывают ухаживать за полостью рта 2–3 раза в день. Закаливающие процедуры для 16 (66,7%) обучающихся, согласно их мнению, являются занятием, которое может принести вред здоровью.

В параллели девятых классов ситуация еще более изменилась. Средний суммарный набранный балл равен 54,9 (61%), что соответствует образу жизни с риском для здоровья. Рисковое поведение отчетливо проявляется в блоках «питание» и «суточная двигательная активность».

Из 24 опрошенных обучающихся у 11 (45,8%) из рациона почти исчезают многие белковые продукты животного происхождения (яйца, творог, молоко, рыба) без замены на альтернативные растительные (бобы, соевый творог, орехи, белковые изоляты). Значительно возрастает потребление сладких газированных и тонизирующих напитков – 16 (67,8%) человек употребляют их чаще 4 раз в неделю.

Однако в противовес 8-му классу прослеживаются тенденции к увеличению суточной двигательной активности. На 8% меньше человек предпочитали пассивный отдых активному. Всего лишь 2 (8,4%) человека против 6 (25%) в предыдущем классе не занимались теми или иными видами спорта.

Особое внимание было уделено анализу блока «вредные привычки» в группе 8–9-х классов. Стоит отметить, что несущественно, но снизилась доля интернет-аддиктивного поведения: 1,6% в 8-м классе и 2,4% в 9-м классе в сравнении с младшими подростками (6–7-е классы). В то же время сильно возросли доли табакокурящих и употребляющих алкоголь школьников. Так, 6 (25%) из 48 человек имели уже неярко выраженную табачную зависимость (курили до 5 раз в неделю), а 30 (62,5%) уже попробовали алкогольную продукцию. Возраст первой пробы у большинства из них составил 14 лет, а частота употребления была 1–2 раза в год.

Таким образом, сравнение результатов анкетирования позволило констатировать тот факт, что валеологически рисковое поведение обучающихся по отношению к своему здоровью наблюдалось во всех четырех классах. Мы обнаружили как отрицательные, так и положительные тенденции в изменении образа жизни с увеличением возраста подростков от 6-го к 9-му классам. Например, отчетливо наблюдалось увеличение негативного отношения к рациональному питанию, которое с возрастом становится менее здоровым. Можно предположить, что одна из причин ухудшения рациона подростков связана с психологическими ограничениями: подростки садятся на диеты, прибегают к крайним мерам похудения (с помощью слабительных, мочегонных препаратов), что в дальнейшем чревато серьезными проблемами со здоровьем. Также наблюдается снижение двигательной активности в параллелях 6-х, 7-х,
8-х классов и значительное ухудшение самочувствия обучающихся вследствие несоблюдения режима дня.

Результаты анкетирования продемонстрировали, что если в младшем подростковом возрасте у детей отсутствует тяга к химическим веществам (табак, алкоголь), то имеется выраженное интернет-аддиктивное поведение. С взрослением (собственно подростничество), в 8–9-х классах, снижается увлечение виртуальной реальностью, но резко возрастает доля детей, попробовавших хоть раз табак и алкоголь. При этом у большинства опрошенных, употреблявших никотинсодержащие продукты и алкоголь, возраст первой пробы приходится на период 13–14 лет, что соответствует 8-му классу.

Выявленные тенденции рискового поведения подростков в отношении собственного здоровья и образа жизни указывают на недостаточную эффективность существующих методов формирования здорового образа жизни. Это обосновывает потребность в разработке новых стратегий валеологического воспитания, учитывающих возрастные особенности и современные реалии жизни подростков.

 

Заключение / Conclusion

 

В заключение можно сказать, что правильно сформированный образ жизни является ключевым элементом и результатом валеологической культуры. На данный момент в условиях недостаточного развития и популяризации валеологических знаний качество и специфичность реализации здоровьесберегающего подхода остаются на низком уровне. Как следствие, мы видим рост антивалеологического поведения среди обучающихся детей, в особенности подростков.

Подростковый период – это время формирования идентичности и становления личностной Я-концепции, когда молодые люди ищут свое место в обществе и часто подвержены влиянию сверстников. В этом контексте важно понимать, что многие искаженные представления об образе жизни могут стать нормой общения и самовыражения для подростков. Например, курение, безответственное отношение к собственному питанию может восприниматься как символ взрослости или независимости, а употребление алкоголя – как способ развлечения или снятия стресса. Недостаток валеологических знаний и понимания последствий аддиктивного поведения может привести к формированию нездорового образа жизни.

Для противостояния этой проблеме необходимо разработать единую для всех образовательных учреждений в Российской Федерации систему превентивных мер. Такая система может реализована в три этапа:

  1. Регламентация валеологического подхода в федеральных законодательных и локальных актах, в которых четко определены рамки здоровьесберегающей деятельности и круг лиц, включенных в нее. Это позволит отрегулировать процесс получения валеологического образования всеми обучающимися.
  2. Создание профильных образовательных программ, направленных на формирование валеологической культуры, которая охватывает темы компонентности здорового образа жизни, а также патогенеза заболеваний вследствие неправильного образа жизни; разработка и усовершенствование методики обучения навыкам ведения здорового образа жизни и оздоровления собственного организма.
  3. Актуализация и популяризация валеологических знаний в системе среднего образования; организация научно-практических конференций, проведение семинаров и треннингов для обновления научных знаний о здоровье между обучающимися и школами.

При этом к формированию культуры здорового образа жизни в контексте валеологического подхода в образовании необходимо подводить едино, комплексно и систематично. Особое внимание нужно обращать на группы обучающихся с рискованным поведением. Немаловажным фактором здоровьесбережения является также подключение к процессу валеологизации школьников родителей, так как в большинстве своем вредные привычки и тот или иной образ жизни первично формируются именно в семье. Только таким образом можно добиться формирования устойчивой валеологической культуры обучающихся.