Full text

Введение / Introduction

 

Актуальность темы исследования не вызывает сомнений по следующим причинам.

Во-первых, цифровая модернизация образовательной сферы посредством разработки и интеграции собственных программных продуктов олицетворяет собой бесценный и многогранный опыт формирования рынка IT-индустрии в Российской Федерации. Автор публикации полагает, что существующие технологические решения в обозначенной сфере, являясь конкурентоспособными по отношению к зарубежным аналогам, на сегодняшний день представляют собой уникальный эмпирический материал, использование которого в реальном секторе экономики способно существенным образом укрепить метрические показатели национальной экономики в обозримой перспективе.

Во-вторых, разработка и интеграция национального программного обеспечения в деятельность образовательных организаций и учреждений способствует созданию безопасной информационно-телекоммуникационной среды, проникновение извне в которую будет сведено к минимуму. Как правило, достижению такого результата способствует интеграция новейших технологических решений, разработанных на основе уникального программного кода, отличного от зарубежных аналогов и языков программирования.

В-третьих, общеизвестно, что использование цифровых программных продуктов благоприятно воздействует на образовательный процесс, поскольку за счет использования таких решений существенным образом возрастают метрические показатели уровня и качества оказываемых образовательных услуг. Так, использование средств мультимедиа, учебных программных комплексов, автоматизированных рабочих мест (АРМ) способствует скорейшему и результативному формированию основных знаний, умений и навыков у обучающихся.

Таким образом, востребованность общества и государства в утверждении концепции цифровизации образовательной деятельности целесообразно рассматривать как константу современного образования, то есть непременное условие достижения положительных результатов при освоении образовательных программ.

Целью настоящего исследования является констатация теоретических и прикладных проблем использования программных продуктов и цифровых технологий в образовательной деятельности. Для выполнения поставленной цели автором был разработан следующий перечень научно-исследовательских задач: проанализировать положения отечественной и зарубежной педагогико-правовой доктрины по вопросам использования программных продуктов и цифровых технологий в практике преподавания; обозначить круг проблем теоретического и прикладного характера по заявленной теме исследования; разработать комплекс мер по их разрешению.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Положениями Конституции Российской Федерации [1] установлено, что каждый имеет право на образование, государством гарантируется бесплатность и общедоступность образования. Реализация вышеуказанных постулатов возможна в условиях непрерывного совершенствования образовательной деятельности.

Современный период становления общественных и государственных институтов характеризуется неимоверно быстрым темпом развития информационных технологий, которые на сегодняшний день пронизывают профессиональную и образовательную деятельность. Иными словами, российское общество вступило в эру цифровизации, ознаменовавшейся новым витком научно-технического развития. В связи с этим вопросы информатизации образовательного процесса приобретают особую актуальность. По справедливому замечанию Н. Н. Безденежных [2], применение цифровых образовательных технологий в образовательной деятельности способно существенным образом улучшить качественные показатели образования в целом. Сущностное содержание аксиологических основ использования цифровых технологий и программных продуктов в образовании также раскрывается и в других работах Н. Н. Безденежных [3], что делает его сторонником прогрессивного подхода к модернизации образовательной деятельности. Прежде чем перейти к рассмотрению основных программных продуктов, которые могут быть использованы в процессе преподавания учебных дисциплин, следует уделить внимание основным атрибутивным и содержательным параметрам феноменов информатизации и цифровизации.

М. О. Касаткина [4] полагает, что под информатизацией общества и государства понимается комплекс политических, доктринальных и социально-экономических факторов, обеспечивающих возможность свободного доступа человека к различной информации. Исключение из правила составляет информация, доступ к которой ограничен в соответствии с положениями федерального законодательства. Между тем, как отмечает А. Н. Протченко [5], потребность в цифровизации различных сфер жизнедеятельности общества и государства образует некий «информационный вызов», преодоление которого – непременное условие дальнейшего существования человека.

По мнению С. Г. Григорьева [6], основным назначением информатизации общества и государства является улучшение качества и уровня жизни человека и повышение степени трудоспособности за счет стимулирования условий труда. Аналогичный подход изложен в исследованиях Е. Иваньшиной [7] с незначительными корректировками в части атрибутивных и содержательных параметров коррелирующей связи между информатизацией и результатами ее интеграции в практическую деятельность в сфере образования.

Таким образом, информатизация общества и государства представляет собой неотъемлемую часть информационного развития, являющуюся совокупностью действий, сфокусированных на совершенствовании образовательного процесса посредством интеграции современных цифровых решений и различных программных средств (продуктов). Я. В. Тараскина [8] в своих исследованиях полагает, что части (этапы) вышеописанного процесса призваны обеспечивать поэтапное улучшение метрических показателей образовательной деятельности за счет интеграции программных средств, при помощи которых усвоение профессиональных компетенций и навыков происходит гораздо эффективнее.

Р. Я. Юсупова [9] отмечает, что информатизация процесса образования стимулирует:

– разработку и применение новых программно-тестовых систем, электронных и автоматизированных средств оценивания результатов прохождения итоговых и промежуточных форм аттестации;

– формирование цифрового учебно-методического блока, сфокусированного на создании уникальных интеллектуальных возможностях для обучающихся и развитии профессиональных качеств;

– совершенствование фундаментальных основ и методик подбора способов и методов организации образовательного процесса, которые всецело соответствуют рамочным критериям законодательства в сфере образования;

– совершенствование механизмов и алгоритмов организации управления и контроля за образовательным процессом посредством интеграции в административную деятельность образовательных учреждений и организаций автоматизированных баз данных с функциями предоставления соответствующих услуг обучающимся и преподавателям.

Ретроспективный анализ положений отечественной педагогико-правовой доктрины позволяет определить периодизацию этапов информатизации общества и государства. Так, по мнению М. А. Замковой [10], представленные далее этапы дифференцируются в зависимости от степени замены «ручного труда» автоматизированными процессами с использованием программных продуктов. Так, выделяют:

– электронизацию;

– компьютеризацию;

– информатизацию.

Первый этап информатизации отечественной системы образования характеризуется интеграцией в практику преподавания различных электронно-вычислительных средств, при помощи которых обеспечивается разрешение простейших аналитических и ситуационных задач. Электронизация коснулась образовательного процесса в сфере преподавания технических и гуманитарных наук. Период электронизации пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов XX века. Использование простейших программных продуктов включало в себя обязательное изучение теоретических основ алгоритмизации и программирования. Основу составили методы математического моделирования и алгебры, адаптированные под использование электронно-вычислительных мощностей.

Из анализа исследований Э. В. Овчинниковой [11] следует, что электронизация как феномен способствовала прививанию обучающимся базовых навыков работы с персональными компьютерами и иными электронно-вычислительными средствами. Между тем, в силу ограниченности специальной литературы и недостаточной доктринальной разработанности методов работы с указанными мощностями, применение таких технологий, как правило, осуществлялось в процессе обучения, минуя практику производственных процессов. Аналогичная ситуация складывалась и в сфере гуманитарного образования.

Второй этап – компьютеризация – характеризуется научно-технологическим рывком, приведшим к возникновению более мощных электронно-вычислительных средств (мощных персональных компьютеров) в сочетании с упрощенным программным обеспечением. В сфере образования использование современных компьютеров позволило разрешать при помощи метода моделирования весьма сложные аналитические задачи. Впервые образовательный процесс был насыщен использованием информационно-автоматизированных программных решений, которые существенным образом снижали уровень бюрократической нагрузки на обучающихся и преподавателей. Такие программные средства также позволили осуществлять мониторинг степени освоения обучающимся профессиональных компетенций и навыков. Рассматриваемый период пришелся на середину 70-х годов XX века.

Наконец, третий этап – информатизация – характеризуется применением в образовательной деятельности быстродействующих и мощных электронно-вычислительных средств, которые существенным образом сократили время обработки информации и получения программного решения. В рассматриваемый период на базе образовательных организаций и учреждений стали создаваться и функционировать электронные информационно-образовательные платформы (среда) и системы управления обучением. Существенным образом возросли количественные показатели использования средств мультимедиа в процессе обучения.

Между тем современные цифровые образовательные технологии, интегрированные в образовательную деятельность, характеризуются как положительными, так и отрицательными сторонами.

В исследованиях Г. З. Ефимовой [12] выделяются следующие новые возможности использования информационных технологий и различных программных продуктов в сфере образования:

– модернизация механизмов и алгоритмов системы управления профессиональным образованием;

– организация новейших форм комплексного взаимодействия обучающихся и преподавателя в процессе изучения учебных дисциплин;

– рост качественных показателей образовательного результата в части надлежащего освоения профессиональных компетенций и навыков обучающимися;

– интеграция новелл в практику проведения традиционных форм контактной и бесконтактной работы между преподавателем и обучающимися;

– модернизация технологии формирования и методологии подбора содержательных параметров образовательных программ.

Следует согласиться с мнением Р. Н. Абалуева [13], который в своих трудах отмечает, что цифровизация образовательной деятельности всецело способствует утверждению инициативности обучающегося и обеспечивает формирование иного мышления, позволяющего осуществлять профессиональную деятельность в условиях многозадачности.

Ж. Г. Симонов [14] отмечает, что активная и повсеместная интеграция цифровых технологий также способна привести к некоторым неблагоприятным последствиям:

– существенным образом ограничивается живое общение между преподавателем и обучающимися, поскольку основное взаимодействие происходит между обучающимися и персональными компьютерами;

– нивелируется значение практики живого общения, что лишает возможности получения навыков построения грамотной речи и диалога на профессиональном языке;

– отсутствие типологизации и стандартизации в алгоритмах работы и функционирования программных продуктов, которые зачастую приводят к трудностям в освоении их функционала, что существенным образом подрывает интерес у обучающегося к преподаваемой дисциплине. Так, непонимание алгоритмов работы программных средств, отсутствие базовых навыков работы с такими продуктами фактически нивелируют интерес у обучающегося к образованию, делая его недоступным;

– внушительные объемы информации, помещенные в различные программные средства, среди которых: интернет-порталы, справочные аналитические системы и пр., при их многообразии и невозможности удостовериться в достоверности материала отвлекают обучающегося от образовательного процесса, а в некоторых случаях прививают квазинаучные знания;

– активное использование программных средств и продуктов делает привлекательным для обучающихся недобросовестные способы выполнения поставленных перед ними образовательных целей и задач. Так, например, в практике преподавания участились случаи списывания и плагиата с использованием искусственного интеллекта при написании самостоятельных работ и пр.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что представленные положительные и отрицательные стороны интеграции цифровых образовательных технологий являются олицетворением субъективных взглядов и мнений, помещенных в плоскость педагогико-правовой доктрины. Н. В. Тихонова [15] в связи с этим отмечает, что степень их влияния на образовательный процесс определяется с учетом информационной оснащенности образовательной организации теми или иными продуктами, а также их доступностью в информационно-телекоммуникационных сетях.

Рассмотрим общую характеристику и классификацию информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Так, по мнению Ю. В. Шленова [16], ИКТ представляют собой весьма широкий спектр технологий, которые используются для разработки и распространения информации по сетевым каналам связи, среди них:

– спутниковая;

– сотовая;

– электронная;

– проводная и пр.

Согласно подходам, изложенным в трудах известных зарубежных исследователей, среди которых – М. Кроу, С. Фонг [17], применяемые в сфере образовательной деятельности ИКТ можно дифференцировать следующие группы:

– аппаратные средства: периферийные устройства (ввода и вывода), а также персональные компьютеры;

– программные средства: источники информации и общего назначения (драйверы, системное программное обеспечение и пр.).

Представленной дифференциации программных средств также придерживается Мбвебве Рубеба [18], отмечая главенствующую роль программных средств перед аппаратными.

Безусловно, представленная градация групп ИКТ дифференцируется в зависимости от плоскости рассмотрения составляющих ее параметров. Так, в исследованиях Джоанны Хармон [19] встречается суждение о группе аппаратно-программных средств, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Н. Даббаг [20] отмечает, что в таком случае аппаратные устройства разрабатываются исключительно для функционирования конкретного образовательного программного средства.

Особый интерес для настоящего исследования представляют программные средства, которые могут быть использованы в ходе образовательной деятельности. К таковым следует относить:

– программные комплексы: виртуальные инструкторы, при помощи которых создаются символические и наглядные модели для проведения экспериментов в процессе обучения;

– комплексные обучающие средства, олицетворяющие электронные учебники и литературу;

– тестовые программные комплексы: с их помощью осуществляется разработка некоторых компонентов фонда оценочных средств;

– программно-экспертные комплексы, которые могут быть использованы специалистом или экспертом для решения задач в различных предметных областях;

– программно-информационные системы, используемые для оптимизации информационных потоков между основными субъектами образовательной деятельности.

Для зарубежной педагогико-правовой доктрины характерно использование следующей терминологии. Приведем мнения и подходы известных зарубежных исследователей.

По мнению С. Ли, Н. Кунсела и Дж. Гау [21], компьютерно-программное обучение представляет собой особую технологию, призванную обеспечивать реализацию механизмов электронного обучения при помощи специальных программных продуктов.

Л. Леонард [22] в своих трудах отмечает, что проведение исследований с использованием персонального компьютера как разновидность деятельности обучающегося и преподавателя в рамках образовательной деятельности представляет собой вид самостоятельной работы, направленной на изучение темы или раздела дисциплины с использованием электронно-вычислительных мощностей.

В связи с этим следует согласиться с мнением А. В. Лапшовой [23] о том, что обучение с использованием персонального компьютера предполагает передачу основных знаний, умений и навыков обучающемуся при помощи электронно-вычислительных средств и программных продуктов. С. И. Дудникова [24] в своих исследованиях также отмечает, что образовательный результат в значительной степени обусловлен качеством используемого программного обеспечения в образовательной деятельности.

Т. Л. Гилюк [25] полагает, что используемое программное обеспечение в процессе освоения профессиональных компетенций и умений следует дифференцировать на следующие категории:

– средства для обеспечения взаимодействия;

– средства познавательного характера;

– программные системы для поиска информации;

– тренировочные и контролирующие программные системы.

Представленная классификация не является исчерпывающей; так, например, в исследованиях А. Халима [26] программное обеспечение в сфере образовательной деятельности можно дифференцировать на используемое для решения образовательных задач и используемое для решения административных задач образовательной организации и учреждения.

Завершая аналитическую часть настоящего исследования, следует отметить, что активное и повсеместное применение цифровых образовательных технологий в образовательной деятельности способно обеспечить наличие глубокой связи между обучающимися и преподавателями. Вместе с тем их использование усиливает креативную составляющую в процессе решения ситуационных и аналитических заданий, что также подтверждается результатами исследований А. В. Азархина [27]. Как итог – метрические показатели образовательной деятельности будут максимально результативными, а следовательно, выпускаемые образовательной организацией специалисты в значительной степени удовлетворят потребности рынка профессионального труда.

Безусловно, совершенствование механизмов применения цифровых образовательных технологий, по мнению А. В. Лосевой [28], требует от законодателя внесения соответствующих преобразований в положения законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере образования. Аналогичной позиции придерживается в свои исследованиях М. А. Башлуева [29], которая определяет необходимость модернизации нормативно-правовых основ образовательной деятельности как непременное условие разрешения накопивших проблем прикладного характера в практике преподавания. К числу документов, подлежащих обновлению, в данном случае следует относить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [30].

Резюмируя вышесказанное, автор считает необходимым отметить, что интеграция цифровых образовательных технологий в практику преподавания учебных дисциплин в отсутствии надлежащей нормативно-правовой базы не приведет к должному результату, поскольку их использование в образовательной деятельности будет лишено системности и «качественной» стандартизации. Более того, отсутствие нормативно-правового регулирования в этом вопросе отчасти будет способствовать распространению нелицензионного программного обеспечения.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В ходе настоящего исследования автором использовался весьма широкий спектр методов научного исследования, среди которых – общенаучные, частно-научные и специальные.

Достижению обоснованных результатов способствовало в первую очередь использование методов современного кибернетического исследования, базовые методы работы с технологией BIG-DATA и искусственным интеллектом.

Сравнительный анализ положений педагогико-правовой доктрины позволил автору публикации обозначить спектр как положительных, так и отрицательных сторон повсеместной интеграции цифрового инструментария в образовательную деятельность.

Формированию обоснованных итогов исследования также способствовало активное использование традиционных методов научного исследования, среди которых – анализ, синтез, индукция, дедукция. В своей совокупности их применение позволило автору провести конструктивное исследование мнений отечественных и зарубежных исследователей по заявленным в работе вопросам.

 

Результаты исследования / Research results

 

На основании проведенного исследования автором публикации были сделаны следующие научно-исследовательский выводы.

Во-первых, совершенствование образовательной деятельности в части модернизации комплекса программных продуктов, используемых при преподавании дисциплин юридического профиля, необходимо связывать с развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательной организации и учреждения. В обозримой перспективе необходимо рассмотреть вопрос о разработке аналогов программных продуктов, используемых при разработке инфографического и текстового материала, а также для проведения метрических расчетов количественных и качественных показателей различных явлений в праве и экономике. Безусловно, разработка подобного рода аналогов должна осуществляться в условиях синхронного взаимодействия и обратной связи подобных программных продуктов друг с другом.

Во-вторых, помимо интеграции в образовательный процесс новейших программных средств, целесообразно рассмотреть вопрос об обновлении сетевой инфраструктуры образовательной организации. В частности, электронно-вычислительные мощности образовательной организации должны соответствовать минимальным (рекомендуемым) требованиям программных продуктов. Это крайне важно, поскольку техническое несоответствие зачастую приводит к их неработоспособности и существенным образом «замедляет образовательный процесс» в буквальном смысле слова.

В-третьих, использование новейших программных продуктов требует овладения навыками их применения со стороны преподавателей и педагогов, в связи с чем вопросы «цифровой гигиены» и умений работы с персональными компьютерами, включая и иные электронно-вычислительные средства у преподавателей, приобретают также первостепенное значение.

Таким образом, модернизация программного комплекса в сфере образования предполагает принятие комплекса мер, которые связаны не только с точечной разработкой программных продуктов, но и обучением персонала образовательной организации и учреждения в работе с ними.

На основании проведенного в публикации анализа положений отечественной и зарубежной педагогико-правовой доктрины представляется уместной констатация следующего алгоритма обновления информационных параметров образовательной деятельности:

– создание на базе профилирующих министерств и ведомств специализированных структурных подразделений, основным назначением которых будет проведение исследований в области разработки перспективных программных продуктов для образовательных нужд и их непосредственная разработка;

– выполнение указанными подразделениями конкретных «образовательных заказов» по разработке и созданию специального программного обеспечения, которое предназначено для использования в образовательной деятельности;

– непрерывное администрирование и контроль качества выпускаемого программного обеспечения;

– осуществление технической поддержки программного обеспечения, разработка обновленных версий и патчей (устранение системных ошибок).

 

Заключение / Conclusion

 

Таким образом, смещение вектора развития отечественной образовательной системы в сторону поэтапной цифровизации образовательной деятельности посредством создания на базе образовательных организаций и учреждений электронной образовательной среды и систем управления обучения всецело способствует нивелированию бюрократических издержек. Вместе с тем разработка отечественных программных продуктов утрачивает эффект гиперболизации зависимости национальной образовательной системы от «ведущих» производителей различного программного обеспечения, которое, как правило, используется при преподавании экономических и правовых дисциплин.

Более того, существующие программно-технологические решения, которые на сегодняшний день активно применяются в образовательном процессе, фактически составляют конкуренцию зарубежным аналогам с позиций производительности и внутреннего функционала. Иными словами, решение технологических задач в сфере образования в своей совокупности представляет собой уникальный опыт, который также может быть использован в ходе дальнейшего развития IT-индустрии в Российской Федерации.

В завершение настоящего исследования следует отметить, что проблематика информационного обеспечения деятельности образовательных организаций и учреждений является многогранной, в связи с чем интеграция различных программных продуктов в практику преподавания экономических и юридических дисциплин должна рассматриваться и с позиций нормативно-правового обеспечения и регулирования.