Введение / Introduction
Развитие науки и техники, «технотизация» дифференцированных форм социальной коммуникации и общественного взаимодействия, как правило, сопровождаются постановкой новых вызовов перед обществом и государством. Представленные обстоятельства затрагивают различные сферы общественной и государственной жизни, и в том числе и образовательную. Вопреки расхожему мнению, сфера образования является прочным фундаментом в построении современного гражданского общества и способна нивелировать издержки первобытного строя в вопросах разрешения правовых споров, тем самым отдаляясь от квазисудебных правовых процедур. Иными словами, метрические показатели и параметры уровня и качества образования во многом предопределяют жизнеспособность функционирования основных институтов гражданского общества, в связи с чем феномен непрерывности в деятельности по совершенствованию образовательного процесса занимает особое место, отчасти служит константой вехи нового времени.
Таким образом, разрешение накопившихся проблем в исследуемой сфере, а также непрерывная модерация и мониторинг существующих «образовательных устоев» в своей совокупности образуют основной пласт необходимой и крайне востребованной для общества и государства деятельности в условиях повсеместной глобализации и транснационального деструктивного воздействия на существующие государственно-правовые устои.
Целью настоящего исследования является констатация теоретических и прикладных проблем реализации образовательного процесса в части преподавания гражданского и арбитражного права и процесса на базе образовательных учреждений и организаций высшего образования. Для достижения вышеуказанной цели автором были сформулированы следующие научно-исследовательские задачи: проанализировать положения отечественной и зарубежной педагогико-правовой доктрины по вопросам особенностей преподавания правовых дисциплин; обозначить круг проблем теоретического и прикладного характера по заявленной теме исследования; разработать комплекс мер по их разрешению с учетом требований сегодняшнего дня.
Обзор литературы / Literature review
Рассматривая конструктивные особенности национальной образовательной системы, следует отметить, что на сегодняшний день законодательный подход к формированию нормативных рамок реализации вышеназванной деятельности существенным образом изменился. В первую очередь речь идет о наделении относительной самостоятельностью в вопросах выработки конструкции образовательных программ. Так, образовательные организации и учреждения высшего образования, опираясь на фундаментальные правовые документы, регулирующие правоотношения в сфере образования, вправе самостоятельно определять атрибутивные и содержательные параметры образовательной траектории. Исключением из правил остаются основные требования федерального компонента относительно базовых общепрофильных и юридических дисциплин, без освоения которых формирование компетенций в сфере права невозможно.
Между тем относительная самостоятельность образовательной организации в части формирования параметров образовательного процесса характеризуется представителями педагогико-правовой доктрины неоднозначно. С одной стороны, ответственный подход к формированию образовательной программы позволяет обеспечить надлежащую подготовку специалистов в области права, тогда как формальный подход к соблюдению требований федерального законодательства, как правило, приводит к весьма неблагоприятным последствиям. Практика организации образовательной деятельности в некоторых образовательных учреждениях и организациях показывает, что требования федерального законодательства в некоторых случаях соблюдаются «формально» посредством подготовки соответствующих документов, подтверждающих наличие учебно-методического материала и специального оборудования, необходимого для проведения занятий практического и лекционного типа.
В обозначенной ситуации подвергать резкой критике отечественного законодателя в части правового регулирования материально-технических аспектов образовательной сферы было бы неверным, поскольку правовое детализирование количественных показателей вышеприведенных параметров является излишним и приводящим к перегрузке нормативно-правовых документов. Следовательно, подход к формированию материально-технической базы и ее насыщению является исключительной прерогативой образовательной организации и ее «зоной» ответственности.
Рассматривая проблематику совершенствования образовательного процесса в части подготовки специалистов в области гражданского и арбитражного права и процесса, следует отметить: во многом результаты образовательной деятельности зависят не только от квалификации и профессионализма преподавателей, но и от «материально-технической готовности» образовательной организации. Иными словами, вопросы совершенствования образовательного процесса в значительной степени коррелируют с проблемами материально-технического и кадрового блока.
Основной образовательный результат, выраженный в надлежащем освоении обучающимися компетенций, предусмотренных образовательной программой и рабочей программой дисциплины, по мнению известного отечественного специалиста в области педагогических наук С. Н. Алямкина [1], состоит в том, что обучающимися в результате успешного прохождения процедур промежуточной и итоговой форм государственной аттестации прививаются не только соответствующие компетенции, но и в том числе выдается соответствующий документ, который подтверждает полученную квалификацию.
Формирование рабочих программ дисциплин применительно к сфере гражданского и арбитражного права и процесса, по мнению Л. А. Коханца [2], должно осуществляться с учетом критериев видов деятельности, которые регламентированы положениями федерального законодательства в сфере образования, а также образовательных стандартов для образовательных программ юридического профиля. На сегодняшний день выделяются следующие виды деятельности:
– педагогическая;
– правотворческая;
– правоохранительная и др.
Следует отметить, что вышеприведенная дифференциация видов деятельности основана на существенном разграничении прививаемых знаний, умений и навыков, которые могут быть получены в ходе освоения учебной дисциплины. Как правило, реализуемые учебные дисциплины характеризуются атрибутивным разнообразием, поскольку заложенные в них образовательные параметры находятся в плоскостях различных видов деятельности. Аналогичная ситуация складывается и в части формирования учебно-методического комплекса по исследуемым правовым дисциплинам.
Между тем выработанный педагогической практикой и отечественным законодателем подход к конструированию образовательных программ обусловлен возросшей потребностью в насыщении рынка профессионального труда высококвалифицированными специалистами.
В свете изложенного уместно согласиться с мнением С. Н. Алямкина [3], который в своих трудах называет в качестве аксиомы образовательной деятельности необходимость интеграции цифровых образовательных технологий. В своей совокупности они позволяют разрешать весьма широкий спектр аналитических, практических и ситуационных задач в условиях использования методов современного кибернетического исследования и моделирования.
Вместе с тем преподавание гражданского и арбитражного права и процесса целесообразно связывать с необходимостью использования кейс-метода. По мнению автора публикации, указанный метод в значительной степени позволяет реализовывать практико-ориентированные подходы в образовании.
Следует согласиться с мнением Е. В. Петрова [4], который в своих исследованиях отмечает особую аксиологическую роль вышеуказанного метода, рассматривая его в качестве «техники обучения», при помощи которой достигается наивысший образовательный результат, сопряженный с получением нового научного знания относительно явлений и категорий в праве.
С. Н. Алямкин [5] в своих научно-исследовательских трудах выделяет следующие виды «кейсов»:
– научно-исследовательские;
– практические;
– обучающие.
Целью использования научно-исследовательского кейса в образовательном процессе является получение обучающимися теоретических знаний о различных ситуациях, которые могут возникать в практике применения гражданского и арбитражного права. Использование научно-исследовательского кейса предполагает и в том числе получение нового «научного результата».
В качестве основных источников практических кейсов, используемых в сфере образования при преподавании правовых дисциплин, выступают жизненные ситуации, на основе которых, как правило, строятся аналитические и ситуационные задачи. Результатом использования таких кейсов является выработка моделей поведения в той или иной ситуации, а также приобретение опыта, максимально приближенного к практическому.
Наконец, обучающий кейс сфокусирован на приобретении обучающимся профессиональных умений и навыков в результате решения задачи, условия которой воссозданы при помощи методов моделирования. Как правило, обучающий кейс-метод в преподавании исследуемых дисциплин реализуется посредством постановки задач, связанных с подготовкой процессуальных документов, среди которых – исковые заявления, жалобы и пр.
Принимая во внимание особую значимость и результативность использования кейс-метода в преподавании гражданского и арбитражного права и процесса, следует согласиться с мнением Т. Р. Ребровой [6], которая отмечает ориентированность к формированию «околопрактического» опыта у обучающихся.
Разделяет обозначенную позицию относительно необходимости интеграции вышеуказанного метода в образовательную среду и Э. В. Сергеева [7], которая в своих исследованиях подчеркивает значительную многогранность кейс-метода в преподавании правовых и процессуально-правовых дисциплин.
Положительного мнения относительно использования кейс-метода придерживаются и представители зарубежной педагогико-правовой доктрины, среди которых – П. Аммерман, А. Гавел, М. Пьетжиковски [8] и др. По мнению вышеназванных авторов, данный метод позволяет в процессе обучения привить обучающимся навыки командной работы, что крайне важно для будущей профессиональной деятельности.
Модернизацию образовательного процесса в части преподавания гражданского и арбитражного права и процесса целесообразно рассмотреть через призму интеграции в практику преподавания использования новейших программных продуктов, при помощи которых возможно изучение метрических показателей отечественной правоприменительной практики. В связи с этим уместно привести высказывание А. Г. Бермуса [9], отмечающего в своих исследованиях особую значимость и результативность использования электронных средств обучения.
Вместе с тем «нормализации» образовательного процесса будет способствовать жесткое нормативно-правовое регулирование основных требований, предъявляемых к процессу образования в части установления конкретного перечня материально-технической составляющей. Аналогичной позиции придерживается Е. М. Богатов [10], который называет «жесткую стандартизацию» образовательного процесса одним из способов создания единообразной системы высшего образования.
В. А. Сластенин [11] в своих исследованиях отмечает, что типологизация и стандартизация образовательного процесса при адекватном применении способны принести больше пользы для образовательной сферы, нежели «ограниченная» свобода образовательных организаций и учреждений в конструировании параметров образовательной деятельности.
Следует отметить, что построение образовательной программы, включающей множество параметров и компонентов, должно строиться исключительно на «ответственном подходе» образовательной организации, минуя «формальное» соответствие образовательной программы требованиям федерального образовательного стандарта. Основная проблема состоит в том, что при формировании материально-технического блока в практике встречаются случаи, когда образовательные организации и учреждения ограничиваются исключительно приобретением минимального перечня технического оборудования, не допуская его использования в ходе образовательной деятельности. В исключительных случаях мощности электронно-вычислительных средств фактически не пригодны для работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не говоря уже об использовании специального программного обеспечения в процессе обучения. Безусловно, такой «подход» влечет неблагоприятные последствия, которые в своей совокупности не позволяют выработать у обучающегося необходимые умения, знания и навыки.
Неимоверное влияние на качество преподавания правовых дисциплин, среди которых – исследуемые предметы, оказывают в своей совокупности личные качества и профессионализм преподавателя, способного вызывать интерес обучающихся к учебной дисциплине. Обоснованность предложенного тезиса нашла отражение в трудах известного зарубежного исследователя Чанга Мэя [12]. Между тем профессиональные качества преподавателя и его квалификация, по мнению Стефана Ле Менека [13], находятся в исключительно коррелирующей связи с возможностями образовательной организации в точечном режиме удовлетворить потребности рынка профессионального труда.
Оптимизации процесса преподавания гражданского и арбитражного права и процесса, равно как и других правовых дисциплин, будут способствовать меры, изложенные в трудах Джоанны Хармон [14]:
– во-первых, необходимо сократить бюрократическую нагрузку на обучающихся и преподавателей за счет внедрения электронных сервисов взаимодействия администрации образовательного учреждения с преподавателями и обучающимися;
– во-вторых, не следует перегружать преподавателей и обучающихся дополнительными мероприятиями «внеучебного» характера, поскольку «свободное время» может быть использовано для самостоятельного изучения теории последними.
Сторонником повсеместной «цифровизации» преподавательской деятельности является Мбвебве Рубеба [15], который в своих исследованиях отмечает высочайшую степень эффективности использования в образовательном процессе электронных средств мультимедиа, инфографического материала и электронных учебно-наглядных средств. Аналогичный подход изложен в трудах Ф. Дж. Посуэлоса Эстрады [16].
Несмотря на это в положениях зарубежной педагогико-правовой доктрины не сложилось единого мнения по вопросу «исключения» из образовательного процесса традиционных форм взаимодействия преподавателя и обучающегося. Так, Л. Ингварсон [17] в своих трудах отмечает, что исключение контактной работы приведет к банальному списыванию и плагиату ввиду отсутствия «преподавательского контроля».
Следует отметить, что интеграция вышеприведенных методов и средств организации образовательного процесса должна осуществляться в условиях адаптации к национальным законодательным рамкам образовательной деятельности, изложенным в положениях Конституции Российской Федерации [18], Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [19], а также иных нормативных документов (например, приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 № 1138 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности» [20], приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» [21], приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 № 1136 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза» [22], приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 № 1451 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция» [23] и др.).
Представленные в ходе настоящего исследования проблемы преподавания правовых дисциплин, в том числе гражданского и арбитражного права и процесса, а также меры по их разрешению не образуют исчерпывающей константы, поскольку существует пласт так называемых проблем общего характера, среди которых:
‒ проблемы недостаточного внимания к обучению праву в целом, свое доктринальное отражение получили в трудах О. З. Кузьмичевой [24];
‒ проблемные вопросы, определяющие наличие корреляционной связи качества образования и степени материально-технической оснащенности образовательной организации и учреждения, обозначенные в трудах С. А. Рогожина [25];
‒ проблематика неадекватного обучения, выраженная в прививании квазинаучных знаний, которая обозначена в исследованиях О. С. Орловой [26];
‒ проблемные вопросы, выраженные в недостатке эмпирического опыта адаптации к правовым реалиям, сформулированные в трудах Е. П. Воробьева [27].
Решение вышеприведенных проблем следует начинать, как уже ранее отмечалось, с проведения фундаментальных исследований, затрагивающих теоретические основы современного юридического образования. Иными словами, развитие науки и техники в значительной степени обусловливает потребность в обновлении существующего образовательного фундамента с позиций теории и правового регулирования. В связи с этим уместно суждение Г. М. Камшайкиной [28] о наличии коррелирующего влияния теоретических основ образовательной деятельности с существующими устоями практики преподавания. Обозначенного тезиса в своих исследованиях придерживается Е. А. Суханов [29], указывая, что степень доктринальной разработанности теории преподавания в значительной степени определяет практические параметры ее реализации.
Завершая аналитическую часть настоящего исследования, следует отметить, что совершенствование образовательного процесса и методик преподавания правовых дисциплин является непременным условием «успешной» цифровизации высшего образования и требованием сегодняшнего дня. Безусловно, в материи педагогико-правовой доктрины имеет место быть множество авторских подходов и мнений относительно роли и влияния тех или иных методик преподавания правовых дисциплин; между тем их интеграция в практику преподавания должна осуществляться на основе принципа научной обоснованности. В связи с этим уместно суждение А. В. Азархина [30] о том, что результативность интегрируемых методов и способов должна подтверждаться достоверными результатами теоретических исследований.
Таким образом, автор публикации подчеркивает возросшую потребность в модернизации образовательных механизмов, направленных на совершенствование образовательной деятельности в части выработки эффективных средств и способов усвоения обучающимися предусмотренных образовательной программой компетенций и навыков.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В ходе подготовки настоящего исследования автором использовался весьма широкий спектр методов научного исследования, среди которых общенаучные, частно-научные и специальные.
Отдельное внимание уделялось использованию современных методов кибернетического исследования, которые существенным образом способствовали оптимизации работы с внушительными массивами информации, содержащейся в открытых источниках в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что в конечном счете позволило сформировать блок метрических показателей по заявленной теме исследования.
Использование методов ретроспективного исследования позволило автору публикации провести краткую периодизацию этапов становления образовательной деятельности в Российской Федерации, констатировать в отдельности ее слабые и сильные позиции, а также наличие корреляционной связи между господствующими в обществе и государстве духовно-нравственными и социально-экономическими устоями и параметрами образовательной деятельности в рассматриваемый период времени.
Таким образом, вышеприведенные методы научного исследования позволили автору сформулировать обоснованные выводы по результатам исследования.
Результаты исследования / Research results
На основании проведенного исследования автором публикации были сделаны следующие научно-исследовательские выводы.
Во-первых, образовательный процесс в исследуемой сфере целесообразно насытить использованием цифровых средств обучения, среди которых: электронные учебные курсы, состоящие из блоков лекционного и практического материала, электронные наглядные средства обучения, предполагающие изложение учебного материала посредством использования инфографического материала. Указанный цифровой инструментарий, как отмечалось в ходе аналитической части настоящего исследования, в практической плоскости преподавания доказал свою эффективность и результативность.
Во-вторых, разработка основных образовательных программ, равно как и рабочих программ дисциплин и практик, а также государственной итоговой аттестации, должна включать в себя в качестве обязательного компонента использование электронных средств обучения, точечный перечень конкретных программных продуктов (минуя формальные требования в части указания общего перечня ПО) в зависимости от преподаваемой дисциплины. В свою очередь, это позволит сфокусировать необходимое внимание на выборке конкретного перечня программных продуктов, которые могут быть использованы при преподавании правовых дисциплин для достижения наилучших результатов.
В-третьих, преподавание гражданского и арбитражного права и процесса должно осуществляться в условиях непрерывного изучения эмпирического материала посредством решения комплекса ситуационных, аналитических и прикладных задач, построенных на основе актуальных материалов юридической практики и практики применения соответствующего законодательства. В связи с этим уместна констатация потребности непрерывного обновления учебно-методического блока по вышеуказанным дисциплинам.
Вместе с тем автором публикации предлагаются следующие алгоритмы совершенствования практики преподавания гражданского и арбитражного права и процесса на базе образовательных организаций и учреждений высшего образования:
‒ интеграция электронных средств мультимедиа и электронных учебных курсов в практику проведения занятий лекционного и семинарского (практического) типов;
‒ обязательное использование электронных учебно-наглядных средств при изучении тем и разделов дисциплины и инфографического материала;
‒ сокращение периодов обновления учебно-методического блока преподаваемых дисциплин для приведения перечня аналитических, тестовых, ситуационных и практических заданий в русло требований «актуального законодательства»;
‒ интеграция кейс-метода в практику преподавания гражданского и арбитражного права и процесса;
‒ снижение уровня бюрократической нагрузки на преподавателя и обучающегося;
‒ повышение контроля за качеством разработки рабочих программ дисциплин;
‒ увеличение общего количества лекционных и практических (семинарских) занятий.
Таким образом, совершенствование образовательной деятельности в части преподавания юридических дисциплин, среди которых – арбитражное и гражданское право и процесс, представляется возможным на основе интеграции передовых образовательных технологий в практическую деятельность преподавателей образовательных организаций и учреждений высшего образования.
Заключение / Conclusion
В завершение настоящего исследования отметим, что построение эффективной и результативной траектории образовательного процесса является непременным условием в разрешении ключевых задач государства не только в сфере науки и образования, но и в вопросах укрепления национальной и экономической безопасности государства. Так, подготовка квалифицированных специалистов в области гражданского и арбитражного права будет способствовать насыщению рынка профессионального труда квалифицированными специалистами, чьи знания, умения и навыки в своей совокупности будут нивелировать значение метрических показателей теневого сектора национальной экономики. Вместе с тем прививание компетенций и навыков в сфере права способствует выработке нетерпимого отношения к различного рода преступным проявлениям в сфере экономических правоотношений.
Таким образом, потребность общества и государства в поэтапном развитии параметров образовательной деятельности, включая ее компоненты, олицетворяет некий «социальный заказ» общества перед государственно-правовыми институтами, обусловливающий в конечном счете тяготение человека к соблюдению закона и утверждению правопорядка.
Вместе с тем формирование «подготовленной» экономико-правовой среды способствует улучшению экономического климата государства и росту инвестиционной привлекательности в условиях деструктивного воздействия извне.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что проведенный в настоящем исследовании ретроспективный и сравнительный анализ теоретического и эмпирического материала, составляющего фундамент педагогической деятельности, позволил автору публикации достигнуть поставленных целей и задач в части формулирования итоговой части исследовательской работы.

Petr P. Lang