Формирование толерантности в общеоразовательной школе в подростковом возрасте.
Выпуск:
ART 53078
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чебыкина
О.
А. Формирование толерантности в общеоразовательной школе в подростковом возрасте. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
381–385. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53078.htm.
Аннотация. В статье рассматривается теоретико – методологическое
обоснование актуальности формирования толерантности в общеобразовательной школе в подростковом возрасте. Всестороннее изучение толерантности определяется тем, что интолерантные формы поведения становятся более
характерными для подрастающего поколения. Трудности в поисках однозначно принятого определения приводят к тому, что в теории и в диагностике появляется дихотомия «толерантность-интолерантность». Мы уточнили понятие
«толерантность» как предмет исследования. На основе выделенных теоретических положений проведено исследование по классической триаде: констатирующий,
формирующий и контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали произошедшие изменения.
Ключевые слова:
подростковый возраст, толерантность, подходы и формы толерантности, функции, принципы формирования, уровни толерантности, факторы, механизмы толерантности
Текст статьи
Чебыкина Ольга АльбертовнаАспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института Педагог –психологМКОУ ©Лицей №1ªКурганская область город ШадринскOOLGA85@YA.RU
Формирование толерантности в общеобразовательной школе в подростковом возрасте
Аннотация:В статье рассматриваетсятеоретико –методологическое обоснование актуальности формирования толерантности в общеобразовательной школе в подростковом возрасте. Всестороннее изучение толерантности определяется тем, что интолерантные формы поведения становятся более характерными для подрастающего поколения.Трудности в поисках однозначно принятого определения приводят к тому, что в теории и в диагностике появляется дихотомия ©толерантностьинтолерантностьª. Мы уточнили понятие ©толерантностьª как предмет исследования. На основе выделенных теоретических положений проведено исследование по классическойтриаде: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали произошедшие изменения. Ключевые слова:толерантность,подходы и формы толерантности,функции, принципы формирования, уровни толерантности, подростковый возраст, факторы, механизмы толерантности.Миновал бурный, противоречивый ХХ век широкого распространения идей прав человека. Вмире сильны расистские, религиозноэкстремистские профашистские настроения. Эта проблема весьма актуальна для современной России страны многонациональной, поликультурной, многоконфессиональной (Степанов П., 2001). К сожалению, нетерпимость проникает через средства массовой информации, социальное окружение проникает,в детскую среду, находя в ней живой отклик. В ©Программе формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществеª выделен ряд условий противостояния интолерантности: наличие законодательной базы, повышение уровня образования, доступ к информации, осознание проблемы на личномуровне идругие.На современном этапе развития психологической науки исследователи проявляют определенный интерес к изучению толерантности (П. Степанов, Г.А. Абозина, М.П Бархота, С.В. Бобинова, Г.Н. Бондарева, А. Капто, В.С. Кукушин, А.А. Погодина, Л.В. Строганова, М.Н. Филатова, Л.П. Асмолов, С. Соловейчик, М. Максимова).Принципиально отличный вклад на проблему формирования толерантности в общеобразовательной школе мы находим у авторов, работающих в русле толерантности (Е. Громова, А. Адамский, М.В. Кленова, П.Ф. Колмогоров, Э. Соколова, В. Таланов, В. Уланов, Н. Кленова).Перед исследователями встают новые проблемы в аспекте изучения и формирования толерантности в общеобразовательной школе (Гераклит, Платон, Лютер, Пен, Уильямс, Дж. Локк, Лейбниц).Цельнашего исследования:выявить возможности формирования толерантности у подростков в общеобразовательной среде.Объект исследования:дети подросткового возраста.Предмет исследования:формирование толерантности у подростков.Гипотеза исследования:формирование толерантности у подростков будет эффективным, если в образовательный процесс: будет включена коррекционноразвивающая программа; будут учтены возрастные особенности подростков; будут даны представления о преимуществах толерантного поведения наряду с интолерантностью.Задачи: провеститеоретический, психолого –педагогический анализ научной литературы по проблеме толерантности у подростков; выделить возрастные возможности формирования толерантности в подростковом возрасте; разработать коррекционноразвивающую программу поформированию толерантности у подростков. Методы: анализ литературы по проблеме исследования; обобщение экспериментальных данных; математические и статистические методы; качественная и количественная обработка полученных данных факторный анализ с использованием программы компьютерного анализа данных SPSS; беседа; тестирование; анкетирование; развивающие игры и упражнения.Психодиагностический инструментарий: экспрессопросник ©Индекс толерантностиª (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова); методика для диагностики обшей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); шкала фашизма (Т. Адорно, Э. ФренкельБрунсвик, Д. Левинсон, Р. Сенфорд); диагностическийтест отношений (Г. А. Солдатова); опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. ФренкельБрунсвик).Методологическая основаопределена на основе принципов психического развития, детерминизма, деятельностного подхода, принципа системности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеева и др.).Теоретическую основу составляют подходы в понимании толерантности, отраженные в работах Л.М. Митиной, Н.Д. Левитова, А.П. Цупановой, П.В. Степанова ©Воспитание детей в духетолерантностиª, концепция толерантности Дж. Локка, Г.В. Лейбница, А.Г. Асмолова ©Слово о толерантностиª, М.С. Миримановой ©Толерантность как проблема воспитанияª. Психологические концепции, раскрывающие ведущую роль общения в организации и жизнедеятельности в развитииличности (А.А. Бодалева, М.И. Лисиной,Б.Ф. Ломова). В построении адекватных взаимоотношений с другими людьми (А. Бандура, Дж. Мид, Ж. Пиаже, Р. Сирс), саморазвития личности (Н.А. Берждяев, А. Камю, А.Н. Куликова и др.).Философских, психологических ипедагогических теорий отношений (Б.А. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Ф. Лазурский, Н.В. Мясищев).Понятие ©Толерантностьª связано с эпохой религиозных войн, где проблема толерантности открыто не ставилась, ее мотивы улавливались в высказываниях мыслителей Гераклита, Аристотеля, Сенеки. Конфуций открыто предлагалидею толерантности: ©Не делай другим того, чего не желаешь себе…ª (Мириманова М.С., 2003).Толерантность такая позиция, установка и ценность, которая способна примирить разные точки зрения, религии, идеологии.Исторически первой формой толерантности веротерпимость (Асмолов А.Г., 2001). Мир античного язычества толерантен к убеждениям. В христианстве толерантность проявляется как отказ от насилия, искренность убеждений. Толерантность для христианства мы нашлив трудах многих философов, но особое место принадлежит Тертуллиану (Мириманова М.С., 2003), где основой является равновесие, вменяющееся человеку как долг.К проблеме толерантности обратился реформатор церкви Лютер, изложивший принципы толерантности в области религии и веры в своём трактате ©О светлой власти и о том, в какой мере ей следует повиноватьсяª (Мириманова М.С., 2003). В XVIIвеке появляются вольнодумцы в Англии, пионеры американских колоний, такие как Вильям Пен, Роджер Уильямс. Они сформулировали целый ряд принципов толерантности, число которых почти не увеличилось.По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Выдающиеся учёные XVII–XVIIIвеков: Локк, Вольтер, Гоббс, Руссо –выступили против религиозной нетерпимости.(Мириманова М.С., 2003).Джон Локк теоретически обосновал вопрос толерантности. По его мнению, толерантность имеет двойное основание: политическое и нравственное.Готфрид Вильгельм Лейбниц утверждает, чтонедостаточно начать с простой толерантности, хотя теоретических работ по толерантности он не оставил, а рассуждения на эту тему присутствуют в его обширной переписке. Он занимался, пропагандой толерантности,её практическим внедрением, рассматриваяотдельного человека как неповторимую индивидуальность. Происхождение зла интолерантности Лейбниц объясняет недостатком знаний. Вольтер является защитником толерантности. В ©Философских письмахª, ©Трактате о веротерпимостиª он показал, религии милосердны, но могут быть разрушены предрассудками и нетерпимостью (Кленова М.В., 2003).Так в 1789 году, через 11 лет после смерти Вольтера –во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, котораястала Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.Толерантность от латинского глагола tolerate(переносить, переживать, терпеть, выдерживать). Перевод и трактовка слова ©толерантностьª в разных культурах неоднозначны (Кленова М.В., 2003). В английском языке©толерантностьª имеет три значения: устойчивость, выносливость,допуск. Оксфордский словарь ©готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещьª. Во французском языке—©уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядовª. В китайском языке©быть толерантнымª —©позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении другихª. В арабском языке
©снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другимª. В персидском —©терпимость, готовность к примиренииª (Асмолов А.Г., 2001).В русском языке
©способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкамª(Асмолов А.Г., 2001). В. Даль отмечает, по смыслу толерантность связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности (Кленова М.В., 2003)Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность —добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.В психологии –отсутствие,ослабление реагирования на какойлибо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию(Безюлева Г.В., 2005).С точки зрения философии это мировоззренческая жизненная позиция©заª или ©противª принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности. В этике –моральное качество к интересам, верованиям, привычкам, поведению других людей (Асмолов А.Г., 1998). Социологи считают, толерантность понимание уникальностисвоей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей (Безюлева Г.В., 2005).Понятие толерантность функционирует в сфере общественных наук и в биологии, под толерантностью понимают способность организма без видимого для себя ущерба переноситьпотенциально неблагоприятные для него воздействия того или иного фактора внешнейсреды (Асмолов А.Г., 2001).На нашвзгляд, наиболее точна в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, данная Б.З.Вульфовым. Она понимается им как ©способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизниª (Галицких Е.О.. 2004).Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений директор Института этнологии и антропологииРАНВ.А. Тишков, заявив о необходимости межнациональной толерантностиª. Толерантность это ©личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными и взгляды на этот мир различныª (Тишков В.А., 2001). Толерантность находит свое выражение в сферах: на психологическомуровне —как внутренняя установка и отношение личности и коллектива,и на политическом уровне —как действие или осуществленная норма.Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы, нормы человеческого существования.Галицких Е.О. выделил критерии толерантности личности (Галицких Е.О., 2004): способность управлять собой, сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных, конфликтных ситуациях; понимать и принимать другого и уважение к самому себе; оптимистическое, и гуманистическиориентированное восприятие мира.Этническая толерантность акт нравственного самоопределения этносов к окружающей средеи к самим себе, к своей этнической идентичности (Кукушин В.С., 2002). Истинная толерантность предполагает достижение оптимального единства общего и особенного, что есть увзаимодействующих субъектов (Капто А., 2001).Вотличие от бытового использования термина в научной литературеотмечается его многоплановость.Если свести ихвоедино, то получится перечень аспектов, позволяющий рассматривать толерантность: социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга; признаниеравенства партнеров; отказ от доминирования,насилия; признание многообразия человеческой культуры, готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия.Небезразличие может поляризоваться в соответствии с характером складывающегося у человека отношения, толерантного или интолерантного. Интолерантностъ это всегда проявление небезразличия,толерантность может быть как активной (на основании небезразличия), так и пассивной (на основании равнодушия, ©незатронутостиª индивида объектом, его адаптированность, привычки, когда объект становится безразличным вторично) (Филатова М.Н., 2002).Наличие понимания толерантности это отсутствие (негативной) реакции индивида в тех случаях, когда она возможна и ожидаема внешним наблюдателем.Толерантность при отсутствии оснований для негативной реакции естественная толерантность,несмотря на наличие оснований для нее, проблемная толерантность.Когда у индивида есть основания для негативной реакции, но он себя сдерживает
это проблемная толерантность:толерантность подчинения (иерархии), толерантностьвыгоды, толерантность умысла, толерантность воспитанности (Тишков В.А., 2001).Толерантность выполняет определенные функции (Мчедлов М.П., 2004):психологическая: основадля нормализации психологической атмосферы в группе, обществе. Регулирующаяпозволяет сдержать неприязнь в сочетании сотложенной позитивной реакцией; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.Мирообеспечивающая: определяетмногомерностьсреды и разнообразных взглядов. Воспитательная: обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия,опыта человечества в целом. Коммуникативная: развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию. Креативная: обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности. Культуросохраняющая: обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. Фелицитологическая: позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.Учеными выделены подходы к формированию толерантности (Золотухин В.М.,1999):личностноориентированный (признание права каждой личности на свободу, индивидуальный подход) и деятельностный (опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация на деятельность самого ребенка).Существует врожденная толерантность неагрессивностьи приобретенная (благодаря воспитанию) толерантность (Степанов П., 2001). Следует различать стремление индивида проявить толерантностьи его психическиевозможности. Бывает, что индивид терпит нечто ©до порыª,затем ©не выдерживаетª и реагирует в полную силу чаще это относится к проявлениям интолерантности (Золотухин В.М., 1999). Значит,толерантность или интолерантность как свойства индивида связаны с двумя факторами: способностью кторможению неблагоприятных реакций и способностью справедливо оценить значимость той или иной ситуации. В целом толерантность воспринимается как положительное качество, но оправдано это далеко не всегда. К примеру, требовательность (но не придирчивость) —это проявление небезразличия к качеству и стилю поведения индивида(Гордон У. О., 2002). Следовательно, определенная мера интолерантности тоже необходима —важнолишь, чтобы это не была интолерантность к особенностям индивида, изменить которые не в его силах (расовая, национальная принадлежность, внешний вид и т. д.).Толерантностьможет бытьаморальной(цинизм).Принципыформирования толерантности:Общепедагогические:четкоеосознания целесообразности педагогических воздействий, развитие интереса к проблемеи мотивации к самосовершенствованиюи формированию.Учет индивидуальных и половозрастных особенностей: снятие напряжения в группе,обучение способам саморегуляции, поддерживаниеэмоциональной чувствительности.Принцип культуросообразности: учет культурной и этнической среды образования ребенка; опора на положительный оптывзаимодействия ребенка с миром.Принцип связиформирования толерантности с жизнью: единствосоциально организованного образовательного процесса и реального жизненного опыта, сотрудничество и диалог; возложение ответственности за свое поведение.Принцип уважительного отношения к личности: организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности.Принцип опоры на положительное в ребенке: умение видеть саморазвивающуюся личность, создание ситуации успеха.Частные:Принцип социальной обусловленности процесса формирования толерантности: изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; Принцип завуалированности педагогических воздействийи опоры на активность ребенка: использование в деятельности методов,советов, просьб, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.; Принцип единства знания и поведения: умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении: создание атмосферы ненасилияи безопасного взаимодействия в коллективе, использование демократического стиля педагогического руководства.Принципдиалогичности и сотрудничества: актуализация, стимулирование потребностик самовоспитанию толерантности. Принцип воспитывающей рефлексии:побуждение к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.Толерантность/интолерантность понятия, связанные со многими аспектами психологии и социологии: привычка, установка, потребности, мотивация, смысл жизни, различие,принадлежность, авторитет, понятие недостатка, противоречие.
Проявления толерантности/интолерантности могут распространяться на различные аспекты жизнедеятельности человека. Отсюда толерантность/интолерантность: гендерносексологическая, возрастная; образовательная; религиозная; национальноэтническая; географическая; политическая; классовосоциальная и т д. (Асмолов А.Г., 2001). Важнейшей задачей образования формированиементалитета толерантности(личности, гражданина правового демократического государства, уважающего права и свободы других людей, развитие культуры межэтнических отношений).Дух нетерпимости, неприязни кдругой культуре, образу жизни всегда существовал и продолжает существовать теперь.Предметнетерпимости национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность подростка,особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки (Мириманова М.С., 2003).Проблема культуры общения —одна из острых в школе.Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Как верно отмечено в ©Декларации принципов толерантности UNESCO,1995ª, образовательная среда это главное средство формирования толерантности в обществе.Противостоять формированию толерантности может образовательная среда школа, один из важнейших институтов формирования личности, модель культуры как совокупности базовых ценностей (Е. Громова, Н.Г.Капустина, О.А. Спицына) (Спицына О.А., 2005), может стать центром широкого формирования толерантности(Л.И, Новикова, И.В. Кулешова)(Соколова Э., 2002).ПоЕ.А.Климову образовательнаясреда включает четыречасти:социальноконтактная —личныйпримерокружающих, ихкультура, образжизни, взаимоотношения;информационная—правила внутреннего распорядка, устав учебногозаведения;соматическая —собственное тело и егосостояния;предметная —материальные условия жизни,учебы (Спицына О.А., 2005). Каждая из них способна оказать влияние на процесс формирования толерантности.Профессор Г.Д. Дмитриев выделилуровни формирования толерантности в образовании (Спицына О.А., 2005).I. Обучение толерантностипредполагает формирование у индивида терпимости в отношении культурных особенностей других этносов. 2. Понимание и принятие другой культуры изучениеи поддержка.
3. Уважение культурных различий
высокая оценкадругой культуры.4. Утверждение культурных различий.На наш взгляд, толерантность
тип взаимоотношений отдельных людей, народов, государств, включающий осознанное признание и соблюдение партнерами, независимо от их языка и культуры, следующих важнейших принципов:соблюдения равенствпартнеров, уважения прав другого.На основе теоретических положений проведеноисследование формирование толерантности у подростков в образовательной среде по классической триаде: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В работе приняло участие 98 учащихся подросткового возраста, 51 учитель среднего звена и родители подростков, участвовавших в эксперименте. Базой исследований являлось МКОУ ©Лицей №1ª города Шадринска Курганской области.Выбор группы подростков обусловлен тем, что этот возраст наиболее ярко и непосредственно проявляет эмансипацию от взрослых и группирование (Степанов П., 2001), намерения в интимно личностном общении со сверстниками и межгрупповых отношений. Данный период развития характеризуется интериоризацией и социализацией(Степанов П., 2001), начинает формироваться чувство культурной идентичности человека (Безюлева Г.В., 2005).Подростковый возраст сензитивный возраст к усвоению социально значимых ценностей. В этот период осуществляется поиск социальных ролей, интерес к общению,потребностьво взаимопризнании ивзаимопонимании с окружающим миром.Вотношении к гражданам России подростки ориентируются на правовой аспект, а по отношению к гражданам ближнего и дальнего зарубежья –на проявление охранительной позиции.На мировоззрение, его установки влияет принадлежность к неформальным группам. Подростки –неформалы реже демонстрируют общие интолерантные установки (Галицких Е.О., 2004). Подросток становится более критичным в оценке принятых в школе правил, в своем социальном поведении склонен ориентироваться не на школьные нормы, а на собственные (Гордон У.О., 2002). Особое значение для подростка приобретает егособственная жизненная позиция.Мальчики оценивают поведение своих одноклассников как интолерантное, а у девочек эмоционально –поддерживающее поведение.В подростковом возрасте закладываются основы социального поведения личности.П. Степанов выделил факторы, сдерживающие проявление толерантности в подростковом возрасте (Степанов П., 2001): социальнополитические факторы; социальнопсихологические факторы; социальнопедагогические факторы.
Механизмы формирования толерантности у подростков с учетом деятельностного подхода можно разделить на группы: формирующие мотивационно ценностный компонент, когнитивный, эмоциональноволевой и поведенческий (Спицына О.А., 2005).Механизм формирования мотивационноценностного компонента связан с усвоением ненасилия как общечеловеческой ценности, они определяют мотивы помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопровождения.Механизмформирования когнитивного компонента выражается в умении понять происходящее,мотивацию противоположной стороны. Ю.Н. Кулюткин полагает, что понять это значит соотнести предмет познания сосвоимизнаниями и представлениями, сосвоимжизненным опытом.Механизм формирования эмоциональноволевого компонента состоит в умении, либо неумении преодолевать раздражительность, проявлятьсамоконтроль и саморегуляцию. Механизм формирования поведенческого компонента проявляется в межличностной толерантности, сдерживанию по отношению к иной точке зрения. Исходя из этого, можно выделить компоненты межличностной толерантности у подростков (Спицына О.А., 2005): 1. Когнитивный: установка на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе; объем знаний о межличностной толерантности.2. Эмоциональнооценочный: эмоциональноустойчивое отношение к другим, принятие правомочности существования других точек зрения. З. Поведенческий большое число конкретных умений и способностей, эмоциональная стабильность, высокий уровень сопереживания, способность прощать.Констатирующая часть исследования направлена на диагностику отдельных личностных характеристик, связанных с толерантностью, но не создававшихся с целью ее диагностики. Такая диагностика позволит выявить толерантные и интолерантные тенденции: экспрессопросник ©Индекс толерантностиª (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко),шкала фашизма (Т. Адорно, Э. ФренкельБрунсвик, Д.Левинсон, Р. Сэнфорд), диагностический тест отношений (Г. А. Солдатова), опросник для измерения общих социальныхустановок у детей (Э. Френкель Брунсвик).По выделенным показателям сформированности толерантностибыл проведен факторный анализ по методу главных компонентов при помощи компьютерной программы SPSS12.С его помощью мы получили сжатую модель, в которой семантикафактора в равной степени определяетсяи свойствами личности, и показателями толерантности.Результаты факторного анализа по методу главных компонент представлены в матрице повернутыхкомпонент.После вращения варимакс матрица факторных нагрузок на шкалы оказалась достаточно структурированной, с выраженными 6факторами, составил 57,473%. В фактор №1 (12,156%) вошел показатель: неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникативными качествами партнеров; склонность к осуждению, отвержению и наказанию людей, не уважающих ценности, потребность во внешнем объектедля разрядки подавленных агрессивных импульсов, мышление по принципу: ©сильный –слабыйª, консерватизм, сильная приверженность ценностям среднего класса, проявление суеверности и стереотипии, инстинктивность импульсовна внешний мир, некритическое стремление к подчинению авторитетов, испытание общей враждебности, неприятие всего субъективного, высокая интенсивность негативногостереотипа, проявление высокой неопределенностиотношений, неумение отдать четкого предпочтения позитивного и негативного полюса оценки. Во второй фактор (23,851%): использование себя в качестве эталона при оценке поведения
и образа мыслей других людей; категоричность и консерватизм в оценках других людей.В третий фактор (33,822%): проявление в одних социальных ситуациях толерантно и интолерантно, проявление интолерантностипо отношению к окружающему миру, демонстрация степени социальной желательности; неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.В четвертый фактор (42,559%): высокое предубеждение к другим этническим группам.В пятый фактор (50, 284%): проявление толерантности как черты личности, что в значительной степени определяет отношение к окружающему миру; стремление переделать, перевоспитать партнеров, стремление подогнать партнера под себя, сделать его ©удобнымª; неумение прощать ошибки другим, проявление неловкости, непреднамеренно причиняют неприятности; нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемыми другими людьми. В шестой фактор (57,473): неприятие и непонимание другого. Остальные показатели в результате факторизации были выделены как малозначимые.На формирующем этапе исследованияразработана программа формирования толерантности у подростков образовательной среде. Программа включает 25 занятий, продолжительность которых составляет 50 академических часов. Занятия проводятся в течение 4 месяцев. Все занятия разбиты на три блока.Блок 1. Понятие толерантности (занятия 1 9). Цель: ознакомление с понятиями ©толерантностьª, ©толерантная личностьª, ©границы толерантностиª. Блок 2. Толерантность по отношению к себе и к другим ученикам (занятия 10 18). Цель: развитиечувства собственногодостоинства и уменияуважать достоинство других;формирование позитивного отношения к своемународу. Блок 3. Толерантность по отношению кдругим (занятия 19 25).Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;способности к эмпатии;умения выслушивать другого человека Каждое занятие блока состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная включает упражнения наактивизацию детей вгруппе, созданию непринужденной атмосферы,поддержанию интереса к занятию ©Перед вами две дороги выбирайтеª, ©Визитная карточка или давайте знакомитьсяª). Основная частьспособствует развитию позитивных отношений в классе (©Комплиментыª, ©Правила толерантного общенияª). Заключительная часть занятия включает упражнения на релаксацию(©Импульсª, ©Корабль и ветерª).Данные контрольного эксперимента показали произошедшие изменения.По экспрессопроснику ©Индекс толерантностиª (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) высокий уровень толерантности повысился с 12,2% до 27,5%, средний с 52% до 63,3%повысился процент. Низкий уровень понизился с 35,7% до 9,2%. Этническая толерантность с 28,7% до 31,7%,толерантность как черта личности с 24,1% до 35,7%. Социальная толерантность понизилась с 47,1% до 31,6%.По методике диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) произошли изменения. По всем шкалам снизились показатели интолерантности. По шкале №1 –с 45,3% до 23,6%, №2 –с 51,3% до 32,4%,№3с 53,3% до 41,2%, №4с 59,3% до 38,7%, №5с 51% до 38%,№6 с 55,3% до 36,5%, №7 –с 64% до 33, 1%, № 8 –с 46% до 35%,№9 –с 65,3% до 36,4%.По Шкале фашизма (Т. Адорно, Э. ФренкельБрунсвик,Д. Левинсон, Р. Сенфорд) повысился с 13,2% до 28,5% шкала №1, с 8,1%до 11,2% шкала №2, понизился с 32,6% до 16,3% шкала №3,осталось на таком же уровне 2,04% шкала №4, повысился с 9,18% до 16,3% шкала №5, понизился с 16,3% до 11,2% шкала №6, с 7,11% до 5,1% шкала №7, с 11,2% до 9,1% шкала №8. По диагностическому тесту отношений (Г.А. Солдатова) повысился диагностический коэффициент положительный коэффициент с 16,3%до 66,3%. Снизилсяотрицательный диагностический коэффициент с 48,9% до 15,3%и нулевой диагностический коэффициент с 34,8% до 18, 4%.По опроснику измерения общих социальных установок у детей (Э. ФренкельБрунсвик)снизился показатель предубежденности с 54% до 32%, повысился с 46% до 68%.Выдвинутое предположение о том, что специально проводимая в образовательной среде работа по формированию толерантности у подростков будет способствовать преодолению интолерантных тенденций в процессе эмпирического исследования нашла свое подтверждение.©Ссылки на источникиª1.Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности //Мемориал.2001.№24 С. 6163.2.Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа //Толерантность в общественном сознании России.М., 1998.135 с. 3.Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие М.: Московский соц.психологич. инт, 2005. –152 с. 4.Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб.метод. пособие /Е.О. Галицких. –М.:Академический проект, 2004.240 с.5.Гордон У. Олпорт. Природа предубеждения // Век толерантности. Научнопублицистический вестник. 2002. №5.С. 1125.6.Декларация принциповтолерантности //Толерантностьидеология гражданского мира.М.: Бонфи, 2001.С. 513. 7.Демократия: конфликтность и толерантность. /Под. ред. В.С. Рахманинова.Воронеж.2002. 402 с.8.Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. унт. Кемерово, 1999. 63 с. 9.Капто А. Толерантность в контексте концепций ©Культуры мираª. //Безопасность Евразии.2001.1.С. 175186.10.Кленова М.В. Что нужно знать о толерантности. //Образование в современной школе.2003.7.С. 1317.11.Кукушин В.С. Воспитание межнациональной толерантности. //Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы.Ростов на Дону.2002.С. 149158.12.Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студентов среднеучебных заведений. М.: Академия, 2003.320 с.13.На пути к толерантному сознанию /Отв. ред. А.Г. Асмолов. –М.: Смысл, 2000.255 с. 14.СоколоваЭ. Образование –путь к культуре мира и толерантности. //Народное образование.2002.2.С. 111118.15.Спицына О.А. К вопросу о структуре межличностной толерантности /О. А. Спицына //Психологопедагогические аспекты проблемы качества образования в системе общей и профессиональной школы: сборник науч. материалов четвертой окружной науч.прак. конф. ©Знаменские чтенияª Сургут, 2005.С. 213220.16.Степанов П. Толерантный человек: Как его воспитать? //Народное образование.2001.6.С. 152156.17.Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001.240 с. 18.Толерантность /Под общ. ред. М. П. Мчедлова. –М.: Республика, 2004. –416 с. 19.Толерантность в общественном сознании России // ЮНЕСКО, Фонд за выживание и развитие человечества. Центр общечеловеческих ценностей, Российская Академия Естественных Наук //1996.126 с. 20.Толерантность –идеология гражданского мира. –М.: Бонфи, 2001. 48 с. 21.Федеральная целевая программа ©Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществеª 20012005 //Век толерантности. Научно публицистический вестник. 2001. №2.С. 1125.22.Филатова М.Н. Воспитание и толерантность. //Высшее образование сегодня.2002.11. С. 1216.
Chebykina OlgaAlbertovnaGraduate student of chair of psychology of development and pedagogical psychology of faculty of correctional pedagogics and psychology of Shadrinsk state teacher training instituteEducational psychologist ofMKOU "Lyceum No. 1" Kurgan region city of ShadrinskTolerance formation at comprehensive school at teenage age Abstract:This article deals with the theoretical and methodological basis of the actuality of tolerance formation in a secondary school. Comprehensive study of tolerance is caused by the fact that intolerant behavior is becoming more typical of the younger generation. Difficulties in finding uniquely accepted definition lead to the fact that, in theory, and diagnosis there is a dichotomyof ©toleranceintoleranceª. We have refined the notion of "tolerance" as the subject of study. Based on the selected theoretical concepts the search has been led on the classical triad: ascertaining, shaping and controlling experiment. The control experiment data showed the changes that were to be observed.Key words:tolerance, approaches to and forms of tolerance, functions, principles,levels of tolerance, adolescence, factors, mechanisms of tolerance
Формирование толерантности в общеобразовательной школе в подростковом возрасте
Аннотация:В статье рассматриваетсятеоретико –методологическое обоснование актуальности формирования толерантности в общеобразовательной школе в подростковом возрасте. Всестороннее изучение толерантности определяется тем, что интолерантные формы поведения становятся более характерными для подрастающего поколения.Трудности в поисках однозначно принятого определения приводят к тому, что в теории и в диагностике появляется дихотомия ©толерантностьинтолерантностьª. Мы уточнили понятие ©толерантностьª как предмет исследования. На основе выделенных теоретических положений проведено исследование по классическойтриаде: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали произошедшие изменения. Ключевые слова:толерантность,подходы и формы толерантности,функции, принципы формирования, уровни толерантности, подростковый возраст, факторы, механизмы толерантности.Миновал бурный, противоречивый ХХ век широкого распространения идей прав человека. Вмире сильны расистские, религиозноэкстремистские профашистские настроения. Эта проблема весьма актуальна для современной России страны многонациональной, поликультурной, многоконфессиональной (Степанов П., 2001). К сожалению, нетерпимость проникает через средства массовой информации, социальное окружение проникает,в детскую среду, находя в ней живой отклик. В ©Программе формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществеª выделен ряд условий противостояния интолерантности: наличие законодательной базы, повышение уровня образования, доступ к информации, осознание проблемы на личномуровне идругие.На современном этапе развития психологической науки исследователи проявляют определенный интерес к изучению толерантности (П. Степанов, Г.А. Абозина, М.П Бархота, С.В. Бобинова, Г.Н. Бондарева, А. Капто, В.С. Кукушин, А.А. Погодина, Л.В. Строганова, М.Н. Филатова, Л.П. Асмолов, С. Соловейчик, М. Максимова).Принципиально отличный вклад на проблему формирования толерантности в общеобразовательной школе мы находим у авторов, работающих в русле толерантности (Е. Громова, А. Адамский, М.В. Кленова, П.Ф. Колмогоров, Э. Соколова, В. Таланов, В. Уланов, Н. Кленова).Перед исследователями встают новые проблемы в аспекте изучения и формирования толерантности в общеобразовательной школе (Гераклит, Платон, Лютер, Пен, Уильямс, Дж. Локк, Лейбниц).Цельнашего исследования:выявить возможности формирования толерантности у подростков в общеобразовательной среде.Объект исследования:дети подросткового возраста.Предмет исследования:формирование толерантности у подростков.Гипотеза исследования:формирование толерантности у подростков будет эффективным, если в образовательный процесс: будет включена коррекционноразвивающая программа; будут учтены возрастные особенности подростков; будут даны представления о преимуществах толерантного поведения наряду с интолерантностью.Задачи: провеститеоретический, психолого –педагогический анализ научной литературы по проблеме толерантности у подростков; выделить возрастные возможности формирования толерантности в подростковом возрасте; разработать коррекционноразвивающую программу поформированию толерантности у подростков. Методы: анализ литературы по проблеме исследования; обобщение экспериментальных данных; математические и статистические методы; качественная и количественная обработка полученных данных факторный анализ с использованием программы компьютерного анализа данных SPSS; беседа; тестирование; анкетирование; развивающие игры и упражнения.Психодиагностический инструментарий: экспрессопросник ©Индекс толерантностиª (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгерова); методика для диагностики обшей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); шкала фашизма (Т. Адорно, Э. ФренкельБрунсвик, Д. Левинсон, Р. Сенфорд); диагностическийтест отношений (Г. А. Солдатова); опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. ФренкельБрунсвик).Методологическая основаопределена на основе принципов психического развития, детерминизма, деятельностного подхода, принципа системности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеева и др.).Теоретическую основу составляют подходы в понимании толерантности, отраженные в работах Л.М. Митиной, Н.Д. Левитова, А.П. Цупановой, П.В. Степанова ©Воспитание детей в духетолерантностиª, концепция толерантности Дж. Локка, Г.В. Лейбница, А.Г. Асмолова ©Слово о толерантностиª, М.С. Миримановой ©Толерантность как проблема воспитанияª. Психологические концепции, раскрывающие ведущую роль общения в организации и жизнедеятельности в развитииличности (А.А. Бодалева, М.И. Лисиной,Б.Ф. Ломова). В построении адекватных взаимоотношений с другими людьми (А. Бандура, Дж. Мид, Ж. Пиаже, Р. Сирс), саморазвития личности (Н.А. Берждяев, А. Камю, А.Н. Куликова и др.).Философских, психологических ипедагогических теорий отношений (Б.А. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Ф. Лазурский, Н.В. Мясищев).Понятие ©Толерантностьª связано с эпохой религиозных войн, где проблема толерантности открыто не ставилась, ее мотивы улавливались в высказываниях мыслителей Гераклита, Аристотеля, Сенеки. Конфуций открыто предлагалидею толерантности: ©Не делай другим того, чего не желаешь себе…ª (Мириманова М.С., 2003).Толерантность такая позиция, установка и ценность, которая способна примирить разные точки зрения, религии, идеологии.Исторически первой формой толерантности веротерпимость (Асмолов А.Г., 2001). Мир античного язычества толерантен к убеждениям. В христианстве толерантность проявляется как отказ от насилия, искренность убеждений. Толерантность для христианства мы нашлив трудах многих философов, но особое место принадлежит Тертуллиану (Мириманова М.С., 2003), где основой является равновесие, вменяющееся человеку как долг.К проблеме толерантности обратился реформатор церкви Лютер, изложивший принципы толерантности в области религии и веры в своём трактате ©О светлой власти и о том, в какой мере ей следует повиноватьсяª (Мириманова М.С., 2003). В XVIIвеке появляются вольнодумцы в Англии, пионеры американских колоний, такие как Вильям Пен, Роджер Уильямс. Они сформулировали целый ряд принципов толерантности, число которых почти не увеличилось.По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Выдающиеся учёные XVII–XVIIIвеков: Локк, Вольтер, Гоббс, Руссо –выступили против религиозной нетерпимости.(Мириманова М.С., 2003).Джон Локк теоретически обосновал вопрос толерантности. По его мнению, толерантность имеет двойное основание: политическое и нравственное.Готфрид Вильгельм Лейбниц утверждает, чтонедостаточно начать с простой толерантности, хотя теоретических работ по толерантности он не оставил, а рассуждения на эту тему присутствуют в его обширной переписке. Он занимался, пропагандой толерантности,её практическим внедрением, рассматриваяотдельного человека как неповторимую индивидуальность. Происхождение зла интолерантности Лейбниц объясняет недостатком знаний. Вольтер является защитником толерантности. В ©Философских письмахª, ©Трактате о веротерпимостиª он показал, религии милосердны, но могут быть разрушены предрассудками и нетерпимостью (Кленова М.В., 2003).Так в 1789 году, через 11 лет после смерти Вольтера –во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, котораястала Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.Толерантность от латинского глагола tolerate(переносить, переживать, терпеть, выдерживать). Перевод и трактовка слова ©толерантностьª в разных культурах неоднозначны (Кленова М.В., 2003). В английском языке©толерантностьª имеет три значения: устойчивость, выносливость,допуск. Оксфордский словарь ©готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещьª. Во французском языке—©уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядовª. В китайском языке©быть толерантнымª —©позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении другихª. В арабском языке
©снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другимª. В персидском —©терпимость, готовность к примиренииª (Асмолов А.Г., 2001).В русском языке
©способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкамª(Асмолов А.Г., 2001). В. Даль отмечает, по смыслу толерантность связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности (Кленова М.В., 2003)Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность —добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.В психологии –отсутствие,ослабление реагирования на какойлибо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию(Безюлева Г.В., 2005).С точки зрения философии это мировоззренческая жизненная позиция©заª или ©противª принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности. В этике –моральное качество к интересам, верованиям, привычкам, поведению других людей (Асмолов А.Г., 1998). Социологи считают, толерантность понимание уникальностисвоей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей (Безюлева Г.В., 2005).Понятие толерантность функционирует в сфере общественных наук и в биологии, под толерантностью понимают способность организма без видимого для себя ущерба переноситьпотенциально неблагоприятные для него воздействия того или иного фактора внешнейсреды (Асмолов А.Г., 2001).На нашвзгляд, наиболее точна в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, данная Б.З.Вульфовым. Она понимается им как ©способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизниª (Галицких Е.О.. 2004).Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений директор Института этнологии и антропологииРАНВ.А. Тишков, заявив о необходимости межнациональной толерантностиª. Толерантность это ©личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными и взгляды на этот мир различныª (Тишков В.А., 2001). Толерантность находит свое выражение в сферах: на психологическомуровне —как внутренняя установка и отношение личности и коллектива,и на политическом уровне —как действие или осуществленная норма.Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы, нормы человеческого существования.Галицких Е.О. выделил критерии толерантности личности (Галицких Е.О., 2004): способность управлять собой, сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных, конфликтных ситуациях; понимать и принимать другого и уважение к самому себе; оптимистическое, и гуманистическиориентированное восприятие мира.Этническая толерантность акт нравственного самоопределения этносов к окружающей средеи к самим себе, к своей этнической идентичности (Кукушин В.С., 2002). Истинная толерантность предполагает достижение оптимального единства общего и особенного, что есть увзаимодействующих субъектов (Капто А., 2001).Вотличие от бытового использования термина в научной литературеотмечается его многоплановость.Если свести ихвоедино, то получится перечень аспектов, позволяющий рассматривать толерантность: социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга; признаниеравенства партнеров; отказ от доминирования,насилия; признание многообразия человеческой культуры, готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия.Небезразличие может поляризоваться в соответствии с характером складывающегося у человека отношения, толерантного или интолерантного. Интолерантностъ это всегда проявление небезразличия,толерантность может быть как активной (на основании небезразличия), так и пассивной (на основании равнодушия, ©незатронутостиª индивида объектом, его адаптированность, привычки, когда объект становится безразличным вторично) (Филатова М.Н., 2002).Наличие понимания толерантности это отсутствие (негативной) реакции индивида в тех случаях, когда она возможна и ожидаема внешним наблюдателем.Толерантность при отсутствии оснований для негативной реакции естественная толерантность,несмотря на наличие оснований для нее, проблемная толерантность.Когда у индивида есть основания для негативной реакции, но он себя сдерживает
это проблемная толерантность:толерантность подчинения (иерархии), толерантностьвыгоды, толерантность умысла, толерантность воспитанности (Тишков В.А., 2001).Толерантность выполняет определенные функции (Мчедлов М.П., 2004):психологическая: основадля нормализации психологической атмосферы в группе, обществе. Регулирующаяпозволяет сдержать неприязнь в сочетании сотложенной позитивной реакцией; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.Мирообеспечивающая: определяетмногомерностьсреды и разнообразных взглядов. Воспитательная: обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия,опыта человечества в целом. Коммуникативная: развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию. Креативная: обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности. Культуросохраняющая: обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. Фелицитологическая: позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.Учеными выделены подходы к формированию толерантности (Золотухин В.М.,1999):личностноориентированный (признание права каждой личности на свободу, индивидуальный подход) и деятельностный (опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация на деятельность самого ребенка).Существует врожденная толерантность неагрессивностьи приобретенная (благодаря воспитанию) толерантность (Степанов П., 2001). Следует различать стремление индивида проявить толерантностьи его психическиевозможности. Бывает, что индивид терпит нечто ©до порыª,затем ©не выдерживаетª и реагирует в полную силу чаще это относится к проявлениям интолерантности (Золотухин В.М., 1999). Значит,толерантность или интолерантность как свойства индивида связаны с двумя факторами: способностью кторможению неблагоприятных реакций и способностью справедливо оценить значимость той или иной ситуации. В целом толерантность воспринимается как положительное качество, но оправдано это далеко не всегда. К примеру, требовательность (но не придирчивость) —это проявление небезразличия к качеству и стилю поведения индивида(Гордон У. О., 2002). Следовательно, определенная мера интолерантности тоже необходима —важнолишь, чтобы это не была интолерантность к особенностям индивида, изменить которые не в его силах (расовая, национальная принадлежность, внешний вид и т. д.).Толерантностьможет бытьаморальной(цинизм).Принципыформирования толерантности:Общепедагогические:четкоеосознания целесообразности педагогических воздействий, развитие интереса к проблемеи мотивации к самосовершенствованиюи формированию.Учет индивидуальных и половозрастных особенностей: снятие напряжения в группе,обучение способам саморегуляции, поддерживаниеэмоциональной чувствительности.Принцип культуросообразности: учет культурной и этнической среды образования ребенка; опора на положительный оптывзаимодействия ребенка с миром.Принцип связиформирования толерантности с жизнью: единствосоциально организованного образовательного процесса и реального жизненного опыта, сотрудничество и диалог; возложение ответственности за свое поведение.Принцип уважительного отношения к личности: организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности.Принцип опоры на положительное в ребенке: умение видеть саморазвивающуюся личность, создание ситуации успеха.Частные:Принцип социальной обусловленности процесса формирования толерантности: изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; Принцип завуалированности педагогических воздействийи опоры на активность ребенка: использование в деятельности методов,советов, просьб, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.; Принцип единства знания и поведения: умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении: создание атмосферы ненасилияи безопасного взаимодействия в коллективе, использование демократического стиля педагогического руководства.Принципдиалогичности и сотрудничества: актуализация, стимулирование потребностик самовоспитанию толерантности. Принцип воспитывающей рефлексии:побуждение к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.Толерантность/интолерантность понятия, связанные со многими аспектами психологии и социологии: привычка, установка, потребности, мотивация, смысл жизни, различие,принадлежность, авторитет, понятие недостатка, противоречие.
Проявления толерантности/интолерантности могут распространяться на различные аспекты жизнедеятельности человека. Отсюда толерантность/интолерантность: гендерносексологическая, возрастная; образовательная; религиозная; национальноэтническая; географическая; политическая; классовосоциальная и т д. (Асмолов А.Г., 2001). Важнейшей задачей образования формированиементалитета толерантности(личности, гражданина правового демократического государства, уважающего права и свободы других людей, развитие культуры межэтнических отношений).Дух нетерпимости, неприязни кдругой культуре, образу жизни всегда существовал и продолжает существовать теперь.Предметнетерпимости национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность подростка,особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки (Мириманова М.С., 2003).Проблема культуры общения —одна из острых в школе.Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Как верно отмечено в ©Декларации принципов толерантности UNESCO,1995ª, образовательная среда это главное средство формирования толерантности в обществе.Противостоять формированию толерантности может образовательная среда школа, один из важнейших институтов формирования личности, модель культуры как совокупности базовых ценностей (Е. Громова, Н.Г.Капустина, О.А. Спицына) (Спицына О.А., 2005), может стать центром широкого формирования толерантности(Л.И, Новикова, И.В. Кулешова)(Соколова Э., 2002).ПоЕ.А.Климову образовательнаясреда включает четыречасти:социальноконтактная —личныйпримерокружающих, ихкультура, образжизни, взаимоотношения;информационная—правила внутреннего распорядка, устав учебногозаведения;соматическая —собственное тело и егосостояния;предметная —материальные условия жизни,учебы (Спицына О.А., 2005). Каждая из них способна оказать влияние на процесс формирования толерантности.Профессор Г.Д. Дмитриев выделилуровни формирования толерантности в образовании (Спицына О.А., 2005).I. Обучение толерантностипредполагает формирование у индивида терпимости в отношении культурных особенностей других этносов. 2. Понимание и принятие другой культуры изучениеи поддержка.
3. Уважение культурных различий
высокая оценкадругой культуры.4. Утверждение культурных различий.На наш взгляд, толерантность
тип взаимоотношений отдельных людей, народов, государств, включающий осознанное признание и соблюдение партнерами, независимо от их языка и культуры, следующих важнейших принципов:соблюдения равенствпартнеров, уважения прав другого.На основе теоретических положений проведеноисследование формирование толерантности у подростков в образовательной среде по классической триаде: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В работе приняло участие 98 учащихся подросткового возраста, 51 учитель среднего звена и родители подростков, участвовавших в эксперименте. Базой исследований являлось МКОУ ©Лицей №1ª города Шадринска Курганской области.Выбор группы подростков обусловлен тем, что этот возраст наиболее ярко и непосредственно проявляет эмансипацию от взрослых и группирование (Степанов П., 2001), намерения в интимно личностном общении со сверстниками и межгрупповых отношений. Данный период развития характеризуется интериоризацией и социализацией(Степанов П., 2001), начинает формироваться чувство культурной идентичности человека (Безюлева Г.В., 2005).Подростковый возраст сензитивный возраст к усвоению социально значимых ценностей. В этот период осуществляется поиск социальных ролей, интерес к общению,потребностьво взаимопризнании ивзаимопонимании с окружающим миром.Вотношении к гражданам России подростки ориентируются на правовой аспект, а по отношению к гражданам ближнего и дальнего зарубежья –на проявление охранительной позиции.На мировоззрение, его установки влияет принадлежность к неформальным группам. Подростки –неформалы реже демонстрируют общие интолерантные установки (Галицких Е.О., 2004). Подросток становится более критичным в оценке принятых в школе правил, в своем социальном поведении склонен ориентироваться не на школьные нормы, а на собственные (Гордон У.О., 2002). Особое значение для подростка приобретает егособственная жизненная позиция.Мальчики оценивают поведение своих одноклассников как интолерантное, а у девочек эмоционально –поддерживающее поведение.В подростковом возрасте закладываются основы социального поведения личности.П. Степанов выделил факторы, сдерживающие проявление толерантности в подростковом возрасте (Степанов П., 2001): социальнополитические факторы; социальнопсихологические факторы; социальнопедагогические факторы.
Механизмы формирования толерантности у подростков с учетом деятельностного подхода можно разделить на группы: формирующие мотивационно ценностный компонент, когнитивный, эмоциональноволевой и поведенческий (Спицына О.А., 2005).Механизм формирования мотивационноценностного компонента связан с усвоением ненасилия как общечеловеческой ценности, они определяют мотивы помощи, сотрудничества, любви, содействия, сопровождения.Механизмформирования когнитивного компонента выражается в умении понять происходящее,мотивацию противоположной стороны. Ю.Н. Кулюткин полагает, что понять это значит соотнести предмет познания сосвоимизнаниями и представлениями, сосвоимжизненным опытом.Механизм формирования эмоциональноволевого компонента состоит в умении, либо неумении преодолевать раздражительность, проявлятьсамоконтроль и саморегуляцию. Механизм формирования поведенческого компонента проявляется в межличностной толерантности, сдерживанию по отношению к иной точке зрения. Исходя из этого, можно выделить компоненты межличностной толерантности у подростков (Спицына О.А., 2005): 1. Когнитивный: установка на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе; объем знаний о межличностной толерантности.2. Эмоциональнооценочный: эмоциональноустойчивое отношение к другим, принятие правомочности существования других точек зрения. З. Поведенческий большое число конкретных умений и способностей, эмоциональная стабильность, высокий уровень сопереживания, способность прощать.Констатирующая часть исследования направлена на диагностику отдельных личностных характеристик, связанных с толерантностью, но не создававшихся с целью ее диагностики. Такая диагностика позволит выявить толерантные и интолерантные тенденции: экспрессопросник ©Индекс толерантностиª (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко),шкала фашизма (Т. Адорно, Э. ФренкельБрунсвик, Д.Левинсон, Р. Сэнфорд), диагностический тест отношений (Г. А. Солдатова), опросник для измерения общих социальныхустановок у детей (Э. Френкель Брунсвик).По выделенным показателям сформированности толерантностибыл проведен факторный анализ по методу главных компонентов при помощи компьютерной программы SPSS12.С его помощью мы получили сжатую модель, в которой семантикафактора в равной степени определяетсяи свойствами личности, и показателями толерантности.Результаты факторного анализа по методу главных компонент представлены в матрице повернутыхкомпонент.После вращения варимакс матрица факторных нагрузок на шкалы оказалась достаточно структурированной, с выраженными 6факторами, составил 57,473%. В фактор №1 (12,156%) вошел показатель: неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникативными качествами партнеров; склонность к осуждению, отвержению и наказанию людей, не уважающих ценности, потребность во внешнем объектедля разрядки подавленных агрессивных импульсов, мышление по принципу: ©сильный –слабыйª, консерватизм, сильная приверженность ценностям среднего класса, проявление суеверности и стереотипии, инстинктивность импульсовна внешний мир, некритическое стремление к подчинению авторитетов, испытание общей враждебности, неприятие всего субъективного, высокая интенсивность негативногостереотипа, проявление высокой неопределенностиотношений, неумение отдать четкого предпочтения позитивного и негативного полюса оценки. Во второй фактор (23,851%): использование себя в качестве эталона при оценке поведения
и образа мыслей других людей; категоричность и консерватизм в оценках других людей.В третий фактор (33,822%): проявление в одних социальных ситуациях толерантно и интолерантно, проявление интолерантностипо отношению к окружающему миру, демонстрация степени социальной желательности; неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.В четвертый фактор (42,559%): высокое предубеждение к другим этническим группам.В пятый фактор (50, 284%): проявление толерантности как черты личности, что в значительной степени определяет отношение к окружающему миру; стремление переделать, перевоспитать партнеров, стремление подогнать партнера под себя, сделать его ©удобнымª; неумение прощать ошибки другим, проявление неловкости, непреднамеренно причиняют неприятности; нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемыми другими людьми. В шестой фактор (57,473): неприятие и непонимание другого. Остальные показатели в результате факторизации были выделены как малозначимые.На формирующем этапе исследованияразработана программа формирования толерантности у подростков образовательной среде. Программа включает 25 занятий, продолжительность которых составляет 50 академических часов. Занятия проводятся в течение 4 месяцев. Все занятия разбиты на три блока.Блок 1. Понятие толерантности (занятия 1 9). Цель: ознакомление с понятиями ©толерантностьª, ©толерантная личностьª, ©границы толерантностиª. Блок 2. Толерантность по отношению к себе и к другим ученикам (занятия 10 18). Цель: развитиечувства собственногодостоинства и уменияуважать достоинство других;формирование позитивного отношения к своемународу. Блок 3. Толерантность по отношению кдругим (занятия 19 25).Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;способности к эмпатии;умения выслушивать другого человека Каждое занятие блока состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная включает упражнения наактивизацию детей вгруппе, созданию непринужденной атмосферы,поддержанию интереса к занятию ©Перед вами две дороги выбирайтеª, ©Визитная карточка или давайте знакомитьсяª). Основная частьспособствует развитию позитивных отношений в классе (©Комплиментыª, ©Правила толерантного общенияª). Заключительная часть занятия включает упражнения на релаксацию(©Импульсª, ©Корабль и ветерª).Данные контрольного эксперимента показали произошедшие изменения.По экспрессопроснику ©Индекс толерантностиª (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) высокий уровень толерантности повысился с 12,2% до 27,5%, средний с 52% до 63,3%повысился процент. Низкий уровень понизился с 35,7% до 9,2%. Этническая толерантность с 28,7% до 31,7%,толерантность как черта личности с 24,1% до 35,7%. Социальная толерантность понизилась с 47,1% до 31,6%.По методике диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) произошли изменения. По всем шкалам снизились показатели интолерантности. По шкале №1 –с 45,3% до 23,6%, №2 –с 51,3% до 32,4%,№3с 53,3% до 41,2%, №4с 59,3% до 38,7%, №5с 51% до 38%,№6 с 55,3% до 36,5%, №7 –с 64% до 33, 1%, № 8 –с 46% до 35%,№9 –с 65,3% до 36,4%.По Шкале фашизма (Т. Адорно, Э. ФренкельБрунсвик,Д. Левинсон, Р. Сенфорд) повысился с 13,2% до 28,5% шкала №1, с 8,1%до 11,2% шкала №2, понизился с 32,6% до 16,3% шкала №3,осталось на таком же уровне 2,04% шкала №4, повысился с 9,18% до 16,3% шкала №5, понизился с 16,3% до 11,2% шкала №6, с 7,11% до 5,1% шкала №7, с 11,2% до 9,1% шкала №8. По диагностическому тесту отношений (Г.А. Солдатова) повысился диагностический коэффициент положительный коэффициент с 16,3%до 66,3%. Снизилсяотрицательный диагностический коэффициент с 48,9% до 15,3%и нулевой диагностический коэффициент с 34,8% до 18, 4%.По опроснику измерения общих социальных установок у детей (Э. ФренкельБрунсвик)снизился показатель предубежденности с 54% до 32%, повысился с 46% до 68%.Выдвинутое предположение о том, что специально проводимая в образовательной среде работа по формированию толерантности у подростков будет способствовать преодолению интолерантных тенденций в процессе эмпирического исследования нашла свое подтверждение.©Ссылки на источникиª1.Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности //Мемориал.2001.№24 С. 6163.2.Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа //Толерантность в общественном сознании России.М., 1998.135 с. 3.Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие М.: Московский соц.психологич. инт, 2005. –152 с. 4.Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб.метод. пособие /Е.О. Галицких. –М.:Академический проект, 2004.240 с.5.Гордон У. Олпорт. Природа предубеждения // Век толерантности. Научнопублицистический вестник. 2002. №5.С. 1125.6.Декларация принциповтолерантности //Толерантностьидеология гражданского мира.М.: Бонфи, 2001.С. 513. 7.Демократия: конфликтность и толерантность. /Под. ред. В.С. Рахманинова.Воронеж.2002. 402 с.8.Золотухин В.М. Две концепции толерантности / Кузбас. гос. техн. унт. Кемерово, 1999. 63 с. 9.Капто А. Толерантность в контексте концепций ©Культуры мираª. //Безопасность Евразии.2001.1.С. 175186.10.Кленова М.В. Что нужно знать о толерантности. //Образование в современной школе.2003.7.С. 1317.11.Кукушин В.С. Воспитание межнациональной толерантности. //Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы.Ростов на Дону.2002.С. 149158.12.Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студентов среднеучебных заведений. М.: Академия, 2003.320 с.13.На пути к толерантному сознанию /Отв. ред. А.Г. Асмолов. –М.: Смысл, 2000.255 с. 14.СоколоваЭ. Образование –путь к культуре мира и толерантности. //Народное образование.2002.2.С. 111118.15.Спицына О.А. К вопросу о структуре межличностной толерантности /О. А. Спицына //Психологопедагогические аспекты проблемы качества образования в системе общей и профессиональной школы: сборник науч. материалов четвертой окружной науч.прак. конф. ©Знаменские чтенияª Сургут, 2005.С. 213220.16.Степанов П. Толерантный человек: Как его воспитать? //Народное образование.2001.6.С. 152156.17.Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001.240 с. 18.Толерантность /Под общ. ред. М. П. Мчедлова. –М.: Республика, 2004. –416 с. 19.Толерантность в общественном сознании России // ЮНЕСКО, Фонд за выживание и развитие человечества. Центр общечеловеческих ценностей, Российская Академия Естественных Наук //1996.126 с. 20.Толерантность –идеология гражданского мира. –М.: Бонфи, 2001. 48 с. 21.Федеральная целевая программа ©Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществеª 20012005 //Век толерантности. Научно публицистический вестник. 2001. №2.С. 1125.22.Филатова М.Н. Воспитание и толерантность. //Высшее образование сегодня.2002.11. С. 1216.
Chebykina OlgaAlbertovnaGraduate student of chair of psychology of development and pedagogical psychology of faculty of correctional pedagogics and psychology of Shadrinsk state teacher training instituteEducational psychologist ofMKOU "Lyceum No. 1" Kurgan region city of ShadrinskTolerance formation at comprehensive school at teenage age Abstract:This article deals with the theoretical and methodological basis of the actuality of tolerance formation in a secondary school. Comprehensive study of tolerance is caused by the fact that intolerant behavior is becoming more typical of the younger generation. Difficulties in finding uniquely accepted definition lead to the fact that, in theory, and diagnosis there is a dichotomyof ©toleranceintoleranceª. We have refined the notion of "tolerance" as the subject of study. Based on the selected theoretical concepts the search has been led on the classical triad: ascertaining, shaping and controlling experiment. The control experiment data showed the changes that were to be observed.Key words:tolerance, approaches to and forms of tolerance, functions, principles,levels of tolerance, adolescence, factors, mechanisms of tolerance