Полный текст статьи
Печать

Личность. В психологии существует много определений данного понятия. Одно из них трактуется так: личность- это человек, который владеет своим поведением, способный осуществить выбор поступка, деятельности и жизненного пути, переживающий ответственность за свой выбор перед обществом и собой. Одной из важных задач современного образования является становление личности ребенка, активизация его деятельности и помощь в социализации. Перед педагогами встает такая проблема: как успешно решить эти задачи? Как правильно диагностировать личность в деятельности и общении? 

Опираясь на труды многих авторов, психологов, педагогов можно сказать, что личностью не рождаются, а личностью становятся. Это происходит во время включения ребенка в систему социальных отношений, приобщения его к действиям и овладения речью[4, с. 69].

Общение играет значимую роль в жизни человека. У детей оно является как бы «сквозным механизмом» в смене ведущего типа деятельности. Оно помогает в развитии всех психических процессов ребенка: повышается активность мышления, улучшается воображение и воспроизведение информации, происходит значительная динамичность памяти, что немаловажно в процессе деятельности, определяются основные эмоции и чувства, и ведь, именно, общение помогает ребенку адаптироваться в социуме. У каждого человека существует потребность в совместной деятельности, так как общение- это чаще всего передача опыта, мнений, различных точек зрения. Правильно подбирая свой социумный круг, человек улучшает свое мировоззрение, приобретает то, чего бы не было без средств коммуникации [1, с. 7].

Деятельность- это есть 1) система процессов, которые устанавливают взаимодействие организма с предметной средой; 2) поведение, которое побуждается мотивами и регулируется поставленной целью. То есть в период занятий ребенок погружается в разные сферы (интеллектуальную, трудовую, игровую), где происходит самосознание, самоопределение и актуализация личности.

В практической части нашей статьи мы провели диагностику личности ребенка в учебной деятельности и общении. Нами были использованы следующие методики: наблюдение за поведением ребенка на уроке, во время перемены; Овчарова Р. «Ковер»; методика исследования связной речи Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина; исследование коммуникативно-характерологических тенденций Т.Лири.

Целью нашего наблюдения за ребенком в процессе урока было определение личности в деятельности и его индивидуальных особенностей. С помощью методики «Ковер» нам удалось сложить представление о том, как ребенок ориентируется в коллективе, учитывает ли он мнения других и стремится ли к координации различных позиций в сотрудничестве. Исследование связной речи предназначено для выявления особенностей речевого развития младшего школьника. В методике Т. Лири мы устанавливаем преобладающие характерологические качества личности. Она включает в себя два этапа: 1)испытуемый проводит самооценку собственных действий; 2) взаимооценка.

По окончании исследования были получены следующие результаты. Во время уроков наш испытуемый- ученик 2 класса перебивает одноклассников, когда те читают, делает замечания (такое поведение мы связываем с чувством конкуренции между учениками), но при этом активно работает, хорошо отвечает на вопросы и спрашивает про интересующую его информацию. Помогает отстающим одноклассникам, при проверке указывает на ошибки других; поставленную учебную задачу выполняет быстро, с интересом слушает учителя. После перемены ведет себя возбуждено, так как во время отдыха играет в игры на телефоне. При диагностике устной речи показывает хорошие результаты, функция речи развивается в силу своего возраста; при работе с группой выступает в роли лидера, старается прислушиваться к мнению своих товарищей, планирует свои действия и действия группы. В исследовании характерологических признаков виден высокий уровень самооценки, но при этом в оценке другого участника не пытается занизить уровень его культуры и общения.

Нам удалось составить следующую психологическую характеристику ученика: направленность его интересов больше склонна к учебной деятельности, активно участвует во всех дискуссиях, общественных делах; работу выполняет аккуратно, чувствует ответственность. Выступает зачинателем многих дел, стремится получить за это похвалу и признание; распределяет свою работу неравномерно, постоянно хочет узнать что- то новое в разных областях. Проявляет интерес и заботу к работе других, старается указать на их ошибки и оказать помощь и поддержку. Почти всегда правдив по отношению к товарищам, учителю; активно борется с несправедливостью; охотно вступает в контакт с людьми; хвастается, уверен в себе, отвергает критику в свою сторону, всегда и во всем стремится быть первым, имеет авторитет в классе. Почти все психические процессы стоят на должном уровне, имеются проблемы со сосредоточением внимания (слушает тогда, когда ему интересно); мышление развито, быстро схватывает суть материала, один из первых заканчивает решать задания. Общий эмоциональный тонус на высоком уровне: постоянно оживлен, активен в школьной жизни.

Факторов, которые значительно влияют на психическое и эмоциональное состояние ребенка, очень много. В их числе компьютерные игры, фильмы, музыка, окружающая среда, которые, возможно, положительно, а, возможно, и нет оказывают воздействие на личность ребенка. Для уравновешивания его состояния надо исключить те средства, которые негативно сказываются на нем. Следует больше уделять внимание его увлечениям, проводить больше времени вместе.

Итак, мы можем сделать следующие выводы: как личность, ребенок непременно сформировался, а это очень важно в учебной деятельности и общении. Этот процесс становления прошел  путь овладения своим поведением, которое помогает достигать результатов на жизненном пути. Педагог- это тот человек, который помогает ребенку найти себя, влиться в общественный тонус и управлять своей деятельностью.