Педагогическая олимпиада как средство подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности
Выпуск:
ART 85934
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гревцева
Г.
Я. Педагогическая олимпиада как средство подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4666–4670. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85934.htm.
Аннотация. В статье кратко представлена история олимпиадного движения. Охарактеризованы основные понятия. Раскрыто значение педагогической олимпиады в процессе подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, выявлены ее особенности и функции. Проанализированы активные методы и технологии, используемые в процессе проведения олимпиады.
Ключевые слова:
деятельность, компетентность, профессиональная подготовка, готовность, профессиональная компетентность, педагогическое творчество, олимпиадное движение, подготовка, олимпиада, профессионально ориентированная олимпиада
Текст статьи
Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, г.Челябинскyakupovna@rambler.ru
Педагогическая олимпиада как средство подготовки будущих специалистов
к профессиональной деятельности
Аннотация.В статье кратко представлена история олимпиадного движения. Охарактеризованы основные понятия. Раскрыто значение педагогической олимпиады в процессе подготовкибудущих специалистов к профессиональной деятельности, выявлены ее особенности и функции. Проанализированы активные методы и технологии, используемые в процессе проведения олимпиады.Ключевые слова: подготовка, профессиональная подготовка, деятельность, компетентность, профессиональная компетентность, готовность, педагогическое творчество, олимпиада, олимпиадное движение,профессиональноориентированная олимпиада.
Проблема определения путей повышения эффективности подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности является актуальной в связи с тенденциями развития системы высшего профессионального образования в России. Будущий специалист должен быть вооружен такими знаниями и умениями, которые обладают свойствами гибкости, прочности, глубины; иметь широкий кругозор; он должен быть готов к профессиональной деятельности в различных типах образовательных учреждений, в том числе в системе дополнительного образования.Анализ педагогических исследований Н.В. Кузьминой [7], А.К. Марковой [11], С.Д. Смирнова [15], В.А. Сластенина [14] и др., практика отечественного образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме подготовки специалистов к профессиональной деятельности. Дадим краткую характеристику ключевым понятиям нашего исследования. Подготовка–это процесс овладения знаниями, умениями, навыками, ориентация на управленческую творческую деятельность с учетом специфики будущей профессии.
В.А. Сластенин под профессиональной подготовкойпонимает овладение будущим специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков, ориентированных на заказ общества и государства; целью и результатом этой работы является воспитание квалифицированного профессионала, подготовленного к включению в стабильную производственную среду, требующую определенных знаний, умений и навыков [14]. Понятие ©профессиональная подготовкаª выводит нас на понятие ©профессиональная компетентностьª. Исследованиям компетентности выпускников вузов посвящены работы В.И. Байденко, И.А. Гетманской, А.А. Дорофеева, Э. Зеера, И.А. Зимней, О.Г. Ларионовой, А.В. Хуторского и многих других. Основы развития профессионально важных качеств личности специалиста были рассмотрены в работах Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина и других.Многие исследователи (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторскойидр.) понимают компетентность как овладение соответствующей компетенцией –заранее заданным требованием к подготовке, необходимой для эффективной профессиональной деятельности. Мы вслед за Н.С. Шкитиной рассматриваем профессиональную компетентностькак ©интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социальнонравственную позицию личностиª [19, с. 43].Готовность как результат подготовки студентов к профессиональной деятельности является сложным личностным образованием, которое не возникает само собой, оно требует целенаправленных педагогических воздействий по ее формированию. В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Д.Ф. Ильясова [4], в его исследовании ©готовностьª выступает результатом ©подготовкиª в профессиональной деятельности. В.А. Сластенина [14] трактует готовностькак совокупность качеств личности, обеспечивающих ей успешность в выполнении профессиональнопедагогических функций. А в работах Н.М. Яковлевой [20] рассматривается готовностьк творческой воспитательной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Исходя из исследований Д.Н. Узнадзе [17], А.Г. Асмолова [2] и др., к основам педагогической готовности следует отнести:потребности как форма мотива, установки, движущей силы развития; способности, выступающие в форме творческих способностей, задатков, развития личностных моторных функций; знания и умения в области управления и деятельности как профессиональные ценности терминального иинструментального характера;ориентации на ценности профессиональной деятельности, выступающие как установка на профессиональную подготовку специалиста;педагогические ситуации, обеспечивающие удовлетворение потребности формирования готовности, исходя из методического мастерства, методического обеспечения педагогического процесса.Готовность выступает в двух аспектах: как готовность к созидательному, творческому труду (управлению коллективом) и как готовность к развитию творческих способностей (как собственных, так и других людей). В этом смысле мы солидарны с З.С.Левчук [8], рассматривающей педагогическое творчествокак интегративное качество, определяющее высокий уровень профессионального мастерства и обусловливающее потребность постоянно совершенствовать и изменять условия, методы учебной деятельности и средства педагогического воздействия в зависимости от специфики образовательного процесса. Одной из эффективных форм формирования и развития профессиональной компетентности, позволяющей использовать комплекс активных методов и технологий обучения, являются, студенческие олимпиады.
В настоящее время имеется достаточно большое количество работ, посвященных предметным олимпиадам (С.Д. Абдурахманов, Т.М. Адамович, Г.И. Васильева, Р.Г. Иванова, В.Г. Разумовский, А.П. Савин, И.П. Середа и др.); олимпиадному движению в вузах (Т.Б. Алексеева, Э.В. Балакирева, В.И. Вышнепольский, Е.С. ЗаирБек, А.И. Попов, Н.П. Пучков, С.А.Репин и др.). Существенный вклад в становление и развитие олимпиадного движения, в разработку методик организации и проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как П.С. Александров, Л.Д. Глейзер, В.Ф. Каган, А.Н. Колмогоров, А.И. Маркушевич, В.И. Смирнов, С.Л. Соболев и др.Анализ научных исследований позволил нам выделить вопросы, которые изучались в этот период: понимание сущности понятий олимпиада, олимпиадное движение; теоретикометодологические аспекты подготовки будущих специалистов; содержание и методическое обеспечение олимпиад; вопросы развития олимпиадного движения; –историкопедагогический аспект подготовки педагогов к профессиональной деятельности средствами олимпиад; развитие педагогических качеств в процессе подготовки к олимпиадам; студенческая олимпиада как способ формирования профессиональных компетенций и т.д. Охарактеризуем понятие ©олимпиадаª, ©олимпиадное движениеª. Впедагогической литературе нет однозначного толкования подобного типа интеллектуальных соревнований. Исходя из исследований О.Н. Макаровой [9], О.Ю. Корсуновой [6] олимпиада трактуется как:©профессиональноориентированной олимпиады –это организационная форма осуществления краткосрочного во времени состязания студентов, требующая от участников высокой степени отдачи интеллектуальных сил, демонстрации знаний, умений, навыков в предметных областях, личностных качеств, соответствующих их специальности, а также оперативного решения профессиональнопедагогических задач на творческой основе, предполагающая длительную подготовку и постолимпиадную рефлексиюª (О.Н. Макарова);©интеллектуальнотворческая ученическая олимпиада есть интегративная форма диагностики и стимулирования творческого развития учащихся в образовательном процессе (О.Ю. Корсунова);©дистанционная профессиональноориентированная олимпиада –организационная форма осуществления краткосрочного во времени состязания студентов, проводимого посредством информационных и коммуникационных технологий, требующая от участников высокой степени отдачи интеллектуальных сил, демонстрации личностных качеств, знаний, умений, навыков в предметных областях, соответствующих их специальности (профилю), а также оперативного решения профессиональнопедагогических задач на творческой основе, предполагающая длительную подготовку и постолимпиадную рефлексию (О.Н. Макарова). Исходя из вышеизложенного, представим наше понимание педагогической олимпиады –это форма подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов, способствующая развитию компетенций и стимулирующая их творческий потенциал. Олимпиадное движение –это полигон для рождения новых педагогических технологий, условие критического пересмотра существующих педагогических теорий и типов образования[16].Мы берем во внимание исследованиеГ.И. Алексеева ©Из истории становления и развития математических олимпиадª [1], в которой выделяются проблемы, требующие решения. Так, например, выпуск специальной научнопознавательной, методической литературы по олимпиадному движению; активное развитие новых форм проведения олимпиад с использованием информационных и коммуникационных технологий; организация в педагогических вузах спецкурса по олимпиадному движению для студентов.Существенное значение имеет работа О.Н. Макаровой [10], которая обращает внимание на то, что олимпиады интегрируют знания, умения, опыт в личностные качества будущего учителя. В работе ©Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессиональноориентированных олимпиадª [там же] она обосновала модель подготовки и участия будущих учителей в профессиональноориентированных олимпиадах в рамках образовательного процесса педагогического вуза. Ее заслуга в том, что она выявила и описала функции профессиональноориентированных олимпиад, обосновала особенности студенческих интеллектуальных состязаний и виды олимпиад. Цель исследования О.Н. Шамайло [18] –добиться существенного улучшения результатов математических олимпиад путём организации соответствующей подготовки студентов, а через него повышения интеллектуального развитияи математической подготовки студентов технических вузов.Е.М. Рогожина [13] посвящает свое диссертационное исследование методике организации олимпиады по педагогике в военном вузе внутренних войск МВД России. В отличие от известных работ, связанных с изучением развития олимпиадного движения в военных вузах, в данном исследовании: акцентируется внимание на усиление практикоориентированности педагогических знаний будущих офицеров в процессе подготовки и проведения олимпиады по педагогике; анализируются возможности предупреждения образовательной депривации в условиях военного вуза внутренних войск МВД России.Интерес представляет разработанный алгоритм решения олимпиадных задач по педагогике, включающего последовательность шагов: изучение проблемной ситуации –формулировкапроблемы –постановказадачи –определениецели (ожидаемого результата) –выборкритериев –переборразных вариантов решений –определениеоптимальных условий решения задачи –выборрешения задачи –разработка действий для достижения цели. В докторском исследовании Б.С. Кирьякова ©Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физикеª [5] представлена статистическая педагогическая модель интеллектуального испытания школьников на физической олимпиаде.Среди различных форм профессиональной ориентации Э.В. Балакирева [3] в работе ©Профессиологические основы педагогического образованияªвыделяет Герценовскую педагогическую олимпиаду ©Первый успехª для старшеклассников, главной идеей которой, было созданиеусловий для самовыражения школьников. Олимпиада ©Первый успехª являлась начальным звеном, первым этапом на пути восхождения к педагогическому мастерству через серию взаимосвязанных, усложняющихся от этапа к этапу конкурсов профессиональных и личностных достижений ее участников: старшеклассников –студентовмагистрантов [12]. Научная новизна исследования О.Ю. Корсуновой [6] заключается в том, что: показана специфика интеллектуальнотворческой ученической олимпиады как образовательной формы, направленной натворческое развитие учащихся.Соревнование рассматривается как источник развития, самообразования и самовоспитания участников. Она доказывает результативность применения интеллектуальнотворческих ученических олимпиад как формы образования, предназначенной для широкого контингента учащихся (не только одаренных).Все авторы единодушно признают олимпиады важным средством повышения интеллектуального уровня учащихся.Олимпиада –это образовательный процесс, участниками которого являются как студенты, так и преподаватели, и администрация учебных заведений. Олимпиада –одна из эффективных форм для формирования и развития профессиональных компетенций. Они являются одним из видов научноисследовательской работы, формой профессиональнотворческой деятельности студентов. Таким образом, студенческие олимпиады по педагогике являются одним из средств активизации творческого потенциала студентов, развития научноисследовательской, организационнопедагогической деятельности, пропаганды педагогических и психологических знаний.Основными целями и задачами являются: выявление наиболее талантливой педагогическиориентированной творческой молодежи; расширение профессиональнопедагогической эрудиции и поля возможностей самореализации творческого потенциала студентов; расширение информационнообразовательного, социокультурного пространства студентов для решения личностнопрофессиональных задач; усиление значимости профессионального педагогического образования и профессии, поднятие престижа предмета педагогики.Предметная олимпиадастудентов способствует формированию мотивации к учению, повышению познавательной активности, развитию творческих способностей. Кроме того, применение олимпиад в учебном процессе значительно повышает качество образования и открывает широкие познавательные возможности, определяемые вариативностью и интерактивностью данной формы обучения. ©Олимпиада по педагогике всегда вскрывает актуальные проблемы общества, образования и воспитания, ориентирует на педагогику будущего. Особенно радует то, что к уже установившимся и зарекомендовавшим себя конкурсам появляются новые, ориентированные на творческий потенциал личности. Олимпиада служит стимулом для личностного и профессионального роста, осознания себя в профессии и умения найти свое место в жизниª [16, c. 106].Участники олимпиады –это особая когорта российского студенчества будущие замечательные специалисты, любящие свое дело. Это демократически настроенный молодой человек, стремящийся к знаниям, охотно участвующий в дискуссиях, умеющий вести полемику, слушать другого, уважает чужое мнение, хорошо знающий проблемы страны, имеющий чувство собственного достоинства. Для конкурсантов олимпиада –это ступень к мастерству, это самореализация, самоактуализация. Традиционными стали олимпиады по педагогике и психологии (зав. кафедрой педагогики и психологии Р.А. Литвак) в Челябинской государственной академии культуры и искусств. В последние годы в числе конкурсов: ©Педагогическое красноречие: ©Каждый ребенок талантлив посвоему…ª; ©Презентация социальных (досуговых) проектов по теме ©На радость детям!ª;педагогическая импровизация ©Я –организатор праздниковª; конкурс сочиненийэссе ©Самый детский день в годуª и т.д. Особенностью олимпиады по педагогике и психологии (декабрь 2014 г.) было то, что аспиранты в рамках олимпиады организовали круглый стол ©История педагогики в лицахª (зав. асп. Е.В. Швачко), а студенты в составе ©агитбригадыª организовали творческие выступления на тему ©Педагогиноваторыª для студентов академии. В рамках олимпиады прошли так же ©Аудиторные обсуждения по темам: 1)Личность. Образование. Общество; 2) Инновации в образовании; 3) Ценностные ориентации и др.Самым запоминающимся, по мнению конкурсантов, был конкурс ©Защита педагогических проектовª. Студентам было предложено две темы: ©Молодежь в искусствеª, ©Я –педагог будущегоª.Цель конкурса: 1) расширить технологическое поле будущего специалиста посредством технологии моделирования и проектирования, исследовательской деятельности и др.; 2) способствовать повышению его профессиональной, исследовательской культуры, предполагающей осмысление проблем молодежи, профессиональной деятельности.Участникам олимпиады была предложена ©анкета обратной связиª. Ответы участников: олимпиада былапозитивной, интересной –98,8%; актуальной –100%; ценной –100 %; содержательной –98, 7 %; стрессовой –4%; сложной –70%. Сложным, по мнению студентов, был теоретический конкурс, не менее важным –©Рецензирование научной статьи по педагогике и психологииª. ©Теоретический конкурс привлекает тем, что в нем всегда —самые актуальные проблемы педагогической теории и практики, задания на способность педагогически, творчески мыслить. Хорошо, что практически все конкурсы направлены на решение педагогических задач здесь и сейчас, без предварительной специальной подготовкиª [16, с.107].Несомненно, олимпиадыспособствуют совершенствованию профессиональных умений, позволяют оценивать уровень творческого потенциала, а так же обеспечивают высокий уровень усвоения студентами учебного материала, повышает качество образования и создает условия для того, чтобы подготовить конкурентоспособную, мобильную личность к профессиональной деятельности. Олимпиада является средством личностного развития студентов и преподавателей.
Ссылки на источники1.Алексеева, Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. –Якутск, 2002. –144 с.2.Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихол. анализа: учебник для вузов [Текст] / А. Г. Асмолов. Ред. В. М. Константинов. –Москва: Смысл, 2001. –415 с.3.Балакирева, Э.В. Профессиологические основы педагогического образования [Текст]: автореф. дис. ...дра. пед. наук. –СанктПетербург, 2008. –44 с.4.Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. специальностей и рук. образоват. учреждений [Текст] / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. –Москва. : ВЛАДОС, 2004. –343 с.5.Кирьяков, Б.С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физике [Текст]: дис. ... дра пед. наук. –Рязань,
2002. –339 с.6.Корсунова, О.Ю. Педагогические условия организации интеллектуальнотворческих ученических олимпиад [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. –Москва, 2003. –170 c. 7.Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. –Л.: Издво ЛГУ, 1970. –114 с.8.Левчук, З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук. Минск, 1992. –19 с.9.Макарова, О.Н. Дистанционные олимпиады как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей информатики [Текст] // Научный электронный архив. URL:http://econf.rae.ru/article/4936(дата обращения: 14.03.2015).10.Макарова, О.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессиональноориентированных олимпиад [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. –Барнаул, 2012. –196 с.11.Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. –Москва: Просвещение, 1993. –193 с.12.Олимпиада аспирантов по педагогическим наукам ©Научное творчествоª: 8 лет совместного поиска. Информационноаналитические материалы. –СанктПетербург, 2014. –37 с. 13.Рогожкина, Е.М. Методика организации олимпиады по педагогике в военном вузе внутренних войск МВД России [Текст]: автореф. канд. пед. наук. – СанктПетербург, 2012 –23 с.14.
Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зав.едений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. –Москва: ШколаПресс, 1997. –512 с. 15.
Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрация [Текст] / В. И. Смирнов. –Москва: Пед. обво России, 2000. –416 с. 16.Тулькибаева, Н.Н. Подготовка студентов к организации и проведению педагогических олимпиад: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Тулькибаева, И.А. Кондратьева, Г.Я. Гревцева, –Челябинск, 2011. –126 с.17.Узнадзе, Д.Н. Теория установки [Текст] / Д. Н. Узнадзе. –М.; Воронеж: МОДЭК, 1997. –448 с.18.Шамайло, О.Н. Методическая система подготовки к математическим олимпиадам в техническом вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. –Астрахань, 2009. –205 с.19.Шкитина, Н.С. Эмпатийнопартисипативная подготовка будущего учителя: монография [Текст] / Н.С. Шкитина. –Челябинск: издво Челяб. гос. пед. унта, 2008. –134 с.20.Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовкибудущего учителя к творческому решениювоспитательных задач [Текст]: дис. …. докт. пед. наук. Челябинск, 1992. –403 с.
Педагогическая олимпиада как средство подготовки будущих специалистов
к профессиональной деятельности
Аннотация.В статье кратко представлена история олимпиадного движения. Охарактеризованы основные понятия. Раскрыто значение педагогической олимпиады в процессе подготовкибудущих специалистов к профессиональной деятельности, выявлены ее особенности и функции. Проанализированы активные методы и технологии, используемые в процессе проведения олимпиады.Ключевые слова: подготовка, профессиональная подготовка, деятельность, компетентность, профессиональная компетентность, готовность, педагогическое творчество, олимпиада, олимпиадное движение,профессиональноориентированная олимпиада.
Проблема определения путей повышения эффективности подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности является актуальной в связи с тенденциями развития системы высшего профессионального образования в России. Будущий специалист должен быть вооружен такими знаниями и умениями, которые обладают свойствами гибкости, прочности, глубины; иметь широкий кругозор; он должен быть готов к профессиональной деятельности в различных типах образовательных учреждений, в том числе в системе дополнительного образования.Анализ педагогических исследований Н.В. Кузьминой [7], А.К. Марковой [11], С.Д. Смирнова [15], В.А. Сластенина [14] и др., практика отечественного образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме подготовки специалистов к профессиональной деятельности. Дадим краткую характеристику ключевым понятиям нашего исследования. Подготовка–это процесс овладения знаниями, умениями, навыками, ориентация на управленческую творческую деятельность с учетом специфики будущей профессии.
В.А. Сластенин под профессиональной подготовкойпонимает овладение будущим специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков, ориентированных на заказ общества и государства; целью и результатом этой работы является воспитание квалифицированного профессионала, подготовленного к включению в стабильную производственную среду, требующую определенных знаний, умений и навыков [14]. Понятие ©профессиональная подготовкаª выводит нас на понятие ©профессиональная компетентностьª. Исследованиям компетентности выпускников вузов посвящены работы В.И. Байденко, И.А. Гетманской, А.А. Дорофеева, Э. Зеера, И.А. Зимней, О.Г. Ларионовой, А.В. Хуторского и многих других. Основы развития профессионально важных качеств личности специалиста были рассмотрены в работах Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина и других.Многие исследователи (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторскойидр.) понимают компетентность как овладение соответствующей компетенцией –заранее заданным требованием к подготовке, необходимой для эффективной профессиональной деятельности. Мы вслед за Н.С. Шкитиной рассматриваем профессиональную компетентностькак ©интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социальнонравственную позицию личностиª [19, с. 43].Готовность как результат подготовки студентов к профессиональной деятельности является сложным личностным образованием, которое не возникает само собой, оно требует целенаправленных педагогических воздействий по ее формированию. В нашем исследовании мы придерживаемся позиции Д.Ф. Ильясова [4], в его исследовании ©готовностьª выступает результатом ©подготовкиª в профессиональной деятельности. В.А. Сластенина [14] трактует готовностькак совокупность качеств личности, обеспечивающих ей успешность в выполнении профессиональнопедагогических функций. А в работах Н.М. Яковлевой [20] рассматривается готовностьк творческой воспитательной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Исходя из исследований Д.Н. Узнадзе [17], А.Г. Асмолова [2] и др., к основам педагогической готовности следует отнести:потребности как форма мотива, установки, движущей силы развития; способности, выступающие в форме творческих способностей, задатков, развития личностных моторных функций; знания и умения в области управления и деятельности как профессиональные ценности терминального иинструментального характера;ориентации на ценности профессиональной деятельности, выступающие как установка на профессиональную подготовку специалиста;педагогические ситуации, обеспечивающие удовлетворение потребности формирования готовности, исходя из методического мастерства, методического обеспечения педагогического процесса.Готовность выступает в двух аспектах: как готовность к созидательному, творческому труду (управлению коллективом) и как готовность к развитию творческих способностей (как собственных, так и других людей). В этом смысле мы солидарны с З.С.Левчук [8], рассматривающей педагогическое творчествокак интегративное качество, определяющее высокий уровень профессионального мастерства и обусловливающее потребность постоянно совершенствовать и изменять условия, методы учебной деятельности и средства педагогического воздействия в зависимости от специфики образовательного процесса. Одной из эффективных форм формирования и развития профессиональной компетентности, позволяющей использовать комплекс активных методов и технологий обучения, являются, студенческие олимпиады.
В настоящее время имеется достаточно большое количество работ, посвященных предметным олимпиадам (С.Д. Абдурахманов, Т.М. Адамович, Г.И. Васильева, Р.Г. Иванова, В.Г. Разумовский, А.П. Савин, И.П. Середа и др.); олимпиадному движению в вузах (Т.Б. Алексеева, Э.В. Балакирева, В.И. Вышнепольский, Е.С. ЗаирБек, А.И. Попов, Н.П. Пучков, С.А.Репин и др.). Существенный вклад в становление и развитие олимпиадного движения, в разработку методик организации и проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как П.С. Александров, Л.Д. Глейзер, В.Ф. Каган, А.Н. Колмогоров, А.И. Маркушевич, В.И. Смирнов, С.Л. Соболев и др.Анализ научных исследований позволил нам выделить вопросы, которые изучались в этот период: понимание сущности понятий олимпиада, олимпиадное движение; теоретикометодологические аспекты подготовки будущих специалистов; содержание и методическое обеспечение олимпиад; вопросы развития олимпиадного движения; –историкопедагогический аспект подготовки педагогов к профессиональной деятельности средствами олимпиад; развитие педагогических качеств в процессе подготовки к олимпиадам; студенческая олимпиада как способ формирования профессиональных компетенций и т.д. Охарактеризуем понятие ©олимпиадаª, ©олимпиадное движениеª. Впедагогической литературе нет однозначного толкования подобного типа интеллектуальных соревнований. Исходя из исследований О.Н. Макаровой [9], О.Ю. Корсуновой [6] олимпиада трактуется как:©профессиональноориентированной олимпиады –это организационная форма осуществления краткосрочного во времени состязания студентов, требующая от участников высокой степени отдачи интеллектуальных сил, демонстрации знаний, умений, навыков в предметных областях, личностных качеств, соответствующих их специальности, а также оперативного решения профессиональнопедагогических задач на творческой основе, предполагающая длительную подготовку и постолимпиадную рефлексиюª (О.Н. Макарова);©интеллектуальнотворческая ученическая олимпиада есть интегративная форма диагностики и стимулирования творческого развития учащихся в образовательном процессе (О.Ю. Корсунова);©дистанционная профессиональноориентированная олимпиада –организационная форма осуществления краткосрочного во времени состязания студентов, проводимого посредством информационных и коммуникационных технологий, требующая от участников высокой степени отдачи интеллектуальных сил, демонстрации личностных качеств, знаний, умений, навыков в предметных областях, соответствующих их специальности (профилю), а также оперативного решения профессиональнопедагогических задач на творческой основе, предполагающая длительную подготовку и постолимпиадную рефлексию (О.Н. Макарова). Исходя из вышеизложенного, представим наше понимание педагогической олимпиады –это форма подготовки к профессиональной деятельности будущих специалистов, способствующая развитию компетенций и стимулирующая их творческий потенциал. Олимпиадное движение –это полигон для рождения новых педагогических технологий, условие критического пересмотра существующих педагогических теорий и типов образования[16].Мы берем во внимание исследованиеГ.И. Алексеева ©Из истории становления и развития математических олимпиадª [1], в которой выделяются проблемы, требующие решения. Так, например, выпуск специальной научнопознавательной, методической литературы по олимпиадному движению; активное развитие новых форм проведения олимпиад с использованием информационных и коммуникационных технологий; организация в педагогических вузах спецкурса по олимпиадному движению для студентов.Существенное значение имеет работа О.Н. Макаровой [10], которая обращает внимание на то, что олимпиады интегрируют знания, умения, опыт в личностные качества будущего учителя. В работе ©Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессиональноориентированных олимпиадª [там же] она обосновала модель подготовки и участия будущих учителей в профессиональноориентированных олимпиадах в рамках образовательного процесса педагогического вуза. Ее заслуга в том, что она выявила и описала функции профессиональноориентированных олимпиад, обосновала особенности студенческих интеллектуальных состязаний и виды олимпиад. Цель исследования О.Н. Шамайло [18] –добиться существенного улучшения результатов математических олимпиад путём организации соответствующей подготовки студентов, а через него повышения интеллектуального развитияи математической подготовки студентов технических вузов.Е.М. Рогожина [13] посвящает свое диссертационное исследование методике организации олимпиады по педагогике в военном вузе внутренних войск МВД России. В отличие от известных работ, связанных с изучением развития олимпиадного движения в военных вузах, в данном исследовании: акцентируется внимание на усиление практикоориентированности педагогических знаний будущих офицеров в процессе подготовки и проведения олимпиады по педагогике; анализируются возможности предупреждения образовательной депривации в условиях военного вуза внутренних войск МВД России.Интерес представляет разработанный алгоритм решения олимпиадных задач по педагогике, включающего последовательность шагов: изучение проблемной ситуации –формулировкапроблемы –постановказадачи –определениецели (ожидаемого результата) –выборкритериев –переборразных вариантов решений –определениеоптимальных условий решения задачи –выборрешения задачи –разработка действий для достижения цели. В докторском исследовании Б.С. Кирьякова ©Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физикеª [5] представлена статистическая педагогическая модель интеллектуального испытания школьников на физической олимпиаде.Среди различных форм профессиональной ориентации Э.В. Балакирева [3] в работе ©Профессиологические основы педагогического образованияªвыделяет Герценовскую педагогическую олимпиаду ©Первый успехª для старшеклассников, главной идеей которой, было созданиеусловий для самовыражения школьников. Олимпиада ©Первый успехª являлась начальным звеном, первым этапом на пути восхождения к педагогическому мастерству через серию взаимосвязанных, усложняющихся от этапа к этапу конкурсов профессиональных и личностных достижений ее участников: старшеклассников –студентовмагистрантов [12]. Научная новизна исследования О.Ю. Корсуновой [6] заключается в том, что: показана специфика интеллектуальнотворческой ученической олимпиады как образовательной формы, направленной натворческое развитие учащихся.Соревнование рассматривается как источник развития, самообразования и самовоспитания участников. Она доказывает результативность применения интеллектуальнотворческих ученических олимпиад как формы образования, предназначенной для широкого контингента учащихся (не только одаренных).Все авторы единодушно признают олимпиады важным средством повышения интеллектуального уровня учащихся.Олимпиада –это образовательный процесс, участниками которого являются как студенты, так и преподаватели, и администрация учебных заведений. Олимпиада –одна из эффективных форм для формирования и развития профессиональных компетенций. Они являются одним из видов научноисследовательской работы, формой профессиональнотворческой деятельности студентов. Таким образом, студенческие олимпиады по педагогике являются одним из средств активизации творческого потенциала студентов, развития научноисследовательской, организационнопедагогической деятельности, пропаганды педагогических и психологических знаний.Основными целями и задачами являются: выявление наиболее талантливой педагогическиориентированной творческой молодежи; расширение профессиональнопедагогической эрудиции и поля возможностей самореализации творческого потенциала студентов; расширение информационнообразовательного, социокультурного пространства студентов для решения личностнопрофессиональных задач; усиление значимости профессионального педагогического образования и профессии, поднятие престижа предмета педагогики.Предметная олимпиадастудентов способствует формированию мотивации к учению, повышению познавательной активности, развитию творческих способностей. Кроме того, применение олимпиад в учебном процессе значительно повышает качество образования и открывает широкие познавательные возможности, определяемые вариативностью и интерактивностью данной формы обучения. ©Олимпиада по педагогике всегда вскрывает актуальные проблемы общества, образования и воспитания, ориентирует на педагогику будущего. Особенно радует то, что к уже установившимся и зарекомендовавшим себя конкурсам появляются новые, ориентированные на творческий потенциал личности. Олимпиада служит стимулом для личностного и профессионального роста, осознания себя в профессии и умения найти свое место в жизниª [16, c. 106].Участники олимпиады –это особая когорта российского студенчества будущие замечательные специалисты, любящие свое дело. Это демократически настроенный молодой человек, стремящийся к знаниям, охотно участвующий в дискуссиях, умеющий вести полемику, слушать другого, уважает чужое мнение, хорошо знающий проблемы страны, имеющий чувство собственного достоинства. Для конкурсантов олимпиада –это ступень к мастерству, это самореализация, самоактуализация. Традиционными стали олимпиады по педагогике и психологии (зав. кафедрой педагогики и психологии Р.А. Литвак) в Челябинской государственной академии культуры и искусств. В последние годы в числе конкурсов: ©Педагогическое красноречие: ©Каждый ребенок талантлив посвоему…ª; ©Презентация социальных (досуговых) проектов по теме ©На радость детям!ª;педагогическая импровизация ©Я –организатор праздниковª; конкурс сочиненийэссе ©Самый детский день в годуª и т.д. Особенностью олимпиады по педагогике и психологии (декабрь 2014 г.) было то, что аспиранты в рамках олимпиады организовали круглый стол ©История педагогики в лицахª (зав. асп. Е.В. Швачко), а студенты в составе ©агитбригадыª организовали творческие выступления на тему ©Педагогиноваторыª для студентов академии. В рамках олимпиады прошли так же ©Аудиторные обсуждения по темам: 1)Личность. Образование. Общество; 2) Инновации в образовании; 3) Ценностные ориентации и др.Самым запоминающимся, по мнению конкурсантов, был конкурс ©Защита педагогических проектовª. Студентам было предложено две темы: ©Молодежь в искусствеª, ©Я –педагог будущегоª.Цель конкурса: 1) расширить технологическое поле будущего специалиста посредством технологии моделирования и проектирования, исследовательской деятельности и др.; 2) способствовать повышению его профессиональной, исследовательской культуры, предполагающей осмысление проблем молодежи, профессиональной деятельности.Участникам олимпиады была предложена ©анкета обратной связиª. Ответы участников: олимпиада былапозитивной, интересной –98,8%; актуальной –100%; ценной –100 %; содержательной –98, 7 %; стрессовой –4%; сложной –70%. Сложным, по мнению студентов, был теоретический конкурс, не менее важным –©Рецензирование научной статьи по педагогике и психологииª. ©Теоретический конкурс привлекает тем, что в нем всегда —самые актуальные проблемы педагогической теории и практики, задания на способность педагогически, творчески мыслить. Хорошо, что практически все конкурсы направлены на решение педагогических задач здесь и сейчас, без предварительной специальной подготовкиª [16, с.107].Несомненно, олимпиадыспособствуют совершенствованию профессиональных умений, позволяют оценивать уровень творческого потенциала, а так же обеспечивают высокий уровень усвоения студентами учебного материала, повышает качество образования и создает условия для того, чтобы подготовить конкурентоспособную, мобильную личность к профессиональной деятельности. Олимпиада является средством личностного развития студентов и преподавателей.
Ссылки на источники1.Алексеева, Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. –Якутск, 2002. –144 с.2.Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихол. анализа: учебник для вузов [Текст] / А. Г. Асмолов. Ред. В. М. Константинов. –Москва: Смысл, 2001. –415 с.3.Балакирева, Э.В. Профессиологические основы педагогического образования [Текст]: автореф. дис. ...дра. пед. наук. –СанктПетербург, 2008. –44 с.4.Ильясов, Д. Ф. Теория управления образованием: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. специальностей и рук. образоват. учреждений [Текст] / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. –Москва. : ВЛАДОС, 2004. –343 с.5.Кирьяков, Б.С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физике [Текст]: дис. ... дра пед. наук. –Рязань,
2002. –339 с.6.Корсунова, О.Ю. Педагогические условия организации интеллектуальнотворческих ученических олимпиад [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. –Москва, 2003. –170 c. 7.Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. –Л.: Издво ЛГУ, 1970. –114 с.8.Левчук, З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук. Минск, 1992. –19 с.9.Макарова, О.Н. Дистанционные олимпиады как средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей информатики [Текст] // Научный электронный архив. URL:http://econf.rae.ru/article/4936(дата обращения: 14.03.2015).10.Макарова, О.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессиональноориентированных олимпиад [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. –Барнаул, 2012. –196 с.11.Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. –Москва: Просвещение, 1993. –193 с.12.Олимпиада аспирантов по педагогическим наукам ©Научное творчествоª: 8 лет совместного поиска. Информационноаналитические материалы. –СанктПетербург, 2014. –37 с. 13.Рогожкина, Е.М. Методика организации олимпиады по педагогике в военном вузе внутренних войск МВД России [Текст]: автореф. канд. пед. наук. – СанктПетербург, 2012 –23 с.14.
Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зав.едений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. –Москва: ШколаПресс, 1997. –512 с. 15.
Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрация [Текст] / В. И. Смирнов. –Москва: Пед. обво России, 2000. –416 с. 16.Тулькибаева, Н.Н. Подготовка студентов к организации и проведению педагогических олимпиад: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Тулькибаева, И.А. Кондратьева, Г.Я. Гревцева, –Челябинск, 2011. –126 с.17.Узнадзе, Д.Н. Теория установки [Текст] / Д. Н. Узнадзе. –М.; Воронеж: МОДЭК, 1997. –448 с.18.Шамайло, О.Н. Методическая система подготовки к математическим олимпиадам в техническом вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. –Астрахань, 2009. –205 с.19.Шкитина, Н.С. Эмпатийнопартисипативная подготовка будущего учителя: монография [Текст] / Н.С. Шкитина. –Челябинск: издво Челяб. гос. пед. унта, 2008. –134 с.20.Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовкибудущего учителя к творческому решениювоспитательных задач [Текст]: дис. …. докт. пед. наук. Челябинск, 1992. –403 с.