Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье проанализирован процесс профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на основе компетентностного подхода. Дана характеристика компетенций, на формирование которых направлен учебный процесс в рамках направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная деятельность, будущие социальные педагоги. 

Осуществляющаяся в современных условиях модернизация высшего образования выражается и в переориентации подготовки будущих специалистов на формирование у них соответствующих компетенций как результата обучения. Изменения целей профессионального образования, которые соотносятся с глобальной задачей обеспечения быстрого вхождения бывшего студента в социальный и профессиональный мир, его продуктивной адаптации в них, обусловили новую парадигму профессионального образования – формирование профессиональной компетентности выпускника высшего учебного заведения. В частности, реализация Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) соответствующего направления опирается на компетентностный подход к подготовке специалистов. Содержащиеся в стандарте требования к  результатам освоения образовательных программ сформулированы в виде компетенций, среди которых выделены общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-прикладные, причём последние два вида непосредственно отражают особенности видов профессиональной деятельности. Таким образом, компетентностный подход становится основой построения системы высшего образования.

Сущность данного подхода, особенности его ключевых понятий являются предметом активных дискуссий современности. Так, обоснованию и содержательному его наполнению посвящены работы В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Ю.Г. Татуры, А.В.Хуторского, достаточно активно обсуждаются проблемы соотношения знаний, умений, навыков и компетенций, основания для классификации компетенций, проблематика их формирования, особенности соотношения компетенций и компетентности.  Следовательно, характеристика основных положений компетентностного подхода и их методическая интерпретация в контексте совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов является достаточно актуальной.

Как отмечает Г. Селевко, единодушного подхода к пониманию понятия «компетентностный подход в образовании» не существует до сих пор. По его мнению компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы от подавляющей трансляции знаний и формирования навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивости жизнедеятельности в условиях современного многофакторного пространства [1]. Но существуют и другие представления, например, компетентностный подход – это особенности обучения на основе компетентности: обучение сконцентрировано на выходных результатах, а не на входных данных; учитывается преимущественно способность выполнения практических задач, но также учитываются и знания; обучение в производственных условиях (по крайней мере часть обучения происходит на рабочем месте в условиях производства); или – компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а его умение решать проблемы.

Дж. Равеном отмечается необходимость применения компетентностного подхода в образовании в следующих целях: для управления индивидуализированными учебными программами, ориентированными на развитие основных компетенций учащихся; для предоставления возможности учащимся проявлять свои специфические таланты, наблюдать за их становлением в процессе развития и получать признание своих талантов и достижений; для получения учителями признания своих достижений при изучении и оценке их педагогической деятельности; для планирования таких исследований, которые бы стимулировали руководство на поиск путей улучшения образовательных программ и образовательной политики в целом; для проведения эффективной политики в области трудовых ресурсов, основанной на более тонких процедурах профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшего профессионального роста специалистов, а также осуществление такой политики в области подбора кадров, которая позволила отклонить неспособных специалистов [2].

Осознание компетентностного подхода в определенной степени зависит от понимания сущности и содержания понятий «компетенция» и «компетентность», которые заимствованы из зарубежной педагогической литературы и для отечественной педагогики являются относительно новыми, и поэтому встречаются различные их толкования и понимания.

На основе анализа работ ученых установлено, что в психолого-педагогической науке существует значительное количество определений понятия «компетентность». В широком смысле оно означает степень зрелости человека, совершенное знание им своего дела, суть выполняемой работы, в узком – рассматривается как мера включенности человека в деятельность и ценностное отношение к ней. Как отмечает В. Байденко, «компетенция выступает новым тип целеполагания» [3]. Дж. Равен отмечает, что компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающей узкоспециальные знания, предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [2]. По мнению А. Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которые задаются по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности. Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [4]. С. Шишов и В. Кальней считают, что компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению, это способность мобилизовать знания, умения, поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности [5].

Обобщающий анализ определенных аспектов компетентности будущих специалистов, позволяет сделать вывод, что большинство ученых под компетентностью понимают интегративные качества личности, которые проявляются в общей способности и готовности к будущей педагогической деятельности, основанные на знаниях, опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации, и ориентированы на саморазвитие.

Общей идеей компетентностного подхода является компетентно ориентированное образование, направленное на комплексное усвоение знаний и способов практической деятельности, благодаря которым человек успешно реализует себя в разных отраслях своей жизнедеятельности. Именно поэтому в содержании образования в рамках компетентностного подхода усиливаются практический, межпредметные, прикладной аспекты образования. Это достигается главным образом, не за счет введения новых дисциплин, увеличение объемов времени на их изучение, а переориентацией их содержания на деятельностный тип содержания обучения от «декларативных» знаний (знать, что) в процедурных (знать, как) и ценностно смысловых знаний (знать, зачем и почему) [6, с. 83].

Компетенция как системное новообразование не может возникнуть одномоментно. Необходима длительная работа не только педагога, но и обучающегося, связанные не просто с применением знаний на практике, но с преодолением внешних и внутренних барьеров, с осознанием своих особенностей и как личности, и как субъекта профессиональной деятельности. Можно сказать, что формирование компетентности специалиста – это прежде всего субъектное присвоение, интериоризация наглядного знания, переход его в знания личностное, «встроенное» в профессиональное мышление. Причем эти знания должны иметь личностный смысл для будущего социального педагога. Как правило, такой смысл находится в процессе целенаправленной практической деятельности по личностному саморазвитию в результате взаимодействия с культурой в широком смысле (как самом широком пространстве человеческих смыслов деятельности и жизни), ее отдельными элементами (например, изучение какого-либо предмета), и взаимодействия с социумом (другими людьми). Каждый учебный предмет из блоков профессиональной и предметной подготовки также должен быть нацелен на приобретение знаний, обеспечивающих развитие специальных и базовых компетенций будущих специалистов [7, с.23].

Для реализации подобной стратегии важны непрерывность, преемственность, систематичность и интеграция на всех уровнях образования.

Ю. Сенько считает, что результатом профессиональной подготовки является готовность выпускника высшей педагогической школы к деятельности, а результатом профессионального педагогического образования является профессиональная компетентность. Понятие «компетентность» в широком смысле этого слова означает доскональное знание своего дела, сути работы, которая выполняется, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей.

Как отмечает А. Гура, многоаспектность термина «компетентность» вызывает отсутствие единого, общепринятого понимания понятия «профессиональная компетентность». Причем различные производные позиции относительно сущности компетентности личности становятся основой для появления множества подходов в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке относительно феномена профессиональной компетентности специалиста.

Особенно актуализируется проблема формирования профессиональной компетентности специалистов социальной сферы, поскольку именно они должны быть способны успешно реализовать современные задачи социальной политики, свободно владеть новыми формами и методами социальных и социально-педагогических исследований, умело использовать на практике эффективные технологии практической работы с различными категориями населения. Ю. Галагузова в профессиональной компетентности социального педагога выделяет два аспекта: управленческий и психолого-педагогический. Управленческая компетентность включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) социального педагога, необходимые как для работы с конкретным ребенком, так и для организации социальной помощи и поддержки. Автор подчеркивает, что психолого-педагогическая компетентность формируется знаниями психологии и педагогики и должна иметь достаточно высокий уровень, поскольку в процессе профессиональной деятельности социальному педагогу приходится решать общепсихологические и социально-психологические проблемы [8, с.14].

Проблема качества подготовки будущих социальных педагогов тесно связана со сформированной способностью сознательно оценивать собственные действия и действия объектов социально-педагогической деятельности, продуктивно организовывать деятельность и самостоятельно к ней готовиться. Подготовка социальных педагогов представляет собой целенаправленный, сложный, многогранный процесс, направленный на формирование компетенций, определяемых ФГОС ВО.

По существующим стандартам подготовка социальных педагогов осуществляется в рамках двух направлений «Психолого-педагогическое образование» (присвоение квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр») и «Педагогика и психология девиантного поведения» (присвоение квалификации «специалист»). Анализируя проект ФГОС ВО поколения 3+ направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» обнаруживаем, что сущность социально-педагогической деятельности нашла свое отражение в указанном документе: это и перечень задач по соответствующим видам деятельности, это и состав компетенций как результата образования. В проекте стандарта 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» определены область и объекты профессиональной деятельности, а сама социально-педагогическая деятельность предстает как вид профессиональной деятельности по сопровождению образования, как психолого-педагогическая помощь детям в развитии и социальной адаптации, с соответствующим набором компетенций.

Подготовка на основе компетентностного подхода предполагает создание специальных ситуаций и всесторонние действия, влияющие на формирование и развитие компетенций. Использование компетентностного подхода в профессиональной подготовке студентов способствует достижению конечного результата, понимаемого как совокупность у выпускника ключевых и профессиональных компетенций, как единства универсальных способностей и готовности к осуществлению деятельности и / или готовности решать профессиональные задачи. В проекте ФГОС ВО поколения 3+ направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» представлены компетенции от личностных до социальных (способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4), способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5),  способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8)), от профессиональных до специальных профессиональных (готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4), готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11), способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4), способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6)), определяющих степень владения собственно профессиональной деятельностью на достаточном уровне.

Таким образом, критерием эффективности профессиональной подготовки будущего социального педагога становится сформированность компетенций, определенных ФГОС ВО, и предстающих как сложное взаимодействие профессиональных и личностных характеристик. Профессиональная компетентность в таком случае будет рассматриваться как интегральная характеристика профессионала, сочетающая в себе различные личностно-деятельностные структуры.

Ссылки на источники:

  1. Селевко Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143.
  2. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен; [пер. с англ.]. – М.: Когито-Центр, 1999. – 144 с.
  3. Болонский процесс: середина пути / [под. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко]. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. – 142 с.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2.– С. 58-64.
  5. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. – № 2. – С. 30-34.
  6. Гура В. Применение компетентностного подхода в подготовке социальных педагогов / В. Гура // Педагогическое образование в России. – 2010. – №1. – С.80–84.
  7. Жук О. Л. Компетентностный подход в стандартах высшего образования по циклу социально-гуманитарных дисциплин / О. Л. Жук // Высшая школа. – 2006. – №5. – С. 21-25.
  8. Галагузова Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: автореф.дис. на соискание ученой степени д-ра пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Галагузова Юлия Николаевна. – М., 2001. – 45 с.

Raskalinos Valeria,
Ph.D., Associate Professor of Department  Social Pedagogy and Psychology Yevpatorian Institute of Social Sciences (branch), Federal State Autonomous Educational Institution High Education "Vernadsky Crimean Federal University", Yevpatorija.
Professional training of social pedagogues on the basis of competence approach
Abstract. The article analyzes the process of training of future social pedagogues on the basis of competence approach. Characteristics of competencies, are aimed at the formation of the educational process within the direction  of training 44.03.02 "Psycho-pedagogical education".
Keywords: competence, competence approach, professional activity, future social pedagogues.

References

  1. Selevko G. Kompetentnosti i ih klassifikaciya / G. Selevko // Narodnoe obrazovanie. – 2004. – №4. – S. 138-143.
  2. Raven Dzh. Pedagogicheskoe testirovanie: Problemy, zabluzhdeniya, perspektivy / Dzh. Raven; [per. s angl.]. – M.: Kogito-Centr, 1999. – 144 s.
  3. Bolonskij process: seredina puti / [pod. red. d-ra ped. nauk, prof. V.I. Bajdenko]. – M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. Rossijskij Novyj Universitet, 2005. – 142 s.
  4. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannoj paradigmy obrazovaniya / A.V. Hutorskoj // Narodnoe obrazovanie. – 2003. – № 2.– S. 58-64.
  5. SHishov S.E. Ponyatie kompetencii v kontekste kachestva obrazovaniya / S.E. SHishov // Standarty i monitoring v obrazovanii. – 1999. – № 2. – S. 30-34.
  6. Gura V. Primenenie kompetentnostnogo podhoda v podgotovke social'nyh pedagogov / V. Gura // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2010. – №1. – S.80–84.
  7. ZHuk O. L. Kompetentnostnyj podhod v standartah vysshego obrazovaniya po ciklu social'no-gumanitarnyh disciplin / O. L. ZHuk // Vysshaya shkola. – 2006. – №5. – S. 21-25.
  8. Galaguzova Y.N. Teoriya i praktika sistemnoj professional'noj podgotovki social'nyh pedagogov: avtoref.dis. na soiskanie uchenoj stepeni d-ra ped. nauk : spec. 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» / Galaguzova YUliya Nikolaevna. – M., 2001. – 45 s.