Полный текст статьи
Печать

Модернизация образования в современной России требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному образованию нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. Сегодня образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с обучающимися и их родителями, коллегами, обществом в целом. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов.

Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Попытка определения умений и компетенций современного учителя в условиях построения общества знаний во многих странах ЕС стала важнейшим элементом образовательной политики применительно к начальным программам педагогического образования. Во многих случаях эти попытки оказались направленными на разработку профилей и стандартов, которые могли бы послужить основанием для построения не только программ подготовки учителя, но и его введения в профессиональную деятельность и сертификацию. Определение таких профилей компетенций ставится в соответствие тем профессиональным задачам, которые современный учитель должен быть способен решать. Таким образом, особый акцент в готовности будущего учителя к профессиональной деятельности переносится сознания конкретного содержания образовательной программы на те компетенции, владение которыми учитель должен продемонстрировать в своей профессиональной деятельности [5].

Программа модернизации педагогического образования в России на 2014–2017 годы ставит перед педагогическим сообществом чрезвычайно серьезные задачи, основной среди которых названа разработка новой системы подготовки педагогов. Её практико-ориентированный характер должен способствовать усилению развития практических компетенций через длительную практику и стажировку в школах-партнерах [1], что будет обеспечено учебным процессом, спроектированным в инновационной – модульной структуре [2].

Основная цель модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) состоит в приведении программ подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога (и профессиональных стандартов других педагогических работников).

Исходя из этой цели, выпускник программы подготовки педагогических кадров должен быть в полной мере готов к осуществлению своей профессиональной деятельности в классе в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте. Другими словами, его деятельность как педагога предполагает овладение профессиональными (трудовыми) действиями, описанными в профессиональном стандарте, а также компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления.

Модернизация ОПОП в этой связи предполагает, прежде всего, профессионализацию подготовки педагога, т.е. такую модель его практико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами - профессиональным стандартом, что обеспечивает, в свою очередь, возможность полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС общего образования [4].

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется новыми компетенциями, призванными помочь учителю в решении стоящих сегодня перед ним проблем, во многом обусловленных началом реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В данном документе в четвертом параграфе «Содержание профессионального стандарта педагога» сформулированы требования к должностным обязанностям педагога, реализация которых должна повлечь изменение стандартов высшего педагогического образования и, как следствие, актуализацию учебных программ по дисциплинам профессионального цикла.

Необходимость личного и профессионального развития будущего бакалавра в условиях освоения федеральных государственных образовательных стандартов потребовала создания новой информационно-образовательной среды, требующей сформированности у студентов новых профессиональных компетенций [3].

Идея компетентностного подхода в отечественной науке не нова. Компетентностный подход в образовании широко представлен работами И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и мн. др. Новый этап в исследовании компетенций связан с работами В.Д. Шадрикова, которые вносят значительный вклад в развитие компетентностного подхода [8]. В.Д. Шадриков исходит из определения, согласно которому, компетенция – это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.«Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции – это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится с субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» [8, с. 15].

Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на её составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева [6] определяет профессионала-педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нём и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. Таким образом, современное понимание понятия «компетентностный подход» – это попытка по-новому посмотреть на цели образования.

Для разделения общего и индивидуального необходимо отличать синонимически используемые понятия "компетенция" и "компетентность". Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [7].

Необходимо отметить, что подготовленный и квалифицированный учитель должен соответствовать широкому спектру требований, включающему знания, умения и компетенции, профессиональные ценности и практический опыт. Это предполагает гораздо более широкий взгляд на формирование развития профессиональных компетенций учителя, нежели узкое понимание компетенций как способности к применению знаний. С этой точки зрения следует рассматривать компетенции как своеобразные комплексы, объединяющие теорию, практику и способность рефлексивного отношения к ней (своей и чужой). При этом нужно отметить, что некоторые компетенции и квалификации могут быть освоены только после начала профессиональной деятельности.

Невозможно переоценить роль и квалификацию преподавателей в программах подготовки учителя.Важно отдавать себе отчет в том, что уровень квалификации преподавателей в программе подготовки учителей должен предполагать не только высокий уровень академических знаний и исследовательской деятельности, но и практический опыт в том виде профессиональной деятельности, в котором осуществляется подготовка будущих учителей. Иначе говоря, учителя будущих учителей в программах профессиональной подготовки должны быть частью учительской профессии и располагать существенной квалификацией в этой области [5].

В качестве примера возможностей формирования компетенций в соответствии с профессиональным стандартом педагога у студентов бакалавриата остановимся на опыте реализации дисциплины ««Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды».

Современные отечественные образовательные стандарты высшего профессионального образования предполагают изучение курса «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» на уровне магистратуры по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование». К сожалению, на уровне бакалавриата такая дисциплина не предусмотрена. КГУ им. К.Э. Циоковского и ТГПУ им. Л.Н. Толстого в 2014 году заключили договор о сотрудничестве в рамках реализации образовательного проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» (студенты 2-3 курсов непедагогического бакалавриата, направления подготовки «Организация работы с молодёжью» и «Техносферная безопасность», всего 27 человек). В учебном плане данного направления предусмотрен модуль «Педагог как организатор образовательного пространства», в котором представлен курс «Основы проектирования психологически безопасной образовательной среды».

В результате изучения дисциплины студент должен знать показатели и критерии психологического комфорта и безопасности образовательной среды, факторы, дестабилизирующие психологический комфорт и безопасность; уметь организовывать и управлять процессом целенаправленного проектирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды; владеть методическим инструментарием процесса формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды, способами предупреждения и преодоления угроз и рисков образовательной среды.

Для того, чтобы обеспечить возможности формирования компетенций, необходимо было найти ответы на следующие вопросы:

- какие наиболее важные  цели  нужно достичь в этой деятельности, чтобы говорить, что результаты достигнуты;

- какие навыки должен иметь человек, чтобы адекватно выполнить эту работу;

- какие знания нужны, чтобы ее выполнить;

- какие личностные особенности и качества требуется от человека, чтобы он мог справиться с этими заданиями.

Как показывает наш опыт, в процессе формирования необходимых компетенций у студентов встречаются следующие проблемы:

- недооценка роли поведения в целом

- неумение ясно определить адекватные формы поведения

- неумение оценить собственное поведение

- неспособность или неготовность изменять свое поведение

- неумение описать результаты профессиональной деятельности в терминах компетенций

Идея компетентностного подхода в преподавании данной лисциплины реализовывалась на нескольких уровнях:

- знать – онтологический уровень;

- уметь - поведенческо-деятельностный уровень;

- владеть - уровень способностей;

- быть - личностный, смысловой уровень;

Материалы курса были разделены на 4 блока, предполагающих лекционные и практические занятия:

- Методологические и теоретические основы психологической безопасности образовательной среды;

- Технологии сопровождения психологической безопасности образовательной среды;

- Управление стрессом и профилактика выгорания;

- Психологическая диагностика безопасности образовательной среды.

Основное время для изучения дисциплины представлено самостоятельной работой студентов.

Для обеспечения возможностей формирования необходимых компетенций, предусмотренных профессиональным стандартом педагога, темы данного курса были интегрированы с дисциплинами данного модуля: «Формирование безопасной и комфортной образовательной среды», «Педагогика как наука и искусство», «Психодиагностика в образовательной практике учителя», «Психология взаимодействия в образовательной среде», «Этика образования и воспитания». К сожалению, нам не удалось проверить сформированность компетенций во время прохождения студентами практики по причине недостаточности времени для их появления и проявления. Однако на основании анкетирования обучающихся можно утверждать, что представления студентов о психологически комфортной и безопасной образовательной среде существенно изменились.

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на  формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.