Некоторые приемы обучения аудированию студентов языковых факультетов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Заболотнева
О.
Л.,
Кожухова
И.
В. Некоторые приемы обучения аудированию студентов языковых факультетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2021. – № 3 (март). – С.
40–52. – URL:
http://e-koncept.ru/2021/211013.htm.
Аннотация. Аудирование является одним из ключевых моментов в обучении иностранному языку наряду с письмом, чтением и говорением. Все виды речевой деятельности взаимосвязаны и актуальны на любом уровне владения языком, для любых целей и задач. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает стабильно высокий интерес как теоретиков, так и практиков методологии преподавания к развитию навыков аудирования при изучении иностранного языка на разных уровнях для различных целей, к выявлению наиболее проблемных моментов и способов их решения, а также к использованию методов и приемов смежных наук для более глубокого понимания сути аудирования. Цель исследования состоит в актуализации наиболее эффективных (с авторской точки зрения) приемов работы с аудиоматериалом на разных этапах обучения иностранному языку. Цель работы определила методы исследования: общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации. Более частным методом можно считать метод педагогического наблюдения. В практической части исследования описаны приемы по активизации и совершенствованию навыков аудирования. Так, среди эффективных приемов авторы выделяют: а) эхо-повтор (подготовленный и спонтанный), применяемый для работы с интонационными контурами, темпом речи и ее распознаванием; б) использование графиков, карт, схем, таблиц и других средств визуальной поддержки; в) работу с дневником аудирования (вариативность достигается за счет разножанровости, а также предоставленной обучающимся свободы выбора и форм отчетности); г) создание контекста (например, параллельные тексты) в качестве подготовки к аудированию; д) использование видеоматериалов (например, работа с видео без звука, без изображения, работа со стоп-кадром, смешанными фрагментами и др.). Данные приемы были с успехом апробированы на факультете лингвистики и перевода ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» в период с 2017 по 2020 год. Практическая значимость работы заключается в актуализации продуктивных приемов аудирования. Описанные приемы могут быть адаптированы практически под любой уровень владения любым иностранным языком. В выводах обобщается информация и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Ключевые слова:
иностранный язык, аудирование, обучающиеся, визуальные средства обучения, видеоматериал, приемы аудирования, эхо-повтор, дневник аудирования
Похожие статьи
- Некоторые приемы развития навыков устной речи обучающихся языковых специальностей
- Приемы развития навыков академического письма обучающихся языковых специальностей
- Приемы развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей
- Разговорная грамматика английского языка: направления исследования и способы обучения студентов языковых специальностей
- Некоторые приемы реализации микрообучения у студентов языковых факультетов