Профессиональная карьера: компетентностный подход
Выпуск:
ART 96431
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бавыкина
Е.
Н.,
Миляева
Л.
Г. Профессиональная карьера: компетентностный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
2551–2555. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96431.htm.
Аннотация. Преобладающим фактором в карьерном росте является образование. Перед высшими учебными заведениями стоит колоссальная задача – дать студентам необходимые знания и умения, которыми они воспользуются при решении поставленных перед ними задач, чтобы обеспечить карьерное развитие. Молодые специалисты еще в период обучения в учебном заведения должны быть уверены, что их интеллектуальный потенциал будет востребован. У них должно быть хорошо сформирована потребность к самореализации и самовыражению.
Ключевые слова:
компетенция, компетентностный подход, компетентность, карьера, методический инструментарий, профессиональная карьера
Похожие статьи
- Развитие мотивационно-ценностного компонента исследовательской компетентности учащихся классов гуманитарного профиля посредством использования интерактивных методов обучения
- Профессиональная подготовка социальных педагогов на основе компетентностного подхода
- Компетентностный подход в обучении и воспитании у современных студентов
- Реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования
- Формирование общекультурных компетенций школьников в процессе изготовления национальной куклы из глины
Текст статьи
МиляеваЛариса Григорьевна, профессор Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Бийскlgm17@mail.ru
БавыкинаЕлена Николаевна, старший преподавательБийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Бийскbawikina.82@mail.ru
Профессиональная карьера: компетентностный подход
Аннотация.Преобладающим фактором в карьерном росте является образование. Перед высшими учебными заведениями стоит колоссальная задача –дать студентам необходимые знания и умения, которыми они воспользуются при решение поставленных перед ними задач, чтобы обеспечитькарьерное развитие. Молодые специалисты еще в период обучения в учебном заведения должны быть уверены, что их интеллектуальный потенциал будет востребован. У них должно быть хорошо сформировано потребность к самореализации и самовыражению. Ключевые слова: оптимизационная модель, карьера, профессиональная карьера, методический инструментарий.
Карьера одно из базовых понятий современной экономики труда. Выявление и использование основных закономерностей выбора и построения карьеры, управление карьерой рассматриваются как необходимые элементы нормального функционирования организации. Проблема связанна с карьерой актуальна при любых экономических, социальных и политических условиях, формах собственности и уровнях развития предприятия. От успеха в карьере во многом зависят результаты трудовой деятельности работника и как следствие производственные показатели предприятия, развитие отросли, благополучие и стабильность региона, страны.Управление карьерой, как предмет исследования представляет собой интерес, потому что планирование и контроль карьерой является одной из важнейших задач управления персоналом.Условимся под карьерой понимать поступательный процесс продвижения по должностным этапам профессионального развития.Многогранность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Целесообразно выделить два вида деловой карьера:
профессиональнаякарьера характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа, преимущественно, в одной предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. Как правило, профессиональная карьера человека складывается в организации, и часто бывает так, что профессиональные достижения создают предпосылки для формирования внутриорганизационной карьеры или должностной карьеры в организации;
должностнаякарьера отражает изменение преимущественно должностного статуса государственного служащего, его социальной роли, степень и пространство должностного авторитета в организации. Это перемещение, как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации.В формирование важных для будущей карьеры качеств и умений помогает компетентностный подход в системе образования. Ориентация на формированиепрофессиональной компетентности выступает сегодня в качестве главной цели высшей школы. В современных условиях компетентностный подход уровня образованности определяется не столько объемом знаний, сколько способностью решать профессиональные задачи и проблемы различных уровней сложности на основе уже имеющихся знаний. В основе компетентностного подхода лежат такие принципы, как:
образовательная программа включает в себя не только освоение определенной профессии, а, в больше степени, ключевые базовые компетенции, которые позволят молодым специалистам быстро реагировать на изменения рынка труда;
непрерывность улучшения профессиональных знаний в течение всей жизни человека;гибкость профессионального образования;.Отличия компетенций от других результатов образовательного процесса состоят в том, что они: являются интегрированным результатом; позволяют решать целый класс задач; существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о способах деятельности. Все компетенции выражаются через действия. Они подразумевают, что студент будет приобретать необходимые навыки и знания в практике, а не только теоретически, то есть через анализ, оценивание, планирование, конструирование и т.д. В формирование ключевых качеств и умений очень хорошо помогает компетентностный подход в системе образования. Поэтоум очень важно усилить практическую направленность своременного образования.Результат профессиональной готовности будущего специалиста в рамках компетентностного подхода будет рассматриваться как «способность кдеятельности», которая предполагает способность ставить цель и достигать ее в деятельности, решать проблемы, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.По нашему мнению целесообразно компетенции разграничивать на 3 группы: базовые; специальные; универсальные.Базовые компетенции набор знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления простых трудовых функций. Получение таких навыков подтверждается официальными документами (диплом, сертификат, свидетельство и т.д.), которые требуют работодатели при приеме на работу. Базовые навыки тесно связаны с особенностями психики и социальными навыками. Они помогают добиться успеха в карьере.Специальные компетенции набор необходимых для осуществления профессиональной деятельности. К специальным компетенциям можно отнести знания, умения, навыки работника, например, знание иностранных языков, навыки работы на компьютере и другие приобретенные способности.Универсальные компетенции представляют собой совокупность знаний, умений,навыков необходимых для осуществления своего профессионального и карьерного роста. Так же к универсальным компетенциям можно отнести качества личности, например, коммуникабельность, лидерские качества, аналитические способности, умение создавать и осуществлять проекты, способность ставить цели и достигать их и т.д.В данном контексте особое внимание заслуживает универсальные компетенции, как набор качеств, необходимых для карьерного роста. Зачастую в вузах не уделяют должного внимания целенаправленному формированию у студентов данной группы компетенций. Универсальная компетентность позволяет молодому специалисту периодическифокусироватьв своем восприятии собственные карьерные наработки, а затем правильнорассчитать и вовремя сделать карьерный рывок, выводящий его на ожидаемый уровень в карьере. Это делает его успешным на карьерном поприще по сравнению с теми, у кого уровень универсальной компетентности ниже, и они не знают, когда концентрироваться и когда надо быть решительными и стремительными в карьере.Сочетание имеющихся у человека универсальной компетенций определяет его дальнейший путь развития, в том числе и определенныйкарьерный сценарий.Рассматривая возможность развития универсальных компетенций у студентов старших курсов и молодых специалистов,которые в дальнейшем складываются в карьерную компетентность, необходимо на первом этапе определить:1)к какой профессиональной сфере относится получаемая специальность;2)наличие деловых и личностных характеристик, которые позволили бы реализовать выбранный карьерный сценарий и раскрыться в выбранной сфере деятельности;3)уровень сформированности мотивации к обучению недостающим навыкам и необходимым техникам.Современный вуз имеет возможность создать условия для формирования системы развития универсальной компетентности у студентов уже в процессе обучения, начиная с первого курса. Для реализации этой задачи развитие универсальной компетентности у студентов должно войти в цели и задачи обучения. Для этого необходимо выполнить ряд условий.1.Перестроитьучебные планы специальностей в соответствии с программами развития и наработки профессиональных компетенций.2.В процессе обучения с целью оценки уровня сформированности профессиональных и универсальныхкомпетенций можно ввести ряд контрольных точек.3.Внедрить в учебный процесс в качестве дополнительных образовательных программ тренинги по наработке необходимых психологических качеств, другими словами, создать комплексную программу психологического сопровождения карьеры молодого специалиста на основедифференцированного подхода.4.Создать условия в вузе для непосредственного делового контакта студентов и добившихся значительных карьерных успехов профессионалов.6.Обеспечить возможность накопления карьерного портфолио студента–набора документов, подтверждающих достижения в различных сферах деятельности. Такое студенческое карьерное портфолио должно перерастать в портфолио профессионала.
Ссылки на источники1.Aryee S., Chay Y.W., Tan H.H. An examination of antecedents of subjective career success among a managerial sample in Singapore //Human Relations, 1994. Vol. 47 №3. –P. 487509.2.Миляева, Л.Г. Диагностика и управление уровнем развития профессиональной карьеры как важнейшим мотивом труда персонала организации / Л.Г. Миляева, Е.Н. Бавыкина //Мотивация и оплата труда. –2013. –№ 4. –С. 270–277.3.Миляева, Л.Г. Анализ развития профессиональной карьеры специалистов, базирующийся на составлении карьерограмм / Л.Г. Миляева, Е.Н. Бавыкина // Кадровик. –2014. № 1. –С.6062.4.Вырупаева, Т.В. Формирование профессиональной карьеры государственных гражданских и муниципальных служащих: дис. ... к. э. н.: 08.00.05 Иркутск, 2008 –154с.5.Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов / В.А. Дятлов, А.Я.Кибанов, В.Т. Пихало. –М.: Приор, 2008. –235 с.6.Кибанов А.Я. Управление деловой карьерой персонала // Управление персоналом организации. –М.: ИНФРАМ, 2009. –С. 298307.7.Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: дис. канд, психол. наук: 19.00.07/О.П.Терновская.М.:2006155с.
БавыкинаЕлена Николаевна, старший преподавательБийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова», г. Бийскbawikina.82@mail.ru
Профессиональная карьера: компетентностный подход
Аннотация.Преобладающим фактором в карьерном росте является образование. Перед высшими учебными заведениями стоит колоссальная задача –дать студентам необходимые знания и умения, которыми они воспользуются при решение поставленных перед ними задач, чтобы обеспечитькарьерное развитие. Молодые специалисты еще в период обучения в учебном заведения должны быть уверены, что их интеллектуальный потенциал будет востребован. У них должно быть хорошо сформировано потребность к самореализации и самовыражению. Ключевые слова: оптимизационная модель, карьера, профессиональная карьера, методический инструментарий.
Карьера одно из базовых понятий современной экономики труда. Выявление и использование основных закономерностей выбора и построения карьеры, управление карьерой рассматриваются как необходимые элементы нормального функционирования организации. Проблема связанна с карьерой актуальна при любых экономических, социальных и политических условиях, формах собственности и уровнях развития предприятия. От успеха в карьере во многом зависят результаты трудовой деятельности работника и как следствие производственные показатели предприятия, развитие отросли, благополучие и стабильность региона, страны.Управление карьерой, как предмет исследования представляет собой интерес, потому что планирование и контроль карьерой является одной из важнейших задач управления персоналом.Условимся под карьерой понимать поступательный процесс продвижения по должностным этапам профессионального развития.Многогранность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Целесообразно выделить два вида деловой карьера:
профессиональнаякарьера характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа, преимущественно, в одной предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. Как правило, профессиональная карьера человека складывается в организации, и часто бывает так, что профессиональные достижения создают предпосылки для формирования внутриорганизационной карьеры или должностной карьеры в организации;
должностнаякарьера отражает изменение преимущественно должностного статуса государственного служащего, его социальной роли, степень и пространство должностного авторитета в организации. Это перемещение, как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации.В формирование важных для будущей карьеры качеств и умений помогает компетентностный подход в системе образования. Ориентация на формированиепрофессиональной компетентности выступает сегодня в качестве главной цели высшей школы. В современных условиях компетентностный подход уровня образованности определяется не столько объемом знаний, сколько способностью решать профессиональные задачи и проблемы различных уровней сложности на основе уже имеющихся знаний. В основе компетентностного подхода лежат такие принципы, как:
образовательная программа включает в себя не только освоение определенной профессии, а, в больше степени, ключевые базовые компетенции, которые позволят молодым специалистам быстро реагировать на изменения рынка труда;
непрерывность улучшения профессиональных знаний в течение всей жизни человека;гибкость профессионального образования;.Отличия компетенций от других результатов образовательного процесса состоят в том, что они: являются интегрированным результатом; позволяют решать целый класс задач; существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о способах деятельности. Все компетенции выражаются через действия. Они подразумевают, что студент будет приобретать необходимые навыки и знания в практике, а не только теоретически, то есть через анализ, оценивание, планирование, конструирование и т.д. В формирование ключевых качеств и умений очень хорошо помогает компетентностный подход в системе образования. Поэтоум очень важно усилить практическую направленность своременного образования.Результат профессиональной готовности будущего специалиста в рамках компетентностного подхода будет рассматриваться как «способность кдеятельности», которая предполагает способность ставить цель и достигать ее в деятельности, решать проблемы, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.По нашему мнению целесообразно компетенции разграничивать на 3 группы: базовые; специальные; универсальные.Базовые компетенции набор знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления простых трудовых функций. Получение таких навыков подтверждается официальными документами (диплом, сертификат, свидетельство и т.д.), которые требуют работодатели при приеме на работу. Базовые навыки тесно связаны с особенностями психики и социальными навыками. Они помогают добиться успеха в карьере.Специальные компетенции набор необходимых для осуществления профессиональной деятельности. К специальным компетенциям можно отнести знания, умения, навыки работника, например, знание иностранных языков, навыки работы на компьютере и другие приобретенные способности.Универсальные компетенции представляют собой совокупность знаний, умений,навыков необходимых для осуществления своего профессионального и карьерного роста. Так же к универсальным компетенциям можно отнести качества личности, например, коммуникабельность, лидерские качества, аналитические способности, умение создавать и осуществлять проекты, способность ставить цели и достигать их и т.д.В данном контексте особое внимание заслуживает универсальные компетенции, как набор качеств, необходимых для карьерного роста. Зачастую в вузах не уделяют должного внимания целенаправленному формированию у студентов данной группы компетенций. Универсальная компетентность позволяет молодому специалисту периодическифокусироватьв своем восприятии собственные карьерные наработки, а затем правильнорассчитать и вовремя сделать карьерный рывок, выводящий его на ожидаемый уровень в карьере. Это делает его успешным на карьерном поприще по сравнению с теми, у кого уровень универсальной компетентности ниже, и они не знают, когда концентрироваться и когда надо быть решительными и стремительными в карьере.Сочетание имеющихся у человека универсальной компетенций определяет его дальнейший путь развития, в том числе и определенныйкарьерный сценарий.Рассматривая возможность развития универсальных компетенций у студентов старших курсов и молодых специалистов,которые в дальнейшем складываются в карьерную компетентность, необходимо на первом этапе определить:1)к какой профессиональной сфере относится получаемая специальность;2)наличие деловых и личностных характеристик, которые позволили бы реализовать выбранный карьерный сценарий и раскрыться в выбранной сфере деятельности;3)уровень сформированности мотивации к обучению недостающим навыкам и необходимым техникам.Современный вуз имеет возможность создать условия для формирования системы развития универсальной компетентности у студентов уже в процессе обучения, начиная с первого курса. Для реализации этой задачи развитие универсальной компетентности у студентов должно войти в цели и задачи обучения. Для этого необходимо выполнить ряд условий.1.Перестроитьучебные планы специальностей в соответствии с программами развития и наработки профессиональных компетенций.2.В процессе обучения с целью оценки уровня сформированности профессиональных и универсальныхкомпетенций можно ввести ряд контрольных точек.3.Внедрить в учебный процесс в качестве дополнительных образовательных программ тренинги по наработке необходимых психологических качеств, другими словами, создать комплексную программу психологического сопровождения карьеры молодого специалиста на основедифференцированного подхода.4.Создать условия в вузе для непосредственного делового контакта студентов и добившихся значительных карьерных успехов профессионалов.6.Обеспечить возможность накопления карьерного портфолио студента–набора документов, подтверждающих достижения в различных сферах деятельности. Такое студенческое карьерное портфолио должно перерастать в портфолио профессионала.
Ссылки на источники1.Aryee S., Chay Y.W., Tan H.H. An examination of antecedents of subjective career success among a managerial sample in Singapore //Human Relations, 1994. Vol. 47 №3. –P. 487509.2.Миляева, Л.Г. Диагностика и управление уровнем развития профессиональной карьеры как важнейшим мотивом труда персонала организации / Л.Г. Миляева, Е.Н. Бавыкина //Мотивация и оплата труда. –2013. –№ 4. –С. 270–277.3.Миляева, Л.Г. Анализ развития профессиональной карьеры специалистов, базирующийся на составлении карьерограмм / Л.Г. Миляева, Е.Н. Бавыкина // Кадровик. –2014. № 1. –С.6062.4.Вырупаева, Т.В. Формирование профессиональной карьеры государственных гражданских и муниципальных служащих: дис. ... к. э. н.: 08.00.05 Иркутск, 2008 –154с.5.Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов / В.А. Дятлов, А.Я.Кибанов, В.Т. Пихало. –М.: Приор, 2008. –235 с.6.Кибанов А.Я. Управление деловой карьерой персонала // Управление персоналом организации. –М.: ИНФРАМ, 2009. –С. 298307.7.Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: дис. канд, психол. наук: 19.00.07/О.П.Терновская.М.:2006155с.