Full text

Введение / Introduction

 

Будучи одной из основных компетенций XXI века – наравне с критическим мышлением, кооперацией и коммуникацией, креативность занимает приоритетное место в формировании обучающегося как активного субъекта деятельности, идущего в ногу со временем [1]. В соответствии с требованиями ФГОС развитие креативных умений учащихся относится к одной из наиболее значимых целей современного образования в Российской Федерации [2]. Достижением данной цели обусловлен высокий интерес к соответствующим педагогическим технологиям, в число которых входит eduScrum [3].

Объектом настоящего исследования стал процесс развития креативности у обучающихся старшей школы. Предметом исследования выступила технология eduScrum как инновационный метод развития креативных умений учащихся старшего звена в рамках учебного предмета «английский язык».

Цель исследования – выявить и оценить потенциал педагогической технологии eduScrum в области развития креативности у обучающихся старших классов. Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и осуществить анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по теме.

2. Проанализировать УМК «Spotlight 10», подобрать тематические направления для проектной деятельности обучающихся на разных ступенях исследования [4].

3. Выявить исходный уровень креативности учащихся 10А класса при помощи модификации теста фигурной группы Э. П. Торренса [5].

4. Организовать выполнение обучающимися учебных проектов по технологии eduScrum в рамках определенных тематических направлений.

5. Определить уровень развития предложенных Э. П. Торренсом аспектов креативности учащихся (абстрактность названия, сопротивление замыканию, беглость, оригинальность, разработанность) по выполнении каждого проекта, где тестирование по окончании последнего выполняет функцию диагностики уровня креативности обучающихся после эксперимента.

6. Оценить динамику результатов обучающихся.

7. Произвести сравнительно-сопоставительный анализ результатов до и после применения педагогической технологии eduScrum.

8. Провести анкетирование рефлексивного типа для обучающихся.

Заметим, что представленное исследование имело пилотный характер, предваряя серию более обширных изысканий в области применения педтехнологии eduScrum на уроках английского языка для развития креативности у обучающихся старших классов.

Далее рассмотрим сложившееся к настоящему времени научное наследие по изучаемой теме.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Проблема развития креативных умений обучающихся занимала умы многих отечественных и зарубежных специалистов. Советский и российский психолог
В. Д. Шадриков позиционировал креативность как личностную установку, находящую выражение во взгляде на проблему сквозь принципиально иную призму – независимости от шаблонов, готовности к усвоению и активному применению нового опыта, а также склонности к небанальным решениям [6].

Реализация креативности обучающихся осуществляется в виде творческих умений:

1. М. Воллах и Н. Коган к ним относили умение генерировать оригинальные идеи для преодоления новых препятствий [7].

2. Ф. Баррон причислял умение интегрировать нововведения в пласт уже имеющегося опыта [8].

3. Дж. Гилфорд относил умение выходить за рамки мышления штампами [9].

4. Э. П. Торренс причислял умение обнаруживать и осмысливать несовершенства в сложившейся системе знаний и выдвигать предположения относительно недостающих элементов [10].

Потребность в развитии креативных умений обучающихся лежит в основе поиска соответствующих подходов, к которым М. Боун, производя анализ перспективных проектных методик, относит eduScrum (education Scrum) – разработанную в 2011 году педтехнологию, основанную на обретшей применение в бизнесе и области IT проектной технологии Scrum, опирающейся на принципы методологии Agile [11]. В частности, основными принципами Agile выступают:

1) по Х. Хаббали – непосредственные контакты между сотрудниками и заказчиками вместо бюрократически опосредованного подхода к работе с клиентурой [12];

2) по М. Нойманну – практикоориентированность [13];

3) по Ц. Сян – гибкость [14].

Основателем eduScrum является нидерландский преподаватель химии, физики и биологии В. Вейнандс. На момент разработки педагог осуществлял профессиональную деятельность в колледже Ашрам, г. Алфен-ан-ден-Рейн [15]. Совместно с коллегами А. Дели и Р. ван Золингеном им были определены идейные основы инновации:

1) раскрытие и изучение обучающимися собственного потенциала;

2) сознательное обучение в коллективе [16].

С точки зрения разработчика и его коллег, eduScrum представляет собой открытую систему обучения, обеспечивающую личностное развитие обучающихся и выполнение ими образовательных задач путем решения комплексных динамичных проблем [17]. В то же время современная педагогическая наука обладает рядом иных определений технологии В. Вейнандса, дополняющих оригинальную трактовку:

1. Российские ученые О. С. Гришанова и А. С. Новикова, изучая подходы к обучению и воспитанию поколений X, Y, Z и альфа, отмечают, что традиционный метод кнута и пряника в значительной степени утратил актуальность в реалиях XXI века. EduScrum, с данной точки зрения, выступает в первую очередь как адаптация технологии Scrum для образовательных целей, открывая для обучающихся возможность оперировать большими объемами информации, обращаться к опыту межличностных отношений, творчески подходить к выполнению нестандартных задач [18]. Разделяя данную точку зрения, ряд исследователей отмечает следующие сходства ранее упомянутых технологий:

а) использование общей терминологии. Так, в соответствии с наблюдением
А. В. Запевалова, эмпирическим путем выявившего обширные адаптивные возможности применения eduScrum к различным форматам обучения, законченный онлайн-проект либо его составляющая в контексте педтехнологии В. Вейнандса называется продуктом [19]; как отмечают Т. Ю. Середа и Д. А. Платонова, изучавшие групп-менеджмент в рамках eduScrum и отводившие гармоничному распределению обязанностей между членами проектных команд приоритетную роль в обеспечении эффективности нидерландской педагогической инновации, руководящий проектной деятельностью учитель называется владельцем продукта [20]; по наблюдению Н. А. Гороховской, проводившей анализ компонентов eduScrum в рамках проектной деятельности студентов и отметившей особую значимость грамотной постановки и приоритезации проектных задач, список стоящих перед проектной группой задач, упорядоченный по соображениям приоритетности, имеет название бэклога [21]; В. Деведжич и С. Миленкович отмечают, что представитель команды, выполняющий функции посредника между педагогом и другими членами, носит название Scrum-мастера [22];

б) как отмечает Т. Н. Аксенова, оптимальное количество участников в проектных группах составляет 4–5 человек. Однако данное количество не представляется исследователю КалмГУ им. Б. Б. Городовикова исчерпывающим. С позиции российского педагога, изучавшего роль технологии В. Вейнандса в подготовке обучающихся школы к дальнейшей профессиональной деятельности, формат eduScrum может быть успешно использован для адаптации учащихся к работе в более малочисленных или расширенных группах, включая прежде всего диапазон от 3 до 7 человек [23]. Тезисы Т. Н. Аксеновой могут быть в значительной степени дополнены изысканиями российских ученых С. В. Борисенко и Т. В. Семеновских. В частности, исследователи ТюмГУ, изучавшие феномен кросс-функциональности в Scrum-группах, утверждают, что неотъемлемой частью укомплектации команды является наличие взаимодополняющих навыков у ее членов [24];

в) ведущими чертами творческого процесса в рамках образовательного процесса по технологии eduScrum Л. А. Сазанова называет гибкость и наглядность. Организуя на базе УрГЭУ изучение возможности использования педагогической технологии В. Вейнандса для обучения студентов информационных специальностей, важное место российский исследователь отводит средствам, обеспечивающим наглядность проектной деятельности, в первую очередь цифровым. Значимую роль играет такой инструмент наглядности, как Scrum-доска (флип) – цифровой или физический носитель, отражающий изменения в работе над проектом [25];

г) как утверждают М. А. Лукашенко и Т. В. Телегина, позиционировавшие четко отлаженный тайм-менеджмент как неотъемлемое условие эффективности обучения по технологии eduScrum, выполнение проекта разделено на специальные временные периоды – спринты, по окончании каждого из которых Scrum-команды демонстрируют готовые части проекта [26];

д) проектная деятельность реализуется в соответствии со схемой:

– планирование (по О. Л. Чулановой, говорившей о приоритетности корректного определения и формулирования проблемы проектной деятельности обучающихся, – это этап постановки проблемы и разработки критериев оценивания проектов [27]);

– деление на Scrum-команды (по Г. В. Ларионову, А. Ю. Никитину, А. В. Филимоновой, отводящим тимбилдингу определяющую роль в вопросах успешности старта проектной деятельности, – это объединение обучающихся в проектные группы, разработка правил внутрикомандного взаимодействия [28]);

– работа над проектом (по Р. В. Беттио, чьи исследования посвящены оптимальной систематизации проектной деятельности обучающихся, этап разработки бэклога и его последовательной реализации в ходе спринтов [29]);

– обзор проекта (по И. Ю. Мигдаль и П. М. Зимину, этап презентации и оценивания готовых проектов. Данной ступени исследователи ГСГУ отводят центральную роль в рамках образовательного процесса, организованного по технологии В. Вейнандса, позиционируя ее как своеобразную кульминацию проектной деятельности, наиболее полно раскрывающую развитие у обучающихся компетенций, включая креативность [30]);

– рефлексия (по С. Фернандес, чьи исследования сосредоточены на методически целесообразных и гармоничных способах подвести итог проектной деятельности, этап осмысления полученного опыта и определения возможных перспектив развития [31]).

2. И. Ю. Мигдаль и А. Д. Бобр определяют eduScrum как следствие эволюции метода проектов, у истоков которого стоял американский педагог и философ-прагматик Дж. Дьюи. В частности, исследователи ГСГУ называют педтехнологию В. Вейнандса улучшенной версией проектной методики, более приближенной к реальной жизни участников образовательного процесса, базирующейся на принципах Agile и задействующей комплекс дополнительных ресурсов, позволяющих учителю курировать групповую и индивидуальную работу учащихся [32].

3. М. Н. Яшина трактует eduScrum как платформу, позволяющую интегрировать широкий спектр техник и приемов в образовательный процесс, способствуя его открытости, прозрачности, доступности для учащихся и предрасположенности к совершенствованию [33].

Обобщая вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что для настоящего исследования отечественными и зарубежными специалистами был предоставлен обширный научный базис. Объединившее разнообразие аспектов креативности определение В. Д. Шадрикова выступило оптимальной основой постижения изучаемого феномена. Исследования М. Воллаха, Н. Когана, Ф. Баррона, Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса позволили выявить сущность и конкретизировать понятие креативных умений. Анализ потенциала проектных технологий М. Боуна осветил дидактические возможности eduScrum. Работы В. Вейнандса, А. Дели и Р. ван Золингена стали источником понимания авторского взгляда на содержание, цели, перспективы и способы реализации изучаемой в рамках данного исследования педтехнологии. Исследования О. С. Гришановой и А. С. Новиковой дали возможность оценить eduScrum с точки зрения межпоколенных коммуникаций, в то время как труды И. Ю. Мигдаль и А. Д. Бобр раскрыли преемственность технологии В. Вейнандса и метода проектов Дж. Дьюи. Подход М. Н. Яшиной позволил взглянуть на изучаемую педтехнологию через призму адаптивности к обширному набору форматов реализации. Работы
А. В. Запевалова, Т. Ю. Середы и их коллег выступили источником материала по изучению Scrum-терминологии. Статьи Т. Н. Аксеновой, С. В. Борисенко, Т. В. Семеновских, а также Г. В. Ларионова и его соавторов предоставили теоретическую базу в сфере командообразования, количественной и качественной комплектации проектных групп. Идеи Л. А. Сазановой легли в основу методически целесообразного визуального оформления практической части данного исследования. Из работ Р. В. Беттио, М. А. Лукашенко и Т. В. Телегиной применение нашли пути систематизации проектной деятельности обучающихся, включая грамотное распределение времени на каждый этап. Опора на исследования О. Л. Чулановой сделала осуществимым корректное планирование образовательного процесса по технологии eduScrum. Успешная реализация обзора проекта была обусловлена обращением к подходу И. Ю. Мигдаль и П. М. Зимина, в то время как статья С. Фернандес послужила основой для проведения рефлексии.

Изучив теоретические аспекты функционирования eduScrum в современной педагогической науке, рассмотрим методологическую базу настоящего исследования.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В рамках пилотного исследования испытуемыми стали 29 обучающихся 10А класса МОУ «Лицей № 23» г. Белоозерский, осваивающих английский язык по УМК «Spotlight 10».

В качестве теоретических методов исследования были применены:

‒     изучение и анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы;

‒     анализ УМК «Spotlight 10» и подбор тематических направлений проектной деятельности обучающихся в ходе исследования.

Практическими методами исследования стали:

‒     формирующий эксперимент по использованию педтехнологии eduScrum на уроках английского языка для развития креативности обучающихся старшего звена;

‒     наблюдение за испытуемыми учащимися в процессе эксперимента;

‒     тестирование обучающихся для выявления уровня креативности при помощи методики Э. П. Торренса;

‒     оценка динамики результатов обучающихся по мере выполнения проектных заданий по технологии eduScrum;

‒     сравнительно-сопоставительный анализ результатов тестирования до и после применения технологии В. Вейнандса;

‒     рефлексивное анкетирование обучающихся.

Перед внедрением проектной технологии В. Вейнандса обучающиеся 10А классов прошли модификацию теста Э. П. Торренса. Далее последовал период применения eduScrum, во время которого испытуемые выполнили учебные проекты в рамках тематических направлений “Character qualities”, “Free-time activities” и “Jobs”. Данный этап содержал последовательность следующих шагов:

1. Планирование. Обучающимися был получен «заказ», включавший в себя проектное задание, сроки его выполнения и т. д.

2. Тимбилдинг. 29 учащихся были поделены на пять команд, где четыре команды состояли из 6 человек и одна – из 5.

3. Выполнение проектных заданий. Для каждого проекта командами обучающимися был составлен бэклог – список задач, расставленных в приоритетном порядке. Реализация проектов осуществлялась в виде серии спринтов: каждый проект выполнялся в течение четырех временных отрезков длиной в неделю, три из которых завершались демонстрацией части проекта, а четвертый – целого проекта. По окончании каждого из четвертых спринтов производилась рефлексия, а также тестирование обучающихся при помощи модифицированной методики Э. П. Торренса.

По завершении цикла проектов обучающимися были заполнены рефлексивные анкеты.

Далее обратимся к результатам, полученным посредством указанных ранее методов.

 

Результаты исследования / Research results

 

Анализ результатов тестирования, проведенного до начала проектной деятельности (рис. 1), дал основания утверждать, что исходный уровень креативности обучающихся по критерию «Абстрактность названия» в среднем составлял 10,1 балла, «Сопротивление замыканию» – 6,2, «Беглость» – 5,6, «Оригинальность» – 4,8, «Разработанность» – 4,6.

 

 

 

Рис. 1. Анализ результатов тестирования обучающихся 10А класса
до внедрения технологии
eduScrum в образовательный процесс

Сравнительно-сопоставительный анализ результатов тестирования, имевших место до внедрения eduScrum в образовательный процесс и по окончании первого проекта (рис. 2), продемонстрировал рост средних показателей по критериям «Абстрактность названия» – на 3,96%, «Сопротивление замыканию» – на 8,06%, «Оригинальность» – на 6,25%, и снижение по критерию «Беглость» на 3,7%. Показатель «Разработанность» остался неизменным.

 

 

 

Рис. 2. Анализ динамики результатов тестирования до внедрения eduScrum и по выполнении первого проекта

 

Анализ динамики результатов тестирований, проведенных до начала использования педтехнологии В. Вейнандса, после реализации первого, а также второго проекта, показал, что в сравнении с результатами тестирования, направленного на изучение развития аспектов креативности обучающихся перед применением eduScrum, по окончании второго проекта средние показатели «Абстрактности названия» выросли на 6,93%, «Сопротивления замыканию» – на 14,5%, «Беглости» – на 3,57%, «Оригинальности» – на 10,45%, «Разработанности» – на 4,35% (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Анализ динамики результатов тестирования до внедрения eduScrum,
по выполнении первого и второго проектов

 

Анализ динамики результатов всех тестирований, проведенных в рамках настоящего исследования, показал, что в сравнении с результатами тестирования, проведенного до внедрения технологии eduScrum, по выполнении третьего и последнего в данной серии проекта, средние показатели критерия «Абстрактность названия» возросли на 10,89%, «Сопротивление замыканию» – на 19,35%, «Беглость» – на 8,93%, «Оригинальность» – на 16,67%, «Разработанность» – на 10,87% (рис. 4).

 

 

 

Рис. 4. Анализ динамики результатов тестирования до внедрения eduScrum, по выполнении первого, второго и третьего (заключительного) проектов

 

Согласно результатам анализа рефлексивного анкетирования:

1) большинство (68,9%) обучающихся 10А класса положительно оценили вклад технологии eduScrum в развитие креативности (рис. 5);

 

 

 

Рис. 5. Анализ обобщенной оценки обучающимися вклада технологии eduScrum в развитие креативности

 

2) наибольшей трудностью, с которой столкнулись обучающиеся в процессе работы по технологии eduScrum (рис. 6), стала адаптация к ранее неизвестному формату проектной деятельности (58,62%). Другими популярными ответами стали «Необходимость сосредоточиться на задаче» (27,59%), «Внутрикомандный эмоциональный климат» (10,34%), «Отсутствие творческих идей» (3,45%).

 

 

Рис. 6. Анализ основных трудностей, с которыми столкнулись обучающиеся в процессе работы по технологии eduScrum

 

На основании результатов исследования можно заключить:

1) педагогическая технология В. Вейнандса вносит положительный вклад в развитие креативности обучающихся старшего звена;

2) наиболее эффективно eduScrum влияет на развитие таких аспектов креативности, как сопротивление замыканию и оригинальность;

3) при организации проектной деятельности по технологии eduScrum необходимо уделять особое внимание вопросам адаптации обучающихся к новому формату.

 

Заключение / Conclusion

 

Итак, можно с уверенностью говорить о выполнении целей исследования и достижении поставленных задач. Технология eduScrum обладает глубоким потенциалом в сфере развития креативности у обучающихся старшего звена. Результаты исследования могут найти применение в среде учителей английского языка, ищущих эффективные способы повышения креативности учащихся старших классов.

Опыт проектной деятельности по технологии В. Вейнандса предоставил обширный материал для профессиональной рефлексии и выступил основой методических рекомендаций, разработанных в целях поддержки педагогов, заинтересованных в применении eduScrum для развития креативности обучающихся и желающих быть подготовленными к возможным трудностям.

1. Выполнение первого проекта по технологии eduScrum требует адаптационного периода, в течение которого обучающиеся смогли бы на практике опробовать свои роли в команде, протестировать первоначальные идеи, осмыслить механизм неизвестного ранее формата проектной деятельности. Реализация адаптационного периода может заключаться в проведении серии предварительных спринтов (т. н. «протоспринтов»), направленных на приспособление к новым условиям образовательного процесса.

2. Необходимо грамотно задавать вектор творческой активности обучающихся. Как и всякое задание, задействующее креативное мышление, выполнение проекта по технологии eduScrum способно поставить команду учащихся старшего звена в состояние творческого кризиса. Несмотря на высокий уровень самостоятельности, сознательности, ответственности и самоорганизации обучающихся 10–11-х классов, сложности в адаптации к новому формату, восприятии и понимании темы данного задания, а также ряд других проблем способны затруднить продуцирование проектных идей. Педагогу необходимо своевременно выявлять причины творческих кризисов обучающих и принимать адекватные меры, не допуская усугубления ситуации. Так, возможным способом выведения Scrum-команды из творческого тупика является ознакомление ее членов с выполненными ранее проектными работами других классов. Важно помнить, что цель учителя здесь не предоставить готовое решение, де-факто блокирующее инициативу обучающихся, а указать проектной группе направления, движение по которым способно привести к выходу из затруднительного положения.

3. Психологические особенности старших подростков – в данном случае обучающихся 10–11-х классов – способны породить условия, требующие от учителя, организующего учебную деятельность по технологии eduScrum, готовности выступить в роли медиатора, специалиста по переговорам, психолога ученического коллектива. Юношеский максимализм, эгоцентричность и повышенное внимание к собственным чувствам, эмоциям, переживаниям современных учащихся старшего звена могут выступать в роли барьера, препятствующего эффективной коммуникации и кооперации внутри проектной группы. Вникая в суть проблемы, ставшей отправной точкой конкретного конфликта, педагог должен учитывать не только ее специфику, но и черты характера, индивидуальные характеристики, личностные качества каждого из находящихся в конфронтации подростков. Не стоит также недооценивать роль командообразования во взаимоотношениях учащихся 10–11-х классов. Избегая группировки обучающихся исключительно на основе их личных предпочтений в целях сохранения субординации, осознания учащимися своих функций в команде и освоения новых форм коммуникации и кооперации, учитель не должен впадать и в другую крайность – авторитарное формирование команд и назначение лидеров, подавляющее инициативу подростков, лишающее их самостоятельности и негативно влияющее на стратегическое мышление и персональную ответственность.

Подводя итог, представляется возможным заключить, что использование педагогической технологии eduScrum на уроках английского языка для развития креативности у обучающихся старшей школы отличается эффективностью и выступает в роли перспективного направления для дальнейших исследований.