Полный текст статьи
Печать

Особенность Федерального образовательного стандарта (ФГОС) ВО нового поколения состоит в реализации идей компетентностного подхода. Присущий последнему перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины (подход, центрированный на преподавателе) на студента и ожидаемые результаты образования (подход, центрированный на студенте) является проявлением существенного усиления направленности образовательного процесса на студента как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования.

Компетентностный подход для российской высшей школы не является принципиально новым. Он представляет развитие системно-деятельностного подхода к проектированию квалификационных требований к выпускникам вузов, который освоен отечественной высшей школой и её учебно-методическими объединениями уже с конца 80-х годов ХХ столетия и получил реализацию в квалификационных характеристиках выпускников вузов и ГОС ВПО первого и второго поколений.

В этих условиях основная форма теоретического обучения в вузе – лекция – приобретает особое значение. Лекция, по определению Большой советской энциклопедии, – «систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки» [1]. Лекция позволяет знакомить студентов с современным состоянием вопроса и его историей, новейшими достижениями науки и техники, перспективами развития конкретных областей знания. Кроме того, как отмечает Н.М. Севрук, «лекция – это наиболее экономичная форма передачи учебной информации» [2, c. 7], что в современных условиях также немаловажно. Однако в интерактивном обучении, становящемся обязательным при реализации компетентностного подхода, лекция не может остаться прежней. Одновременно она должна сохранить то лучшее, что было наработано поколениями прекрасных преподавателей высшей школы в досоветский, советский и постсоветский («перестроечный») периоды.

Цель данной статьи – сформулировать требования к лекции, актуальные на современном этапе реформирования высшего образования; описать те условия, при соблюдении которых лекция не только останется основной формой теоретического обучения, но и приобретёт черты интерактивности, обязательные при переходе к системе субъект-субъектного образования.

Проанализировав различные методические источники (С.И. Архангельский [3], А.В. Иванов [4], М.И. Потеев [5], Н.М. Севрук [2] и др.), мы хотим сформулировать максимально полный перечень требований к лекции:

–      чёткость начала лекции (отсутствие задержки во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз);

–      отчетливость постановки задачи (на всю лекцию, на отдельные разделы);

–      наличие явно выраженного деления материала лекции на разделы;

–      использование проблемных ситуаций;

–      логичность и оптимальная степень сложности доказательств;

–      формулировка выводов;                                                       

–      наличие поясняющих примеров;

–      связь материала с будущей профессией (специальностью) студентов;

–      формулировка практических рекомендаций по использованию изучаемого;

–      отражение последних достижений науки и техники;             

–      изложение вопросов, связанных с использованием вычислительной техники, компьютера при решении задач курса;

–      формирование на лекции познавательных интересов студентов;

–      побуждение их к самостоятельной работе;

–      освещение вопросов мировоззрения и методологии;

–      наличие воспитательных моментов;

–      отражение результатов личной научной работы лектора;

–      высказывание своего отношения к предмету изучения;

–      эмоциональность изложения;

–      аккуратность и последовательность заполнения доски;

–      использование наглядных пособий, мультимедиа и других средств демонстрации;

–      правильность речи, громкость голоса, отчетливость произношения;

–      темп лекции;

–      наличие связи лектора с аудиторией (наблюдение за студентами, реакция на их поведение, наличие риторических вопросов и т. п.);

–      приёмы лектора, используемые им для частичного снятия усталости у студентов, для привлечения и удержания их внимания;

–      поза лектора, манера держать себя;

–      чёткость окончания лекции (конец речи, прощание с учащимися, время окончания занятия по отношению к звонку и т. п.).

Сложно сказать, какие из этих требований являются основными, а какие – факультативными. Хотя некоторые условия, действительно, могут быть реализованы не на каждой лекции, к примеру, отражение результатов личной научной работы лектора, но ни одно из них нельзя игнорировать как при подготовке к лекции, так и при её контроле.

Данный перечень показывает, что лекция очень сильно зависит от преподавателя, читающего её, его мастерства, личностных качеств, степени его артистичности и умения владеть словом и аудиторией. Там, где лектор не находится на достаточной высоте, там у студентов появляется мнение, что лекцию можно пропускать или использовать лекционное время для иных целей.

Среди требований к преподавателю, читающему лекцию, можно выделить:

  • Умение ясно, доступно изложить любой, даже очень сложный материал.
  • Своевременное разъяснение сложных мест.
  • Выделение главных моментов.
  • Умение вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету.
  • Умение следить за реакцией аудитории.
  • Стремление побудить студентов к дискуссии.
  • Культура речи, четкость дикции, нормальный темп изложения.
  • Умение снять напряжение и усталость аудитории.
  • Творческий подход и интерес к своему делу.
  • Доброжелательность и такт по отношению к студентам.
  • Терпение.
  • Требовательность.
  • Заинтересованность в успехах студентов.
  • Объективность в оценке знаний студентов.
  • Уважительное отношение к студентам.
  • Высокая эрудиция, достойная манера поведения, продуманный внешний вид.

В условиях перехода к субъект-субъектной системе обучения нужно помнить, что любая, даже самая лучшая лекция может решить только одну дидактическую задачу – дать первоначальное знакомство, организовать первоначальное восприятие материала и сформулировать основы для дальнейшего самостоятельного изучения и овладения знаниями. Лекция как форма учебного процесса, являющаяся по сей день основной, ведущей в практике высшей и средней специальной школы, обладает рядом органических недостатков:

–      чтение лекции некоторому среднему студенту (темы, содержание, методика и темп чтения традиционных лекций почти не зависят от качества восприятия и тем более усвоения материала студентами);

–      «уплотнение» информации, на которое нередко идёт лектор, стремясь изложить весь программный материал в ограниченное время;

–      пассивность студентов, работа которых сводится к попыткам возможно полнее «записать» объяснения лектора, перечертить схемы, рисунки, чертежи с доски или экранов и плакатов, при этом часто за счет глубины и качества понимания существа излагаемого;

–      сложность для лектора организации дальнейшей работы студентов над материалом лекции (лектор практически никак не настраивает, не организует последующую работу студентов во внеаудиторное время над разобранным материалом лекции, не направляет и не учит пользоваться литературой, не проверяет подготовленность студентов к очередной лекции и т. п.);

–      ограниченное использование наглядных пособий (исключение – мультимедийные лекции);

–      однообразная форма изложения (со стороны ряда лекторов).

Современное понимание лекции требует её интеграции с другими формами занятий. Так возникают гибридные формы занятий: лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-пресс-конференция и др. Очень хорошо принимается студентами такая форма лекции, как лекция с заранее запланированными ошибками, когда в начале занятия преподаватель предупреждает студентов о том, что в лекции будет ошибка, а в конце лекции выясняет, кто из студентов заметил ошибку, делает комментарий о сути данной ошибки, оценивает наблюдательность студентов. Данная форма лекции позволяет преподавателю всё занятие удерживать внимание студентов. Однако, при всей важности названных нетрадиционных форм лекции, проводить каждую из них не рекомендуется чаще, чем один раз в семестр, основная же масса лекций должна быть традиционной, поэтому, обобщив собственный педагогический опыт по преподаванию курсов «Психология и педагогика» и др., а также опыт студентов (будущих педагогов профессионального образования), проходивших педагогическую практику в учебных заведениях различного типа, мы хотим сформулировать ряд советов, которые помогут преподавателю преодолеть названные выше недостатки и сделать интересной каждую лекцию:

−     проводить перекличку (причём желательно делать это в разные моменты лекции – в начале, в середине, в конце);

−     проводить перед лекцией беглый фронтальный опрос для повторения изученного на предыдущем занятии (одного-двух вопросов бывает достаточно для того, чтобы настроить студентов на восприятие нового материала);

−     знакомить студентов с планом лекции, записывать его;

−     излагать материал образно и доступно;

−     активно использовать средства наглядности, мультимедиа и учебную доску;

−     чередовать собственно лекцию с беседой и рассказом;

−     применять такие приёмы, как ассоциация, парадокс, противоречие, элемент неожиданности, занимательности;

−     излагать новый материал на лекции порционно – по небольшим частям, закрепляя каждую часть контрольными вопросами. При таком способе изложения студенты бывают более внимательными на протяжении всего занятия;

−     постоянно вовлекать студентов в активную работу по изучению нового материала, учитывая, что чем больше выводов и обобщений им удастся сделать самостоятельно, тем глубже и прочнее будут новые знания;

−     в конце лекции ответить на вопросы студентов, назвать литературу.

Отлично помогает активной работе студентов совместное с преподавателем конструирование (заполнение) схемы, таблицы. Постепенно заполняя таблицу при помощи студентов, выбирая из их советов подходящий, помогая наводящими вопросами, преподаватель создаёт у аудитории иллюзию (в данном случае допустимую) самостоятельного поиска истины, самостоятельного открытия. Можно дать студентам задание составлять на основании материалов лекции словарь терминов, время от времени контролируя знание терминов с помощью терминологических диктантов или тестов.

Особого обсуждения заслуживают ставшие такими популярными в современном высшем образовании мультимедийные лекции, то есть лекции с демонстрацией презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. М.Н. Крылова отмечает: «Удачная и качественная презентация будет влиять на восприятие обучающимися материала занятия. Мало того – она способна в корне перестроить учебный процесс» [6, с. 32]. По нашему мнению, с одной стороны, использование мультимедийной презентации весьма продуктивно и помогает активизировать зрительное восприятие студентов. Педагоги-практики отмечают: «Опыт показал, что традиционные занятия малопродуктивны, так как, с одной стороны, современный студент, будучи членом информационного общества, отдаёт предпочтение современным информационным технологиям. С другой стороны, объём научной информации, которую нужно успеть передать студентам за время обучения, побуждает преподавателя искать выход из создавшегося положения и ликвидировать нехватку времени за счёт новых педагогических приёмов» [7, c. 344]. С другой стороны, нельзя заменять мультимедийной презентацией всего богатства разнообразных способов взаимодействия преподавателя и студентов, нужно использовать мультимедиа дозированно, не забывая о многообразии названных нами выше приёмов и способов повышения качества лекционного занятия.

Иными словами, педагог должен стремиться всеми возможными способами наладить на лекции контакт со студентами, ибо, по словам Ф.В. Шарипова, «лекция – очень эффективная форма систематического, живого, непосредственного контакта всего богатства личности преподавателя с внутренним миром студента» [8, c. 145].

Итак, слово педагога – по-прежнему одно из основных средств обучения. Оно воздействует на студентов главным образом через лекцию. Лекция – это не просто пересказ учебника или других источников, это личное научно-педагогическое творчество преподавателя в определённой области знания. Настоящий преподаватель готовится к лекции не накануне, а всегда, в течение всей своей деятельности, всю жизнь.