Введение
Современная обстановка в мире и России, характеризующаяся кризисом, быстрыми социальными изменениями и утратой традиционных ценностей, способствует росту девиантного поведения. Суицид является одной из самых серьезных глобальных проблем, превосходящей по масштабам человеческих потерь войны и насильственные действия. Постоянные попытки самоубийства отражают неблагополучную социально-экономическую и духовно-нравственную обстановку, особенно с учетом того, что молодежь в силу своих социально-психологических особенностей наиболее уязвима перед риском самоубийства.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), самоубийство, или суицид, – третья по значимости причина смерти среди молодых людей от 15 до 29 лет: ежегодно более 700 000 человек кончают жизнь самоубийством, 73% самоубийств в мире происходят в странах с низким и средним уровнем дохода. Причины самоубийств многообразны и зависят от социальных, культурных, биологических, психологических и экологических факторов, воздействующих на людей всех возрастных групп [1].
Анализ материалов уголовных дел свидетельствует, что большинство всех суицидальных действий и самоубийств несовершеннолетними совершается из-за неблагополучия, конфликтов и насилия в семье, школе, безразличного отношения значимых взрослых и близких людей. Суицид среди детей и подростков представляет собой довольно серьезную проблему общественного здоровья, требует особого внимания и поиска эффективных мер ее профилактики.
Официальная статистика может недооценивать реальные масштабы суицидальной смертности, поскольку фиксируются только явные случаи, в то время как существует ряд факторов, приводящих к неполному учету потерь. Рост глобальной обеспокоенности по поводу суицидов в России и во всем мире актуализировал интерес различных научных направлений к этой социальной проблеме. Снижение смертности от самоубийств признано национальным приоритетом в области здравоохранения, что стимулирует исследования для разработки эффективных мер профилактики. В этом контексте возрастает важность изучения суицидальных рисков, их социально-психологической обусловленности и механизмов воспроизводства. Понятие суицидального риска авторами Р. М. Садыковым и Н. Л. Большаковой определяется как поведенческая активность, направленная на саморазрушение, которая возникает как попытка преодолеть неопределенность и кризис [2].
Цель исследования – изучение понятия, сущности и динамики суицидального поведения детей и подростков, его особенностей и форм проявления.
Задачи исследования:
– изучение понятия и сущности суицидального поведения детей и подростков;
– исследование современного состояния суицидального поведения детей и подростков в России;
– определение основных особенностей, форм проявления и динамики подростковых суицидов.
Методология и результаты исследования
Суицидальные наклонности и поведение среди детей и подростков сегодня являются действительно острой и насущной проблемой. Масштабы трагедии поражают: ежегодно самоубийства уносят больше человеческих жизней, чем любые другие причины смерти, включая ВИЧ, малярию, рак, а также войны и убийства.
В «Российской социологической энциклопедии» суицид (самоубийство) трактуется как суицидальное поведение, намеренное лишение себя жизни [3]. Самоубийство – сложное явление, имеющее философский, социальный, культурологический, медицинский, психологический, правовой аспекты.
В «Энциклопедии социальной работы» самоубийство (суицид) определяется как намеренный акт покончить с собственной жизнью [4]. Суицид предполагает желание умереть и предпринятые для этого действия. Выделяются возможные аспекты определения самоубийства: принятие решения о действии, оканчивающемся смертью; желание совершить действие, которое оканчивается смертью; желание уничтожить себя; потеря воли; мотивация к смерти; знания индивида, приводящие к смерти.
По мнению Э. Дюркгейма, самоубийство применяется ко всем случаям смерти, наступившей прямо или косвенно в результате положительного или отрицательного действия самой жертвы, которое, как он знает, приведет к такому результату [5]. Самоубийство зависит от внешних по отношению к личности причин, которые следует искать внутри общества, социума. Социальная природа суицида проявляется в относительной устойчивости уровня самоубийств в различных странах и обществах за определенные промежутки времени; в зависимости уровня самоубийств от экономических кризисов, войн, интенсивности социально-экономического развития и социального благополучия; в неодинаковой, но относительно постоянной распространенности среди различных социально-демографических и этнических групп; в наличии устойчивых сезонных колебаний; в устойчивых корреляционных связях с другими формами отклоняющегося поведения.
Разнообразие теоретических подходов отражает сложность феномена самоубийства. Социологические теории рассматривают самоубийство как функцию роли и статуса индивида в социальной структуре, а также как результат взаимодействия личности с окружающей средой. Психодинамические теории делают акцент на бессознательных мотивах, таких как враждебные импульсы, чувство вины и безысходность. Биологические теории предполагают, что генетическая предрасположенность и биохимические изменения повышают склонность к суицидальным действиям, самоубийству. Когнитивные теории рассматривают суицидальное поведение как попытку решить проблему или как следствие хаотичного и безнадежного мышления. Наконец, теории научения утверждают, что суицидальное поведение – результат прошлого опыта, влияния социальной среды и подкрепления, полученного в процессе социализации. К суицидальному поведению относятся мысли, намерения суицидального характера, а также попытки суицида. Самоубийство, как правило, рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации, вызванной микросоциальными конфликтами.
Суицидальное поведение у несовершеннолетних имеет свои особенности. Рассмотрим основные из них:
– скрытность. Часто дети и подростки не говорят о своих настроениях и проблемах, которые могут привести к суициду. Они могут стараться замаскировать свое состояние, производя впечатление, что всё в порядке;
– агрессивность. У некоторых несовершеннолетних, суицидальные намерения могут приводить к агрессивным проявлениям, например к угрозам или жестокости по отношению к себе или другим;
– общение. Подростки, которые намереваются совершить самоубийство, могут избегать общения с окружающими, отказываться от участия в различных мероприятиях, перестают общаться с друзьями;
– изменения в поведении. Несовершеннолетние могут вести себя необычно, например изменять свой образ жизни, привычки, спать больше или меньше, есть меньше или больше, чем обычно;
– подавленное настроение. Дети и подростки, намеревающиеся совершить самоубийство, могут испытывать чувство одиночества, бессилия, страдать от депрессивных настроений;
– попытки суицида. Несовершеннолетние могут совершать попытки суицида, например пытаться отравиться или повеситься. Это может быть признаком кризиса, который требует немедленной помощи.
Суицидальное поведение проявляется как внутренними, так и внешними признаками. К внутренним признакам суицидальных проявлений относятся размышления о бессмысленности жизни (антивитальные представления), пассивные мысли о смерти (без плана самоубийства), суицидальные намерения и замыслы. К внешним признакам относятся высказывания о самоубийстве, попытки его совершения и сам факт самоубийства.
Выделяют следующие типы самоубийств, основываясь на характере их совершения:
– истинный суицид, который представляет собой осознанный, обдуманный и спланированный акт, часто возникающий на фоне депрессии и суицидальных мыслей;
– демонстративный суицид, который представляет собой попытку давления на окружающих, привлечения внимания или шантажа, при этом совершающий его рассчитывает на спасение;
– суицид как способ бегства от тяжелых жизненных обстоятельств, когда человек видит в самоубийстве единственный способ избавиться от страданий;
– скрытый суицид, который проявляется в рискованном поведении, приводящем к вероятной смерти.
Проблема суицидального поведения стоит остро на сегодняшний день и всё больше привлекает внимание исследователей и общества. В общественном сознании к самоубийству испытывают двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость и сострадание. С другой – сам факт суицида осуждается как грех и даже преступление.
Согласно типовым моделям психолого-педагогического сопровождения, суицид – это преднамеренное самоповреждение со смертельным исходом, являющееся следствием дезадаптации в условиях микросоциальных конфликтов. Это явление, существовавшее на протяжении всей истории, особенно актуально в подростковом возрасте, который Л. С. Выготский охарактеризовал как «стресс развития». Л. С. Выготский отмечал дисгармонию между биологическим, психологическим и социальным созреванием подростка, что приводит к повышенной чувствительности, тревожности, неудовлетворенности и конфликтам, увеличивая риск суицидальных наклонностей [6].
О. А. Сухарева определяет, что лишь у 10% детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома в дневное и вечернее время. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности [7].
Самоубийство как намеренное лишение себя жизни рассматривается как реакция на тяжелую, кажущуюся непреодолимой проблему, такую как потеря близких, жестокое обращение, отчуждение, серьезные заболевания, трудности в детстве или финансовые проблемы. Движущим мотивом такого поступка является стремление освободиться от травмирующих обстоятельств путем добровольного ухода из жизни. Суицидальная активность может проявляться в импульсах, мыслях, высказываниях, угрозах и попытках самоубийства.
Согласно исследованиям, 60% родителей подростков, покончивших с собой, сообщают о значимых негативных событиях в последние полгода их жизни, включая семейные конфликты, случаи насилия и травлю со стороны сверстников. Риск суицида повышается у подростков из неполных или неблагополучных семей, а также у тех, у кого диагностирована депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство или биполярное расстройство. Наиболее уязвимая возрастная группа в отношении самоубийств – подростки 16–19 лет, причем на каждый завершенный суицид приходится от 100 до 200 попыток самоубийства [8].
Статистические данные Росстата показывают меньшее число случаев детских и подростковых самоубийств, чем показатели Следственного комитета РФ. Так, их количество в 2019 году составило 372 случая, в 2020 году – 311, в 2021 году – 375, в 2022 году – 289, в 2023 году – 371 [9]. Больше всего суицидов, по данным Росстата, фиксируется в Приволжском, Сибирском, Центральном федеральных округах. Республика Башкортостан занимает первые места в Приволжском федеральном округе по количеству суицидов среди несовершеннолетних. Также большое количество суицидов происходит в Московской области, Республике Бурятия, Пермском крае. Число подростковых самоубийств в России демонстрирует относительную устойчивость и вызывает тревогу среди специалистов.
Отметим, что у Следственного комитета РФ другая статистика: ведомство зарегистрировало намного больше случаев. В 2019 году Следственный комитет зафиксировал 737 случаев, в 2020 году – 548, в 2021 году – 753, в 2022 году – 679, в 2023 году – 678 [10]. Необходимо отметить, что показатели суицида среди молодых людей в России остаются одними из самих высоких в мире.
Официальная российская статистика показывает, что попытки самоубийства или суицидальные проявления наиболее распространены среди подростков в возрасте 16–19 лет, причем девушки совершают их чаще, чем юноши. В возрасте до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, однако с 14–15 лет наблюдается резкий рост числа таких попыток, достигающий максимальных значений в позднем подростковом возрасте. Рост суицидальной активности связан с такими факторами, как непонимание со стороны родителей, насилие со стороны сверстников, конфликты с учителями и низкая успеваемость, которые способствуют снижению ценности жизни и приводят к суицидальным проявлениям в условиях конфликта [11].
По мнению М. И. Синяевой, суицидальное поведение несовершеннолетних является наиболее драматическим и вместе с тем одним из наименее изученных аспектов суицидологии [12]. Отметим, что пик количества суицида несовершеннолетних пришелся на 2016–2017 годы. Десятки смертей среди несовершеннолетних связаны с организацией групп смерти в сети Интернет, через которые взрослые подстрекатели оказывали противоправное воздействие на детей и подростков, тем самым формируя у них желание совершить самоубийство.
Проблема суицидального поведения среди молодежи, в том числе его пропаганда в Интернете, была обозначена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным как крайне серьезная. Президент поддержал ужесточение наказания за подобные действия, подчеркнув, что распространение сайтов, пропагандирующих суицид, создает реальную угрозу для подрастающего поколения.
По мнению Р. М. Садыкова и Н. Л. Большаковой, требуется качественная разработка и реализация эффективных мер профилактики суицидального поведения молодых людей [13]. Необходимость предупреждения суицида также подчеркивается в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [14]. Основной целью данной Концепции является сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из группы риска, направленной на предупреждение суицидов.
Заключение
В контексте формирования суицидального поведения важно принимать во внимание психологические особенности подросткового возраста. В этот период происходит активное половое созревание, физиологические изменения, которые приводят к беспокойству о внешности, наблюдается эмоциональная нестабильность с частыми сменами настроения и депрессивными состояниями. Подросткам также свойственны стремление к самоутверждению и индивидуальности, упрямство, бунтарство, проблемы с самооценкой, желание найти свое место в обществе, трудности с самоконтролем и планированием, склонность к риску, агрессивное поведение, стремление к лидерству и желание принадлежать к подростковой группе. Таким образом, поведенческие факторы суицидальных действий у несовершеннолетних считаются проявлением начальной стадии суицидального поведения.
Число самоубийств среди детей и подростков в России остается высоким и занимает одно из ведущих мест в мире. Суицидальная ситуация среди несовершеннолетних остается проблемой, на которую необходимо обратить внимание. Разработка и внедрение комплексных программ профилактики суицидального поведения в данной возрастной группе населения становится неотложной задачей.
Для эффективной профилактики суицидов среди детей и подростков необходимо:
– проводить информационно-просветительскую и разъяснительную работу с родителями, педагогами и специалистами системы профилактики;
– вовлекать подростков в волонтерскую и общественно-досуговую деятельность;
– обеспечивать доступность экстренной психологической помощи, в том числе анонимной;
– осуществлять мониторинг интернет-пространства с целью блокировки суицидального контента;
– вести постоянный мониторинг показателей смертности от суицидов среди несовершеннолетних;
– организовывать эффективное взаимодействие между различными ведомствами, а также разрабатывать и оценивать критерии эффективности принимаемых мер.

Ramil M. Sadykov