В настоящее время актуальным направлением психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в образовательной организации является создание психолого-психологических условий для успешного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К сожалению, статистика показывает, что с каждым годом количество детей с ОВЗ растет и, в частности, отмечается повышение уровня тревожности у детей с нарушениями зрения. Этот факт подтверждается и результатами проведенного нами исследования.
Именно высокий уровень тревожности, как отмечается в исследованиях педагогов и психологов, препятствует социальной адаптации детей с ОВЗ. Повышенная тревожность влияет на все различные сферы психики обучающегося: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. В связи с этим возникает проблема раннего выявления дошкольников с высоким уровнем тревожности и проведения психолого-педагогической коррекции тревожности детей с нарушениями зрения [1, 2, 3, 4].
С учетом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования обозначим наиболее важные для нашего исследования аспекты рассматриваемой проблемы:
изучение психологической природы проявления тревожности у детей на разных этапах развития (В.М. Астапов, И.В. Дубровина, Р.С. Немов, А.М. Прихожан);
психолого-педагогическая коррекция тревожности субъектов образовательного процесса (В.И. Долгова [5]);
определение понятия «тревожность» в зарубежных психолого-педагогических исследованиях (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни).
Отметим, что в психолого-педагогической литературе встречаются разные подходы ученых к определению понятия «тревожность», которые рассматривают данное понятие либо как ситуативное явление, либо как личностную характеристику. В нашем исследовании мы солидарны с точкой зрения А.М. Прихожан, которая под тревожностью понимает «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [6].
Нами было проведено исследование по изучению уровня тревожности дошкольников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 138 компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения г. Челябинска. Выборка исследования составила 15 человек.
Для изучения уровня тревожности были применены следующие методики:
1) «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;
2) методика «Паровозик»;
3) цветовой тест Люшера.
Проанализируем результаты проведенного исследования.
Результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена
Уровень тревожности |
Количество обследуемых |
|
% |
кол-во чел. |
|
Высокий |
60 |
9 |
Средний |
27 |
4 |
Низкий |
13 |
2 |
Наглядно результаты по методике «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по методике «Тест тревожности»
Как видно из представленных результатов, преобладающая часть обследуемых характеризуется высоким уровнем тревожности – 60% (9 человек), у 27% обследуемых (4 человека) наблюдается средний уровень тревожности и у 13% обследуемых (2 человека) преобладает низкий уровень тревожности.
Результаты исследования уровня тревожности дошкольников по восьмицветному тесту М. Люшера представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты восьмицветного теста М.Люшера
Уровень тревожности |
Количество обследуемых |
|
% |
кол-во чел. |
|
Высокий |
47 |
7 |
Средний |
40 |
6 |
Низкий |
13 |
2 |
Наглядно результаты восьмицветного тест М. Люшера представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по восьмицветному тесту М. Люшера
Как видно из представленных результатов, большая часть обследуемых обладает повышенной тревожностью – 47% (7 человек).
Методика исследования тревожности «Паровозик» позволила определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Результаты данной методики представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования по методике «Паровозик»
Уровень тревожности |
Количество обследуемых |
|
% |
кол-во чел. |
|
Высокий |
49 |
8 |
Средний |
20 |
4 |
Низкий |
31 |
6 |
Наглядно результаты исследования отражены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты исследования уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения по методике «Паровозик»
Таким образом, проведенное исследование по изучению уровня тревожности дошкольников с нарушениями зрения позволяет констатировать тот факт, что большинство испытуемых с нарушениями зрения обладают высоким уровнем тревожности и лишь незначительная часть имеет низкий уровень тревожности. Так, в среднем количество дошкольников с нарушениями зрения с высоким уровнем тревожности составляет почти половину испытуемой группы (52%).
А.М. Прихожан отмечает, что тревожные дети, с одной стороны, дети послушные, не стремятся обращать на себя внимание, ведут себя тихо и спокойно в домашних условиях и в дошкольных образовательных организациях. С другой стороны, это неуверенные в себе дети, с заниженной самооценкой, испытывающие постоянное чувство страха, не проявляющие инициативу [4]. У такой категории детей повышенная возбудимость, преобладает страх перед новым, ожидание неприятностей и неудач, пассивность, боязнь общения с новыми людьми, неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.
Таким образом, высокий уровень тревожности у дошкольников с нарушениями зрения способствует проявлению постоянного беспокойства в различных жизненных ситуациях, даже в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Следует так же отметить, что высокий уровень тревожности у дошкольников с нарушениями зрения способствует проявлению разных страхов, нарушению взаимоотношения в кругу сверстников, что в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям – появлению неврозов.
Сказанное и полученные результаты изучения тревожности у дошкольников с нарушениями зрения убеждают нас в необходимости проведения психолого-педагогической коррекции, направленной на снижение уровня тревожности у дошкольников с нарушениями зрения посредством игровых технологий.
Учитывая опыт ведущих ученых в данной области, результаты молодых исследователей по изучению тревожности у детей дошкольного и школьного возраста, результаты сопровождения субъектов образовательного процесса, нами были определены основные направления в работе педагога-психолога с дошкольниками с нарушениями зрения по снижению их уровня тревожности [2; 3; 4].
К ним были отнесены:
реализация комплексного подхода;
психолого-педагогическая поддержка дошкольников с нарушениями зрения с высоким уровнем тревожности;
профилактика нарушений психологического и физиологического здоровья дошкольников с нарушениями зрения;
психолого-педагогическая коррекция тревожности дошкольников с нарушениями зрения.
С учетом изложенного выше сформулируем следующие выводы:
нами было проведено исследование по изучению тревожности дошкольников с нарушениями зрения и выявлено преобладание высокого уровня тревожности у большей части обследуемых;
установлено, что у детей дошкольного возраста тревожность не является устойчивой чертой личности, и в связи с этим требуется оказание ранней психолого-педагогической коррекции тревожности дошкольников с нарушениями зрения;
предметом дальнейшего исследования могут быть психолого-педагогические условия коррекции тревожности дошкольников с нарушениями зрения.