Введение
Увеличение количества завершенных суицидов и суицидальных попыток среди подростков порождает необходимость в разработке эффективных мер профилактики. Сложность и неординарность данной проблемы обусловлены психологическими особенностями подросткового возраста, многообразием причин, которые подталкивают несовершеннолетних к самоубийству, и неспецифичностью признаков, прогнозирующих такой исход. Как отмечают авторы Р. М. Садыков и Н. Л. Большакова, особую тревогу вызывает проблема суицида подростков [1]. С учетом сложности и многогранности суицидального поведения, включающего социальную, психологическую и психиатрическую составляющие, проблема профилактики самоубийств среди подростков требует скоординированных усилий педагогов, психологов, медиков и родителей. Успех в этой области напрямую зависит от своевременного выявления факторов, способствующих формированию суицидальных наклонностей.
В «Энциклопедии социальной работы» профилактика определяется как система научно обоснованных и своевременно реализуемых мероприятий, направленная на предотвращение потенциальных физических, психологических и социокультурных отклонений у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [2]. Данная система призвана обеспечивать сохранение, поддержание и защиту нормативных показателей качества жизни и здоровья населения, способствовать самореализации и раскрытию потенциала личности и выступает фактором устойчивости социальной динамики социума. Профилактические мероприятия должны охватывать все слои населения, необходимо уделять особое внимание группам повышенного риска, таким как несовершеннолетние, подростки, пожилые люди и индивиды, демонстрирующие антисоциальное поведение. Концепция профилактики предполагает планомерное осуществление превентивных мер, направленных на предотвращение нежелательных событий путем устранения факторов, обусловливающих их возникновение. Профилактика не отрицает биологические или генетические факторы, но рассматривает их в более широком психологическом и социально-культурном контексте.
Ключевые содержательные аспекты профилактической деятельности:
– направлены на устранение факторов стресса, как личностных, так и средовых, и создание благоприятных условий для формирования у индивида компетенций в области решения возникающих проблемных ситуаций;
– ориентированы на здоровых граждан, не подверженных влиянию жизненных кризисов или проблемных ситуаций, вызванных внезапными обстоятельствами;
– предполагают изменение социальной среды с целью создания условий, поддерживающих и стимулирующих оптимальное функционирование индивида (например, путем развития новых навыков, способствующих достижению целей и укреплению здоровья);
– реализуются заблаговременно, до возникновения проблемной ситуации или непосредственно перед ее развитием, а также в отношении уже актуализированных проблем;
– обеспечивают поиск и реализацию оптимальных решений как в контексте целеполагания и достижения целей, так и в рамках предотвращения прогнозируемых негативных последствий.
Цель исследования – анализ подходов к профилактике суицидального поведения детей и подростков, ее видов и этапов проведения.
Задачи исследования:
– изучение понятия и сущности профилактики суицидального поведения детей и подростков;
– определение основных видов и этапов профилактики суицидального поведения, особенностей проведения профилактических мер;
– выработка рекомендаций для раннего выявления признаков депрессии и других психологических расстройств.
Достижимость целей данного научного исследования обеспечивается на основе применения нескольких методологических подходов и общенаучных методов, среди которых в первую очередь: логический, системный, сравнительный, позитивный, комплексный. В частности, системный подход позволяет рассмотреть суицидальное поведение как сложную проблему, обусловленную взаимодействием различных факторов, а также разработку комплексных профилактических программ. Позитивный подход фокусируется на выявлении и укреплении защитных факторов, способствующих формированию психологической устойчивости и жизнестойкости у детей и подростков. Комплексный подход предполагает сочетание различных подходов для получения более полной и объективной картины проблемы и разработки эффективных профилактических мер. Анализ литературы предполагает изучение и систематизацию научных публикаций по проблеме суицидального поведения и эффективным программам профилактики.
Методология и результаты исследования
В наши дни термин «профилактика» прочно вошел в политический, общественный и научный дискурс. Однако, несмотря на его широкое распространение, четкое определение профилактики по-прежнему вызывает затруднения. Истоки различных подходов к определению профилактики можно найти в трудах классиков обществоведческой мысли. По мнению О. И. Бородкиной, эти подходы, как правило, были сосредоточены на вопросах стабильности социальных институтов и регулирования взаимоотношений между государством и гражданами [3]. Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, то есть с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные следствия.
Далее мы рассмотрим некоторые из существующих определений термина «профилактика». По мнению американского ученого М. Блума, «профилактика – это научно обоснованные и своевременно принимаемые действия, которые направлены на предотвращение возможных физических, психологических противоречий как у отдельного индивида, так и у групп риска» [4].
По мнению Д. А. Максимовой, профилактика суицидального поведения представляет собой систему государственных, социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на устранение суицидальных тенденций, суицидальных попыток и завершенных суицидов [5].
Согласно мнению Б. С. Положего, профилактика представляет собой комплекс целенаправленных мер, ориентированных на выявление и предотвращение различных отклонений суицидального характера, в том числе суицидальных намерений и суицидальных действий [6]. Благодаря своей превентивной направленности профилактика позволяет эффективно и с наименьшими затратами преодолевать негативные тенденции и направлять развитие событий в более благоприятное русло. В профилактике самоубийств среди молодежи особенно важны ранняя диагностика рисков и оперативное оказание психологической поддержки нуждающимся подросткам.
По своему содержанию профилактика суицидального поведения подразделяется на следующие виды:
– медицинско-лечебные мероприятия, которые непосредственно направлены на устранение физических и неврологических последствий попытки самоубийства;
– специализированные психиатрические, содержащие в себе мероприятия, которые направлены на коррекцию поведенческих и психологических расстройств подростка;
– информационно-образовательные, которые заключаются в информировании всех групп населения о путях и методах укрепления психического здоровья. Сюда входят различные образовательные программы, направленные на диагностику суицидальных состояний и о мерах по их предотвращению для врачей, школьных учителей, работников детских домов.
Р. М. Садыков, Н. Л. Большакова определяют профилактику суицидов как одну из актуальных, острых и сложных проблем нашего общества [7]. Превенция суицидального поведения среди подростков представляет собой многоуровневый процесс, требующий межведомственной координации и согласованных действий специалистов различного профиля. В качестве первоочередной задачи выступает идентификация подростков, склонных к суицидальным намерениям. Однако данная задача осложняется тем обстоятельством, что суицидальные действия могут быть совершены подростками, не демонстрирующими внешних признаков дезадаптации. В связи с этим родителям рекомендуется проявлять повышенную бдительность в отношении своих детей, а педагогам – учитывать специфику подросткового возраста, характеризующуюся повышенной уязвимостью, и соблюдать принципы деликатности и уважения в процессе взаимодействия со школьниками. Обеспечение благоприятного психологического климата, основанного на доверии и заботе, в семье и образовательном учреждении является необходимым условием эффективной профилактики.
Одной из главных сложностей в реализации профилактических программ является недоверие подростков с суицидальными мыслями к окружающим. Они часто не обращаются за помощью, опасаясь непонимания и осуждения со стороны родителей и учителей. Незнание о том, куда можно обратиться, и страх признаться в своих проблемах также играют значительную роль. В результате многие подростки предпочитают держать свои переживания в себе. К. Р. Гленн, M. K. Нок определяют профилактику депрессивных состояний важной составляющей предотвращения суицидов. Как только отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния, необходимо немедленно принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния, в том числе и путем оптимизации межличностных отношений в группе [8].
Распространение суицидального поведения среди несовершеннолетних в Российской Федерации актуализировало проблему недостаточной эффективности деятельности правоохранительных органов в данном направлении. Вследствие этого образовательные учреждения оказались перегружены задачами, связанными с профилактикой суицидального поведения, не обладая при этом достаточными ресурсами и компетенциями. Данная ситуация обусловливает настоятельную необходимость разработки комплексной стратегии межведомственного взаимодействия, направленной на повышение эффективности профилактических мероприятий и обеспечение устойчивой тенденции к снижению количества суицидальных попыток среди несовершеннолетней популяции.
В настоящее время основным направлением профилактики суицида среди несовершеннолетних является сфера образования. Предполагается, что каждое учебное заведение должно располагать компетентным специалистом, способным оперативно выявлять подростков с суицидальными наклонностями и оказывать им своевременную квалифицированную помощь. Исследователи Ж. А. Браун, А. Н. Гофорт, Г. Мачек отмечают важность образовательной среды в укреплении психического здоровья и психологической поддержке детей [9]. Д. М. Стоун и A. E. Кросби выделяют в образовательной среде эффективность школьных программ профилактики суицидального поведения подростков [10].
Однако решение проблемы предотвращения суицидального поведения у подростков – это сложная задача, требующая комплексного подхода, постоянного мониторинга ситуации, взаимодействия различных ведомств и оперативного вмешательства со стороны не только образовательных организаций, но и правоохранительных органов.
М. В. Романовская, Ю. А. Фесенко выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику суицидального поведения и суицидов. Первичное звено профилактики направлено на все общество и имеет своей целью профилактику факторов суицидального риска. Вторичное звено заключается в помощи непосредственно суицидентам. Третичная профилактика – это реабилитация суицидента после выведения его из критического состояния, а также помощь близким и родственникам суицидента, которые также являются представителями группы суицидального риска [11].
При первичной профилактике чаще всего используется информационно-образовательный вид предотвращения суицида среди несовершеннолетних. Образовательные учреждения (школы) являются одним из наиболее важных инструментов распространения знаний о здоровье и принятия мер для профилактики суицида среди молодежи. Современная школа играет ключевую роль в жизни подростков, являясь центром их активного общения и деятельности, оптимальной средой для внедрения системы раннего выявления детей и подростков, находящихся в группе риска, основным институтом, формирующим личностные качества и навыки здорового образа жизни. При работе с несовершеннолетними особое внимание необходимо уделять выявлению и поддержке наиболее уязвимых категорий детей, которые в силу своей незащищенности наиболее подвержены суицидальному риску. Первичная профилактика суицидального поведения направлена на работу с лицами, не проявляющими суицидальных намерений, с целью минимизации риска формирования суицидальных установок в будущем у психически здоровых людей. Повышение уровня осведомленности населения о вопросах психического здоровья, расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ, и проблеме суицидального поведения является ключевым компонентом первичной профилактики.
Одна из задач первичной профилактики самоубийств – формирование у детей и подростков здоровых моделей поведения и продвижение широкого спектра позитивных жизненных ориентиров. Г. Дж. Ботвин, К. У. Гриффин, Т. Д. Николс предлагают в качестве одной из эффективных мер профилактики суицидального поведения подростков программу «Формирование жизненных навыков» [12].
К мероприятиям, проводимым на первичном этапе профилактики, можно отнести:
– обеспечение обучающихся доступной психологической помощью – проведение бесед с несовершеннолетними и их родителями с целью увеличения информированности о деятельности психологических центров, способах самопомощи;
– проведение профилактической работы с обучающимися в образовательных организациях в вопросах формирования у них ценностного отношения к жизни, принципов здорового образа жизни, навыков безопасного поведения в сети Интернет;
– проведение мероприятий, круглых столов, различных тренингов в образовательных организациях для родителей (законных представителей) обучающихся с целью просвещения по вопросам психологических особенностей развития детей и подростков, развития коммуникации с подростком, создания доверительных отношений в семье.
На этапе первичной профилактики особое внимание уделяется снижению уровня социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних. Организация плодотворного и действенного взаимодействия со СМИ является необходимым элементом эффективной профилактики. Однако, по мнению К. Андриссена и К. Крысинской, средства массовой информации могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на суицидальное поведение подростков [13].
М. П. Дуткин отмечает, что анализ проблематики суицидального поведения, завершенных суицидов и суицидальных попыток у несовершеннолетних свидетельствует о том, что социальная дезадаптация ребенка начинается не в подростковом возрасте, а раньше – в дошкольном и младшем школьном возрасте. В связи с этим комплекс медико-психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику суицидального поведения у несовершеннолетних, должен включать в себя: выделение специфических для суицидального поведения эмоционально-личностных расстройств в виде повышенной тревожности, мнительности, робости у детей дошкольного и младшего школьного возраста; организацию психологической коррекции обнаруженных эмоционально-личностных расстройств у несовершеннолетних; обучение педагогического коллектива навыкам раннего распознавания признаков суицидального поведения несовершеннолетних [14].
На стадии вторичной профилактики лицам с выявленными суицидальными намерениями и попытками самоповреждения специалисты организаций социального обслуживания оказывают социально-психологические услуги.
Мероприятия, проводимые на этапе вторичной профилактики:
– обеспечение доступности получения индивидуальных психологических консультаций, проведение психологической беседы в образовательных учреждениях социальными педагогами по вопросу недопущения суицида несовершеннолетнего, для родителей (законных представителей) подростка;
– ограничение доступа и блокирование веб-сайтов к материалам сети Интернет, содержащим информацию о методах совершения суицида и пропаганду с призывами к совершению самоубийства;
– в целях противодействия распространению информации о самоубийствах в сети Интернет представляется необходимым организовать систему оперативного информирования органов внутренних дел о фактах выявления интернет-ресурсов, активно распространяющих указанную информацию;
– обеспечение разработки индивидуальных программ сопровождения несовершеннолетних, имеющих факторы риска суицидального поведения;
– обеспечение эффективного взаимодействия служб экстренной психологической помощи, горячих линий, психологических центров, телефонов доверия.
На этапе вторичной профилактики особое внимание уделяется лицам, у которых были выявлены суицидальные намерения, мысли и суицидальные попытки. На данной стадии необходимо приложить все усилия по предотвращению суицидальных мыслей у подростков, чтобы такие намерения не перетекли в завершенный суицид.
В рамках третичной профилактики несовершеннолетним, совершившим попытку самоубийства, сотрудниками психологических центров предоставляются социально-психологические услуги. Деятельность на этом этапе профилактики суицидального поведения включает в себя оказание социально-психологической помощи в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, а также оказание срочной социальной услуги, заключающейся в содействии в получении экстренной психологической помощи с привлечением специалистов психологического профиля.
М. П. Дудкин в научной работе рассматривает следующие этапы профилактической деятельности: универсальная профилактика (соответствует первичной профилактике и направлена на информирование о риске суицидального поведения), селективная профилактика (представляет собой одну из форм первичной профилактики, ранее отдельно не выделявшуюся), индикативная профилактика (соответствует третичной профилактике и направлена на социально-психологическое сопровождение окружения близких жертвы суицида и предотвращение подражательного суицидального поведения) [15]. Селективная профилактика направлена на подростков, подверженных повышенному суицидальному риску в биологическом, психологическом или социально-экономическом отношении. Раскрывается содержание селективной профилактики: психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы детей для снижения тревожности, повышения уверенности в себе, коррекции самооценки и уровня притязаний.
Одним из ведущих научных учреждений России, занимающимся изучением проблем суицидального поведения несовершеннолетних, разработкой новых форм и методов предупреждения самоубийств, является Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского. В Центре особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей, подростков и молодежи. Основной задачей центра является разработка, а также реализация мер по профилактике, ранней диагностике, кризисной помощи и реабилитации суицидального и опасного поведения у детей и подростков. Центр предоставляет консультативную, медико-психологическую и психотерапевтическую помощь детям и подросткам с проявлениями суицидального поведения.
На государственном уровне профилактику суицидов среди молодых людей осуществляют суицидологические службы. В структуре многопрофильных лечебных учреждений организованы отделения кризисных состояний, основной целью которых является оказание лечебно-диагностической помощи пациентам с невротическими депрессиями, паническими атаками, сопровождающимися выраженными суицидальными тенденциями. Существенную роль в оказании профилактической консультативной помощи по телефону лицам, обратившимся за поддержкой в связи с суицидальными мыслями или намерениями, играет служба «Телефон доверия», основу которой составляют психотерапевтические беседы, проводимые врачами-психиатрами, врачами-психотерапевтами и медицинскими психологами, прошедшими специализированную подготовку в области суицидологии.
Заключение
Таким образом, профилактика суицидального поведения подростков включает в себя ряд мер и действий, направленных на развитие у подростков позитивного отношения к жизни, поддержку их психического здоровья и сохранение их жизни.
Основные меры профилактики суицидального поведения подростков:
– раннее выявление признаков депрессии и других психологических расстройств, а также регулярный медицинский осмотр и консультирование;
– предоставление доступа к психологической помощи и консультациям, в том числе через школу или другие учреждения;
– обучение родителей, учителей, волонтеров и других людей, работающих с подростками, пониманию признаков суицидального поведения и умению общаться с подростками в трудных ситуациях;
– социальная поддержка и создание у подростков круга друзей, семьи, общества, где они чувствуют себя защищенными и важными;
– участие подростков в спортивных, культурных и других социальных мероприятиях, обучении и трудовой деятельности.
Важным аспектом профилактики суицидального поведения подростков является создание безопасной среды, где подростки смогут искренне разговаривать о своих проблемах и получать поддержку от взрослых и сверстников. Также необходимо помнить, что суицидальное поведение подростков может быть вызвано различными факторами, поэтому профилактические меры должны учитывать индивидуальность каждого подростка и адаптироваться к его потребностям и проблемам. Сотрудничество является наиболее важным компонентом эффективной профилактики самоубийств, именно по этой причине государственные органы, общественные организации и само общество должны коллективно решать проблемы, которые связаны с суицидальным поведением подростков. Так как самоубийство является не только проблемой одного человека или семьи, но всего государства и социума в целом, поэтому они должны быть готовы организовать мероприятия, направленные на снижение количества суицидальных мыслей, намерений, попыток и завершенных суицидов. Поочередное слаженное взаимодействие уполномоченных организаций имеет все шансы предоставить возможность достичь устойчивого уменьшения характеристик смертности самоубийств среди молодых людей. Итогом проведения всех профилактических мероприятий станет в первую очередь снижение аутоагрессии, уровня тревожности, улучшение детско-родительских отношений, улучшение внутрисемейного климата, развитие доверительных отношений, а также отработка стратегии поиска дополнительных ресурсов для решения трудных ситуаций. Такого рода мероприятия дают несовершеннолетним возможность вырабатывать и развивать активную жизненную позицию, почувствовать свою значимость, возможность вносить позитивные изменения в среду своего общения.
Анализируя проблему профилактики суицидального поведения подростков, можно предложить ряд рекомендаций:
– разработать образовательные программы по профилактике суицидального поведения для учащихся, педагогов и родителей. Эти программы должны включать в себя информацию о том, как определить признаки суицидального поведения и что делать в случае обнаружения этих признаков;
– проводить стандартизированные опросники среди несовершеннолетних для раннего выявления суицидального риска. Школьные психологи и врачи должны проводить такие опросники как можно регулярнее, чтобы определить подростков, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны психологов или психиатров;
– улучшить социальные условия, включая доступность к качественной медицинской помощи и образования, а также создание условий для занятости родителей подростков. Эти социальные условия могут помочь снизить стрессовые факторы, которые могут способствовать суицидальному поведению подростков;
– привлекать родителей в процесс профилактики суицидального поведения. Родители должны быть вовлечены в учебные программы, которые помогут им узнать, как обнаруживать возможные признаки суицидального поведения у своих детей и как правильно реагировать на них. Это поможет родителям более успешно идентифицировать риски суицидального поведения своих детей и предотвратить его;
– повысить уровень информированности подростков о службе экстренной психологической помощи «Телефон доверия».
Профилактическая деятельность по предупреждению суицида среди подростков должна быть одной из приоритетных задач государства и общества.

Ramil M. Sadykov