Одно из основных условий развития ребёнка, его социализация, адаптивность и в дальнейшем успешное обучение в школе, зависит от того насколько своевременно и полноценно может быть сформирована речь в дошкольном детстве. Даже незначительные проблемы с речью, а тем более задержка или нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведение, и в различных формах деятельности. Поэтому на этапе развития ребенка в детском возрасте необходимо обратить внимание на все стороны речи. Речь нельзя назвать врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза, и вместе с физическим и умственным развитием ребенка служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком речевых навыков происходит с определенной закономерностью и отличается рядом черт, общих для всех детей.
Как отмечают С. Л. Рубинштейн, Л.П. Федоренко и др. - речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т. д. Поскольку звукопроизношение ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от постоянной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни, то следует обратить внимание на необходимость грамотного включения родителей в данный процесс.
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Причины возникновения этих нарушений могут быть разными. Во-первых, многие из них являются результатом несвоевременно или не эффективно оказанного лечения. Во-вторых, недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. В-третьих, недостаточной сформированность фонематического слуха и др.
В том случае, если на перечисленные причины вовремя не обратить внимание в детском возрасте, то это приведет к затруднению общения с окружающими людьми, а в дальнейшем, возможно, повлияют на определенные изменения личности в цепи развития ребёнок-подросток-взрослый. Такие изменения могут привести к возникновению у детей закомплексованности, нарушению успеваемости в школе, создадут барьеры в общении, невозможности полностью раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.
Проблема включения родителей в процесс овладения речью детьми раскрывается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеевой, Е.Р. Баенской, С.В. Довня, Л.А. Зигле, Т.Ю. Морозовой, Л.А. Рудаковой, Е.А. Стреблевой и др.
Авторы указывают на то, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим речевые нарушения, является обязательное привлечение семьи к данному процессу [4].
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), большое внимание уделяется работе с родителями, где указывается на необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования. Родители должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей.
Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Для этого должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОНР с воспитателями, логопедом, психологом.
Анализ психолого-педагогической литературы (Т.Н. Доронова, 2002; О.И. Давыдова, 2003 и др.) позволяет выделить неэффективность данного взаимодействия, которое иногда проявляется в относительной стихийности, которую условно можно разделить на три направления:
- обращение родителей к воспитателю с вопросами о ребенке;
-обращение воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы дошкольного учреждения;
-общение по другим поводам, не связанным с ребенком.
В общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:
– частота обращений к воспитателям и их содержание (одни родители могут общаться ежедневно, а другие практически не общаются);
– большинство интересов родителей связано с беспокойством об аппетите детей и их самочувствии и гораздо реже обращения связаны с содержанием занятий и успехами на них;
– воспитатели чаще обращают внимание родителей на негативные проявления в поведении ребенка, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогом;
– воспитатели включаются в процесс взаимодействия с родителями, при этом зачастую не могут или не знают что посоветовать, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата;
- родители при этом нередко демонстрируют агрессивную - в адрес педагога или собственного ребенка - реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;
– отсутствие навыков психологически грамотно построить беседу, избежать некорректных замечаний в адрес ребенка или родителей, а также оценочных суждений о ребенке, приводит к нежеланию родителей включаться в процесс взаимодействия;
– не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями.
Однако нельзя перекладывать всю ответственность на плечи педагогов. Очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо дефекта у ребенка. Данная тенденция связана с тем, что:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения;
- низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей;
- надеются на тот факт, что с возрастом все «пройдет само по себе»;
- опираются на житейский опыт своих знакомых.
Таким образом, проблема коррекции и включение в этот процесс семьи зависит как от сотрудников детского сада, так и от самой семьи.
Прежде чем планировать совместную деятельность семьи и детского сада, связанную с коррекцией, необходимо проанализировать ряд показателей, таких как сложившиеся детско-родительские отношения и возможно имеющиеся в них нарушения (гиперопека, гипоопека, попустительский стиль и т.д.), определить какова компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, а также направленность и интересы родителей, связанные с коррекцией. Все это определяет важность привлечения семьи в специальное образовательное пространство.
Кроме того, для проведения эффективной коррекционной психологической и логопедической работы по формированию связной речи детей необходимо правильно провести диагностику речи ребенка.
Существует большое количество методик выявления уровня и особенностей связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Обследованием связной речи детей занимались Л.Е Ефименко, Е.Б. Струнина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, В.П. Глухов, О.Б. Иншакова и многие другие.
Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.
Большинство родителей жалуются на недостаток времени для общения с детьми, при этом не понимая, что коррекционные моменты можно использовать в повседневной жизни и обыденных моментах. Например, во утренних в можно о настроении закрепить о семье, адресе, работе о любимой потренировать ласковых форм И все это сделать диалоге ребенком
Подготовка к прогулке и сам процесс прогулки дают закрепить связанную предметные понятия и обуви, вежливо за к детям При этом следует уделять должное внимание упражнениям, заданиям на мелкой и координации руки. В данных ситуациях одноаременно несколько задач: во-первых, развиваются познавательные психические процессы, во-вторых, задача по мелкой пальцев рук, в-третьих, происходит закрепление навыков общения.
образом, эффективным для речи все моменты.
Повышение уровня компетентности родителей и включение их в образовательный процесс на фоне правильной работы воспитателя, психолога позволит закрепить те знания, которые были получены ребенком в разных деятельности. Такое и создает вокруг ребенка коррекционно-развивающую
Таким образом, включение семьи в образовательный процесс объясняется гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в воспитании и развитии детей. Необходимость развития компетентности родителей в формировании личности детей с нарушениями связана с их индивидуальными затруднениями в процессе преодоления задержки речевого развития.
Занятия с родителями должны носить продолжительный характер и проводиться в системе высококвалифицированными специалистами разного профиля.