Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной школы "Мы вместе"

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Изосимова Ю. С. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной школы "Мы вместе" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 346–350. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55313.htm.
Аннотация. Представленная программа психолого-педагогического сопровождения разработана в рамках актуальной проблемы инклюзивного образования массового обучения. Автор обозначает конкретные направления работы психолого-педагогической службы с детьми с ОВЗ, примерное годовое планирование работы ОУ, особо выделяет выбор методического инструментария – один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога, а также описывает требования к организационно-техническому обеспечению работы кабинета школьного психолога. Данная программа будет актуальна не только для психологов школ, гимназий, лицеев, но и для других педагогических работников и руководителей ОУ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Изосимова Юлия СергеевнаПедагогпсихолог, МБОУ гимназия №9, г. Невинномысскizosimova_89@bk.ru

Программапсихологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной школы

“Мы вместе”

Аннотация: Представленная программапсихологопедагогического сопровождения разработана в рамках актуальной проблемы инклюзивного образования массовогообучения. Автор обозначаетконкретные направления работы психологопедагогической службы с детьми с ОВЗ, примерное годовое планированиеработы ОУ,особо выделяет выборметодического инструментария –один из сложных этапов диагностикокоррекционной работы практического психолога, а также описывает требования к организационнотехническому обеспечению работы кабинета школьного психолога.Данная программа будет актуальна не только для психологов школ, гимназий, лицеев, но и для других педагогических работников и руководителей ОУ.Ключевые слова: Психологопедагогическая помощь, интеграция, диагностика, профилактика, индивидуальный образовательный маршрут, социализация.

В конце XXв. произошли изменения парадигмы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместо концепции «социальной полезности», определяющей образовательновоспитательную работу с детьмиинвалидами, внедряется концепция «человеческого достоинства» детей с ограниченными возможностями здоровья, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации. Психологопедагогическое сопровождение детейинвалидов, обучающихся в общеобразовательной массовой школе, в первую очередь направлено на создание условий безбарьерной образовательной среды. Идля психологической службы основная задача состоит в том, чтобы помочь этим детям прийти к осознанию себя как полноправного члена детского сообщества. Именно возможность детей с отклонениями в развитии идти и развиваться в ногу со временем позволит им, окончившколу, не бояться столкнуться с действительностью этой жизни и успешно в ней адаптироваться. Поэтому данная категория детей, наравне со сверстниками должна быть вовлечена во все сферы образования и творчества. Все дети, вне зависимости от диагноза и степени выраженности своего дефекта, по желанию посещают различные кружки и секции школы.В основе психологического сопровождения обучения детей с инвалидностью лежит комплексный подход. Лишь тесное сотрудничество педагогапсихолога школы с другими специалистами (врачом, учителями, логопедом, социальным педагогом), а также родителями и самими учащимися позволит решить все те задачи, о которых мы упомянули выше. Рассматривая вопрос психологического сопровождения, мы имеем в виду не только детейинвалидов какотдельной группы –психологическая помощь направлена на решение проблем и самого педагогического коллектива, родителей и учащихся всех ступеней обучения.Педагогпсихолог выступает в качестве помощника для учителей по овладению коррекционноразвивающимитехнологиями, помогает им на основе педагогической диагностики разработать индивидуальный образовательный маршрут, даст рекомендации по планированию учебных занятий с учетом специфики имеющегося дефекта у учащихся. Так, определено, что количественный состав интегрированного класса должен составлять 20 человек. В классе может быть не более 3 учащихся с тяжелой патологией однородного характера или не больше 6 человек с однородными неглубокими нарушениями. Максимальное количество детей с неоднородными нарушениями 24 человека (2 с тяжелой патологией или 4 с неглубокой, но не больше двух типов нарушений). Вклассе работают два учителя: основной и учительдефектолог. При этом обучение может осуществляться по двум моделям: полный класс, в котором интегрируется от 3 до 6 учащихся в зависимости от тяжести патологии, и неполный, меньше указанной нормы[13].Цели программы:

оказание психологопедагогической помощи всем участникам образовательного процесса для овладения имиспециальными знаниями и педагогическими технологиями обучения детей с особыми образовательными потребностями;

обеспечение условий для личностного и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования.Задачи программы:

выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

осуществлять индивидуально ориентированную психологомедикопедагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии);

обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации.Основные целевые группы и охват:учащиеся гимназии начального, среднего и старшего звена, родители учащихся и педагогический коллектив гимназии.

Даннаяпрограмма реализуется круглогодично и с последующим учебным годом может быть модифицирована в соответствии с запросами учебновоспитательного процесса.

В рамках психологопедагогического сопровождения учащиеся гимназии под руководством педагогапсихологапроводят различные акции, участвуют в конкурсах, пишут различные научноисследовательские и практические работы, данная деятельность может быть обозначена на сайте МБОУ гимназии №9 и в «Классном журнале», выходящим в гимназии в рамках кружка по журналистике.Кадровое обеспечение программы: взависимости от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, состояния его здоровья, желательно, чтобы, наряду со школьным педагогомпсихологом, помощь оказывали и другие специалисты: психолог (специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методиками оценки психических явлений и умениями их корректировать); психотерапевт (врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем), также при наличиипсихопатологии необходимо обращаться за помощью к врачупсихиатру.Для реализации программы в школе имеются следующие ресурсы: 1. Кадровый компонент: педагогипсихологи социальные педагоги; классные руководители; педагогиорганизаторы; учителялогопеды; педагоги дополнительного образования; другие привлекаемые специалисты. 2. Материальнотехническая база: актовый зал; школьная библиотека; спортивный зал; различные средства ТСО (компьютер, проектов, магнитофон и т.д.).Механизм реализации программы: специалисты психологопедагогической службы образовательного учреждения в своей деятельности руководствуются следующей нормативноправовой базой:

Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»,

Семейный кодекс РФ,

Конвенция о правах ребенка,

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,

Трудовой кодекс РФ,

Положение о психологопедагогической службы и ПМПк ОУ.Формулируя задачи психологокоррекционной работы в рамках психологомедикопедагогической службы, специалисты опираются на три основных психокоррекционных блока, которые взаимосвязаны и взаимодополняемы.Диагностический блок. В него входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной сферы.Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

всестороннее клиникопсихологическое изучение личности ребенка, его родителей, системы их отношений;

анализ мотивационнопотребностной сферы ребенка и членов егосемьи;

анализ развития сенсорноперцептивных и интеллектуальных процессов и функций.Диагностика социальной сферы требует анализа неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психической развитие, формирование характера личности, социальную адаптацию.Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;

помощь ребенку или подростку в разрешении психотравмирующихситуаций;

формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка сокружающими (в семье, в классе);

развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

формирование и стимуляция сенсорноперцептивных, мнемическихи интеллектуальных процессов у детей;

развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоциональноволевой регуляции поведения;формирование адекватных родительских установок на заболевание и социальнопсихологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс;

создание в детском коллективе, где обучается ребенок с проблемами в здоровье, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости,взаимопонимания.Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социальнопсихологических функций ребенка и подростка и состоит из решения следующих задач:

проектирование возможных изменений в развитии познавательныхпроцессов и личности в целом;

определение динамики этих изменений.Основные принципы, которыми руководствуется психологическая служба в своей работе, являются следующие:принцип единства диагностики и коррекции;

принцип нормативности развития;

принцип коррекции «сверху вниз»;принцип коррекции «снизу вверх»;

принцип системности развития психической деятельности;деятельностный принцип коррекции.Педагогпсихолог со специалистами изучает учащихся, разрабатываети апробирует развивающие, психопрофилактические и психокоррекционныепрограммы, которые помогут компенсировать неблагополучный опыт и обстоятельства жизни детей с проблемами в развитии и способствовать прогрессивному формированию их личности. Педагогпсихолог, работающий в классе, должен уделять особое внимание обогащению и расширению конкретночувственного опыта детей. Для этого учителям рекомендуется расширение «пространства обитания» детей –полезно увеличить число прогулок, всевозможных экскурсий, чаще менять помещения, обстановку, в которых дети играют и занимаются,максимально использовать кружковую работу, труд в школьных мастерских и по самообслуживанию, работу па пришкольном участке.Среди разделов коррекционной работы выделяются следующие проблемы: 1. Коммуникативные проблемы, коррекция которых будет направлена на:

разъяснительную коррекционную работу с педагогами, изменениевоспитательных установок и стереотипов воспитания;

тренинг педагогического общения;

коррекционные игры педагогапсихолога с ребенком;коллективные игры;

игровую коррекцию поведения;

статусную психотерапию.2.

Проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональнойнапряженности, пассивности, конформизма. Здесь будут уместны психогимнастика; сказкотерапия; музыкотерапия; арттерапия; психодрама.3.Проблемы дезадаптации, в связи с которыми предстоит работа покоррекции:

коммуникативных проблем;

нарушений психического и умственного развития; нарушений эмоциональной регуляции поведения;

дезорганизации поведения;

нарушений личностного развития;

проблем обучаемости.Таким образом, следует подчеркнуть, что психокорекционая работа играет исключительно важное значение в коррекции личностных проблем детей с ограниченными возможностями. Важным моментом в работе педагогапсихолога является развитие у детей «собственного Я», личностных установок, самосознания, самоотношения, самоценности. В психокоррекционной работе важнейшими компонентами выступают: коррекция коммуникативных проблем, проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизма, проблемы дезадаптации. Такая психокорекционная работа должна носить постоянный характер[46].Помимо основных направлений психологического сопровождения, психологическая служба проводит работу по выявлению детейинвалидов, проживающих в районе, прилегающем к школе, и старается привлечь их к обучению. Профилактическая и консультативная работа представлена в различных формах: традиционной, дистанционной, электронной. В школе регулярно проводятся «круглые столы», лекции, встречи с ведущими учёнымидефектологами по данной проблеме. «Психологические рекомендации» являются постоянной рубрикой в школьной газете. С результатами общих диагностических исследований всегда можно познакомиться на страничке психолога на школьном сайте. Данное направление позволяет вести непрерывный процесс повышения квалификации всех участников учебновоспитательного процесса, в том числе и родителей, т. к. они являются неотъемлемой его частью. Дистанционная и электронная форма психологических консультаций за счет возможностей Интернетресурсов позволяет расширить возможности общения психолога. Каждый желающий, будь то ребенок или родитель, может задать вопрос доступный для просмотра в рамках форума, так и вопрос в режиме секретности через электронную почту.Планирование работы программы: психологопедагогическое сопровождение детей с ОВЗ базируется на комплексном взаимодействии психолога –администрации –социального педагога –классного руководителя ребенка с ОВЗ.

Таблица 1

План работы образовательного учреждения по сопровождению

детей с ограниченными возможностями здоровья

№п/п

Мероприятие

Сроки проведенияОтветственные 1.Создание и корректировка банка данных детей с ОВЗСентябрь, апрельСоц.педагог2.Изучение состояния здоровья, возможностей детей с ОВЗ по дальнейшему образовательному маршруту (обучение на дому/обучение в классе)Сентябрь –октябрьКл. руководитель, соц.педагог, зам.директора по УВР3.Составление плана работы с детьми с ОВЗ



Сентябрь Соц.педагог,Педагогпсихолог4.Составление программы индивидуального обучения учащихся с ОВЗ, организация обучения на дому

СентябрьЗам.директора по УВР5.

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗВ течение годаи по запросуПедагогпсихолог, кл. руководители, учителяпредметники

6.Изучение личности учащихся с ОВЗОктябрь/по запросуКл. руководитель, педагогпсихолог7.Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗ

В течение года и по запросуКл. руководитель, соц.педагог8.Изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗОктябрь/по запросуКл. руководитель, Педагогпсихолог

Внедрение программы оценивается, прежде всего, по результатам психологопедагогических исследований уменьшения количества дезадаптированных детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологопедагогическая диагностика проводится на начало и конец годадля сравнительного анализа деятельности образовательного учреждения по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.Систематизация работы психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяв школе стала необходимой и находитположительный отклик педагогов и родителей. Это отражено в ответах родителей на вопросы анкеты об удовлетворенности учебновоспитательным процессом, в результатах диагностики учащихся с ОВЗ. Были созданы базы данных на детей сОВЗ, привлечены все имеющихся ресурсов для сопровождения учебновоспитательного процесса, запланированы дальнейшие мероприятия по расширению материальной базы и привлечению специалистов.Сопровождение детей с ОВЗ определяется системой принципов:

гуманистическаянаправленность учебновоспитательного процесса, предполагающая уважение к личности ребенка, развитие индивидуальности;

гибкость и динамичность, предполагающие возможность оперативного изменения содержания, форм и методов обучения в соответствии с особенностями различных категорий детей и возможностями их семей;

доступность, предполагающая вариативность форм обучения, в соответствии с реальным потенциалом ребенка и его семьи;

целостный подход к образованию и социализации ребенка на основе взаимосвязи между различными видами деятельности, включая педагогический, психологический, социальный аспекты, составляющие единый комплекс, соблюдение планомерности и непрерывности этого процесса;

максимально раннее включение ребенка в образовательный процесс (с момента постановки диагноза);

единство действий семьи и школы в процессе образования и социализации9.Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельностьВ течение годаКл. руководитель, соц.педагог10.Контроль заорганизацией питания учащихся с ограниченными возможностямиВ течение годаСоц.педагог11.Индивидуальные консультации психолога для родителей детей с ОВЗ.В течение года и по запросуПедагогпсихолог12.Изучение уровня адаптации детей с ОВЗ





Октябрь, апрель Педагогпсихолог

13.Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ОВЗОктябрь, апрельКл. руководитель, педагогпсихолог14.Контроль зауспеваемостью детей с ОВЗ. Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОВЗВ течение годаКл. руководитель15.Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптацииВ течение годаи по запросуПедагогпсихолог, кл. руководители, соц.педагог16.Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.В течение годаи по запросуСоц.педагогребенка, обучение родителей и включение их в процесс социальнопедагогической деятельности;

содействие интеграции детей с ОВЗ в общество, формирование социальнозначимых навыков.Главным показателем эффективности данной программы должно стать:

динамика индивидуальных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по освоению программ учебных предметов (сравнительная характеристика данных ПМПк на разных этапах обучения);

создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материальнотехнических условий);

увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (семинары, курсы и т.д.);

другие соответствующие показатели.География реализации программы: основной формой организации психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья выступает внеурочная деятельность школьников, в частности, проектная. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов.Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми в масштабах города, области. Поэтому проект будет актуален и для других образовательных учреждений. Информирование местного сообщества о результатах деятельности по работе данной программы через средства массовой информации, сайт школы даст отклик в других школьных образовательных учреждений различного уровня Ставропольского края, тем самым распространяя накопленный опыт и совершенствуя методы и формы работы психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ссылки на источники:1.Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2004.2.Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года.3.Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. –М.: Институт социальной работы, 1996.4.Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008.5.Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 3 мая 2008 года.6.Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / Мн.: НИО, 2003.