Полный текст статьи
Печать

В процессе преподавания дисциплин в рамках реализации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) преподавателями ТГПУ им. Л.Н. Толстого использовались разнообразные нетрадиционные формы организации занятий, которые предполагали необычный замысел, нестандартную внутреннюю структуру, логику проведения, отличающуюся от привычных академических лекций и семинаров, своеобразные способы организации деятельности участников, основывающиеся на коллективном обсуждении проблем, активном взаимодействии обучающихся, обмене мнениями между ними, нацеленном на осмысленное, личностно-заинтересованное, компетентное освоение содержания изучаемой темы.

Кратко охарактеризуем некоторые из используемых нами нетрадиционных форм организации аудиторных занятий, которые показали наибольшую эффективность в процессе преподавания курса "Психология девиантного поведения".

Лекция - визуализация позволяла акцентировать внимание на изучаемых проблемах посредством визуальной подачи учебного материала с использованием различных технических средств обучения, аудио- и видеотехники, мультимедийных технологий, раздаточного материала для студентов.

Лекция - актуальное интервью представляла собой вариант микропреподавания. Несколько студентов, выступающих в роли психологов, медицинских работников, политиков, социальных работников, педагогов, родителей, заранее подготовившихся к занятию, проводили свой мини-фрагмент лекции, отвечая на вопросы аудитории, которая превращалась в представителей СМИ, корреспондентов из разных печатных и интернет- изданий, телеканалов и пр.

Проблемная лекция предполагала введение нового знания, касающегося понимания девиации и девиантного поведения в психологической науке, как неизвестного, которое необходимо "открыть".

Лекция - пресс-конференция отличалась тем, что преподаватель, озвучив тему, получал от студентов письменные вопросы, на которые отвечал в логической последовательности изложения содержания в течение занятия.

Лекция - провокация строилась как преподнесение материала с заранее запланированными ошибками, которые студенты должны были обнаружить в ходе занятия, вычленить неверную или неточную информацию, выступая таким образом в качестве экспертов, рецензентов, оппонентов.

Лекция - диалог была основана на организации непосредственного контакта преподавателя с аудиторией с целью выявления имеющихся у будущих педагогов мнений, точек зрения на изучаемую проблему, уровня их осведомленности по рассматриваемой теме, степени готовности к восприятию нового материала, актуализации, имеющиеся знаний по обсуждаемому вопросу, привлечения индивидуального опыта студентов, активизации различных типов мышления в ситуациях «учебного незнания».

Лекция с элементами инсценизации предоставляла возможность наглядного представления в рамках учебного занятия некоторых фрагментов мероприятий, проводимых в разных образовательных учреждениях с целью профилактики девиантного поведения обучающихся.

Бинарная лекция строилась как живое диалогическое общение двух лекторов между собой, каждый из которых представлял изучаемое явление с определенной точки зрения. В нашем случае одним лектором был преподаватель, выступающий как психолог-практик, другим - специально подготовленный студент (теоретик).

Лекция с демонстрацией психологических опытов акцентировала внимание слушателей на анализе конкретных экспериментов, лабораторных испытаний, которые проводились в рамках изучаемой проблематики в отечественной психологии и за рубежом. Большинство психологических опытов демонстрировалось в виде слайдов с фотографиями, видеороликов. Отдельные эксперименты воспроизводились непосредственно на занятии в аудитории с участием самих студентов.

Проблемно-проектный семинар предполагал организацию работы студентов в подгруппах, каждая из которых в конце занятия должна была разработать проект решения поставленной перед ней проблемы.

Практическое занятие с элементами психотренинга было ориентировано на практическое обучение будущих педагогов, способствовало отработке конкретных умений и навыков.

Круглый стол основывался на принципе коллективного обсуждения проблемы. Здесь будущие педагоги обменивались информацией, учились проводить ее критический анализ, обосновывали и отстаивали свои убеждения. Наибольшая активность группы отмечалась, когда обсуждаемые вопросы затрагивали профессионально или личностно значимые проблемы, трансформировались на конкретные ситуации, с которыми студенты сталкивались в собственной жизни, требовали доказательства предлагаемых вариантов решения.

Семинар - дискуссия отличался тем, что основное время на нем отводилось свободному обмену мнениями, идеями и взглядами по вынесенному на обсуждение спорному вопросу. Преподаватель выполнял функцию управления процессом развития групповой дискуссии, провоцировал столкновение позиций, использовал коллективное мнение группы для убеждения, преодоления житейских установок и ошибочных представлений отдельных студентов, ненавязчиво подводя участников в конце занятия к необходимому обобщению и выводу.

Практическое занятие с использованием технологии case-study было ориентировано прежде всего на анализ конкретных практических ситуаций, позволяющих выявить и понять психологические причины девиантного поведения. Ситуации брались из последних новостных передач, региональных газет, личного опыта студентов и преподавателя и предъявлялись в виде устного изложения или коротких видеофрагментов. Студенты работали в подгруппах и парах.

Деловая игра "Родительское собрание" предполагала обсуждение поставленной проблемы в ролях "классного руководителя", "родителей", "психолога", "медицинского работника", "сотрудника полиции", "юриста", "социального работника", "сотрудника отдела по борьбе с организованной преступностью", "сотрудник отдела по госнаркоконтролю" и др.

Психологическая консультация представляла собой разновидность деловой игры. Студенты разбивались на подгруппы, каждой из которых предлагалось разыграть определенную, заданную преподавателем ситуацию по ролям: "ученик с девиантным поведением", "родитель", "школьный учитель", которые пришли на прием к "психологу". В разных ситуациях персонажи имели различные позиции.

Психологическая мастерская предполагала решение практических психологических задач разного типа по проблематике дисциплины, которые включали приобретённые будущими педагогами научные знания в жизненный контекст их профессиональной деятельности.

Ток-шоу "Пусть говорят" представляло собой вариант деловой игры с приглашением в импровизированную студию участников проблемной ситуации, специалистов, подключением аудитории к обсуждению решаемых вопросов, использованием "подсадных уток".

Опыт преподавания дисциплины "Психология девиантного поведения" позволил сделать вывод о том, что гибкое сочетание разнообразных нетрадиционных форм организации аудиторных занятий способствует созданию оптимальных условий для компетентностного освоения студентами учебного материала, который подается в интересной, необычной форме; вовлечению участников в многообразные виды деятельности (фронтальную, коллективную, групповую, парную, индивидуальную); погружению обучающихся в контекст будущей профессии; оптимальному сочетанию изучения теоретических основ дисциплины с формированием практических навыков в ситуациях, приближенным к реальной жизни, что в совокупности дает мощный стимул в обучении, мотивирует и активизирует учебно-профессиональную деятельность будущих педагогов. Кроме этого, при получении обратной связи участники апробации отметили, что нетрадиционная форма проведения занятий способствовала снятию излишнего напряжения, созданию эмоционально-привлекательной атмосферы, возникновению личностной заинтересованности каждого в изучаемом материале, стимулировала мыслительные процессы, предоставляла возможность раскрыться с новой стороны, проявить себя в условиях творческого поиска.