Аннотация. В статье рассматриваются основные факторы и причины противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Проанализированы особенности установок сотрудников ОВД относительно факторов противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Проанализированы представления работников ОВД по схожести психологических качеств различных категорий несовершеннолетних правонарушителей. С помощью проективных методик исследованы ассоциации у сотрудников ОВД в отношении разных категорий несовершеннолетних правонарушителей и выявлена степень идентичности полученных результатов.
Ключевые слова: причины, факторы, условия, установки, представления, несовершеннолетние правонарушители, противоправное поведение, эмоциональный компонент, сотрудник ОВД.
Определение установок сотрудников ОВД относительно факторов противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей позволит определить позицию милиционеров о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Выяснение факторов противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей позволит работникам ОВД решить ряд частных задач, связанных с: перевоспитанием несовершеннолетних правонарушителей, профилактикой правонарушений среди подростков, планированием и осуществлением профилактических мероприятий в школах, направленных на формирование правопослушного поведения и повышения правовой осведомленности школьников.
Подросток, совершивший правонарушение, попадает в поле зрения правоохранительных органов, которые в свою очередь считают, раскрывают и расследуют эти противоправные деяния. Работник ОВД отражает в оперативно-служебных и в процессуальных документах определенные характеристики личности несовершеннолетнего правонарушителя, составляя структуру личности несовершеннолетнего правонарушителя. В своих работах О.А.Гулевич и Е.О.Голинчик указывают на то, что на аттитюды к правонарушителям влияют следующие особенности респондентов: социальный статус, возраст, пол, этническая принадлежность, положение в обществе, профессиональная деятельность и др. Основным фактором, связанным с оценкой типичности преступления, является оценка его серьезности. В целом, чем серьезнее признается преступление, тем более типичным оно считается [1, 2, 3, 4].
Для исследования представлений работников ОВД по факторам противоправного поведения несовершеннолетних нами была разработана анкета. Анкетирование проводилось в УМВД Украины в Ровенской области с работниками таких подразделений: криминальная милиция по делам детей (КМДД), следствие, участковые инспекторы милиции (УИМ). В анкетировании приняли участие 120 работников милиции со стажем работы в органах внутренних дел от 1 до 28 лет. 85% опрошенных сотрудников милиции - мужчины, 15% - женщины.
Результаты исследования показали, что распространение негативного явления - правонарушения, вызывает беспокойство у 46% работников милиции не только в отношении несовершеннолетних правонарушителей, но и к взрослым. Проблему противоправного поведения несовершеннолетних 75% работников ОВД видят, прежде всего, в ненадлежащем воспитании, 64% - социально-экономическую и политическую нестабильность в обществе и 59% - неблагополучное бытовое окружение.
Результаты проведенного анкетирования указывают, что 53% работников милиции, существенное влияние на противоправное поведение несовершеннолетних правонарушителей имеют антиобщественные элементы, 37% работников милиции считают, что именно недостатки в организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, бестактность, равнодушие, несправедливость, жестокость педагогов в отношении учащихся толкают ребенка к правонарушению, 46% работников ОВД утверждают, что противоправные проявления в поведении подростков является результатом влияния социального неравенства, 10% опрошенных работников правоохранительных органов считает, что проблема противоправного поведения заключается в генетических (врожденных) факторах.
То, что несовершеннолетний правонарушитель в будущем имеет все шансы исправиться и стать законопослушным и правосознательным человеком считают только 27% милиционеров, 58% из всех опрошенных работников сомневаются, что несовершеннолетние правонарушители в будущем станут законопослушными и правосознантельными людьми, а 15% работников органов правопорядка категоричны во мнении, что несовершеннолетние правонарушители не имеют шанса на исправление и не станут законопослушными людьми, особенно если будут иметь опыт отбывания наказания в колонии.
При исследовании отношения сотрудников ОВД к несовершеннолетним правонарушителям было установлено, что наличие рецидива правонарушения несовершеннолетнего в 37% исследуемых незначительно изменит в отрицательную сторону отношения к нему. Существенно изменят свое отношение в негативную сторону к несовершеннолетним правонарушителям-рецидивистов 39% работников милиции, а 24% работников ответили, что наличие рецидива правонарушения не изменит их отношение к несовершеннолетнему правонарушителю.
У 48% работников правоохранительных органов не изменится отношение к подросткам, совершившим правонарушения не единолично, а группой лиц, у 37% работников установка определенной степени изменится в отрицательную сторону и 15% работников будут крайне негативно относиться к подросткам, совершившим правонарушения группой.
Раскаяние в содеянном правонарушении несовершеннолетним правонарушителем незначительно изменит отношение в положительную сторону у 46% опрошенных работников ОВД, 36% работников положительно относятся к подросткам, что раскаиваются в содеянном правонарушении, а у 18% работников не изменится отношение к несовершеннолетним правонарушителям, которые раскаиваются в содеянном правонарушении.
90% работников всех подразделений ОВД считают, что проблемой предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних должна заниматься, прежде всего, семья. Организации, занимающиеся досугом детей и подростков, по мнению 66% милиционеров должны также влиять на правосознательное поведение несовершеннолетних. 53% сотрудники ОВД считают, что ответственность за предупреждение и профилактику правонарушений несут и работники органов правопорядка, государственные и общественные формирования. 47% опрошенных милиционеров меньше уповают в решении проблемы предупреждения правонарушений среди подростков на учебные заведения. Они считают, что педагоги не осознают стремление учеников к самоутверждению, реализации индивидуальных возрастных потребностей.
По мнению сотрудников ОВД, для успешной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних необходима грамотная, последовательная работа по коррекции отклонений в поведении детей, глубокий анализ факторов, причин и обстоятельств, которые обусловливают возникновение правонарушений. 91% работников всех опрошенных подразделений ОВД считают, что нужна специальная работа по воспитанию несовершеннолетних и предупреждения среди них правонарушений.
Работники ОВД, которые противостоят правонарушениям, должны быть, во-первых, активными субъектами деятельности, а во-вторых, культивировать личную готовность (установку) к исполнению исключительно правомерных служебных задач.
52,5% сотрудников ОВД убеждены в том, что несовершеннолетний правонарушитель, совершивший правонарушение, в будущем исправится, станет законопослушным и право сознательным человеком. 44,1% сотрудников ОВД отмечают, что личность несовершеннолетнего правонарушителя отличается от личности законопослушного и правосознательного человека негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, обобщение которых имеет криминогенное значение и специфическое именно для несовершеннолетних правонарушителей.
Результаты анкетирования показали, что большинство сотрудников ОВД (59,3%) категорически считают, что несовершеннолетние правонарушители по своим психологическим качествам не являются однородной группой. 32,2% милиционеров не могут с уверенностью сказать, что несовершеннолетние правонарушители по своим психологическим качествам являются однородной группой. И только 8,5% работников ОВД воспринимают подростков, совершивших противоправные деяния, как однородную группу и не отделяют их за личностными качествами.
Сходство психологических качеств несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственные, корыстные, корыстно-насильственные, административных правонарушениях, работники правоохранительных органов оценили следующим образом по 10-ти балльной шкале (полюса ответов: 10-полностью схожи, а 1-полностью не похожи): корыстное и корыстно - насильственное - 6,7 баллов; насильственное и корыстное - 5,6 баллов; насильственное и корыстно - насильственное - 5,4 балла; административное и насильственное - 4,8 балла; административное и корыстное - 4,0 баллов; административное и корыстно - насильственное - 3,4 балла. Согласно полученным результатам можно видеть, что наибольшее сходство для сотрудников ОВД имеют несовершеннолетние, совершившие корыстные и корыстно-насильственные правонарушения. Малейшее сходство имеют несовершеннолетние правонарушители, совершившие административные и корыстно-насильственные правонарушения.
В результате проведенного исследования нами было определено, что работники правоохранительных органов делят несовершеннолетних правонарушителей по их психологическими качествами на 3 категории в зависимости от тяжести совершенного правонарушения: административное, насильственное, корыстно-насильственное.
С помощью проективных методик, которые рассматривались нами и взяты для изучения поставленной задачи - психогеометрический тест С.Деллингер и "цветовой тест отношений" Е.Ф.Бажина и О.М.,Эткинда мы проанализировали ассоциации у сотрудников ОВД в отношении разных категорий несовершеннолетних правонарушителей. Результаты сведены в таблицы.
Использованные нами методики имеют целью выяснить два момента: во-первых, исследовать эмоциональный компонент социально-психологических установок сотрудников ОВД к различным категориям несовершеннолетних правонарушителей; во-вторых, сравнение выборов позволит выявить степень идентичности полученных результатов.
С целью выявления достоверных различий в распределении частоты выбора фигур и распределении частоты выбора цветов работниками различных подразделений ОВД в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей по методике «психогеометрического тест» и методике «Цветовой тест отношений» было использовано непараметрический критерий хи-квадрат Пирсона (Chi-Square Test).
Анализ частоты выбора фигур и цветов в отношении разных категорий несовершеннолетних правонарушителей позволяет выявить некоторые важные тенденции и закономерности.
Проанализируем характер выбора фигур и характер выбора цветов работниками подразделения «криминальная милиция по делам детей» в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей.
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших административное правонарушение наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фигуры «зигзаг», характер выявленной тенденции статистически не значимы. Согласно данным таблицы наибольшее эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении желтого цвета с статистически значимым результатом (p <0,01).
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственное правонарушение наибольшее эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фигуры «прямоугольник». Характер выявленной тенденции статистически не значимы. Наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении красного цвета, что является статистически значимым (p <0,01).
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших корыстно-насильственное правонарушения наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фигуры «прямоугольник» и красного цвета, это позволяет подтвердить их статистически значимый характер (p<0,001).
Перейдем к анализу частоты выбора фигур и цветов работниками подразделения «следователи» в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей.
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших административное правонарушение наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фигур «зигзаг» и «треугольник» и красного цвета. Характер данной тенденции оказался статистически значимым (p<0,001).
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственное правонарушения наибольшую эмпирическую частоту выбора было зафиксировано в отношении красного цвета, характер выявленной тенденции является статистически значимым (p <0,001). Наибольшую эмпирическую частоту выбора было зафиксировано в отношении фигур «квадрат» и «прямоугольник», характер выявленной тенденции статистически не значимый.
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших корыстно-насильственное правонарушения наибольшую эмпирическую частоту выбора было зафиксировано в отношении красного цвета (p<0,001). Наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фигуры «прямоугольник» (p<0,01).
Наконец перейдем к анализу частоты выбора фигур и цветов работниками подразделения «участковые инспекторы милиции» в отношении различных категорий несовершеннолетних правонарушителей.
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших административное правонарушение наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фигуры «зигзаг». Наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фиолетового цвета. Характер данной тенденции оказался статистически не значимы.
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственное правонарушения наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фигуры «прямоугольник». Наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фиолетового цвета, были обнаружены статистически значимые закономерности (p <0,05).
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершивших корыстно-насильственное правонарушения наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фигуры «прямоугольник». Наибольшую эмпирическую частоту выбора было обнаружено в отношении фиолетового цвета, это позволяет подтвердить их статистически значимый характер (p<0,001).
Изучение поставленных задач и целей нашего исследования побуждает к более детальному рассмотрению полученных результатов исследования учитывая стаж работы милиционеров в подразделениях задействованных в нашем исследовании.
Учитывая полученные результаты исследования, мы можем сделать следующие выводы:
- на формирование противоправного поведения несовершеннолетнего нарушителя влияет множество обстоятельств. Одни из них играют роль непосредственных причин преступных деяний. Они определяют процесс формирования общественно вредных побуждений и посягательств, а также особенности их воплощения в опасные для окружающих действия и поступки. Другие - выступают как условия, которые определяют сохранение этих причин и облегчают их проявление в преступлениях несовершеннолетних. Они, как правило, усиливают действие причин преступных деяний и становятся тем обязательным фактором, на котором и реализуются причины общественно опасного поведения подростков и юношей;
- неблагоприятная макросреда, недостатки в организации воспитательного процесса, особенности индивидуально-психических процессов, несформированность мотивации поведения и социальных установок, оказывает значительное влияние на становление личности несовершеннолетнего и даёт некоторые объяснения девиантному поведению несовершеннолетних правонарушителей;
- сотрудники органов правопорядка сомневаются, что несовершеннолетние правонарушители в будущем станут законопослушными и правосознательными людьми. Проблему противоправного поведения несовершеннолетних работники ОВД видят, прежде всего, в ненадлежащем воспитании, следующими факторами отмечают (соответственно второе и третье место) социально-экономическую и политическую нестабильность в обществе и неблагополучное бытовое окружение;
- работники ОВД несовершеннолетних правонарушителей за их психологическими качествами не считают однородной группой;
- по мнению сотрудников ОВД наибольшее сходство имеет личность несовершеннолетних, совершивших корыстные и корыстно-насильственные
правонарушения, а наименьшую - личность несовершеннолетних, совершивших административные и корыстно-насильственные противоправные деяния.
Ссылки на источники
- Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация.- М.: Междунар. общество им.Л.С.Выготского, 2003. — 270 с.
- Баймурзаева Р. А., Баймурзаев С.Б. Причины и условия преступности // Вопросы ювенальной юстиции. Теории и исследования.- 2006.- №4.- С. 82-87.
- Бедь В.В. Юридична психологія: Навчальний посібник.- К.: «Каравела», 2003.- 376 с.
- Коноплицкая О.В. Изучение правосознания сотрудников ОВД для решения практических вопросов в области повышения эффективности и качества юридического труда\\Международная научно-практическая конференция "Регулирование социальных процессов в контексте экономики, права и менеджмента".- Лондон, International Academy of Science and Higher Education, 2013.