Введение / Introduction
Современная российская система образования переживает период глубоких преобразований и адаптации к новым реалиям образовательной модели. Система общего и особенно высшего образования вступает в очередную фазу обновления. Потребность в существенных изменениях четко обозначена в Ежегодном послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию [1]. Стремление повысить качество подготовки специалистов для нужд национальной экономики признано общим требованием всех заинтересованных сторон. Наряду с этим интенсивно разрабатываются разнообразные пилотные модели для оптимизации действующей Болонской системы.
Образование является важнейшей составляющей развития общества и экономики страны. Современные образовательные модели обучения и воспитания направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие личностных качеств обучающихся и адаптацию образовательных процессов к требованиям рынка труда, отмечает в своей статье И. В. Вяткина [2]. Разработка и апробация моделей обучения и образования приобретает особую значимость в условиях быстро меняющегося современного мира. Актуальность обусловлена несколькими ключевыми факторами:
1. Изменчивость требований рынка труда. Сегодняшний рынок труда требует постоянно обновляемых компетенций, поскольку профессии развиваются стремительно. Ю. Н. Зиятдинова подчеркивает, что многие традиционные специальности устаревают, появляются новые направления деятельности, обусловленные развитием технологий, инновациями и глобализацией экономики [3].
2. Рост потребности в развитии soft skills. Кроме технических навыков, большое значение приобретают коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, умение вести переговоры, командная работа и стрессоустойчивость. Эти компетенции сложно сформировать только традиционным путем передачи знаний и проверочных тестов, требуются инновационные технологии, методы и формы, которые способствуют развитию личностных качеств будущих профессионалов, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда, выявляют в своей статье Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова и О. Ю. Хацринова [4].
3. Индивидуализация образовательных траекторий. Каждый студент уникален и обладает собственными особенностями восприятия информации, мотивации и темпами освоения нового материала. Стандартизированные учебные программы часто оказываются неэффективными для значительного числа обучающихся. Современные образовательные системы стремятся учитывать индивидуальные особенности каждого студента, предоставляя возможность выбора курсов, персонализированных заданий, выполнения проектов с целью развития необходимых компетенций. В. Г. Перчаткина обращает внимание на то, что особенно эффективной и способствующей реализации личностно ориентированного подхода является проектная деятельность [5].
4. Расширение роли информационных технологий. Цифровые платформы, облачные сервисы, интерактивные курсы, VR-тренажеры и разумное использование искусственного интеллекта становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Интеграция инновационных решений обеспечивает разнообразие учебных материалов, доступность дистанционного обучения и активное вовлечение студентов в учебный процесс, что стимулирует педагогов к разработке соответствующих методологий и методик, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр (геймификация), апробация которых осуществлялась Л. Р. Ханнановой-Фахрутдиновой для бакалавров – конструкторов изделий легкой промышленности [6].
5. Необходимость интеграции науки и практики. Современному специалисту важно иметь актуальные научные знания и одновременно уметь применять их на практике. Теоретический материал становится полезным лишь тогда, когда обучающиеся имеют возможность применить полученные знания в конкретных практических заданиях. И. В. Вяткина, Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова отмечают актуальность создания интегрированной среды обучения, сочетающей теорию и практику [7].
В своем выступлении перед ректорами Дальневосточного федерального округа министр образования и науки РФ В. Н. Фальков подчеркнул, что в первую группу причин перехода вошли накопившиеся противоречия внутри самой системы образования, произошло сокращение объема практической составляющей и снижение уровня фундаментальности в образовательных программах, повышение гибкости и вариативности, имеет место плотное сотрудничество вузов с будущими работодателями выпускников. Ко второй группе факторов относится переход России и всего мира на новый технологический уклад, ситуация на рынке труда, а также геополитические изменения [8]. Образ новой модели высшего образования формируется не первый год, отмечает В. Н. Фальков, и наиболее перспективными являются такие как передовые инженерные школы, «широкий бакалавриат», платформы университетского предпринимательства, студенческие конструкторские бюро, производственная аспирантура и т. д. [9]
Целью данного исследования является разработка образовательной модели «широкий бакалавриат», встраиваемой в систему подготовки педагогического направления на примере технологического вуза. Задача исследования – анализ новых образовательных моделей на основе опыта вузов, принявших участие в федеральном проекте, и их результатов.
Обзор литературы / Literature review
В условиях масштабных преобразований российской образовательной системы особое значение приобретает углубленное исследование богатого наследия советской высшей школы. Это даст возможность проанализировать накопленный педагогический опыт. Изучение эволюции советской высшей школы продиктовано необходимостью разрешения практических вопросов современности. В ситуации продолжающихся преобразований отечественной образовательной системы изучение накопленного опыта приобретает особую значимость, поскольку позволяет не только реконструировать важный этап исторического развития отечественного образования и культуры, но также выявить потенциал для решения текущих задач модернизации системы высшего образования.
В данном исследовании проводим анализ накопленного опыта высшего образования начиная с 70-х годов XX века. В обществе существует достаточно устойчивое мнение, что советская система образования была очень хорошей, чуть ли лучшей в мире. Обратимся к советской системе образования с 70-х годов прошлого века. В тот период высшее образование становится уже уделом не избранных, а многих, потому что количество высших учебных заведений с 1970 по 1988 год выросло с 805 до 898. Выпуск специалистов увеличился в этот же период с 0,6 млн человек до 0,8 млн [10]. Парадокс советской образовательной системы в 1970-е – 1980-е годы заключался в следующем: потребность общества в ряде квалифицированных специалистов была ограничена, подготовка соответствующих кадров продолжала нарастать, однако государство оказалось неспособным обеспечить выпускников рабочими местами и адекватной оплатой труда, соответствующей уровню их образования. Для полноценного развития высшей школы того периода были необходимы глубокие преобразования: внедрение инновационных подходов к учебному процессу, модернизация перечня профессий в соответствии с экономическими потребностями государства, применение передовых методик обучения. Однако качественный прогресс в образовании зависел от изменений самой политической и социальной системы СССР, осуществить которые в тех исторических условиях было практически нереально.
В. Б. Помелов подчеркивает, что возникшее в 1980-е годы активное движение учителей-новаторов стало своего рода инициативой внесения позитивных перемен в образование посредством индивидуальной творческой активности преподавателей [11]. Тем не менее оно быстро утратило силу уже в начале 1990-х годов, поскольку массовое распространение инновационных практик в учебных заведениях нельзя считать естественным продолжением усилий новаторствующих педагогов. Последние основывали свои подходы на глубоком, проверенном временем опыте, тогда как современные образовательные нововведения зачастую базируются скорее на субъективных предпочтениях [12].
Безусловно, в постсоветской России кардинально трансформировались представления о целях обучения. Эпоха относительной стабильности и прогнозируемости жизненных траекторий как отдельно взятых граждан, так и общества в целом осталась в прошлом. Новая реальность характеризуется высокой степенью неопределенности, исключающей прежнюю практику подготовки специалистов по заданному шаблону. Фактически университеты стали выпускать молодых профессионалов, чьи ожидания относительно трудоустройства далеко не всегда совпадали с реальной ситуацией на рынке труда. Выпускники, получившие подготовку для конкретных рабочих мест, нередко сталкивались с отсутствием востребованности именно в этих сферах. Эффективность университетов значительно снизилась: даже интеллектуально развитые выпускники, обладающие высоким уровнем подготовки, вынуждены искать работу, далекую от полученных в вузе специализаций. Количество выпускников, занятых в профессиях, отличных от приобретенных в университете, резко возросло.
В XXI веке развитие высшей школы во многом определялось именно концептуальными факторами, самым тесным образом связанными с присоединением России к Болонскому процессу, указывают в своих исследованиях Э. Р. Хайруллина, А. С. Иксанова, И. В. Вяткина [13]. Г. А. Бордовский одним из первых указал, что реализация Болонской декларации привела к фрагментарности и поверхностности получаемых в школах знаний [14].
Г. А. Бордовский считает, что происходящие в последние десятилетия в нашей стране изменения вызывают разочарование в широких общественных кругах во многом потому, что главным в них видится сам процесс, а не конкретный ожидаемый результат, который должен был бы получен в итоге этого процесса [15].
Эти системы существенно расходятся в своих принципах, целях и технологиях. Отметим, что в основе англосаксонской системы лежит студентоцентризм, в которой приоритет отдается свободе выбора студентом своего образовательного маршрута. Этот же принцип возлагает на него (студента) полную ответственность за принимаемые решения, в том числе по избранию тех или иных профилирующих курсов и в конечном итоге за результаты обучения в вузе. Приобретаемое образование не является в прямом смысле этого слова профессиональным, и университет фактически отвечает только за адекватную оценку полученных знаний соответствующего уровня: бакалавриат – магистратура – аспирантура (докторантура). Напротив, советская высшая школа в полном смысле являлась системой профессионального образования. Более того, можно сказать, что она была профессиоцентричной, а диплом советского вуза – это свидетельство о полученной профессии (инженера, врача, учителя, юриста и др.), что отмечает Г. А. Бордовский [16].
На практике российская система образования в процессе модернизации застыла в промежуточном состоянии, подчеркивает С. А. Агарков [17]. Формально (де-юре) была введена уровневая система подготовки кадров: бакалавриат – магистратура – аспирантура, однако де-факто по содержанию и образовательным технологиям наша высшая школа во многом осталась на позициях профессионального образования.
Краеугольный камень перехода был заложен в 2022 году, когда Россия вышла из Болонской системы и было решено создать собственную модель высшего образования. Переход к новой системе высшего образования займет несколько лет, его планируется завершить к 2026 году: отказ от бакалавриата, специалитета и докторантуры. Сегодня в России участниками пилотного проекта являются шесть университетов: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Московский авиационный институт (НИУ МАИ), Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Томский государственный университет. Обновленное базовое высшее образование достаточно гибкое. Студенты могут выбрать разные сроки обучения: 2 + 2; 2 + 2 + 1; 2 + 2 + 2 – и в любом случае в итоге получить соответствующую своему уровню подготовки практикоприменимую специальность и квалификацию.
В Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года отмечается, что задачи проекта не ограничиваются созданием конкретных инженерных разработок, они включают в себя стимулирование у молодых людей интереса к науке как к отрасли, где они способны не только проявлять свои креативные способности, но и извлекать из них материальную выгоду: трудоустраиваться в передовые компании, строить карьеру и продвигать собственные идеи в международном аспекте [18].
Передовые инженерные школы (далее – ПИШ) – это инновационный образовательный проект, который реализуется при сотрудничестве российских университетов и индустриальных партнеров, основной задачей которого является формирование технологического суверенитета России. Сегодня формирование передовых инженерных школ предусматривает реализацию теоретически-практической деятельности по следующим приоритетным направлениям: цифровая сфера, регенеративная медицина, химическая технология, атомная энергетика, биологические технологии, широко применяемые в агропромышленном комплексе, а также исследования в области искусственного интеллекта.
На сайте Казанского национального исследовательского технологического университета представлена информация о создании передовой инженерной школы. Цель проекта – обеспечить высокопроизводительные экспортно ориентированные секторы экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости; создавать новейшие виды высокотехнологичной продукции в партнерстве с высокотехнологичными компаниями Российской Федерации [19].
В своих исследованиях Р. Р. Аетдинова провела тщательный анализ открытых источников некоторых вузов России по созданию и функционированию ПИШ, принимающих участие в пилотном проекте. Она отмечает, что на базе Томского политехнического университета, согласно сайту университета, действует передовая инженерная школа, направленная на цифровые разработки в области энергетики и нефтегазового дел [20].
Р. Р. Аетдинова указывает, что наименьший процент в содержании деятельности передовых инженерных школ на данный момент занимают дисциплины гуманитарного цикла, хотя и среди них есть перспективные направления, изучение которых могло бы быть востребовано современным обществом. В числе таковых направлений можно назвать социальную инженерию как область применения психологических приемов с целью получения конфиденциальной информации [21].
В сфере здравоохранения положительным образом зарекомендовала себя «Школа медицинской инженерии», относящаяся к РНИМУ имени Н. И. Пирогова [22].
На сайте Московского государственного педагогического университета опубликован Федеральный пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования, который реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2023 года № 343. В рамках пилотного проекта сотрудники вуза разработали программы базового высшего образования и специализированного высшего образования, которые обладают рядом преимуществ: усиление научно-исследовательского компонента, ускоренный выход на рынок труда, профилизация обучения; школа – равноправный партнер; аспирантура после специалитета; современные базы практик [23]. Такой подход создает предпосылки для перехода к понятию «широкий бакалавриат», предполагающему сочетание междисциплинарных основополагающих дисциплин с возможностью последующей глубокой профессионализации в магистратуре либо специализированной аспирантуре. Данная модель обеспечивает студентам гибкость выбора карьерного пути, возможность освоения широкого спектра базовых компетенций и готовность адаптироваться к современным требованиям рынка труда. В данном вузе разработана и апробирована образовательная модель «широкого бакалавриата», ориентированная на обучение по гуманитарным направлениям подготовки.
Понятие «широкий бакалавриат» входит в жизнь образовательного сообщества в рамках федерального проекта, направленного на повышение конкурентоспособного преимущества образования в государстве. «Широкий бакалавриат» – это модель обучения, которая сочетает в себе как получение образования в соответствии с собственными интересами, так и приобретение широких общегуманитарных знаний по смежным дисциплинам. В «широком бакалавриате» вся подготовка становится более студентоориентированной, поскольку дает возможность самостоятельно определяться с областями интересов и строить свой индивидуальный учебный план. Это не только расширяет кругозор обучающегося, но и качественно, последовательно готовит студента к будущей работе или к продолжению дальнейшего обучения в магистратуре – как по гуманитарным, так и по другим направлениям. Таким образом, это предоставляет студентам существенно большее число возможных вариантов для проектирования индивидуальной траектории обучения.
Вузы переходят на обновленную систему высшего образования, где ключевыми становятся гибкие навыки, профессионально ориентированная практика и осмысленное использование цифровизации, отмечают в своем исследовании И. В. Вяткина, А. А. Курзякова [24]. Эти изменения затронут не только структуру программ, но и принципы организации обучения, сами технологии, методы и средства преподавания, указывают Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова, О. Ю. Хацринова и В. Г. Иванов [25]. Прохождение учебных практик после I и II курсов обучения позволяет вывить и понять профессиональную направленность обучающихся, которая способствует закреплению теоретических знаний студентов в реальных производственных ситуациях, помогает оценить уровень готовности будущих специалистов к выполнению конкретных профессиональных обязанностей, а также позволяет скорректировать образовательную траекторию с учетом выявленных потребностей и предпочтений обучающихся.
Переход к новым образовательным моделям предоставляет большие возможности для формирования в процессе обучения актуальных для экономики и промышленности профессиональных компетенций и ориентирует на приоритетное использование технологий, интенсифицирующих обучение игровые технологии, считают Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова и О. Ю. Хацринова, является универсальным педагогическим средством в подготовке специалистов [26].
Исследования А. А. Курзяковой, И. В. Вяткиной, Э. Р. Хайруллиной о проблемах профессионального и личностного развития определяют значимость профессиональной деятельности в жизни человека, успех и качество которой обусловлено личностными особенностями, а также важностью творческой реализации взрослого человека прежде всего в сфере профессиональной деятельности [27]. Отсюда – интерес многих ученых и практиков к проблеме личностного и профессионального развития специалистов в связи с возрастанием и непрерывным обновлением требований общества к мастерству профессионала, а также к высокому качеству подготовки специалиста как человека компетентного, творческого и востребованного, обладающего инновационным мышлением.
Отечественные исследователи основное внимание обращают на процесс развития личности в профессиональной и учебно-профессиональной деятельности. Так, Н. С. Пряжников рассматривает профессиональное становление как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности [28].
Анализ зарубежных источников выявил разные точки зрения на рассматриваемую проблему. Ф. Путри и Р. Сулистё Буди провели анализ готовности студентов к производственной стажировке, что позволяет сделать вывод о роли их самооценки и важности развития мотивации к работе в будущем [29].
Система педагогического образования, представляющая собой основу всей образовательной системы государства, играет ключевую роль в экономическом развитии страны. Требование ее адаптации к современным информационным и цифровым преобразованиям общественных институтов находит отражение в научных работах российского исследователя О. Ю. Заславской [30]. С. Л. Атанасян и другие рассматривают проблемы педагогического образования, связанные с информатизацией и цифровизацией, указывая на необходимость реформирования системы подготовки педагогов [31].
Зарубежные исследователи отмечают, что в настоящее время цифровые технологии являются одним из наиболее часто используемых ресурсов для создания персонализированной среды обучения. Однако в своей публикации К. Меркадер и Дж. Гайрин отмечают, что даже в их странах недостаточное применение цифровых технологий преподавателями приводит к замедлению развития методов преподавания, особенно на университетском уровне [32]. М. Мохд Надзир и Дж. Абу Бакар подчеркивают, что цифровые технологии играют большую роль при получении знаний на дополнительных курсах при дистанционном обучении, и отмечают, что некоторые обучающиеся испытывают трудности с использованием данной технологии во время промежуточных аттестаций [33].
С развитием интернет-технологий все большую популярность набирает одна из форм дистанционного обучения – синхронное обучение. Такая форма обучения в России стала стремительно развиваться в период пандемии и не теряет своей актуальности. В публикации К. Хулайфия, А. Прабово, А. Идаяни и Э. Навир приведены результаты анкетирования посредством Google-формы, которые демонстрируют, что синхронное обучение помогает студентам развивать мотивацию в индивидуальном обучении и сохраняет их автономность при помощи инструкций, разработанных лектором [34]. Такой подход рекомендуется использовать при изучении дополнительных курсов по выбору студента (на ЭИОС).
Рассмотрим реализацию федерального проекта на примере двух вузов, которые принимают в нем участие.
Студенты программ «широкого бакалавриата» ИОН РАНХиГС могут получить основную специализацию и освоить дополнительный профиль. Студенты выбирают его в зависимости от того, в какой сфере хотят развиваться. Дополнительный профиль – это образовательный трек, состоящий из десяти дисциплин. Начиная с третьего курса студенты формата «широкий бакалавриат» получают компетенции в сферах, не связанных с основным направлением обучения. Это позволяет индивидуализировать образовательный процесс и адаптирует его под запросы рынка труда и интересы самих студентов. Дополнительные дисциплины входят в обязательную часть программы всех направлений «широкого бакалавриата», отказаться от их изучения нельзя. Студенты могут выбрать один из 25 дополнительных профилей, каждый из которых является уникальной авторской программой «Языки цивилизаций Востока». В качестве примера приведем профили, которые опубликованы на сайте университета [35]:
– международная экономика, финансы и инвестиции (русскоязычный и англоязычный треки);
– политическая теория и мировая политика;
– конфликтология и медиация: взаимодействие со сложными людьми и проблемами;
– современные социологические исследования в профессиональной деятельности;
– архитектура города и т. д.
Как считает Дарья Меленчук, руководитель отдела контроля качества образования ИОН РАНХиГС, осваивая программу дополнительной специализации, студенты получают не только знания в новой для себя сфере, но и компетенции: умение гибко ориентироваться в новом материале, работать над индивидуальными и командными проектами, находить решения в разных ситуациях. Каждое направление предполагает получение как мягких, так и жестких навыков, на которые сегодня обращают внимание работодатели. Все это обеспечивает уверенный старт на любом профессиональном пути, который выбирают наши студенты. Для того чтобы быть успешным, нужно быть уникальным. Дополнительный профиль как раз позволяет студенту стать специалистом с навыками из разных сфер [36].
В Томском государственном университете представлена модель «широкого бакалавриата», опубликованная на официальном сайте вуза [37]. В данной модели ключевой основой является ядро бакалавриат. Под ядром бакалавриата (core) понимается общее содержательное основание, фундамент, на который надстраиваются общепрофессиональные компетенции. Каждый университет разрабатывает свое ядро бакалавриата, а его реализация направлена на формирование идентичности студентов данного вуза. Образовательное ядро бакалавриата закладывает общие принципы в подготовке студентов Томского государственного университета любого профиля. Ядро – это общая платформа, система взаимосвязанных дисциплин и модулей, которая формирует матрицу компетенций. Образовательные результаты нацелены на выполнение и защиту проекта, которые, в свою очередь, развивают на младших курсах критическое и системное мышление, навыки командной работы, коммуникативные компетенции, понимание принципов и методов проектной деятельности, что в конечном итоге позволит выпускникам университета мыслить поверх профессиональных границ и строить междисциплинарную деятельность.
Современный рынок образовательных услуг требует решить стратегическую задачу по формированию коммуникативной личности молодого специалиста, обладающего не только профессиональными навыками, но и эффективным взаимодействием с коллегами и обществом, определяют И. В. Вяткина и Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова [38].
Зарубежные исследователи М. Рахман, У. С. Фердоуси и Т. Хасан в публикации также отмечают, что инженерное образование является объединением научных знаний, технических данных и управленческого опыта [39].
Инженерное образование подразумевает не только приобретение специальных технических знаний, но и формирование профессионально направленного мышления, обладание широким спектром специализированных умений и навыков. Способность находить решение проблем, вырабатывать альтернативные управленческие стратегии на предприятии, владеть навыками проектной деятельности и командной работы отмечены авторами Л. Д’Эскофье, А. Геррой и М. Брагой как ключевые факторы успешности инженеров [40].
Исследователи Н. Сатчанавакул и Н. Лиангруенром отмечают, что и в гуманитарном образовании необходим сдвиг в сторону гибридной модели обучения, которая позволяет выявить растущий интерес к современной литературе и интеграции различных культурных перспектив. Это исследование заполняет пробел в понимании глобальной адаптивности гуманитарных наук, предлагая стратегический взгляд на их роль в удовлетворении будущих образовательных потребностей [41].
Рассмотренные модели образования, разработанные в рамках пилотного проекта, дают возможность получить широкий спектр знаний, что позволяет выпускникам ориентироваться в различных отраслях и адаптироваться к изменениям на рынке труда. Это своего рода фундамент, и с этим согласны все без исключения абитуриенты как в государственных, так и в частных вузах. Такая образовательная траектория позволяет развить навыки, построить карьеру и стать востребованным специалистом. Важным аспектом образовательной деятельности вузов внедрение практико-ориентированного , стажировок практик, позволят получить опыт в профессии до учебы понять выбранной .
В настоящее время Республика Татарстан испытывает нехватку школьных учителей. В своем докладе министр образования РТ И. Г. Хадиуллин отмечает, что на 2025/2026 учебный год не хватает более 2000 учителей по разным предметам, в том числе по математике – 306, иностранному языку – 184, информатике – 106, химии – 96 и технологии – 54. Необходимо учесть, что в течение ближайших 3–5 лет в Республике Татарстан могут уйти на пенсию по выслуге или по возрасту 13% учителей, что составляет более 4000 человек [42]
«В программах классических университетов сейчас внедряются педагогические модули. Я согласен с предложением ввести такие же курсы уже с 2026 года во всех технических вузах, чтобы будущие математики, физики, инженеры при желании и на бесплатной основе могли дополнительно освоить профессию преподавателя, учителя», – сказал В. В. Путин на заседании Совета по науке и образованию [43].
Анализ российских и зарубежных авторов позволяет сделать вывод о необходимости разработки подходов к проектированию образовательной модели «широкого бакалавриата». Результат реализации предложенной модели – это выпускник вуза, готовый в короткие сроки адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда.
Материалы и методы / Materials and methods
Анализ моделей концептуального представления взаимоотношений между студентами и университетом проводился преимущественно на основании академических публикаций, представленных в виде статей российских и международных научных журналов, а также научных монографий. Выбор соответствующих материалов осуществлялся посредством поисковой платформы Google Scholar.
При отборе русскоязычных ресурсов использовали запросы: «передовая инженерная школа», «широкий бакалавриат», «федеральный проект», «студент как потребитель услуг университета», «роль студента в образовательном процессе вуза», «вовлеченность студентов в учебный процесс», «партнерство преподавателя и студента» и т. д.
Англоязычная литература находилась по следующим ключевым словам: advanced engineering school, broad undergraduate education, national project, student as a consumer of university services, the role of the student in the educational process of the university, student involvement in the educational process, partnership between teacher and student, etc.
Материалом для настоящего исследования служили категории источников, удовлетворяющих следующим критериям отбора:
- Работа должна содержать оригинальную теоретическую конструкцию, отражающую специфику отношений «студент – университет» в рамках высшей школы.
- Она должна иметь определенную популярность в научном сообществе, подтвержденную минимум двадцатью цитированиями.
- Необходимо наличие оригинального авторского подхода к формулированию требований к процессу обучения в университете.
Были рассмотрены следующие типы источников:
- Теоретико-методологические исследования, формирующие фундаментальные рамки для концептуализации отношений между студентами и учебным заведением.
- Эмпирические работы, верифицирующие выдвинутые гипотезы и детализирующие отдельные элементы предложенных моделей.
- Критические обзоры, в которых проводится обсуждение и оценка отдельных существующих моделей, позволяющих выявить существующие дискуссии относительно механизмов построения образовательных траекторий в вузах.
Результаты исследования / Research results
На основе анализа федерального проекта Московского государственного педагогического университета предлагаем образовательную модель «широкого бакалавриата» по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» на примере технологического вуза, представленную на рисунке ниже.
Образователь модель «широкого бакалавриата» по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» на примере технологического вуза состоит из двух уровней: базовый (1–4-й семестр) и профессионализации (5–11-й семестр).
Первый уровень включает «единое ядро».Основополагающим компонентом образовательной программы «широкого бакалавриата» УГНС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» является базовое содержание «единого ядра», представляющее собой общий структурированный фундамент, на котором формируются универсальные профессиональные компетенции выпускников. Каждая образовательная организация разрабатывает собственное «единое ядро» подготовки бакалавров таким образом, чтобы оно способствовало формированию профессиональной идентичности будущих специалистов с учетом требований регионального рынка труда. В предлагаемой модели «широкого бакалавриата» «единое ядро» обеспечивает интеграцию базовых методологических подходов во всех направлениях подготовки вне зависимости от профиля подготовки/программы.
В течение четырех семестров происходит развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций единого ядра при освоении основных модулей:
1. Социально-гуманитарный модуль – структуре единого ядра модели «широкого бакалавриата» играет ключевую роль в формировании разносторонне развитой личности и специалиста, готового адаптироваться к современным социальным реалиям и требованиям рынка труда. Этот модуль интегрирует широкий спектр гуманитарных и социальных дисциплин, призванных дополнить естественно-научное и техническое образование необходимыми социальными и культурологическими компонентами. При освоении дисциплин данного модуля обучающийся способен воспринимать и понимать разные точки зрения, аргументированно выражать собственную позицию; понимать исторические процессы и знать культурные традиции разных народов; владеть иностранным языком и способностью вести диалог с представителями иных культур; уметь грамотно организовывать взаимодействие в группе и управлять конфликтами, конструктивно решать рабочие задачи; иметь высокую степень социальной активности.
Таким образом, включение социально-гуманитарного модуля в единое ядро модели «широкого бакалавриата» способствует созданию гармонично развитой личности, готовой успешно действовать в сложном и быстро меняющемся глобальном пространстве.
2. Коммуникативно-цифровой модуль. Дисциплины модуля ориентированы на развитие и совершенствование навыков эффективной коммуникации для решения профессиональных задач, включающих общение в межличностной и межкультурной среде, осуществление деловых контактов как в устной, так и письменной формах на русском и иностранном языках. После изучения данного модуля студенты приобретают компетенции, необходимые для работы с программным обеспечением и техническими устройствами, обеспечивающими процессы поиска, обработки, передачи информации и осуществления взаимодействия пользователей в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Изучение дисциплин данного модуля способствует формированию у студентов следующих важных качеств и компетенций: эффективные навыки командной работы; развитие способностей к планированию, саморегуляции и управлению временем; цифровая этичность; готовность к постояннымизменениям.Эти качества и компетенции становятся основой для успешной интеграции в профессиональную среду и готовности решать актуальные задачи в условиях стремительно развивающегося информационного общества.
3. Здоровьесберегающий модуль единого ядра «широкого бакалавриата» предназначен для формирования установки на здоровый образ жизни среди обучающихся. Структура и содержание входящих в этот модуль дисциплин направлены на раскрытие специфики использования различных методик поддержания и улучшения состояния здоровья, профилактики заболеваний и обеспечения индивидуальной безопасности жизнедеятельности. Ключевое значение в данном модуле придается развитию навыков безопасного поведения, повышению культуры охраны здоровья, а также активному физическому самовоспитанию и совершенствованию, необходимых для полноценного функционирования в социальной и профессиональной сферах и достижения требуемого уровня физической подготовленности.
|
Абитуриент |
|
1-й уровень – базовый
|
|
модули: – социально-гуманитарный, – коммуникативно-цифровой, – здоровьесберегающий, – психолого-педагогический
|
|
Дополнительные курсы по выбору |
|
Вводные курсы |
|
Присвоение рабочей квалификации |
|
Промежуточный этап: анкетирование, рейтинг студента |
|
2-й уровень – профессионализация (5–11-й семестр) |
|
Профили «широкого бакалавриата» – Химия и биология – Информатика и ИИ – Химия и информатика – Информатика и математика – Информатика и технология – Информатика и ИЯ |
|
Студент получает диплом государственного образца |
|
Студент получает диплом государственного образца и дополнительный диплом |
|
Выпускник, обладающий высокой степенью универсальности |
|
Выпускник, обладающий высокой степенью универсальности и многопрофильностью |
Единое ядро
Образовательная модель «широкого бакалавриата» по направлению подготовки
«Образование и педагогические науки» на примере технологического вуза
4. Психолого-педагогический модуль включает дисциплины психологической и педагогической направленности и практику. Основная цель подготовки по данным дисциплинам заключается в развитии профессиональной компетентности будущих педагогов путем приобретения ими знаний в области психологии и педагогики, а также формировании навыков и умений применять полученные знания для решения профессионально значимых задач, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Отдельное внимание уделено изучению особенностей педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также вопросам самореализации и непрерывного профессионального развития самих педагогов.
В структуре единого ядра предусмотрено прохождение двух видов практик:
– учебной: ознакомительной и технологической (проектно-технологическая). Ознакомительная практика дает возможность студентам узнать особенности профессиональной деятельности, организации рабочего процесса и структуры образовательного учреждения. Технологическая (проектно-технологическая) практика предполагает погружение в реальную рабочую обстановку, участие в разработке конкретных проектов, а также получение первичных профессиональных навыков;
– производственной (педагогическая практика – вожатская практика), которая направлена на закрепление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков и опыта профессиональной деятельности непосредственно в реальных условиях работы в образовательных учреждениях.
Итоговая цель прохождения практик – присвоение рабочей квалификации с выдачей соответствующего удостоверения (например, вожатый, тьютор, воспитатель в школе-интернате и т. д.).
Для достижения указанных целей используются разнообразные активные методы и педагогические технологии, такие как перевернутое обучение, групповая работа, тренинги, дискуссионные семинары, проблемно-аналитические занятия, коллективные обсуждения и выполнение комплексных образовательных проектов.
Итоговым результатом освоения модулей предлагаемого единого ядра должна стать способность выпускника университета свободно ориентироваться в различных областях знаний, преодолевая ограничения узкой специальности и формируя готовность к эффективному междисциплинарному сотрудничеству.
Для успешного обучения на младших курсах в модели «широкого бакалавриата» предусмотрены дополнительные курсы по выбору студента (на ЭИОС), которые стимулируют их личностный рост и корректировку недостающих знаний по дисциплинам. Данные курсы по выбору компонуются и обновляются в ЭИОС исходя из запросов обучающихся и требований рынка труда/работодателя. В качестве примера предлагаем наполнение ЭИОС курсами:
- Программирование мобильных приложений Android/iOS – изучение основ разработки мобильных приложений на языках Java/Kotlin/Swift, получение опыта самостоятельной реализации простых приложений.
- Нейронные сети и глубокое обучение – введение в теорию искусственных нейронных сетей, основы глубокого обучения и использование популярных библиотек (TensorFlow, PyTorch, MXNet).
- Информационная безопасность и защита данных – ознакомление с современными методами защиты информации, угрозами кибербезопасности и инструментами обеспечения информационной безопасности.
- Английский язык для IT-профессий – повышение уровня владения английским языком применительно к профессиональной сфере информационных технологий и искусственному интеллекту.
- Проектирование роботизированных систем в химии и биологии. Освоение основ робототехники и автоматизации лабораторного оборудования, решение прикладных задач в области химического синтеза и биомедицинских исследований.
- Магия лидерства вожатого: навыки по организации досуга и мотивация школьников.
Дополнительные курсы по выбору способствуют развитию практических навыков, помогают глубже освоить дисциплины и позволяют студенту самостоятельно формировать свою индивидуальную траекторию профессионального роста и развитие soft skills, что приводит к стимулированию самостоятельной исследовательской деятельности и реализации собственных желаний и идей.
Вводные курсы по специализации (3–4-й семестр), которые предназначены для того, чтобы студенты могли ознакомиться с различными областями информатики, естественных наук и смежных областей, а также определить собственные предпочтения и интересующий профиль обучения на втором уровне подготовки. В дальнейшем это позволит сделать обдуманный шаг в пользу выбора профиля или в крайнем случае сменить программу подготовки. Примерный перечень вводных курсов по выбору «широкого бакалавриата»:
- Мир цифровых технологий: искусственный интеллект и перспективы будущего. Цель – познакомить с основами искусственного интеллекта, возможностями машинного обучения и применением ИИ в повседневной жизни.
- Старт в мире чисел: базовые концепции математики и информатики. Цель курса – дать начальные представления о математике/информатике и их роли в современной науке и технике; показать связь между математическими знаниями и информатикой.
- Культура международного общения: английский язык и информационные технологии. Цель – совершенствовать навыки английского языка, необходимые для чтения литературы по информатике и участия в международных проектах.
- Будущее вокруг нас: роль технологий в современном обществе. Рассмотреть влияние новых технологий на жизнь общества, экономику и образование, изучить основные тенденции технологического прогресса – цель курса.
- От молекул к виртуальным мирам: химия и информационные технологии. Показать взаимопроникновение химии и информационных технологий, продемонстрировать применение компьютеров и программирования в химико-биологической практике.
- Генетика и цифровая революция: новая эра науки.Предоставить представления о генетике и молекулярной биологии, познакомить с современными методами исследования и цифровой обработкой данных в научных исследованиях.
Таким образом, единое ядро выступает как целостная научно-методическая основа, объединяющая набор согласованных учебных курсов и модулей, направленных на развитие универсальных о общепрофессиональных компетенций студента. Основные цели единого ядра образовательной модели «широкого бакалавриата» включают формирование следующих ключевых качеств обучающихся: способности к критическому осмыслению и аналитической обработке информации, умения эффективно взаимодействовать в команде, коммуникационные навыки, понимание принципов проектирования и реализации проектов, стрессоустойчивость и толерантность, стремление к самосовершенствованию.
Промежуточный этап предлагаемой модели: распределение студентов по профилям подготовки осуществляется на основании комплексного подхода с учетом трех ключевых критерий:
– рейтинг успеваемости (академические показатели). Для объективной оценки уровня знаний студентов используется суммарный показатель, рассчитываемый исходя из оценок по ключевым дисциплинам первого и второго курсов. Рейтинг отражает глубину усвоения студентами дисциплин базового уровня и определяет перспективность продолжения обучения по выбранному профилю;
– анкетирование и опросы предпочтений студентов. Проводится исследование интересов и склонностей студентов относительно избранных направлений подготовки. Анкетирование позволяет выявить предпочтительные сферы деятельности, карьерные ожидания и стремления каждого студента. Это важно для наиболее точного соответствия ожиданий студентов целям выбранного профиля;
– активная жизненная позиция: оценивается инициативность и вовлеченность студентов в общественную работу, научные мероприятия, творческие инициативы и добровольческую деятельность. Проявляя активную жизненную позицию, студенты демонстрируют свою социальную зрелость, готовность брать на себя ответственность и развивать полезные для будущей профессии навыки.
На 2-м уровне образовательной модели – профессионализации – в соответствии с запросом работодателей предлагаем в рамках существующих возможностей КНИТУ (материально-техническое оснащение, научно-исследовательская база и профессорско-преподавательский состав) рассмотреть возможность подготовки педагогов по модели «широкого бакалавриата», включающей следующие профили, актуальные в настоящее время:
– химия и биология;
– химия и информатика;
– информатика и технология;
– информатика и искусственный интеллект;
– информатика и математика;
– информатика и иностранный язык.
Выбор количества профилей подготовки вуз определяет исходя из потребностей рынка труда и приоритета студентов.
Преимущества предлагаемой образовательной модели «широкого бакалавриата» по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» на примере технологического вуза основываются на всесторонней подготовке и гибкости студентов, обеспечивающих их конкурентоспособность в динамично меняющихся условиях. Тенденция перехода от узкопрофильного обучения к универсальному образованию находит отражение в образовательной стратегии государства и требованиях общества, ориентированных на подготовку специалистов, готовых адаптироваться к постоянно возрастающим требованиям рынка труда.
В итоге успешного освоения образовательной программы студентам выдается диплом государственного образца с двумя профилями подготовки. Такой выпускник обладает комплексом профессиональных компетенций, необходимых для успешной реализации учебно-воспитательной деятельности, научных исследований и управления образовательными процессами, а также уникальными знаниями и умениями, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности в условиях современной образовательной среды. Он способен успешно решать широкий спектр задач, связанных с развитием образовательной системы и достижением высоких стандартов педагогического мастерства.
При желании студент может получить дополнительную квалификацию (по выбору), например на втором уровне (5–11-й семестр) учиться по профилю «Информатика и математика», а может пройти обучение с целью получения третьей квалификации по профилям «Информатика и иностранный язык», «Информатика и технология», «Химия и информатика» или «Информатика и искусственный интеллект». Вуз имеет право выдавать диплом о переподготовке установленного образца совместно с основным дипломом. Предлагаемые профили подготовки взаимодополняют друг друга, предоставляя выпускникам широкие возможности для реакции на изменения внешних факторов. Предоставляемая возможность самостоятельного выбора профиля подготовки позволяет каждому студенту сформировать уникальную образовательную траекторию, ведущую к достижению поставленных карьерных целей. Овладение программой дополнительной квалификации подразумевает не только приобретение глубоких знаний в новой предметной области, но и развитие важнейших компетенций: способности эффективно осваивать новый материал, работать индивидуально и в составе команды, предлагать нестандартные решения в сложных ситуациях. Такой подход способствует формированию как hard skills (специальных профессиональных навыков), так и soft skills (гибких навыков, востребованных работодателями), что становится залогом устойчивого старта в любой выбранной профессиональной сфере. Дополнительная квалификация усиливает уникальность молодого специалиста, создавая синергию знаний и навыков из нескольких отраслей, делая его привлекательным кандидатом для работодателей, и позволяет успешно войти в профессиональную среду.
Заключение / Conclusion
Таким образом, федеральные проекты, контролируемые президентом РФ и ведомственным министерством, в том числе и современные модели обучения и образования в гуманитарных вузах, проходят апробацию в ведущих университетах России, они направлены на повышение эффективности учебной деятельности и подготовку квалифицированных специалистов в соответствии с требованиями рынка труда. Выбор конкретной модели обучения зависит от целей образовательной программы, ее направленности, особенностей контингента обучающихся и ресурсов учреждения.
Предполагаем, что образовательная модель «широкого бакалавриата» является перспективным направлением подготовки педагогических кадров в технологических вузах. Разработанная образовательная модель способствует формированию разносторонне подготовленных специалистов, владеющих как общетеоретическими знаниями, так и практическими навыками, необходимыми для успешного осуществления педагогической деятельности в условиях цифровизации и глобализации современного общества. Результат образовательной модели «широкого бакалавриата» – повышение востребованности выпускников, обеспечение их мобильности и адаптации к динамично меняющимся условиям рынка труда. Применение предложенной модели в образовательном процессе технологического вуза позволит повысить качество подготовки будущих педагогов и решить проблему кадрового голода в школах не только региона, но и страны.

Irina V. Vyatkina