Full text

Введение / Introduction

 

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. от 11.06.2021 года) [1] представлен детальный и подробный перечень типичных трудных жизненных ситуаций, в которых может оказаться современный школьник. В статье закона приведены различные ситуации в жизни детей и подчеркивается роль государства, его обязательства в оказании помощи.

И. Н. Андреева, изучив взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте, отмечает сложность и неоднозначность рассматриваемой проблемы, ее обусловленность не только «субъективным» характером влияния одной и той же трудной ситуации на разных людей [2]. Личностный потенциал, сложившийся опыт, воспитание, модели поведения, заложенные родителями, индивидуально-психологические особенности личности, согласно исследованиям Л. Ю. Беленковой, во многом определяют остроту переживания травмирующей ситуации, конструктивность и адекватность предпринимаемых мер для выхода [3].

По мнению И. А. Бараковой, именно нахождение подростка в трудной ситуации вынуждает его принимать решения, искать выход, что зачастую сопряжено с внутриличностным конфликтом, конфликтом личности и социального окружения, эмоциональными переживаниями [4].

Мы разделяем положение современных ученых о том, что ни один подросток не застрахован от того, что на определенном этапе жизненного пути он может оказаться в трудной жизненной ситуации. При этом, как отмечает К. Н. Василевская, переживаемые трудности, сложности, критические ситуации в жизни подростка отнюдь не всегда сопряжены с семейным неблагополучием, проблемами в школе и пр. [5]

Причин, по которым представитель пубертата может оказаться в трудной жизненной ситуации, достаточно много, они имеют как внешний, так и внутренний (подчас интегрированный) характер. Попадание подростка, его семьи в трудную ситуацию может быть вызвано болезнью и уходом родного, близкого человека, потерей работы родителями, наличием конфликта с одноклассниками, учителями, попаданием ребенка в дурную компанию и пр.

В настоящее время отмечена еще одна категория детей, требующая адресной помощи и работы. Речь идет о необходимости организации комплексного психолого-педагогического сопровождения учеников из семей участников или ветеранов СВО, что в настоящее время отражено в рекомендациях Минпросвещения России и активно внедряется в практику работы образовательных организаций [6]. 

Поскольку у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, выражены такие психологические особенности, как импульсивность, склонность к депрессии, перепады настроения, высокая тревожность, беспокойство, именно эмоциональная сфера личности, эмоциональный интеллект могут рассматриваться как ресурс совладения и преодоления. Знания особенностей эмоционального интеллекта подростков, а также учет специфики умений подростков замечать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей помогают стабилизировать эмоциональное состояние, преодолевать трудности, находить выход из сложных ситуаций с минимальными деструктивными последствиями.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В работах современных исследователей приводятся типичные кризисы, описаны основные категории трудностей, риски, возможные причины вообще и применительно к современным подросткам в частности. Согласно О. Н. Воропаевой, предупредить риск попадания ребенка в подобную ситуацию практически невозможно [7]. При этом, по мнению М. О. Егоровой, знание основных категорий, маркеров и индикаторов во многом позволяет прогнозировать, выстраивать технологии превентивной работы [8].

Именно эмоциональный интеллект, как отмечают О. В. Клыпа, П. А. Стежко, детерминирует характер совладения с трудностями, возникающими в жизни подростка [9]. О связи эмоций и интеллекта в отечественной науке заявлено достаточно давно. Л. С. Выготский выделил интеллектуальный отрезок между зарождением мысли и непосредственно действием и назвал его «смысловым переживанием». Именно этот термин рассматривается как понятие достаточно близкое к дефиниции «эмоциональный интеллект» [10]. А. Н. Леонтьев говорит о включении моментов эмоциональной регуляции в процесс мышления [11].

Ю. В. Давыдова отмечает, что умения идентифицировать, понимать собственные переживания и эмоции, грамотно ими совладать, адекватно воспринимать происходящее, «не накручивать» позволяют подростку справляться с трудными ситуациями [12]. Е. С. Иванова подчеркивает важность умения различать эмоции других людей, управлять ими, проявлять эмпатию, уважение к переживаниям и чувствам других [13].

Впервые о роли и значении эмоционального интеллекта заговорили зарубежные исследователи, дав определение, выделив особенности, отметив важность его развития, начиная с раннего детства. В работах M. Зейднера, Д Мэтьюза, Р. Д. Робертса приведены результаты исследования о неоспоримом влиянии эмоционального интеллекта на обучение, работу, взаимоотношения и психическое здоровье [14]. Н. Зибер, Э. Кангас, Э. Хок, Р. С. Бхатт на основании исследований младенцев отмечают, что развитие эмоционального интеллекта начинается в раннем детстве, когда восприятие эмоций детьми происходит на основе движений тела [15]. П. Дж. О'Коннор, Э. Хилл, М. Кайя, Б. Мартин провели критический обзор литературы по проблеме эмоционального интеллекта, что позволило им разработать цикл рекомендаций для исследователей и практиков [16]. Д. Д. Майер, П. Саловей, Д. Р. Карузо, будучи авторами модели эмоционального интеллекта, разработали «Справочник по человеческому интеллекту», отметив, что в настоящее время в западной науке дефиниция «эмоциональный интеллект» входит в топ-5 самых популярных психологических категорий и рассматривается как одно из наиболее важных качеств современного человека, обеспечивающего успешность и эффективность личности [17].

Исследование, проведенное О. М. Исаевой, С. Ю. Савиновой, посвященное развитию взглядов и представлений об эмоциональном интеллекте в мировой науке, позволило авторам выделить несколько сфер – направлений анализа проблемы [18].

В рамках нашего исследования остановимся на вопросах детерминант и условий развития эмоционального интеллекта, исследованиях формирования эмоционального интеллекта в образовательном процессе и аспектах изучения развития эмоционального интеллекта у детей школьного возраста.

В рамках первого направления исследователи подходят к рассмотрению условий развития эмоционального интеллекта с разных позиций. Р. Ниша, Д. Э. София, говоря о приоритете внешней среды, анализируют роль родителей в воспитании эмоционального интеллекта в жизни детей и отмечают, что именно семья выступает основополагающим фактором [19]. A. Хаяси, A. Эверт развитие эмоционального интеллекта анализируют в контексте проблемы формирования личностного потенциала и развития качеств лидера. Будучи авторами программы развития лидерства, они рассматривают в качестве центрального природный фактор [20]. К. Р. Д. Уэгстафф, Ш. Хэнтон, Д. Флетчер подчеркивают важность занятий спортом, доказывая в своих работах, что именно спорт, соревновательная детальность – важное условие и ресурс развития эмоционального интеллекта подрастающего поколения [21].

В контексте анализа проблемы формирования эмоционального интеллекта в образовательном процессе следует отметить достаточно богатый опыт в мировой науке, включающий различные обучающие и развивающие программы, тренинги, курсы и пр. Л.-Е. Настаса, А. Фаркас провели исследование семейных пар, предложили семейный тест для развития эмоционального интеллекта [22].

В начале двухтысячных годов проблема компьютеризации коснулась и аспектов развития эмоционального интеллекта. Исследования, разработки П. Гутьеррес-Эстебан, П. Ибаньес, С. Прието Эрнандес послужили отправной точкой, позволившей активно использовать компьютерные технологии для развития эмоционального интеллекта [23]. Несколько позднее благодаря работам Р. Маески и соавт. стала возможной разработка онлайн-курса и его последующее использование в практике развития эмоционального интеллекта [24].

Д. Кларк, Р. Лавлок, М. Макней отмечают высокий потенциал различных видов и сфер искусства в развитии умения понимать собственные эмоции и эмоции других и управлять ими, отмечая роль и значение музыкальной терапии [25].

В более поздних исследованиях зарубежных авторов прослеживается тенденция к интеграции развития эмоционального интеллекта в учебный процесс. Х. М. М. Навас говорит об эффективности подхода к развитию эмоционального интеллекта, основанного на непрерывной, пролонгированной работе, в отличие от предыдущих подходов, предлагающих отдельные курсы и программы [26]. Р. С. Матей, С. М. Думитреску и другие предприняли попытку развития эмоционального интеллекта в обучении детей, имеющих отклонения и нарушения в физическом и психическом развитии, подчеркивая необходимость работы с обозначенной категорией детей [27].

Применительно к проблеме обучения, развития эмоционального интеллекта школьников на первый план выходят исследования, затрагивающие проблемы формирования эмоционального интеллекта в рамках школьных курсов в урочной и внеурочной деятельности.

Современными западными исследователями эмоциональный интеллект трактуется как лидерский навык номер один. A. Сингх, Р. Прабхакар, Д. С. Киран провели анализ идей и подходов, которые привели к развитию теории эмоционального интеллекта, и пришли к выводу, что в настоящее время отмечен повышенный интерес к проблеме специалистов различных сфер и отраслей теории и практики [28]. В западной науке ведутся исследования по поиску надежного и доступного диагностического инструментария, технологий и подходов развития, изучается специфика проявления эмоционального интеллекта в различных отраслях и сферах жизнедеятельности. Н. Санчес-Альварес, М. П. Берриос Мартос, Н. Экстремера опубликовали результаты исследований – количественный метаанализ эмпирических данных взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и академической успеваемостью, показав высокую зависимость между описанными составляющими [29]. В работе [30] анализируются результаты, позволившие заключить, что эмоциональный интеллект как фактор влияет на академическую успеваемость в сфере подготовки специалистов гостиничного бизнеса.

Д. В. Симонет и соавт. провели оценку инструментария для измерения эмоционального интеллекта. Речь идет о Geneva Emotional Competence Test (GECo) – Женевском тесте эмоциональной компетентности (GECo). Полученные результаты свидетельствуют о необходимости исследований эмоционального интеллекта как многомерного интеллекта, что во многом соответствует современной структуре эмоционального интеллекта [31]. Н. Уоткинс предложила руководство по развитию эмоционального интеллекта, собрав комплекс рекомендаций и подходов, следование которым позволяет современному человеку вывести свой эмоциональный интеллект на более высокий уровень [32].

В своем исследовании при выстраивании формирующей работы мы будем опираться на двухкомпонентную модель эмоционального интеллекта Д. Люсина и говорить о целесообразности ведения работы с подростками в двух плоскостях: внутрисистемной – все, что касается собственной эмоциональной сферы, вопросов изучения, управления, и межличностной – работа с эмоциональной сферой других людей [33].

К. Г. Семенова отмечает, что специфика подросткового возраста: сложность, конфликтность, неоднозначность, острота переживаний, отсутствие опыта, неразвитость и незрелость эмоциональной сферы – во многом не способствует тому, что подростки, оказавшись в трудной жизненной ситуации, прибегают к поиску и реализации эффективных механизмов и стратегий [34].

Анализируя возможность и специфику развития эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, современные исследователи говорят о целесообразности рассмотрения нескольких компонентов поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации: личностно-социального, когнитивно-смыслового, мотивационного и поведенческого компонентов. Мы не будем останавливаться адресно на каждом из них, отметим лишь, что каждый имеет свои трудности и требует специальной формирующей работы. А. В. Лакреева, М. В. Хомутова в качестве основных мишеней воздействия на подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, выделяют такие поведенческие и личностные особенности, как эгоизм, импульсивность, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни, неразвитость чувства стыда, нравственная деформация личности конфликтность и пр. [35]

Как отмечает А. К. Санаев, развитие эмоционального интеллекта помогает подростком вообще и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации в частности, при решении проблем выходить на более высокий уровень, совершать более обдуманные поступки, принимать более взвешенные решения [36]. 

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить о важности и целесообразности развития эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Умение подростков замечать собственные эмоции и эмоции окружающих, грамотно управлять ими рассматривается нами как ресурс, позволяющий школьникам находить более эффективный выход из трудных ситуаций. Несмотря на то что исследователи говорят о необходимости развития эмоционального интеллекта, начиная с раннего детства, ключевой идеей является для нас возможность развития эмоционального интеллекта и в более старшем, подростковом возрасте.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические.

Исследование проводилось на базе МБОУ ЦО № 3, 4, 27, 32 г. Тулы. В общей сложности выборку составили 128 подростков в возрасте 13–15 лет. Респонденты, участвующие в исследовании, не успевают по одному или нескольким предметам, прогуливают уроки, нарушают правила и устав школы, совершают кражи, у них имеются приводы в полицию, проявляют признаки никотиновой зависимости, не исключается употребление алкогольных напитков, имеют место попытки социальной опеки забрать ребенка в силу неблагоприятной ситуации, сложившейся в семье. Кроме того, в выборке исследования имеются подростки, переживающие развод родителей, болезнь одного из членов семьи, в трех семьях близкий родственник числится пропавшим без вести участником СВО.

Для оценки особенностей эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, нами использована авторская анкета, представленная 10 вопросами и направленная в первую очередь на изучение общей осведомленности подростков, их знаний об эмоциональном интеллекте, его значении, а также методика на определение уровня эмоционального интеллекта Н. Холла [37], методика МЭИ М. А. Манойловой [38], опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. В. Люсина [39].

 

Результаты исследования / Research results

 

Результаты анкетирования позволяют говорить о достаточно низкой осведомленности подростков в вопросах эмоционального интеллекта. Лишь 17% респондентов, участвующих в исследовании, знают, что такое эмоциональный интеллект, тогда как 50% где-то слышали, но точно не могут сказать, 33% вообще не имеют представления об этом понятии. 50% опрошенных не знают и даже не задумывались о том, для чего следует развивать эмоциональный интеллект и уж тем более как это делать, лишь 8% подростков имеют представление о том, чем важен эмоциональный интеллект в жизни и каким образом его можно развивать. По оценкам подростков, лишь 25% опрошенных отметили у себя умение контролировать собственные чувства и эмоции, тогда как 42% не умеют это делать вовсе и даже не задумывались над этим, 33% пытаются держать собственную эмоциональную сферу под контролем, но удается это весьма плохо.

42% опрошенных открыто заявили, что испытывают потребность в знаниях в вопросах эмоционального интеллекта, особый интерес представляют способы и технологии обучения распознавания и контроля эмоций, 8% не нуждаются в подобных знаниях, у половины выборки вопрос и вовсе вызвал затруднение, что мы в своем исследовании рассматриваем как некий индикатор, свидетельствующий о низкой рефлексии.

Равное количество опрошенных, по 42%, считают, что каждому человеку необходим развитый эмоциональный интеллект и что он, возможно, нужен, но необязателен. 16% выборки отметили, что не разделяют положения о важности и значении эмоционального интеллекта в жизни человека.

Развитие эмоционального интеллекта может улучшить коммуникативные навыки и способствовать эффективности в общении, выстраиванию межличностных контактов, минимизации риска возникновения конфликтов, считают 33% подростков, 42% затруднились ответить, 25% отрицают связь между развитием эмоционального интеллекта и коммуникативными навыками, успешностью в общении.

42% в выборке отмечают, что развитие эмоционального интеллекта поможет в достижении более высоких результатов, в том числе и в будущей профессиональной деятельности, учебе, спорте и прочем, 42% затруднились ответить на этот вопрос, 16% подростков подобной связи не прослеживают.

Для оценки уровня развития эмоционального интеллекта у подростков использован опросник «ЭмИн» Д. В. Люсина, состоящий из четырех основных и пяти дополнительных шкал, которые в целом соответствуют составляющим эмоционального интеллекта.

 

 

Рис. 1. Распределение групповых показателей уровня эмоционального интеллекта
по методике «ЭмИн» Д. В. Люсина

 

Согласно полученным результатам, в выборке по большинству шкал прослеживается тенденция к среднему значению. По шкале внутриличностного (ВЭИ) – 20% респондентов, управление эмоциями в целом (УЭ) – 16%, понимание своих эмоций (ВП) – 32%, управление своими эмоциями (ВУ) – 20% и понимание чужих эмоций (МП) – 16%. По шкале межличностного интеллекта (МЭИ) преобладает средний уровень, то есть треть респондентов имеет представление о том, что собой представляют эмоции и переживания других людей, как можно найти подход к собеседнику, и частично умеют управлять эмоциями других в определенных ситуациях.

По шкале МЭИ обращает на себя внимание наличие в выборке достаточно большого количества подростков, демонстрирующих низкий уровень: 16% – неумение понимать эмоции других людей и управлять ими.

В выборке практически отсутствуют респонденты, демонстрирующие очень высокие уровни. По шкалам «Понимание своих эмоций» и «Управление чужими эмоциями» респонденты с очень высоким уровнем в выборке отсутствуют.

По шкале внутриличностного интеллекта (ВЭИ) наличие среднего уровня у 30% трактуется нами как весьма положительная тенденция, проявляющаяся в стремлении подростков разобраться в себе, в своих внутренних переживаниях,

Достаточно сложно респондентам дается «Понимание эмоций», как собственных, так и других людей, равно как и «Управление эмоциями».

По «Тесту эмоционального интеллекта» Н. Холла (см. рис. 2) получены следующие результаты.

По шкале «Эмоциональная осведомленность» низкий уровень выявлен у 33%, средний – у 50%. Таким образом, большая часть выборки достаточно плохо разбирается в собственных эмоциях, испытывает трудности с идентификацией собственных эмоций, интерпретацией своих эмоциональных проявлений.

 

 

Рис. 2. Результаты диагностики подростков по «Тесту эмоционального интеллекта» Н. Холла

 

По шкале «Управление своими эмоциями» большая половина респондентов, участвующих в исследовании, имеет средний уровень, демонстрируя в целом базовые навыки сдерживания нежелательных эмоциональных проявлений.

По шкале «Самомотивация» существенно преобладает число респондентов с низким уровнем – 58%, что во многом определяется спецификой возраста респондентов. Находясь на этапе формирования личности, подростки не всегда могут ставить цели и идти к ним, а сознание собственных – для многих невыполнимая задача

Интересным является то, что по шкале «Эмпатия» у 50% выявлен высокий показатель, половина выборки развила в себе способность к распознаванию эмоций других людей, научилась оценивать их эмоциональное состояние по жестам и мимике, а также может выражать сочувствие и понимание окружающим. Равно столько же – 50% – демонстрируют средний уровень по шкале «Управление эмоциями других» и способны в некоторых случаях понять ситуацию, оценить эмоциональное состояние близкого человека и сразу начать взаимодействовать, чтобы снизить или повысить интенсивность эмоций.

Результаты диагностики по методике МЭИ М. А. Манойловой приведем, используя значения среднего интегрального показателя. У 33% – низкий уровень, у 50% – средний уровень, у 17% – высокий уровень эмоционального интеллекта, что в целом подтверждает наметившуюся в выборке тенденцию.

 

 

 

Рис. 3. Средний интегральный показатель по методике МЭИ М. А. Манойловой

С учетом результатов проведенного исследования была разработана формирующая программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи программы – развитие внутриличностного эмоционального интеллекта у подростков как способности осознавать и понимать свои эмоции и управлять ими; развитие межличностного эмоционального интеллекта как способности осознавать и понимать, влиять на эмоции других людей.

Программа включает в себя 20 групповых занятий. Интенсивность проведения занятий 1–2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 70–80 минут.

Каждое занятие предполагает единство трех составляющих: вводная часть – знакомство, приветствие, настрой на работу, основная часть, на которую в соответствии с темой и обозначенными целями приходится основная смысловая нагрузка, и заключительный этап, предполагающий подведение итогов, обмен мнениями, обсуждение прошедшего занятия.

Условно программу можно разделить на работу с подростками, родителями, педагогами. Считаем важным при реализации программы использовать ролевые игры, элементы арт-терапии, поведенческую терапию.

Подростки на занятиях учатся идентифицировать эмоции, проигрывают различные ситуации, анализируют собственные эмоциональные проявления, эмоции участников группы, выполняют рисуночные практики.

Работа с подростками предполагает прохождение следующих блоков.

Первый блок включает цикл занятий, направленных на знакомство, создание доверительной атмосферы, мотивации на последующую работу. С этой целью на занятиях использованы такие игры и упражнения, как «Представь себя», «Играем вместе», «Снежный ком», «Оранжевые ботинки» и пр.

Второй блок занятий посвящен знакомству подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, с миром эмоций, выработке умения определять и называть базовые эмоции. На данном этапе работы в качестве приоритетной задачи мы определили для себя необходимость научить участников идентифицировать, называть и выражать базовые эмоции – страх, злость, радость, грусть и пр.

С подростками, помимо знакомства с миром эмоций, выполнения упражнений «Ситуация», «Мои эмоции», «Проиграем эмоции», был осуществлен просмотр и обсуждение фильма «Головоломка», сюжет которого подчеркивает важность эмоций в нашей жизни, последствий их подавления, адекватного проявления, и фильма «Одуванчик», направленного на умение идентифицировать эмоции, грамотно выражать их. В качестве итогового мероприятия при обучении подростков умению идентифицировать, называть и выражать эмоции была проведена квест-игра «Путешествие по стране эмоций».

Следующий блок занятий получил условное название «Мы все такие разные, но все такие одинаковые» и был направлен на анализ и осознание собственных эмоций, качеств и чувств, работу с эмоциональной сферой других людей: родных, близких, друзей, сверстников, случайных прохожих. Подростки выполняют упражнения «Ситуации бывают разные», «Делюсь фактом», «Ассоциации», «Что было бы, если…», отрабатывают «Техники контроля эмоций»; завершается блок просмотром фильма «Танец реальности» и его обсуждением (основная идея фильма – понимание важности самопринятия и самоуважения).

Реализация блока занятий «Я в ответе за себя» позволяет подросткам научиться уважительно относиться к эмоциям других людей, брать ответственность только за свои поступки, чувства и эмоции. Участникам были предложены упражнения «За что я уважаю…», «Пирог ответственности», просмотр фильма «Кристофер Робин» на тему ответственности.

Итоговый блок «Что такое релаксация и расслабление» позволил подросткам получить ответы о том, как можно снимать напряжение, в ходе беседы участники познакомились с упражнениями и техниками на расслабление, восстановление эмоционального баланса и равновесия.

Достаточно высокую эффективность в работе с подростками показала кинотерапия как проективный метод психокоррекции. Основным механизмом воздействия является идентификация, отождествление себя с героем, проживание с ним событий. Прием «прерванного показа» призван усилить психологическое воздействие, предполагает показ эмоционально насыщенного эпизода кинофильма и предложение подростка проиграть возможные варианты развития событий. Занятия проводятся с частотой два раза в неделю, продолжительность каждого – от одного до полутора часов. Дополнением к программе является рабочая тетрадь подростка, включающая комплекс материалов и упражнений для проведения занятий.

Родителям подростков был предложен вебинар«Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развивать у подростков». В ходе интерактивной беседы родители узнали, что эмоциональный интеллект – это определяемая и измеряемая способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и использовать весь эмоциональный спектр для решения задач, и, если его умело развить у школьников, шансы на успех во взрослой жизни могут увеличиться в разы.

В работе с педагогами при обсуждении основных, ключевых моментов акцент сделан на важности эмоционального интеллекта и его роли в жизни подростков, особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Педагогам, особенно классным руководителям, было предложено при работе с обозначенной категорией обучающихся обратить внимание на целесообразность создания атмосферы доверия и безопасности, проведения регулярных бесед об эмоциях, так как в ситуации стресса наиболее важно уметь идентифицировать и выражать свои чувства и эмоции; занятий творческой деятельностью, таких как рисование, музыка, театральное творчество и т. п., поскольку творческое начало может стать эффективным способом самовыражения, помощью в обработке эмоций; развития навыков активного слушания, организации групповых обсуждений, что дает подросткам возможность делиться своими переживаниями, способствует созданию безопасной атмосферы и укреплению взаимопонимания; обучения навыкам решения конфликтов с помощью личного примера, обсуждения и анализа поступков героев литературных произведений, исторических личностей. В этом могут помочь, например, ролевые игры, в которых подростки смогут проработать различные сценарии поведения и найти конструктивные решения.

 

Заключение / Conclusion

 

Согласно полученным данным, подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, отличает достаточно низкий уровень осведомленности в вопросах эмоционального интеллекта. Подросткам с трудом удается ответить на вопросы о сущности и функциях эмоционального интеллекта, респонденты демонстрируют низкую компетентность относительно способов и механизмов развития умения идентифицировать собственные эмоции и эмоции других людей и управлять ими. При этом испытуемые отмечают потребность в получении знаний относительно механизмов и способов регуляции эмоциональных проявлений, подчеркивая важность и значение подобных умений с позиции успешности, личностной и будущей профессиональной эффективности современного человека.

В целом у подростков наблюдаются средние показатели по основным шкалам и проявлениям эмоционального интеллекта. Обращает на себя внимание наличие в выборке достаточно большого количества подростков, демонстрирующих низкий уровень – неумение понимать эмоции других людей и управлять ими. Имеют место сложности как с пониманием и управлением собственными эмоциями, так и с оценкой эмоциональных проявлений друзей, знакомых, родных, близких, случайных прохожих.

По результатам диагностики прослеживается тенденция респондентов к самопознанию, самопониманию, рефлексии своих эмоциональных переживаний. Половина выборки весьма эмпатийна, демонстрирует высокие способности к проявлению уважения, сочувствия к позиции собеседника, оценке его эмоционального состояния по жестам и мимике.

Полученные результаты позволили наметить мишени психолого-педагогического воздействия, разработать формирующую программу, основная цель которой – развитие у подростков способности осознавать и понимать, влиять на собственные эмоции других людей.

В работе с подростками важно не только предложить техники и упражнения, но и создать условия для возможной проработки, осознания важности и целесообразности получаемых компетенций с позиции психологического благополучия, социальной адаптации, успешности и результативности в учебной, трудовой деятельности, в будущем – при построении карьеры.

Эффективность предложенной программы достигается при условии привлечения к участию в ее реализации всех субъектов образовательных отношений. В работе с родителями важно повысить их компетентность в вопросах развития эмоционального интеллекта детей, предложить конкретные техники и подходы, донести до родителей идею о необходимости и важности родительской позиции, показать, что подростки с достаточно хорошо развитым эмоциональным интеллектом значительно эффективнее справляются с трудностями, способны принимать обоснованные решения.

В работе с педагогами акцент делается, с одной стороны, на важности эмоционального интеллекта и его роли в жизни подростков, особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, с другой стороны, важности позиции самого педагога, его заинтересованности, роли и участии в создании условий для развития у воспитанников эмоционального интеллекта и, как следствие, улучшения их психического здоровья, развития навыков конструктивного общения, эффективного разрешения конфликтных ситуаций.