Full text

Введение / Introduction

 

Современная семья как один из социальных институтов также испытывает влияние со стороны внешней среды, что приводит к изменениям ее внутренней структуры и характера взаимоотношений. Одной из важнейших профессиональных компетенций педагога является конструирование гармоничного взаимодействия участников образовательных отношений для достижения целевых ориентиров воспитанниками дошкольной образовательной организации (ДОО). Это положение является одним из ключевых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [1]. В условиях цифровой образовательной среды, которая должна быть создана в дошкольных организациях к 2024 году, согласно Федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», педагоги должны использовать не только традиционные средства организации взаимодействия участников образовательных отношений, но и инновационные, электронные, в том числе дистанционные образовательные технологии [2].

На сегодняшний день обозначенная проблема является одной из наиболее обсуждаемых в педагогической сфере, а также в научном сообществе. Связано это с тем, что наблюдается разделение мнений о необходимости цифровизации дошкольного образования, использования в качестве образовательных ресурсов цифровых инструментов, а также интерактивного оборудования. В научной статье «Особенности речемыслительной деятельности детей 5–7 лет в цифровую эпоху» автор О. В. Пустовойтова, исходя из результатов проведенного исследования, отмечает, что родители воспитанников выражают особые опасения, касающиеся применения цифровых решений в образовательной деятельности их детей, что это только усилит имеющуюся у них зависимость от различных девайсов и приложений, которыми они пользуются ежедневно [3].

Перед профессиональным педагогическим сообществом стоит непростая задача: найти эффективные технологии выстраивания продуктивных отношений между всеми участниками образовательных отношений без ущерба для ментального, психического и физического здоровья.

Исследователи Е. Г. Гуцу, Н. Н. Деменева и другие в статье «Мотивационный компонент профессиональной компетенции педагога дошкольного образования в области работы с родителями: критерии и уровни развития» рассматривают проблему заинтересованности родителей в обучении и воспитании детей в условиях ДОО. Ими было отмечено, что общение носит ситуационный характер и сводится к повседневным вопросам об уходе и присмотре (обедал ли ребенок, хорошо ли спал, играл и др.), наблюдается «выстраивание взаимодействия на конфликтной основе, неудовлетворенность с обеих сторон стилем, формами и содержанием взаимодействия» [4].

О необходимости взаимодействия педагогов с родителями пишут исследователи А. Н. Кузибецкий, М. А. Святина, которые отмечают, что профессиональные трудовые умения и действия в области взаимодействия педагогических кадров с семьями, в том числе неблагополучными, помогут снизить уровень опасности пребывания ребенка в семье и гармонизировать детско-родительские отношения [5].

Успех в выстраивании конструктивного диалога между участниками образовательных отношений зависит от компетентности педагога, пишут исследователи И. Г. Чугаева, Н. Г. Бондаренко. Ими были выделены особенности педагогического взаимодействия в детском образовательном учреждении, среди которых: «единство цели и ценностей педагогической деятельности, основанных на взаимосвязи профессионального и обыденного педагогического сознания субъектов образовательных отношений; организации сотрудниками и педагогами ДОУ процесса самообразования и осмысления педагогического опыта в процессе коммуникации» [6].

Автор О. П. Волович в статье «Особенности и специфика взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» [7] отмечает наличие проблемы вовлечения родителей в мероприятия детского сада, которая может быть обусловлена рядом причин, среди них:

  1. Педагог в большинстве случаев не интересуется вопросами, которые важны для родителей, а предлагает свой план мероприятий и круг вопросов для обсуждения.
  2. Приглашение на мероприятие, организованное в ДОО, может носить информационно-формальный характер, без эмоциональной составляющей.
  3. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога по взаимодействию с родителями.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема выстраивания конструктивных и продуктивных отношений между участниками образовательных отношений, в нашем случае педагогов и родителей воспитанников, по-прежнему актуальна. Кроме того, она осложнена цифровизацией дошкольного образования и ростом ответственности родителей за своего ребенка в процессе обучения и воспитания на уровне дошкольного образования.

Цель исследования – изучить проблему взаимодействия ДОО и семьи на современном этапе и представить наиболее эффективные форматы организации детско-родительских встреч под наставничеством педагога с использованием различных цифровых решений.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Проблема разработки эффективных форм взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией в условиях цифровой образовательной среды является актуальной как в России, так и за ее пределами.

Так, в качестве инструмента взаимодействия ДОО и семьи с детьми дошкольного возраста китайским ученым Алисой Сюэлянь была предложена литературная гостиная виртуальных книг. Популярность этого формата стала очевидной в период коронавирусной пандемии, когда доступ к образовательным организациям был закрыт. Педагог-наставник организовывал для семей с детьми онлайн-встречи, предлагал для чтения детскую литературу в цифровом формате. По мнению исследователя, это позволило повысить не только уровень гармонизации детско-родительских отношений, но и общую культуру и грамотность [8].

Исследователи София Рапти, Теодосиос Сапунидис в работе «Критическое мышление, коммуникация, сотрудничество, творчество в детском саду с образовательной робототехникой» [9] вариантом решения проблемы вовлеченности родителей в жизнь детей назвали робототехнику. По их мнению, роботы становятся полезным цифровым инструментом, развивающим жизненно важные навыки детей в образовательных учреждениях, а также помощниками во взаимодействии с родителями. Роботы всегда соблюдают правила вежливости и тактичности, тогда как педагог в определенных ситуациях может проявить негативные эмоции, которые могут отрицательно повлиять на взаимодействие с участниками образовательных отношений. Робототехника в дошкольном образовании призвана решить следующие задачи: помогать детям учиться задавать вопросы и проводить исследования, экспериментировать и изучать что-то новое в процессе игры, открывать для себя и использовать различные материалы и инструменты, а также успешно решать проблемы, связанные с обучением.

Исследователи Уилкинсон Фил, Джеки Тейлор, Марк Ридман в научной статье «Посредничество в семейных играх: изучение ожиданий от цифровых медиа с помощью мобильного приложения, разработанного для облегчения реальных игр между детьми и родителями» [10] говорят о необходимости цифровых помощников-игр для организации взаимодействия детей и родителей в условиях цифровой среды. Авторы доказывают эффективность использования медиаприложений для обучения и воспитания детей родителями при условии наставничества педагога, который создает рекомендованную базу цифровых приложений по той или иной теме.

О положительном влиянии применения цифровых девайсов в домашнем обучении китайских детей грамоте пишут исследователи Юань Хан, Тейс Клеманс в статье «Роль традиционной и цифровой домашней среды в обучении китайских дошкольников языку и ранней грамотности». Они полагают, что цифровая домашняя среда способна повысить эффективность обучения детей грамоте за счет совместного времяпрепровождения ребенка и родителей, а также за счет процесса индивидуальных игр с цифровыми устройствами через реализацию принципа геймифицирования образовательного процесса [11].

В качестве продуктивной формы взаимодействия педагогов ДОО с родителями в Китае используется WeChat. Авторы статьи «Цифровая этнография онлайн-сообщества профессионального обучения на базе WeChat для китайских воспитателей дошкольных учреждений» Чжоу Вэйцзе, Фуминори Накацубо, Цзинчи У, Кун Лю [12] детально раскрывают это положение. Такой формат взаимодействия назван ими моделью «лицом к лицу», где встречаются не только педагог и родитель конкретной образовательной организации, но и все представители педагогического сообщества в области дошкольного образования. Родители могут получить консультацию любого специалиста по интересующему вопросу, а педагоги могут обсудить между собой и с родителями актуальную проблему.

Одной из актуальных проблем взаимодействия ДОО и семьи является цифровая грамотность. Авторы Андерсон Джим, Лора Тайхерт, Энн Андерсон в статье «Семейная грамотность: разные точки зрения» [13] отводят ведущую роль в формировании семейной грамотности педагогу, который должен научить современных родителей общаться с ребенком, выстраивать гармоничное взаимодействие. Педагог является разработчиком программы семейной грамотности и реализовывает ее посредством взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста. Обозначенное направление работы является неотъемлемой частью образования современных дошкольников, так как позволяет избежать негативных ситуаций, связанных с злоупотреблениями в виртуальной среде.

В исследовании О. В. Забровской и С. А. Шатрова проблема взаимодействия ДОО и семьи в условиях цифровой реальности получила свое решение в модели социально-педагогического партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи. Под данным термином авторы понимают «взаимодействие, которое основано на доверии, общей системе ценностей, а также взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования» [14]. Активность родителей реализовывалась в таких формах, как онлайн-мастер-классы, вебинары, совместные с детьми акции и флешмобы в социальных сетях.

Исследователь М. Ю. Ротермель в научной публикации «Использование цифровых технологий во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста» приводит пример использования мультимедийных презентаций, сотовой связи, мессенджеров для контакта с родителями воспитанников. По мнению автора, «мультимедийные презентации – современный способ взаимодействия с родителями во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов и др.» [15].

В качестве цифрового инструмента взаимодействия педагогов ДОО с родителями авторы работы «Виртуальное общение с родителями в дошкольном образовательном учреждении» Л. М. Чариева, О. В. Алексеева выделяют следующие: сайт дошкольного учреждения, группа в социальной сети, мессенджеры. Основными преимуществами названы: экономия времени для информирования родителей, актуальность информации, быстрая обратная связь. Все это способствует установлению максимально эффективного контакта с участниками образовательных отношений [16].

Педагогическое взаимодействие ДОО и семьи посредством виртуального журнала предлагают исследователи О. С. Шехурдина, Н. С. Сысоева. По их мнению, «это эффективная форма работы с родителями, направленная на развитие их активной позиции как участников педагогического процесса» [17]. Преимуществами представленной интерактивной формы взаимодействия названы: наличие обратной связи, достоверность информации, увлекательность, положительное эмоциональное состояние, открытость к сетевому взаимодействию не только с участниками образовательных отношений, но и с партнерами. Журнал включает в себя девять разделов, каждый из которых выполняет свою функцию. Например, в разделе «Мой счастливый день» публикуется материал, посвященный путешествиям, экскурсиям родителей с детьми. А раздел «Семейная страничка» содержит рекомендации по творческому взаимодействию родителей и детей.

В качестве инновационной формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников исследователь С. В. Семенистова предлагает виртуальный консультационный центр. В статье данного автора «Консультационный центр как форма активного взаимодействия с семьями детей раннего возраста» раскрыто содержание такого формата общения по вопросам повышения психолого-педагогической компетентности родителей, представлена работа сайта «Банк педагогических идей», где педагогический коллектив размещает полезную информацию о развитии ребенка, видеофрагменты занятий, утренних гимнастик, мастер-классы по изготовлению развивающих игрушек своими руками [18].

В научной статье «Практика взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников» исследователи М. Е. Кириллина, З. А. Оконешникова и другие предлагают родителям повысить свою грамотность по проблеме воспитания и развития ребенка дошкольного возраста посредством онлайн-курсов «Осознанное родительство», «Актуальные проблемы воспитания детей», разработанных педагогами ДОО и его узкими специалистами, также предлагается проверить и закрепить свои знания, используя книгу-тренажер «Азбука счастливой семьи» в авторской разработке [19].

Для реализации инновационных решений по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми в ДОО должны быть созданы необходимые условия. Как отмечают исследователи Н. А. Ведешкина, О. В. Пустовойтова, В. А. Максименко в статье «Организационно-педагогические условия цифровой трансформации ДОО», первым условием является модернизация материально-технической базы, которая способна позволить реализовывать образовательные задачи на основе инновационного подхода, но исходя из принципа здоровьесбережения детей. Важное условие – компетентность педагогических кадров в вопросах организации процесса обучения и воспитания дошкольников, а также взаимодействия с родителями с применением цифровых технологий [20]. Вопрос о цифровой грамотности педагогических кадров освещен в труде «Цифровая грамотность педагогических кадров: состояние и перспективы развития» [21], где обозначены пути решения проблемы, обосновывается необходимость приращения соответствующих компетенций. В статье «Профессиональная готовность педагогических кадров к цифровой трансформации образовательного процесса в ДОО: тактика использования технологии геймификация» [22] доказывается необходимость конструирования образовательной деятельности воспитанников детского сада с использованием подхода геймифицирования и обогащения развивающей предметно-пространственной среды интерактивным оборудованием и цифровыми ресурсами.

Весомым аргументом в пользу цифровизации дошкольного образования авторы Л. В. Красильникова, Е. А. Деломудрова и другие называют «информационную открытость», под которой они понимают «двухсторонний процесс, в котором, с одной стороны, создается и передается информация о ДОО всем субъектам образовательного процесса и заинтересованным лицам в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы, а с другой стороны, осуществляется обратная связь в виде оптимизации и повышения эффективности взаимодействия образовательной организации со всеми субъектами информационного потребления: органами управления образования, семьями воспитанников, социальными партнерами, общественностью» [23].

Таким образом, можно сделать вывод, что поиск эффективных технологий, инструментов и способов взаимодействия ДОО с современными семьями воспитанников, является одной из ключевых проблем, так как от этого зависит успех каждого ребенка и его становление как личности. Важный аспект социального контакта – необходимость установления комфортной среды общения всех участников образовательных отношений, создание атмосферы доверия, понимания ситуация для эффективного решения проблем обучения и воспитания.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В качестве методологической базы исследования выступило МДОУ «Детский сад № 73» города Магнитогорска [24], которое с 2022 по 2024 год участвовало в региональной инновационной площадке по Челябинской области по реализации внедрения в образовательный процесс инновационных форм организации занятий с воспитанниками детского и взаимодействия с их родителями, а также цифровых решений для повышения качества образования. Инструментом исследования стал опрос родителей посредством Yandex Forms, состоящий из пяти закрытых вопросов и одного открытого, где было предложено сформулировать наиболее востребованные формы взаимодействия ДОО и семьи для наибольшей эффективности взаимодействия участников образовательных отношений. Респондентами стали 182 родителя. Генеральная совокупность респондентов составила 345 человек, доверительная вероятность составила 95%. Исследование и экспериментальная часть проводились в период с мая 2024 года по февраль 2025 года.

Также использовался метод наблюдения за родителями и детьми во время проведения семейного интерактивного квеста с использованием цифровых образовательных ресурсов, а также во время проведения установочной конференции по подготовке к конкурсу проектов. Также был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования для нахождения наиболее оптимальных вариантов ее решения.

Результаты исследования / Research results

 

Педагоги ДОО предложили родителям (законным представителям) воспитанников ответить на вопросы анкеты в удобном дистанционном формате. Результаты должны были показать уровень их удовлетворенности образовательным процессом с применением цифровых технологий, инструментов и интерактивного оборудования. Вопросы были следующего содержания:

  1. Какие формы взаимодействия ДОО и семьи, на ваш взгляд, наиболее эффективные?
  2. Как часто вы принимаете участие в проектах (мероприятиях), организованных ДОО?
  3. По какой причине вы не принимаете участие в мероприятиях, организованных ДОО?
  4. Является ли достаточной информация о жизнедеятельности ДОО, получаемая посредством социальной сети «ВКонтакте» (сообщество ДОО)?
  5. Как вы оцениваете уровень взаимодействия ДОО с вашей семьей?
  6. Предложите свои варианты по эффективному взаимодействию ДОО и семьи.

На рис. 1 мы видим результаты ответов на первый вопрос, которые показали, что родители (72,4%, или 135 человек) придерживаются традиционной формы взаимодействия – родительского собрания, где обсуждается общая информация из жизни детского сада и группы, где они могут оставаться пассивными слушателями или выражать свое мнение по тому или иному вопросу без непосредственного участия в его решении, оставляя эту функцию воспитателю или руководителю ДОО.

Вторым по популярности стал родительский клуб, за него отдали голоса 18,1% респондентов (33 человека), это свидетельствует о том, что именно эти родители готовы не только слушать общую информацию, но и принимать активное участие в образовательном процессе, обсуждать проблемы обучения и воспитания ребенка.

Третье место занял семейный квест, за него проголосовали всего 7,7% (14 человек). Квест как инновационная форма организации взаимодействия участников образовательных отношений, где родитель становится членом команды, в состав которой входит его ребенок, оказывается непопулярным. Среди причин этого феномена можно выделить следующие:

  1. Неосведомленность родителей о том, что такое семейный квест, так как при проведении детского квеста основными участниками являются сами дети и аниматор, организатор праздника и др.
  2. Неготовность родителей тратить время на участие в семейных мероприятиях, организованных педагогом ДОО.
  3. Отсутствие профессиональной компетентности у педагогов в вопросе организации семейного квеста.

Результаты опроса представлены на рис. 1.

С целью выявления родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, готовых принимать активное участие в образовательном процессе, в том числе организованном посредством семейного квеста с применением цифровых решений, был задан вопрос: «Как часто вы принимаете участие в проектах (мероприятиях), организованных ДОО?» Один раз в полугодие в мероприятиях ДОО принимают участие 44,8%, или 74 опрошенных, то есть в среднем за год два раза, где они являются зрителями календарного праздника. Один раз в месяц в жизнедеятельности детского сада принимают участие 23,6%, или 39 опрошенных родителей, чьи дети участвуют в театральных конкурсах, проектах по лего-конструированию, авиамоделированию и посещают кружки дополнительного образования на базе МДОУ «Детский сад № 73» города Магнитогорска. Один раз в год готовы подключиться к решению вопросов обучения и воспитания детей 20% респондентов, или 33 родителя. Количество гиперпассивных родителей – 11,5%, или 19 человек. Результаты опроса представлены на рис. 2.

 

 

Рис. 1. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи, по мнению родителей (%)

 

 

 

Рис. 2. Активность родителей в мероприятиях ДОО (%)

 

Следующим этапом исследования стало установление причин низкой вовлеченности родителей воспитанников в деятельность детского сада. Так, одним из аргументов стало отсутствие личного времени, эту причину указали 94,4% респондентов (152 человека). Отсутствие интереса к проблеме и формату мероприятия наблюдается у 3,1% респондентов (5 человек). Также причиной низкой активности участия в жизни ДОО родители назвали конфликты, которые возникают с участниками образовательных отношений, – 2,5% (4 человека). Результаты представлены на рис. 3.

В исследовании «Модель технологии взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды» [25] нами было установлено, что среди родителей наибольшей популярностью обладает социальная сеть «ВКонтакте», где в сообществе детского сада они получают информацию и обмениваются ею со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому следующим вопросом дистанционного анкетирования стал «Является ли достаточной информация о жизнедеятельности ДОО, получаемая посредством социальной сети “ВКонтакте” (сообщество ДОО)?». Ответы показали, что для 76,3% (122 человека) ВК по-прежнему является востребованной, так как через виртуальные страницы сообщества осуществляется взаимодействие с детским садом. У 16,9% респондентов (27 человек) вопрос вызвал затруднения, а для 6,9% (11 родителей) общение в данной интерактивной форме оказывается недостаточным. Результаты представлены на рис. 4.

 

 

 

Рис. 3. Причины низкой вовлеченности родителей в жизнь ДОО (%)

 

 

 

Рис. 4. Популярность среди родителей воспитанников ДОО социальной сети ВК
для взаимодействия (%)

Одним из главных вопросов дистанционной анкеты стал вопрос об уровне удовлетворенности родителей результатами взаимодействия с ДОО. Половина опрошенных обозначила высокий уровень удовлетворенности детским садом – 56,5% опрошенных, или 91 человек. Средний уровень обозначили 32,3% (52 человека), низкий – 5% (8 человек), а затруднились ответить 6,2% (10 человек). Это касалось ситуаций по урегулированию конфликтных ситуаций, вопросов питания, приоритетов в сфере образования их детей, напряженности в отношении использования цифровых технологий в организации занятий дошкольников, так как ДОО является участником региональной инновационной площадки по Челябинской области в рамках реализации проекта «Бережная цифровая образовательная среда для дошкольников» [26] и других. Результаты представлены на рис. 5.

 

 

 

Рис. 5. Уровень удовлетворенности взаимодействием родителей с ДОО (%)

 

Самыми распространенными ответами на шестой вопрос анкеты, где родители могли предложить свои формы взаимодействия с ДОО, были: конкурс, день открытых дверей, экскурсии по детскому саду, организация мероприятий за пределами ДОО, праздники, родительская почта, семинары-практикумы, чаепития. Более 85% опрошенных своих вариантов по успешному сотрудничеству с ДОО не предложили.

После анализа результатов проведенного опроса, а также уровня оснащенности ДОО интерактивным оборудованием, профессиональной компетентности педагогических кадров по применению цифровых технологий в дошкольном образовании были разработаны инновационные формы взаимодействия с участниками образовательных отношений.

Первой формой стала проектная деятельность, организованная с использованием искусственного интеллекта и нейросетей. Проектная деятельность – целенаправленное решение какой-либо образовательной задачи, которое находится через планомерное прохождение каждого этапа проекта, от постановки проблемы до достижения желаемого результата; инструмент вовлечения ребенка и его родителей в решение интересной проблемы, задачи в комфортной обстановке, среде.

Нейросеть представляет собой компьютерную модель, используемую для распознавания образов, текстов и обучения на основе этих данных. Данный цифровой инструмент позволяет персонализировать деятельность ребенка и создавать для него ситуацию успеха в процессе обучения, а также повысить уровень его цифровой грамотности. При создании проектов использовалось приложение Autodraw, позволяющее создать картинки с помощью искусственного интеллекта; нейросеть «Шедеврум», работающая по текстовому запросу и генерирующая на его основе изображения на определенную тематику.

Педагоги выступили наставниками для родителей и их детей при разработке проектов и демонстрации полученных результатов в ходе проведения конкурса в ДОО. Это стало важным благодаря их профессиональной подготовке. Результаты взаимодействия представлены на рис. 6–7.

 

 

 

Рис. 6. Проекты, разработанные с использованием

искусственного интеллекта (платформа Autodraw)

 

 

 

Рис. 7. Проекты, разработанные с использованием нейросети «Шедеврум»

 

Результатами такого сотрудничества стали не только проекты, которые педагоги используют в практической деятельности, но и такие:

  1. Сплочение проектных команд, продуктивная работа с родителями и воспитанниками посредством цифровых технологий, что позволило снять эмоциональную напряженность по их применению.
  2. Мотивация интереса к проектной деятельности у участников образовательных отношений.
  3. Совершенствование профессионального потенциала педагогов по использованию цифровых решений в образовательной деятельности.
  4. Построение перспективного плана проектной деятельности на следующий учебный год с вовлечением родителей.
  5. Демонстрация опыта работы в представленном формате для педагогов России, где руководитель ДОО выступил спикером на форуме «Педагоги России» очного этапа в июне 2024 года на базе ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» [27].

Важным инструментом взаимодействия ДОО и семьи стала цифровая платформа «Сферум», работа которой поддерживается посредством социальной сети «ВКонтакте». «Сферум» – образовательная платформа, где педагоги, родители, администрация ДОО могут взаимодействовать посредством чата, вступать в диалог, используя индивидуальные и групповые звонки, обмениваться файлами, также воспитатель может провести опрос родителей по тому или иному вопросу.

К преимуществам применения «Сферума» в педагогической практике ДОО можно отнести:

  1. Возможность согласовывать время и проводить мероприятие для большего количества участников в комфортной среде.
  2. Обсуждать проблемы и учитывать мнение каждого субъекта общения.
  3. Возможность просмотра записи события теми участниками, кто не смог присоединиться к звонку онлайн. Данный инструмент был использован для организации встречи в дистанционном форме по подготовке к конкурсу проектов, результаты которого представлены в данной статье. Участники конференции познакомились с проектом конкурса, его организаторами, условиями и поощрениями победителей и лауреатов.

Важным направлением взаимодействия ДОО и семьи стал семейный интерактивный квест. Квесты (quest (англ.) – поиск) пришли в образование из компьютерных игр, ключевой ролью которых является применение логики при решении головоломок и задач, умение работать в команде, при этом скоординированно продвигаться по заданному маршруту, отмечает исследователь Е. В. Сафонова [28].

Одним из подходов к определению понятия «квест» является подход авторов публикации «Квест-игра как одна из технологий развития познавательной компетенции у дошкольников» М. А. Журавлевой, К. Ф. Калиной, Л. Б. Сергиенко. Это эффективная игровая образовательная технология, создающая благоприятную атмосферу для участников образовательных отношений с целью решения конкретной задачи [29].

Квест – это форма взаимодействия педагога, детей, родителей, которая направлена на формирование умений преодолевать трудности и получать соответствующий опыт; интерактивный – способствующий повышению мотивации участников образовательных отношений за счет возможности самостоятельного поиска решения образовательной задачи.

Таким образом, интерактивный квест – форма взаимодействия участников образовательных отношений, направленная на приобретение опыта познания действительности посредством интерактивных технологий.

Цель квеста – воспитание у дошкольника понимания безопасного образа жизни и сохранение здоровья в опасных ситуациях, которые могут возникнуть в различных ситуациях: дома, во время пребывания на природе, в транспорте, а также в случае, когда ребенок играет в компьютерную игру и может стать жертвой мошенников.

Каждый этап квеста предполагал выполнение заданий на различных цифровых ресурсах (рис. 8) и получение соответствующих баллов. Педагоги помогали родителям и детям успешно преодолевать путь познания, создавали ситуацию успеха для всех игроков образовательно-воспитательного маршрута.

 

 

Рис. 8. Маршрут интерактивного семейного квеста

 

Реализация данного мероприятия стала возможной благодаря разработкам педагогов детского сада, а именно интерактивному плакату и компьютерной игре (см. рис. 9), которые освоили цифровые технологии и успешно применяют их в профессиональной деятельности.

 

 

 

Рис. 9. Обучающие интерактивные цифровые ресурсы

 

Следующим этапом стало испытание на проверку правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях: дома, на природе, в лесу, общественном транспорте и т. д. с помощью программы-тренажера «Книга правил безопасности жизнедеятельности». Программа позволяет педагогам в визуальной среде демонстрировать правила поведения для сохранения жизни и здоровья детей (как не пострадать в дорожно-транспортном происшествии, не заблудиться в лесу, не попасть в ловушку мошенников), поэтому может использоваться в профилактической работе с воспитанниками детского сада [30] (рис. 10).

 

 

 

Рис. 10. Программа-тренажер по безопасности

 

Особый интерес вызвал этап «Путешествуем по Челябинской области и городу Магнитогорску с помощью интерактивных кубиков». Участникам в качестве задания квеста предлагалось составить слова из кубиков и познакомиться с теми объектами, которые были нанесены на их стороны, в том числе использовав специальный QRкод, перейдя по которому попадаешь на информационную страницу в сети Интернет (см. рис. 11), где размещена информация. Так, например, участники квеста совершили виртуальную прогулку по горе Елавда, озерам Еловое и Белое, спустились в пещеру Яумбаевскую, посетили Еманжелинский краеведческий музей и многие другие места.

Совершив познавательную прогулку по родным местам, дети познакомились с географическими наименованиями, расширили кругозор, изучили много новых слов и словосочетаний. Таким образом, значимость этого этапа заключается в том, что с помощью интерактивных кубиков можно не только мотивировать дошкольников на познавательную активность, но и формировать речевые навыки (рис. 11).

 

 

 

Рис. 11. Интерактивные кубики

После проведения семейного интерактивного квеста с родителями была проведена о беседа о целесообразности проведения подобных мероприятий, о их заинтересованности в образовательных интенсивах с помощью цифровых ресурсов, на что единогласно был получен положительный ответ. Также родители получили информацию о данных технологиях и их безопасности для детей дошкольного возраста. Для организации подобного мероприятия необходимо не только соответствующее интерактивное и цифровое оборудование, но и педагогический коллектив, обладающий надпрофессиональными компетенциями, эмоциональный настрой и мотивация каждого участника.

 

Заключение / Conclusion

 

Анализ научной литературы по представленной проблеме позволил выделить ключевые проблемы, а именно:

  1. Традиционные формы и форматы организации взаимодействия ДОО с семьями не всегда позволяют выстроить конструктивный диалог.
  2. Ученые и исследователи все чаще в качестве форм интеграции предлагают инновационные решения: литературная гостиная виртуальных книг, использование в общении роботов, взаимодействие посредством цифровых приложений, мультимедийных презентаций, виртуального журнала и виртуального общения, а также модели «лицом к лицу» – в рамках реализации программы семейной грамотности и социально-педагогического партнерства.

Однако выбор педагога в пользу только цифрового взаимодействия с участниками образовательных отношений во многих случаях исключает прямой контакт и человеческие эмоции.

Проведенный анализ дистанционного опроса родителей воспитанников детского сада показал неготовность их взаимодействия ввиду ограниченности времени и возможности возникновения столкновения интересов и конфликтных ситуаций. Ведущей стала позиция наблюдателя за жизнью ребенка в детском саду посредством социальной сети «ВКонтакте». Педагог дошкольного учреждения остается без родительской поддержки в процессе обучения и воспитания ребенка и не может в полной мере осветить индивидуальные особенности развития ребенка.

Решением сложившейся проблемы видится интеграция традиционных форм взаимодействия с инновационными, а именно проведение консультаций для родителей посредством цифровой образовательной платформы «Сферум», когда родитель в удобной для него обстановке может выстроить взаимодействие с педагогом и ребенком, например, при подготовке к конкурсу проектов. Использование цифровых технологий для его создания поможет создать ситуацию успеха и воплотить идею в материальный продукт.

Такое мероприятие, как участие в семейном интерактивном квесте, организованном непосредственно в дошкольном образовательном учреждении, позволяет познакомить родителей с интерактивным оборудованием и цифровыми технологиями, которые применяются в образовательном процессе, узнать их специфику и самостоятельно определить уровень их безопасности для детей. Также наблюдается интерес родителей к достижениям воспитанников, пробуждается дух соревновательности и гордости за своего ребенка, повышается мотивация участвовать в любых начинаниях под наставничеством педагога.

Однако проведение совместных мероприятий подобного формата требует от педагогических кадров высокого уровня цифровой грамотности и профессионализма в использовании цифровых решений в образовательном процессе.