Полный текст статьи
Печать

Гуманитарные науки занимают центральное место в системе высшего образования, играют важную роль в его истории. Представители верховной власти постоянно подчёркивают значимость гуманитарного просвещения для развития гражданского общества, для социокультурной интеграции народов России, воспитания толерантности и патриотизма. Одной из ведущих тенденций современного образования признаётся его гуманитаризация. Но одновременно в государственной политике стали снова преобладать технократические подходы, нарастать пренебрежение к гуманитарному знанию. Вероятно, такое отношение к обществоведческим дисциплинам есть результат действия другой тенденции современного образования – компьютеризации, которая реализуется активно и масштабно.

Безусловно, широкое распространение информационных технологий облегчило доступ каждому человеку к самой современной информации. Однако здесь же таится и серьёзная угроза для формирования полноценной личности школьника и студента. Как отмечает В.А. Тестов, «в первую очередь компьютеризация опасна тем, что воздействует на самую хрупкую и уязвимую составляющую ноосферы – на живую интеллектуальную среду» [1, c. 4]. Дело в том, что для современных молодых людей информация, которую они получают с помощью компьютера, оказывается более важной, чем знания, получаемые в сфере образования, по той простой причине, что электронная информация опосредована более высоким уровнем мотивации и более значимым эмоциональным фоном. В итоге когнитивные, коммуникативные и эмоциональные стереотипы, определяющие жизнь человека, формируются современными информационными технологиями, а не в процессе живого общения, предполагающего диалог и реальное взаимодействие. По образному выражению исследователей, наблюдается «паралич человеческого мышления», сознание подчиняется информационному источнику, человек утрачивает способность думать, понимать, чувствовать. У современных студентов нарастает дефицит культуры мышления. Многие обучающиеся не в состоянии осознать сам факт непонимания материала, они не умеют отличить то, что они понимают, от того, что, как им кажется, знают, но в действительности не понимают. Понимание – это личностное знание, то есть это информация, пропущенная через себя, в которой выделены существенные связи, определяющие некоторую целостность. По М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорскому [2], знание – это знаковая система, в которой символ предшествует знаку, то есть сначала сознание погружается в некую «символическую среду», которая фиксируется в явлениях культуры и науки, и лишь затем информация раскодируется с применением объектных терминов определённой знаковой структуры. Понимание – это обратный ход, когда от знаков переходят к символам, что предполагает активизацию деятельности сознания. Понимание достигнуто, если в результате получена какая-то целостность (целостное знание). И процесс понимания характеризуется переходом от целого к частному и обратно. Понимание выступает как присвоение знания и обращение его в составную часть психологического механизма, регулирующего деятельность человека.

Мышление же современных школьников и студентов скорее образно-эмоциональное, нежели абстрактно-логическое. Это объясняется тем, что знания, получаемые от преподавателей или из учебников, перекрываются информацией из СМИ, не имеющей структурно-содержательной логической структуры. Не способствует формированию личностного знания и компьютерное обучение, которое не в состоянии решить проблему доведения знания до каждого учащегося. Как отмечают многие учёные, понимание возникает тогда, когда есть диалог преподавателя и студента, учителя и ученика, то есть в процессе общения, в процессе интеллектуального взаимодействия.

Необходимо взращивать в студентах умения формировать личностное знание и управлять этим знанием. К этому призывает новая образовательная парадигма, согласно которой обучающиеся становятся субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Реализация нового подхода в образовательном процессе невозможна без переосмысления роли в нём гуманитарного знания. Вспомним слова Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Соответственно, и гуманитарное знание может восприниматься как ключ к познанию мира человека. Это, прежде всего, работа с информацией, а значит, именно гуманитарная составляющая образования формирует навыки обучения и социальной мобильности. Гуманитарное знание – это плацдарм для накопления нужных знаний и умений. Какие именно знания и умения необходимы сегодняшнему выпускнику вуза, отражают новые Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), на которые перешли все вузы страны с 2015-2016 учебного года. В этих стандартах обозначена компетентностная модель выпускника вуза, учитывающая изменившиеся социально-экономические требования, предъявляемые к молодому специалисту. Развитие рыночных отношений, увеличивающийся информационный поток привели к необходимости постоянного поиска новых знаний, формирования у обучающихся качеств, способствующих их профессиональной мобильности и продуктивной самореализации.

Ещё совсем недавно практически каждый человек существовал в рамках одной-единственной профессиональной деятельности, а смена профессии была большой редкостью. Сегодня технологии практически любой сферы человеческой деятельности существенно обновляются и даже радикально меняются настолько, что освоить новую технологию в своей «старой» профессии по затратам времени и сил – всё равно что приобрести новую профессию. Отражением этого является тот факт, что в настоящее время смена специальностей, профессий, работы происходит несколько раз в течение жизни конкретного человека.

Необходима бывает и профессиональная мобильность иного рода. Часто специалист, получивший образование в одной отрасли, работает в другой. Это объясняется существующими диспропорциями в российской экономике, выражающимися в перетекании капитала из сферы производства в сферу обращения. И хотя представители верховной власти неоднократно заявляли о том, что стране необходимы в первую очередь специалисты с инженерным образованием, на самом деле в условиях резко сократившегося промышленного и сельскохозяйственного производства выпускнику любого вуза проще найти работу в сфере услуг, которая даёт уже почти половину ВВП РФ. Пока наша экономика остаётся по преимуществу сырьевой, мы не сможем выстроить конкурентоспособную систему естественнонаучного и технического образования. Следовательно, выпускники-«технари» должны быть профессионально мобильны и социально адаптируемы. Эффективность же работы в системе «человек – человек», каковой в экономическом смысле и является сфера услуг, обеспечивают только качественные гуманитарные знания.

В интервью вице-президента Российской академии образования В. Болотова редактору журнала «Качество образования» приводятся слова одного владельца крупной торговой сети о том, что его лучшими продавцами являются выпускники педагогических вузов, а не торговых университетов, так как у первых очень хорошо поставлены коммуникативные навыки. «Они способны прочитать этикетку на товаре и объяснить всё покупателю, могут сравнить один товар с другим и показать различия и преимущества. Для них покупатель – это не враг народа, который пришёл и мешает им жить». Тот же владелец сети далее говорит: «В то же время выпускники торговых университетов, которые получили образование, например, по продовольственному профилю, в промтовары уже не пойдут – их же не учили торговать только продуктами, а переучиваться они не хотят! А выпускника педагогического института я за два месяца научу продавать всё что угодно, потому что у него есть хорошая база» [3, c. 12]. Следовательно, необходимо общее высшее образование, которое формирует культуру мышления, способность работать с людьми, социальные навыки.

Меняются и формы деятельности. Социально-экономические процессы породили такую форму организации труда, как проектная деятельность, которая предполагает создание временного трудового коллектива для выполнения определённого проекта. После реализации поставленной задачи коллектив распадается, а отдельные участники перетекают в другие проекты уже в рамках других трудовых коллективов. Как отмечает А.М. Новиков, такой тип организации труда требует умения работать в команде, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации и т. п. [4].

Внедрённая в современное высшее образование компетентностная модель должна обеспечить готовность и способность выпускника к успешной деятельности, самореализации и социальной адаптации. Компетенции существуют в виде освоенных способов действий, позволяющих решать задачи не только в стандартных, но и в изменённых условиях. Для выполнения задачи в ситуации неопределённости необходимы личностные качества (самостоятельность и критичность мышления, настойчивость, общая культура и т. п.), способствующие поиску путей решения проблемы. Формирование этих личностных качеств невозможно без овладения студентами любых профилей и специальностей гуманитарным знанием, которое должно помогать в развитии как чувства социальной ответственности, так и важнейших интеллектуальных и практических навыков, таких как коммуникабельность, аналитическое мышление, способность применять знания и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что изменения в системе ВО в процессе объявленной модернизации должны происходить в сторону увеличения в учебных планах вузов доли и объёма изучаемых общественных дисциплин, а также посредством применения гуманитарных технологий обучения [5]. Однако на практике далеко не всё так гладко, как хотелось бы. Как правило, технические вузы неохотно реализуют процесс гуманитаризации образования, отводя на изучение обществоведческих предметов крайне ограниченное время. Зачастую мешает формированию качественного гуманитарного знания и абстрактно-теоретический метод преподавания, когда учебный материал излагается в отрыве от острейших общественно-политических проблем современной России. При таком подходе к обучению знание никогда не становится «овнутрённым», личностным, а, следовательно, нет ни понимания, ни диалога, ни компетентной, социально адаптируемой личности. Вывод напрашивается сам: необходимо не только изменить отношение к месту гуманитарных наук в общем образовательном процессе, но и всерьёз озаботится качеством преподавания данных дисциплин. Если этого не сделать в ближайшее время, то вместо декларируемого компетентного специалиста общество начнёт получать «киборгов» с узко направленным мышлением, не владеющих основами ценностей человеческого общежития.