Современные подходы к преодолению трудностей при изучении химии
Выпуск:
ART 55291
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лагодинская
А.
А. Современные подходы к преодолению трудностей при изучении химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
236–240. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55291.htm.
Аннотация. При переходе на ФГОС учитель должен применять при обучении такие методы и приемы, чтобы учащиеся могли легко добывать знания, и учеба давалась легко. Одним из таких приемов является метод аналогии и ассоциации.
Текст статьи
Лагодинская Анжела Анатольевна, учитель химии МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) sh15@nerungri.edu.ru
Современные подходы к преодолению трудностей при изучении химии
Аннотация. При переходе на ФГОС учитель должен применять при обучении такие методы и приемы, чтобы учащиеся могли легко добывать знания, и учеба давалась легко. Одним из таких приемов является метод аналогии и ассоциации.
До недавнего времени в образовании делалсяупор на фундаментальные и систематические знания. Все мы осваиваем химию в школе четыре года, и у большинства остается представление о ней, как о предмете малопонятном и запутанном.Между тем мы ежедневно пользуемся достижением химии. Химия нас кормит, одевает, лечит… Переход на ФГОС стал жизненно необходим. Он сориентированна обучение решению прикладных задач, связанных с широким кругом бытовых явлений. Цель учителя вызвать интерес к предмету, но для этого ученик сначала должен понять основы химии. А на освоение основ уходит столько сил и времени, чтоинтерес к предмету неизбежно гаснет. Поэтому учитель должен найти такие приемы и педагогические разработки,которые позволят разнообразить урок, найти нестандартные подходы к решению образовательных задач,овладеть вниманием класса в ходе урока, открыть новые ресурсы в использовании технических средств обучения изатратить минимальноевремя на объяснение теории.Для того, чтобы просто и доходчиво объяснить сложные химические понятия я использую метод аналогий и ассоциаций. Приведу некоторые примеры,которые я использую на своих уроках:При изучении изменении свойстватомов, простых веществ и соединений химических элементов я предлагаю учащимся запомнить таблицу №6 из учебника Габриелян О.С. Химия 11 класс,подобрав синонимы к ©Металлª и ©Неметаллª.Металл больший радиус, восстановительные свойства, основный характер.Неметалл
меньший радиус, окислительная способность, кислотный характер, ЭО.Учащиеся знают, что каждыйпериод начинаетсяс металла и заканчивается неметаллом, значит, изменения слева направо происходит от МЕ к НеМЕ, в группах от НеМе к Ме. Дляопределенияизменения радиуса, свойств, характера, нужно проводить аналогию со словамисинонимами Металл и Неметалл.При изучении реакции полимеризации я предлагаю учащимся представить себя мономером, взяться за руки, выстроится в одну шеренгу вот и получился полимер.
Какие оксиды реагируют с водой? Используем табл. Растворимости солее, кислот и оснований и запоминаем: если элемент образует растворимый гидроксид, то он реагирует с водой.Вещества в твердом, жидком, газообразномсостоянии отличаются посвоемуповедению. Твердые тела обладают формой, жидкиеи газообразные
текучестью. Представим себе строй солдат, в которомза каждым закреплено свое место, которое сохраняется при построении и движении. Аналогия твердого тела:расстояние между молекулами мало, молекулы упорядочены, хаотическое движение отсутствует.
На Дне рождения одноклассника все ведут себя поразному: танцуют, ходят, беседуют,новсе движение ограничено размерами помещения это аналогия жидкости (расстояние между молекулами мало, степень упорядоченности меньше, наблюдается движение молекул). Футбольный матч газообразное состояние. Игроки передвигаются быстро, расстояния между ними велико, пространства для маневров много расстояниемежду молекулами велико, подвижность молекул высокая, упорядоченность отсутствует.При составлении ОВР учащиеся испытывают затруднения при записи уравнений электронного баланса: если происходит отдача электрона ион заряжается положительно, если принятие отрицательно. Проводим аналогию с литературными героями. Человек,который со всеми делится, добрый это положительный герой, а который все забирает, злой отрицательный.При изучении структурыбелка предлагаю следующую ассоциацию: каждый прямой волос первичная структура, сделали ©химиюª вторичная, завили на бигуди третичная, собрали все волосы четвертичная структура белка. Таким образом,ассоциациии аналогии могут облегчить изучение учащимися теоретических основ химии,ипомогаютзапомнить материална длительное время. У учеников пробуждается интерес к учебе.Ведь ассоциация и аналогия
это индивидуальное видение процессов, поэтому этот метод они могут применять и при изучении других предметов.Литература: 1.УМК Габриелян О.С. и др. Химия 811 класс.М.:Дрофа,2013
Современные подходы к преодолению трудностей при изучении химии
Аннотация. При переходе на ФГОС учитель должен применять при обучении такие методы и приемы, чтобы учащиеся могли легко добывать знания, и учеба давалась легко. Одним из таких приемов является метод аналогии и ассоциации.
До недавнего времени в образовании делалсяупор на фундаментальные и систематические знания. Все мы осваиваем химию в школе четыре года, и у большинства остается представление о ней, как о предмете малопонятном и запутанном.Между тем мы ежедневно пользуемся достижением химии. Химия нас кормит, одевает, лечит… Переход на ФГОС стал жизненно необходим. Он сориентированна обучение решению прикладных задач, связанных с широким кругом бытовых явлений. Цель учителя вызвать интерес к предмету, но для этого ученик сначала должен понять основы химии. А на освоение основ уходит столько сил и времени, чтоинтерес к предмету неизбежно гаснет. Поэтому учитель должен найти такие приемы и педагогические разработки,которые позволят разнообразить урок, найти нестандартные подходы к решению образовательных задач,овладеть вниманием класса в ходе урока, открыть новые ресурсы в использовании технических средств обучения изатратить минимальноевремя на объяснение теории.Для того, чтобы просто и доходчиво объяснить сложные химические понятия я использую метод аналогий и ассоциаций. Приведу некоторые примеры,которые я использую на своих уроках:При изучении изменении свойстватомов, простых веществ и соединений химических элементов я предлагаю учащимся запомнить таблицу №6 из учебника Габриелян О.С. Химия 11 класс,подобрав синонимы к ©Металлª и ©Неметаллª.Металл больший радиус, восстановительные свойства, основный характер.Неметалл
меньший радиус, окислительная способность, кислотный характер, ЭО.Учащиеся знают, что каждыйпериод начинаетсяс металла и заканчивается неметаллом, значит, изменения слева направо происходит от МЕ к НеМЕ, в группах от НеМе к Ме. Дляопределенияизменения радиуса, свойств, характера, нужно проводить аналогию со словамисинонимами Металл и Неметалл.При изучении реакции полимеризации я предлагаю учащимся представить себя мономером, взяться за руки, выстроится в одну шеренгу вот и получился полимер.
Какие оксиды реагируют с водой? Используем табл. Растворимости солее, кислот и оснований и запоминаем: если элемент образует растворимый гидроксид, то он реагирует с водой.Вещества в твердом, жидком, газообразномсостоянии отличаются посвоемуповедению. Твердые тела обладают формой, жидкиеи газообразные
текучестью. Представим себе строй солдат, в которомза каждым закреплено свое место, которое сохраняется при построении и движении. Аналогия твердого тела:расстояние между молекулами мало, молекулы упорядочены, хаотическое движение отсутствует.
На Дне рождения одноклассника все ведут себя поразному: танцуют, ходят, беседуют,новсе движение ограничено размерами помещения это аналогия жидкости (расстояние между молекулами мало, степень упорядоченности меньше, наблюдается движение молекул). Футбольный матч газообразное состояние. Игроки передвигаются быстро, расстояния между ними велико, пространства для маневров много расстояниемежду молекулами велико, подвижность молекул высокая, упорядоченность отсутствует.При составлении ОВР учащиеся испытывают затруднения при записи уравнений электронного баланса: если происходит отдача электрона ион заряжается положительно, если принятие отрицательно. Проводим аналогию с литературными героями. Человек,который со всеми делится, добрый это положительный герой, а который все забирает, злой отрицательный.При изучении структурыбелка предлагаю следующую ассоциацию: каждый прямой волос первичная структура, сделали ©химиюª вторичная, завили на бигуди третичная, собрали все волосы четвертичная структура белка. Таким образом,ассоциациии аналогии могут облегчить изучение учащимися теоретических основ химии,ипомогаютзапомнить материална длительное время. У учеников пробуждается интерес к учебе.Ведь ассоциация и аналогия
это индивидуальное видение процессов, поэтому этот метод они могут применять и при изучении других предметов.Литература: 1.УМК Габриелян О.С. и др. Химия 811 класс.М.:Дрофа,2013