Full text

В современной школе при обучении русскому языку, согласно требованиям новых образовательных стандартов, особый акцент делается на овладение учащимися навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, разрешения проблемных ситуаций, которые в итоге готовят к самостоятельному поиску методов решения практических задач, осуществлению самоанализа и самооценки собственной учебной деятельности учеником. При подобном подходе особое внимание обращается на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, на формирование условий для сотворчества между учителем и учеником.

В свете сказанного считаем целесообразным предложить методические рекомендации к уроку русского языка, на котором активно формируются навыки исследовательской и поисковой работы учащихся за счёт использования различных видов словарей (орфографических, толковых, фразеологических, этимологических и др.), справочных пособий, научных монографий. Следствием подобного подхода является выработка у обучаемых умений ориентироваться в многообразии источников информации, формирование навыков её интерпретации и критической оценки, исследования языкового материала, становления собственного представления о проблеме, предложенной на занятии.

Наше внимание привлекла тема «Обращение», на изучение которой в школьной программе традиционно отводится 1–2 часа. В качестве практического языкового материала предлагаем использовать оригинальную и самобытную прозу писателя-символиста Андрея Белого, являющуюся ярким примером экспериментаторства в области языка.

Как известно, историко-культурная эпоха, органичной составляющей которой является творчество А. Белого, изучается в соответствии с программой по литературе в 11-м классе, что, с одной стороны, реализует принцип межпредметных связей, обеспечивающий системность знаний учащихся и единство учебно-воспитательного процесса, а с другой – демонстрирует пример самобытного авторского стиля, осмысление которого вырабатывает навыки лингвистического и стилистического анализов текста, важные при итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ [1].

Как известно, изучение темы «Обращение» осуществляется в рамках темы «Синтаксические конструкции, грамматически не связанные с предложением» в 8-м классе средней школы. Большинство программ по русскому языку отводят на её освоение по одному часу («Программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией А. И. Власенкова, «Программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, «Программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко).

Таким образом, на изучение непростой синтаксической темы отводятся более чем сжатые временные рамки, что во многом определяет причины её фрагментарного и поверхностного понимания, тогда как данная синтаксическая конструкция необыкновенно интересна в плане её грамматических характеристик и стилистических возможностей.

Изучение любой языковой темы предваряет осмысление теории и истории вопроса, которое можно предложить ученикам в разных формах: от сообщения и презентации до рефератов и учебных проектов. Карточка-опросник по содержанию теоретического материала может включать в себя следующие вопросы:

  1. Что такое «обращение»?
  2. Каково происхождение особой грамматической категории «обращение»?
  3. Какие функции выполняет обращение?
  4. Каковы способы морфологического выражения обращения?
  5. Какова структура обращений?
  6. Какие позиции может занимать обращение в предложении?
  7. Какой интонацией характеризуется обращение?
  8. Как реализуется соотносительная связь обращения с предложением?
  9. Чем обращение отличается от сходных явлений?
  10. Какие знаки препинания используются при обращении? [2]

После осмысления теории и истории вопроса, касающегося обращения, в отечественной грамматике учитель предлагает детям закрепить полученные знания при выполнении упражнений, задания к которым представляют разные аспекты анализа обращения. Прежде чем будут приведены образцы заданий, целью которых является выработка прочного лингвистического навыка нахождения обращения среди других как сходных с ним конструкций (вокативные предложения, именительный представления), так и осложняющих простое предложение, считаем целесообразным ещё раз обосновать выбор практического языкового материала.

Изучение темы «Обращение» мы предлагаем провести на материале прозы Андрея Белого, точнее, двух его наиболее известных произведений – повести «Серебряный голубь» и романа «Петербург». Язык этих произведений необыкновенно ярок и необычен для современного школьника. Он не всегда сразу же доступен для понимания и чаще всего требует вдумчивого прочтения. На наш взгляд, это немаловажно при формировании у школьников научно-исследовательского подхода к анализу художественного текста. Учитывая, что не все слова могут быть понятны, учитель при изучении конкретной синтаксической темы может включать в урок работу с разными типами словарей (в частности, толковым, этимологическим, диалектной лексики). Кроме того, вызывает интерес и авторская пунктуация, которая нередко не совпадает с общепринятыми правилами постановки знаков препинания, что также является поводом для размышлений и научного обоснования.

Упражнение № 1. Проанализируйте способы выражения обращений: какими частями речи и формами каждое из них выражено, cтепень распространённости, их стилистическую функцию в речи. Отметьте также обращения, имеющие усиленную эмоциональную выразительность, и охарактеризуйте языковые средства, с помощью которых это достигается (например, употребление частицы «о», бессоюзное повторение обращения и т. п.).

1) Что, братец, будешь и нонече гудеть вокруг бани колотушкой – чертей выгонять да с драконом бороться..? – добавил он. 2) – Да ты сообрази, дубовое твоё рыло, сообрази ты: кто над землёй трудится? Мужик – я, чай! 3) – Чего буркулы на меня, харя, выпятил? В борьбе обретёшь ты право своё! – гаркнул рабочий с Прохоровской мануфактуры. 4) И возопих гласом велием: «Извозщиче, извозщиче! Укроти клячу свою!» 5) И бысть велий глас: «Тпру, чёртова дочь!» 6) «Ей, ты, слабода!» – бросил он вдруг только что побитому рабочему (А. Белый. Серебряный голубь).

Упражнение № 2. Прочитайте вслух, выделите интонационно обращения, укажите, чем они выражены. Как обращение характеризует адресата, а также того, кто обращается с речью? Обратите внимание на контекст, в который включено обращение.

1) Густо гудит в ветер Абрам, ударяя по луже палкой: «Девицы-красавицы, светел теремок; гостя ждите, пейте пиво да медок…» 2) – Што, друг, измок, сидючи! Долго ждал – заждался. 3) – Ничего, Митрий Мироныч, ента не значит; небось и тебе приключилось идти маненько кривенько; небось с кочетом встал?.. 4) – Ну, это ты, брат Абрам, зря: хош Столб ты и Верный, дʼязычок твой неверный; сердце – золото, дʼязычок – медный пятачок, – уставился на него столяр, и подмигнул лицом, и дёрнул носом. 5) – Строить, брат, надо, строгать – дом Божий обстругивать; воскресение мёртвых, брат, – в памяти, в духе перво-наперво. 6) – …дух духу, Абрамушка, рознь: то – дух, а то – враг (А. Белый. Серебряный голубь).

Упражнение № 3. В данных предложениях найдите обращения. Укажите, чем они выражены, объясните, какие чувства говорящего передают, как характеризуют адресата, собеседников, их отношения друг к другу.

1)     – «Кто всех, Семёныч, почтеннее?»

-          «Полагаю я, Аполлон Аполлонович, что почтеннее всех – действительный тайный советник».

2)     – «Почему же, барин, осмелюсь спросить, такая честь трубочисту?»

-          «Перед действительным тайным советником, Семёныч, сторонятся…»

-          «Полагаю, что так, ваше высокопрев-ство…»

3)     Бородач между тем горемычно задумался над тарелкою несъеденных раков, крестя рот и протяжно зевая: – «О, Господи, Господи!..»

4)     А к соседнему столику привалило толстое пузо; и с соседнего столика поднялось пузо навстречу…

-          «Быкобойцу Ануфриеву!..»

-          «Почтение!»

-          «Половой!»

-          «Ну, как у вас?..»

-          «Половой, поставь-ка “Сон негра”…»

5)     – «Сударыня, не позволите ли закрыть дверь; у меня особое нервное ощущение: я спиною терпеть не могу сидеть к открытым дверям».

6)     – «А скажи-ка мне, Коленька, кто такое это тебя посещает, голубчик мой?»

Николай Аполлонович опустил бы глаза:

-          «Да так себе, папаша, меня посещают…» (А Белый. Петербург).

Упражнение № 4. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, как изменится смысл каждого предложения, если изменить местоположение обращения и интонацию.

1)     Русь, Русь! Видел – тебя он, тебя!

Это ты разревелась ветрами, буранами, снегом, дождём, гололедицей – разревелась ты миллионами живых заклинающих голосов!

2)     – «Что, небось, надоело вам, Брыкачёв, тут стоять?»

-          «Как же, барин: служба – нелёгкое дело».

-          «Погодите: скоро это изменится».

3)     Ты, Россия, как конь! В темноту, в пустоту занеслись два передних копыта; и крепко внедрились в гранитную почву – два задних. Хочешь ли и ты отделиться от тебя держащего камня..? Или, встав на дыбы, ты на долгие годы, Россия, задумалась перед грозной судьбою, сюда тебя бросившей?

4)     – «Ладно, барин, посмотрим: вы етта мне, я етта вам – шепчемся».

-          «Да об чём же мы шепчемся?»

-          «Всё о том, об одном: о втором Христовом пришествии».

-          «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

5)     Говорила тень тени:

-          «Вы, милейший мой, упустили одно немаловажное обстоятельство, о котором узнал я при помощи своих собственных средств».

6)     – «Что с тобою, Сонюшка? Что такое? В чём дело?»

-          «Ну, ну, Соня… Ну, полно… Полно, ребёночек мой! Детка, детка!»

-          «Оставьте, оставьте…» (А Белый. Петербург).

Упражнение № 5. Найдите обращения и охарактеризуйте их с позиций способов морфологического выражения и смысловой роли в высказывании. Отграничьте предложения с обращениями от сходных синтаксических конструкций: именительного представления и вокативных предложений. Ответ мотивируйте.

1)     Линии!

Только в вас осталась память петровского Петербурга.

Параллельные линии на болотах некогда провёл Пётр; линии те обросли то гранитом, то каменным, а то деревянным забориком…

Линии!

Как они изменились: как их изменили эти суровые дни!

2)     О, русские люди, русские люди!

Толпы зыбких теней не пускайте вы с острова: вкрадчиво тени те проникают в телесное обиталище ваше; проникают отсюда они в закоулки души: вы становитесь тенями клубообразно летящих туманов…

3)     Петербург! Петербург!

Осаждаясь туманом, и меня ты преследовал праздною мозговою игрой: ты – мучитель жестокосердый; ты – непокойный призрак; ты, бывало, года на меня нападал; бегал я на твоих ужасных проспектах…

4)     Лестница!

Грозная, теневая, сырая – она отдавала безжалостно его шаркнувший шаг: грозная, теневая, сырая.

Лестница!

В серый будничный день она мирна, обыденна: внизу ухают глухие удары – это рубят капусту…

5)     О, зелёные, кишащие бациллами воды!

Ещё миг, обернули б вы и меня в свою тень. Непокойная тень, сохраняя вид обывателя, двусмысленно замаячила б в сквозняке сырого канальца…

6)     – «Как вы, Александр Иванович, скажу я вам, неосторожны». – Липпанченко протянул к узелку свои дубоватые пальцы…

– «Вот-с, Александр Иванович, вот-с что, родной мой, этот вы узелок» – Липпанченко покосился – «снесёте немедленно к Николаю Аполлоновичу» (А Белый. Петербург).

Упражнение № 6. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и объясняя их. Выделите обращения и охарактеризуйте их по следующей схеме: 1) способ выражения; 2) степень распространённости; 3) место в высказывании; 4) смысловая роль в высказывании.

1)     Куликово Поле, я жду тебя!

Воссияет в тот день и последнее солнце над моею родною землёй. Если, Солнце, ты не взойдёшь, то, о, Солнце, под монгольской тяжёлой пятой опустятся европейские берега, и над этими берегами закурчавится пена; земнородные существа вновь опустятся к дну океанов – в прародимые и давно забытые хаосы…

Встань, о, Солнце!

2)     А кругом раздавалось:

-          «Кто да кто?»

-          «Кто?.. Иван!..»

-          «Иван Иваныч!..»

-          «Так вот – я говорю: Ивван-Иванч?.. А?.. Ивван-Иванч?.. Что жже вы Ивван-Иванч? Ай-ай-ай!..»

3)     О, большой, электричеством блещущий мост! О, зелёные, кишащие бациллами воды! Помню я одно роковое мгновенье; чрез твои серые перила сентябрьской ночью я перегнулся; и миг: тело моё пролетело б в туманы.

4)     Читатель!

«Вдруг!» знакомы тебе. Почему же, как страус, ты прячешь голову в перья при приближении рокового и неотвратного «вдруг»? Заговори с тобою о «вдруг» посторонний, ты скажешь, наверное:

-                    «Милостивый государь, извините меня: вы, должно быть, отъявленный декадент».

5)     – «Да я, матушка, не сержусь», – и опять испытующий взгляд бросил он на неё…

-          «Да поймите, странная женщина, что ваши вопросы» – тут он, охая, встал…

-          «Нарушают партийную…» – отхлебнул он глоток совершенно кислого чаю – «дисциплину» (А Белый. Петербург).

Упражнение № 7. В данных предложениях найдите обращения и выполните их синтаксический анализ по предложенной схеме:

1)     смысловая функция обращения;

2)     способ морфологического выражения обращения;

3)     структура обращения;

4)     позиция обращения в предложении;

5)     интонация как фонетическое средство оформления обращения;

6)     грамматическая связь обращения с предложением;

7)     пунктуация при обращении.

1)     – «Матушка, барыня вы моя!.. Анна Петровна!»

-          «Да, вот, Семёныч…»

-          «Барыня наша, родная… Пожалуйте-с!»

2)     Софья Петровна доверчиво окликнула милого обладателя домино:

-          «Сергей Сергеевич!.. А, Сергей Сергеевич!..»

3)     – «Липпанченко!..»

-          «Здравствуйте!..»

Жёлтый пёс, сенбернар, с радостным рёвом метнулся через комнату и, подпрыгнув, пал мохнатыми лапами прямо особе на грудь.

-          «Пошёл прочь, Том!.. Опять обслюнявил…»

-          «Зоя Захаровна, освободите ж меня…»

-          «Томка же!»

4)     – «Полноте, Александр Иванович, полноте, батенька: ну, чего нам, своим людям, хитрить: письмо нашло адресата… А остальное – увёртки…»

5)     – «Я – больной, глухой, обременённый... Успокой меня, учитель, укрой…»

И услышать в ответ:

-          «Встань…»

-          «Иди…»

-          «Не греши…»

6)     – «Я ему: ваше, мол, высокопревосходительство, барин – так мол и так… А они, етта, – да…»

-          «Никакого внимания…»

-          «И барчонок-то ефтат: от полу не видать… И – прости прегрешения наши, о, Господи! – белогубый щенок и сопляк» (А Белый. Петербург).

В качестве проверки степени понимания изученного материала считаем целесообразным предложить небольшую самостоятельную работу. Учащиеся получают возможность самостоятельно выбрать вариант: принцип лотерейности (выбор номера вслепую) или вытягивания билета (аналог экзамена, зачёта), элемент неожиданности. Школьники приступают (в одно время) к выполнению своей работы. Учитель играет роль консультанта, побуждая обучающихся к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы. В ходе самостоятельно выполняемой работы учащиеся:

-          наблюдают и изучают языковые факты и явления;

-          выясняют непонятные явления, подлежащие исследованию;

-          выдвигают гипотезы;

-          строят план исследования;

-          выявляют связи изучаемого явления с другими, ранее изученными;

-          проводят лингвистический эксперимент;

-          решают лингвистические задачи;

-          обобщают полученные результаты и формулируют выводы.

Заметим, что все варианты носят дифференцированный характер, что позволяет учитывать склонности и способности разных учащихся. Кроме того, они содержат проблемную ситуацию или проблемный вопрос, предложенный в материале для наблюдения. Приведём образцы нескольких вариантов.

 

Вариант № 1

Задания: Найдите обращения. Определите семантику и способ морфологического выражения каждого из них. Охарактеризуйте позицию обращения в предложении. Объясните постановку знаков препинания. Объясните стилистическую роль обращений. Как они характеризуют говорящего? Данные занесите в таблицу.

* Дополнительное задание. Проанализируйте лексику отрывка из повести Андрея Белого «Серебряный голубь». Как Вы думаете, с какой целью автор использует старославянизмы и устаревшую лексику? Приведите примеры.

*Материал для наблюдения

В стороне раздавался громкий гнусавый тенорок: – Бысть ветер буйный и занёс меня в кабак; и рекл ми целовальник: «Человече, чего хочеши?» И отвечах ему: «Зелья водошнаго». И сложил той своя пять персты воедину и бия меня по зубам. И, биен, издох…

– А вы видели ль, робята, ефту самую еху лесную? – обращался лупоглазый, распаренный от жару целебеевский парень к двум ротозеям, тянувшим чай с блюдечка (А. Белый. Серебряный голубь).

Вариант № 2

Задания: Найдите обращения. Определите семантику и способ морфологического выражения каждого из них. Охарактеризуйте позицию обращения в предложении. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку. Данные занесите в таблицу.

* Дополнительное задание. Как формы обращений характеризуют участников диалога?

*Материал для наблюдения

-     Ну, ну, чего лезешь! Уже и драться сейчас за вас же, чёртовых детей, на огонь лезем; никакого понятия не имеет: ей, братцы, он мне голову едак проломит!

-     И шед, возопих: извозщиче, извозщиче: кую мзду возмеши довести мя до храмины? И отвечах: «Денарий, еже есть глаголемый “двугривенный” и воздесох на колеснице, и возбрыкахся кобыла…»

-     – Ходили, паря, через Кобылью Лужу да и вызвали иетту «еху»: «Чёрт», а она нам: «Чёрт». – Выходи… (А. Белый. Серебряный голубь).