Полный текст статьи
Печать

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющей активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Одними из важнейших методов обучения, прекрасно сочетающимися с другими методами на всех этапах учёбы, являются наглядные методы. Г.И. Кругликов отмечает, что наглядными методами «принято называть совокупность действий педагога, которая состоит в показе учащимся предметов или их моделей, а также в представ­лении им определенных явлений или процессов с соответствую­щим объяснением их существенных признаков» [1, c. 58].

Цель статьи – рассмотреть особенности применения наглядных методов обучения на педагогической практике будущих педагогов профессионального обучения.

Наглядные методы обучения направлены на эмоциональное восприятие материала, применяются при изложении сложной информации, в ситуациях, когда снижается внимание аудитории. Наглядные методы особенно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика профессионального образования требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а также развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и конкретное, и абстрактное мышление обучаемых.

Творцом дидактики так называемого на­глядного обучения считается Ян Амос Коменский. В своей «Вели­кой дидактике» он говорит о необходимости «предоставить для восприятия чувствами» все, что только можно, «а именно: види­мое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запах – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспри­нять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются не­сколькими чувствами».

Использование средств наглядности на занятии в профессиональном образовательном учреждении имеет огромное значение для повышения качества усвоения учащимися информации, развития психики учащихся и расширения педагогических возможностей преподавателя. Наглядность способствует приобретению осознанных и прочных знаний, она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность учащихся.

Наглядные методы могут быть основными и (чаще) вспомогательными. Благодаря вспомогательным средствам поставленные цели обучения и решение конкретных задач более успешно достигаются за рациональное время при минимальной затрате учебных усилий. Главное назначение вспомогательных средств – оптимизировать, насколько это оказывается возможным, учебно-воспитательный процесс, создать более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения к профессиональной среде.

Следует подчеркнуть, что сами по себе средства наглядности в сочетании со способами предъявления информации на занятии в профессиональном учебном заведении еще не решают задачи повышения качества обучения. Ведя подготовку и контроль практической деятельности будущих педагогов профессионального образования в профессиональных учебных заведениях (основной базой практики является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский техникум агротехнологий»), преподаватели кафедры профессиональной педагогики Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии нацеливают студентов на такое использование методов наглядности, которое будет максимально эффективным.

Эффективность использования наглядных методов зависит от соблюдения ряда выработанных педагогической наукой и передовой практикой требований:

  1. Применяемое средство наглядности должно соответствовать возрасту учащихся, уровню развития их пространственного мышления.
  2. Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; должна соответствовать объему содержания и дидактическим характеристикам передаваемой учащимся информации.
  3. Наглядность должна соответствовать целям и задачам обучения (образовательные цели, воспитательные и развивающие задачи).
  4. Наглядного материала не должно быть слишком много. Это отвлекает учащихся от сущности изучаемого материала.
  5. Наглядность должна использоваться по мере необходимости, только в соответствующий момент занятия, т.е. в соответствии с этапами (структурными элементами) занятия, на которых планируется использовать средство наглядности. Неправильно, когда все схемы и плакаты развешиваются до начала занятий. Это также отвлекает внимание обучаемых, а во время объяснения пособия уже перестают их интересовать.
  6. Наглядное средство должно хорошо сочетаться с другими методами и средствами обучения, используемыми преподавателем на занятии.
  7. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет.
  8. Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстративного материала. Это необходимо, так как они порой содержат и отвлекающие моменты.
  9. Нужно заранее детально продумывать пояснения (вводные, по ходу показа и заключительные), даваемые в ходе демонстрации явлений. Детальное продумывание необходимо для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации.
  10. Желательно привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Возможна постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
  11. Во время демонстрации пособия целесообразно замедлять или прерывать рассказ, побуждая слушателей внимательно рассмотреть схему, плакат или рисунок.

Психолог В.А. Петровский называет также такое требование к методам обучения как «соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее)» [2, c. 204]. Действительно, не каждый преподаватель, к примеру, владеет методикой использования компьютерных средств наглядности, не у всех преподавателей гибкое мышление, позволяющее быстро перестраиваться, осваивать новые методы наглядной подачи информации. Молодым педагогам не хватает опыта как в обращении с имеющейся в учебном заведении техникой, так и в умении сочетать наглядные методы с другими методами, органично вводить их в общую канву занятия.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они используются, обязательно в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности воздействие должно оказываться на обе сигнальные системы во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что, по словам Ю.К. Бабанского, «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики» [1, c. 102].

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности:

–      при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

–      при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

–      сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

–      отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные [2, c. 24-25].

Кроме того, нужно помнить, что наглядные методы должны способствовать решению поставленных задач, не отвлекая внимание на второстепенные детали.

Необходима предварительная подготовка оборудования в соответствии с соблюдением требований техники безопасности. В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок необходимо особенно строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными документами.

Средства наглядности должны иметь эстетичный вид, быть оптимальных размеров. Схема, плакат, написанные мелким шрифтом, не могут принести требуемого эффекта. Расстояние между строчками текста должно равняться как минимум половине высоты букв. Материал в нижней части пособия оформляют обычно ярче, так как воспринимается он медленнее. Имеет значение и подбор цветов. Наиболее благоприятны жёлто-зелёный, зелёно-голубой и синий цвета. Полезно применять сочетание чёрных букв и жёлтого фона, красных букв и зелёного фона.

Хорошее обозрение также достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.

Г.И. Кругликов предупреждает молодых педагогов о невольных ошибках, снижающих эффективность использования метода наглядности при демонстрации пособий. Он называет следующие ошибки:

1. Внимание учащихся обращается на несколько моментов одновременно. Вследствие этого они не в состоянии сосредоточить внимание, не могут точно и полно воспроизводить показанное. Следует в определенной логической последовательности переклю­чать внимание с одного момента на другой.

2. Объяснение мастера не совпадает с тем, что в данное время он показывает. Например, включается теоретический материал, отвлекающий внимание учащихся от показываемых приемов ра­боты, проводятся аналогии с другими приемами, говорится о предыдущих упражнениях и т.п. Во время демонстрации трудового приема любое пояснение уместно лишь в той мере, в какой оно непосредственно улучшает восприятие показываемого. Если в виде исключения надо пояснить что-нибудь, не связанное непосред­ственно с демонстрируемым приемом, необходимо прервать по­каз.

3. Речь мастера во время показа не должна быть многословной, так как в процессе демонстрации всякое пояснение имеет лишь вспомогательное значение [3, c. 59-60].

В разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе с тем практика показала, что ни один метод, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Необходимо сочетать различные методы обучения. Кроме того, важно постоянно расширять круг наглядных методов обучения в соответствии с достижениями современных технологий. К примеру, в последнее время актуальным и доступным стало использования мультимедийной презентации к занятиям [5] и в целом информационных технологий как способа предъявления наглядности [6].

Выбор методов профессионального обучения является одним из тех решающих факторов, от которых зависит успешность организации учебного процесса, уровень мотивации учащихся, степень понимания ими материала и, как следствие, уровень полученных учащимися профессионального лицея знаний, сформированных умений и навыков.