Полный текст статьи
Печать

В рамках обеспечения реализации образовательного проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» ФБГОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н. Толстого совместно с ФБГОУ ВПО КГУ им. К.Э. Циолковского осуществляют модульную систему сетевого взаимодействия для педагогической подготовки студентов 2-3 курсов непедагогического бакалавриата (направления подготовки «Организация работы с молодёжью» и «Техносферная безопасность», всего 27 студентов), мотивированных к педагогической деятельности.

Курс «Психологические основы работы с учащейся молодёжью» относится к модулю Б3. «Педагог как организатор образовательного пространства», курс по выбору и составляет 3 ЗЕТ (108 часов).

Цель изучения дисциплины: сформировать систему знаний о психологических основах организации работы с учащейся молодежью.

Задачи:

Обучающие:

-знакомство с основными психологическими и социально-психологическими понятиями  и принципами;

-дать студентам представление о психологических особенностях и закономерностях становления и развития молодого человека;

-ознакомить студентов с методами, методиками и приемами работы социального психолога;

-сформировать практические навыки социально-психологического мышления, способности к решению психологических ситуаций;

-сформировать социально-психологическую компетентность будущих специалистов по работе с молодежью.

Развивающие:

-развитие процессуальной мотивации учения;

-развитие профессиональных умений в отборе методов организации психологической работы с молодежью;

-развитие лидерских качеств и творческой активности.

Воспитательные:

-формирование коммуникативной культуры студентов;

-приобретение опыта работы в коллективе;

-формирование чувства ответственности.

Программой дисциплины предусмотрен социально-психологический, социокультурный анализ, связанный с поведением, общением и развитием индивидов в различном возрасте; системное изучение важнейших положений классической и современной психологии о природе и особенностях развития психики молодого человека, о согласованности поведения во времени и в разных ситуациях.

Программа дисциплины состоит из разделов, посвященных как определению предмета изучаемой дисциплины, изучению основных закономерностей, периодов и новообразований психического развития человека, так и особенностям подходов к проблеме психического развития в основных психологических школах. Также большое внимание уделяется психологической характеристике отдельных периодов становления личности, особенно в подростковом и юношеском возрасте.

Изучение дисциплины осуществляется на лекционных и практических занятиях, а также в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Учебным планом предусмотрены: лекции, практические занятия, зачёт и систематическая самостоятельная работа студентов. Чтобы обеспечить эффективность обучения, следует активно использовать все формы учебной работы: аудиторные занятия, самостоятельную учебу, консультации и др.

В лекциях преподаватель освещает основные разделы и программы, акцентируя внимание на наиболее сложных, а также дискуссионных проблемах. Изложение может носить различный характер: одни вопросы раскрываются полно, другие – частично, по третьим называются источники, которые студент изучает самостоятельно.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ её основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до студентов структуру курса и его разделы. Содержание лекций определяется настоящей рабочей программой курса.

Практические занятия – один из видов самостоятельной работы, проводимой под руководством преподавателя. Их цель – углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков практической деятельности.

Целью практических занятий является:

- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;

- применение теоретических знаний в реальной практике;

- восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его освоении.

Подготовка к практическому занятию осуществляется в соответствии с планом, который включает:

-вопросы для обсуждения

-вопросы для размышления

-теоретические и практические задания для самостоятельной работы в процессе подготовки к занятию

-рекомендуемую литературу.

При подготовке к практическому занятию студенту необходимо уяснить его тему, ознакомиться с основными вопросами, которые будут рассмотрены на занятии, и, используя материалы лекций, учебные пособия по педагогике, дополнительную литературу, осмыслить свой ответ на каждый вопрос. Желательно при этом делать небольшие выписки, составлять тезисы ответа, дополняя и расширяя тот материал, который был изложен преподавателем на лекции. После этого необходимо обратиться к заданиям длясамостоятельной работы, при выполнении которых следует руководствоваться теми рекомендациями, которые даны по каждому из этих заданий.

При обсуждении теоретических заданий на практическом занятии к ответам студентов предъявляются следующие требования:

- четкий анализ основных теоретических положений обсуждаемого вопроса с позиций современных исследований, иллюстрация их примерами из практики воспитательной деятельности учителей;

-сопоставления различных точек зрения, различных подходов к решению данной проблемы с соответствующей их аргументацией,

В ходе разбора практических заданий необходимо обосновать их выполнение с позиций психолого-педагогической теории, указать целесообразность своего решения, дать оценку эффективности своего подхода, сделать выводы.

Основные разделы дисциплины.

Раздел 1. Общие основы психологии.

Тема 1. Общие основы психологии. Психология как наука. Предмет и задачи психологической науки и практики. Природа, содержание и функции психики в жизнедеятельности и поведении человека. Основные психические явления. Их сравнительная характеристика. Основные этапы развития психологии. Отрасли психологии. Методы психологии. Психологическая наука и психологическая практика. Зарождение и эволюция психики. Происхождение и развитие психики человека. Структура психики.Сознательное и бессознательное. Психологическая характеристика сознания.

Основные формы активности человека. Психологическая характеристика деятельности.

Психологические свойства личности. Свойства и типы ВНД. Связь темпераментных особенностей с ВНД. Структура характера. Типология характеров. Способности человека, генезис их развития.

Психологические состояния личности. Эмоциональные процессы, их сравнительная характеристика. Чувства. Высшие чувства. Социальный характер чувств. Мотивы, их классификация. Характеристика волевых качеств личности.

Характеристика психических познавательных процессов. Понятие об ощущениях, их основных свойствах. Характеристика восприятия. Внимание, его виды и свойства. Память, процессы и виды памяти. Характеристика мышления и речи. Важнейшие операции мышления. Понятие о воображении, его видах и функциях.

Раздел 2. Психология личности.

Тема 2. Психология личности. Проблема личности в психологии. Понятие о личности и индивиде. Психологическая характеристика личности. Научное исследование личности. Теории личности: Психодинамическая теория личности. Аналитическая теория личности. Гуманистическая теория личности. Когнитивная теория личности. Поведенческая теория личности. Деятельностная теория личности. Диспозициональная теория личности. Направленность личности и её образование.

Раздел 3. Особенности психического развития на разных возрастных этапах.

Тема 3. Особенности психического развития на разных возрастных этапах. Психическое развитие личности. Общие закономерности и проблемы возрастного психического развития. Теории психического развития. Биогенетические и социогенетические концепции. Теория конвергенции двух факторов детского развития. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона. Теория социального научения. Теория когнитивного развития (концепция Жана Пиаже). Культурно-историческая концепция. Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина. Роль социальных факторов в развитии личности. Понятие возраста и возрастных особенностей. Периодизация возрастного развития. Психологическая характеристика возрастных кризисов.

Тема 4. Дошкольное детство как период первоначального фактического складывания личности. Исторический анализ понятие «детство». Кризис новорожденности.  Психическое развитие новорожденного, младенца. Кризис первого года жизни. Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Кризис трех лет. Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет). Процесс фактического складывания психологических механизмов личности в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования поведения детей дошкольного возраста. Формирование психики в дошкольном возрасте.

Тема 5. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет). Социальная ситуация развития. Развитие личности младших школьников. Новообразования младшего школьного возраста. Кризис семи лет. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому.

Тема 6. Подростковый возраст. Понятие подросткового периода. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте. Социальная ситуация развития. Новообразования подросткового возраста. Психологические особенности личности подростка. Физиологические изменения. Психологические изменения. Особенности личности подростков. Кризис подросткового возраста.  Развитие эмоциональной сферы и общения в подростковом возрасте. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте. Подросток и взрослые. Подросток в семье. Общество, культура и субкультура подростков. Отчужденность подростков.

Тема 7. Юность. Теории юности. Социальная ситуация развития. Новообразования юношеского возраста.  Когнитивные изменения. Специфика «Я-Концепции» в период ранней взрослости. Общение и особенности эмоциональной сферы в юношеском возрасте. Специфика личности юноши. Сексуальные ценности, поведение и просвещение. Социальная адаптация. Формирование нравственных принципов, характера, ценностей, убеждений и модели поведения. Работа и профессия.

Раздел 4. Общие и отличительные черты психологического склада юношей и девушек.

Тема 8. Общие и отличительные черты психологического склада юношей и девушек. Общие и отличительные черты психологического склада юношей и девушек. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития юношей и девушек. Половые и гендерные особенности развития юношей и девушек. Общее и различное в жизненных стратегиях и построения карьеры. Учет половых и гендерных различий в работе специалиста.

Раздел 5. Психологические особенности профессионального самоопределения личности.

Тема 9. Психологические особенности профессионального самоопределения личности. Профессионализация как фактор психического развития и формирования личности. Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности. Основные подходы к проблеме профессионального становления молодого человека в зарубежной и отечественной психологии. Понятие и сущность профессионального самоопределения. Проблема профессиональной подготовки, профессионального становления и профессиональной идентичности.

Раздел 6. Психология воспитания.

Тема 10. Психология воспитания. Теории воспитания. Институты воспитания. Средства и методы воспитания. Социально-психологические аспекты воспитания. Воспитание в младенческом и раннем возрасте. Воспитание в дошкольном и в младшем школьном возрасте. Воспитание подростков и юношей. Психологические основы учебно-воспитательной работы с детьми с отклонениями в развитии. Психологические особенности одаренных детей.

Раздел 7. Психология человеческих взаимоотношений.

Тема 11. Психология человеческих взаимоотношений. Общественные отношения и межличностные отношения. Общение и его функции. Классификация социально-психологических явлений. Виды и характеристика общностей. Характеристика общественных и межличностных отношений. Межличностное и межгрупповое взаимодействие, их признаки и уровни. Общая характеристика и взаимосвязь общественных и межличностных отношений. Понятие социальной роли. Виды социальных ролей. Место и природа межличностных отношений. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Единство общения и деятельности. Структура общения, его стороны: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Динамика межличностных отношений. Межличностная совместимость. Агрессия в межличностных отношениях. Конфликты в межличностных отношениях. Стратегии поведения в конфликте. Общение. Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Малая группа и коллектив. Межличностные отношения в группах и коллективах. Интимные межличностные отношения (дружба, любовь, вражда, одиночество). Социально-психологический анализ межгрупповых отношений.

Тема 12. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп. Проблема группы в социальной психологии. Понятие группы и её основные характеристики. Классификация социальных групп: по размеру (большие, средние, малые, микрогруппы); по организованности (формальные, неформальные); по общественному статусу (организованные, неорганизованные); по уровню развития (слаборазвитые, высокоразвитые); по значимости (референтные, нереферентные); по непосредственности взаимоотношений (реальные, условные, первичные, вторичные). Принципы исследования психологии больших социальных групп.

Тема 13. Психология массовых социальных процессов и движений.Стихийные группы и массовые движения. Субъект массовых форм внеколлективного поведения: публика, толпа, масса. Сущность и механизмы психологического воздействия. Феномены подражания, заражения и внушения в социально-психологическом смысле. Массы и массовое сознание. Слухи и сплетни: характерные черты, функции, условия возникновения, типология и особенности циркуляции.

Психологические особенности поведения и эмоционального состояния в толпе. Специфические особенности случайной, конвенциональной, экспрессивной, агрессивной, панической, стяжательской и экстатической толпы.

Основные формы стихийного поведения. Массовая паника и массовая агрессия как социально-психологическое явления.

Тема 14. Социально-психологическая характеристика малых групп. Общие проблемы малой группы в социальной психологии. Малая группа и её структурная организация. Понятие группы и её основные характеристики. Виды групп: условные, реальные, возрастные, половые, естественные, лабораторные, формальные, неформальные, слаборазвитые, высокоразвитые, референтные, нереферентные, диффузные. Коллектив как высшая форма развития группы. Социометрическая структура малой группы. Композиционная структура малой группы. Характеристика структур межличностных предпочтений и функциональных отношений. Коммуникативная структура малой группы. Психология малой группы: взаимоотношения, их виды (общественно – политические, служебные, внеслужебные); принципы установления взаимоотношений (уважения и субординации, сплочённости, гуманизма); групповые устремления, их виды и функции (индивидуально-мотивационная, организационно-функциональная, ценностно – нормативная); характеристика группового мнения, его функции (информации, воздействия, оценки) и этапы формирования; особенности групповых настроений; виды традиций: по содержанию (трудовые, учебные, боевые, бытовые, спортивные), по принадлежности к сферам проявления ( общенародные, национальные, классовые, территориальные, возрастные, внутригрупповые, профессиональные, смешанные), по сферам проявления (политические, моральные, художественные, правовые, религиозные).

Тема 15. Группы в системе управления и групповая динамика. Динамические процессы в малой группе. Социально-психологические аспекты развития группы. Характеристика групповых процессов. Образование и развитие малой группы. Структуры социальной власти в малой группе. Лидерство в группе, его виды. Руководство группой как форма управления. Процесс группового давления. Межличностные отношения в группе. Процесс принятия групповых решений. Характеристика внутригруппового межличностного конфликта. Развитие малой структуры. Групповое сплочение и определяющие его факторы.

Тема 16. Социально-психологический анализ межгрупповых отношений. Психология межгрупповых отношений. Понятие и структура взаимоотношений социальных групп. Ценностный характер взаимоотношений социальных групп, их действенная сторона. Процесс социального обмена и формирование межгрупповых взаимоотношений. Проблема развития, процесс и технология формирования взаимоотношений социальных групп. Этапы формирования взаимоотношений социальных групп. Процессы самокатегоризации, внутригрупповой идентификации, формирования группового сознания. Процесс обмена социально-психологическими отношениями между группами. Регулирование взаимоотношений: саморегуляция групп, межгрупповой конфликт.

Тема 17. Управленческая деятельность в экстремальной ситуации. Понятие управления в социальной психологии. Структура подсистем управления в системах «человек-человек». Понятие экстремальных ситуаций. Психологический и профессиональный стресс. Теоретическая и практическая значимость вопросов саморегуляции и самоконтроля личности. Роль индивидуально-психологических особенностей личности в проявлениях самоконтроля. Подготовка молодежи к работе в экстремальных психологических условиях.

Глубокое усвоение теоретических знаний, формирование потребности в постоянном их пополнении и обновлении, овладение рациональными приемами и методами самообразования, развитие педагогического мышления обеспечивается на основе качественной самостоятельной работы каждого студента.

Самостоятельная работа студента должна быть направлена на осмысление программы требований, усвоение материала лекций и учебных пособий, чтение и анализ специальной литературы, указанной в программе и рекомендованной преподавателем.

При изучении любого вопроса студентам обязательно нужно использовать свой практический опыт: критически его проанализировать, сделать для себя необходимые выводы.

 

Самостоятельная работа студентов

 

Задания

Часов

Формы контроля

1

Подготовка рефератов по основным темам

18

Защита рефератов

2

Сравнительный анализ выстраивания перспектив собственного личностного развития

2

Проверка выполнения задания

3

Анализ комплексных диагностических методик выявления личностных проблем молодёжи

2

Проверка выполнения задания

4

Подготовка к занятию «Возрастные психологические кризисы» - составление таблиц

2

Выборочная проверка выполнения

5

Анализ тестовых методик обследования ребёнка с целью выявления уровня дезадаптации

2

Проверка выполнения задания

6

Анализ акцентуаций характера подростка (методика Леонгарда-Шмишека)

2

Отчёт о результатах диагностики

7

Сочинение на тему «Психологические особенности подросткового и юношеского возраста»

2

Обсуждение на занятии

8

Конспектирование статей из списка литературы о гендерных различиях

2

Проверка конспектов

9

Сравнительный анализ этапов собственного профессионального самоопределения

2

К экзамену

10

Подготовка рефератов о роли воспитания в развитии личности

2

Защита рефератов

11

Подготовка и проведение социометрического исследования малой группы

2

Письменный анализ результатов

12

Составление таблиц «Психологические процессы в малой группе»

2

К экзамену

13

Сочинение на тему «Современные групповые традиции, их обоснованность, достоинства и недостатки»

2

Обсуждение на занятиях

14

Конспектирование статей из списка литературы к практическим занятиям

2

Проверка конспектов

 

Описание критериев оценки итоговой формы контроля. «Зачтено» ставится, если студент демонстрирует содержательный и логично выстроенный ответ на поставленный вопрос, ориентируется в различных теоретических подходах к проблеме, выявляет связь с будущей профессиональной деятельностью. «Не зачтено» ставится, если студент не раскрывает содержание вопроса и не представляет его в структуре курса, не выявляет практико–прикладное строение вопроса.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

-основные ключевые понятия и принципы социальной и педагогической психологии;

-основные положения о психологических особенностях и закономерностях становления и развития молодого человека; 

-основные методы, методики и технологии психологической работы с учащейся молодежью;

уметь:

-применять практические навыки социально-психологического мышления, способности к решению психологических ситуаций;

-применять основные методы, методики и технологии психологической работы с учащейся молодежью;

-диагностировать и анализировать психологическое состояние молодых людей в различных жизненных ситуациях;

-обеспечивать психологическое сопровождение детей, подростков, молодых людей.

Владеть:

-приемами организации психологической работы с учащейся молодежью;

-приемами проведения рефлексии профессиональной деятельности в области организации психологической работы с учащейся молодежью.

-Знания, полученные в результате изучения дисциплины «Психологические основы работы с учащейся молодежью», необходимы в практической работе педагога для осуществления эффективного взаимодействия и управленческой деятельности индивидами и группами.