Современная система образования не может развивается темпом более медленным, чем идет развитие науки и техники, поскольку меньшая скорость развития системы образования способствует нарастанию разрыва между научными открытиями, достижениями в технике и готовностью выпускника с ними «завтра» работать.
Система школьного и профессионального образования после принятия государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» получила ориентацию на обновление в целях достижения основного системного приоритета политики в сфере образования – повышение качества результатов образования на разных уровнях [1]. Большая часть инноваций в педагогической практике стала направлена на изменение форм и содержания образования для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) как в системе общего образования, так и профессионального. ФГОС становится своеобразным ориентиром для понимания качества результатов образования. В тоже время одним из ожидаемых результатов государственной программы является улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования, таких как международные исследования по оценке качества образования PISA (Programme for International Student Assessment), сравнительное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), оценка подготовки школьников IAEP, исследование по граждановедческому образованию CIVIC, исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) и других [2, 3]. Международные программы постоянно обновляют свои диагностические инструментарии, адаптируюсь под результаты развитие науки и техники, в то время как ФГОС, заданные фундаментально, гибкими быть не могут. Поэтому, получив полные результаты после внедрения ФГОС, а это, например, произойдет для системы общего образования в 2022 г., можно констатировать сохранение разрыва между теорией и практикой. Таким образом, крайне важно не только грамотно разрабатывать часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, но и что важнее, внедрять педагогические инновации в процесс обучения не для повышения качества результатов образования по ФГОС, а для повышения качества результатов образования поставленных при разработке ФГОС.
Педагогические инновации в российском образовании чаще обобщаются уже после успешного внедрения в деятельность образовательных организаций. В мировом образовательном пространстве существует другой подход: прогностический анализ возможных инноваций в образовании в будущем. Такой анализ позволяет уже сейчас проработать их и внедрить. Среди наиболее заметных таких анализов можно отметить доклады групп ученых из Открытого университета Великобритании и Европейской комиссии по вопросам образования и культуры [4, 5]. Остановимся на них.
Открытый университет Великобритании по заказу Европейской комиссии ежегодно подготавливает доклад о инновациях в педагогической практике [6]. К 2015 году по итогам анализа существующего педагогического опыта 2014 года ученые Открытого института выделяют педагогические идеи и технологии, которые в ближайшие годы могут оказать влияние на образование в мире.
На наш взгляд, наиболее заметными в Российском образовании из выделенных пелагических практик являются следующие: открытое социальное обучение; учебные проекты на основе анализа; перевёрнутый класс; свои устройства; метаучёба; динамическое оценивание; событийное образование; пороговые знания; бриколлаж.
Рассмотрим каждое нововведение с позиции организации инновационной деятельности и возможности внедрения в деятельность российских организаций.
1. Открытое социальное обучение. Развитие идеи использования открытых онлайн-курсов и видеолекций направлено в сторону организации сообществ для сетевого коллегиального обучения. Создание средств обратной связи к существующему медиа-контенту позволит и в электронных образовательных ресурсах перейти на субъект-субъектный подход.
Возможные идеи для внедрения:
- кратковременные дискуссионные группы по предмету;
- использование сетевого эффекта обучения;
- подключение социальных сетей;
- виртуальные миры для разработки проекта;
- рейтинг комментариев обсуждения обучающихся и т. д.
2. Учебные проекты на основе анализа. Разработка учебного проекта дисциплины или серии уроков на основе анализа действий ученика и его интересов: используемого образовательного контента (печатного и электронного), а также результатов предыдущих учебных работ. Логика возможного порядка разработки инновации представлена на рис. 1.
Рис 1. Последовательность разработки учебного проекта на основе анализа
Возможные идеи для внедрения:
- собственная шкала оценивания образовательных результатов с учетом существующих (всероссийские проверочные работы, ОГЭ, ГВЭ, ЕГЭ);
- вариативный перечень заданий по предмету с учетом успешности выполнения учебных заданий всего учебного плана.
3. Перевёрнутый класс. Класс становится пространством для динамического, интерактивного изучения, где учитель помогает применить знания обучающихся, которые они изучили дома. Основная идея «домашнее – на уроке, теория – дома».
Возможные идеи для внедрения:
- серия занятий по предмету, где теоретическая часть программы изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения;
- рабочие тетради по предмету для организации перевёрнутого обучения.
4. Свои устройства. Учитель максимально задействует на уроке личные мартфоны, ноутбуки, планшеты и другие устройства учеников. Уровень гибкости использования устройств, обучающихся представлен на рис. 2.
Первый |
Второй |
Третий |
Четвертый |
Ограничение на личные устройства определенной марки/модели |
Ограничение на личные устройства для конкретных технических спецификаций |
Ограничение на личные устройства для конкретных возможностей, связанных с программным обеспечением, приложениями и т. д. |
Нет ограничений на личные устройства при условии, что они подключены к Интернету |
Рис 2. Уровни гибкости использования устройств обучающихся
Возможные идеи для внедрения:
- серия занятий по предмету с задействованными личными устройствами обучающихся по уровням;
- перечень программного обеспечения с открытыми дистрибутивами возможными для использования на каждом уровне гибкости на уроке по определённому предмету.
5. Метаучёба. Главный тезис педагогической идеи – «обучение учиться». В течении жизни мы принимаем новые идеи и развиваем новые навыки. Но, обучая сегодня одним знаниям, мы не предлагаем, какие завтра знания ему могут понадобиться, поэтому обучение должно быть процессом где ученики не только решают и достигают цели, но также и размышляет над рассматриваемыми процессами в целом, подвергая сомнению предположения и рассматривают более эффективные действия. Это помогает им стать независимыми учениками со способностью искать источники знания и использовать разнообразные ресурсы для принятия. Таким образом, обучение должно быть направлено по двойной петле «результаты – действия» и «результаты – цели» (см. рис. 3)
Возможные идеи для внедрения:
- рефлексивные карты, дневники, задания;
- система работы выстроенная на основе договоренности с учеником по стратегиям и содержанию обучения.
6. Динамическое оценивание. Оценки при таком подходе ставятся не за единичные задания, а за прогресс в изучении предмета в целом. Ученика судят не относительно класса, а относительно его самого. Центр динамической оценки находится в будущем развитии, тогда как традиционная оценка измеряет прошлый успех.
Рис. 3. Схема обучения по приёму двойной петли
Возможные идеи для внедрения:
- система двойного оценивания (результат + изменение);
- метод «предварительного вмешательства».
7. Событийное образование. С наибольшим желанием школьники учатся не во время ежедневных походов в школу, а во время образовательных фестивалей и праздников:
- ярмарки производителя;
- фестивали культуры, истории и искусства;
- конференции;
- другие региональные и школьные события.
Возможные идеи для внедрения:
- система предметных событий;
- система воспитательных событий и встреч.
8. Пороговые знания. Пороговое знание – что-то, что, когда изучено, открывает новый образ мыслей о проблеме, предмете или мире. Преподавание должно основываться не на примерах и заданиях, а на неинтуитивных концептах (удивление знаниями), и педагог, в первую очередь, должен не объяснять, как правильно, а разрушать предрассудки, препятствующие познанию.
Возможные идеи для внедрения:
- система пороговых заданий, основанных на содержании предмета;
- система пороговых заданий для освоения метода или способа действий.
9. Бриколлаж – это творческое использование любых инструментов и доступных ресурсов. Первоначально используемый относительно практических действий, таких как плотницкие работы, позднее использование любых предметов для обучения, кроме специально созданных для этого.
Возможные идеи для внедрения:
- разработка уроков с использованием «нетрадиционных» предметов;
- разработка уроков с использованием «нетрадиционных» ресурсов.
Рассмотренные педагогические практики могут стать педагогическими инновациями и для российской системы образования, для этого нужен целенаправленный педагогический эксперимент по их адаптации и детальной проработке, учитывающий возможные риски. Любая инновация всегда привязана ко времени её реализации, поэтому важно не только внедрять эффективные педагогические практики, но и соотносить с их временными реалиями. Для этого возможно рассмотреть доклад Европейской комиссии по вопросам образования и культуры [7, 8].
В докладе комиссии обобщаются тенденции в мировом обучении и их временные перспективы (рис. 4). Выделяются три группы задач: разрешимые, трудные и трудноразрешимые. При этом, на наш взгляд, в российском образовании разрешимыми задачами можно назвать интеграцию ИКТ в процесс подготовки педагогических кадров и совмещение формального и неформального обучения. Даты внедрения технологий на практике будет увеличены до 3–5 лет. Как ориентир данная схема позволяет выстроить приоритеты определения ближнесрочных и дальнесрочных педагогических инноваций.
Рис. 4. Тенденции в мировом обучении и их временные перспективы
Таким образом, предложенные выводы в докладах могут стать опорой для определения стратегий педагогических инноваций в практике образовательных организаций и педагогических работников. Педагогический потенциал российского образования – один из самых высоких в мире, согласно констатирующей части государственной программы, поэтому реальный перечень педагогических инноваций будущего может стать другим, но существенные тенденции, отраженные в докладах, сохранятся, достаточно посмотреть формируемый каталог российских образовательных стартапов EdIndex [9]. Предложенные образовательные идеи становятся еще более значимыми, т. к. часть из них уже подтверждает выводы в новом докладе от 2 декабря 2015 года Открытого университета Великобритании на 2016 год [10].