Полный текст статьи
Печать

23-24 сентября 2016 года на базе Сургутского государственного педагогического университета состоялась научно-практическая конференция ««Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога». Конференция проводилась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №16-16-86503.

Для участия в конференции были приглашены научные работники, преподаватели вузов, докторанты, аспиранты, студенты, занимающиеся научно-исследовательской работой, специалисты органов управления образованием, руководители и педагоги образовательных организаций. Более 150 человек прошли регистрацию и приняли активное участие в ее работе. Программа конференции предусматривала выступления ученых, занимающихся разработкой проблем профессионального образования, специалистов, осуществляющих подготовку педагогических кадров в условиях реализации Профессионального стандарта педагога, педагогов-практиков, реализующих инновационные технологии образования, докторантов, аспирантов и студентов, а также других специалистов, интересующихся проблемой внедрения Профессионального стандарта педагога.

Участники конференции обсудили опыт работы вузов по внедрению основных положений Профессионального стандарта педагога. Первый день конференции проходил в формате пленарного заседания и работы пяти круглых столов. В рамках пленарного заседания участникам были представлены доклады различной тематики, охватывающие вопросы инновационной подготовки будущих студентов, выделения поля проблем в реализации положений Профессионального стандарта педагога. Так, в выступлении Томазовой Анны Николаевны, заместителя директора департамента образования Администрации города Сургута, освещались вопросы обеспечения непрерывного профессионального роста молодых специалистов в муниципальной системе образования Сургута. Особое внимание Анна Николаевна обратила на проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги при адаптации к профессиональной деятельности, выделила эффективные технологии поддержки молодых специалистов в этот трудный для них период. Привлекло внимание присутствующих на конференции и эмоциональное выступление Емельяновой Ирины Евгеньевны, доктора педагогических наук, доцента, заведующего базовой кафедрой педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». Она продемонстрировала опыт практической деятельности по реализации технологий включения магистрантов в исследовательскую работу, поддержки инициатив педагогов в реализации собственных проектов на базовых кафедрах университета. Яркова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева (филиал) ТюмГУ в г.Тобольске представила доклад по теме: «Проблемные поля в подготовке современного учителя в условиях реализации Профессионального стандарта педагога». Опираясь на позиции отечественных и зарубежных ученых в трактовке понятия качества образования, докладчик выделила факторы, обеспечивающие стабильное развитие профессионального образования и определила некоторые возможности по решению проблем, возникающих у преподавателей вузов при реализации требований Профессионального стандарта педагога. Обоснованное продолжение затронутых вопросов прозвучало в докладе Носовой Людмилы Николаевны, проректора по инновационной деятельности БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», кандидата психологических наук, доцента. В рамках обсуждения вопросов конференции Людмила Николаевна сделала акцент на технологиях и условиях саморазвития педагога, подкрепив теоретические посылки примерами опыта работы Сургутского государственного педагогического университета, который является базовой площадкой по реализации предлагаемых изменений в Федеральный образовательный стандарт высшего образования.

Работа конференции продолжилась после обеда. Руководителями круглых столов к обсуждению предлагался широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность теории и практики применения положений Профессионального стандарта педагога в образовательной среде. Например, участники круглого стола «Методики и технологии реализации компетентностно-деятельностного подхода при обучении студентов ВУЗов» в режиме дискуссии обсудили проблемы, обозначенные на пленарном заседании. Руководителем круглого стала - Абрамовских Натальей Викторовной, доктором педагогических наук, профессором кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» было предложено рассмотреть следующие вопросы: содержание и преемственность образовательных программ на различных уровнях образования; социальное партнерство как ресурс профессиональной подготовки будущего педагога; духовно-нравственное развитие и воспитание будущих педагогов; развитие профессиональной компетентности студентов педагогических вузов в условиях реализации положений Профессионального стандарта педагога; воспитательные ресурсы учебных занятий в повышении профессиональной культуры будущих педагогов. Заявленные для обсуждения вопросы рассматривались участниками круглого стола в контексте основных положений Профессионального стандарта педагога. Так как среди участников были преподаватели из разных вузов, то всем был интересен опыт коллег по внедрению требований Профессионального стандарта педагога. Особое внимание в выступлении Верхотуровой Юлии Анатольевны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики, Уральского государственного педагогического университета уделено реализации деятельностного подхода к содержанию профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей. Бинарное выступление Каратаевой Натальи Александровны, кандидата педагогических наук, доцента ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» и Крежевских Ольги Валерьевны, кандидата педагогических наук, доцента ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» позволило слушателям развернуть дискуссию в поле организации взаимодействия между различными организациями системы образования. Сыртланова Нэлли Шамильевна, кандидат педагогических наук, доцент, БГПУ им. М.Акмуллы поддержала своих коллег в актуальности решения вопросов сетевого взаимодействия и поделилась опытом работы своего коллектива по применению проектной деятельности, направленной на поддержку студенческих инициатив. Эффективный опыт взаимодействия с вузом представили практические работники Ратикова Ирина Николаевна, зам. директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СШ №38, г.Сургут и Карловская Наталья Павловна, начальник отдела координационной работы и методического обеспечения Муниципального казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Все участники круглого стола отметили: проведение дискуссий в рамках научно-практических конференций необходимо и крайне полезно, так как способствует профессиональному и личностному росту преподавателей, педагогов и руководителей, заставляет по-новому взглянуть на свою работу, дает толчок к творчеству, позволяет познакомиться с эффективным опытом.

Работа одного из круглых столов была посвящена рассмотрению ключевых педагогических подходов к реализации современных технологий в системе общего образования. Руководители заседания - Толмачева Вера Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» «Сургутский государственный педагогический университет» и Запольская Елена Леонидовна, директор, МБОУ НШ Перспектива, кандидат педагогических наук – отметили несомненную важность освоения и применения современных психолого-педагогические технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной школьной среде.

Заявленные для рассмотрения доклады представляли опыт педагогов образовательных организаций по реализации основных положений профессионального стандарта педагога в практике работы. Так, Стерхов Алексей Алексеевич, методист, председатель научно-методического совета гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца, г.Сургут представил опыт использования системно-деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании православных обучающихся, представив наработки педагогов православной гимназии. Продолжая раскрывать аспекты воспитательной функции Чуранова Олеся Владимировна, начальник отдела психолого-педагогической консультации и коррекции Муниципального казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» представила опыт реализации проекта «Школьные службы медиации (примирения) в общеобразовательных организациях», вызвав интерес у педагогических работник иных образовательных организаций.

Обращаясь к закономерностям и принципам построения и функционирования образовательных систем Запольская Елена Леонидовна, директор, МБОУ НШ Перспектива, кандидат педагогических наук представила опыт проектного управления развитием современной начальной школы, детально отразив собственные разработки и всего педагогического коллектива школы.

В продолжение разговора Белоцицко Наталья Александровна, учитель английского языка МБОУ НШ Перспектива, Янкова Елена Валериевна, учитель английского языка МБОУ НШ Перспектива в своем докладе отразили умение работать с различными категориями детей как приоритет профессионального стандарта педагога.

Во все времена актуальной являются тема воспитания гражданина-патриота. Опыт формирования у обучающихся гражданской ответственности и правосознания во внеурочной деятельности представила Вакилова Гузель Азуатовна, учитель истории МБОУ СОШ №13.

Особо интересен был доклад молодого педагога Матийчук Юлии Александровны, учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 13 с докладом, отражающим особенности использования проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка. Яркой точкой в секционном заседании стало выступление Подлесной Натальи Викторовны, педагога, МБОУ лицей №3 с достаточно редкой, но весьма актуальной проблемой современной начальной школы использования сленга в школьных СМИ.

Участники круглого стола отметили, что обсуждаемые темы нуждаются в дальнейшей проработке и могут служить основанием для запроса на их научно-методическую разработку педагогам высшей школы.

Участниками круглого стола «Возможности совершенствования современных образовательных методик для различных типов школ и образвательных организаций» (руководители Синебрюхова Вера Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» и Карпова Людмила Леонидовна, заместитель директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе МБОУ НШ Перспектива) были рассмотрены актуальные для выбранного направления вопросы. Так, Колосовой Алёной Игоревной, экспертом Муниципального казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» значительное внимание было уделено рассмотрению современных подходов к оценке психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях деятельности психолого-медико-педагогической комиссии». В своем выступлении докладчик акцентировал внимание аудитории на опыте деятельности ПМПК при департаменте образования администрации г.Сургута. В выступлении Карповой Людмилы Леонидовны, заместителя директора по внеклассной внешкольной воспитательной работе МБОУ НШ «Перспектива» было обращено внимание на событийный подход как одной из эффективной технологии взаимодействия семьи и школы. Докладчиком был представлен собственный опыт организации деятельности всех участников образовательного процесса при реализации авторского инновационного проекта «Улица без разделительной полосы» или «Перспективный-Я!». Не менее актуальным и привлекательным для слушателей стал опыт Котомановой Леси Дмитриевны, педагога-психолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 13 о проективных методах работы с детьми младшего школьного возраста в качестве средств психокоррекции, личной терапии и развития воображения. Важно отметить, что в выступающей был не только представлен описательный опыт, но и представлен необходимый диагностический материал, который активно используется в практической деятельности педагога психолога. В выступлении Сероокой Оксаны Евгеньевны, учителя МБОУ НШ Перспектива на тему «Судьба России – в руках учителя» была затронута личность учителя, раскрыты характеристики его не только профессиональных качеств, но и личностных.  Суждения докладчика были аргументированы убедительными фактами из своей профессиональной жизни и жизни своих близких и коллег. Таким образом, в рамках круглого стола были рассмотрены проблемы, имеющие непосредственное отношение к современным преобразованиям, реализующим в последние годы в системе образования в нашей стране, и позволяющим обратить внимание на деятельность педагога с учетом требований профессионального стандарта. Участниками было отмечено, что взаимодействие всех целевых групп системы образования – учителя, педагоги-психологи, преподаватели высшей школы, студенты, позволит всестороннее рассмотрение проблем процесса совершенствования современных образовательных методик для различных типов школ и образовательных организаций и обеспечит динамику его результатов. 

Участники круглого стола «Проблемы и перспективы внедрения профессионального стандарта педагога в сфере дошкольного образования» обозначили, что новый статус российской системы дошкольного образования как первого уровня общего образования требуют от педагогического сообщества осмысления произошедших перемен и приведения образовательного процесса в организации в соответствии федеральными требованиями. Руководители круглого стола – Зырянова Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» и Белик Яна Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий МБДОУ №40 «Снегурочка» г. Сургута подчеркнули, что Профессиональный стандарт педагога является своевременным и необходимым документом для системы образования. Педагог дошкольного образования как центральная фигура образовательного процесса в современных условиях должен обладать такими компетенциями как:  работа с одаренными детьми; работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; владение современными информационно-коммуникативными технологиями, знание и использование социальных сетей; определение зоны ближайшего развития ребенка, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития детей и др.

В выступлениях участники круглого стола поднимали следующие вопросы: проблемы внедрения Профессионального стандарта педагога в ДОО, Профессиональный стандарт как средство управления повышением квалификации современного педагога, совершенствование развивающей деятельности педагога ДОО в рамках внедрения Профессионального стандарта, профессионализм воспитателя как одно из важнейших условий построения системы качественного дошкольного образования в контексте ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога, реализация приоритетных направлений в образовании ХМАО-Югры: поддержка и развитие детской одаренности в системе дошкольного образования; поддержка исследовательской активности ребенка и развитие исследовательских способностей детей через проектную деятельность и др.

Заявленные для обсуждения вопросы рассматривались участниками круглого стола в контексте основных положений Профессионального стандарта педагога. Среди участников круглого стола были педагоги-практики и преподаватели из разных вузов. Особое внимание в выступлении Лашковой Лии Луттовны, доктора педагогических наук, профессора кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» было уделено проблеме проектирования эффективной образовательной среды дошкольной образовательной организации, что позволило слушателям развернуть дискуссию в плане организации взаимодействия СурГПУ с дошкольными образовательными организациями г. Сургута. Выступление Петрухиной Татьяны Александровны, заведующего МБДОУ №3 «Эрудит» г. Сургута было направлено на освещение проблем внедрения Профессионального стандарта педагога, с которыми сталкиваются практические работники дошкольных образовательных организаций. К ним Татьяна Александровна отнесла проблему соответствия образования педагогов требованиям стандарта, проблему обучения педагогов работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Белик Яна Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий МБДОУ №40 «Снегурочка» г. Сургута и Крутякова Татьяна Ивановна, заведующий МБДОУ №43 «Лесная сказка» г. Сургута осветили опыт работы дошкольной образовательной организации по организации педагогической деятельности в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога. Петрова Светлана Ивановна, заместитель заведующего по УВР МБДОУ №40 «Снегурочка» г. Сургута подчеркнула, что Профессиональный стандарт педагога является средством управления повышением квалификации современного педагога дошкольного образования и обозначила это на примере реализации проекта внутрифирменного обучения в ДОО «Профессионал». Особое внимание привлекло выступление музыкального руководителя МБДОУ №25 «Родничок» г. Сургута Ферзалиевой Анжелы Тельмановны, которая обозначила проблему педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности в дошкольной образовательной организации. Педагог акцентировала внимание на таком положении Профессионального стандарта педагога, как участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста. Эффективный опыт по организации проектной деятельности в ДОО в условиях реализации Профессионального стандарта педагога раскрыла Макаренко Елена Викторовна, старший воспитатель МБДОУ №77 «Бусинка» г. Сургута. Каратаева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» и Крежевских Ольга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» особое внимание обратили на технологию оценки результативности, эффективности и качества работы педагога дошкольного образования.

По итогам работы круглого стола были выдвинуты следующие предложения: содействовать повышению профессионального уровня, педагогической компетентности, психолого-педагогических знаний педагогических работников дошкольных образовательных организаций за счет курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации и, в том числе, за счет сформированных управленческих команд; с целью диссеминации конструктивного опыта внедрения Профессионального стандарта педагога продолжить регулярную организацию семинаров, круглых столов, конференций, совещаний по проблемам дошкольного образования с привлечением педагогов из других регионов России.

Участники  круглого стола «Совершенствование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в условиях введения профессионального стандарта» (руководители: Абашина Валентина Васильевна, к.п.н., доцент, кафедры теории и методики дошкольного и начального образования и Кадырова Елена Петровна, заведующий МБДОУ №9 «Метелица») обсудили   следующие проблемы: какие требования к профессиональной компетенции и личностным  качествам предъявляет Профессиональный стандарт педагога, как в детских садах реализуется программа управления совершенствованием профессиональной компетенцией педагогов и как формируется готовность педагогов к переходу на профстандарт, какова роль методической службы и каковы новые задачи руководителя  ДОО в сложившейся ситуации, каковы пути сотрудничества ДОО с вузом. 

Все выступающие говорили о том, что введение Профстандарта  педагога предполагает более высокий уровень требований к его компетенции и предлагали пути её совершенствования. В частности, Кадырова Елена Петровна, представила результаты инновационной  деятельности своего педагогического коллектива по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога. О необходимости развития профессиональной компетентности педагога к исследовательской деятельности говорилось в выступлении Широковой Светланы Александровны, заместителя директора по УМР МБОУ «Начальная школа №42 г. Сургута. Развитию коммуникативной компетентности педагога, его компетентности в развитии речи дошкольников речь шла в выступлении Унитицкой Айгуль Ранифовны, воспитателя МБОУ «Начальная школа №42» и Козловской Ольги Васильевны, воспитателя МБДОУ №79 «Садко» г. Сургута.

Притуло Анна Викторовна, заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя образовательная школа №26» г. Сургута поделилась опытом формирования методической компетенции педагогов  ДОО на основе составления индивидуальной траектории её развития. Корцева Татьяна  Владимировна, заведующий  МБДОУ №84, представила  опыт использования компетентностно-деятельностного подхода к  развитию профессиональной компетентности педагогов в своей дошкольной организации. Преподаватели кафедры дошкольного и начального образования (Абашина Валентина Васильевна, к.п.н., доцент; Якоб Светлана Александровнта, преподаватель; Филиппова Аксана Равильевна, старший преподаватель;) представили опыт формирования готовности  будущих педагогов  дошкольного образования  к  профессиональной деятельности в соответствии  с требованиями Профстандарта педагога.

Все участники круглого  стола отметили важность состоявшегося разговора и решили в рамках социального партнёрства продолжать совместную работу кафедры дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета с педагогическими коллективами ДОО по подготовке и повышению квалификации педагогов дошкольного образования. 

В рамках конференции 24 сентября 2016 г. осуществлялось проведение форума молодых ученых, работа которого строилась в формате круглых столов, где обсуждались результаты исследований бакалавров, магистрантов, аспирантов, обучающихся по педагогическому направлению профессиональной подготовки.

В рамках работы Форума молодых ученых был организован круглый стол «Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования» (Руководитель: Алексеева Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»). В работе круглого стола приняли участие магистранты первого и второго года обучения (педагогическое образование, направленность  «Инновационная начальная школа»), студенты 4 и 2 курсов бакалавриата, направленность «Начальное образование». Всего 30 человек.

Выступления магистрантов и студентов 4 курса имели большой воспитательный эффект, т.к. студенты видели результаты своего труда, что вызывало стремление трудиться еще больше и получать серьезные научные результаты, которые могла бы оценить общественность.

Были представлены доклады разного вида. Некоторые представляли описание теоретических подходов к решению выявленной проблемы (Жигулова Екатерина Александровна, студентка группы Б-3021, факультета психологии и педагогики БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»: «Методы развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» (научный руководитель: Абрамовских Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»)). В других было описание результатов промежуточного исследования (Добранская Любовь Сергеевна, студентка группы Б-3022, факультета психологии и педагогики БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»: «Активизация познавательной деятельности обучающихся начальной школы на урока русского языка посредством решения проблемных ситуаций»; (научный руководитель: Алексеева Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»). А некоторые содержали анализ результатов уже завершившегося педагогического эксперимента (Каменская Ирина Витальевна, учитель начальных классов гимназия имени Ф.К. Салманова, магистрант группы М-6021 БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»: «Читательский дневник как средство формирования умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста»; (научный руководитель: Абрамовских Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»), Мамедова Алия Телман кызы, учитель начальных классов гимназия имени Ф.К. Салманова, магистрант группы М-5021 БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»: «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста к техническим видам деятельности на уроке технологии посредством образовательной робототехники»; (научный руководитель: Синебрюхова Вера Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»), Иванюк Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ начальная школа «Прогимназия», магистрант группы М-5021, БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»: «Особенности интеграции уроков изобразительного искусства и литературного чтения в образовательном процессе начальной школы»; (научный руководитель: Толмачёва Вера Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»)).

Магистранты, отвечая на вопросы по своим докладам, делились опытом, который они получили не только во время обучения в магистратуре, но и во время работы в качестве учителей начальной школы (все магистранты второго и первого года обучения являются действующими учителями).

Особенно заинтересовали доклады Каменской Ирины Витальевны («Читательский дневник как средство формирования умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста»), Мамедовой Алии Телман кызы («Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста к техническим видам деятельности на уроке технологии посредством образовательной робототехники»), Ильиных Виктории Сергеевны (Театрализация на уроках по литературному чтению как условиеформирования у детей младшего школьного возраста умения интерпретировать художественные тексты), Пермикиной Ольги Владимировны («Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе декоративного рисования»), Мухаметяновой Дианы Маратовны («Использование творческих заданий при формировании читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения»). В данных докладах были представлены не только результаты исследований, но и продукты творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

Второй Круглый стол был посвящен проблемам педагогического сопровождении ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности. Руководила работой данного Круглого стола Шанц Евгения Альфридовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Результаты своих исследований представили студенты и магистранты СурГПУ (Дорохова А.С., Доронина В.Н., Гаджиева Э.М., Елтошкина А.А., Саадова О.Л. и др.). Особенно интересными были выступления практических работников (Запольских Г.М. – воспитатель МБДОУ №63 «Катюша» г.Сургут, Шинкарева К. В. – воспитатель МБДОУ №75 «Лебедушка» г.Сургут, Филатова В.И.– воспитатель МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» г.Сургут, Котельник Н.И. – воспитатель МБДОУ №74 «Филиппок» г.Сургут), которые раскрыли в своих докладах особенности организации педагогического процесса по различным актуальным проблемам дошкольного образования. Слушатели Круглого стола (37 человек) проявили большую заинтересованность в обсуждении прослушанных докладов.

На базе данного Круглого стола был проведен мастер-класс Покшиной А.А. и Талиповой Ю.Р. (МБДОУ №56 «Искорка») на тему: «Лепбук как интерактивная форма взаимодействия педагога, родителей и детей в образовательной деятельности». Практическими работниками была обоснована актуальность данной совместной формы работы субъектов образовательного процесса. А затем слушатели имели возможность самостоятельного изготовления и презентации «наколенной книги». Студенты и магистранты отметили большую практическую значимость данного мастер-класса для своей профессиональной деятельности.

Для интеграции науки и практики в рамках конференции проведены творческие мастерские, мастер-классы, демонстрация инновационного опыта педагогов образовательных организаций городов Сургута, Челябинска, Шадринска. Так, участники мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога в профессиональной деятельности» (ведущий Епанчинцева Наталья Михайловна, руководитель Шадринского межмуниципального информационно-методического центра ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий») после самодиагностики уровня тревожности с помощью проективного теста «Стирка», активно включились в предложенные упражнения, направленные на развитие умений поддерживать коммуникацию в профессиональной деятельности, находить выход из конфликтных ситуаций. Работа шла в подгруппах, где участники «помогали» уставшему педагогу, расцвечивали красками и цветными карандашами его облик, а потом представляли результат своей творческой деятельности на обсуждение всей группе. Были предложены упражнения: игра «Винегрет», проективный тест «Лошадка или какой Вы работник?», релаксационное упражнение с использованием метафорических ассоциативных карт «Сад моей души», просмотр мультфильма и его обсуждение, упражнение «Моя аффирмация», направленное на саморегуляцию, поддержку эмоционального благополучия педагога, рефлексия. Педагоги и студенты, принимавшие участие в мастер-классе, отметили необходимость такой работы для поддержки высокой работоспособности своей деятельности, сохранения психического здоровья, раскрытия своей индивидуальности и выразили благодарность ведущему мастер-класса.

Бирюкова Алеся Александровна, учитель начальных классов МБОУ НШ «Перспектива» г. Сургут, ведущая творческой лаборатории «Применение деятельностного подхода в начальном общем образовании», продемонстрировала студентам стендовый урок по русскому языку для 2 класса. В ходе работы творческой лаборатории отрабатывалась структура урока на основе деятельностного подхода. Алеся Александровна показала, как организовать познавательную деятельность обучающихся на уроке русского языка через разнообразные активные методы обучения. Особый интерес у собравшихся вызвали разнообразные приемы организации деятельности школьников. Все присутствующие не только являлись слушателями, но и были активными участниками лаборатории – выполняли задания, проектировали возможные варианты выполнения заданий, организации обратной связи. В ходе представления стендового урока ведущая показала, как можно при рассмотрении темы «Парные согласные на конце слова» использовать ресурсы информационно-образовательной среды образовательной организации, как технические (интерактивная доска), так и информационные (электронные образовательные ресурсы). Особый интерес у присутствовавших вызвало использование дифференцированных домашних заданий по русскому языку. Чтобы присутствующие, как бакалавры, так и магистранты, поняли, почему на уроке был использован тот или иной прием (техника), ведущая творческой лаборатории представила каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями, задачами и результатами. Такой подход, как отметили присутствующие, дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого обучающегося в течение всего урока на каждом этапе.

В работе творческой лаборатории «Естественно-экспериментальные задачи в образовательном процессе ДОО И НОО» Емельяновой Ирины Евгеньевны, доктора педагогических наук, доцента, заведующей базовой кафедры педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет приняли активное участие магистранты направленности «Дошкольное образование».  Ирина Евгеньевна в деятельностном подходе познакомила магистрантов с технологиями ТРИЗ. Все методы и приемы ТРИЗ-технологии, пропущенные через призму собственного опыта, были основаны на пяти принципах педагогической деятельности: свободы выбора, обратной связи, открытости, деятельности, идеальности.

По итогу проведенной конференции можно отметить ее несомненную актуальность, востребованность как среди представителей научного сообщества, так и практических работников образовательных организаций города, региона и  страны в целом.