Современные подходы к преодолению трудностей при изучении химии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лагодинская А. А. Современные подходы к преодолению трудностей при изучении химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 236–240. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55291.htm.
Аннотация. При переходе на ФГОС учитель должен применять при обучении такие методы и приемы, чтобы учащиеся могли легко добывать знания, и учеба давалась легко. Одним из таких приемов является метод аналогии и ассоциации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лагодинская Анжела Анатольевна, учитель химии МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) sh15@nerungri.edu.ru

Современные подходы к преодолению трудностей при изучении химии

Аннотация. При переходе на ФГОС учитель должен применять при обучении такие методы и приемы, чтобы учащиеся могли легко добывать знания, и учеба давалась легко. Одним из таких приемов является метод аналогии и ассоциации.

До недавнего времени в образовании делалсяупор на фундаментальные и систематические знания. Все мы осваиваем химию в школе четыре года, и у большинства остается представление о ней, как о предмете малопонятном и запутанном.Между тем мы ежедневно пользуемся достижением химии. Химия нас кормит, одевает, лечит… Переход на ФГОС стал жизненно необходим. Он сориентированна обучение решению прикладных задач, связанных с широким кругом бытовых явлений. Цель учителя вызвать интерес к предмету, но для этого ученик сначала должен понять основы химии. А на освоение основ уходит столько сил и времени, чтоинтерес к предмету неизбежно гаснет. Поэтому учитель должен найти такие приемы и педагогические разработки,которые позволят разнообразить урок, найти нестандартные подходы к решению образовательных задач,овладеть вниманием класса в ходе урока, открыть новые ресурсы в использовании технических средств обучения изатратить минимальноевремя на объяснение теории.Для того, чтобы просто и доходчиво объяснить сложные химические понятия я использую метод аналогий и ассоциаций. Приведу некоторые примеры,которые я использую на своих уроках:При изучении изменении свойстватомов, простых веществ и соединений химических элементов я предлагаю учащимся запомнить таблицу №6 из учебника Габриелян О.С. Химия 11 класс,подобрав синонимы к ©Металлª и ©Неметаллª.Металл ‬больший радиус, восстановительные свойства, основный характер.Неметалл

меньший радиус, окислительная способность, кислотный характер, ЭО.Учащиеся знают, что каждыйпериод начинаетсяс металла и заканчивается неметаллом, значит, изменения слева направо происходит от МЕ к НеМЕ, в группах от НеМе к Ме. Дляопределенияизменения радиуса, свойств, характера, нужно проводить аналогию со словамисинонимами Металл и Неметалл.При изучении реакции полимеризации я предлагаю учащимся представить себя мономером, взяться за руки, выстроится в одну шеренгу ‬вот и получился полимер.

Какие оксиды реагируют с водой? Используем табл. Растворимости солее, кислот и оснований и запоминаем: если элемент образует растворимый гидроксид, то он реагирует с водой.Вещества в твердом, жидком, газообразномсостоянии отличаются посвоемуповедению. Твердые тела обладают формой, жидкиеи газообразные

текучестью. Представим себе строй солдат, в которомза каждым закреплено свое место, которое сохраняется при построении и движении. Аналогия твердого тела:расстояние между молекулами мало, молекулы упорядочены, хаотическое движение отсутствует.

На Дне рождения одноклассника все ведут себя поразному: танцуют, ходят, беседуют,новсе движение ограничено размерами помещения ‬это аналогия жидкости (расстояние между молекулами мало, степень упорядоченности меньше, наблюдается движение молекул). Футбольный матч ‬газообразное состояние. Игроки передвигаются быстро, расстояния между ними велико, пространства для маневров много ‬расстояниемежду молекулами велико, подвижность молекул высокая, упорядоченность отсутствует.При составлении ОВР учащиеся испытывают затруднения при записи уравнений электронного баланса: если происходит отдача электрона ион заряжается положительно, если принятие ‬отрицательно. Проводим аналогию с литературными героями. Человек,который со всеми делится, добрый ‬это положительный герой, а который все забирает, злой ‬отрицательный.При изучении структурыбелка предлагаю следующую ассоциацию: каждый прямой волос первичная структура, сделали ©химиюª вторичная, завили на бигуди ‬третичная, собрали все волосы ‬четвертичная структура белка. Таким образом,ассоциациии аналогии могут облегчить изучение учащимися теоретических основ химии,ипомогаютзапомнить материална длительное время. У учеников пробуждается интерес к учебе.Ведь ассоциация и аналогия

это индивидуальное видение процессов, поэтому этот метод они могут применять и при изучении других предметов.Литература: 1.УМК Габриелян О.С. и др. Химия 811 класс.М.:Дрофа,2013