Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию выраженности компетентности у современных студентов как важному условию их профессиональной подготовки. В работе обосновывается актуальность исследования, рассматриваются социально-профессиональные компетенции. Большое значение уделяется социальным, познавательным, операционным и специальным компетенциям.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, системный подход, самоактуализация, социальные, познавательные, операционные и специальные компетенции, личностное и профессиональное развитие. 

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными процессами, причём инновации всё более приобретают статус генерального индикатора культурного развития. Условием прогресса становится готовность общественного и индивидуального сознания к переменам во всех сферах жизни социума и принятия нового как ценности. С позиций новой социокультурной парадигмы личность рассматривается как активный субъект, способный воздействовать на социальное развитие, создавать новое пространство жизни, духовный мир науки, культуры, нравственные нормы, задавать новые направления общественного развития.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, прописано, что «стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач. Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» [4, с.42].

«…Компетентностный подход характеризуется как системный. Это утверждение предполагает, что компетентностный подход рассматривается как системное образование и, что самое главное, имеет в качестве объекта приложения также системное явление (в данном случае – образовательный процесс), что в другом (общепедагогическом) контексте отмечалось Н.В. Кузьминой, В.А. Сластениным и многими другими исследователями образования (Н.А. Селезневой, А.И. Субетто, В.Д. Щадриковым и др.)» [7, с. 22].

Компетентностный подход – приоритетная ориентация на цели, которые включают обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, развитие индивидуальности. Компетентность и компетенция выступают в качестве инструментальных средств достижения.

Б.Н. Герасимов определяет компетентность как «способность специалиста решать типовые задачи в какой-либо профессиональной области» [3, с. 66]. При этом важно, что «компетентный специалист не только успешно справляется с любыми заданиями, но и способен передать опыт решения подобных задач другому, например, новичку или специалисту, который никогда не сталкивался с подобными заданиями».

Реализация компетенций происходит при выполнении разнообразных видов деятельности, которые позволяют студенту решать теоретические и практические задачи. Известно, что студенты, имея большой багаж теоретических знаний, испытывают определённые трудности при их реализации на практике.

Целью нашего исследования является изучение выраженности социально-профессиональных компетенций будущего специалиста.

Под социальной компетенцией Р. Вундерер и П. Дик подразумевают способность (умение) и готовность (желание) людей относиться к себе и своим партнерам конструктивно, независимо, со стремлением к сотрудничеству и с учетом сложившейся ситуации [2, с. 106]. Социальные компетенции включают в себя способность к ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, направленным, на достижение поставленных целей.

Под профессиональной компетенцией Э.Ф. Зеер и О.Н. Шахматова подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы их выполнения в профессиональной деятельности [7, с. 24].

Для эмпирического исследования была использована методика «Экспертная оценка социально-профессиональных компетенций учащихся» [6]. Выборку составили 120 студентов первого и пятого курсов факультета психологии и педагогики. Были выявлены следующие компетенции. Социальные компетенции включают в себя способность к ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, направленным, на достижение поставленных целей. Познавательные компетенции - готовность к систематизации и оценке учебно-профессиональной информации, готовность к дальнейшему повышению профессиональной квалификации. Операционные компетенции – способность и готовность к целеустремленному и планомерному  выполнению профессиональных заданий на основе освоенных методов работы, способов мышления. Специальные компетенции – способность самостоятельно решать возникающие задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм.

Исходя из полученных результатов исследования по первому курсу, можно сделать вывод, что из социальных компетенций наиболее значимыми являются: способность к сотрудничеству (46%), подчинение личных интересов группе (62%), умение  улаживать конфликты и разногласия (36%), умение работать в команде (46%), проявление эмоциональной устойчивости в ситуациях социально-профессиональной напряженности (43%), проявление терпимости к другим мнениям и позициям (40%), быть стойкими перед трудностями (53%).

Наиболее значимыми из познавательных компетенций являются: умение переносить освоенные способы учения в новые ситуации (53%), устанавливать взаимосвязь межпредметных знаний (40%), определять индивидуальный тип учения (53%), быть готовым к учению (46%). Наименее значимыми оказались следующие компетенции: находить источники информации (27%), правильно обращаться с аудиторной техникой (35%), концентрироваться на учебе или работе (37%).

Среди операционных компетенций в качестве наиболее важных в своей будущей профессии студенты отметили: находить методы решения проблемы (60%), уметь противостоять неуверенности и неопределенности (65%), оценивать реальность и возможность решения проблемы (63%), выявлять проблему (65%). Как наименее значимые среди операционных компетенций студенты оценили следующие: оценивать и корректировать планы (36%), умение принимать решения и осуществлять решения (23%).

В группе специальных компетенций на первое место студенты поставили: применять знания и умения на практике (61%), правильно выбирать методы работы (49%), использовать профессиональную терминологию (39%), обладать профессиональной активностью (46%), обеспечивать качество выполняемой работы (52%), умение использовать новые технологии информации и коммуникации (67%).

Исходя из результатов исследования по пятому курсу можно сделать вывод, что из социальных компетенций наиболее значимыми являются: способность к сотрудничеству (96%), подчинять личные интересы группе (82%), уметь улаживать конфликты и разногласия (76%), участвовать в работе команды (100%), проявлять эмоциональную устойчивость в ситуациях социально-профессиональной напряженности (83%), проявлять терпимость к другим мнениям и позициям (80%).

Среди познавательных компетенций в качестве наиболее важных в своей будущей профессии студенты отметили: переносить освоенные способы учения в новые ситуации (93%), устанавливать взаимосвязи между межпредметными знаниями (80%), определять собственный (индивидуальный) тип учения (73%), быть готовым к учению (83%), находить источники информации (77%), правильно обращаться с аудиторной техникой (70%), концентрироваться на учебе или работе (87%).

В качестве наиболее важных операционных компетенций для своей будущей профессии студенты отметили: находить методы решения проблемы (80%), уметь противостоять неуверенности и неопределенности (80%), оценивать реальность и возможность решения проблемы (73%), выявлять проблему (73%).

Среди специальных компетенций на первое место студенты поставили: применять знания и умения на практике (98%), использовать профессиональную терминологию (90%), обладать профессиональной активностью (85%), обеспечивать качество выполняемой работы (72%), умение использовать новые технологии информации и коммуникации (90%).

Таким образом, мы выявили выраженность компетенций, которые обеспечивают продуктивность различных видов деятельности и не могут быть изолированы от конкретных условий ее реализации. Диагностика и самодиагностика таких компетенций важна как на начальном этапе обучения, так и в конце вузовского обучения.

Профессионально-педагогическая деятельность включает в себя диагностику профессиональной направленности, личностно ориентированное профессиональное обучение, социально-профессиональное воспитание, внеучебную воспитательную работу. Проводя диагностику личностных качеств, студент может совместно с преподавателем обсудить полученные результаты, наметить пути реализации тех или иных планов. Устойчивое желание работать по избранной профессии, стремление реализовать себя в ней, применять свои знания, способности отражают выраженность профессиональной направленности личности. Профессиональная компетентность – важный элемент в структуре личности педагога, от выраженности которой зависят возможности профессионального развития, достижения вершины профессионализма. Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности  профессионально-педагогических умений.

Профессиональное образование - важное условие достижения социально-экономических целей обновления общества, где огромную роль играет личностно ориентированное обучение. Система профессионального образования предъявляет к специалисту новые требования.

Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания будущего специалиста. Проблема подготовки компетентного специалиста становится все более актуальной. Компетентностный подход должен обеспечивать как личностное, так и профессиональное развитие специалистов, способствовать повышению уровня их социально-профессиональной мобильности, конкурентоспособности в различных сферах производственной деятельности.

Литература

  1. Боярский Е.А. Компетенции: от дифференциации к интеграции //Высшее образование сегодня. – 2007. – №1. – С. 8–11.
  2. Вундерер В., Дик П. Ключевая роль социальной компетенции в концепции сопредпринимательства //Проблемы теории и практики управления. . –  2003. №5. – С.15-24.
  3. 3. Герасимов Б.Н. Компетентность и профессионализм управленцев //Вопросы теории и практики формирования личностной, профессиональной направленности и компетентности человека в новых условиях системы образования и трудовой деятельности: монография. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. – 128 с.
  4. Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) Минэкономразвития России, Москва, 2010. – С.105.
  5. 5.Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования //Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 23-30.
  6. 6.Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Психология профессионального образования: практикум: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 144 с.
  7. 7.Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования  //Высшее образование. –2006. – №8. – С. 21–26.
  8. Камалеева А.Р. Механизм формирования основных естественнонаучных компетенций студентов-гуманитариев //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - С. 54-70.
  9. Камалеева А.Р. Технология формирования у обучаемых самообразовательных измерительных и экспериментальных умений и навыков //Вестник Челябинского педагогического государственного университета. - 2010. - С. 122-130.