Введение / Introduction
Здоровье обучающихся является одним из ключевых факторов, определяющих будущее любой страны. В условиях стремительных изменений в социальной и экономической сферах, а также увеличения информационной и технологической нагрузки на детей и подростков проблема сохранения и укрепления здоровья молодежи становится особенно актуальной.
На данный момент государство прилагает много усилий для актуализации и популяризации здорового образа жизни среди молодежи: проведение массовых спортивных мероприятий («Кросс нации», «Лыжня России», Всероссийский спортивный марафон «Сила России»), активация большого количества информационных ресурсов о здоровье и его сохранении (проект «Здоровое питание» [1], «Лига безопасного Интернета» [2]). Но, как утверждают А. Н. Дудус и Ю. Л. Рысев [3], актуальность проблемы деформации образа жизни школьников не уменьшается. Множатся проблемы, связанные не только с физическим здоровьем, но и с социальным, а также духовным. О. Н. Коломеец подчеркивает, что около 25–35% российских учеников имеют хронические заболевания или находятся в промежуточном между «здоровьем» и «нездоровьем» состоянии, известном как «третье состояние» [4]. За последние 10 лет сильно возросло распространение химических аддикций среди молодого поколения. Увеличивается не только количество детей с наркоманией и токсикоманией, но и происходит «омоложение» этих зависимостей. Исходя из проанализированных данных издания «Парламентская газета», можно говрить о том, что смертность среди подростков от наркотиков с 2017 года увеличилась в 2,5 раза [5]. При этом средний возраст приобщения к психотропным веществам снизился до 9–13 лет (зафиксированы даже случаи употребления психоактивных средств в 6–7 лет) – следует из статистики Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков на портале информационного агентства «Волга-Каспий» [6]. Подобная проблема наблюдается не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Согласно данным из доклада Международного комитета по контролю над наркотиками за 2024 год, в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, а также Западной Европы возросло производство и употребление наркотиков (преимущественно синтетического происхождения) [7].
Здоровье уносят и другие барьеры здорового образа жизни. Главный внештатный детский эндокринолог Центрального федерального округа Е. Е. Петряйкина в материалах информационного агентства «РИА Новости» утверждает, что у 6% российских детей имеется диагноз «ожирение», а избыточный вес имеют 20% [8]. По всему миру количество детей с нездорово высоким ИМТ (индексом массы тела) составляет около 1 млрд, хотя проблема находится под контролем межгосударственных структур.
Наряду с этим имеют место и другие проблемы, связанные с образом жизни молодежи: популяризация электронных систем доставки никотина (вейпов), тонизирующих (энергетических) напитков, рост алкогольных зависимостей, распространение интернет-аддиктивного поведения. Довольно тревожные тенденции намечаются относительно проблем не только физического здоровья, но и психосоциального. В социальных сетях как в России, так и за рубежом активно распространяются тренды романтизации психических заболеваний, а также их «приписывания» (самодиагностики) без вмешательства специалистов. Д. Ахуджа, П. А. Фичадия говорят о том, что романтизация психических заболеваний может быть особенно опасной на платформах социальных сетей, так как многие из них поощряют создание так называемых “echo chambers” (эхокамеры). Эхокамеры – это закрытые сообщества, в которых сторонники того или иного психического расстройства негативно подкрепляют убеждения, идеи и изолируют их от опровержения [9]. По мнению А. Д. Коноваловой, «в романтизированном облике представляются явления, которые не должны рассматриваться в таком контексте». Человек с психическим расстройством рассматривается не как больной, а как «не такой как все», «болезненно привлекательным» [10]. Как отмечают Иссака Б. и соавторы, такие тренды стигматизации людей, нуждающихся в помощи, искажают представление о болезнях разных спектров, а также порождают несерьезное отношение к заболеваниям в обществе [11].
Их наличие в современном обществе свидетельствует о недостаточности профилактических мер со стороны государства.
Цель исследования заключается в анализе значимости формирования валеологической культуры для здоровья обучающихся как фактора устойчивого развития российского общества и выявления эффективных методов формирования культуры здоровья в системе школьного образования.
Задачи исследования:
- Проанализировать научно-методическую литературу, освещающую проблему недостаточно эффективного формирования валеологической культуры обучающихся.
- Экспериментально выявить актуальный уровень образа жизни обучающихся 6–9-х классов как индикатора проблемы.
- Определить результативную систему превентивных мер, направленную на формирование валеологической культуры обучающихся.
Обзор литературы / Literature review
И отечественные, и зарубежные исследователи отмечают, что такие проблемы, как детское ожирение, сахарный диабет, гипертония и сердечно-сосудистые заболевания, являются следствием неправильного, негативно влияющего образа жизни обучающихся. Р. Шарма утверждает, что такой образ жизни, а также сопутствующие ему паттерны поведения формируются в детстве [12]. А. К. К. Леунг с соавторами подчеркивают, что с возрастом эти заболевания приобретают хронический характер и снижают уровень удовлетворенности жизнью, а также нередко являются первопричиной высокой заболеваемости, смертности [13]. Появляется множество серьезных сопутствующих заболеваний, требующих эффективных методов лечения. По мнению Ц. Чжан, С. Ян и других исследователей, молодые люди с высоким уровнем хронических заболеваний чаще сталкиваются с проблемами психического здоровья [14]. Систематический обзор лонгитюдных исследований Н. Цинь с участием детей и подростков показал, что увеличение общей продолжительности сидячего образа жизни связано с повышенным риском ухудшения психического здоровья [15].
Перспективным направлением в решении перечисленных проблем является применение превентивных мер еще на этапе становления образа жизни детей, то есть в период дошкольной и школьной жизни. Дети проводят большую часть своего времени в школе, поэтому внедрение здорового образа жизни в школах кажется логичным. Е. А. Захаренко, А. С. Захаренко говорят о том, что интеграция валеологических знаний и пропаганда здорового образа жизни в образовательном процессе позволяет не только повысить уровень осведомленности учащихся о здоровье, но и развить у них способности, необходимые для принятия осознанных решений относительно своего здоровья в различных жизненных ситуациях [16]. Аналогичной точки зрения придерживаются М. Е. Фарис, Ф. Аль-Гарайбех, М. Р. Ислам и другие зарубежные исследователи, которые дополняют мысль тем, что необходимо разрабатывать инновационные инициативы, ориентированные на детей и подростков, и обеспечивать их участие, учитывая мнение обучающихся при рассмотрении вопросов образа жизни и здоровья [17]. А. К. К. Леунг, А. Х. С. Вонг, К. Л. Хон считают, что формирование культуры здоровья на этапе школьного образования способствует физическому и психическому благополучию учащихся, а также закладывает основы для ответственного отношения к собственному здоровью в будущем [18].
Комплексы таких мер существуют по всему миру. Однако они не показывают высоких результатов, проблемы продолжают множиться. Например, П. Чаттерджи, А. Ниргьюде в своем исследовании упоминают «Инициативу по созданию школ, дружественных к питанию» (NFSI), созданную в 2006 году Всемирной организацией здравоохранения, чтобы решить двойную проблему: недоедания и ожирения [19]. Позже были запущены и другие программы. Так, уже на протяжении тридцати лет (с 1990 года) реализуется программа «Здоровые люди», направленная борьбу с детским ожирением и другими проблемами здоровья детей и взрослых. Однако Р. Л. Феррис, исследуя эффективность программы в лечении опухолевых заболеваний, отмечает, что цели программы «Здоровые люди» по основным факторам риска развития рака, таким как избыточная масса тела, употребление алкоголя и курение, до сих пор не достигнуты [20]. «Несмотря на усилия, предпринятые в рамках программы “Здоровые люди 2010” по пропаганде контроля веса и физической активности, наблюдается стремительный рост числа случаев ожирения среди населения школьного возраста… Европейские страны тратят на борьбу с ожирением 2–8% своего бюджета на здравоохранение, что составляет 0,6% их валового внутреннего продукта», – утверждают Ф. Антви, Н. Фазылова [21]. К. А. Гомес в соавторстве с Д. В. Кляйнман, Н. Пронк и другими говорит о том, что вышеупомянутый проект обнажил проблемы социального и несправедливости в сфере здравоохранения [22].
В монографии «Социальное здоровье: методология, теория и практика» авторы отмечают, что в США, Англии и Германии существуют негосударственные структуры, так называемые «Школы содействия здоровью», где особое внимание при составлении образовательных программ уделяется развитию навыков, знаний и умений в области сохранения собственного здоровья [23]. О низкой эффективности программ развития культуры здоровья заявляют и У. Х. Биттлингмайер, Г. Окку, которые в своем исследовании поднимают важную проблему, заявляя о том, что в современных образовательных организациях преобладают краткосрочные просветительские мероприятия по укреплению здоровья, которые не дают высоких положительных результатов [24].
В отечественной педагогической практике на протяжении последних двадцати лет существует здоровьесберегающий (валеологический) подход. Считается, что он является «пережитком», всем, что осталось от некогда существовавшей полноценной науки о здоровье – валеологии (valeo – здоровье, быть здоровым; logos – наука), основы которой заложил И. И. Брехман в 1980 году. Э. Н. Вайнер отмечает, что педагогическая валеология как одно из приоритетных и динамично развивающихся направлений ставила перед собой задачи, связанные с воспитанием и обучением граждан с ценностно-смысловой установкой на сохранение и сбережение собственного здоровья [25]. Однако с упразднением валеологии на заре XXI века ее педагогическое направление трансформировалось в валеологический подход в образовании, который позже, с введением ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов), [26] стал здоровьесберегающим.
На протяжении этого времени не обновлялись методические базы, не появлялись новые эффективные подходы к организации процесса здоровьесбережения. Это вкупе с достаточно нестабильной социально-экономической ситуацией в стране (дефолт в 1997 году, стагнация экономики 2008–2009 годов, санкционное давление 2013–2024 годов) привело к нынешней ситуации. На данный момент, несмотря на наличие теоретико-методологических основ и законодательных инициатив в области здоровьесбережения, практическая реализация валеологического подхода остается на низком уровне. А. В. Исаев говорит, что «в современной идеологии здоровьесбережения отсутствует смысловой механизм, который смог бы перенести заявляемые нормативные установки в практическую плоскость» [27].
Актуальной остается и проблема расхождения взглядов на приоритетную роль в формировании компетенций в области ведения здорового образа жизни. Р. М. Файзуллина, В. В. Викторов, Р. Р. Гафурова, Е. А. Богомолова, А. А. Габделхакова указывали на приоритетную роль в становлении образа жизни детей. Их статистические исследования продемонстрировали тот факт, что образ жизни родителей оказывает детерминирующее влияние на возникновение мотивации к сохранению и укреплению здоровья у детей [28]. Аналогичной точки зрения придерживается и Е. Н. Новоселова [29], которая определяет важность детско-родительских отношений в формировании здорового образа жизни. Автор утверждает, что семья – это приоритетный социальный институт для детей и подростков, в котором формируется облик человека, его ценностно-смысловая система, культура.
Тождественные взгляды на роль семьи высказывают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Важную деталь становления подметили Р. И. Валиев,
О. Р. Радченко, сказав, что формирование здорового образа как поведенческой модели происходит последовательно от «семьи» к «школе» [30]. В. Фустер, Дж. Фрейзер, М. Снэйр [31] и другие утверждают, что на формируемые привычки детей в первую очередь влияет обстановка в семье. Однако большинство изменений в привычных паттернах происходит при поступлении в школу, где дети проводят большую часть времени вдали от дома.
Р. В. Смирнова, О. М. Коробкова, Т. Н. Симонова обращают внимание на то, что образовательным учреждениям отводится ключевая роль в проведении методической и педагогической работы по валеологизации процесса воспитания учащихся [32]. Этих же взглядов придерживается и А. Н. Петкевич, утверждающая, что большое количество проблем и актуальных задач, связанных со здоровьем обучающихся, решается в ходе практической деятельности и является частью профессиональных обязанностей педагогов [33]. Именно поэтому В. Ю. Смольянинова определяет школу, а также осуществляемый в ней учебный процесс как территорию не только получения предметных знаний, но и обучения навыкам сохранения и укрепления собственного здоровья [34]. Поэтому далее мы сделали акцент на том, что формирование валеологической культуры в контексте воспитания и образования представляет собой системный комплексный процесс, реализация которого требует участия как семьи ребенка, так и образовательных учреждений. Такая работа может базироваться на следующих принципах:
- Полноценная интеграция валеологических знаний в учебный процесс с разработкой и включением системы валеологических заданий в различные дисциплины.
- Создание валеологической здоровьесберегающей среды. Обеспечение условий, способствующих физическому и эмоциональному комфорту учеников: сбалансированное питание в столовых, рекреационные зоны для правильного чередования труда и отдыха, правильное обустройство кабинетов в соответствии с требованиями СанПиН и др.
- Проведение регулярной профилактической деятельности: зарядки, бесед на темы здоровья, питания, психологии и физической активности и т. п.
Определяющим необходимость превентивной помощи как в семье, так и в образовательном учреждении является качественный мониторинг состояния здоровья и образа жизни детей. Как отмечает А. В. Минаев, регулярный сбор информации о здоровье и образе жизни детей позволяет создать целостную картину и наметить необходимые шаги в оказании помощи обучающимся [35]. Важно, чтобы такая работа базировалась на взаимодействии образовательного учреждения с внешкольным окружением ребенка. Необходимо отметить, что вовлечение всех заинтересованных сторон: родителей, учителей, медицинских работников – в воспитательный процесс значительно повышает эффективность профилактических мер.
Таким образом, проблема несформированности навыков ведения здорового образа жизни обучающихся остается актуальной. Проблема усугубляется тем, что ни в российском, ни в зарубежном образовательном пространстве на данный момент не существует универсальных, единых механизмов здоровьесбережения, позволяющих осуществлять просветительскую и пропагандистскую деятельность в отношении здоровья и здорового образа жизни. Имеющиеся программы носят временный характер и не дают долгосрочных результатов.
Перспективным направлением является применение превентивных мер на этапе становления образа жизни детей – формирование валеологической культуры, культуры здоровья. Под ней понимаются такие формы осознанной деятельности человека, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, а также знание принципов, средств и методов ведения здорового образа жизни. Комплексная, всесторонняя, регулярная работа в рамках валеологического подхода должна быть направлена прежде всего на недопущение состояния детского нездоровья путем их приобщения к здоровому образу жизни, а не на реабилитационную деятельность, когда появляются хронические заболевания.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Исследование образа жизни обучающихся для определения важности введения, модернизации и соблюдения валеологического подхода в образовательных учреждениях проходило в период 9–13 сентября 2024 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69» Приволжского района г. Казани Республики Татарстан. Репрезентативную выборку составили 96 обучающихся школы. Из каждого класса были отобраны по 24 человека в возрасте от 12 до 15 лет. Исключение из выборки детей младшего школьного возраста было обусловлено спецификой исследования. Особенностью подросткового возраста является то, что в этом возрасте дети начинают обособляться от взрослых, принимая все больше самостоятельных решений в отношении собственного образа жизни. Эти решения в большинстве своем не являются наказом родителей или проекцией рабочих указаний по здоровьесбережению от учителей. Выбор подростков чаще определяется их социальным окружением, ценностно-смысловыми установками и убеждениями. Однако эти решения являются показателем результативности реализации внутришкольных здоровьесберегающих программ и необходимости введения дополнительных превентивных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В данном исследовании была использована анкета «Образ жизни учащихся
6–9-х классов» (Л. Ф. Игнатова, В. В. Стан, Х. Х. Хамидулина) [36]. Особенность данной методики заключается в учете возрастных особенностей подростков, которые часто коррелируют с их образом жизни. Данную методику представляют две анкеты для младшего подросткового возраста (6–7-е классы) и для детей подросткового возраста (8-9-е классы). При этом тридцать вопросов поделены на пять блоков (в каждом по шесть вопросов), которые соответствуют основным компонентам образа жизни: «питание», «суточная двигательная активность», «личная гигиена», «режим дня», «привычки».
На каждый вопрос предлагалось три варианта ответа, каждый из которых соответствовал набранным баллам (первый вариант ответ – 1 балл; второй вариант ответа – 2 балла; третий вариант ответа – 3 балла). Далее баллы суммировались и определялся образ жизни в соответствии с авторской классификацией (табл. 1).
Таблица 1
Классификация образа жизни в соответствии с набранными баллами
по методике Л. Ф. Игнатовой, В. В. Стан, Х. Х. Хамидулиной
|
Классификация образа жизни |
Оценка жизнедеятельности |
Варианты |
Сумма баллов |
|
Здоровый образ жизни |
Полное соответствие ЗОЖ |
I |
30–34 |
|
Образ жизни приближен к здоровому |
Приближена к ЗОЖ при отсутствии вредных привычек |
II |
35–44 |
|
Образ жизни с риском для здоровья |
Не соответствует ЗОЖ по 1 или 2 компонентам при отсутствии вредных привычек |
III |
45–59 |
|
Образ жизни тревожный |
Не соответствует ЗОЖ по 3 или 4 компонентам при наличии первых проб табакокурения и алкоголя |
IV |
60–74 |
|
Образ жизни крайне тревожный |
Не соответствует ЗОЖ по 1 и более компонентам при наличии опасности формирования вредных привычек |
V |
75–84 |
|
Образ жизни опасный для здоровья |
Не соответствует ЗОЖ по 1 и более компонентам при наличии сформировавшейся вредной привычки |
VI |
85–90 |
Важным критерием при оценке образа жизни является наличие вредных привычек. Согласно данной методике, наличие пагубных привычек, аддиктивного поведения является одним из ключевых моментов, определяющих качество образа жизни.
Результаты исследования / Research results
Для интерпретации и сравнительного анализа результатов мы посчитали средние значения суммарно набранных баллов по классам (6–7-е, 8–9-е), а также сопоставили их с одним из представленных вариантов образа жизни. Для оценки компонентов образа жизни подростков далее мы определили сумму набранных баллов в каждом из блоков. Для наглядности была составлена табл. 2.
Таблица 2
Критерии сравнения результатов исследования
|
Класс |
Сумма набранных баллов в классе по блокам |
Средний суммарный балл |
||||
|
Питание |
Суточная двигательная активность |
Личная гигиена |
Режим дня |
Вредные привычки |
||
|
6-й |
291 |
258 |
235 |
241 |
200 |
51 |
|
7-й |
270 |
281 |
247 |
245 |
190 |
51,4 |
|
8-й |
277 |
292 |
292 |
271 |
216 |
56,2 |
|
9-й |
279 |
283 |
269 |
273 |
214 |
54,9 |
В параллели шестых классов средний суммарный балл по классу составил 51 человек (56,7%), что соответствует третьему варианту образа жизни – образ жизни с риском для здоровья. Согласно классификации авторов исследования, образ жизни школьников не соответствует здоровому по 1 или 2 компонентам при отсутствии вредных привычек. Так, наименьшее количество баллов было набрано в блоке «привычки» – 200, «личная гигиена» – 235 баллов в общей сумме. Наибольшее количество баллов было набрано в блоке «питание», «суточная двигательная активность» – данные компоненты образа жизни можно определить как проблемные, причем 7 из 24 (29,2%) респондентов отметили, что не завтракают перед походом в школу, а 13 (54,2%) человек делают это нечасто. У 12 человек (50%) в недельном рационе 1–2 раза появляются продукты быстрого приготовления (сухарики, чипсы, лапша б/п) и фастфуд (картофель фри, пицца, роллы). Из всех 24 респондентов 6-го класса 20 (83,3%) обучающихся употребляют сладкие газированные напитки от 2 до 4 раз в неделю.
Суточная двигательная активность для многих учеников также является проблемой. Обучающиеся часто пренебрегают утренней гимнастикой, это 11 (45,8%) человек, а у 13 подростков (54,2%) средняя суточная активность была недостаточной (менее 2,5 часа без учета школьного времени). Интересно и то, что наименьшая суточная активность наблюдается у учеников, которые имеют проблемы с режимом дня и склонны к появлению интернет-аддиктивного поведения. Такие обучающиеся проводят за компьютером и иными гаджетами от 2–4 и более часов. Из всего экранного времени на образовательные цели 12 (50%) обучающихся тратят по 2–3 часа в сутки; 5 (20,8%) респондентов по 4 и более часа (занятия с репетиторами и выполнение домашнего задания); 11 (45,8%) готовы потратить на компьютерные игры 2–3 часа, а 3 (12,5%) могут отвести на игры до 6 часов своего времени.
В параллели седьмых классов средний суммарный балл 51 (56%) – образ жизни с риском для здоровья. Как и в исследовании обучающихся 6-х классов, у школьников проблемными компонентами оказались: «питание» – 270 общий суммарный балл по блоку – и «суточная двигательная активность» – 281 балл. Важно отметить, что сокращение суточной двигательной активности обусловлено сокращением кружковой деятельности – 13 (54,2%) респондентов уделяют ей по 2–3 часа в неделю, а 4 (16,7%) не занимаются ею вовсе. Из 24 респондентов всего 15 (62,5%) уделяют время дополнительной физической подготовке (занятия в секциях, семейные походы, участие в марафонах).
Блок «вредные привычки» остался с наименьшим количеством – 190 суммарных баллов, что все же оказалось на 10 баллов меньше, чем у 6-х классов. Но для того, чтобы сделать выводы относительно образа жизни семиклассников, мы рассмотрели распределение баллов по ответам. Так, за компьютером от 2–3 и более часов проводят всего 11 (45,8) человек в сравнении с 17 (70,8%) в 6-х классах. При этом фоне уменьшения количества экранного времени у подростков появляются первые пробы табачной продукции. Из 24 обучающихся никотинсодержащие продукты уже успели попробовать 3 (12,5%) респондента. Возраст первой пробы – 13 лет.
Блоки «личная гигиена» и «режим дня» в двух классах по результатам были практически идентичны и находились в районе 240 баллов с погрешностью в пять баллов. Среди обучающихся наблюдается негативное отношение к закаливающим процедурам и несоблюдение подбора одежды в соответствии с погодными условиями.
В параллели восьмых классовситуация с поддержанием здорового образа жизни становится иной. Стремление подростков этого возраста (13–14 лет) отделиться от взрослых становится ярко выраженным. Они хотят не только сепарироваться, но и показать, что стали достаточно взрослыми: появляется гиперболизированное «чувство взрослости», которое выражается в особом пристрастии к ненормотипичным поступкам, выделяющим подростка из круга своих сверстников. Так, появляются пристрастия к вредным привычкам (курение, распитие алкоголя) и др.
Все показатели нездорового образа жизни у данной группы респондентов увеличились. Средний суммарный балл среди опрошенных был 56,2 (62,5%). Наиболее проблемными компонентами образа жизни являлись «суточная двигательная активность», «личная гигиена», «питание». Так, 11 (45,8%) респондентов указали, что они редко проводят свободное время активно отдыхая (велосипед, ролики, коньки, лыжи и др.), а 10 (41,7%) и вовсе предпочли бы активному отдыху встречу с друзьями, просмотр сериалов, общение в социальных сетях. По сравнению с 7-м классом в 8-м у подростков снижается посещаемость спортивных секций – 6 (25%) человек не считают нужным их посещать, а также отмечаются регулярные прогулы уроков физкультуры.
Из 24 респондентов треть – 7 (29,2%) – предпочитает следовать модным тенденциям в одежде, которая не соответствует погодным условиям. Также 13 (54,2%) иногда забывают ухаживать за полостью рта 2–3 раза в день. Закаливающие процедуры для 16 (66,7%) обучающихся, согласно их мнению, являются занятием, которое может принести вред здоровью.
В параллели девятых классов ситуация еще более изменилась. Средний суммарный набранный балл равен 54,9 (61%), что соответствует образу жизни с риском для здоровья. Рисковое поведение отчетливо проявляется в блоках «питание» и «суточная двигательная активность».
Из 24 опрошенных обучающихся у 11 (45,8%) из рациона почти исчезают многие белковые продукты животного происхождения (яйца, творог, молоко, рыба) без замены на альтернативные растительные (бобы, соевый творог, орехи, белковые изоляты). Значительно возрастает потребление сладких газированных и тонизирующих напитков – 16 (67,8%) человек употребляют их чаще 4 раз в неделю.
Однако в противовес 8-му классу прослеживаются тенденции к увеличению суточной двигательной активности. На 8% меньше человек предпочитали пассивный отдых активному. Всего лишь 2 (8,4%) человека против 6 (25%) в предыдущем классе не занимались теми или иными видами спорта.
Особое внимание было уделено анализу блока «вредные привычки» в группе 8–9-х классов. Стоит отметить, что несущественно, но снизилась доля интернет-аддиктивного поведения: 1,6% в 8-м классе и 2,4% в 9-м классе в сравнении с младшими подростками (6–7-е классы). В то же время сильно возросли доли табакокурящих и употребляющих алкоголь школьников. Так, 6 (25%) из 48 человек имели уже неярко выраженную табачную зависимость (курили до 5 раз в неделю), а 30 (62,5%) уже попробовали алкогольную продукцию. Возраст первой пробы у большинства из них составил 14 лет, а частота употребления была 1–2 раза в год.
Таким образом, сравнение результатов анкетирования позволило констатировать тот факт, что валеологически рисковое поведение обучающихся по отношению к своему здоровью наблюдалось во всех четырех классах. Мы обнаружили как отрицательные, так и положительные тенденции в изменении образа жизни с увеличением возраста подростков от 6-го к 9-му классам. Например, отчетливо наблюдалось увеличение негативного отношения к рациональному питанию, которое с возрастом становится менее здоровым. Можно предположить, что одна из причин ухудшения рациона подростков связана с психологическими ограничениями: подростки садятся на диеты, прибегают к крайним мерам похудения (с помощью слабительных, мочегонных препаратов), что в дальнейшем чревато серьезными проблемами со здоровьем. Также наблюдается снижение двигательной активности в параллелях 6-х, 7-х,
8-х классов и значительное ухудшение самочувствия обучающихся вследствие несоблюдения режима дня.
Результаты анкетирования продемонстрировали, что если в младшем подростковом возрасте у детей отсутствует тяга к химическим веществам (табак, алкоголь), то имеется выраженное интернет-аддиктивное поведение. С взрослением (собственно подростничество), в 8–9-х классах, снижается увлечение виртуальной реальностью, но резко возрастает доля детей, попробовавших хоть раз табак и алкоголь. При этом у большинства опрошенных, употреблявших никотинсодержащие продукты и алкоголь, возраст первой пробы приходится на период 13–14 лет, что соответствует 8-му классу.
Выявленные тенденции рискового поведения подростков в отношении собственного здоровья и образа жизни указывают на недостаточную эффективность существующих методов формирования здорового образа жизни. Это обосновывает потребность в разработке новых стратегий валеологического воспитания, учитывающих возрастные особенности и современные реалии жизни подростков.
Заключение / Conclusion
В заключение можно сказать, что правильно сформированный образ жизни является ключевым элементом и результатом валеологической культуры. На данный момент в условиях недостаточного развития и популяризации валеологических знаний качество и специфичность реализации здоровьесберегающего подхода остаются на низком уровне. Как следствие, мы видим рост антивалеологического поведения среди обучающихся детей, в особенности подростков.
Подростковый период – это время формирования идентичности и становления личностной Я-концепции, когда молодые люди ищут свое место в обществе и часто подвержены влиянию сверстников. В этом контексте важно понимать, что многие искаженные представления об образе жизни могут стать нормой общения и самовыражения для подростков. Например, курение, безответственное отношение к собственному питанию может восприниматься как символ взрослости или независимости, а употребление алкоголя – как способ развлечения или снятия стресса. Недостаток валеологических знаний и понимания последствий аддиктивного поведения может привести к формированию нездорового образа жизни.
Для противостояния этой проблеме необходимо разработать единую для всех образовательных учреждений в Российской Федерации систему превентивных мер. Такая система может реализована в три этапа:
- Регламентация валеологического подхода в федеральных законодательных и локальных актах, в которых четко определены рамки здоровьесберегающей деятельности и круг лиц, включенных в нее. Это позволит отрегулировать процесс получения валеологического образования всеми обучающимися.
- Создание профильных образовательных программ, направленных на формирование валеологической культуры, которая охватывает темы компонентности здорового образа жизни, а также патогенеза заболеваний вследствие неправильного образа жизни; разработка и усовершенствование методики обучения навыкам ведения здорового образа жизни и оздоровления собственного организма.
- Актуализация и популяризация валеологических знаний в системе среднего образования; организация научно-практических конференций, проведение семинаров и треннингов для обновления научных знаний о здоровье между обучающимися и школами.
При этом к формированию культуры здорового образа жизни в контексте валеологического подхода в образовании необходимо подводить едино, комплексно и систематично. Особое внимание нужно обращать на группы обучающихся с рискованным поведением. Немаловажным фактором здоровьесбережения является также подключение к процессу валеологизации школьников родителей, так как в большинстве своем вредные привычки и тот или иной образ жизни первично формируются именно в семье. Только таким образом можно добиться формирования устойчивой валеологической культуры обучающихся.

Stanislav S. Valter