Аннотация. Конфликты между преподавателями и студентами вуза встречаются из-за объективных и субъективных причин. В СПИГ они отмечались относительно редко, в основном конфликтовали студенты старших курсов, а основными причинами являлись несправедливая оценка их ответов и работ и неуважительное отношение к ним преподавателя (грубость, бестактность, упреки).
Ключевые слова: конфликт, преподаватель, студент, эмоциональность, профессионализм, учебный материал, оценка, поведение, личность, образование.
Взаимодействие по линии «преподаватель – студент» является одним из основных во всем социально-педагогическом процессе. Именно здесь происходит непосредственная передача всего многообразия знаний, информации, установок, ценностных ориентаций, аккумулированных в системе высшего образования. Формы общения преподавателей и студентов во многом зависят от социокультурных и индивидуально-психологических качеств взаимодействующих субъектов, а также от установившихся в вузовском коллективе традиций, норм и правил общения [4].
Конфликт между преподавателем и студентом есть специфическая форма социального взаимодействия, это процесс разрешения противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Такой конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам [3].
Несомненно, негативное воздействие на появление конфликтов в вузовской среде оказывают падение престижа профессии преподавателя, снижение мотивации преподавательской деятельности из-за низкого уровня заработной платы. Нередки случаи, когда студенты из более благополучных социальных слоев смотрят на преподавателей как на неудачников. Студенты, особенно платных форм обучения, часто рассматривают себя в роли «заказчика» образования и с этой точки зрения оценивают предлагаемые ему образовательные услуги как «товар» [1].
Конфликты между преподавателем и студентом могут быть разделены на следующие группы [3]:
- Конфликты дисциплины – нарушение студентами или преподавателями правил проведения учебного процесса.
- Конфликты в сфере дидактического взаимодействия – в основном недовольство студентов выставленными оценками.
- Конфликты в методике обучения – недовольство студентов непонятным или бессистемным изложением материала, усложнённым языком, сухой стиль преподнесения материала и т.п.
- Конфликты в процессе взаимодействия преподавателей со студентами – особенности личности или поведения, приводящие к столкновению (неспособность к эмпатии, завышенный уровень притязаний, столкновение значимых материальных и духовных интересов преподавателей и студентов и т.п.).
Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов. [5]
Объективные причины:
- Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей студента.
- Противопоставление функционально-ролевых позиций преподавателя и студента.
- Ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, отсутствие возможности выбора преподавателя или предмета, обязательность посещения занятий и т.д.).
- Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").
- Необходимость оценивания учащихся преподавателем.
- Множественность ролей, которые вынужден играть студент в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
- Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
- Социальная нестабильность.
Субъективные причины:
- Психологическая несовместимость студента и преподавателя.
- Нарушение норм поведения в совместной деятельности. Например, для преподавателя это может быть некорректное поведение, для студентов – нарушение дисциплины на занятиях, списывание, подделка подписей и т.п.
- Отсутствие коммуникативной культуры у участников образовательного процесса.
- Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований.
- Недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов и пр.).
- Наличие у студента или преподавателя серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
- Чрезмерная загруженность участников образовательного процесса.
- Несоответствие самооценки студента и оценки, данной ему преподавателем.
Для выявления частоты конфликтов между студентами и преподавателями Санкт-Петербургского института гостеприимства и уточнения их причин и особенностей, в рамках НИР по изучению удовлетворенности студентов организацией образовательного процесса в 2012-2014гг. в анкету был внесен ряд вопросов о возможных конфликтах. Некоторые из них были взяты из известного опросника Р.В.Куприянова [3]. Всего было проанализировано 186 анкет, на которые ответили студенты всех курсов всех форм обучения. В целом студенты оказались довольны квалификацией преподавателей – 172 человека (93,5%), и качеством преподавания – 159 человек (85,5%), разница оценок на разных курсах колебалась в пределах 5,1%. Стиль поведения преподавателей в целом также вполне устраивал студентов – только 29 человек (15,6%) отмечали излишне жесткий, недоброжелательный и раздражающий стиль поведения отдельных педагогов.
Как показал последующий анализ, конфликты между преподавателями и студентами отмечались последними нечасто – об этом указали только 26 респондентов (14,0%). Чаще о конфликтах упоминали студенты старших курсов (19 человек), причем преобладали, как ни странно, девушки (16:10). Это расходится с литературными данными, говорящими о более частой конфликтности преподавателей с юношами-младшекурсниками [2]. Следует отметить, что старшекурсники были не только старше по возрасту, но и вообще более зрелыми и самостоятельными людьми. Практически все они работали и самостоятельно оплачивали свое обучение.
Основные ситуации, вызывающие конфликты с преподавателями, по мнению студентов, были следующими:
- грубость по отношению к студентам (особенно опоздавшим на занятия);
- опоздания отдельных преподавателей к началу занятий;
- разговоры преподавателя по сотовому телефону во время учебного процесса;
- зачитывание материала по учебникам;
- неэмоциональная манера подачи знаний.
Причины конфликтов (по мнению студентов) показаны ниже в табл.1.
Таблица 1.
Причины конфликтов преподавателей и студентов по данным анкетирования
№№ |
Поведение преподавателя, как причина конфликтов[1] |
Пол студента |
ВСЕГО |
||||
Мужской |
Женский |
абс. |
% |
||||
абс. |
% |
абс. |
% |
||||
Несправедливая оценка ответов и работ |
5 |
50,0 |
5 |
31,3 |
10 |
38,4 |
|
Неуважительное отношение, грубость, бестактность |
3 |
30,0 |
6 |
37,5 |
9 |
34,6 |
|
Раздражительный, излишне эмоциональный характер преподавателя |
2 |
20,0 |
6 |
37,5 |
8 |
30,8 |
|
Подозрительное, недоверчивое и даже агрессивное поведение |
3 |
30,0 |
5 |
31,3 |
8 |
30,8 |
|
Непонятное изложение материала |
4 |
40,0 |
4 |
25,0 |
8 |
30,8 |
|
Завышенные требования, особенно на зачете или экзамене |
4 |
40,0 |
4 |
25,0 |
8 |
30,8 |
|
Излишнее морализирование и навязывание своих морально-этических норм |
2 |
20,0 |
6 |
37,5 |
8 |
30,8 |
|
Необоснованные обвинения и упреки |
1 |
10,0 |
6 |
37,5 |
7 |
26,9 |
|
Проявление нетерпимости к другому мнению |
3 |
30,0 |
4 |
25,0 |
7 |
26,9 |
|
|
Подача устаревшего материала, чтение по книге или конспекту |
3 |
30,0 |
3 |
18,8 |
6 |
23,1 |
Как видно из табл.1, больше всего конфликты с преподавателями возникают, по мнению студентов, из-за несправедливой оценки их ответов и работ и неуважительного отношения. Меньше всего студентов беспокоит, когда преподаватель дает устаревший материал или не очень хорошо готов к занятию.
В целом все причины конфликтов можно разделить на две группы:
- Конфликты, вызванные эмоциональным поведением преподавателя (грубость, бестактность, морализирование, обвинения и упреки и т.п.).
- Конфликты, вызванные недовольством профессиональным поведением преподавателя (несправедливая оценка, некачественная подача материала, завышенные требования и т.п.).
При этом значимость этих причин у студентов и студенток различна: девушки чаще конфликтуют с преподавателями, когда им не нравится его эмоциональное поведение (бестактность, грубость, упреки, морализирование и пр.). Юноши больше реагируют на недостатки профессионального поведения преподавателя (несправедливая оценка, завышенные требования, подача устаревшего материала и пр.).
Выводы:
- Большая часть студентов СПИГ считает преподавателей вуза высококвалифицированными специалистами, они довольны качеством преподавания.
- Только 14% студентов при анкетировании отметили наличие конфликтов с преподавателями, причем в основном это были старшекурсники.
- По мнению студентов, конфликты вызывались в основном либо неправильным с их точки зрения эмоциональным поведением преподавателя либо недовольством его профессиональным поведением, причем девушки чаще указывали на первый тип причин, юноши – на второй.
Рекомендации:
- Четкое объяснение студентам критериев оценки, введение более объективных методов оценивания знаний, например, тестирования.
- Подготовка администрацией вуза специальных нормативных документов, регламентирующих действия преподавателей и студентов в случаях возникновения конфликтов.
- Повышение коммуникативной компетентности и преподавателей, и студентов путем организации специальных коммуникативных тренингов.
- Создание преподавателем атмосферы доверия – терпимость, честность в отношениях, уважение к личности студента.
Ссылки на источники:
- Игнатова Е.С. Профессиональная деятельность педагога-психолога в учебной среде вуза // European Social Science Journal. 2012. № 12. С. 117–127.
- Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М. 2010. – 220 с.
- Куприянов Р.В. Межличностный конфликт в диаде преподаватель – студент. Казань 2011.
- Ратников В.П. Конфликтология. М.2012.
- Причины возникновения конфликтов в системе высшего образования http://www.rudn.ru/fpkp/programs/Lect10.htm.
[1] Сумма процентов ответов больше 100, т.к. респондентам разрешалось отмечать сразу несколько причин конфликтов.