Введение
Одной из наиболее серьезных проблем, которые мы наблюдаем сегодня в обществе, является кризис семьи как базового социального института. Со временем изменения, происходящие в формировании семьи, отразились на ее функциях и ролевом поведении членов семьи, как и в целом на восприятии семьи обществом. Изменение семейной системы и ролевых функций семьи приводит к тому, что в современном обществе остро стоит проблема формирования адекватных представлений молодежи о семье. Тем не менее, согласно многочисленным исследованиям, семья остается одним из самых важных аспектов в жизни молодых людей. Молодежь, ее ценностные ориентации, ее тенденции и перспективы развития, а также отношение молодежи к семье и браку и формирование семейных ценностей имеют большое значение для стабильного развития общества.
В современных публикациях на тему семейных ценностей можно найти большое количество мнений. Например, в работе Д. В. Медковой приводится достаточно широкая характеристика семейных ценностей, под которыми автор понимает «культивируемые в обществе представления о семье, об отношениях в семье, формируемых на основе базовых ценностей» [1]. Свой взгляд на классификацию семейных ценностей представляет И. П. Лотова: «ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством, и ценности, связанные с родством» [2]. Зарубежные исследователи также придерживаются точки зрения о важности развития семейных ценностей в процессе обучения студентов в вузе. Так, в работе A. Гонсалвес Жардим и др. указывается на то, что ценности занимают центральное положение в когнитивной системе личности студента, поскольку включают в себя компоненты знаний, аффективные и поведенческие, определяющие их установки и мотивации. Учитывая взаимосвязь между образованием и общечеловеческими ценностями, авторы утверждают, что процесс обучения в вузе является значимым периодом формирования системы ценностей молодежи, включая и семейные ценности [3].
Рано или поздно каждый обязательно задумывается о создании своей семьи. При этом, люди часто по-разному определяют зачем им нужна семья. Для кого-то семья - это опора в трудных жизненных обстоятельствах, кто-то хочет любить и быть любимым, а для кого-то семья - некоторая выгода, комфорт и удобство. По утверждению Ю. Р. Вишневского и др., увеличивается число молодых людей, осведомленных о феномене «чайлдфри», нейтрально относящихся к этому и не готовых к рождению и самостоятельному воспитанию детей [4]. В ценностной иерархии молодежи приоритетами являются карьера, профессиональная реализация и финансовое благополучие. Существующие противоречия свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной подготовки молодежи к выполнению социальной роли семьянина и родителя. С. М. Усманов и Т. А. Черникова считают, чтобы стать родителем, необходимо выполнить как минимум два условия: иметь семью и иметь детей [5].
По убеждению Л. О. Володиной, в России наблюдается трансформация семейных ценностей, «широкое распространение получают индивидуалистически ориентированные системы ценностей с таким приоритетом, как свобода выбора брачного партнера и форм совместной жизни» [6]. Не менее деструктивное влияние на формирование ценностей семьи и брака среди молодежи оказывает популяризация в средствах массовой информации и интернет-ресурсах различных нестандартных моделей отношений (свободные отношения, однополые браки, семьи с гедонистическими ценностями, не планирующие рождение детей и т. д.). Т. А. Рассадина считает, что изменение социального института семьи следует понимать как вытеснение или замещение ее социализирующей функции другими социальными институтами, такими как СМИ, массовая культура и др. [7]. В исследовании Д. Д. Конинк установлено, что студенты 2018 года имеют более позитивное отношение к разводу и более негативное к браку, чем студенты 2002 года [8].
К сожалению, Ю. Р. Вишневский и М. В. Ячменева констатируют нарастание таких неолиберальных тенденций в сфере семьи, как «чайлд-фри», однополые браки, добровольный отказ от семьи; в предназначении брака акцент смещается от детоцентрической к супружеской семье и к неофициальным отношениям [9]. Т. К. Ростовская и Е. А. Князькова называют основными характеристиками данной модели репродуктивного поведения являются предпочтение построения карьеры, профессиональной самореализации и высокого социального статуса, иными словами, происходит трансформация семейных ценностей [10].
Семейные проблемы особенно остро выражены в юности и молодости, поэтому представляется необходимым изучить отношение студентов к семейной жизни. В современных условиях необходимо искать новые подходы решения проблемы создания семьи. Одним из них является ценностный подход. Его суть заключается в том, что семейные ценности определяются как доминирующие.
Обучение в вузе - важный период в жизни молодых людей. В это время происходит не только профессиональная подготовка и профессиональное становление, но и завершается личностное самоопределение. По статистике, за время обучения в вузе около 30% студентов создают собственные семьи. Исходя из этого, важное значение имеют целенаправленное изучение процесса подготовки студентов к будущей семейной жизни. Как считает М. Г. Королев, акцент следует делать на формировании социальных качеств, в том числе, качеств родительства [11]. Проблематика студенческой семьи является предметом многих исследований. К примеру, М. О. Ефлова, О. А. Максимова и Е. А. Матвеева рассматривают современные сценарии гендерных отношений молодежи, затрагивающих и ценностные основания семьи, и репродуктивное поведение молодых супругов, и обосновывающих перспективные направления целевой демографической и семейной политики [12]. Изучая модели репродуктивного поведения молодежи, В. Р. Ушакова отмечает, что современная молодежь крайне неоднородна, что выражается как в трансляции одобряемых ценностей, так и в поведении, в том числе репродуктивном. Желание получить образование, найти перспективную работу, иметь хороший доход влияют на решение о создании семьи и ее функционировании [13].
Как молодые люди относятся к браку? Готовы ли они создать семью, и в каком возрасте, по их мнению, желательно создать семью? В чем, по мнению молодых людей, заключается главный смысл семейной жизни? Чтобы понять, как современная студенческая молодежь относится к браку, мы провели это исследование.
Методология и результаты исследования
С целью изучения отношения сегодняшних студентов к созданию семьи и рождению детей мы провели анкетирование среди студентов, обучающихся на дневном отделении факультета психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- провести анализ научных публикаций на предмет выявления основных групп семейных ценностей;
- осуществить анализ содержания публикаций и исследований, связанных с развитием семейных ценностей;
- эмпирическим путем изучить отношение студенческой молодежи к созданию семьи и рождению детей.
На основе анализа имеющихся исследований, а также систематизации научных и методических материалов по вопросам семьи, семейных ценностей, нами была разработана анкета, в себя три раздела: вступительный, основной и завершающий. Во вступительной части приведены цель и задачи исследования, обсуждается важность участия респондента и предоставляется подробная инструкция по заполнению анкеты. Основная часть анкеты предполагает сбор информации по проблеме исследования и включает разные типы вопросов – открытые, закрытые и поливариантные. Завершающая часть анкеты включает вопросы, направленные на сбор информации о респонденте и его характеристиках и выражение признательности за участие в проведении исследования. Обработка результатов анкетирования проводилась с применением методов контент-анализа, математической статистики и графической обработки информации с использованием компьютерной программы Excel.
В исследовании приняли участие 84 студента, обучающиеся на дневном отделении факультета психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Из общего числа респондентов 94% составили девушки и лишь 6% - юноши. Возрастной разброс респондентов составил от 17 до 24 лет, т.е. студенты с I по IV курсы. Распределение респондентов по возрастным группам представлено на рисунке 1.
Анализируя возрастные группы респондентов, следует отметить, что наиболее активными участниками анкетирования стали студенты в возрасте 20 лет (33,3%). Дале по степени убывания представлены возрастные группы 19 лет (31%) и 18 лет (17,9%).
Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту
Из общей выборки 96,4% респондентов – не замужем/не женаты, при этом 48,8% ответили, что у них есть молодой человек/девушка. На вопрос: «Планируете ли вы вступать в законный брак в будущем?» - утвердительно ответили 83,3% опрошенных. Из общего числа респондентов 12,7% категорично ответили «Нет». А это значит, что половина опрошенных не имеет добрачных отношений. Все это говорит о том, что процесс социализации студентов в целом не выходит за рамки принятых допустимых норм.
Следующий вопрос: «В каком возрасте собираетесь создать семью (или уже вступили в брак)?» предполагал пять вариантов ответа: «20–25 лет», «26–30 лет», «31–35 лет», «36–40 лет» и «не собираюсь». Распределение респондентов по предлагаемым ответам представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«В каком возрасте собираетесь создать семью (или уже вступили в брак)?»
Получены следующие результаты:
- 45,2% респондентов планируют создать семью в возрасте 20–25 лет;
- 45,2% респондентов – в возрасте 26–30 лет;
- 1,2% респондентов – в возрасте 31–35 лет;
- 2,4% респондентов – в возрасте 36–40 лет.
Из всей выборки только 6% опрошенных ответили, что не собираются создавать семью.
Таким образом, 90,4% опрошенных студентов считают наиболее приемлемым возрастом для вступления в брак период от 20 до 30 лет. По мнению О. В. Ковальчук и др., студенческий возраст (а это годы от 18 до 24 лет) для вступления в брак является наиболее оптимальным, т.к. «супруги в студенческой семье находятся в одном социокультурном поле, разделяют одни традиции, участвуют в одних социальных ритуалах и событиях, что также позволяет им безболезненно организовать единое ценностное, нормативное и упорядоченное поле повседневности, что, в свою очередь, может стимулировать желание иметь детей [14]. Последние исследования российских ученых показали, что брак после 20 лет предотвращает разводы, но это относится только к возрасту до 25 лет. После 25 лет предсказать вероятность развода практически невозможно. Это противоречит представлению о том, что чем позже вступать в брак, тем лучше. Люди, которые вступают в брак позже, действительно могут быть более зрелыми, но при этом у каждого из супругов уже есть свой жизненный опыт. Это и является причиной возникновения многих проблем в поздних браках. Вместо того чтобы развиваться вместе в тот период, когда их двадцатилетние «я» еще находятся в стадии формирования, у партнеров, которые начинают жить вместе позже, могут быть уже устоявшиеся привычки и сформировавшиеся качества.
Зарубежные исследователи также придерживаются позиции, что браки, заключенные в возрасте от 20 до 30 лет, наиболее успешны. Достигнув этого возраста, молодые люди уже достаточно осведомлены и опытны в вопросах межличностных отношений, они умеют справляться с разного рода жизненными проблемами, в том числе, с эмоциональными, финансовыми и т. д. На примере западных стран ученые, в частности D.Van de Kaa, показали, что демографический переход тесно связан с модерном и постиндустриализмом, которые акцентируют индивидуальные права и свободы граждан, включая право женщин решать вопросы замужества, деторождения независимо от традиций [15].
Следует отметить, что репродуктивное поведение, как и репродуктивные установки, складываются под влиянием окружающей социальной среды, в которой формируются убеждения и отношение к семье и детям. На вопрос анкеты: «Считаете ли вы, что дети – это счастье?» – 27,4% студентов ответили утвердительно «Нет». Говоря о репродуктивных установках респондентов, следует обратить внимание на желаемое или планируемое количество детей. Студенты, участвующие в нашем исследовании, представляют респондентов активного репродуктивного возраста (молодежная группа 17-24 года). При этом, отвечая на вопрос о желаемом количестве детей в будущей семье, 17,9% респондентов выбрали ответ: «Ни одного». Самый большой процент опрошенных (41,7%) планируют иметь двоих детей, 28,6% - одного ребенка, 10,7% - троих детей и 1,2% - думают иметь больше трех детей в своей семье. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что установки абсолютного большинства (82,1%) опрошенных нами студентов демонстрируют отношение молодежи к ценности семьи и рождению детей и ориентируются на модель среднедетной семьи. Можно констатировать, что в репродуктивных установках студенческой молодежи практически сформировались устойчивые представления о желаемой модели семьи, где максимальное число детей не превышает двух. Полученные нами данные соотносятся с результатами опроса о репродуктивных установках россиян, проведенного ВЦИОМ в феврале 2025 года: «С учетом реальных жизненных обстоятельств россияне, как и пять лет назад, намерены остановиться на одном-двух детях. Намерение родить трех-четырех детей растет, но крайне медленно» [16].
При анализе репродуктивных установок студентов на количество детей в своих будущих семьях стоит обратить внимание на причины, обусловливающие отказ молодых людей от рождения детей. Так, ответы студентов на вопрос: «Как вы думаете, почему молодые люди решают не заводить детей?», предполагающий множественный выбор, распределились следующим образом (см. рис. 3).
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос:
«Как вы думаете, почему молодые люди решают не заводить детей?»
Значимой причиной отказа от рождения детей 65,5% студентов считают «нестабильную ситуацию в мире». Еще 58,3% респондентов в качестве причины назвали «сложную жизнь» и «нехватку денег», имея в виду низкую заработную плату и отсутствие должных эффективных мер по поддержке семей с детьми. По данным Н. А. Касимовской и других исследователей, ценности и установки молодежи в отношении родительства и рождения детей являются основными факторами, определяющими модель репродуктивного поведения. Многие авторы отмечают, что количество студентов в вузах, осведомленных о феномене «чайлдфри», увеличилось в 1,5–2 раза, что, безусловно оказывает влияние на «неготовность» и нежелание рождения и воспитания детей. В иерархии ценностей молодых людей основное внимание уделяется карьере, профессиональной реализации и финансовому благополучию [17].
Таким образом, сознание молодых людей «застревает» между традиционными представлениями о семье, родительстве и пониманием трудностей жизненных ситуаций, связанных с созданием семьи и рождением детей. В первую очередь, студенты считают основными препятствиями к созданию семьи финансовые и жилищные проблемы.
Достаточно ощутимое влияние на репродуктивные установки оказывает устойчивое убеждение значительной части опрошенных в том, что рождение ребенка не только ведет к снижению уровня материального положения семьи, но и негативно сказывается на возможностях их профессиональной самореализации, их карьерного роста. Так, 52,4% опрошенных назвали в качестве причины «нежелание жертвовать карьерой», а 51,2% – «невозможность эффективно совмещать работу и семью». Традиционно данная причина в большей степени характерна для девушек/женщин. Они чаще всего сталкиваются с дилеммой – посвятить себя карьере или семье и материнству. Все большее число женщин нацеливается на карьерный рост, в том числе развитие профессиональных компетенций.
Доля тех, кто склонен придерживаться точки зрения о том, что отказ от рождения детей является следствием причин «нежелание брать ответственность за другого человека», «нежелание тратить деньги на детей», «хочется свободы» и «просто не хочется», достаточно велика – от 16,7% до 52,4% опрошенных. Полученные результаты соотносятся с данными, приведенными в докладе генерального директора фонда ВЦИОМ К. Абрамова на Восточном экономическом форуме в 2024 году о том, что «желание пожить для себя 68% молодых россиян назвали основной причиной, по которой они пока не планируют иметь детей. Еще 58% отметили свою психологическую неготовность к родительству» [18]. Более того, сегодняшняя молодежь просто не умеет брать ответственность на себя за все происходящее с ним. Вместо того, чтобы обнаруживать причины в себе и своих поступках, они склонны искать их вовне. Социологический опрос, проведенный Н. Д. Скосыревой и др. показал, что семейные ценности, интересная работа и материальное благополучие составляют аксиологическое ядро мировоззрения современной молодежи [19].
Молодые люди, отказывающиеся от продолжения рода, становятся неотъемлемой частью нашего современного общества. Кажется, что молодые люди, вылетевшие из родительского гнезда, пытаются изо всех сил насладиться этой жизнью и получить удовольствие. Гедонистическая ориентация современной молодежи является одним из наиболее существенных факторов, угрожающих традиции построения семьи в современном обществе. Противопоставление гедонизма и семейных ценностей, по-видимому, обусловлено стойким убеждением в том, что семья предполагает определенные лишения и оставляет мало возможностей для удовлетворения актуальных для гедониста потребностей. Молодые люди предпочитают тратить заработанные ими деньги на собственные развлечения и украшения, не имеющие никакой реальной ценности и приносящие лишь кратковременное удовольствие.
Тревогу вызывает выбор студентами (9,5% опрошенных) такой причины отказа от рождения детей как «не стремятся повзрослеть и подолгу живут с родителями». За последние 15 лет заметно вырос возраст «отделения от родителей». Сегодня по статистике почти 90% молодых людей считают оптимальным возрастом начала самостоятельной жизни период с 23 до 25 лет. Таким образом, сегодня приходится наблюдать поголовную созависимость взрослых детей и их родителей. Следует констатировать, что некоторые молодые семьи материально зависят от своих родителей, так как продолжают проживать вместе с ними или пользоваться инвестициями родителей, что добавляет сложности в налаживание семейных отношений. Совершеннолетние дети никак не могут стать самостоятельными, найти себя и реализоваться в социуме.
Заключение
Студенчество представляет собой специфическую молодежную группу. Фактор высшего образования и отсрочка начала самостоятельной трудовой деятельности ведет к увеличению свободы выбора и усложнению процесса ценностного самоопределения. Вместе с тем ценностные отношения молодежи все еще испытывают большую зависимость от внешних факторов, социальных изменений.
Проведенное анкетирование актуализирует проблему отношения молодежи к браку, созданию семьи и, конечно, рождению детей в семье. Не следует ставить знак равенства между понятиями «семья» и «брак». Это близкие, но не тождественные понятия. Следует понимать, что семья объединяет супругов (мужа и жену), детей, родственников, а брак – только супругов. Сущность семьи выражается в структуре, функциях и ролевом поведении ее членов. Основными функциями семьи являются: репродуктивная, воспитательная, обучающая и коммуникативная.
Все больше исследователей говорят о том, что семейная система переживает глубокий кризис. Всем известно, что семейные проблемы, напряженная обстановка могут влиять на физическое и психологическое состояние человека.
Сегодняшние студенты выражают намерение вступить в брак в будущем, планируют рождение детей, но при этом полагают, что дети могут помешать их карьере; опасаются, что не смогут совмещать обязанности в семье и на работе. Также многие отмечают, что низкие доходы, сложная жизненная ситуация и распространение негативного мышления «чайлдфри» среди молодых людей не благоприятствуют рождению детей.
Опираясь на исследования российских психологов, представляющих студенческий возраст как сензитивный период для развития основных социогенных потенций молодого человека: выработкой собственного мировоззрения и системы ценностей, осознанием собственной самобытности и уникальности, личностным и профессиональным самоопределением, следует рассматривать период студенчества в качестве переходного этапа, на котором происходит преломление в сознании и выработка субъективного отношения индивида к тому, что преподносится со стороны в качестве ценностей семьи.
Мы можем сделать вывод, что, хотя для молодых людей ценность семьи осознается как значимая, тем не менее важно отметить, что она не всегда имеет является смысложизненным ориентиром. Данное противоречие указывает на необходимость организации целенаправленной подготовки студенческой молодежи к выполнению социальной роли семьянина и родителя.
Полученные результаты эмпирического исследования способствуют расширению теоретической базы об особенностях репродуктивного поведения студенческой молодежи; их можно успешно применять в индивидуальной и семейной психотерапии и психологическом консультировании, в мероприятиях, направленных на профилактику снижения уровня рождаемости.

Tatyana I. Kulikova