Введение / Introduction
В Российской Федерации задекларирован процесс импортозамещения различных информационных и экономических продуктов отечественными аналогами. В информационной сфере лидерами общественного мнения предлагается продвигать в широкие массы российский аналог Ютуба – Rutube, российский видеохостинг, который был создан в 2007 году и предназначен для просмотра и загрузки видеоматериалов, а также для создания собственных каналов и сообществ. Однако российская общественность озабочена способностью Rutube выступить в качестве альтернативы международному видеохостингу.
Платформа Rutube как один из крупнейших видеохостингов в России обладает значительным потенциалом для формирования патриотических ценностей и установок у молодого поколения. Во-первых, Rutube предоставляет возможность создания и распространения образовательного контента, посвященного истории, культуре, науке и искусству России. Это могут быть документальные фильмы, лекции, интервью с историками, учеными и культурными деятелями, а также мультимедийные проекты, посвященные важным событиям и личностям, внесшим значительный вклад в развитие страны. Такой контент способствует углублению знаний молодежи о своей родине, развитию критического мышления и формированию уважительного отношения к культурному наследию. Во-вторых, Rutube является платформой для организации и проведения онлайн-мероприятий патриотической направленности. Это могут быть виртуальные экскурсии по историческим местам, тематические вебинары, дискуссионные клубы, встречи с ветеранами и участниками значимых событий. Такие мероприятия позволяют молодежи не только получать информацию, но и активно участвовать в обсуждении и анализе исторических и современных событий, что способствует развитию гражданской позиции и ответственности. В-третьих, Rutube предоставляет инструменты для создания и распространения контента, созданного самими молодыми людьми. Это могут быть видеоролики о волонтерской деятельности, спортивных достижениях, культурных проектах и других инициативах, направленных на развитие и укрепление российского общества. Участие в создании такого контента развивает творческие способности, лидерские качества и навыки командной работы, что является важным аспектом патриотического воспитания. В‑четвертых, Rutube может быть использован для популяризации и продвижения патриотических инициатив и проектов, реализуемых государственными и общественными организациями. Это могут быть кампании по сохранению культурного наследия, поддержке науки и образования, развитию спорта и здорового образа жизни. Такой подход позволяет привлечь внимание молодежи к важным социальным и государственным задачам и мотивировать их к участию в их реализации. Наконец, Rutube предоставляет возможности для создания и распространения контента, направленного на формирование у молодежи чувства гордости за свою страну и ее достижения. Это могут быть видеорепортажи о достижениях российских спортсменов, ученых, артистов и других представителей различных сфер деятельности. Такой контент способствует развитию у молодежи чувства национальной идентичности и гордости за свою страну.
Молодое поколение, значительное количество времени ежедневно проводящее за просмотром медиапродуктов в сети Интернет, нуждается в информационной площадке, очищенной от фейкового или запрещенного контента (например, подобного транслируемого компанией Meta, признанной в России экстремистской). В данной работе анализируется педагогическая роль данной медиаплощадки в патриотическом воспитании современной молодежи.
Цель исследования – на основе данных опроса (анонимного, проводимого в офлайн- и онлайн-форматах) определить и измерять ключевые направления использования патриотического медиаконтента, размещаемого в Rutube, для воспитания российской молодежи.
Задачи исследования заключаются в анализе воспитательного потенциала видеосети Rutube как видеохостинга патриотических материалов, описании способов использования педагогических средств Rutube для воспитания молодого поколения, выявлении проблем применения видеохостинга Rutube для формирования патриотизма.
Обзор литературы / Literature review
Перспективам использования видеосоцсети Rutube в образовательных целях посвятило свои исследования большое количество авторов, они охватывают широкий спектр тем, связанных с патриотическим воспитанием молодежи. При этом среди наиболее перспективных работ следует отметить статью М. Н. Абразумова, Л. Н. Нор, Д. С. Романенко и Н. А. Шаталова, в которой описаны особенности укрепления патриотического воспитания молодежи [1]. В данном исследовании использован опыт работы Н. С. Барановского, который актуализировал вопрос об использовании видеоигр в патриотическом воспитании [2], говоря о значимости визуального канала для восприятия информации, что особенно важно в эпоху цифровых технологий.
А. В. Богдановым рассмотрены особенности использования темы патриотизма в игровых технологиях формирования политической культуры современной российской молодежи [3], что имеет актуальность и для патриотического воспитания молодежи, непосредственно соприкасающейся с анализом политических процессов. Его работа акцентирует внимание на значимости видеоигр в процессе воспитания, что может быть полезно для анализа политических процессов и развития критического мышления у подрастающего поколения.
Т. Ю. Васильева и О. А. Щеренкова детализировали вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях современной системы образования [4], в рамках которого указали на особое место медиаконтента в воспитании молодежи. Они указывают на необходимость интеграции цифровых технологий в образовательный процесс, что способствует более эффективному усвоению патриотических ценностей. С. В. Куликова и Е. А. Фоменко рассмотрели потенциал цифровых технологий в решении задач патриотического воспитания российской молодежи [5] и выявили возможность использования актуальных видео для педагогического воздействия на воспитуемых. Они отмечают, что видеохостинги могут стать эффективным инструментом педагогического воздействия на молодежь, способствуя формированию патриотических чувств. Из работ, посвященных трансформации взглядов молодого поколения, следует отметить статью Т. И. Леденевой, которая описала роль кинематографа в гражданско-патриотическом воспитании современной молодежи [6], показав актуальность как современного фильма, так и кинокартин прошлых лет. Она подчеркивает, что как современные фильмы, так и кинокартины прошлых лет могут оказывать значительное влияние на формирование патриотических взглядов у молодежи. Это исследование особенно актуально в контексте трансформации медиапространства и его влияния на образовательные процессы.
Исследование Н. А. Михалевой актуально для темы данной работы тем, что она описала процесс цифровизации на службе гражданско-патриотического воспитания [7], который в новых информационных условиях сопряжен с использованием в педагогическом процессе видеохостингов. Она отмечает, что использование видеохостингов в педагогическом процессе позволяет более эффективно доносить патриотические идеи до молодежи, адаптируя их к современным информационным условиям. М. С. Нахушева и Р. О. Емельяненко рассмотрели процесс развития системы патриотического воспитания молодежи [8], одним из ключевых факторов в котором является овладение цифровыми технологиями и достижение подлинного суверенитета в этой сфере. Они подчеркивают важность овладения цифровыми технологиями и достижения суверенитета в этой сфере. Их работа акцентирует внимание на необходимости интеграции современных технологий в образовательный процесс для формирования патриотических ценностей у молодежи. Такие исследователи, как И. В. Журавлев и И. В. Радько, в своей работе расставили новые акценты в патриотическом воспитании [9], уделив место влиянию современных информационных технологий на образовательный процесс. Они указывают на новые акценты, которые необходимо расставить в образовательном процессе, чтобы эффективно использовать потенциал цифровых технологий для формирования патриотических чувств. Спецвыпуск работы О. П. Задорожней и А. В. Красноперовой представил труд, где они постарались решить актуальную задачу поиска новых векторов патриотического воспитания подрастающего поколения [10], одним из которых является повышение медиаграмотности. Они говорят о важности повышения медиаграмотности у молодежи, что способствует более осознанному восприятию патриотических идей и ценностей.
Для данной работы примером выступил В. В. Капустин, описавший опыт исследования современного кино и его роли в патриотическом воспитании граждан России [11] среди большого количества сотрудников силовых структур. Его работа подчеркивает важность использования киноматериалов для формирования патриотических взглядов у различных групп населения. Высокой педагогической ценностью обладают работы О. В. Колоснициной о патриотическом воспитании подрастающего поколения [12], в которых автор указывает на роль идеологии, что важно для продвижения русофильского контента в медиасфере и способствует формированию патриотических чувств у молодежи. Также актуален труд Т. Б. Колышкиной и И. В. Шустиной о медиаобразе региона как ресурсе патриотического воспитания студентов [13], что важно для формирования территориального типа чувства патриотизма у современной молодежи посредством усвоения истин, представляемых в видеоформате.
Статья Е. А. Комлевой об инновационных формах патриотического воспитания российской молодежи [14] изобилует примерами использования новых информационных технологий для формирования мировоззрения молодых людей. Практический интерес для органов воспитательной работы силовых ведомств представляют работы М. А. Талышевой и Н. В. Поплавской о СМИ как проводнике патриотической идеи в контексте теории поколений [15], что резонирует с тематикой данной работы и представляет ценность для педагогической науки. О тех же проблемах написано в статье И. В. Шерстобаева, где о патриотизме среди молодежи [16] говорится как о явлении, предшествующем совершению героических поступков и предуготовляющем его. Здесь важна и работа С. С. Шорина, в которой, опираясь на практический опыт офицера по формированию у молодого поколения патриотических взглядов, автор описал то, как должно выглядеть современное патриотическое воспитание молодежи [17] в современных условиях.
При исследовании иностранного опыта целесообразным стало обращение к актуальным работам зарубежных специалистов в педагогической сфере. Так, Дж. Барбьери изучал образовательные программы в Донецкой и Луганской Народных Республиках [18] и выявил ориентированность их на патриотическое воспитание новых граждан России. К. Фу рассмотрено значение идеологического и политического воспитания в колледже [19], которые можно понимать как грани патриотического воспитания молодежи.
Известно, что в качестве пособия для медиавоспитания современной молодежи используется потенциал политических видео, активно размещаемых в социальных сетях и различных мессенджерах. Так, А. Греф описал реакции российского внешнеполитического экспертного сообщества на войну против Украины [20], в которых проанализировал основные взгляды на острые политические вопросы современности. К. С. Уайтом изучены практические аспекты использования социальных сетей в киберпространстве: «глобализм, национализм и гражданское воспитание» [21]. Такими исследователями, как Д. Чжан, Дж. Чэнь и М. Чжан, проведено практическое исследование глубокой интеграции идеологического и политического образования и преподавания по учебным планам [22], которое свидетельствует о перспективах цифровизации в развитии педагогических систем.
На сегодняшний день Rutube – это отечественный видеохостинг, который предоставляет платформу для размещения и просмотра видеоконтента. Д. А. Орысюк и О. И. Никитина дают следующую характеристику Rutube: это «российский онлайн-сервис для хостинга и просмотра видео. Он построен на базе собственной технологической платформы. Предоставляет различный набор инструментов для создания и обработки видеоконтента. Начал свою работу в 2006 году. Посещаемость сайта более 30 млн активных пользователей в месяц. Данная платформа имеет только русский язык и слабо востребована в странах ближнего зарубежья. Штат сотрудников достаточно мал и насчитывает 250 человек, что в 8 раз меньше, чем у американского видеохостинга. Сервера RuTube располагаются в Москве и Московской области» [23].
В целом Rutube – перспективный видеохостинг для патриотического воспитания российской молодежи, но для достижения этой цели проектировщикам этой видеосоцсети необходимо учитывать вышеуказанные недостатки и работать над их устранением. К. А. Кузьмина констатирует, что «применение видеоконтента медиахостинга является удобным и емким ресурсом для развития основ педагогического мастерства студентов-педагогов. В особенности это очевидно (результаты самооценки студентов) для развития творческой и инновационной его составляющих, что обусловлено в свою очередь вариативностью выбора материалов, а также широкого диапазона реализации системы упражнений с видеоконтентом» [24].
При этом Е. М. Акулич и Я. В. Кандыба отмечают, что «медиаплатформа не создает конкуренцию между авторами внутри площадки, а вытесняет контент любительского уровня наличием телевизионных форматов развлекательных шоу, сериалов и короткометражных фильмов отечественного производства, оставляя самостоятельных авторов без трафика, что в корне противоречит значению веб-сервиса» [25]. Для решения подобных проблем Rutube может проводить мониторинг видеоконтента и удалять материалы, которые не соответствуют патриотическим нормам и традиционным ценностям. Также могут быть введены правила, которые запрещают размещение материалов, направленных против национальных интересов России.
В образовательной сфере А. М. Шестерина к часто используемым образовательным форматам относит «видеолекции в записи; прямые трансляции всех форм занятий с доминированием лекционного формата; вебинары; гайды; видеоэкскурсии; видеоконференции; обучающие видео в системе видеоблогинга» [26].
Создание и продвижение социальных патриотических клипов сегодня является наиболее актуальным. И. В. Жуков говорит следующее: «Адаптация Shorts на RuTube позволяет пользователям быстро и легко создавать контент, который может привлечь большое количество зрителей. Короткие видео могут быть использованы для продвижения бренда, продукта или услуги, что делает их полезными для маркетинговых целей. Кроме того, Shorts на Rutube могут быть использованы для увеличения вовлеченности аудитории и привлечения новых подписчиков» [27].
И. С. Певчев и А. Д. Ермола пишут следующее: «На RuTube доступны множество каналов, посвященных военной истории и патриотическим темам. Например, канал “Неизвестные сражения Великой Отечественной” содержит интересные архивные материалы о малоизвестных событиях Второй мировой войны, которые могут быть интересны молодежи и способствовать их патриотическому воспитанию» [28].
Приведем мнение А. А. Гороховой: «В качестве сервисов для представления учебного материала как на уроках, так и во внеурочное время стоит обратить внимание на отечественный онлайн-сервис для видеохостинга Rutube. Ha его просторах можно найти не только обучающие видео для использования на уроках, но и множество полезной информации для педагогов» [29].
Рассматриваемый медиахостинг актуален и для работы электронной образовательной среды. Так, М. Е. Вайндорф-Сысоева и М. Л. Субочева полагают, что для использования видеотехнологии РОС (Power over Coaxial) в условиях ЭИОС целесообразны следующие видеосредства: «RuTube (как инструмент для записи и хранения видеоресурсов); вебинар (разновидность веб-конференции для организации онлайн-занятия с возможностью сохранения записи процесса); сamtasia (цифровой инструмент для записи экрана своего компьютера, что позволяет одновременно и комментировать работу – оценивая ее, и записывать процесс оценивания); скринкаст (цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, также известная как “видеозахват экрана”. Часто сопровождается голосовыми комментариями)» [30]. Технология PoC позволяет реализовать стандартную голосовую связь, наладить передачу мультимедийных данных, работать с изображениями, текстом и видео.
Таким образом, анализ литературы свидетельствует о востребованности проблемы изучения перспектив медиахостингов выступать в качестве базы средств педагогического воздействия. Исследования использования видеосоцсети Rutube в образовании охватывают широкий спектр тем, связанных с патриотическим воспитанием. Они подчеркивают важность интеграции цифровых технологий, медиаконтента и идеологии в образовательный процесс для эффективного формирования патриотических ценностей у молодежи.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Сущность использования интегрированного, междисциплинарного и когнитивного подходов в системе патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России при воспитании на основе просмотров патриотических видео заключается в комплексном и всестороннем подходе к формированию у них высоких морально-нравственных качеств, чувства гордости за свою страну, ее историю, культуру и традиции. Этот подход объединяет различные дисциплины и методы, направленные на развитие когнитивных способностей, эмоционального интеллекта и практических навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей.
Интегрированный подход предполагает объединение знаний и методов из различных областей, таких как история, социология, психология, культурология и педагогика. Это позволяет создать целостное представление о патриотизме как о многогранном явлении, включающем в себя не только исторические и культурные аспекты, но и современные вызовы и задачи, стоящие перед обществом. Например, изучение истории страны в контексте ее геополитического положения и международных отношений способствует формированию у курсантов более глубокого и осмысленного понимания патриотизма.
Междисциплинарный подход акцентирует внимание на взаимодействии различных дисциплин для достижения общих целей. В контексте патриотического воспитания это означает, что просмотр патриотических видео сопровождается анализом и обсуждением, а также практическими заданиями, направленными на применение полученных знаний в реальных ситуациях. Например, после просмотра фильма о героических поступках сотрудников правоохранительных органов курсанты могут участвовать в ролевых играх, моделирующих подобные ситуации, что помогает им лучше усвоить и осмыслить материал.
Когнитивный подход акцентирует внимание на развитии когнитивных способностей, таких как критическое мышление, анализ, синтез и рефлексия. Просмотр патриотических видео стимулирует развитие этих способностей, поскольку требует осмысления и интерпретации информации, сравнения ее с уже имеющимися знаниями и формирования новых выводов. Например, после просмотра документального фильма о Великой Отечественной войне курсанты могут участвовать в дискуссиях, где им предлагается высказать свои мысли и идеи по поводу увиденного, а также сравнить свои взгляды с мнением других участников.
Использование интегрированного, междисциплинарного и когнитивного подходов при патриотическом воспитании курсантов образовательных организаций МВД России на основе просмотра патриотических видео позволяет создать эффективную систему формирования у них высоких морально-нравственных качеств и готовности к выполнению служебных обязанностей. Этот подход способствует развитию у курсантов не только теоретических знаний, но и практических навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности в правоохранительных органах.
Эмпирической базой исследования выступили 204 пользователя Rutube в возрасте от 18 до 24 лет, 100 женщин и 104 мужчины, проходящих обучение в образовательных организациях МВД России (Московский, Санкт-Петербургский и Краснодарский университеты МВД России). Опрос-ранжирование осуществлялся в офлайн- и онлайн-формате. Для этого испытуемым в течение одного учебного семестра было предложено просмотреть ряд патриотических видео, размещенных в изучаемом видеохостинге, и оценить способность данной медиаплощадки быть эффективным средством воспитания патриотических взглядов.
Суть проведенного опроса заключалась в оценке обучающимися контента видеохостинга как средства формирования патриотических взглядов. Целью исследования было выявить, насколько эффективно видеохостинг используется для воспитания патриотических чувств у молодежи. В ходе опроса респонденты оценивали различные аспекты контента, такие как его информативность, эмоциональная насыщенность, соответствие историческим фактам и актуальность для современного общества.
Роль педагогов в процессе формирования патриотических взглядов также была важным аспектом исследования. Педагоги как ключевые фигуры в образовательном процессе должны направлять и контролировать использование видеохостинга, помогая обучающимся критически оценивать информацию и развивать критическое мышление.
Экспертную оценку полученных результатов проводили квалифицированные специалисты в области педагогики, социологии и медиаобразования. Их задача заключалась в анализе данных, интерпретации результатов и формулировании рекомендаций по дальнейшему использованию видеохостинга в образовательном процессе.
Термины «патриотическое воспитание» и «формирование патриотических взглядов» часто используются как синонимы, однако они имеют определенные различия. Патриотическое воспитание обычно подразумевает комплексный и системный подход, направленный на формирование у обучающихся любви к Родине, уважения к ее истории, культуре и традициям. Формирование патриотических взглядов, в свою очередь, может быть более узким понятием, фокусирующимся на развитии конкретных аспектов патриотического сознания, таких как гордость за достижения страны или уважение к ее символам.
Автор статьи понимает различие между этими понятиями как разницу между общим и частным. Патриотическое воспитание охватывает широкий спектр аспектов, включая исторические, культурные, социальные и политические, тогда как формирование патриотических взглядов может быть более конкретным и целенаправленным. Например, патриотическое воспитание может включать изучение истории страны, а формирование патриотических взглядов – изучение конкретных исторических событий или личностей, которые оказали значительное влияние на развитие государства.
Оценка пропаганды государственный политики осуществлялась через анализ таких каналов, как «Радио Аврора», «Воспитание с умом: педагогические инновации», «Информационный портал семейной политики» и пр. Формы защиты исторической памяти оценивались через такие каналы, как «Вечный зов», «Без срока давности», «Национальный центр исторической памяти» и др. Взаимосвязь национальной идеи и патриотизма – в таких типовых каналах, как «Алексей Алексеев 58», «Сириус_Микушина», «Народное Славянское радио», «Раевский live & политика» и др. Ответственность за содержание контента в этих каналах несут авторы самих видео, организаторы каналов выборочно осуществляют их мониторинг и проверку. Описанные каналы выбраны по причине их массовости и наибольшей тематической близости к системе патриотического воспитания.
Укрепление семейных ценностей анализировалось через официальные группы библиотек, музеев, государственных структур, занимающихся духовно-нравственным воспитанием, через усвоение информационных материалов, посвященных семейной грамотности. Популяризация видео социокультурной значимости оценивалась в различных учебно-воспитательных каналах. Региональные патриотические проекты рассматривались в каналах вокально-музыкальных студий. Видео в поддержку религиозных ценностей анализировались через порталы традиционных религий коренных народов России. Значение поддержки русского языка рассмотрено в любительских лингвистических каналах, а также на информационных материалах различных пресс-центров. Ранжирование позволило установить место, роль, ценность отдельных направлений видеоконтента. Для подтверждения достоверности полученных результатов использовались методы индивидуально-воспитательной беседы, интервьюирования, наблюдения и мониторинг социальных сетей.
Результаты исследования / Research results
Нами проведен анализ педагогического потенциала видеосети Rutube как платформы для размещения патриотических материалов. Исследование включало изучение особенностей видеохостинга, его технических возможностей и алгоритмов работы, а также анализ контента, представленного на платформе. В ходе анализа были рассмотрены передовые педагогические подходы и методики, применяемые для воспитания молодого поколения, и их применимость к использованию Rutube.
Были выявлены ключевые педагогические средства, которые могут быть эффективно использованы на Rutube для достижения образовательных и воспитательных целей. К таким средствам относятся:
– Интерактивные видеоуроки. Rutube предоставляет возможность создания и просмотра интерактивных видео, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления у учащихся.
– Мультимедийные ресурсы. Использование аудиовизуальных материалов (видео, анимации, графики) делает обучение более наглядным и запоминающимся, что особенно важно при изучении истории, культуры и патриотических тем.
– Вебинары и онлайн-трансляции. Rutube позволяет организовывать и проводить онлайн-мероприятия, такие как вебинары, лекции и дискуссии, что способствует активному вовлечению учащихся в образовательный процесс.
– Социальные функции. Платформа предлагает инструменты для создания сообществ, дискуссионных групп и форумов, что способствует развитию коммуникативных навыков и формированию чувства принадлежности к общему делу.
– Геймификация. Внедрение игровых элементов в образовательный процесс может сделать его более увлекательным и мотивирующим для учащихся.
Анализ также показал, что Rutube обладает значительным потенциалом для создания и распространения патриотических материалов. Платформа предоставляет возможность размещения образовательных видео, документальных фильмов, интервью с историческими личностями и ветеранами, а также других материалов, направленных на формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну.
Как и любой другой видеохостинг, Rutube имеет свои преимущества и недостатки в плане использования для патриотического воспитания современной российской молодежи. Ключевыми преимуществами отечественного медиахостинга для патриотической работы, по нашему мнению, являются:
1. Широкий выбор контента. Rutube предлагает множество различных видеоматериалов, включая фильмы, сериалы, документальные фильмы, музыку и т. д., что позволяет пользователям выбирать контент в соответствии с их интересами и потребностями.
2. Возможность создания своего канала. Пользователи могут создавать свои собственные каналы и делиться своими видео с другими русскоязычными пользователями. Это позволяет создавать оригинальный контент и быть более независимым в выборе просмотра.
3. Возможность подписки на каналы. Авторы могут подписываться на каналы других пользователей и получать уведомления о новых видео, которые они публикуют. Это помогает следить за новыми интересными видео и находить свежие источники информации.
4. Удобный интерфейс. Rutube прост и интуитивно понятен. Это делает его удобным для использования в широком возрастном и тематическом диапазоне.
5. Наличие функции поиска. Пользователи могут включать функцию расширенного поиска для быстрого отбора нужного им контента.
6. Возможность комментирования. Пользователи могут оставлять комментарии к видео, что позволяет им общаться с создателями контента и другими рутюберами.
Недостатками видеохостинга являются следующие недоработки:
1. Ограниченный выбор контента на русском языке. Большинство контента на Rutube доступно только на русском языке, что может быть проблемой для пользователей, которые пока не говорят на нашем языке.
2. Отсутствие рекламы. Rutube не показывает рекламу на своих видео, что может привести к снижению доходов для создателей контента (однако для пользователей видеохостинга это можно отнести в категорию достоинств).
3. Ограниченный функционал для пользователей. Некоторые функции, такие как возможность подписки на каналы, могут быть доступны только для пользователей с платной подпиской.
4. Отсутствие цензуры. На Rutube часто размещаются видеоматериалы, которые могут быть не соответствующими патриотическим ценностям и нормам. Например, это могут быть видео, содержащие оскорбления и унижения в адрес России или ее граждан, неприятие специальной военной операции и пр. Кроме того, на Rutube могут размещаться видео, которые пропагандируют насилие и жестокость, что противоречит традиционным ценностям российского общества.
С целью углубления понимания значимости тех или иных направлений патриотического медиаконтента Rutube нами проведен анонимный опрос-ранжирование 204 активных пользователей данного видеохостинга. Данные представлены на диаграмме ниже.
Данные опроса о предпочтительности направлений патриотического воспитания
видеохостинга Rutube (% от 100)
Направления патриотического медиаконтента Rutube были определены в ходе опросов респондентов об их предпочтениях, несмотря на некоторую несопоставимость тематики. Проведенный опрос показал, что наиболее важным в современной общественно-политической ситуации пользователи Rutube видят продвижение государственнно ориентированных взглядов в молодежной среде, защиту исторической памяти и поддержку национальной идеи. Также важное место занимает укрепление семейных ценностей, популяризация видео социокультурной значимости и региональные патриотические проекты. Менее значимым респонденты сочли размещение видео в поддержку религиозных ценностей и в защиту русского языка. Наиболее популярные форматы видео на рассматриваемой нами медиаплатформе – это развлекательные шоу, онлайн-трансляции, стриминговые эфиры телеканалов, авторские блоги, тематические мастер-классы, телепередачи, кино и сериалы.
Примерами пилотных идей патриотических видеороликов для размещения в Rutube могут быть следующие темы:
1. «Я люблю Россию» – это видео, в котором собраны самые красивые и вдохновляющие кадры нашей страны.
2. «Патриотические песни» – сборник популярных песен о Родине и любви к России с патриотическим видеорядом.
3. «Русские традиции и обычаи» – в этом ролик, в котором кратко описываются традиции и обычаи нашей страны, которые делают ее уникальной.
4. «Россия – моя Родина» – видео, в котором знаменитости рассказывают о том, почему Россия – это лучшее место для жизни, и описывают места, где прошло их детство и юность.
5. «История России» – клип, где рассказывается о ключевых моментах истории нашей страны и ее достижениях.
Респонденты отметили, что для молодых людей, повсеместно увлекающихся созданием и просмотрами коротких видео в социальных сетях, импонирует продвижение медиаконтента и в Rutube. Частота и объемы размещения авторских видеороликов, записей в поддержку специальной военной операции, а также видеоотрывков из патриотических клипов и фильмов показывают, что Rutube становится отечественной площадкой, откуда молодежь может подчерпнуть для себя значительное количество мотивационных информресурсов и видео, воздействующих на когнитивный и ценностный компоненты патриотизма.
Заключение / Conclusion
Таким образом, обоснованным является вывод, что Rutube имеет большое значение и перспективы для патриотического воспитания, так как позволяет распространять информацию о важных событиях и достижениях России, а также о культуре и истории страны. Кроме того, на Rutube можно найти множество образовательных и развлекательных материалов, которые помогают формировать мировоззрение и традиционные ценности у современной молодежи. Достоинством видеохостинга является его повсеместная доступность на территории Российской Федерации и дружественных ей стран и отсутствие деструктивной рекламы.
Нами проведен опрос активных пользователей Интернета, который позволил определить ключевые направления использования патриотического медиаконтента, размещаемого в Rutube, для воспитания российской молодежи. Проанализированы перспективы воспитательного потенциала видеосети Rutube как видеохостинга патриотических материалов. Описаны способы использования педагогических средств Rutube для воспитания молодого поколения. Выявлены проблемы и недостатки Rutube для технологии воспитания с помощью видеосредств. Поэтому цель исследования достигнута, задачи работы выполнены в полном объеме.
Мы полагаем, что у гражданина Российской Федерации должен быть выбор потребления контента на отечественных медиаплощадках, где соблюдается законодательство нашей страны, работает непредвзятая модерация, цензура, существует ограждение от фейков и права пользователя защищены.
Результаты исследования говорят о том, что патриотическое воспитание, основанное на использовании медиаресурсов как педагогического средства показывает себя эффективным инструментом, проводником государственной идеологии в массы. Деятельность молодежи по созданию патриотически ориентированных медиапродуктов набирает актуальность и обладает значительным воспитательным потенциалом.

Sergey N. Kipreev