Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ильмер Ж. А. Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15330.htm.
Аннотация. Статья посвящена формированию модели развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона в вузе. Автор анализирует российские и зарубежные учебные пособия, связанные с интерпретацией текста произведений, рассматривает теоретические вопросы прочтения джазовых произведений, а также дает практические рекомендации по их исполнению в контексте близости к оригиналу.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ильмер Ж. А.Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15330. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15330.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15330УДК 378.147

Ильмер Жанна Абрамовна,

профессор кафедры инструментального джазового исполнительстваФГБОУВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москваilmer.z@mail.ru

Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона

Аннотация. Статья посвящена формированию модели развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона в вузе. Автор анализирует российские и зарубежные учебные пособия, связанные с интерпретацией текста произведений, рассматривает теоретические вопросы прочтения джазовых произведений, а также дает практические рекомендации по их исполнению в контексте близости к оригиналу. Ключевые слова: модель, джаз, саксофон, техника исполнения, импровизация, прочтение, вибрато, штрих, атака, тембр.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современных российских музыкальных вузах в области джазового исполнительства (в частности, в классе специального саксофона) до сих пор остро стоит проблема нехватки теоретических материалов по технике исполнения джазовых произведений, а также существует проблема компетентной подачи данных материалов. Это нередко приводит к отсутствию систематизации знаний и умений игры на саксофоне, и, как следствие, к неграмотным прочтениям текстов произведений, неточностям штрихового и ритмического исполнения, несоблюдению гармонии, искажению звукоизвлечения и т.д. Анализ исследованных нами российских и зарубежных учебных пособий показывает, что, несмотря на присутствие у авторов наглядных нотных примеров для объяснения своей темы, отсутствует как информация о конкретных возможностях работы над звуком, произведениями джазового репертуара для саксофона, так и конкретные рекомендации, позволяющие достичь исполнения,максимально приближенного к оригиналу [1–8].В рамках учебного плана для направления подготовки 0716000.62 «Музыкальное искусство эстрады»(профильная направленность Инструменты эстрадного оркестра) на занятия по предмету Специальность (саксофон) отводится два часа в неделю, один из которых выделен для занятий по технике исполнения джазового репертуара1. Таким образом, перед автором стояла задача, заключающаяся в разработке на базе данных условий пути развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона, который бы позволял студентамбакалаврам прогрессировать в исполнительском искусстве, а также представлял бы собой образовательный ресурс для саксофонистов. Данный путь целесообразно представить в виде модели, состоящей из восьми компонентов (см. рис.1).

1В соответствии с учебной программой, разработанной профессором РАМ им. Гнесиных А. В. Осейчуком.

Ильмер Ж. А.Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15330. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15330.htm.–ISSN 2304120X. 2

Рис. 1. Модель развития техники исполнения джазового репертуара вклассе специального саксофона

Овладение тембральными особенностями исполнителяимпровизатора в изучаемом произведении.Произведения джазового репертуара, которые входят в программу обучения, необходимо предоставлять студенту со звуковым примером. При изучении им какойлибо композиции с развёрнутым солоимпровизацией одной из главных задач является необходимость добиться определенного тембрального сходства своего инструмента с тембром исполнителя на представленной записи. Достичь этого можно следующим образом:а)разбить солоимпровизацию исполнителя на гармонические «квадраты»;б)после ознакомления с нотным текстом гармонического «квадрата» его необходимо разделить на периоды, периоды на предложения (четырех или восьми тактов, в зависимости от формы композиции), а предложения разбить на фразы (т.е. на мелодические построения от вдоха до следующей паузы или нового забора воздуха);в)каждую фразу необходимо выучить со всеми её составляющими (ритм, штрихи, атака, вибрато и т.д.);г)включить носитель звука и несколько раз внимательно прослушать этот звуковой фрагмент;д)сыграть данную фразу вместе с носителем звука и, если возникают какиелибо несовпадения (отставание в ритме, интонационное расхождение и так далее), проверить ещё раз точность написания штрихови обратить внимание на атаку звука;Техника исполнения джазового репертуара в классе специального саксофонаОвладение тембральными особенностями исполнителяимпровизатора в изучаемом произведенииОвладение нюансировкой при исполнении художественного материалаИзучение разнохарактерного и разностилевого приема–«вибрато»Работа над триольной пульсацией, имеющей у каждого исполнителяимпровизатора свои особенностиОвладение штриховой культурой выдающегося исполнителя, чьё солоимпровизация в данный период времени изучается студентомсаксофонистомОвладение приемами атаки звука в разных регистрахИзучение трактовки изложения тематического материалаВычленение и секвенцирование мелодических построений (фраз) из предлагаемого для изучения импровизационного материалаИльмер Ж. А.Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15330. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15330.htm.–ISSN 2304120X. 3

е)включить метроном (на вторую и четвертую доли) и в более медленном темпе изучить этот музыкальный отрезок.Данные рекомендации относятся ко всем музыкальным фрагментам (фразам). Несмотря на определенную степень рутинности действий, в результате они приводят к тому, что студент добивается успеха в овладении тембром инструмента, который приближен к тембру мастераисполнителя на изучаемом оригинале.Овладение нюансировкой при исполнении художественного материала.В солоимпровизациях исполнителей нюансировка зависит, как правило, от вкусовых предпочтений музыканта и от регистра инструмента. Многие исполнители не задумываются о нюансировке при исполнении сольных эпизодов, некоторые предпочитают исполнение с “crescendo” (постепенное увеличение громкости звука) в восходящем движении исполняемых пассажей и “diminuendo” (постепенное уменьшение громкости звука) в нисходящем движении. То же самое происходит при исполнении пассажей с широким интервальным диапазоном (звуки верхнего регистра более тихие по сравнению со звуками нижнего регистра и наоборот).Музыканты, которые в процессе обучения овладевают знаниями элементов академической школы, обладаюттак называемой «строгостью в нюансировке». Это означает, что исполнение мелодического материала выдерживается в меньшей градации “crescendo” и “diminuendo”, а в момент исполнения музыкант следит за динамикой звуков в интервальном движении. Эти звуки обычно близки по нюансу друг к другу; атака начала пассажей точная, без грубых акцентов; концы мелодических фраз внятные, точно завершённые (в кантилене –с хорошей филировкой звука).Изучение, разнохарактерного и разностилевого приёма–«вибрато». Прием «вибрато» весьма разнообразен как по своему виду, так и по применению. Вибрато используется в большей степени при исполнении пьес балладного, кантиленного характера и в меньшей степени –в пьесах среднего и быстрого темпов, так как в них ограничено время протяжённости звуков исполняемой мелодии. Вибрато различается частотой пульсации (дуольная, триольная, квартольная, секстольная и т.д.) и глубиной амплитуды (качание от основного тона звука вверх и вниз).У музыкантов не встречается одинакового «вибрато»в силу различных вкусовых предпочтений. Различают несколько видов исполнения звука с данным приемом:с самого начала и до конца;с серединыи в конце филировка без «вибрато»;с большой частотой пульсации и с меньшей глубиной амплитуды;с меньшей частотойи с большей глубиной амплитуды2.Работа над триольной пульсацией, имеющейу каждого исполнителяимпровизатора свои особенности. В джазовой музыке, как правило, исполнение мелодий, состоящих из восьмых длительностей, происходит в триольной пульсации (музыкальные отрывки взяты из книги JerryBergonzi[9] (рис. 2):

Рис. 2 2См. подробнее: Михайлов Л. Н. Школа игры на саксофоне. М.: Музыка, 1975.

Ильмер Ж. А.Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15330. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15330.htm.–ISSN 2304120X. 4

Ниже приведены два примера, в которых используются разные штрихи, но в обоих случаях пассажи исполняются в триольной пульсации (рис. 3а,б):

Рис. 3а

Рис. 3б

При исполнении восьмых со штрихом легато на слабую восьмую (рис.4):

Рис. 4

Триольная пульсация трактуется следующимобразом (рис. 5):

Рис. 5

Таким образом,используется плавное движение триолями, без пауз между нотами.Трактовка может быть различной:дуольная (рис. 4);триольная(рис. 5);подчёркнутая, с небольшим акцентом на слабую восьмую (рис. 6);

Рис. 6

триольная, без акцентировки слабых восьмых длительностей (рис.7).

Рис. 7

Трактовка триольной пульсации (от плавной триольной до подчёркнуто акцентированной и от плавной триольной до приближенной к дуольной пульсации) зависит от стиля исполняемого произведения (свинг, бибоп, хардбоп, джазрок, лэйтин и т. д.),темпа пьесы, вкуса и манеры исполнителя.Овладение штриховой культурой выдающегося исполнителя, чьё солоимпровизация в данный период времени изучается студентомсаксофонистом. Ильмер Ж. А.Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15330. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15330.htm.–ISSN 2304120X. 5

Каждый из исполнителей на инструменте в своей игре использует набор штрихов, которые присущи только ему. Особенно это касается исполнения пассажей, состоящих извосьмых и шестнадцатых длительностей. К примеру, музыкальная фраза, состоящая из восьми нот восьмыми длительностями, может быть исполнена разными сочетаниями «легато» и «деташе». Приведем пример из книги авторов К. Кристиансена и Т.Даниэлсона [10] (рис.8).

или

или

Рис. 8

Различное сочетание штрихов даёт разнообразную тембральную окраску звука и ритмическую триольную пульсацию, а также акцентировку слабых восьмых длительностей (смещение акцентов с сильных долей на слабые) (рис.9):

Рис. 9

Саксофонисты используют разнообразную акцентировку. Это зависит от темпа исполняемого музыкального отрезка. В темпах “slow” и “mediumswing” всё движение восьмых длительностей может быть исполнено одним штрихом «деташе» с акцентами на слабую восьмую. Все восьмые длительности исполняются в триольной пульсации следующим образом (рис. 10):

Рис. 10

Помимо «деташе», «легато», акцента и их чередованиянеобходимо обратить внимание на такие штрихи,как «нонлегато» и «маркатто» (на джазовом сленге его называют «домик») (рис. 11):

Рис. 11

Ильмер Ж. А.Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15330. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15330.htm.–ISSN 2304120X. 6

«Маркатто»–плотное акцентированное извлечение звукас одинаковой динамикой начала и конца, полная длительность с резким снятием звучания.Овладение приемами атаки звука в разных регистрах. Атака звука в разных регистрах имеет свои особенности. В верхнем регистре она более лёгкая, но удар производитсяболее собранным языком, в кончик трости (рис.12).

Рис. 12

Нотный пример, приведенный нарис.12, взят из сборника Э. Беннета (E. Bennett) [11] и является фрагментом композиции “ItCouldHappenToYou” в исполнении выдающегося саксофониста Криса Поттера(ChrisPotter). Данная музыкальная фраза (в последнем такте верхней строчки и в первых двух тактах второй строчки) сыгранаочень высоко: до диез, ре и си четвёртой октавы. Исполнить это достаточно сложно, хотя способы овладения верхним регистром существуют. Однако перед тем как начать работу над этими звуками, необходимо предварительно ознакомиться с аппликатурой верхнего регистра инайти для себя наиболее подходящий вариант, так как практически всеинструменты (даже одной фирмы)имеют специфические аппликатурные отличия при извлечении одних и тех же нот в верхнем регистре. Например, нота «соль» третьей октавы извлекается четырьмя способами, нота «ля» третьей октавы –тремя способами и так далее.Таким образом, чтобы добиться чистого интонационного и тембрального исполнения нот в верхнем регистре инструмента, необходимо предпринять следующие шаги:сыграть это мелодический отрезок на октаву ниже со штрихами исполнителя;сыграть эту фразу октавами в медленном темпе с атаки («деташе»);в медленном темпе сыграть выбранную мелодическую фразу приемом «деташе», повторяя несколько раз до тех пор, пока мышцы амбушюра не начнут рефлекторно реагировать на звуковысотную интонацию;сыграть этот фрагмент в медленном темпе, добавляя штрихи исполнителя. Репетировать надо в нюансе близком к «форте». Результат занятий обычно становится заметным после недели работы в рамках данной системы. Атака звука в нижнем регистреболее плотная, но осуществляется она не кончиком языка, а его областью на 10–15 мм ближе к середине. Приведем еще один пример из того же сборника. В исполнении Криса Поттера звучит фрагмент композиции Дж. Керна (J.Kern) “AllTheThingsYouAre” (восемь тактов, отмеченные двойными тактовыми линиями), в котором видны резкие интервальные акцентированные скачки из верхнего регистра в нижний (см. рис.13). Наиболее часто возникающая проблема –это исполнение скачкообразных интервалов, когда осуществляется резкий переход из верхнего регистра в нижний и Ильмер Ж. А.Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15330. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15330.htm.–ISSN 2304120X. 7

наоборот. При правильной постановке амбушюраисполнениемелодии в низком регистре не вызывает трудностей. Добиться чистого, без срывов и невнятных, неоформленных звуков(«хрящей»)исполнения этих скачков можно, следуя таким советам:на нюансе «форте», в медленном темпе целыми нотами с атаки («деташе»), не прерывая звучания, добиваться плавных, без пауз, переходов между нотами (вспомните правило «скачка»: при скачке между нотами внизслушается до конца звучания верхняя нота, при скачке между нотами вверх –нижняя нота);играть эти «скачки» четвертями по четыре звука на ноту, слушая при этом атаку, которая должна быть безукоризненно точной и динамически одинаковой, как в верхнем, так и в нижнем регистрах.

Рис.13

Изучение трактовки изложения тематического материала. Важным моментом исполнительского мастерства является трактовка музыкантом тематического материала, на основе которого впоследствии базируетсяего импровизация. Однако для того, чтобы работать с такими материалами, как пособие Дж. Аберсольда [12], которые являются основными при индивидуальных занятиях студентов над собственными импровизационными соло, студент должен уметь трактовать мелодическийматериал темы. Как правило, каждый музыкант трактует мелодию посвоему: оставаясь узнаваемой, она может меняться в гармонии, ритме, темпе. При этом большинство музыкальных сборников составляются с учетом преобладающего стиля произведений,включают толькотему и гармонию, написанную самим композитором, и издаются самими музыкантами, aтакже профессиональными издательствами. Так, композиция Дж. ван Хьюзена «Это могло случиться с тобой», помещенная в сборнике джазовых стандартов для импровизаций “TheRealВook–VolumeII”[13], включает в себя джазовые темы и стандарты без аккомпанемента с указанием гармонических схем, в пособие под названием “LatinRealBook” входят произведения стиля “Latinjazz”, а в книге “PopMusicRealBook” собраны самые популярные мелодии со всего мира.Возьмем в качестве примера фрагмент вышеупомянутой пьесы Дж. ван Хьюзена. В оригинале, часть «А1» (первые 16 тактов),она представлена следующим образом (см. рис. 14).Ильмер Ж. А.Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15330. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15330.htm.–ISSN 2304120X. 8

Рис. 14

В основе лежит незатейливая мелодия, без синкоп, в небольшом, легко исполняемом диапазоне. Саксофонисттенорист Крис Поттер трактует ее в своём исполнении иным образом (рис.15):

Рис. 15

В приведенном выше примере из сборника Э. Бенета [14] мы видим явное изменение ритмической структуры мелодии: синкопированное развитие мелодики, смещение акцентов, опережение и запаздывание устоев песенного материала, импровизационные доигрывания гармонических периодов, изменение структуры гармонической вертикали для более удобного последующего построения импровизационного соло.Как правило, песенная мелодия не исполняется в оригинальном варианте «от автора», но тема (мелодия) должна быть узнаваема. Иногда в джазовой практике тема может не исполняться в начале или в конце, но тогда, как правило, в импровизационных соло исполнители цитируют фрагменты тематического материала.Ильмер Ж. А.Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15330. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15330.htm.–ISSN 2304120X. 9

Обычно все мелодические построения изменений авторской темы основаны на направляющих тонах (guidetones), которые базируются на IIIи VIIступенях аккордов и построены на правилах восходящих и нисходящих мелодических линий. Изменения в ритмической структуре основной мелодии авторской темы –индивидуальная особенность каждого исполнителя, в которой прослеживаются его стилевые предпочтения и художественный вкус.Вычленение и секвенцирование мелодических построений (фраз) из предлагаемого для изучения импровизационного материала. Наиболее выразительные музыкальные фразы на стандартные, часто встречающиеся в джазовых импровизациях гармонические обороты вычленяются студентом из изучаемого материала припомощи преподавателя. Эти мелодические фразы выписываются в отдельную тетрадь, чтобы в дальнейшем на занятиях по специальному инструменту использовать их для накопления импровизационномелодического лексикона. Выучивать их надо по определённой системе, которая подробно изложена в одном из учебнометодических пособий автора [15]. Таким образом, разработанная модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона представляет собой методические рекомендации, позволяющие не допустить или устранить проблему разных прочтений джазовых произведений в процессе исполнения их на саксофоне, способствует вырабатыванию собственного стиля бакалавромсаксофонистом в исполнении джазовых произведений в рамках истинных традиций жанра; предполагает экстраполяцию своих компонентов на обучающихся других уровней подготовки (магистратура, ассистентурастажировка), а также представляет собой информативный образовательный ресурс, полезный для любого музыкантасаксофониста, желающего вывести техникуигры на саксофоне на более совершенный уровень джазовой культуры.

Ссылки на источники1.Ильмер Ж.А. Хрестоматия джазовых стандартов и авторских композиций для саксофона в сопровождении ритмсекции: учеб.метод.пособие.–М.: ПРОБЕЛ2000, 2015.2.Ильмер Ж.А. Джазовая импровизация в классе специального саксофона: учеб.метод.пособие.–М.: РАМ имени Гнесиных, 2015. 3.Осейчук А. В. Школа джазовой импровизации для саксофона: учеб.пособие: в 2ч.–М.: Издатель Михаил Диков, 2002. 4.Aebersold J. How to Play Jazz & Improvise [PlayALong Book & Recording Set for All Instruments];6th Revised edition, 2000.5.Bergonzi J. Developing A Jazz Language (Inside Improvisation series, Vol. 6). Advance Music, U.S.A., 2003.6.BennettE. Chris Potter Plays Acapella Solo Standarts, Eli Bennett Publishing, U.S.A., 2012.7.Christiansen C., Danielsson T. Essential Jazz Lines In the Style of Cannonball Adderley. Mel Bay Publications, U.S.A., 2002.8.Van Heusen J. The Real Book–Volume II: C edition (Fake Book). Hal Leonard Corporation, USA, 2005.9.Bergonzi J.Op.cit.10.Christiansen C., Danielsson T.Op.cit.11.BennettE.Op.cit.12.Aebersold J.Op.cit.13.Van Heusen J.Op.cit.14.BennettE.Op.cit.15.Ильмер Ж.А.Указ. соч.

Ильмер Ж. А.Модель развития техники исполнения джазового репертуара в классе специального саксофона // Концепт. –2015. –№ 09(сентябрь).–ART15330. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15330.htm.–ISSN 2304120X. 10

Zhanna Ilmer,

Professor of Instrumental Jazz Department, the Gnesins Russian Academy of Music, Moscowilmer.z@mail.ruA model of developing jazz repertory performing technique at specialized classes in saxophoneAbstract.The paperfocuses on a model of developing jazz repertory technique on specialized saxophone classes atthe higher education institutions. The author analyzes Russian and foreign jazz study guides concerning text interpretation;discusses theoretical questions on jazz compositions’ rendition;provides recommendations on performing compositions close to their originals. Keywords: model, jazz, saxophone, performance technique, improvisation, interpretation, vibrato, articulation, attack, timbre.References1.Il'mer,Zh. A. (2015) Hrestomatija dzhazovyh standartov i avtorskih kompozicij dlja saksofona v soprovozhdenii ritmsekcii: ucheb.metod. posobie,PROBEL2000,Moscow(in Russian).2.Il'mer,Zh. A. (2015) Dzhazovaja improvizacija v klasse special'nogo saksofona: ucheb.metod.posobie,RAM imeni Gnesinyh,Moscow(in Russian). 3.Osejchuk,A. V.(2002)Shkola dzhazovoj improvizacii dlja saksofona: ucheb. posobie: v 2 ch.,Izdatel' Mihail Dikov,Moscow(in Russian). 4.Aebersold,J. (2000) How to Play Jazz & Improvise[PlayALong Book & Recording Set for All Instruments]; 6th Revised edition(in English).5.Bergonzi,J. (2003) Developing A Jazz Language(Inside Improvisation series,Vol. 6). Advance Music, U.S.A.(in English).6.Bennett,E. (2012) Chris Potter Plays Acapella Solo Standarts,Eli Bennett Publishing, U.S.A.(in English).7.Christiansen,C. &Danielsson,T. (2002) Essential Jazz Lines In the Style of Cannonball Adderley. Mel Bay Publications, U.S.A.(in English).8.Van Heusen,J.(2005)The Real Book –Volume II: C edition (Fake Book). Hal Leonard Corporation, USA(in English).9.Bergonzi,J. (2003) Op. cit.10.Christiansen,C. & Danielsson,T. (2002) Op. cit.11.Bennett,E. (2012) Op. cit.12.Aebersold,J. (2000) Op. cit.13.Van Heusen,J.(2005)Op. cit.14.Bennett,E. (2012) Op. cit.15.Il'mer,Zh. A. (2015) Op. cit.

Рекомендованокпубликации:

Сорокопуд Ю. В., кандидатом педагогических наук;ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived21.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review22.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication22.09.15ОпубликованаPublished24.09.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ильмер Ж. А., 2015

www.ekoncept.ru