Полный текст статьи
Печать

        В современном педагогическом образовании возникает потребность проектирования образовательных пространств, нацеленная на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах.

          Конкретизируя понятие «педагогическое проектирование», отметим, что под «педагогическим проектированием»  понимается практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (образцы будущих программ, учебников и т.д.); новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической деятельности (А.П. Тряпицына); прикладное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С.Заир-Бек); способ формирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова); процесс создания и реализации педагогического проекта; специфический способ развития личности; технология обучения[13].

          Общая логика формирования образовательного пространства субъекта предполагает встречу субъекта с культурным фактом, содержащимся в образовательной среде; данная встреча переживается субъектом как событие,   если возникает его понимание на основе диалога образуемого субъекта с субъектом-носителем культуры; диалог, в свою очередь, может привести к трансформации субъективной оценочной системы, являющейся результатом самостоятельного и ответственного выбора. Событие как интегральная характеристика вышеперечисленных моментов связывает жизнь субъекта со встреченным культурным фактом и превращает его из элемента образовательной среды в место, где субъект способен жить как личность [8].

           В этом случае проектирование образовательного пространства связывается с целенаправленным изменением действительности в сторону деятельного освоения субъектом культурных фактов, поиска нового, самостоятельного и ответственного выбора образуемого субъекта, а средства проектирования образовательного пространства ориентированы на предвидение необходимых действий, которые должен совершить субъект по осмыслению культурных фактов, входящих в образовательную среду; должны обеспечить включение значения культурного факта образовательной среды в систему индивидуальных значений субъекта, в его сознание [8]. Очевидно, что подобная задача может быть решена только самим субъектом на основе сознательного и ответственного выбора целей и средств их достижения.

        Одной из главных задач проектирования является снижение неопределённости будущего, что достигается, в частности, путём обсуждения, прояснения, согласования действий всех заинтересованных субъектов развития. В образовании подобная стратегия отражена в практике реализации принципа индивидуализации.

                Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся целенаправленно проектируемых дифференцированных образовательных программ, обеспечивающих учащимся позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). 

           Термином «образовательный маршрут»обозначается содержательно-смысловая характеристика определенного вида образовательной, формирующей и развивающей деятельности ОУ и, прежде всего, личностной включенности в этот процесс самого ученика.

           Образовательный маршрут - это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении специалистами системы образования различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения учащихся на протяжении определенного времени. Цель образовательных маршрутов: обеспечить формирование и реализацию потребности учащихся в самоактуализации, саморазвитии на основе оптимизации и выбора учебной, психологической и физической нагрузок. Ответственность за формирование образовательного маршрута лежит на учителях-предметниках, психологах, родителях, классных руководителях или тьюторах, т.е. специальностях, владеющих технологией психолого-педагогического сопровождения [20]. Задачи тьютора при организации образовательных маршрутов следующие:

• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения и воспитания учащихся с широкими и гибкими возможностями построения учебного плана и индивидуальных образовательных программ;

• обеспечить равный доступ к полноценному образованию с разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

• использовать оптимальный тип (форму) обучения, который объединял бы в себе форму организации учебной деятельности и эффективный метод индивидуального обучения и воспитания учащихся разного возраста;

• активизировать познавательную деятельность учащихся в урочное и внеурочное время, повысить роль самостоятельной творческой исследовательской работы ученика;

• обеспечить развитие целостной структуры личностных свойств ученика, позволяющих наиболее успешными способами осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал  [15].

      Определяя сущность образовательного маршрута и опираясь на представленные в современных психолого-педагогических исследованиях характеристики, выделим два аспекта его рассмотрения:

• образовательный маршрут как характеристика и принадлежность учащегося. В данном случае маршрут рассматривается как диагностический образовательно-формирующий, коррекционно-развивающий путь, направление движения субъекта (учащегося), выбор им индивидуального содержания обучения и воспитания, форм организации своей учебной деятельности, ориентация на собственное личностное развитие под влиянием личностно-ориентированного взаимодействия в данном образовательном учреждении и определение результативности своей учебной деятельности;

• вариативный образовательный маршрут как характеристика и принадлежность развивающей образовательной среды конкретного учреждения. В этом случае маршрут рассматривается как особый тип, способ, вариант обучения и воспитания, позволяющий педагогам обеспечить наиболее полную индивидуализацию школьного образования и отследить результаты эффективности этого процесса. Образовательные маршруты следует рассматривать как основные содержательные линии и направления в организации образовательного процесса, в рамках которого обеспечивается реализация тьюторами личностно ориентированной педагогической деятельности, как средство реализации и «заданности» в данном (конкретном) образовательном учреждении характеристик личностно ориентированного образования[15].

        Модельное представление образовательного маршрута как направления движения определенной группы учащихся в образовательном пространстве ОУ позволяет вычленить его сущностные характеристики с точки зрения индивидуализации образования. Назовем их:

• характеристика осваиваемых учащимися единиц образования в соответствии с их индивидуальными особенностями развития и способностями к учению;

• целостная структура личностных свойств учащегося, в которой выделяется направленность детерминационных признаков, позволяющих наиболее успешным способом осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал;

• результат реализации личностного потенциала учащегося в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности  [8].

      Содержательные параметры образовательного маршрута определяются как:

• индивидуальное содержание обучения и воспитания определенной группы учащихся;

• специфические средства овладения необходимым (программным) содержанием, способы образовательной деятельности учащихся;

• особый тип обучения, объединяющий в себе форму организации учебной деятельности и специфический метод индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;

• успешность учащегося в определенной сфере образовательной деятельности, выявление профиля личностного познавательного маршрута учащегося;

• оптимальные условия обучения, создаваемые в образовательном учреждении для развития личностного потенциала учащихся с определенными индивидуальными особенностями.

       На основе анализа индивидуальных особенностей различных учащихся и их деятельностных характеристик выделяются как минимум четыре образовательных маршрута:

•  образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития;

•  образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем;

• образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;

• образовательный маршрут для одаренных учащихся с различными специальными способностями.

       Структура названных образовательных маршрутов определяется применительно ко всем этапам школьного обучения и отражает как учебную деятельность школьников, так и другие виды их деятельности в образовательном пространстве школы [15].

       Основанием для выбора образовательного маршрута учащихся является:

• желание родителей;

• мотивация учащихся к обучению;

• состояние здоровья учащихся;

• уровень готовности обучаемых к освоению образовательной программы школы.

        С учетом особенностей вида образовательного учреждения изменить образовательный маршрут возможно за счет  набора предметов для изучения по выбору; участия в индивидуальных и групповых занятиях; тематики и уровня учебно-исследовательских и проектных работ; дополнительного образования (выбор и участие в работе факультативов, кружков, секций, студий, клубов, объединений).

       Реализация образовательных маршрутов обеспечивается выбором индивидуальных образовательных программ. Различают два подхода к пониманию индивидуальной образовательной программы. Первый подход в общих чертах изложен в документах по модернизации (Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ). Индивидуальная образовательная программа в указанных материалах мыслится соотнесенной  «с интересами и послешкольными жизненными планами юношей и девушек», то есть индивидуальная образовательная программа, прежде всего, социально ориентирована. Средствами реализации индивидуальных образовательных программ являются профилизация и вариативность обучения на третьей ступени обучения.

         Обеспечение вариативности обучения (школьный компонент) − задача образовательного учреждения. Каждый ученик вправе указать набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки (ученический компонент). Таким образом, индивидуальная образовательная программа есть лично-избирательный вариант школьного компонента.

        Другой подход представляет собой построение индивидуальных образовательных программ, обосновывающих утверждение, что учеба не является обязательно только базовым видом образовательной деятельности (по разным оценкам, только от 30 до 50% учащихся образовательного учреждения могут максимально реализоваться в учебе). Таким образом, индивидуальная образовательная программа создается не для всех и не на все времена и является «по сути индивидуальным проектом в пространстве детско-взрослого, учительско-ученического мышления»[19].

        Обращаясь к идее реализации вариативных образовательных маршрутов, считаем, что тьютор может использовать оба названных подхода в единстве и взаимодействии, поскольку они не противоречат друг другу, а, наоборот, естественным образом дополняют друг друга и позволяют обеспечить их эффективную реализацию в массовой школе системно и комплексно.

          В современной педагогике большое внимание уделяется проектированию образовательных программ на старшей ступени, поскольку этот этап обучения является наиболее важным в стратегическом построении и обеспечении всей жизни школьника, что обусловливает необходимость целенаправленных и согласованных действий участников педагогического процесса, педагогов, учащихся и их родителей[16]. Учитывая общие принципы педагогического проектирования, разработанные М.И. Рожковым, определим и охарактеризуем те, которые целесообразно учитывать при проектировании образовательной деятельности учащегося.                                                                                 

1. Принцип прогнозирования. Каждый участник образовательного процесса, и, в первую очередь, педагог, должен предвидеть результаты деятельности, которые выражаются в изменениях ученика в его отношениях с окружающим миром. Прогноз, как правило, базируется на анализе данных, которые получены в ходе диагностики его обучаемости, обученности, подготовленности, воспитанности, социализированности, а также материалов текущего наблюдения за поведением, деятельностью, отношениями ученика в процессе учебной и внеучебной деятельности.

       Данный принцип требует:                                                                                               

- определяя цель, представлять те изменения, которые должны произойти в результате ее достижения (любой педагогический проект должен быть гуманистичен);                                                                                                                  

- при создании проекта опираться на уже достигнутый образо­вательный результат; 

- ориентироваться на ближайшие, а также средние и дальние пер­спективы образовательной деятельности ученика; 

- интуитивные предположения подтверждать материалами ана­лиза объективных данных;
- чаще ставить себя на место учащегося и мысленно проигры­вать его поведение, чувства, возникающие под влиянием  создаваемой для него системы. 

2. Принцип саморазвития. При проектировании образова­тельной деятельности ученика невозможно предусмотреть все много­образие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, пригодными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко по­строенный проект почти всегда ведет к насилию над участниками образовательного процесса.             

       Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее:                                            
- каждый учащийся имеет особенности развития и саморазви­тия, которые должны найти отражение при проектировании;                                                                                       
- разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались;                                                                                                        
- целесообразно иметь вариативную часть проекта или создавать  несколько вариантов проектов.                      

3Принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности предполагает формирование положительного, заинте­ресованного отношения участников образовательного процесса к разработке и осуществлению проектов образовательной деятельности ученика, которое проявляется в добровольном и активном участии в этой деятельности.           

Данный принцип требует осуществлять следующее:                                                           
- разъяснять необходимость и целесообразность разработки проектов образовательной деятельности каждого ученика, опираясь на убедительные аргументы, мнение авторитетных учителей и учеников, имеющих такой опыт;      
- включать педагогов, родителей и детей в коллективное обсуждение достоинств, проблем, трудностей проектирования и путей их преодоления; 
- привлекать участников педагогического процесса к разработке методического обеспечения проектировочной деятельности;  
- учитывать интересы, потребности и возможности всех участников педагогического процесса при разработке проекта; 
- обеспечивать добровольность участия педагогов, детей, родителей в проектировании образовательной деятельности учащихся, не допускать навязывания проектов; 
- осуществлять контроль проектирования, поощрять инициативу участников педагогического процесса в создании и реализации проектов.  

4.   Принцип субъектной позиции ученика.  Проект образовательной деятельности учащегося становится реальным, если сам учащийся является активным участником проектировочной деятельности на всех ее этапах, при этом необходимо обеспечить соответствующее психолого-педагогическое сопровождение его проектировочной деятельности.                                                                  

       Реализуя данный принцип, педагоги должны обеспечить сле­дующее:                          
-   создать условия для осуществления обучающимся самодиагностики, самоанализа дос­тижений, возможностей, проблем и трудностей, чтобы учащийся полу­чил необходимую информацию о себе и возможных перспективах;                                              
-   осуществлять процесс целеполагания с участием ученика, научить его определять свои жизненные и профессиональные планы, предоставить  возможность составить самостоятельно вариант об­разовательного проекта, обосновать и защитить его;
- организовывать анализ и рефлексию на каждом этапе проек­тирования образовательной деятельности ученика;                                                                                  
- давать возможность учащемуся первому высказывать свои мнения и суждения в процессе проектировочной деятельности; 
- поощрять, поддерживать любую инициативу ученика;                                                           
- обучать учащегося самоконтролю, помогая выполнить проект и получить намеченный результат, тем самым подтверждая целесооб­разность проектирования.

5.      Принцип взаимодействия участников проектирования.  В создании проекта ученика, кроме него самого, участвуют в той или иной мере педагоги (тьютор, классный руководитель, администрация школы, учителя), психолог, родители, специалисты-консультанты.
К проекти­рованию индивидуальных образовательных проектов на ряде этапов, например, в качестве экспертов, могут привлекаться его    одноклассни­ки, друзья и те, чье мнение для ученика является значимым.              

       Для реализации принципа следует:
- изучить возможности участия в проектировании членов педа­гогического коллектива;
- определить функции, обязанности, права каждого субъекта проектировочной деятельности;
- организовать совместную деятельность участников проекти­рования при решении вопросов психолого-педагогического сопровож­дения этого процесса, сообща обсуждать организацию и результаты проектировочной деятельности;
- регулировать взаимодействие педагогов, специалистов и се­мьи в процессе создания и реализации индивидуальных образователь­ных проектов на разных уровнях (школы, класса, группы, семьи, конкретного ученика).
6. Принцип непрерывности и цикличности. Проектирование образовательной деятельности ученика целесообразно осуществлять на протяжении всего периода обучения, создавая перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неде­ля, день). Чтобы реализовать перспективный проект, необходимо вы­строить серию промежуточных проектов, при этом ученик проходит одни и те же этапы, совершает каждый раз сходные действия. Это позволяет определить некоторую цикличность в проектировании образовательной деятельности ученика.
           Реализуя данный принцип, педагоги осуществляют следующее:
- систематически отслеживают результаты проектирования об­разовательной деятельности учеников и вносят соответствующие коррективы  как в сами проекты, так и организацию проектирования;
- обеспечивают преемственность в проектировании, опираются на имеющийся опыт, постоянно его  развивая, внося новые, привлекательные для участников проектирования методики и технологии;
- организуют разработку системы перспективных, средних и ближайших проектов, предлагая участие в этом процессе всем желаю­щим педагогам, учащимся и родителям и мотивируя их участие.                                                                                
        Все принципы тесно взаимосвязаны. Реализация совокупности перечисленных выше принципов может обеспечить успешность проектирования образовательной деятельности ученика.                                                      

          Рассматривая образовательный маршрут как особый тип, способ, вариант обучения и воспитания, позволяющий педагогам обеспечить наиболее полную индивидуализацию школьного образования и отследить результаты эффективности этого процесса, необходимо помнить о том, что его реализация напрямую зависит от уровня организации личностно-ориентированного взаимодействия в данном образовательном учреждении. Таким образом, вариативный образовательный маршрут должен рассматриваться и как характеристика и принадлежность развивающей образовательной среды конкретного учреждения.