Full text

Введение

 

В психологии феномен самооценки изучался многими учеными. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинчинко [1] определяют самооценку (англ. self-esteem) как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Это относительно устойчивое структурное образование является компонентом Я-концепции, самосознания. Основа самооценки – система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции. Является основой уровня притязаний личности.

Далее рассмотрим понимание феномена самооценки у различных психологических представителей по следующим блокам: классическая психология (акцент на общем понимании и исследовании самооценки); гуманистическая психология (исследование самооценки в контексте личностного роста и самореализации); когнитивная психология (фокус на когнитивных процессах, связанных с самооценкой); социальная психология (изучение самооценки через призму социальных сравнений и взаимодействий) (см. табл. 1).

 

 


 

Таблица 1

Понимание феномена самооценки в разных психологических направлениях

 

 

Представитель

Понимание феномена самооценки

Классическая психология

Б. Г. Ананьев

Подчеркивает, что самосознание человека представляет собой субъективное восприятие его объективной активности и внутреннего мира, где формируются системы ценностей, структуры образов и концепций, а также уровень притязаний и самооценка [2]

У. Джеймс

Классифицировал самооценку на два основных типа: самодовольство и недовольство. Он выделяет три аспекта личности: физический, социальный и духовный, состояние которых оказывает прямое воздействие на уровень самооценки [3]

Гуманистическая психология

О. Н. Молчанова

Подчеркивает, что самооценка охватывает все сферы жизни человека и представляет собой значимый психологический ресурс. Ключевыми факторами, формирующими самоуважение, являются достижения индивида в разнообразных областях и мнения окружающих. Важнейшую роль в этом процессе играют мотивы, смысловые конструкции и ценностные ориентиры, которые составляют основу самооценки [4]

А. В. Гайфулин

Рассматривает самооценку как многогранное явление, включающее в себя физические, поведенческие, психологические и социальные аспекты личности, которые относятся к тому, как индивид оценивает себя по этим критериям. Самооценка влияет на самоотношение человека и охватывает несколько уровней: общую самооценку, отражающую степень самоуважения, полноценное принятие или неприятие себя, а также частные самооценки, касающиеся конкретных аспектов личности, поступков и достижений в различных областях деятельности [5]

Когнитивная психология

А. В. Захарова

Подчеркивает, что самооценка является основой самосознания и уровнем его развития. Это понятие включает в себя оценочные функции, отражающие эмоционально-ценностное отношение к себе и особенности самовосприятия. Самооценка состоит из процессуального и итогового компонентов, и в ее процессе человек анализирует как объект оценки, так и собственные психические качества, что делает самооценку интеллектуально-рефлексивным действием. В контексте психической регуляции самооценка формируется через развитие самосознания и его автоматизацию. Она может принимать различные модальности, такие как категорическая оценка своих качеств и проблематичное отношение к себе с учетом трансформаций. В зависимости от направленности выделяются оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные виды самооценки [6]

Социальная психология

И. С. Кон

Выделял три компонента «Я»: экзистенциальное «Я» (саморегуляция и самоконтроль), переживаемое «Я» (самоощущение) и категориальное «Я» (самопознание и самооценка). Он подчеркивал, что критерии самооценки варьируются у разных народов и эпох, что также зависит от социального контекста и требований к мужчинам и женщинам. Самооценка у детей формируется на основе оценок окружающих, а у школьников она воспроизводится через оценки родителей и учителей, в то время как в подростковом возрасте становится неустойчивой. В юношеском возрасте самооценка становится более стабильной и зависит от пола: юноши чаще оценивают себя по достижениям, а девушки по межличностным отношениям. С возрастом меняется не только уровень, но и ценностные критерии самооценки [7]

Е. В. Валиуллина

Определяет самооценку как личную оценку собственных действий, своего положения в обществе, а также своих возможностей и способностей. Это понятие оказывает влияние на различные характеристики, состояния и процессы психической деятельности [8]

К. Р. Сидоров

Рассматривает уровень самооценки как способ усиления автономной мотивации в деятельности, при этом индивидуум ориентируется на стандарты своей референтной группы [9]

Г. Ш. Ульябаева

Рассматривает самооценку как совокупность представлений о себе, именно сформированных посредством сравнения с окружающими. Этот процесс сравнения осуществляется как осознанно, так и на бессознательном уровне и происходит непрерывно. При этом акцент делается на тех качествах, которые в данный момент являются наиболее значимыми для общества, то есть отражают социально важные ценности. Самооценка подвержена изменениям и может корректировать самоотношение в зависимости от ситуации. Автор выделяет два типа самооценки: адекватную, которая точно отражает способности и качества личности, и неадекватную, которая может быть как заниженной, так и завышенной. Кроме того, она выделяет структуру самооценки, состоящую из двух элементов: эмоционального, отражающего отношение человека к себе и своим проявлениям, и когнитивного, включающего знания о своих возможностях и способностях [10]

 

Концепция «сочувствия к себе», разработанная американским автором К. Нефф [11], представляет собой новый подход, который она предлагает в качестве замены понятию самооценки, начиная с 2003 года. К. Нефф [12] последовательно критикует традиционное понимание самооценки, указывая на ее проблемы. Одна из главных трудностей связана с тем, что формирование самооценки зачастую основывается на сравнении себя с другими, что может привести к нарциссизму, эгоцентризму и чрезмерной озабоченности своей личностью. К тому же самооценка может зависеть от мнений окружающих, что порождает предвзятость по отношению к людям, особенно к незнакомцам, и даже агрессивное поведение, когда ощущается угроза собственному «Я».

Сочувствие к себе, как определяет К. Нефф [13], – это способность проявлять доброжелательное и неосудительное отношение к себе в моменты неудач, осознавая их общечеловеческий характер и избегая изоляции от этих переживаний. Важно внимательно исследовать свои эмоции, при этом не чрезмерно с ними идентифицируясь. 

Отечественные исследования относительного данного конструкта немногочисленны, за последние пять лет по ключевому слову «сочувствие к себе» насчитывается 12 статей, из которых только три включают в выборку студенческий возраст. Рассмотрим их подробнее.

Ю. В. Трофимова, М. И. Ефанова [14] в статье «Переживания в деятельности и психологические ресурсы студентов» исследуют, как уровень сочувствия к себе соотносится с такими аспектами, как самоконтроль, эмоциональная стабильность и уровень переживаний в процессе обучения. Авторы приходят к выводу о том, что у студентов, чей профиль типичных переживаний в процессе учебно-профессиональной деятельности близок к оптимальному, выше уровень самоконтроля, сочувствия к себе и ниже показатели эмоционального выгорания.

Н. С. Шипова [15], исследуя возрастной аспект субъективного благополучия, ощущение счастья и отношение к себе, приходит к следующему выводу относительно сочувствия к себе в студенческом возрасте: уровень сочувствия к себе в данной возрастной группе оказывается значительным и положительно связан с другими параметрами, такими как субъективное благополучие и витальность. Это свидетельствует о важности формирования сочувственного отношения к себе на этапе юности, когда в личности активно формируются ценностные ориентации и самовосприятие. Исследование показывает, что юноши и девушки склонны более осознанно относиться к собственным переживаниям и эмоциям, что укрепляет их психологическое благополучие и способствует более позитивному восприятию жизни.

В исследовании Т. П. Опекиной, Н. С. Шиповой [16] сочувствие к себе рассматривалось в рамках комплексного анализа феномена самореализации, относительно студенческого возраста авторы приходят к выводу, что уровень сочувствия к себе положительно влияет на личностную и профессиональную самореализацию, способствуя достижению большего успеха в этих сферах, а также улучшая субъективное благополучие и общее психологическое состояние студентов.

Зарубежные исследования концепции «сочувствия к себе» представлены более многочисленными исследованиями. Только за 2025 год их насчитывается более одной тысячи, рассмотрим некоторые из них.

В статье Люси Сешнс [17] «Самосострадание у квалифицированных социальных работников и студентов: систематический обзор литературы и метаанализ» автор приходит к выводам, что уровни сочувствия к себе у студентов и квалифицированных социальных работников аналогичны и не ниже, чем у общей популяции, однако квалифицированные социальные работники демонстрируют значительно более высокие уровни самосострадания по сравнению со студентами и с нормативными данными общей популяции. Дополнительно результаты подтверждают связь между сочувствием к себе и психологическим дискомфортом, демонстрируя, что более высокие уровни самосострадания связаны с более низкими уровнями стресса и тревожности.

В исследовании Махбубы Джамали [18] с соавторами концепт сочувствия к себе исследуется с точки зрения его влияния на развитие профессиональных навыков у студентов-медиков. В статье описывается программа IBSR (Интегрированные Базовые Стратегии Устойчивости), направленная на развитие навыков устойчивости и управления стрессом у студентов и профессионалов, особенно в области здравоохранения. Она включает различные методики и подходы, которые направлены на улучшение эмоционального благополучия, самосострадания и сострадания к другим. Авторы исследования приходят к выводу, что вышеуказанная программа значительно улучшает как самосострадание, так и сострадание к другим, что, в свою очередь, способствует более эффективному уходу за пациентами и улучшению психоэмоционального состояния студентов в условиях стресса.

О. Цяне [19] с соавторами рассматривают сочувствие к себе во взаимосвязи с зависимостью от мобильных телефонов у студентов. Авторы установили, что уровень сочувствия к себе у студентов негативно влияет на их зависимость от мобильных телефонов. Это самосострадание проявляется как напрямую, так и опосредованно, через негативное внимание и усталость от саморегуляции.

Лиза Томсон Росс [20] с соавторами исследовала влияние стресса и социальной поддержки на сострадание к себе и их связь с психическим здоровьем среди студентов. По результатам исследования авторы пришли к заключению, что сострадание к себе связано с меньшими уровнями тревожности и депрессии, а также с более высоким уровнем счастья и любовью к жизни, что подчеркивает его важность как защитного механизма для психического благополучия студентов.

Ю. Ян [21] в статье «Взаимосвязь между негативным физическим самовосприятием и социальной тревожностью у студентов: роль руминации и сострадания к себе» пришел к заключению, что отрицательные представления о собственном теле оказывают влияние на степень социальной тревожности у студентов через механизм руминаций. В то же время самосострадание выступает в роли регулятора этого влияния, смягчая последствия руминаций на уровень социальной тревожности. Ю. Ян акцентирует внимание, что для поддержки студентов важно стимулировать развитие самосострадания, а также организовывать тренинги, направленные на повышение этого качества, что может способствовать снижению социальной тревожности.

Резюмируя теоретический анализ по проблеме исследования самооценки и сочувствия к себе у студентов, мы можем отметить недостаточную представленность отечественных исследований, что подчеркивает актуальность нашего исследования. На основании выделенной проблемы ставится цель нашего исследования – проанализировать особенности самооценки и сочувствия к себе у студентов с использованием экспериментальной проверки.

 

Методология и результаты исследования

 

Для измерения самооценки нами был использован тест для исследования самооценки [21], разработанный на основе семантического дифференциала Ч. Осгуда. На бланке проведения методики представлено 15 характеристик, каждая из которых имеет два противоположных полюса. На первом этапе испытуемый выбирает номер колонки, соответствующий проявлению каждого свойства в данный момент жизни. На втором этапе он определяет, каким бы хотел видеть себя в плане этих качеств. Для обработки результатов необходимо вычислить разницу между «реальным Я» и «идеальным Я» для каждой пары свойств. Это делается путем подсчета абсолютной разницы между оценками на первом и втором этапах, если позиции совпадают, разница равна нулю. Полученные значения записываются рядом с парами. Заключительный этап включает суммирование всех 15 значений, что затем сравнивается с ключом. Интерпретация результатов: a) более 25 указывает на заниженную самооценку, проявляющуюся в неуверенности, чувствительности к критике и излишней тревожности; b) сумма от 10 до 25 говорит о адекватной самооценке, когда человек осознает свои сильные и слабые стороны, адекватно реагирует на успехи и неудачи; c) результат менее 10 баллов может означать бессознательное нежелание участвовать в тесте, защитную реакцию или высокую самоуверенность. Также это может указывать на отсутствие стремления к самоанализу и рефлексии.

Концепт «Сочувствие к себе» исследовался с помощью российской адаптации опросника Кристин Нефф 2011 года [22]. Испытуемым предложили внимательно ознакомиться с утверждениями и указать, как часто они действуют в соответствии с ними. Опросник включает 26 пунктов, оцениваемых по шкале Ликерта от 1 (почти никогда) до 5 (почти всегда), озаглавленных «Как я отношусь к себе в трудные времена». При подсчете ответов в соответствии с ключом методика показывает результаты по следующим шести шкалам: первая – «Доброта к себе» – отражает милосердное отношение к себе в моменты неудач; вторая – «Самокритика» – обозначает строгую оценку собственных недостатков; третья – «Общность с человечеством» – воспринимает трудности как общий опыт, а не как личные провалы; четвертая – «Самоизоляция» – говорит о чувстве одиночества в неудачах; пятая – «Внимательность» – предполагает сбалансированное отношение к переживаниям, позволяющее исследовать их без искажений; шестая – «Чрезмерная идентификация» – описывает глубокую вовлеченность в собственные переживания в сложных ситуациях. Средние значения по каждой шкале позволяют определить их уровень: от 1,0 до 2,49 – низкий, от 2,5 до 3,5 – умеренный, от 3,51 до 5,0 – высокий.

Экспериментальным воздействием в нашем исследовании послужила методика К. Нефф «Медитация любящей доброты» [23], призванная помочь испытуемым найти фразы любящей доброты и сочувствия, имеющие глубокий смысл. Испытуемые из экспериментальной группы в течение 4 месяцев (с декабря 2024 года по март 2025 года) ежедневно выполняли эту методику.

Выборку нашего исследования составили 30 студентов Петрозаводского государственного университета, Института педагогики и психологии, 13 из которых составили экспериментальную группу, 17 – контрольную (ср. возраст 19,97; 15 девушек и 15 юношей).

Анализ исследования уровня самооценки в экспериментальной и контрольной группах, до и после воздействия, предлагается осуществлять с точки зрения следующих критериев оценки воздействия (табл. 2).

Таблица 2

Критерии оценивания изменения уровня самооценки
для учета экспериментального воздействия

 

Изменение уровня самооценки

Критерий оценивания изменения

Заниженный – заниженный

Нейтральное изменение

Заниженный – адекватный

Позитивное изменение

Заниженный – завышенный

Позитивное изменение

Адекватный – заниженный

Негативное изменение

Адекватный – адекватный

Нейтральное изменение

Адекватный – завышенный

Негативное изменение

Завышенный – адекватный

Позитивное изменение

Завышенный – завышенный

Нейтральное изменение

Завышенный – заниженный

Негативное изменение

 

На основе вышеуказанных критериев изменения уровня самооценки, распределение этого показателя в выборках до и после экспериментального воздействия можно представить следующим образом (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Распределение изменения уровня самооценки в выборках до и после
экспериментального воздействия, ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа

Представленный график иллюстрирует следующие особенности изменения уровня самооценки: в экспериментальной группе (ЭГ) наблюдается значительное преобладание положительных изменений, составивших 15%, по сравнению с контрольной группой (КГ), где этот показатель всего 6%. Что касается нейтральных изменений, то в ЭГ они достигли 54%, в то время как в КГ составили 42%. Однако в отношении негативных изменений наблюдается обратная картина: в КГ наблюдается негативное изменение на уровне 52%, тогда как в ЭГ этот показатель составляет только 31%. Эти данные указывают на то, что экспериментальное воздействие способствовало положительному изменению уровня самооценки участников в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. В целом результаты свидетельствуют о положительном эффекте экспериментального воздействия на изменение уровня самооценки в выборке, особенно в направлении увеличения адекватной и заниженной самооценки.

Результаты исследования концепта «Сочувствие к себе» на основе российской адаптации опросника будут представлены отдельно по каждой шкале. Анализ исследования уровня шкал «Сочувствие к себе» в экспериментальной и контрольной группах, до и после воздействия, предлагается также осуществлять с точки зрения следующих критериев оценки воздействия (табл. 3). Шкалы «Самокритика», «Самоизоляция» и «Чрезмерная идентификация» имеют противоположные значения для позитивных и негативных изменений.

Таблица 3

Критерии оценивания изменения уровня шкал «Сочувствие к себе»
для учета экспериментального воздействия

 

Изменение уровня шкал «Сочувствие к себе»

Критерий оценивания изменения

Низкий – низкий

Нейтральное изменение

Низкий – средний

Позитивное изменение

Низкий – высокий

Позитивное изменение

Средний – низкий

Негативное изменение

Средний – средний

Нейтральное изменение

Средний – высокий

Позитивное изменение

Высокий – низкий

Негативное изменение

Высокий – средний

Негативное изменение

Высокий – высокий

Нейтральное изменение

 

Первая шкала концепта «Сочувствие к себе» называется «Доброта к себе». На основе упомянутых критериев изменения уровня распределение данной шкалы в выборках до и после экспериментального воздействия представлено на рис. 2.

На представленном графике отображены ключевые аспекты изменений уровня по шкале «Доброта к себе». Интересно отметить, что в контрольной группе наблюдаются в основном позитивные и нейтральные изменения, тогда как в экспериментальной группе негативные изменения в отношении доброты к себе имеют более выраженный характер.

Вторая шкала концепта «Сочувствие к себе» – «Самокритика». С учетом ранее упомянутых критериев изменений уровня распределение данной шкалы в выборках до и после проведения экспериментального воздействия представлено на рис. 3.

На представленной диаграмме видны следующие особенности изменений уровня по шкале «Самокритика». В контрольной группе наблюдается значительное преобладание нейтральных изменений, в свою очередь, позитивные незначительно доминируют, а негативные только присутствуют в экспериментальной группе исследования.

 

 

 

Рис. 2. Распределение изменения уровня по шкале «Доброта к себе»
в выборках до и после экспериментального воздействия,

ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа

 

 

 

Рис. 3. Распределение изменения уровня по шкале «Самокритика»
в выборках до и после экспериментального воздействия,

ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа

 

Третья шкала концепта «Сочувствие к себе» – «Общность с человечеством». В соответствии с ранее указанными критериями изменений уровня распределение этой шкалы в выборках до и после экспериментального воздействия отображено на рис. 4.

Представленный график иллюстрирует следующие особенности изменений: негативные и нейтральные преобладают в контрольной группе, позитивные регистрируются только в экспериментальной.

Четвертая шкала концепта «Сочувствие к себе» – «Самоизоляция». С учетом ранее обозначенных критериев изменений уровня распределение этой шкалы в выборках до и после проведения экспериментального вмешательства изображено на рис. 5.

 

 

 

Рис. 4. Распределение изменения уровня по шкале «Общность с человечеством»
в выборках до и после экспериментального воздействия,

ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа

 

 

 

Рис. 5. Распределение изменения уровня по шкале «Самоизоляция»
в выборках до и после экспериментального воздействия,

ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа

 

Представленный график иллюстрирует следующие особенности изменений по шкале концепта «Сочувствия к себе» – «Самоизоляция»: негативные и нейтральные преобладают в экспериментальной группе, в свою очередь, позитивные изменения доминируют в контрольной.

Пятая шкала концепта «Сочувствие к себе» – «Внимательность». С учетом ранее указанных критериев изменений уровня распределение данной шкалы в выборках до и после осуществления экспериментального вмешательства представлено на рис. 6.

Представленный график иллюстрирует следующие особенности изменений по шкале концепта «Сочувствия к себе» – «Внимательность»: негативные и нейтральные опять преобладают в экспериментальной группе, в свою очередь, позитивные наблюдаются только в контрольной.

Шестая шкала концепта «Сочувствие к себе» – «Чрезмерная идентификация». С учетом ранее указанных критериев изменений уровня распределение данной шкалы в выборках до и после осуществления экспериментального вмешательства представлено на рис. 7.

 

 

Рис. 6. Распределение изменения уровня по шкале «Внимательность»
в выборках до и после экспериментального воздействия,

ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа, %

 

 

 

Рис. 7. Распределение изменения уровня по шкале «Чрезмерная идентификация»
в выборках до и после экспериментального воздействия,

ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа, %

 

На графике мы можем видеть следующие особенности изменений по шкале концепта «Сочувствия к себе» – «Чрезмерная идентификация»: позитивные и нейтральные преобладают в контрольной группе, в свою очередь, негативные присутствуют только в экспериментальной.

Последний интегральный параметр – сам концепт «Сочувствие к себе». Результаты изменений уровня в выборках до и после осуществления экспериментального воздействия представлены на рис. 8.

На диаграмме мы можем видеть, что в экспериментальной группе 100% студентов продемонстрировали нейтральный уровень изменений, в то время как негативных и позитивных не наблюдается вовсе. В контрольной группе 82% респондентов также показали нейтральный уровень, при этом только в данной группе есть позитивные (6%) и негативные (12%) изменения. 

Для проверки гипотез о наличии статистически значимых различий в изменениях до и после экспериментального воздействия в ЭГ использовался непараметрический критерий Вилкоксона для связанных выборок. Сводная таблица для всех вышерассмотренных параметров представлена в табл. 4.

 

 

 

Рис. 8. Распределение изменения уровня по шкале «Сочувствие к себе»
в выборках до и после экспериментального воздействия,

ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа, %

 

Таблица 4

Сводная таблица проверки статистической значимости значений

в экспериментальной группе

 (критерий t-Вилкоксона, ур. знач. p < 0,05)

 

Шкала

До

Итог проверки гипотезы о наличии различий

Статистика критерия

Асимпт. значимость

Самооценка

44

0,328

Нет

Доброта к себе

6

0,015

Есть

Самокритика

43

0,752

Нет

Общность с человечеством

36,5

0,357

Нет

Самоизоляция

55

0,206

Нет

Внимательность

7

0,011

Есть

Чрезмерная идентификация

35

0,856

Нет

Сочувствие к себе

29

0,719

Нет

 

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе наблюдаются изменения только по шкалам «Доброта к себе» и «Внимательность», где уровень значимости критерия составил p < 0,05. Для остальных шкал, таких как самооценка, самокритика, общность с человечеством, самоизоляция, чрезмерная идентификация и сочувствие к себе, статистически значимые различия не были обнаружены. Это указывает на эффективность методики «Медитация любящей доброты» только в повышении уровня доброты к себе и внимательности.

Сводная таблица для всех вышерассмотренных параметров для проверки гипотез о наличии статистически значимых различий в изменениях до и после экспериментального воздействия (для ЭГ) в КГ представлена в таблице 5.

Анализ результатов таблицы показывает, что в контрольной группе не было обнаружено значимых изменений по всем шкалам, согласно критерию t-Вилкоксона. Значения асимптотической значимости для всех шкал превышают уровень 0,05, что указывает на отсутствие статистически значимых различий между показателями.

 

 

Таблица 5

Сводная таблица проверки статистической значимости значений

в контрольной группе

 (критерий t-Вилкоксона, ур. знач. p < 0,05)

 

Шкала

До

Итог проверки гипотезы о наличии различий

Статистика критерия

Асимпт. значимость

Самооценка

93

0,061

Нет

Доброта к себе

73

0,793

Нет

Самокритика

20,5

0,263

Нет

Общность с человечеством

33

0,214

Нет

Самоизоляция

69

0,958

Нет

Внимательность

42,5

0,783

Нет

Чрезмерная идентификация

39,5

0,404

Нет

Сочувствие к себе

53

0,690

Нет

 

Заключение

 

Резюмируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

  1. Данное исследование успешно достигло своей цели – проанализировать особенности самооценки и сочувствия к себе у студентов с использованием экспериментальной проверки.
  2. В ходе исследования было выявлено, что методика «Медитация любящей доброты» оказывает статистическое влияние на уровень доброты к себе и внимательности в экспериментальной группе.
  3. Анализируя процентные соотношения изменений в экспериментальной группе, можно отметить следующее: наибольшие позитивные изменения регистрируются по шкалам концепта «Сочувствие к себе» – «Общность с человечеством» (39%), «Самоизоляция» и «Самокритика» (15%), наибольшие негативные – «Доброта к себе» (38%) и «Внимательность» (31%).
  4. Важно обратить внимание на тот факт, что в данном исследовании не учитывались другие параметры (социальный контекст, личностные характеристики респондентов и т. д.). Таким образом, дальнейшие исследования в данной области могут значительно обогатить понимание важности сочувствия к себе и самооценки.