Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса. Обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко).
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Задачами интерактивных методов обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у обучающихся мнения и отношения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной компетентности студента.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
При изучении дисциплины «История искусств» в колледже используются различные интерактивные методы с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод «мозгового шторма», коллективно-творческие дела, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и др.
Одним из методов овладения общими и профессиональными компетенциями можно считать решение творческих заданий на предметном уровне.
Какое же задание можно отнести к творческому? В современной практике среди педагогов нет единого мнения. Но, безусловно, общим признаком является субъективная новизна изучаемого материала для самого студента.
Таким образом, творческое задание – это такая форма организации учебной информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание студентам для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта.
Существует такая классификация творческих заданий: когнитивные, креативные, организационно-деятельностные. Рассмотрим эту классификацию и приведём примеры из предметной области «История искусств».
1. Когнитивные задания(познание, осознание, способность к умственному восприятию) - направлены на формирование и развитие познавательных умений учащихся: умение задавать вопросы, умение чувствовать окружающий мир, проводить опыты и эксперименты, отыскивать причины возникновения явлений.
Например, А) прочитайте предложенный текст. Составьте 3 вопроса к данному тексту, используя предложенную информацию.
Б) Расскажите об истории создания и характерных особенностях одного из семи чудес света – египетских пирамид в Гизе. Почему поговорка «Все боится времени, но время боится пирамид» не утратила своего значения и в наши дни?
В) Что общего и в чем различие между произведениями Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия?
Г) Расскажите о творческих исканиях Брейгеля. Какие сюжеты и образы особенно привлекли художника? Какие из произведений Брейгеля вам представляются наиболее интересными? Объясните свой выбор.
Д) Расскажите о живописных шедеврах Рафаэля. Почему его называют певцом женской красоты? Что из его произведений особенно понравилось вам? Чем объясняется ваш выбор?
Е) Работа с кейсом, где формулируется тема, проблема, задание для студента, литература, форма организации работы, время выполнения работы, инструкция к выполнению, критерии оценки. Работа с кейсом может быть кратковременной и длительной, это зависит от темы и задания для изучения материала.
2. Креативные задания обеспечивают формирование креативных свойств личности: умение делать прогноз, чуткость к противоречиям, гибкость, фантазию, умение придумать новое.
Например, А) В 1874 году в Париже на выставке молодых художников была представлена работа Клоде Моне «Впечатление восходящего солнца» (от французского impression – впечатление). Критик Леруа отозвался о ней иронически, охарактеризовав этим словом всех участников выставки. Отсюда пошло название этого направления в живописи (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега и др.). Более полувека художники ждали признания не отдельных ценителей, а широкого круга любителей живописи. Предположите, чем же импрессионисты раздразнили критику и публику?
Б) Справедливо ли утверждение иностранцев, посещавших Русское государство в 16 веке, что Покровский собор на Красной площади построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы»? Как проявилось различие в эмоциональной оценке собора в картинах В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни и А.В. Лентулова «Василий Блаженный»? Оформите свои мысли впечатления в виде сочинения – эссе.
В) Напишите сочинение на тему: «Моя любимая картина русского художника 1-й половины 19 века». Отразите в нем свои личные впечатления.
Г) Сделайте подборку произведений Эль Греко на мифологические и библейские сюжеты. Сопроводите их краткими аннотациями для предполагаемого вернисажа.
3. Организационно-деятельностные задания формируют способность осознавать и формулировать цели своей учебной деятельности, организовывать свой учебный рост, умение осознавать результаты своего обучения, давать оценку и рецензию образовательного продукта однокурсников.
Например, А) На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения храмов изображениями – мозаики и фрески. Русских мастеров с мозаикой познакомили византийцы. Ещё в 6 веке они широко использовали её при украшении храмов. После распада Киевской Руси мозаику использовать перестали, а после монголо-татарского нашествия и вовсе забыли. Ваш однокурсник сделал вывод, что мозаика – очень сложная и дорогостоящая техника живописи. В доказательство он привёл соответствующую информацию. Дайте оценку приведённым фактам. Как вы думаете, доказывая своё утверждение, однокурсник привёл достаточно аргументов?
Б) Картина «Черный квадрат», представленная в серии супрематических полотен на выставке 1915 г., вызвала ряд неоднозначных оценок. Ваш однокурсник тоже подготовил анализ этой картины, в котором присутствует и свое мнение об этой картине. Согласны ли вы с подобной оценкой своего сокурсника? Какие чувства и ассоциации лично у вас вызвала эта картина Малевича? Насколько она отражает теоретические и художественные взгляды художника?
Кроме выше указанной классификации творческих заданий существуют и другие виды творческих заданий.
Поисковые задания позволяют студентам совершенствовать навыки работы с документами, информационными источниками, методической литературой. Работа может проводиться на уроке. Тогда она содержит 3 этапа: деление на группы, поиск информации, оформление. Информационные источники – справочники, энциклопедии, журналы, иллюстрации, словари и другую подобную литературу учитель выкладывает на отдельный стол. Студенты, разделившись на группы, выбирают тему и форму оформления. Сообщают результаты обсуждения учителю, затем начинается самый сложный этап – подбор информации. Научить выбирать, выписывать самое главное, экономить время в процессе групповой работы – основная задача учителя. Не сразу, но студенты понимают алгоритм работы и с удовольствием (при нехватке времени) готовы продолжить ее дома, чтобы к условленному сроку представить результаты своего труда. Готовые задания студенты защищают перед группой – проводят конкурс, дают задания группе и проверяют их выполнение. В результате подобной работы студенты создают пакеты проверочных заданий по пройденной теме. Занятия такого рода активизируют самостоятельную работу с источниками, мотивируют студентов на поиск дополнительного материала, расширяя их кругозор.
Аналитические творческие задания связаны с вычленениями основных характеристик определенной эпохи или стиля в искусстве и составление опорных схем, таблиц и конспектов.
Студенты получают иллюстрацию незнакомого произведения знакомого автора (иногда и автор бывает им так же не знаком) и определяют его стиль, жанр, эпоху, авторство, особенности колорита, композиционного построения, техники письма и т. п. Описывая картину, они тем самым могут продемонстрировать знания, полученные на уроках.
Существует ещё одна классификация творческих заданий: по характеру получаемых образовательных продуктов.
1. Эмоционально-образные образовательные продукты, позволяющие формировать умение создавать «образ» решения проблемы, умение интуитивно мыслить, умение оперировать воображаемыми образами, умение «вживаться» в изучаемый объект.
Задание. Понаблюдайте, к кому из известных художников конца 18 – начала 19 века может относиться эта характеристика: «Он был олицетворением испанской нации в искусстве – свободным, эмоциональным, экспрессивным как сама Испания. Его жизнь была полна вершин и падений, он обожал, страдал, любил, оплакивал потерянную любовь… на своих полотнах и графических листах он увековечил сердце Испании, бьющееся от романтизма, жажды любви, страсти и ненависти… Он был влюблен в Альбу, которую писал на многих полотнах в разных вариантах… Этот художник в 42 года ослеп, но продолжал работать … Он был безупречным колористом, хотя использовал всего 3-4 краски…Умер, когда ему было 82 года. (Ф.Гойя).
2. Оценочные образовательные продукты, формирующие умение критически мыслить, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, давать объективную оценку происходящему, давать прогноз и формулировать гипотезы, рефлексировать свою деятельность.
3. Материальные образовательные продукты, формирующие умение конструировать, проводить эксперимент, наблюдать, моделировать. Например, Проведите заочную экскурсию по Афинскому Акрополю. На каких объектах вы сосредоточите главное внимание и почему? Разработайте план - эскиз Афинского Акрополя, используя иллюстративный материал.
4. Теоретические образовательные продукты, формирующие умения создавать «новое» знание, генерировать идеи, задавать вопросы.
Например, задание: Около 490 г. до н.э. на греческом острове Эгина был воздвигнут храм Афины. Храм традиционно имел два входа с противоположных сторон и соответственно два фронтона. На западном была изображена схватка греков и троянцев. Их фигуры почти неотличимы: в анатомическом строении практически нет ошибок, движения живы, на губах застыла несколько странная, мечтательная, загадочная улыбка. На восточном фронтоне изображена схватка с участием Геракла. Лица раненых воинов выражают страдание, передан наклон падающих тел, движения воинов свободны, естественны. Какая часть храма сохранилась хуже? Почему храм оформляли два скульптора? Почему техника одного из них была более прогрессивной? Обоснуйте все ваши предположения.
5. Информационные образовательные продукты, формирующие умения обобщать, систематизировать, преобразовывать учебную информацию, кодировать и декодировать учебный материал, интерпретировать информацию.
Например, задание: Используя данную информацию, составьте таблицу о художниках жанра натюрморт Голландии 17 века, выделив названия натюрмортов, определив тип натюрмортов.
Таким образом, творческие задания, как методы интерактивного обучения, позволяют формировать общеобразовательные компетенции (предоставляют студентам возможность получения образовательного продукта, углубления и расширения знаний по предмету, приобретения опыта творческой деятельности); (позволяют проявлять активность, точность, самостоятельность, развивать внимание, контролировать свои знания и умения по предмету, развивать навыки самоорганизации); профессиональные компетенции (позволяют студентам формировать мышление и коммуникативные умения, умения самостоятельно искать решение учебных проблем, творческий потенциал, овладевать культурой устной и письменной речи, и профессиональной терминологией).
Все эти компетенции являются составляющими «Требований к результатам освоения материала» в стандарте среднего профессионального образования.