Опыт использование рейтинговой системы при проведении практических занятий в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васильченко О. А. Опыт использование рейтинговой системы при проведении практических занятий в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55247.htm.
Аннотация. В работе приводятся данные об опыте использования рейтинговой системы при проведении практических занятий со студентами. Автор характеризует положительные стороны применения этого метода в учебном процессе. Он адресует свой опыт всем преподавателям высшей школы, которые стремятся стимулировать студентов к равномерной и плодотворной работе в течение всего семестра с дальнейшей объективной оценкой их труда
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Васильченко Олег Алексеевич,доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы и государственного муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Комсомольский–наАмуре государственный технический университет», г. КомсомольскнаАмуреsfknagtu@mail.ru

Опыт использование рейтинговой системы при проведении практических занятий в вузе

Аннотация.В работеприводятся данные об опыте использования рейтинговой системы при проведении практических занятийсо студентами. Автор характеризует положительные стороны применения этого методав учебном процессе. Он адресует свой опытвсем преподавателям высшей школы, которые стремятся стимулировать студентов к равномерной и плодотворной работе в течение всего семестра с дальнейшей объективной оценкой их труда. Ключевые слова:рейтинговая система, студент, преподаватель, тесты, объективная оценка.

При проведении практических занятий со студентами преподаватель решает множество важныхи разнообразныхзадач. Одной из них является привлечениевсего контингента студентов к активной работев течение занятия. Решением этой проблемы являетсяприменение рейтингового метода оценки достижений обучающихся.В КомсомольскомнаАмуре государственном техническом университетеуже в течение 10 лет этот метод применяется автором данной работыпри проведении занятий с будущими юристамии социальными работниками[1]. Суть рейтинговой системы контроля знаний состоит в том, что на каждом практическомзанятии студент набирает определенные баллы. Онисуммируются по окончанию теоретического обучения в семестре и делятся на количество изученных тем. Среднеарифметический показатель будет отражать не только знания, но и отношение студента к предмету (его посещаемость).Оценка «отлично» ставится, если студент по рейтингу получил балы 4,5 –5 и занимался самостоятельно. Соответственно оценка «хорошо» –по рейтингу баллы 3,9–4,4. Оценка «удовлетворительно»ставится при условии, если рейтинговые баллы от 3 до 3,8.Периодическая проверка результатов учебной деятельности каждого студента с учетом, как аудиторных занятий, так и выполнения графика самостоятельной работы проводится в концепервого, второго и третьегомесяца семестра. Ее результаты доводятся как до руководства факультета, так и до самого студента. Это позволяет своевременно принять меры корректирующего характера, что помогает студенту более ответственно построить свой учебный процесс.Опыт использования рейтинговой системы позволяет утверждать, что ее несомненными плюсами являются:

студент вынужден активно принимать участие в работе на практических занятиях, так как на каждом занятии он должен получить положительную оценку по тематике занятия. Это достигается только с помощью активной самостоятельной подготовки. Пропущенная тема должна быть сдана студентов в обязательном порядке для достижения им положительного рейтинга. Эти требования способствуют развитию у студентов дисциплинированности и ответственности. Препятствием к опросу всех студентов по теме занятия может служить многочисленность группы. Эту проблему можно решить с помощью использования тестов, которые включают в себя вопросы по тематике занятия. Автор использует систему тестов, каждый из которых насчитывает 20 вопросов с 5 вариантамивозможных ответов на каждый[23].

активная работа учащихся на практических занятиях способствует более качественному усвоению ими учебного материала, выработке профессиональных и общекультурных компетенций.

в результате проведения промежуточной аттестации преподаватель, руководство факультета и сам студент получают объективную информацию о результатах учебной работы обучающегося. Это фиксируется в ведомостях промежуточной аттестации. В случае возникновения конфликтных ситуаций это позволит в дальнейшем объективно оценивать общую картину учебного процесса студента.

в случае выполнения всех требований учебного процесса студент в ходе применения рейтинговой системы получает заслуженную оценку в конце семестра. Это позволяет ему в период сессии больше времени уделить для сдачи экзаменов по другим предметам. В результате студент избегает части стрессовой нагрузки, связанной со сдачей экзамена и которая всегда сопровождает период сессии.Использование рейтингового метода оценки деятельности студентов потребует от преподавателей разработки тестов по читаемым дисциплинам. При проведении тестирования на каждом практическом занятии необходимо подготовить материалы для самостоятельного изучения студентами. Это вызвано тем фактором, что студенты обладают различным уровнем подготовки. В результате,сдав тесты и получив соответствующие оценки, они могут остаться без дальнейшей нагрузки на практическом занятии. Чтобы избежать этого, необходимо использовать данные материалы по теме занятия.Автор активно применял этот метод при чтении курсов «История отечественного государства и права»и «История государства и права зарубежных стран», «История социальной работы». Опыт его использования позволил автору сделать вывод и рекомендации, приведенные выше. Одним из вариантов этого метода может служить устный опрос студентов на практических занятиях с дальнейшей оценкой их знаний. Но он позволяет одновременно работатьтолькос одним человеком, что снижает продуктивность занятий, так как в это времяостальная часть группы вынуждена фактически заниматься самостоятельно. При этом значительно повышается горловая нагрузка преподавателя. Исходя из этого, автор считает, что наиболее оптимальным является применения тестов.

Дисциплины «История отечественного государства и права»и «История государства и права зарубежных стран»позволяют широко использовать тесты при определении уровня знаний студентов. Содержание этих дисциплин можно достаточно эффективно раскрыть при составлении тестов. Опыт использования рейтингового метода оценки достижений обучающихся позволяет утверждать, что этот метод достаточно универсален, может быть успешно использован и при преподавании других дисциплин.

Ссылки на источники1.Васильченко О.А. ОПД.08 История социальной работы // Сб.примерных программ дисциплин федерального и регионального компонента циклов ОПД и СД ГОС ВПО Специальность 040101 Социальная работа. КомсомольскнаАмуре,2009 –247 с. 2.История отечественного государства и права. Уч.пособ. КомсомольскнаАмуре, КнАГТУ, 2007 –152 с. 3.История государства и правазарубежных стран. Уч.пособ. КомсомольскнаАмуре, КнАГТУ, 2007 –150с.