Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Конфликты между преподавателями и студентами вуза встречаются из-за объективных и субъективных причин. В СПИГ они отмечались относительно редко, в основном конфликтовали студенты старших курсов, а основными причинами являлись несправедливая оценка их ответов и работ и неуважительное отношение к ним преподавателя (грубость, бестактность, упреки).
Ключевые слова: конфликт, преподаватель, студент, эмоциональность, профессионализм, учебный материал, оценка, поведение, личность, образование. 

Взаимодействие по линии «преподаватель – студент» является одним из основных во всем социально-педагогическом процессе. Именно здесь происходит непосредственная передача всего многообразия знаний, информации, установок, ценностных ориентаций, аккумулированных в системе высшего образования. Формы общения преподавателей и студентов во многом зависят от социокультурных и индивидуально-психологических качеств взаимодействующих субъектов, а также от установившихся в вузовском коллективе традиций, норм и правил общения [4].

Конфликт между преподавателем и студентом есть специфическая форма социального взаимодействия, это процесс разрешения противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Такой конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам [3].

Несомненно, негативное воздействие на появление конфликтов в вузовской среде оказывают падение престижа профессии преподавателя, снижение мотивации преподавательской деятельности из-за низкого уровня заработной платы. Нередки случаи, когда студенты из более благополучных социальных слоев смотрят на преподавателей как на неудачников. Студенты, особенно платных форм обучения, часто рассматривают себя в роли «заказчика» образования и с этой точки зрения оценивают предлагаемые ему образовательные услуги как «товар» [1].

Конфликты между преподавателем и студентом могут быть разделены на следующие группы [3]:

  1. Конфликты дисциплины – нарушение студентами или преподавателями правил проведения учебного процесса.
  2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия – в основном недовольство студентов выставленными оценками.
  3. Конфликты в методике обучения – недовольство студентов непонятным или бессистемным изложением материала, усложнённым языком, сухой стиль преподнесения материала и т.п.
  4. Конфликты в процессе взаимодействия преподавателей со студентами – особенности личности или поведения, приводящие к столкновению (неспособность к эмпатии, завышенный уровень притязаний, столкновение значимых материальных и духовных интересов преподавателей и студентов и т.п.). 

Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов. [5]

Объективные причины:

  1. Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей студента.
  2. Противопоставление функционально-ролевых позиций преподавателя и студента.
  3. Ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, отсутствие возможности выбора преподавателя или предмета, обязательность посещения занятий и т.д.).
  4. Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").
  5. Необходимость оценивания учащихся преподавателем.
  6. Множественность ролей, которые вынужден играть студент в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
  7. Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
  8. Социальная нестабильность.

Субъективные причины:

  1. Психологическая несовместимость студента и преподавателя.
  2. Нарушение норм поведения в совместной деятельности. Например, для преподавателя это может быть некорректное поведение, для студентов – нарушение дисциплины на занятиях, списывание, подделка подписей и т.п.
  3. Отсутствие коммуникативной культуры у участников образовательного процесса.
  4. Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований.
  5. Недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов и пр.).
  6. Наличие у студента или преподавателя серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
  7. Чрезмерная загруженность участников образовательного процесса.
  8. Несоответствие самооценки студента и оценки, данной ему преподавателем. 

Для выявления частоты конфликтов между студентами и преподавателями Санкт-Петербургского института гостеприимства и уточнения их причин и особенностей, в рамках НИР по изучению удовлетворенности студентов организацией образовательного процесса в 2012-2014гг. в анкету был внесен ряд вопросов о возможных конфликтах. Некоторые из них были взяты из известного опросника Р.В.Куприянова [3]. Всего было проанализировано 186 анкет, на которые ответили студенты всех курсов всех форм обучения. В целом студенты оказались довольны квалификацией преподавателей – 172 человека (93,5%), и качеством преподавания – 159 человек (85,5%), разница оценок на разных курсах колебалась в пределах 5,1%. Стиль поведения преподавателей в целом также вполне устраивал студентов – только 29 человек (15,6%) отмечали излишне жесткий, недоброжелательный и раздражающий стиль поведения отдельных педагогов.

Как показал последующий анализ, конфликты между преподавателями и студентами отмечались последними нечасто – об этом указали только 26 респондентов (14,0%). Чаще о конфликтах упоминали студенты старших курсов (19 человек), причем преобладали, как ни странно, девушки (16:10). Это расходится с литературными данными, говорящими о более частой конфликтности преподавателей с юношами-младшекурсниками [2]. Следует отметить, что старшекурсники были не только старше по возрасту, но и вообще более зрелыми и самостоятельными людьми. Практически все они работали и самостоятельно оплачивали свое обучение.

Основные ситуации, вызывающие конфликты с преподавателями, по мнению студентов, были следующими:

  • грубость по отношению к студентам (особенно опоздавшим на занятия);
  • опоздания отдельных преподавателей к началу занятий;
  • разговоры преподавателя по сотовому телефону во время учебного процесса;
  • зачитывание материала по учебникам;
  • неэмоциональная манера подачи знаний. 

Причины конфликтов (по мнению студентов) показаны ниже в табл.1.

Таблица 1.
Причины конфликтов преподавателей и студентов по данным анкетирования 

 

№№

 

Поведение преподавателя, как причина конфликтов[1]

Пол студента

ВСЕГО

Мужской

Женский

абс.

%

абс.

%

абс.

%

  1.  

Несправедливая оценка ответов и работ

5

50,0

5

31,3

10

38,4

  1.  

Неуважительное отношение, грубость, бестактность

3

30,0

6

37,5

9

34,6

  1.  

Раздражительный, излишне эмоциональный характер преподавателя

2

20,0

6

37,5

8

30,8

  1.  

Подозрительное, недоверчивое и даже агрессивное поведение

3

30,0

5

31,3

8

30,8

  1.  

Непонятное изложение материала

4

40,0

4

25,0

8

30,8

  1.  

Завышенные требования, особенно на зачете или экзамене

4

40,0

4

25,0

8

30,8

  1.  

Излишнее морализирование и навязывание своих морально-этических норм

2

20,0

6

37,5

8

30,8

  1.  

Необоснованные обвинения и упреки

1

10,0

6

37,5

7

26,9

  1.  

Проявление нетерпимости к другому мнению

3

30,0

4

25,0

7

26,9

  1. 10.  

Подача устаревшего материала, чтение по книге или конспекту

3

30,0

3

18,8

6

23,1

Как видно из табл.1, больше всего конфликты с преподавателями возникают, по мнению студентов, из-за несправедливой оценки их ответов и работ и неуважительного отношения. Меньше всего студентов беспокоит, когда преподаватель дает устаревший материал или не очень хорошо готов к занятию.

В целом все причины конфликтов можно разделить на две группы:

  1. Конфликты, вызванные эмоциональным поведением преподавателя (грубость, бестактность, морализирование, обвинения и упреки и т.п.).
  2. Конфликты, вызванные недовольством профессиональным поведением преподавателя (несправедливая оценка, некачественная подача материала, завышенные требования и т.п.).

При этом значимость этих причин у студентов и студенток различна: девушки чаще конфликтуют с преподавателями, когда им не нравится его эмоциональное поведение (бестактность, грубость, упреки, морализирование и пр.). Юноши больше реагируют на недостатки профессионального поведения преподавателя (несправедливая оценка, завышенные требования, подача устаревшего материала и пр.).  

Выводы: 

  1. Большая часть студентов СПИГ считает преподавателей вуза высококвалифицированными специалистами, они довольны качеством преподавания.
  2. Только 14% студентов при анкетировании отметили наличие конфликтов с преподавателями, причем в основном это были старшекурсники.
  3. По мнению студентов, конфликты вызывались в основном либо неправильным с их точки зрения эмоциональным поведением преподавателя либо недовольством его профессиональным поведением, причем девушки чаще указывали на первый тип причин, юноши – на второй. 

Рекомендации: 

  1. Четкое объяснение студентам критериев оценки, введение более объективных методов оценивания знаний, например, тестирования.
  2. Подготовка администрацией вуза специальных нормативных документов, регламентирующих действия преподавателей и студентов в случаях возникновения конфликтов.
  3. Повышение коммуникативной компетентности и преподавателей, и студентов путем организации специальных коммуникативных тренингов.
  4. Создание преподавателем атмосферы доверия – терпимость, честность в отношениях, уважение к личности студента. 

Ссылки на источники: 

  1. Игнатова Е.С. Профессиональная деятельность педагога-психолога в учебной среде вуза // European Social Science Journal. 2012. № 12. С. 117–127.
  2. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М. 2010. – 220 с.
  3. Куприянов Р.В. Межличностный конфликт в диаде преподаватель – студент. Казань 2011.
  4. Ратников В.П. Конфликтология. М.2012.
  5. Причины возникновения конфликтов в системе высшего образования  http://www.rudn.ru/fpkp/programs/Lect10.htm.

[1] Сумма процентов ответов больше 100, т.к. респондентам разрешалось отмечать сразу несколько причин конфликтов.