Введение / Introduction
Трансформационные процессы, происходящие в обществе, повлекли за собой серьезные преобразования в системе образования как ведущем индикаторе социальных изменений.
Особенно чувствительны к трансформации высшие учебные заведения, задача которых – подготовка высококвалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.
По авторитетному мнению З. А. Арсахановой и А. А. Атаевой, образование и наука – важнейшие отрасли мировой экономики, в связи с чем авторы выступают за повышение качества высшего образования [1].
В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию (далее – Послание) в 2023 году отметил, что впереди – переход на новую систему высшего образования, в связи с которым предстоит внести поправки в законодательство об образовании, о рынке труда и так далее [2]. В Послании президент сообщает, что предстоящая реформа должна предоставить студентам новые возможности для получения качественного образования, трудоустройства и профессионального роста. Более подробно суть реформы высшего образования в России в 2025 году раскрыл С. Толкачев [3]. Автор отметил, что она позволит сделать обучение в вузе более практико-ориентированным, гибким и вариативным. Получение высшего образования будет сопровождаться тесным сотрудничеством с работодателями, что обеспечит им в дальнейшем успешное трудоустройство. Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2023 года № 343 [4], пилотные проекты, направленные на изменение уровней профессионального образования, уже начали свою реализацию в 2023/2024 году и продолжат в 2025/2026.
В Послании Федеральному Собранию в 2024 году В. В. Путин акцентирует внимание на необходимости:
– совместных проектов вузов с экономическими и социальными сферами, с регионами;
– создания инновационных компаний и стартапов;
– продолжения привлечения иностранных студентов [5].
Группой исследователей из Высшей школы экономики, среди которых – Д. О. Королева, К. В. Пивоварова, А. С. Колабинова, А. А. Андреева, Я. В. Климова, М. А. Арзуманян, Я. А. Хасимова, были выявлены мировые тренды образования [6].
Так, актуализируется мультимодальная педагогика, предполагающая разработку учебных кейсов, мультимедийных проектов, геймификацию и т. д. Для реализации мультимодальной педагогики в полном объеме в настоящее время создаются VR-тренажеры, видео- и аудиообразовательные контенты, инструменты для создания квестов, учебные игры 3D и т. д.
Для создания современной эффективной образовательной среды происходит активное взаимопроникновение учебных сред, за которым стоит создание платформы виртуальных классов, разработка цифровых образовательных пространств и т. д.
С целью развития критического мышления, формирования коммуникативных и навыков работы в команде используются обучение через вызов (challenge) и предпринимательское образование. Как образовательный формат, обучение через вызов влечет за собой необходимость разработки обучающих ситуаций, способствующих изучению области знаний и поиску в ней проблемных ситуаций; тогда как предпринимательское образование подразумевает создание онлайн-школ, школ предпринимательства и т. д.
Для эффективного взаимодействия субъектов образовательных отношений в условиях цифрового образовательного пространства используется педагогика отношений, предполагающая общение посредством различных платформ.
С целью заботы о ментальном здоровье обучающихся, развития у них эмпатийных умений, установления доверительных отношений между субъектами образовательных отношений находит свое применение педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде.
Сохранению времени как важного ресурса XXI века способствует использование в образовательном процессе генеративного искусственного интеллекта.
Набирает силу тенденция сближения контекстов обучения и обучающегося, способствующая адаптации учебных материалов под традиции и культуру соответствующего народа.
Существенным дополнением образовательного контента на современном этапе выступает использование подкастов, которые в настоящее время рассматриваются как педагогическая технология.
Постепенно внедряемая метавселенная для образования в настоящее время понимается как перспектива развития образования, направленная на совершенствование дистанционного обучения посредством использования цифровых аватаров, 3D‑моделей и т. д.
Таким образом, сейчас происходит активная цифровизация образовательного процесса, способствующая его совершенствованию и, в рамках высшего образования, создающая условия для проживания возможного событийного ряда в будущей профессиональной деятельности. Безусловно, внедрение и использование их в образовательном пространстве вуза априори будет способствовать прогрессивному развитию образовательных организаций и, как следствие, подготовке кадров на высоком качественном уровне.
Однако за всеми трансформационными процессами (именно так мы называем все предстоящие изменения) стоит ряд проблем, препятствующих их использованию на современном этапе. Данная статья посвящена обозначению и поиску путей их решения.
Обзор литературы / Literature review
Решению проблем, возникших в рамках высшего образования в России, в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства, общественности и деятелей науки.
Так, с 2017 года активно реализуется проект по привлечению иностранных студентов. С одной стороны, этот проект решает вопросы повышения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг, способствует наращиванию несырьевого экспорта; с другой – возникают проблемы по привлечению студентов из-за рубежа. В декабре 2024 года в своем выступлении на заседании Общественного совета при Минобрнауки России заместитель главы Минобрнауки К.Могилевский [7]отметил, что для привлечения иностранных студентов в российские вузы в настоящее время подключили рекрутинговые агентства (с целью активизации работы решается вопрос нормативного регулирования деятельности рекрутеров в части привлечения иностранных студентов), рассматривается возможность финансирования иностранным студентам переезда, проживания, медицинской страховки, стипендии. И. Б. Назарова, обобщив стратегию деятельности государства по привлечению иностранных студентов, акцентирует внимание на создании в вузах международных служб [8].
Многие вузы вошли в состав программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» [9], целью которой выступает формирование прогрессивных университетов, представляющих собой центры социально-экономического и научно-технологического развития.
Вхождение в 2025 году данной программы в национальный проект «Молодежь и дети» [10] перед высшими учебными заведениями ставит новые проблемы. А именно федеральный проект «Создание сети современных кампусов» [11] – проблемы интеграции кампусов в инфраструктуру города, «разбросанности» территориальных пространств, выбора месторасположения кампуса, перемещения между корпусами и т. д. Федеральный проект «Университеты для поколения лидеров» [12], предполагая создание молодежных лабораторий в рамках программы «мегагрантов», реализация которой регулируется Положением о Совете по грантам Правительства Российской Федерации [13], проведение конгресса молодых ученых с привлечением иностранных молодых исследователей и т. д., для реализации требует дополнительных средств.
Много проблем влечет за собой и активно происходящая в рамках образовательных процессов вузов трансформация, связанная с цифровизацией.
Актуализируется мультимедийный подход, автором которого является Ричард Майер [14].
Так, изученные С. Б. Куликовым перспективы использования мультимодального подхода в рамках подготовки педагогических кадров [15] актуализируют проблему удержания баланса между предоставляемыми этим подходом принципами, средствами, методами и используемыми в нем традиционными методами, где мультимодальный подход должен представлять собой дополненную форму педагогического образования.
Решение проблемы цифрового взаимодействия посредством интеграции традиционных форм и методов обучения с таковыми в рамках мультимодального подхода представляют в своих работах В. А. Гудов и М. Ю. Гудова [16]. Следуя логике авторов, одной из проблем здесь является использование кинофильмов таким образом, чтобы они дополняли привычные средства обучения, создавая студентам иммерсивные условия.
Использование мультимодального подхода в обучении также раскрывает в своих работах Д. В. Лукашенко [17]. Автор считает, что подход способствует развитию аналитических навыков и критического мышления, и рассматривает его во взаимосвязи со взаимопроникновением учебных сред, за которым стоят интеграция онлайн- и офлайн-обучения; стартапы, включающие в себя онлайн-обучение и реально существующие проекты; а также гибридное обучение. Автор также обосновывает необходимость взаимопроникновения учебных сред, которое, по его мнению, способствует решению вопросов глобализации и индивидуализации образования, непрерывному обучению, гуманизации и информатизации.
Интеграции онлайн- и офлайн-обучения в рамках смешанного обучения также посвятили свои работы К. Алайми, М. А. Аль-Шарафи, А. Абуали [18]. Наряду с отмеченными преимуществами смешанного обучения авторы выделяют проблемы, с которыми столкнулись высшие учебные заведения. Основные из них связаны с несоответствием реальной инфраструктуры потенциально возможной, а также с недостаточным опытом работы преподавателей в цифровой среде и с информационно-коммуникационными технологиями.
В аспекте изучения вопроса использования искусственного интеллекта в медицинском образовании интересны исследования А. А. Литвина, И. О. Стомы,
Т. М. Шаршаковой, С. Б. Румовской, А. А. Ковалева [19]. Авторы рассматривают потенциальные возможности использования искусственного интеллекта в клинической практике: перспективы и ограничения. Одним из перспективных результатов использования искусственного интеллекта в клинической практике они видят ускорение диагностики заболеваний, повышение качества поддержки принятия управленческих и клинических решений, доступность медицинских услуг. Следуя логике авторов, проблемными участками в медицине в целом и медицинском образовании в частности при использовании искусственного интеллекта выступают информационная безопасность и этические ограничения; правовые проблемы, связанные с регулированием, лицензированием, сертификацией искусственного интеллекта с вопросами авторского права и собственности.
Проблемные участки в системе высшего образования (в частности, социологического образования) в результате проведенных исследований обозначила Н. В. Проказина [20]. Среди них, например, формирование осмысленности в использовании новых технологий; обучение преподавателей новым методам, актуальным и эффективным в условиях цифровизации; легитимность использования искусственного интеллекта в образовательной деятельности и т. д. Систематизировав все проблемы, автор предлагает решать их в инфраструктурном, кадровом и содержательном направлениях.
Психологические проблемы, связанные с цифровой трансформацией образовательного процесса, исследуют в своих работах Е. Ю. Лаврик и Е. А. Курносова, акцентируя внимание на необходимости:
– внедрения в образовательный процесс психических ресурсов,
– развития адаптивного, критического и эмоционального мышления,
– формирования стратегии поведения в сложных ситуациях [21].
Эффективным средством решения проблемы развития у студентов нестандартного мышления, способности работать в команде, по мнению С. А. Грязнова, выступает обучение через вызов (challenge) [22]. При этом исследователь отмечает, что использование такого обучения выводит преподавателей из зоны комфорта и, как следствие, не только у студентов, но и у него самого меняется отношение к процессу обучения.
На современном этапе на проблемы развития некоторых психических процессов молодого поколения обращают внимание Е. В. Жулина и М. В. Архипова [23]. В результате проведенных исследований ими было обнаружено, что следствием работы с интернет-сервисами являются рассеянное внимание, проблемы восприятия и запоминания информации, развитие клипового мышления.
В связи с этим также интересны результаты исследования, проведенного Л. М. Тодис, Т. В. Виноградовой, А. С. Андронычевой [24], где они, ссылаясь на существующий кризис старой системы образования, наряду со многими другими проблемами выделяют необходимость пересмотра роли преподавателя. Вслед за И. Юсмановым [25] они считают, что на современном этапе преподаватель призван создавать студентам условия для самостоятельного поиска информации, ее понимания и применения на практике.
Немаловажной проблемой, возникшей в системе высшего образования, выступает противоречие между активно используемыми в делопроизводстве вузов системами электронного документооборота, оптимизирующего, упрощающего и ускоряющего документационное обеспечение управления и сохранившимся требованием хранения документов, наряду с электронными, и на бумажных носителях, что регламентируется ст. 28 п. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [26]. Данное противоречие, с одной стороны, частично нивелирует функциональное значение электронного документооборота; с другой – увеличивает объем работы сотрудников вуза.
Анализ литературы позволил также выделить мировые проблемы высшего образования.
Так, Д. Эпплби, Б. Б. Беннетт‑Дэй, Д. Феррари, П. Притчард, Х. Беттгер-Тонг апробировали возможности мультимодального подхода и доказали его эффективность в развитии пространственного мышления у социально-экономически неблагополучных студентов, уточнив, что средствами обучения при этом должны выступать внутренне статические и внешне динамические задачи [27]. Это, в свою очередь, ставит перед преподавателями вузов проблему разработки подобных задач.
Ретроспективный анализ опыта использования искусственного интеллекта в системе высшего образования (далее – AIEd) в разных странах провели Х. Кромптон и Д. Берк [28]. Все функции искусственного интеллекта в системе высшего образования ученые условно разделили на пять категорий, которые мы представили ниже.
Первая категория – это оценка и анализ. В связи с этим исследователям удалось выявить несколько преимуществ AIEd по сравнению с преподавателями:
– автоматическая адаптация под потребности обучающегося;
– взаимодействие обучающихся с системой автоматической оценки на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровнях, что позволяет им совершенствовать навыки, сформированные во время обучения;
– предоставление возможности проанализировать и оценить ход размышлений, действия обучающегося в онлайн-пространстве.
Кроме того, использование искусственного интеллекта для оценки и анализа значительно экономит время преподавателя на осуществление данных функций
Второй функциональной категорией, определенной исследователями, стало прогнозирование. Основным преимуществом здесь выступает предоставляемая AIEd возможность установить основания для отсева после изучения большего объема критериев, по сравнению с преподавателем, потому что искусственный интеллект одновременно берет информацию из разных баз данных.
Категория «помощник на основе искусственного интеллекта» основывается, по мнению авторов, на зоне ближайшего развития и теории Л. С. Выготского в целом [29]. Искусственный интеллект оказывает обучающимся необходимую помощь с учетом его академических способностей, используя при этом Алекса (виртуального ассистента).
Четвертая функциональная категория искусственного интеллекта –интеллектуальная обучающая система (далее – ИОС): Stat-Knowlab, LabTutor и т. д. Представляя собой адаптивную обучающую систему, ИОС позволяет адаптировать учебные материалы под потребности обучающегося, проводить мониторинг собственно процесса обучения, а также быстро осуществлять обратную связь и руководство обучением.
Наконец, пятая функциональная категория AIEd, выделенная авторами, заключается в управлении обучением, суть которого заключается в управлении большими данными с целью мониторинга развития обучающегося.
Исследователи также выявили проблемы использования искусственного интеллекта:
1) для развивающихся стран – недостаточное понимание содержания, а отсюда и возможностей искусственного интеллекта в образовании;
2) ограниченность дисциплин, в которых используется искусственный интеллект;
3) отсутствие системы изучения опыта использования искусственного интеллекта в вузах;
4) недостаточное количество исследований по использованию искусственного интеллекта на таких образовательных уровнях высшего образования, как магистратура и аспирантура;
5) малоизученность вопроса роли искусственного интеллекта в профессиональной деятельности преподавателей и менеджеров в сфере высшего образования;
6) противоречие между использованием искусственного интеллекта для совершенствования традиционных методов обучения и практически отсутствием исследований других возможностей искусственного интеллекта в образовании.
Преимущества и проблемы использования искусственного интеллекта, в частности ChatGPT, продемонстрировали также в своей работе Карлос Риос-Кампос, Эльва Соледад Мендоса Канова, Ирма Румела Агирре Закинаулаи др. [30] Авторы охарактеризовали искусственный интеллект как технологию, поддерживающую экономическую деятельность и социальную жизнь, в целом. Но наряду с этим исследователи обозначили и проблемы использования искусственного интеллекта в образовании. Среди них: недостаточное финансирование развития информационно-коммуникативных технологий, необходимость инвестирования в творческое и инновационное использование искусственного интеллекта в образовании, недостаточно сформированный уровень цифровой компетентности и инновационного мышления у всех субъектов образовательных отношений. Исследователи выступают за интеграцию идей устойчивого развития и разработку соответствующей коллективной учебной программы развития для академического сообщества в целом.
Таким образом, в результате анализа литературы мы пришли к выводам, что в настоящее время в системе высшего образования назрели следующие проблемы:
– финансирование реализации новых проектов и внедрения в образовательные процессы вузов цифровых технологий, как следствие, значительное опережение вновь создающихся цифровых технологий по сравнению с процессом обновления инфраструктуры вуза;
– интеграция традиционных и инновационных методов обучения и организация работы по установлению баланса между ними;
– создание иммерсивных условий обучения;
– существенные расхождения в содержании опыта работы действующих преподавателей и возможностей цифровых технологий;
– психологические, связанные с тенденцией проявления рассеянного внимания, перцептивных и мнемических проблем, развития клипового мышления;
– противоречие между использованием систем электронного документооборота, созданных для более быстрого и качественного оформления, и дублированием документов на печатной основе.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
В основе решения обозначенных проблем мы видим мультимедийный, системно-деятельностный и контекстный подходы.
Мультимедийный подход будет способствовать улучшению понимания и усвоения. Реализация его принципа «двухканальное восприятие информации» усилит понимание и запоминание информации; «ограниченной вместимости рабочей памяти» – позволит создать необходимый и достаточный для восприятия контент; «активности ученика в процессе усвоения знаний» – предоставит студенту возможность выбора информации и ее сочетания с имеющимся субъектным опытом.
Системно-деятельностный подход позволит организовать студентам условия для выполнения самостоятельной деятельности по поиску, нахождению и освоению знаний.
Контекстный подход предоставит возможность «погрузить» студентов в виртуальную профессиональную реальность.
Результаты исследования / Research results
Анализ литературы позволил нам обозначить круг актуальных проблем высшего образования. Далее мы раскрываем пути решения некоторых из них, возможные и доступные к исполнению самим преподавателем.
Первая проблема. Установление баланса межу традиционными и инновационными методами обучения.
Необходимость решения данной проблемы обусловлена тем, что, с одной стороны, доказана надежность и основательность знаний, полученных посредством традиционных методов; с другой – инновационные методы вносят в учебное занятие интерактивный характер, мотивируя студентов на выполнение учебной деятельности, повышая усвоение изучаемой информации, одновременно обогащая образовательный процесс.
В настоящее время в решении данной проблемы многие вузы продвинулись далеко вперед, а именно: повсеместно как средство обучения используются мультимедийные презентации, позволяющие организовать учебную деятельность, активизировав у студентов мыслительные операции, способствуя развитию у них свойств внимания. Таким образом, одновременно решается психологическая проблема развития системного мышления, тогда как клиповое мышление утрачивает силу.
Продуктивным способом решения обозначенной проблемы выступает использование в процессе обучения образовательных треков. Разрабатывая их под запросы работодателей и реализуя во взаимосвязи с ними, образовательные треки способствуют формированию субъектного профессионального опыта, системного мышления, мотивируют на развитие личностных качеств. В настоящее время преподавателями Самарского государственного медицинского университета разработано большое количество образовательных треков, которые используются как сотрудниками, так студентами.
Баланс традиционных и инновационных методов обучения осуществляется также за счет разработки, внедрения и использования учебных тренажеров. Используемые в них традиционные методы: работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами позволяет создать контент, при этом инновационные методы – чаще всего решение кейсов – способствуют развитию практических навыков.
Вторая проблема.Решение проблемысоздания иммерсивных условий обучения способствует выполнению студентами квазипрофессиональной деятельности, что является важным в формировании субъектного профессионального опыта будущих специалистов и в формировании их конкурентоспособности.
Эффективным решением здесь выступает разработка и внедрение в образовательный процесс VR- и AR-технологий, так называемых симуляций.
AR-технологии, дополняя образовательную среду виртуальными объектами, придают ей интерактивный характер, формируя профессиональный опыт без риска последствий для результата профессиональной деятельности, что также значительно решает обозначенные нами по результатам обзора литературы психологические проблемы.
VR-технологии были разработаны и успешно апробированы в рамках образовательного процесса Самарского медицинского университета. Использование коммуникативного VR-тренажера при изучении дисциплин «Основы медицинской конфликтологии», «Психология общения», «Педагогика» и т. д. способствовало развитию у студентов коммуникативных навыков. Свою эффективность данный симулятор показал и в рамках HR-деятельности вуза. При значительном сокращении времени, которое ранее затрачивали сотрудники кадровых служб для оценки коммуникативных навыков и конфликтности кандидатов, использование VR позволило провести оценку на более высоком качественном уровне и охватить ею все аспекты коммуникативной сферы.
Третья проблема.Решение проблемы расхождений в содержании опыта работы действующих преподавателей и возможностей цифровых технологий расширяет возможности образовательного процесса в формировании как общекультурных, так и профессиональных компетенций, повышая конкурентоспособность выпускников, все больше гарантируя их востребованность на рынке труда.
В настоящее время эффективным в данном направлении, на наш взгляд, будет использование реверсивного наставничества. Объединениеразных поколений для обмена опытом посредством проведения тренингов, участия в общих проектах, реализации менторских программ будет способствовать одновременно развитию профессионально-личностных качеств молодых сотрудников и переосмыслению субъектного профессионального опыта старших сотрудников в части придания образовательному процессу интерактивный характер с использованием инновационных технологий.
Кроме того, при решении данной проблемы необходимо, на наш взгляд, существенно пересмотреть образовательные программы педагогических вузов. Они должны предусматривать формирование профессиональных компетенций как в педагогической сфере, так и в сфере IT-технологий.
Четвертая проблема.Противоречие между использованием систем электронного документооборота, созданных для более быстрого и качественного оформления, и дублированием документов на печатной основе.
Необходимость решения этой проблемы обусловлена снижением нагрузки преподавателей за счет устранения дублирования в оформлении и подготовке документов к хранению.
Заключение / Conclusion
В заключении отметим, что система высшего образования в настоящее время претерпевает серьезные трансформационные процессы, за которыми стоит ряд проблем.
Отметим, что решение этих проблем должно носить эволюционный характер, а именно:
– в основе всех инноваций должны лежать традиционные методы, которые задают фундамент обучения, а инновационные – выступать их дополнением, позволяющим студентам апробировать свои знания и субъектный опыт в квазипрофессиональной деятельности;
– решение кадровых проблем должно осуществляться посредством организации реверсивного наставничества и развития у преподавателей и студентов универсальных компетенций в сфере IT-технологий;
– внесение изменений в нормативно-правовую базу, регламентирующую делопроизводство в вузе, с целью решения проблемы «дублирования» работы и сокращения времени на оформление документов в разных форматах.

Svetlana V. Ivanova